Ретроспективный анализ реформирования отрасли «Физическая культура и спорт» в современном образовании
Чернышев Виктор Петрович,
кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой ФКиС, ФГБОУ «Тихоокеанский государственный университет»
E-mail: [email protected] Хабарова Ольга Леонидовна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра ФКиС, ФБГОУ «Тихоокеанский государственный университет» E-mail: [email protected]
Конобейская Анжела Владимировна,
старший преподаватель кафедры ФКиС, ФБГОУ «Тихоокеанский государственный университет» E-mail: [email protected]
Власенко Светлана Викторовна,
старший преподаватель кафедры ФКиС, ФБГОУ «Тихоокеанский государственный университет» E-mail: [email protected]
Тимошков Егор Викторович,
старший преподаватель кафедры ФКиС, ФБГОУ «Тихоокеанский государственный университет» E-mail: [email protected]
В статье предпринята попытка на основе ретроспективного анализа физической культуры рассмотреть причины неудачного реформирования отрасли. Помимо спорта высших достижений в системе школьного, вузовского и дополнительного образования продолжает реализовываться экстенсивный подход, приводящий не к числу занимающихся физической активностью, а снижением числа участников этого явления [1]. Показано, что одним из главных препятствий на пути позитивных реформ стало внедрение «нового» языка, объясняющего сущность физической культуры и не принятого профессиональным сообществом. Стал востребован междисциплинарный, свободно оперирующий междпредметными понятиями и терминами язык. Оказалось, что объяснить проблемы отрасли возможно, только если привлекать к работе понятия смежных дисциплин, таких как история, философия, культурология, математика и многих естественно-научных дисциплин. Оказалось, однако, что новому языку надо учиться, что новые понятия с трудом вписываются в детерминированную практику содержания работы отрасли. Для многих специалистов это оказалось серьезной проблемой. Статья ориентирует профессиональное сообщество на поиск пути придания явлению физическая культура новых смысловых ориентиров и позиций. Без переосмысления сущности явления его реформирование в очередной раз рискует пробкуксовать на месте.
Ключевые слова. Физическая культура и спорт. Экстенсивный и интенсивный подход. Профессиональный язык. Реформирование отрасли.
В начале перестроечного времени, в 90-х годах возникла дискуссия, которая выявила большое деформирование функционирования отрасли «Физическая культура и спорт» в целом и, в образовании всех уровней, в частности. Тогда же возникла проблема, существенно ограничивающая реформаторский потенциал ведущих специалистов и ученых отрасли, предлагавших новые методы и подходы к реформированию отрасли [2]. Проблема эта не нова, но натыкаются на нее активные реформаторы часто. Для создания полнодействующей концепции ФКиС был необходим более сложный язык, чем тот, на котором который отрасль эксплуатировала последние 70 лет. Стал востребован междисциплинарный, свободно оперирующий междпредметными понятиями и терминами язык. Оказалось, что объяснить проблемы отрасли возможно, только если привлекать к работе понятия смежных дисциплин, таких как история, философия, культурология, математика и многих естественно-научных дисциплин [3]. Оказалось, однако, что новому языку надо учиться, что новые понятия с трудом вписываются в детерминированную практику содержания работы отрасли. Для многих специалистов это оказалось серьезной проблемой. В итоге новый язык оказался мертвым, практически не влияющим на оперативную работу специалистов. Колонизируя будущее, а проще говоря, планируя определенные цели, люди часто не задумываются над тем, что когда это будущее наступает, то те понятия, которые они туда заранее заслали оказываются там не у дел и не в состоянии объяснить действительность. Описанная проблема оказалась не решена и традиция взяла свое, что, несомненно, резко затормозило проведение реформ отрасли. Не удалось интенсифицировать отрасль в целом и, образование по физической культуре, в частности. Экстенсивный подход, ориентация на соматическое развитие индивида, своего рода - дрессировка тела, сохранились до сих пор. В итоге культурный потенциал физической культуры, испытав интеллектуальный всплеск вернулся в родные пенаты. Более того, названный потенциал снизился, за счет выделения особых групп спортсменов, имеющих возможности использовать современный западный опыт. Важнейшая потребность молодых людей в физической активности остается декларативной, но не реализуемой практически. И хотя сегодня никто не отрицает высокую значимость физической культуры, как сущностной практики человеческого бытия, ее высокой статусности, особенно в ее коммуникативной сфере, это пони-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
и
сэ см о см
мание остается декларативным. В такой ситуации особое внимание должно быть обращено на подготовку специалистов нового типа, осуществляющих непосредственную контактную работу с населением, в рабочих программах специализированных вузов приоритет по прежнему за практикой. Обычно именно тренер-преподаватель является той референтной группой или фигурой, через образ которого, молодой человек формирует образ собственной картины мира. Расширение учебных программ и планов подготовки специалистов отрасли, за счет искажают сущность предметавре-мени. Свою добавку в понимание такой необходимости внесла всемирная пандемия вируса. Пока такая работа на стадии пожеланий и мы имеем на выходе специалиста дрессировщика, а не педагога гуманиста. Завершая отеоретических, в первую очередь, инноваций и прозрений, несмотря на отлив, оставила серьезный материал для дальнейшей разработки концептуальных основ развития отрасли. Доведение сущности физического здоровья до каждого жителя страны. Опора на физическую активность как на срез, разновидность деятельностного среза культуры, может и должна стать основой понимания многогранной и интегративной сущности «Физической культуры и спорта» в целом, наиболее полной ее реализации ее потенциала в педагогическом процессе (Николаев).
Мы уже писали, что в начале 90-х стали появляться в педагогической печати публикации, суть которых во многом опиралась на понимание того факта, что идеологические приставки к образованию в целом и к образованию по физической культуре, искажают сущность предмета, превращая его в банальное прикладное средство, в технологию. Человек как бы сам «прикладывался» к системе и становился фрагментарным объектом, намертво впаянным в существующее вокруг него бытие, даже не задумываясь о возможности этот автомат покинуть. (БИБИХ). Детерминированный, одномерный человек был полным конформистом по отношению к собственной судьбе. Предмет и объект физической культуры и спорта, определяясь через идеологический слой сознания, представлялись застывшими навсегда формами, разрушение которых чревато катастрофой. Появление работ Л.И. Лубышевой, В.К. Бальсе-вича. М.Я Виленского, В.И. Ляха, В.М. Николаева и других перенесли акцент социальной практики физической культуры с формы на самого человека, на его потребности, предпочтения, приоритеты. Оказалось, что физическая культура и спорт полноценный социальный элемент, своим легитимным наличием оказывающий мощное воздействие на формирование целостной человеческой личности. Однако надо напомнить, что радикальный прорыв в понимании сущности физической культуры и спорта не мог произойти по одной причине, язык, терминология, которыми привыкли пользоваться специалисты-практики отрасли купировал возможности авторского раскрытия пол-
ностью теоретико-методологического содержания явления физической культуры и спорта в изменившихся социально-политических условиях. Связано это во многом с предыдущей советской моделью физической культуры и спорта, которая была по сути реактивной, она с готовностью откликалась на потребности развивающегося общества, которое испытывало острую нехватку молодых людей готовых трудиться и воевать. Таким образом, физическая культура и спорт, как социально-ценностное явление, участвующее своим содержанием в полноценном развитии социума, индивида, личности была маргинализирована до прикладного уровня. Физическая культура и спорт, помимо результативной и эстетической функции, способствует адаптации молодежи к состоянию общества высокой неопределенности, динамике социальных процессов, бурно изменяющимся условиям жизни. Тем не менее, попытка специалистов переосмыслить сущность физической культуры и спорта не осталась не замеченной [5]. На страницах специализированных журналов появились дискурсивные концепты, возникли диспуты и дискуссии, привносящие в рутинную повседневность свежую, оригинальную струю. Уже в 1992 году появилась новаторская «Концепция формирования физической культуры человека» Л.И. Лубышевой[3], где впервые была предпринята попытка описать феномен физической культуры с позиции ее духовно-ценностного потенциала. В работе подчеркивалось, что в учебном процессе потенциал физической культуры представлен крайне скудно, физическая культура рассматривается в основном как средство развития физических качеств индивида. При этом в чисто декларативно в нормативных документах отражалась достаточно высокая значимость физической культуры для интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания личности. На бумаге выходило красиво, на практике не выходило никак. Забегая вперед отметим, что в начале ХХ1ве-ка вопрос о воспитании, в том числе через содержание средств фиизической культуры, оказался в центре внимания властей всех уровней. Особая роль «Физической культуры и спорта» в воспитании гражданина и личности не нуждается в отдельном доказательстве, только при условии понимания профессиональным сообществом сущности этого предмета
Литература
1. Алексеев С В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности \ С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин, А.В. Лотоненко, Л.И. Лу-бышева, С.И. Филимонова. - М.: Научно-издательский центр « Теория и практика физической культуры и спорта. 2013.- 780 с.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояния, проблемы и стратегия развития на перспективу: Актовая речь. М., 192.
3. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: 1992.
4. Николаев Ю.М. Теоретические аспекты инте-гративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры. \ Ю.М. Николаев.- \\Теория и практика физической культуры.- 1998.- № 4. - С. 16-23.
5. Энциклопедия олимпийского спорта: в 5 т. \ Под. Ред. В.Н. Платонова. - Олимпийская литература, 2002-2004.
RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE REFORMING OF THE "PHYSICAL CULTURE AND SPORT" INDUSTRY IN MODERN EDUCATION
Hernyshev V.P., Khabarova O.L., Konobeyskaya A.V., Blasenko S.V., Timoshkov E.V.
Pacific State University University
The article attempts to consider the reasons for the unsuccessful reforming of the industry on the basis of a retrospective analysis of physical culture. In addition to sports of the highest achievements in the system of school, university and additional education, an extensive approach continues to be implemented, leading not to the number of people engaged in physical activity, but to a decrease in the number of participants in this phenomenon [1]. It is shown that one of the main obstacles on the way to positive reforms was the introduction of a "new" language that explains the essence of physical culture and was not accepted by the professional community. An interdisciplinary language that freely operates with interdisciplinary
concepts and terms has become in demand. It turned out that it is possible to explain the problems of the industry only if the concepts of related disciplines, such as history, philosophy, cultural studies, mathematics and many natural sciences, are involved. It turned out, however, that it is necessary to learn a new language, that new concepts hardly fit into the deterministic practice of the industry's work content. This turned out to be a serious problem for many specialists. The article directs the professional community to find a way to give the phenomenon of physical culture new semantic reference points and positions. Without rethinking the essence of the phenomenon, its reform once again runs the risk of stuck in place.
Keywords. Physical Culture and sport. An extensive and intensive approach. Professional language. Reforming the industry.
References
1. Alekseev SV Physical culture and sport in the Russian Federation: new challenges of our time \ S.V. Alekseev, R.G. Gostev, Yu.F. Kuramshin, A.V. Lotonenko, L.I. Lubysheva, S.I. Filimon-ova. - M.: Scientific publishing center "Theory and practice of physical culture and sports. 2013.- 780 p.
2. Balsevich V.K. Physical culture of a person: conditions, problems and development strategy for the future: Aktovaya speech. M., 192.
3. Lubysheva L.I. The concept of human physical culture formation. - M.: 1992.
4. Nikolaev Yu.M. Theoretical aspects of integrative content and human-creative essence of physical culture. \\ Yu.M. Nikolaev.-\\ Theory and practice of physical culture.- 1998. - No. 4. -P. 16-23.
5. Encyclopedia of Olympic Sports: in 5 volumes. \ Under. Ed. V.N. Platonov. - Olympic literature, 2002-2004