Научная статья на тему 'Формирование стратегии развития региональной системы непрерывного физкультурного образования'

Формирование стратегии развития региональной системы непрерывного физкультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS PHYSICAL CULTURE EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / NATIONAL-REGIONAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонов Д.Н., Платонова Л.Л., Черкашин И.А.

В статье представлена совокупность теоретико-методологических положений, научных результатов рассмотрения стратегии развития профессионального физкультурного образования в новых социально-экономических условиях и опытно-экспериментальная проверка ряда ее положений, выводов и рекомендаций, содержащих решение крупной социально-педагогической проблемы определения стратегии развития профессионального образования отрасли физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях региона. Проблемы совершенствования учебных планов и программ при многоуровневой системе непрерывного физкультурного образования, создания единого образовательного пространства в регионе решаются путем достижения преемственности ступеней образования, выбора стратегии образовательного процесса, учета этапов становления личности, разнообразия форм и содержания образования, интеграции науки с практикой развития физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни населения региона. Ключевым направлением развития физкультурно-педагогического образования в современных условиях является формирование приоритета здоровья, что требует перестройки профессиональной подготовки и повышения квалификации всех учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонов Д.Н., Платонова Л.Л., Черкашин И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии развития региональной системы непрерывного физкультурного образования»

формирование стратегии развития региональной системы

непрерывного физкультурного образования

УДК/UDC 796.075

Информация для связи с автором: 706037@mail.ru

Поступила в редакцию 01.06.2015 г.

Кандидат педагогических наук, профессор Д.Н. Платонов1 Л.Л. Платонова1

Доктор педагогических наук, профессор И.А.Черкашин1

1 Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск

FORMATION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEM OF CONTINUOUS PHYSICAL CULTURE EDUCATION

Ph.D., Professor D.N. Platonov1 L.L. Platonova1

Dr.Hab., Professor I.A. Cherkashin1

1 Institute of Physical Culture and Sport of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk

Аннотация

В статье представлена совокупность теоретико-методологических положений, научных результатов рассмотрения стратегии развития профессионального физкультурного образования в новых социально-экономических условиях и опытно-экспериментальная проверка ряда ее положений, выводов и рекомендаций, содержащих решение крупной социально-педагогической проблемы - определения стратегии развития профессионального образования отрасли физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях региона.

Проблемы совершенствования учебных планов и программ при многоуровневой системе непрерывного физкультурного образования, создания единого образовательного пространства в регионе решаются путем достижения преемственности ступеней образования, выбора стратегии образовательного процесса, учета этапов становления личности, разнообразия форм и содержания образования, интеграции науки с практикой развития физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни населения региона.

Ключевым направлением развития физкультурно-педагогического образования в современных условиях является формирование приоритета здоровья, что требует перестройки профессиональной подготовки и повышения квалификации всех учителей.

Ключевые слова: непрерывное физкультурное образование, профессиональное образование, национально-региональный компонент.

Annotation

The present paper contains a set of theoretical and methodological provisions, scientific results of the study of the strategy of development of professional education in the field of physical culture in new socio-economic conditions and an experimental verification of some of its provisions, conclusions and recommendations, containing the solution of the major socio-pedagogical problem of determining the development strategy of vocational education in the sphere of physical culture and sport in the new socio-economic conditions of the region.

Problems of improving the curricula and programs in the multi-level system of continuous education in the field of physical culture, creation of a common educational space in the region are being solved by providing a succession of phases of education, choosing a strategy of the educational process, considering the stages of personal becoming, the diversity of forms and content of education, integration of science into practice of physical culture and sport and by cultivating healthy lifestyles among people of the region.

The development of physical culture and pedagogical education in modern conditions is mainly focused on the formation of health priorities that require adjustment of vocational training and professional development of all teachers.

Keywords: continuous physical culture education, vocational education, nationalregional component.

Введение. Национальной доктриной образования в РФ предусмотрено реформирование системы образования на период до 2025 г Основное направление реформ наряду с общеобразовательной школой, как важнейшим социальным институтом, являются профессиональные учебные заведения - современные центры образования, культуры, науки и интеграция образования, науки и производства [1, 4]. Однако в Национальной доктрине не показаны реальные организационно-педагогические пути и способы реформирования. Из анализа и обобщения практики к этим путям, на наш взгляд, прежде всего относятся регионализация, учет социальных и экономических запросов сферы образования.

Сложившаяся в настоящее время в системе профессионального образования ситуация, по утверждениям регио-

нальных исследователей, во многом обусловлена еще и тем, что вся система образования в значительной степени сформирована по образу и подобию узкоспециализированных классических наук [2, 3]. Вследствие этого система образования не лишена некоторых принципиальных замечаний: во-первых, она далеко недостаточно практико-ориенти-рована, проективна, поскольку больше направлена на познание сущего, чем созидание будущего; во-вторых, она еще не совсем системна.

В образовательной системе Республики Саха (Якутия) происходят значительные изменения: создаются образовательные учреждения различных типов и видов, налицо интеграционные процессы между образовательными учреждениями разного уровня, между учреждениями профессионального

№ 10 • 2015 Октябрь | October

http://www.teoriya.ru

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с

га

^

О (U .с Н

образования, ведется интенсивный поиск эффективных педагогических технологий и т. д.

Цель исследования - разработать и теоретически обосновать технологические процессы развития системы непрерывного физкультурного образования с учетом региональных особенностей Республики Саха (Якутия).

Организация исследования. Экспериментальную базу исследования составили учебные заведения, готовящие специалистов по физической культуре и спорту: Республиканское среднее специальное училище олимпийского резерва им. Р. М. Дмитриева, Якутский и Вилюйский педагогические колледжи, Институт физической культуры и спорта СевероВосточного федерального университета им. М. К. Аммосова.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенная опытная работа свидетельствует о том, что оптимальные организационно-педагогические условия физкультурного образования создаются на основе комплексного (объединены задачи, принципы, содержание, формы, методы воспитания), системного (воспитательный процесс рассматривается в связях и отношениях с учебной работой, с системой дополнительного образования и с факторами окружающей среды), личностного (учет и признание права каждого воспитанника на неповторимость, уникальность и своеобразие), деятель-ностного (вовлечение воспитанников в разнообразные лич-ностно образующие виды деятельности) подходов.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы апробированы технологические принципы физкультурной деятельности. В процессе занятий реализуются требования сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, вовлечения в деятельность, гуманизма, преемственности, опоры на результативность. К частным относятся принцип прогрессирования физической нагрузки и принцип достижения максимального результата. Целостность учебных планов и программ при многоуровневой системе непрерывного физкультурного образования, единого образовательного пространства достигается преемственностью ступеней образования, разнообразием форм и содержания образования, интеграцией науки с практикой.

В соответствии с выделенными положениями разработана концепция региональной системы непрерывного физкультурного образования.

На основе учета систематизированных идей и положений концепции разработана полиструктурная модель непрерывного физкультурного образования в условиях Республики Саха (Якутия), которая определяет новые организационные формы подготовки специалистов по физической культуре и спорту в регионе, современные подходы к содержанию, технологии образовательного процесса. В модели как подготовительная ступень непрерывного физкультурного образования рассматривается допрофессиональная подготовка учащихся в специализированных спортивных классах.

Осуществление программы допрофессиональной подготовки позволяет поэтапно реализовать общую цель непрерывного образования по специальности «Физическая культура и спорт» - подготовить учащихся средней школы к сознательному выбору профессии специалиста по физическому воспитанию, обеспечить приток в вуз (колледж) одаренной молодежи [5].

Анализ полученных в опытной работе результатов позволяет говорить о позитивной динамике (на 9-15 %) сформи-рованности профессиональной деятельности студентов, наблюдаемой в экспериментальной группе, в контрольной группе рост по уровням изучаемого феномена наблюдался в среднем на 5 %. Полученные результаты дают основание утверждать, что использование созданной нами концептуаль-

ной модели формирования профессиональной деятельности с учетом методического обеспечения в процессе личностно развивающего обучения способствует повышению у студентов уровня сформированности профессиональной деятельности и самостоятельно-деятельностной компетентности.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила необходимость профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей-предметников.

Заключение. Ядром качества физкультурного образования, обеспечивающим его наибольшую эффективность, выступают единство и взаимодействие: федеральных, региональных образовательных программ и государственных образовательных стандартов; региональных образовательных учреждений физкультурного профиля с государственными и общественными организациями и учреждениями образования, здравоохранения, физической культуры, научно-исследовательскими лабораториями и спортивными организациями.

Проблемы совершенствования учебных планов и программ при многоуровневой системе непрерывного физкультурного образования, создания единого образовательного пространства в регионе решаются благодаря достижению преемственности ступеней образования, выбору стратегии образовательного процесса, учету этапов становления личности, разнообразию форм и содержания образования, интеграции науки с практикой развития физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни населения региона.

Ключевым направлением развития физкультурно-педа-гогического образования в современных условиях является формирование приоритета здоровья, что требует перестройки профессиональной подготовки и повышения квалификации всех учителей.

Литература

1. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 1990. - № 1. - С. 22-26.

2. Гуляев М.Д. Модернизация управления системой развития физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях на региональном уровне (на примере Республики Саха (Якутия) / М.Д.Гуляев. - М.: Советский спорт, 2012. - 352 с.

3. Данилов Д.А. Служение педагогической науке: Сб. науч. статей / Д.А. Данилов. - М.: Информатика и образование, 2007. - 480 с.

4. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. -1997.

- № 6. - С. 10-15.

5. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта / С.Д. Неверкович и др. - М.: Физическая культура, 2006. - 527 с.

References

1. Bal'sevich, V.K. Fizicheskaya podgotovka v sisteme vospitaniya kul'tury zdorovogo obraza zhizni cheloveka (Physical training in the system of cultivation of healthy lifestyle culture in men) / V.K. Bal'sevich // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 1990. - № 1.

- P. 22-26.

2. Gulyaev, M.D. Modernizatsiya upravleniya sistemoy razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v novykh sotsial'no-ekonomicheskikh usloviyakh na regional'nom urovne (na primere Respubliki Sakha (Yakutiya) (Modernization of control of physical culture and sport development system in new socio-economic conditions of the region (the case of the Republic of Sakha (Yakutia) / M.D. Gulyaev. -Moscow: Sovetskiy sport, 2012. - 352 P.

3. Danilov, D.A. Sluzhenie pedagogicheskoy nauke: Sb. nauch. statey (Serving pedagogical science: collected papers) / D.A. Danilov. -Moscow: Informatika i obrazovanie, 2007. - 480 P.

4. Lubysheva, L.I. Sovremenny tsennostny potentsial fizicheskoy kul'tury i sporta i puti ego osvoeniya obshchestvom i lichnost'yu (Modern value potential of physical culture and sport and way of its social and personal development) / L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. -1997. - № 6. - P. 10-15.

5. Neverkovich, S.D. Pedagogika fizicheskoy kul'tury i sporta (Pedagogics of physical culture and sport) / S.D. Neverkovich et al. -Moscow: Fizicheskaya kul'tura, 2006. - 527 P.

http://www.teoriya.ru № 10 • 2015 Октябрь | October

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.