ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМ КОМПЛЕКСА «ГТО»
С.В. Яковлев, канд. пед. наук, доцент
Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10686
Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения мотивации обучающихся вузов к занятиям физической культурой и спортом через включение нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в учебный процесс по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», использование различных мер стимулирования в целях привлечения студентов к сдаче норм комплекса «ГТО».
Ключевые слова: комплекс ГТО, мотивация, обучающиеся, учебный процесс, физическая подготовленность.
Всероссийский физкультурно-
спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» возрожден по инициативе Президента России и в соответствии с его Указом №172 от 24 марта 2014 года с 1 сентября 2014 года в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 1165-р утверждён план мероприятий по поэтапному внедрению комплекса ГТО, координацию которого осуществляет Министерство спорта Российской Федерации [1].
План предусматривает три этапа внедрения комплекса и второй этап (2016 г.) предусматривал внедрение комплекса ГТО среди обучающихся всех образовательных организаций страны.
Поскольку основным принципом занятий по подготовке и сдаче норм ГТО является принцип добровольности на первое место выходит вопрос повышения мотивации обучающихся к занятиям по подготовке и сдаче норм ГТО. Положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом формируется, по мнению Наговицына Р.С., не одномоментно. Для
наилучшего формирования внутренних побудителей следует придерживаться последовательных действий: первоначально получить базовые знания и навыки в области гигиены, а затем усовершенствовать их до глубоких знаний в области психосоматики, теории и методики физической культуры и спорта, а также регулярными занятиями спортом [2]. К.Н. Дементьев, отмечает, что система нормативов ГТО способствует повышению значимости уроков физической культуры, так как отображает не только требования образовательного стандарта, но и социальный заказ на физически подготовленных для своего возраста детей [3]. Мотивы занятий физической культурой, по мнению Н.И. Пономарёва, В.М. Рейзина [4], - это главное условие их эффективности. Анонимное анкетирование студентов белгородских вузов показало, что 70% студентов ходят на занятия физической культуры исключительно, чтобы получить зачёт (экзамен); 20% - чтобы отвлечься от аудиторных занятий; 7% - чтобы «убить» время; и лишь 3% - чтобы повысить уровень физической подготовленности [5].
Проблема заключается в необходимости мотивировать обучающихся заниматься физической культурой и спортом в целях подготовки к сдаче норм ГТО поскольку
это не находится в сфере интересов большинства обучающихся.
Основываясь на том, что сдача зачета является основным «мотиватором» и в целях внедрения комплекса ГТО среди обучающихся в ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ, был разработан план внедрения комплекса ГТО в вузе который включал этапы:
1. Разъяснительная работа о ВФСК «ГТО».
2. Включение в теоретический курс дисциплины «Физическая культура и спорт» разделов о ВФСК ГТО.
3. Пересмотр нормативов оценки физической подготовленности обучающихся с целью адаптации их к испытаниям (требованиям) комплекса ГТО.
4. Разработка мер стимулирования обучающихся к сдаче норм ГТО.
5. Обучение и практическая подготовка преподавателей кафедры физической культуры в качестве судей ГТО.
6. Совместная деятельность с Краевым центром тестирования ГТО по приему норм ГТО.
Успешной реализации этого плана способствовало то, что вуз располагает спортивным комплексом занесенным во Всероссийский реестр спортивных сооружений и позволяющий осуществлять прием тестов ГТО по всем нормативам комплекса кроме плавания. В спортивном комплексе были размещены стенды с нормативами для всех возрастных групп населения, информация содержащая подробную инструкцию по регистрации на сайте ВФСК ГТО, порядке сдаче нормативов ГТО. Решением Ученого совета вуза предусмотрено регулярное материальное поощрение обучающихся награжденных знаками отличия ВФСК ГТО (золотым, серебряным, бронзовым). Решением кафедры физической культуры студенты имеющие знаки отличия ГТО освобождаются от сдачи практической части зачета по дисциплинам ФКиС и ЭДКиС на протяжении всего
Нормативы оценки физического развития обучающихся по пятибалльной шкале были адаптированы к трехбалльной шкале норм ГТО а также ежегодная, в конце учебного года оценка развития физических качеств проводится с позиции выполнения норм ГТО.
Кроме того 11 преподавателей кафедры прошли обучение по курсу «Подготовка спортивных судей главной судейской коллегии и судейских бригад физкультурных и спортивных мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», получили удостоверения судей ВФСК ГТО и имеют полномочия по приему норм ГТО у студентов. В настоящее время начата совместная работа с Краевым центром тестирования по приему норм ГТО у студентов в процессе приема зачетов по дисциплинам ФКиС и ЭДФКиС.
Выводы:
1. Комплекс мер по внедрение комплекса ГТО среди обучающихся ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ через внедрение его в образовательный процесс должен объективно способствовать повышению их мотивации к занятия физической культурой и спором для выполнения норм ГТО и получения знака отличия ВФСК ГТО.
2. Приведение пятибалльной шкалы нормативов оценки уровня физического развития обучающихся к трехбалльной шкале норм ГТО позволяет использовать нормы ГТО как основу оценивания их уровня физического развития.
3. Возможность регулярно, в конце каждого года обучения, проводить анализ развития основных физических качеств через выполнение нормативов ГТО позволяет более наглядно увидеть недочеты и вносить коррективы в методику и практику проведения учебных занятий по дисциплинам ФКиС и ЭДФКиС.
курса обучения по этим дисциплинам.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года №172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» // Российская газета. 26.03.2014. № 68.
2. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8 (часть 2). - С. 293-298.
3. Дементьев К.Н. Мотивационная обусловленность занятий физической культурой учащейся молодежи // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 11. - С. 33-35.
4. Пономарёв, Н. И. О формировании потребности человека в физкультурно-спортивной деятельности (теоретический аспект) / Н.И. Пономарёв, В.М. Рейзин // Теория и практика физической культуры. - М., 1988. - Вып. 10. - С. 2-4.
5. Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Балышева Н.В., Усатов А.Н., Скруг Д.А. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1-1. -С.1043.
INCREASING THE MOTIVATION OF UNIVERSITY STUDENTS TO ENGAGE IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS TO MEET THE STANDARDS OF THE «GTO»
COMPLEX
S.V. Yakovlev, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Pryanishnikov Perm State Agro-Technological University (Russia, Perm)
Abstract. Article is devoted a problem of increase of motivation of University students towards physical culture and sports through the inclusion of the standards and requirements of the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" in the educational process on disciplines of "Physical culture and sport" and "Elective subjects of physical culture and sport", the use of different incentives in order to attract students to pass the standards of the complex «GTO».
Keywords: GTO complex, motivation, students, educational process, physical fitness.