Научная статья на тему 'РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
52
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ПАНДЕМИЯ / РЕЖИМ ОЖИДАНИЯ / ПРОСТРАНСТВО КОММУНИКАЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимошков Егор Викторович, Чернышева Лариса Георгиевна, Юречко Ольга Валентиновна, Вязигин Алексей Юрьевич

В статье анализируются психологические затруднения, возникшие в реализации обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» в период пандемии COVID -19. Показано, что сформированный у студентов в предыдущий учебный период «режим ожидания» связанный с предметом физическая культура, при поступлении в вуз оказывается не состоятельным. Это порождает психологические фрустрации и создает напряжение. Не менее сложным современный этап оказался для преподавателей дисциплины. Их детерминированные компетенции вступили в противоречие с новым, вынужденным форматом обучения, вызванного эпидемией. Подчеркивается возможность компенсации психологических состояний всех агентов действия на пути создания пространства особого рода, пространства диалога, в котором возможна управляемая регуляция психологическими состояниями. Феномен «физическая культура и спорт» рассматривается через понятие «превращенная форма», которое оказывается эвристически нагруженным коннотациями современного состояния системы, что позволяет анализировать ее рационально. Адекватный анализ состояния системы позволяет адаптировать ее в актуальном режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тимошков Егор Викторович, Чернышева Лариса Георгиевна, Юречко Ольга Валентиновна, Вязигин Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF PSYCHOLOGICAL STATES OF STUDENTS AND TEACHERS DURING A PANDEMIC BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

The article analyzes the psychological difficulties that arose in the implementation of training in the discipline “Physical culture and sports” during the COVID-19 pandemic. It is shown that the “standby mode” formed in students in the previous academic period associated with the subject of physical culture, when entering a university, turns out to be unreasonable. This creates psychological frustration and tension. The modern stage turned out to be no less difficult for the teachers of the discipline. Their deterministic competencies came into conflict with the new, forced learning format caused by the epidemic. The possibility of compensating the psychological states of all agents of action on the way of creating a space of a special kind, a space of dialogue, in which controlled regulation of psychological states is possible, is emphasized. The phenomenon of “physical culture and sport” is considered through the concept of “converted form”, which turns out to be heuristically loaded with the connotations of the current state of the system, which makes it possible to analyze it rationally. Adequate analysis of the state of the system allows you to adapt it in the current mode.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Регуляция психологических состояний студентов и педагогов в период пандемии средствами физического воспитания

Тимошков Егор Викторович,

преподаватель. каф. ФКиС, ФГБОУ ВО ТОГУ E-mail: Timtim.91@yandex.ry

Чернышева Лариса Георгиевна,

канд. пед. наук., доцент, кафедра ФКиМБД АГПУ E-mail: tschern@yandex.ru

Юречко Ольга Валентиновна,

к.п.н., доцент каф. психологии и педагогики АМГУ E-mail: olga19674@yandex.ru

Вязигин Алексей Юрьевич,

доцент каф. ФСД ФГБОУ ТГПУ E-mail: a_viazigin@mail.ru

В статье анализируются психологические затруднения, возникшие в реализации обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» в период пандемии COVID -19. Показано, что сформированный у студентов в предыдущий учебный период «режим ожидания» связанный с предметом физическая культура, при поступлении в вуз оказывается не состоятельным. Это порождает психологические фрустрации и создает напряжение. Не менее сложным современный этап оказался для преподавателей дисциплины. Их детерминированные компетенции вступили в противоречие с новым, вынужденным форматом обучения, вызванного эпидемией. Подчеркивается возможность компенсации психологических состояний всех агентов действия на пути создания пространства особого рода, пространства диалога, в котором возможна управляемая регуляция психологическими состояниями. Феномен «физическая культура и спорт» рассматривается через понятие «превращенная форма», которое оказывается эвристически нагруженным коннотациями современного состояния системы, что позволяет анализировать ее рационально. Адекватный анализ состояния системы позволяет адаптировать ее в актуальном режиме.

Ключевые слова. Психологическая регуляция. Пандемия. Режим ожидания. Пространство коммуникации. Физическая культура и спорт.

Опыт показывает, что не готовность адекватно противостоять пандемии коронавируса проявилась на всех уровнях: на социальном, на физическом, на бытовом, но сильнее всего пострадал психологический уровень устройства человеческой личности. Одновременно с воздействующей на общество и отдельных его представителей фрустрацией, не менее активно включаются механизмы защиты жизни, от физиологических реакций, приспосабливающих организм к стрессовым перегрузкам, до принятия мер общественной консолидации с целью купирования наступивших последствий. В борьбе с возникшей угрозой оказываются хороши те средства, которые апробированы людьми столетиями, но используемые в те или иные социальные эпохи не по прямому назначению. К таким средствам приведения состояния человека в стадию активного гомеостаза издавна принято относить физическую культуру. В древнейшем памятнике письменной культуры античности «Иллиаде» Гомера описывается проведение первых спортивных состязаний ахейским (греческим) войском в разгар Троянской войны. Именно средствами физической культуры, разгоряченным битвой воинам, предписывалось приведение своего психологического состояние в приемлемое, для продолжения цивилизованной жизни. В XXI веке физическая культура и спорт, наряду с традиционным представлением о них как средстве, способствующем сохранению и продолжению жизни, стала явлением, подходящим понятию введенное К. Марксом, а именно как «превращенная форма». Оторвавшись от присущих этому явлению функций прикладного характера (трудовой, воинской и других повинностей), закручиваясь в своем социальном развитии на себя, физическая культура и спорт сегодня занимает в жизни общества в целом и жизни каждого индивида существенное место. Более того, привлечение в отрасль огромных денежных средств, делает физическую культуру важным элементом политики. В статье мы хотим вернуть физической культуре и спорту ее изначальные смыслы и показать, как традиционные средства выполнения физкультурных упражнений способствуют восстановлению изувеченной пандемией психики молодых людей. Усилия, предпринимаемые органами управления образованием в стране, направленные на формирование у учащихся устойчивой установки на содержание своего физического естества в приемлемых рамках натыкаются на ряд проблем. Школьная физическая культура как обязательный учебный предмет, по результатам многих исследований не в полной

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

мере удовлетворяет как самих учеников, так и специалистов [3]. В связи с подготовкой к сдаче ЕГЭ, как отмечают опрошенные нами студенты младших курсов университета, большинство школьников старших классов отодвигают процесс физического совершенствования на периферию спектра интересов. Также стоит отметить довольно резко выросший за последние годы процент молодых людей, имеющих те или иные отклонения здоровья, что делает их пассивными в отношении самого предмета. В связи с этим для специалистов в области физической культуры встают вопросы адаптации учебной программы по дисциплине так, чтобы найти приемлемые средства для каждого студента и способствовать его психологической перезагрузке в отношении предмета деятельности. Ситуация усугубляется особым периодом в жизни молодых людей, переходящих от пубертата к постпубертату и активизацией в связи с этим чисто психических функций. Поиск своего места в жизни в студенческие годы резко интенсифицируется, идет напряженный и не всегда результативный процесс адаптации к окружающему миру в новом для себя статусе. Для психологического состояния индивида в такой период характерным является обилие жизненных стратегий, большинство из которых относятся скорее к области мифа [5]. Поисковая активность необходима молодому человеку, а сопровождающие эту активность ошибки и промахи не подходят в большинстве под рубрику психологических травм. Данное описание, однако, оказывается не совсем верным в отношении к собственной соматической составляющей индивида. Как показывают многолетние педагогические наблюдения, не пробужденный и не подкрепленный психологически вовремя процесс физического совершенствования, может оказаться маргинальным элементом сознания индивида, от которого бессмысленно ожидать позитивного развития [6]. Студенческий возраст является таким жизненным отрезком, во время которого еще можно сформировать устойчивую установку на физическое развитие. Как ни странно, именно психологическое воздействие на сознание каждого индивида совокупности факторов, способствует «пробуждению» сознания от «летаргического сна». Осознание значимости физического развития и осознание возникших ограничений, связанных с собственным телом, приводит молодых людей к вопросу об организации своей физической подготовки в приемлемых для себя условиях. В свете сказанного сегодняшняя «пандемий-ная» ситуация, и, как следствие, полное переформатирование привычных социальных практик, в том числе и в области физического развития ставит молодого человека в затруднительное положение. Следует заметить, что и большинство работающих сегодня в системе образования о специалистов также находятся в не проясненном й для себя состоянии. В системе образования по фи-еЗ зической культуре выделяется один фактор, име-Ц ющий специфическую окраску для всей системы

в целом. Речь идет об особом «пространстве коммуникации», возникающем в ходе групповых занятий физическими упражнениями. Молодые люди оформляют переходный период из школы в вуз формируя у себя определенный «режим ожидания». Состояние «режима ожидания» описанный в специальной литературе феномен, принципиально отличающийся от процедуры колонизации будущего путем планирования определенных результатов [2]. Психологически «режим ожидания» можно отнести к процедуре создания мифологического пространства. Определяя в сознании определенный набор предпочтительных социальных маркеров, человек попадает в зависимость от своего воображаемого мира. Чаще всего маркеры основываются на отрывочных впечатлениях, почерпнутых из различных источников и собранные вместе. Будучи по природе мифическими явлениями, придуманные реальности, тем не менее, могут стать и часто становятся реальными и вполне рациональными ориентирами, указывающими индивиду путь развития. Одним из главных аспектов «режима ожидания» возникающего у молодых людей в переходный период, является желание, естественное для их возраста, открыть для себя новые коммуникативные пространства, завести новые знакомства, освободиться от некоторых довлеющих из вне сил. Физическая культура и спорт в связи с этим может оказаться именно тем пространством коммуникации, на территории которого достаточно просто построить диалоговое поле с другими ребятами. Особенностью этого поля является относительно демократическое устройство данной территории, суть этого устройства и его демократичности том, что оно допускает внутри себя огромное разнообразие вариантов представления себя. Будучи в определенной степени «фальшивой нотой» в общем образовательном пространстве вуза, физическая культура и спорт представляют для желающих широкий спектр возможности для самореализации. Понимая это, молодые люди активно вступают в это пространство, принося с собой придуманные для его обустройства ожидания. Новые стандарты обучения (ФГОС 3++) в вузе довольно резко ограничивают имеющийся в наличии ресурс ожидания. Теоретический курс, длящийся весь первый семестр для большинства начинающих студентов выглядит как больной зуб. В их вариациях на тему будущего устройство учебного процесса такой вариант развития событий явно не входил. Детерминированное восприятие и опыт предшествующего вузу периода школьных лет сформировал у ребят устойчивую модель восприятия и значимости отдельных учебных дисциплин. Теоретическая подготовка по дисциплине «Физическая культура и спорт» вызывает поначалу стойкое удивление и, даже, неприятие предмета, граничащее с отторжением. Особенно тяжело воспринимают предлагаемую форму те студенты, для которых пространство физической активности было и остается близким по духу и по форме проведения времени.

Первоначальное отторжение предлагаемой формы происходит на психологическом уровне, с которым и необходимо работать. В этом заключается противоречие устроения учебного процесса, когда разоруженными перед возникшей проблемой оказались не только студенты, но преподаватели дисциплины, психологическая подготовка которых была сконцентрирована на реализации практической дисциплины. Действительно, значительная часть вузовских преподавателей в силу профессиональной компетентности достаточно адекватно разбирается в вопросах психологии данной возрастной группы, но исключительно в аспекте практического воплощения учебного материала. Теоретический курс, усугубленный пандемией, преподносит для этой категории специалистов новые вызовы. Высокий процент аудиторной наугрузки, требующий умения вербализовывать такие элементы обучения, которые в традиционной модели обучения целиком и полностью умещались в рамках практического использования, заставляет преподавателей, особенно старшей возрастной группы, максимально использовать свои способности транслировать учебный материал в необычных условиях. Обоюдные трудности с трансляцией и восприятием материала формируют зону коммуникации далекую от адекватности. Все это становится причиной конфликтов и взаимных обвинений в некомпетентности и другие составляющие моменты, затрудняющие освоение материала. Другим фактором, лимитирующим освоение учебного материала в условиях удаленного режима обучения является то, что в традиционных формах получения знаний и навыков в области физической культуры, значительная часть содержания реализуется в групповом формате. Это важный аспект дисциплины, позволяющий студенту оперативно соотносить качество выполнения учебного задания с выполнением задания окружающими товарищами. Выполнение упражнений в составе группы позволяет занимающемуся фактически моментально вносить коррективы в собственные действия. Группа по сути является своеобразным тренажерным устройством - зеркалом, обеспечивающим быструю обратную связь о ходе выполняемого действия. В режиме обучения, когда ученики выполняют задания не имея перед собой никакой внятной модели, многие просто теряются и прекращают занятия. Психологически такое поведение понятно и объяснимо, но ставит перед специалистами новые задачи. Перезагрузить фокус контроля занимающихся с внешнего, подражательного окружения на внутреннюю сосредоточенность сложно, но в нынешних условиях необходимо. По мнению автора эффективным способом решения этой проблемы будет поощрительная динамика методических указаний, производимых преподавателем. Только поверивший в собственные силы ученик способен выполнять набор упражнений с максимальной для себя эффективностью. «Я-концепция» нуждается в конкретизации [1], эта сентенция актуализировалась сегодня как никог-

да ранее. Изолированный режим существования, становящийся своим, обжитым местом требует переосмысления органического единства, определяющего нашу целостность. Режим изоляции, разрушение привычных социальных и экзистенциальных практик неожиданным образом выводит физическую культуру личности из маргинального статуса на передовые позиции существования человека. «Медитировать, «расслабляя» тело, «стараться снизить напряжение», - добавляет журнал «Психологии», обращаясь к тем, кто страдает от перенапряжения. Столько приемов при полном разрыве с прошлым! «Тело» должно быть нашим открытием: «Тело - это изобретение сегодняшнего поколения» [4]. Вопросы, поставленные в статье лишь первая попытка обобщить длящийся сегодня опыт реализации физической активности личности студентов в условиях пандемии и удаленного режима обучения. Как ни странно, но именно в таких ситуациях предметы «второго плана» выходят на авансцену значимости. Обращение к собственному физическому статусу непосредственно, напрямую, необходимость искать и находить нестандартные формы взаимодействия с самим собой, требуют от всех вовлеченных в процесс участников мощного интеллектуального усилия, с помощью которого только и можно сосредоточить внимание на важности поддержания активного гомеостаза для обеспечения жизненного проявления как целостного и непрерывного пути развития личности. Средства физической культуры, будучи естественными видами деятельности способны оказывать на целостное развитие максимально позитивное воздействие. В этом их непреходящая ценность, но не менее значимым свойством физической активности индивида является способность средств физической культуры обеспечивать психологическое равновесие человеческой натуры в особые периоды жизненного процесса. Использование элементов физической активности в период пандемии, важное и качественное средство приведения своего ментального состоянию в такое, в котором человек способен осуществлять жизнедеятельность адекватно и рационально. Для специалистов, осуществляющих сопровождение процесса физического развития в современных условиях главным аспектом деятельности становится создание такого психологического фона, при котором молодые люди смогут ощутить значимость самостоятельной работы по приведению собственной телесной фракции в рабочее состояние, отвечающее текущему моменту. В настоящее время в условиях перехода к «постковидному» миру, какие свойства и способности личностного развития будут востребованы и обеспечат современной молодежи легитимное существование. Физическая культура и спорт не единственные на сегодняшний день средства борьбы с наступившей угрозой, но качественное использование средств и методов активизации человеческого потенциала через создания средствами физической культуры психологического сопро-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

вождения онтогенеза человека серьезная и необходимая стратегия выживания.

Литература

1. Вигарелло Жорж Самоощущение. История восприятия тела (XVI-Ххвв.) / Пер. С франц. Л.Б. Комиссаровой. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. - 256 с.

2. Донцов, А.И. Феномен зависти: Homo invidens? / Александр Донцов. - М.: Эксмо, 2014. - 512 с.

3. Доронцов А.В., Ермолина Н.В. Зинчук Н.А. Актуальность интеграции секционных занятий видами спорта в общеобразовательное пространство средней школы. Научно-теоретический журнал «Ученые заметки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 1-2019. - С. 98-102.

4. Пеннак Д. Дневник одного тела. М.: Эксмо, 2014. С. 153.

5. Пелипенко А.А. Рроссийская ментальность до и после смерти «Должного» Куда ведет кризис культуры? Опыт междисциплинарных диалогов / Под общ. ред. И.М. Клямкина. М.: Новое издательство, 2011. С. 56-118.

6. Чернышев В.П. Чернышева Л.Г. Юреч-ко О.В. Бобина О.Н. Мацко А.И. Современный спорт как убежище от онтологического страха и конструирование врееменной лакуны безопасности. Журнал «Социология» Изд. МГУ № 1. 2020. С.186-196.

REGULATION OF PSYCHOLOGICAL STATES OF STUDENTS AND TEACHERS DURING A PANDEMIC BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

Timoshkov E.V., Chernysheva L.G., Yurechko O.V., Vyazigin A. Yu.

FGBOU IN PNU; ASPU; AMSU; TSPU

The article analyzes the psychological difficulties that arose in the implementation of training in the discipline "Physical culture and sports" during the COVID-19 pandemic. It is shown that the "standby mode" formed in students in the previous academic period associated with the subject of physical culture, when entering a university, turns out to be unreasonable. This creates psychological frustration and tension. The modern stage turned out to be no less difficult for the teachers of the discipline. Their deterministic competencies came into conflict with the new, forced learning format caused by the epidemic. The possibility of compensating the psychological states of all agents of action on the way of creating a space of a special kind, a space of dialogue, in which controlled regulation of psychological states is possible, is emphasized. The phenomenon of "physical culture and sport" is considered through the concept of "converted form", which turns out to be heuristically loaded with the connotations of the current state of the system, which makes it possible to analyze it rationally. Adequate analysis of the state of the system allows you to adapt it in the current mode.

Keywords. Psychological regulation. Pandemic. Standby mode. Communication space. Physical Culture and sport.

References

1. Vigarello Georges Self-awareness. The history of body perception (XVI-XX centuries) / Per. From French. L.B. Komissaro-va. - M.: Center for Humanitarian Initiatives, 2020. - 256 p.

2. Dontsov, A. I. The Phenomenon of Envy: Homo invidens? / Alexander Dontsov. - M.: Eksmo, 2014. - 512 p.

3. Dorontsov A.V., Ermolina N.V., Zinchuk N.A. The relevance of the integration of sectional sports in the general educational space of the secondary school. Scientific-theoretical journal "Scientific Notes of the University named after P.F. Lesgaft", No. 1-2019. - P. 98-102.

4. Pennac D. Diary of one body. M.: Eksmo, 2014. S. 153.

5. Pelipenko A.A. Russian mentality before and after the death of "Must" Where is the cultural crisis leading? Experience of interdisciplinary dialogues / Ed. ed. I.M. Klyamkina. M.: New publishing house, 2011. S. 56-118.

6. Chernyshev V.P. L.G. Chernysheva Yurechko O.V. Bobina O.N. Matsko A.I. Modern sport as a refuge from ontological fear and construction of a temporary safety gap. Sociology Magazine Publ. Moscow State University No. 1. 2020. P. 186-196.

о с

u

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.