Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПЕРИОД УЧЕБЫ В УДАЛЕННОМ ФОРМАТЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПЕРИОД УЧЕБЫ В УДАЛЕННОМ ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ / ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / РАСШИРЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабарова Ольга Леонидовна, Алексеева Юлия Павловна, Вронская Наталья Геннадьевна, Юречко Ольга Валентиновна

В статье представлены рассуждения основанные на анализе пребывания системы образования в вузе в условиях длящейся пандемии. Возникшая и распространившаяся по всему миру эпидемия COVID-19 поставила перед специалистами в области образования сложнейшие задачи. Особенно сложным переход на удаленный формат обучения оказался для учебных дисциплин, содержание которых состоит преимущественно из практических занятий. Для дисциплины «Физическая культура и спорт» возникшие сложности умножились кратно в следствии обращения ее основных средств к самой сути человеческого существа [1]. Средствами физической культуры можно развивать деструктивные качества человеческой самости, что не раз происходило в истории. Традиционные способы контроля за негативными проявлениями человеческой натуры во время занятий физической культурой оказались блокированными. Поиск новых форм и методов воздействия на сознание молодых людей, с целью адекватного канализирования их физических проявлений в общекультурные формы задача ближайшего времени. От ее решения будет зависеть судьба не только отдельных личностей, но ход развития всей отрасли знания. Физическое состояние современного человека вышло за рамки совершенствования его соматических проявлений, сегодня это состояние важнейшая часть общечеловеческой культурной матрицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хабарова Ольга Леонидовна, Алексеева Юлия Павловна, Вронская Наталья Геннадьевна, Юречко Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE MANIFESTATION OF DEVIANT FORMS OF BEHAVIOR AMONG UNIVERSITY STUDENTS IN PHYSICAL CULTURE LESSONS DURING THEIR STUDIES IN A REMOTE FORMAT

The article presents reasoning based on the analysis of the stay of the education system at the university in the context of a continuing pandemic. The COVID-19 epidemic that has emerged and spread around the world has presented educational professionals with daunting challenges. The transition to a remote learning format turned out to be especially difficult for academic disciplines, the content of which consists mainly of practical lessons. For the discipline “Physical culture and sport” the difficulties that have arisen have multiplied many times as a result of the appeal of its main means to the very essence of the human being [1]. By means of physical culture it is possible to develop the destructive qualities of the human self, which has happened more than once in history. Traditional methods of controlling negative manifestations of human nature during physical education were blocked. The search for new forms and methods of influencing the consciousness of young people in order to adequately channel their physical manifestations into general cultural forms is a task for the near future. The fate of not only individuals, but the course of development of the entire branch of knowledge will depend on its decision. The physical state of a modern person has gone beyond the framework of improving his somatic manifestations, today this state is the most important part of the universal human cultural matrix.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПЕРИОД УЧЕБЫ В УДАЛЕННОМ ФОРМАТЕ»

Исследование проявления девиантных форм поведения у студентов вузов на занятиях по физической культуре в период учебы в удаленном формате

Хабарова Ольга Леонидовна,

канд.пед.наук., доцент каф. ФКиС ФГБОУ ВО ТОГУ E-mail: smirnova_lelya76@mail.ru

Алексеева Юлия Павловна,

ст. преп. департамента физического воспитания ШИГН ФГАОУ ВО ДВФУ E-mail: alekseeva-e@bk.ru

Вронская Наталья Геннадьевна,

ст. преп. департамента физического воспитания ШИГН

ФГАОУ ВО ДВФУ

E-mail: vronskaya-nata@mail.ru

Юречко Ольга Валентиновна,

к.п.н. доцент каф. психологии и педагогики АМГУ E-mail: olga19674@yandex.ru

В статье представлены рассуждения основанные на анализе пребывания системы образования в вузе в условиях длящейся пандемии. Возникшая и распространившаяся по всему миру эпидемия COVID-19 поставила перед специалистами в области образования сложнейшие задачи. Особенно сложным переход на удаленный формат обучения оказался для учебных дисциплин, содержание которых состоит преимущественно из практических занятий. Для дисциплины «Физическая культура и спорт» возникшие сложности умножились кратно в следствии обращения ее основных средств к самой сути человеческого существа [1]. Средствами физической культуры можно развивать деструктивные качества человеческой самости, что не раз происходило в истории. Традиционные способы контроля за негативными проявлениями человеческой натуры во время занятий физической культурой оказались блокированными. Поиск новых форм и методов воздействия на сознание молодых людей, с целью адекватного канализирования их физических проявлений в общекультурные формы задача ближайшего времени. От ее решения будет зависеть судьба не только отдельных личностей, но ход развития всей отрасли знания. Физическое состояние современного человека вышло за рамки совершенствования его соматических проявлений, сегодня это состояние важнейшая часть общечеловеческой культурной матрицы.

Ключевые слова: пандемия, образование по физической культуре в вузе, позитивные и негативные аспекты развития личности, методологическое оформление содержания образования, расширение значимости физической активности.

Продолжающееся распространение по всему миру эпидемии COVID-19 стало сегодня фактором, оценить последствия действия которого еще только предстоит. Крайне сложная эпидемиологическая обстановка требует от людей максимального напряжения всех сил. Привычные формы времяпровождения, предсказуемость индивидуального и группового существования в одночасье канула в лету. На место привычных социальных практик оказались привлечены технологии, которые еще только начинали входить в обыденную жизнь людей. Речь идет о цифровых технологиях, взрывное использование которых в практике жизни не просто принесло с собой массу новых подходов в образовании, но и серьезным образом скорректировало традиционные, устоявшиеся и потому привычные формы трансляции опыта от одного поколения к другому. На некоторых учебных предметах состоявшийся переход на цифровой режим деятельности сказался особенно остро. К таким предметам относится и предмет «Физическая культура и спорт» в вузе. В традиционной модели обучения дисциплина «Физическая культура и спорт» в полном объеме относится к практическим дисциплинам, то есть большую часть учебного материала преподаватели преподносят студентам в виде конкретных практических занятий, на которых наряду с имеющими место образовательными и воспитательными задачами, приоритетными являются задачи оздоровительные [5]. Период студенчества специалисты относят к пост-пубертатному этапу развития индивида, когда заканчивается половое созревание, гормональный фон перестает быть "фонтанообразным» и стабилизируется, наступает период интенсивного поиска своего места в жизнеустройстве, в обществе. При резкой активизации психической и умственной деятельности, соматические потребности индивида, оставаясь по сути базовыми, уходят из поля интенсивного переживания самости. Резкий переход от привычной школьной жизни к студенческой несет в себе массу новых ощущений и требований. Главной особенностью переходного периода следует считать появление на переднем крае сознания чувства ответственности за свою жизнь в целом. При этом следует помнить о предупреждении биологов о состоянии «неотении», термин, который характеризует состояние современной молодежной страты, имеющий устойчивый характер в современном обществе. Понятие «неотении» описывает состояние биологической особи, которая в ходе онтогенеза достигает половозрелости, приобретая способность

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

к продолжению рода, оставаясь при этом не способной к адекватному сосуществованию в социальных и культурных фракциях устройства человеческого общежития. Такой социальный инфантилизм, характерный для современных молодежных групп, приводит к доминированию в поведении молодых людей практик физического, биологического начала проявления самости. Другими словами, обладая телесными потребностями, напрямую зависящими от физического состояния, индивиды не различают духовные и естественные потребности. Человек по сути искусственное образование, в котором одинаково представлены и его природные задатки и его стремление вырваться из этих рамок, создать мир, в котором он будет творческой личностью, воспринимаемой адекватно как самим собой, так и окружающими его людьми [2]. Идеальным состоянием для человека является полная гармония телесного и духовного, но такое состояние в обыденной жизни не достижимо. В обыденной жизни постоянно происходит мерцание того или другого фактора, когда телесное и духовное попеременно сменяют друг друга в доминировании конкретного жизненного момента. Об этом писал еще Платон развивая тему «срединности» существования человеческой души в книге IV "Государства», связывая эту тему с термином thumos (общий принцип «мужества» и «гнева»), которые Платон располагает между разумной и неразумной частями души. Для нас анализ платоновского подхода важен при рассмотрении проблемы приобретения экзистенциального опыта каждым отдельным студентом. Проведя опрос среди студентов первого курса на тему их отношения к физической культуре, мы получили хотя и далекую от репрезентативности, но способствующую возможности интерпретации картину. Большинство респондентов, участвовавших в опросе продемонстрировали приверженность традиционному, устоявшемся в практике подходу к номинированию аспектов физической культуры. Другими словами, физическая культура и спорт в их жизни занимают строго отведенное место, зафиксированное в общепринятой культуре. Рассматривая физическую культуру в основном через призму элемента школьной образовательной программы, новоявленные студенты определяют ее исключительно как объект, который либо способен доставить им удовольствие, либо наоборот, принести разочарование. Подобное отношение к предмету не способствует формированию у студентов такого понимания сути дисциплины, которое прописано в новых стандартах обучения. Стандарты третьего поколения ориентируют учащихся и преподавателей на выстраивание индивидуальной траектории обучения, учитывающей все нюансы развития как физических качеств индиви-° да, так и его эмоционально-психической предрас-" положенности к тому или иному виду физической § активности. Отношение к физической культуре как к институциональному объекту, закрепленно-Ц му в традиции данного сообщества, купирует воз-

можности самопроявления личностных, отрефлек-сированных интенций [3]. По другому эту проблему можно обозначить как неумение молодых людей рационально и осмысленно осуществлять выбор своей индивидуальной траектории. Но отсутствие умения выбирать направление развития не гарантирует человеку исключительно пассивного включения в общепринятую повестку, напротив, отсутствие означенного умения чаще всего приводит к активному неприятию и, даже, отторжению предлагаемых учебным курсом по дисциплине форм и средств достижения результата. Проблема решается, как оказалось, не на пути жесткого нормирования деятельности студентов, а на пути создания вокруг предмета «Физическая культура и спорт» в вузе особого пространства коммуникации, присущего этому виду деятельности эксклюзивно. В ответах респондентов существенное место оказалось отведенным фактору общения между людьми в ходе физической активности, возможности поиска и нахождения новых друзей и единомышленников. Рассматривая физическую культуру в целом как проявление естественной потребности человека в адаптации к окружающему миру, ориентация на Другого оказывается одним из ключевых факторов, способствующих вовлечению человека в упорядоченную матрицу физического существования. При этом крайне важно подчеркнуть, что негативная сторона упорядочивания является не менее важной чем позитивная. К негативной стороне процесса физического развития индивида в социальной матрице мы относим аспекты «табу» на некоторые естественные потребности человека, проявляющиеся в его практической жизни автоматически, в силу природной составляющей. Именно к этой стороне дела оказалось прикованным наше внимание. Опрос студентов и анализ их ответов показал, что работа в условиях ограниченной коммуникации в рамках выстраивания индивидуальной программы физической активности, способствует проявлению и формированию в устойчивую парадигму некоторых, специфических для спорта, особенностей поведения. Не секрет, что физическая культура и спорт, в определенном аспекте является паллиативом войны, ведущейся особыми средствами и ограниченной правилами. В таком аспекте физическая культура и особенно спорт, помимо всех позитивных качеств, развивает и такие, которые могут быть разрушительными для самого индивида и его окружения. Злость, беспощадность, агрессия, непримиримость эти и другие проявления человеческого в человеке всегда присутствуют, они всегда есть возможность актуализации и реализации в жизни. Окультуренные формы, в которых физическая культура и спорт представлены в системе образования призваны управлять проявлением таких сторон личности, используя для этого особые, специфические средства, главным из которых является воспитание восприятия Другого не как врага, а как соперника и партнера. Молодой человек, попадая в особое пространство

коммуникации в результате проявления физических усилий, оказывается принципиально ограничен в проявлении естественных хищнических свойств своей натуры не столько принятыми в данной культуре правилами и ограничениями, сколько наличием на одной площадке с ним других индивидов, становящихся по сути естественным барьером на пути проявления описанных форм поведения. Фактически человек как бы наталкивается в своем поведении на барьер, препятствующий или, скорее, гасящий его стихийные порывы. Выступающий таким барьером Другой неожиданно оказывается не врагом, которого следует победить любой ценой, а партнером, равным тебе по устремлениям. Такое «длящееся событие» является особенно ценным фактором социального явления «Физическая культура и спорт» осуществляемого в традиционном, контактном режиме. Длящаяся пандемия снимает описанный барьер, молодой человек остается один на один с собой и порой просто не в состоянии не только обуздать стихийные порывы своей души, но даже опознать и идентифицировать их. Несомненно способствует подобному поведению и пропаганда неуемного насилия на спортивных полигонах, предлагаемая современными средствами массовой информации. Стоит лишь вдуматься в названия некоторых «видов спорта», таких как «бои без правил», что нелепо само по себе, но может оказать и оказывает на психику людей явно не самые здоровые воздействия. Публичные спортивные состязания со времен античности устраивались для демонстрации гармонии человеческой личности, её умения не только проявлять свои лучшие физические способности, но и сознательно ограничивать их проявление. Это противоречие является ключевым в физкультурно-спортивной практике на протяжении столетий во всех культурах [4]. Однако в истории известны периоды, когда вырвавшиеся из под контроля животные инстинкты превращали человека в дикого варвара, способного на уничтожение других без всяких на то оснований. Резкая смена режима деятельности сегодня в связи с переходом на удаленный режим жизни, не отменяя потребности молодых людей в физической активности, может проявляться ими как угроза культурным формам этого социального явления. Именно потому, что физическая активность осуществляется без каких-либо ограничений со стороны культурных форм деятельности, вероятна опасность поворота к восприятию своих физических возможностей как инструмента подавления Другого. Очевидно, что обозначенная проблема не является предметом пристального внимания специалистов, потому что существует в режиме «естественного эксперимента», означающего что процессы, о которых идет речь «замаскированы» натуральным ходом событий. Выделить такие процессы и описать достаточно сложно, но как показывает практика продуктивно. Особенность возникновения деструктивных процессов в ходе реализации индивидуальной траектории развития физического

потенциала в начальный период обучения в новой для себя среде, можно охарактеризовать как зону возникновения импринтинговых ситуаций. Нахождение в такой зоне порождает в сознании молодых людей устойчивые и неразложимые анализом следы, от которых создается специфический фон, сопровождающий весь дальнейший ход обучения. Негативные аспекты проявления физической самости могут вполне оказаться источником дальнейших негативных проявлений физического совершенствования. Молодые люди, избавленные от давления и контроля за их развитием как со стороны специалистов, так и со стороны друзей и партнеров, оставшись наедине со своими страстями, могут легко принять деструктивный вектор развития за проявления характера и попасть под влияние никуда не исчезающих негативных проявлений «срединной» части человеческой души. В истории известно достаточно много периодов, когда средствами физической культуры и спорта в людях стремились воспитать нетерпимость и ненависть к человеку иной крови. Достаточно вспомнить германию 30-х годов, когда именно через физическую культуру транслировались в максимальном объеме человеконенавистнические ценности. Акцент на физическом, даже физиологическом превосходстве одних над другими и приведшее к проявлению самых глубинных, звериных свойств человеческой натуры, позиционировавшихся как доблесть, стал общечеловеческой трагедией не только окружающих, но и для самих носителей этих «ценностей». Физическая культура и спорт в своей основе всегда амбивалентный элемент человеческого существа. В традиционной модели воспитания негативные начала канализируются в окультуренные формы, но риск утраты контроля за их внешним проявлением остается всегда возможен. Переход на удаленный режим обучения, резко сокративший привычные формы коммуникации между молодыми людьми, именно в области физического развития может способствовать развитию отрицательных сторон личностного проявления. Задача специалистов уловить такие проявления, разглядеть их начатки и попытаться придать им культурную форму. Возможно такое только при вдумчивом и конкретном взаимодействии преподавателей и студентов через активизацию познавательных процессов самих молодых людей в отношении к своей естественной, физической самости. Новый вызов времени, связанный с пандемией, заставляет по другому взглянуть на казалось бы привычные и обыденные особенности функционирования знакомых личностных и общественных практик. Физическая культура и спорт, несомненно, является одной из таких практик, неотъемлемой и не прекращающейся ни на минуту в ходе филогенеза. Снижение рисков аффективного проявления физических кондиций, взятие их под контроль сложная задача, решать которую предстоит постоянно, вне зависимости от форм ее презентации в общественном устройстве.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Литература

1. Гумбрехт Х.У. Похвала красоте спорта. / Пер. С англ. В. Фещенко. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 176 с.

2. Платон. Государство. 523а - 525а // Платон. Собр. Соч. В 4-х томах. Т. 3. М., 1994.

3. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте. Философия спорта / В.И. Столяров с соавт. - М.: Советский спорт, 2015. - 464 с.

4. Чернышев В.П., Малюгин А.М., Бородин П.В., Клименко В.А. Физическая культура и спорт в современном обществе как компенсаторный аспект социальности. Журнал «Социология» Изд. МГУ № 5. 2021. С. 216-221.

5. Хабарова О.Л. Конобейская А.В. Власен-ко С.Ю. Тимошков Е.В. Чернышев В.П. Ретроспективный анализ реформирования отрасли

6. «Физическая культура и спорт» в современном образовании. Журнал «Современное педагогическое образование». № 10. 2020. - С. 1922.

INVESTIGATION OF THE MANIFESTATION OF DEVIANT FORMS OF BEHAVIOR AMONG UNIVERSITY STUDENTS IN PHYSICAL CULTURE LESSONS DURING THEIR STUDIES IN A REMOTE FORMAT

Khabarova O.L., Alekseeva Yu.P., Vronskaya N.G., Yurechko O.V.

FKiS FGBOU IN PNU, SHIGN FGAOU VO FEFU, AMSU Blagoveshchensk

The article presents reasoning based on the analysis of the stay of the education system at the university in the context of a continuing pandemic. The COVID-19 epidemic that has emerged and spread around the world has presented educational professionals with daunting challenges. The transition to a remote learning format turned out to be especially difficult for academic disciplines, the con-

tent of which consists mainly of practical lessons. For the discipline "Physical culture and sport" the difficulties that have arisen have multiplied many times as a result of the appeal of its main means to the very essence of the human being [1]. By means of physical culture it is possible to develop the destructive qualities of the human self, which has happened more than once in history. Traditional methods of controlling negative manifestations of human nature during physical education were blocked. The search for new forms and methods of influencing the consciousness of young people in order to adequately channel their physical manifestations into general cultural forms is a task for the near future. The fate of not only individuals, but the course of development of the entire branch of knowledge will depend on its decision. The physical state of a modern person has gone beyond the framework of improving his somatic manifestations, today this state is the most important part of the universal human cultural matrix.

Keywords: pandemic, physical education at the university, positive and negative aspects of personality development, methodological design of the content of education, expanding the relevance of physical activity.

References

1. Gumbrecht H.W. Praise to the beauty of sport. / Per. From English. V. Feschenko. - M.: New literary review, 2009. - 176 p.

2. Plato. State. 523a - 525a // Plato. Sobr. Op. In 4 volumes. T.3. M., 1994.

3. Modern problems of the sciences of physical culture and sports. Philosophy of sport / V.I. Stolyarov et al. - M.: Soviet sport, 2015. - 464 p.

4. Chernyshev V.P., Malyugin A.M., Borodin P.V., Klimen-ko V.A. Physical culture and sports in modern society as a compensatory aspect of sociality. Sociology Magazine Publ. Moscow State University No. 5. 2021. P. 216-221.

5. Modern problems of the sciences of physical culture and sports. Philosophy of sport / V.I. Stolyarov et al. - M.: Soviet sport, 2015. - 464 p.

6. Khabarova O.L. Konobeyskaya A.V. Vlasenko S. Yu. Timoshk-ov E.V. V.P. Chernyshev Retrospective analysis of the reforming of the "Physical culture and sport" industry in modern education. Journal "Modern Pedagogical Education". No. 10. 2020. -S. 19-22.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.