Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧЕК ЗОЖ У СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ПЕРИОД И ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ: НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСТВА'

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧЕК ЗОЖ У СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ПЕРИОД И ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ: НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ COVID-19 / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Конобейская Анжела Владимировна

В статье представлен социологический анализ прошедшего временного периода, связанный с пандемий COVID-19 в области состояния здоровья студенческой молодежи. Приводятся аргументы о необходимости развития социального процесса в части формирования привычек укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни студенческой молодежи, как особой социальной группы. В статье отмечается, эффективным инструментом по формированию данного процесса является применения инструментов преподавания дисциплины «Физическая культура», который являясь принципиально практико-ориентированной, попала в перечень предметов, для реализации содержания которых, предстояло оперативно найти новые средства и методы активизации мотивационного потенциала студентов. В заключении работы делается вывод о том, что оказавшись в непривычной для себя обстановке, многие студенты испытали состояние неопределенности и растерянности, показали неумение использовать полученные ранее знания в области физической культуры самостоятельно, что в свою очередь, негативно сказалось на физическом статусе учащихся в целом, их состоянии здоровья. В этим условиях основы данного процесса заключаются в необходимости преподавателей существенно скорректировать параметры учебного материала, для эффективного перехода в дальнейшем на традиционные формы учебы по дисциплине «Физическая культура». Определение наиболее оптимальных стратегий совершенствования физической активности продолжается и важным аспектом в нем становится развитие внимательного и осознанного отношения молодых людей к своей природной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Конобейская Анжела Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMING HEALTHY LIFESTYLE HABITS IN A SOCIAL GROUP DURING AND AFTER THE PANDEMIC: ON THE EXAMPLE OF STUDENTS

The article presents a sociological analysis of the past time period associated with the COVID-19 pandemics in the field of student health. Arguments are given about the need for the development of the social process in terms of the formation of health promotion habits and the formation of a healthy lifestyle of students as a special social group. The article notes that an effective tool for the formation of this process is the use of teaching tools of the discipline “Physical Culture”, which, being fundamentally practice-oriented, was included in the list of subjects for the implementation of the content of which, it was necessary to quickly find new means and methods to activate the motivational potential of students. The conclusion of the work concludes that, having found themselves in an unusual environment for themselves, many students experienced a state of uncertainty and confusion, showed inability to use previously acquired knowledge in the field of physical culture independently, which in turn negatively affected the physical status of students in general, their state of health. In these conditions, the basis of this process is the need for teachers to significantly adjust the parameters of the educational material, for an effective transition in the future to traditional forms of study in the discipline “Physical Culture”. The determination of the most optimal strategies for improving physical activity continues and an important aspect in it is the development of an attentive and conscious attitude of young people to their natural component.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧЕК ЗОЖ У СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ПЕРИОД И ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ: НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСТВА»

СОЦИОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ, ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Методы формирования привычек ЗОЖ у социальной группы в период и после пандемии: на примере студенчества

Конобейская Анжела Владимировна,

аспирант кафедры социальной работы и психологии Тихоокеанского государственного университета, Хабаровск E-mail: Kangel15@mail.ru

В статье представлен социологический анализ прошедшего временного периода, связанный с пандемий COVID-19 в области состояния здоровья студенческой молодежи. Приводятся аргументы о необходимости развития социального процесса в части формирования привычек укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни студенческой молодежи, как особой социальной группы. В статье отмечается, эффективным инструментом по формированию данного процесса является применения инструментов преподавания дисциплины «Физическая культура», который являясь принципиально практико-ориентированной, попала в перечень предметов, для реализации содержания которых, предстояло оперативно найти новые средства и методы активизации мотивационного потенциала студентов. В заключении работы делается вывод о том, что оказавшись в непривычной для себя обстановке, многие студенты испытали состояние неопределенности и растерянности, показали неумение использовать полученные ранее знания в области физической культуры самостоятельно, что в свою очередь, негативно сказалось на физическом статусе учащихся в целом, их состоянии здоровья. В этим условиях основы данного процесса заключаются в необходимости преподавателей существенно скорректировать параметры учебного материала, для эффективного перехода в дальнейшем на традиционные формы учебы по дисциплине «Физическая культура». Определение наиболее оптимальных стратегий совершенствования физической активности продолжается и важным аспектом в нем становится развитие внимательного и осознанного отношения молодых людей к своей природной составляющей.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, студенты, здоровье, здоровый образ жизни, самоизоляция, физическая культура, коррекция содержания дисциплины.

Введение. Актуальность исследования, обусловлена жизненной ситуацией, а именно «вынужденной самоизоляцией», с которой столкнулась не только наша страна в период новой коро-навирусной инфекции СOVID-19. В течение двух лет весь мир испытывал на себе серьезные социальные изменения образа жизни, связанные с данной эпидемией. Прошедшая пандемия стала одной из самых масштабных в истории человечества, и несмотря на предпринятые правительствами всех стран беспрецедентные меры по защите населения от вирусной атаки, болезнь существенно переформатировала привычные и устоявшиеся правила и нормы обеспечения жизнедеятельности людей. Переход в так называемый режим изоляции существенно увеличил психоэмоциональную нагрузку. Попытки снизить социальные последствия пандемии предпринимались посредством различных инструментов, как в период самой пандемии, так и в постковидный период. Самоизоляция как вынужденная мера, была принята в России на государственном уровне с целью недопущения массового заражения населения.

Существенное влияние новый формат жизни оказал на систему поддержки здорового образа жизни среди всех слоев населения, и особенно в отношении студенческой молодежи. Безусловно, данный период предоставил широкий спектр возможностей и перспектив для изменения и совершенствования образовательных систем, в том числе высшего образования, позволяющих перевести процесс воспроизводства знаний на качественно новый уровень, как с точки зрения организации образовательного процесса, так и с точки зрения освоения и восприятия информации [4]. Но, также можно говорить и о том, что обучение студентов дистанционно в информационно-образовательной среде трансформировало образ жизни студенчества.

По мнению автора, необходимо исследовать возможности системы образования для поддержки социального процесса формирования привычек здорового образа жизни. В этой связи, в системе высшего образования учебные предметы, обеспечивающие комплексное личностное и профессиональное развитие студенческой молодежи, оказались в разных полях возможностей донесения своего содержания до студентов в полном и качественном объеме. Дисциплины, обеспечивающие

сз о

о Л о

о сз о в

в основном накопление теоретического контента знания, сумели приспособиться к новым условиям менее болезненно, что понятно из представляемой ими структуры и формы занятий, в то время как дисциплины, обучение которым плотно привязано к конкретной практической методологии, испытывали достаточно серьезные трудности.

Дисциплина «Физическая культура» - это особый предмет в сетке расписания учебного процесса студентов современного вуза, пространство реализации естественного природного потенциала молодых людей через организацию их физической активности, сложный, но крайне важный процесс. Многочисленные исследования, проведенные учеными различных специальностей, неуклонно свидетельствуют, что за последние, как минимум, полвека уровень физического развития больших масс людей снижается во всем мире. Существенно снижается число молодых людей, активно и сознательно вовлеченных в практическую деятельность по обеспечению минимальной нормы двигательной активности. Последствиями малоподвижного образа жизни становятся увеличивающийся рост, так называемых, «болезней несоответствия» [13], таких как сердечно-сосудистые нарушения, избыточный вес, нарушения зрения, слуха, проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Наряду с возрастающим дисбалансом в развитии физической, телесной составляющей, ученые отмечают психологическую отторгаемость необходимости выполнения физической нагрузки, в пользу пассивного созерцания разросшихся до гигантских объемов рекламируемых зрелищных спортивных мероприятий. Особенно это стало заметно в период пандемии.

Между тем, двигательная активность выступает одним из значимых компонентов и условий здорового образа жизни, а ее недостаток сказывается не только на физической и психической работоспособности студенческой молодежи, но и на снижении резервов здоровья, сохранение и укрепление которых, сегодня является задачей первостепенной важности. В условиях нестабильной социально-экономической и политической ситуаций, неблагоприятной экологической обстановки, интенсивной умственной нагрузки, необходимости адаптации к новым средовым условиям, высокой стрессорности - здоровье обучающихся не только не улучшается, а в ряде случаев ухудшается, вызывая тревогу, как на общественном, так и на государственном уровне [3, 17]. Так, по данным официальной статистики, в 2005 году среди подростков (15-17 лет) впервые установленные заболевания составили 111451,9 случаев (на 100 000 населения этого же возраста), а к 2019 году эта цифра достигла уже 136024,2 [11]. По имеющимся данным, за период с 2014 по 2019 годы общая забое леваемость студентов в целом по России выросла М почти на 40% [9].

й Трудности, связанные с адаптацией в пери° од самоизоляции к изменившейся обстановке, ав к необходимости обучения и общения с препода-

вателями, сокурсниками только посредством компьютера в дистанционном формате, а также статичный образ жизни и низкий уровень физической активности, не могли не повлиять не только на физическое, но и на психическое здоровья студентов. Переход к новому формату цифровой жизнедеятельности явился определенным стрессом для участников образовательного процесса, вызвав чувство растерянности.

Социальная проблема неопределенности и страхов для студенческой молодежи стоит остро, поскольку, на наш взгляд, данная категория людей, характеризующаяся высокой адаптивностью к вызовам и темпу современной жизни, по факту имеет недостаточный жизненный опыт преодоления сложных ситуаций для построения оптимальной стратегии в ситуации неопределенности [12]. То есть, важно понять, как молодежь в реальной, жизненной ситуации сможет противостоять кризисным воздействиям и достигнуть определенных результатов, мобилизовать активность «многих динамических функциональных систем», от моторных действий до самых сложных - ценностей и смыслов, без ущерба для своего физического и психического здоровья [15].

В таких условиях, переход на дистанционный формат обучения в режиме самоизоляции стало причиной того, что существующий социальный процесс формирования привычек здорового образа жизни столкнулся с дополнительными структурными ограничениями. В том числе данная ситуация поставила перед специалистами отрасли образования вопрос, о необходимости оперативного поиска приемлемых форм обучения предмету «Физическая культура», стратегий укрепления здоровья, как одной из социально значимых характеристик индивида, и формирования здорового образа жизни.

Одной из особенностей дисциплины «Физическая культура» в вузе является формирование ее средствами особого, отличного от традиционного, пространства коммуникации. Коллективно-коммуникационное пространств, представленное в рамках физической активности индивида - это, по сути, реализация его природных свойств и способностей, без которой полноценная социализация в социуме произойти не может. Одной из ключевых особенностей описываемого пространства коммуникации является ее горизонтальное распределение агентов деятельности. Хотя вертикальное, иерархическое распределение внутри конкретных учебных групп присутствует, и отдельные представители оказываются более приспособленными к восприятию содержания средств физической культуры, принципиально важно, что в любой учебной группе существует равенство потенциалов ее участников. Другими словами, каждый занимающийся, независимо от окружающей среды имеет свой потенциал развития, не относящийся к установленным стандартам возрастного физического развития. К. Ясперс в своих работах показывает [7], что показывая, что именно та-

кое, горизонтальное распределение фактических ролевых статусов в малых группах способствует личностному экзистенциальному развитию каждого.

Это явление наблюдается и в живой природе, где ключевая забота о продолжении рода упирается в физическое преимущество тех особей, которые на данный момент оказались наиболее адаптированными к внешним условиям существования. Но и в человеческом сообществе, особенно в пубертатный и постпубертатный период развития, физический статус индивида имеет существенное значение для формальной и неформальной социализации и солидаризации в обществе [5].

Студенты вузов, попав в «ковидный» период испытывали, на наш взгляд, в начальный период обучения сильный когнитивный диссонанс в отношении дисциплины «Физическая культура», так как большинство ограничивались в своей практической жизни периодами физической активности, связанными с учебными занятиями, поэтому переход на индивидуальный режим учебы внес изменения в их привычки поддержки здорового образа жизни.

С целью выявления отношения студентов к учебным занятиям по дисциплине «Физическая культура» в период вынужденной самоизоляции, а также получения информации об особенностях их самосохранительного поведения в данный период, среди студентов Тихоокеанского государственного университета, в июне 2020 года было проведено пилотное социологическое исследование посредством опросного метода в форме раздаточного анкетирования. Выборочная совокупность была представлена студентами 1-3 курсов ТОГУ, объем составил 104 человека. В опросе приняли участие представители разных возрастных категорий: студенты, обучавшиеся на 1 курсе, составили 26,7% от общего числа опрошенных, на 2 курсе - 31,2%, 3 курсе - 22,5%, 4 и 5 курсах -19,6%.

Что касается теоретического блока занятий, то большинство опрошенных студентов (74%) не представляли занятия по физической культуре в виде лекционного курса, так как существует представление о данном предмете как практического занятия. В этой ситуации от профессорско-преподавательского состава потребовалось осуществлять поиск иных форм формирования мотивации к формированию привычек здорового образа жизни [3]. Необходимость вербализации практического материала, конвертация его в непривычную форму стало системным ограничением, в то время, занятия проводились с использованием видеоконференцсвязи, в том числе и практическая их часть.

Если говорить о практических занятиях, одной из значимых проблем, по мнению студентов (75,1%), стало как раз полное отсутствие особого рода пространства, формируемого студентами в момент совместного выполнения физических

упражнений. Так, на вопросы о личном восприятии сложившейся ситуации 68,2% опрошенных студентов отметили, что в период вынужденного дистанцирования и самоизоляции они испытывали чувство тревоги (9,4%), одиночества (12,6%), выраженной эмоциональной дестабилизация (23,3%), недостаток «живого» межличностного общения (38,1%). Индивидуальная работа требует от занимающихся четко сформированной мотивации. Тем не менее, обратной стороной этого явления стала необходимость совершенствования навыка удержания сосредоточения на предмете деятельности без внешних подпорок. И многие студенты впоследствии отмечали, что именно необходимость перманентного самоконтроля способствует научению собранности, в том числе и в других видах деятельности [16].

Одной из проблем практических занятий стало также то, что отсутствовала возможность у преподавателя следить за состоянием занимающихся и в случае неадекватной реакции организма на определенную нагрузку вносить коррективы по изменению структуры урока и его интенсивности, в дистанционном формате такой возможности педагоги лишены. В связи с чем преподавателям было рекомендовано предлагать студентам нагрузку умеренной интенсивности.

Согласно исследованиям, уровень развития физических качеств студентов оказался более низким по сравнению с их же показателями до ковидного периода, что связано на наш взгляд, со значительным снижением двигательной активности студентов. Больше половины опрошенных студентов (62,5%) в период самоизоляции практически не занимались физкультурной деятельностью в свободное время. Систематически, не реже 2-3 раза в неделю, занимались только 11,2% респондентов, а 26,3% - игнорировали занятия спортом. Среди основных причин, мешавших заниматься физическими упражнениями регулярно, были отмечены отсутствие свободного времени (41,3%), лень (24,1%), отсутствие интереса (12,6%), плохое самочувствие и слабое здоровье (10,2%) участников исследования. Еще 41,5% респондентов отметили, что хотели бы начать дополнительно заниматься, но в силу определенных причин не могут этого делать, а 10,5% ответили, что не испытывают потребности в дополнительной физической нагрузке. Это позволяет сделать вывод, что, для формирования социального процесса повышения мотивации к ведению здорового образа жизни недостаточно действий преподавателей. Следовательно, организация физической активности молодых людей, проводящих значительную часть времени в обособленных условиях, требует корректировки.

Как выяснилось в ходе опросов, серьезно поменялась структура питания в этот период. Анализ пролонгированных установок студентов на здоровое питание показал, что большинству опрошенных (71,4%) известны его основные принципы. При этом лишь 53,2% респондентов ответили, что

сз о

о Л о

о сз о в

в и

см со

соблюдали правильный режим питания в период самоизоляции. В связи с доступностью пищи, отметили, что чаще стали питаться, чем в обычном режиме - 39,4% студентов, при этом «всухомятку» - 25,2%, есть «фастфуд» - 13,7%. Этот фактор также необходимо учитывать при переходе в обычный процесс учебы, офлайн.

Если в содержании дисциплины физическая культура в постковидный период не произошло ощутимых изменений, то весьма существенные изменения произошли с точки зрения нормирования нагрузок на занятиях. Был сделан акцент на упражнения аэробного характера с большим количеством пауз и разрывов, так как первое, что необходимо было восстановить из основных физических качеств была, несомненно, общая выносливость, как способность противостоять наступающему утомлению. При этом речь шла об умеренной, научно обоснованной физической активности, с обязательным самоосознанием важности ее реализации, как адекватного средства усиления положительных аспектов адаптации организма человека [13].

В настоящее время, фонды оценочных средств рабочих программах по дисциплине «Физическая культура» в значительной степени «привязаны» к нормативам комплекса ГТО [2], так как данный комплекс, возрожденный в последние годы, предлагает усредненные, научно обоснованные параметры физического развития индивида, позволяющие ему самому рационально соотносить свои физические достижения с этими нормами. Однако анализ текущей ситуации привел нас к выводу, что пройдя достаточно долгий период индивидуальной подготовки в условиях пандемии, многие студенты утратили способность именно к комплексному развитию физических параметров. Многие выделяли в своих предпочтениях те виды физической активности, которые казались им наиболее приемлемыми, из предлагаемых на физкультурных занятиях.

Так, по опросам студентов выяснилось, что например, развитие такого качества как гибкость (подвижность в суставах), получали на онлайн-занятиях по физической культуре только девушки. Им предлагались комплексы упражнений на растяжку (стретчинг), элементы фитнес-йоги, системы «Пилатес», которые, по ответам студенток (82,2%), они были мотивированы выполнять. Программы занятий для юношей такие упражнения не предусматривали. Что касается других параметров развития, то силовые качества у девушек развивались средствами оздоровительной гимнастики (элементы классической аэробики, шейпинга), у юношей - атлетической гимнастики, с использованием гантелей, эспандеров, дисков или их самодельных аналогов.

Для формирования социального процесса профилактики заболеваний, возникновению которых способствует длительная работа за компьютером, ставшим неотъемлемой частью обучения в онлайн-формате, применялись как общие мето-

дики, так и специальные комплексы упражнений. К примеру, систематические занятия циклическими физическими упражнениями умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз, по утверждению Э.С. Аветисова, значительно улучшают работу зрительного аппарата [2]. Именно поэтому, в заключительной части практических занятий применялась гимнастика для глаз - оф-тальмотренинг [7].

В связи с этим, сотрудниками кафедры «Физическая культура и спорт» Тихоокеанского государственного университета был разработан учебный материал, с учетом вышеизложенного, таким образом, чтобы начальный период групповых занятий включал в себя индивидуальные предпочтения самих студентов и, таким образом, переходный период не становился бы избыточно напряженным для усвоения. Делая акцент на средствах, которым студенты отдавали предпочтение во время индивидуальных занятий, мы стремились добиться главного, поддержать их мотивационный настрой на реализацию физической активности в учебный период.

Несомненно, такой подход заставил преподавателей учесть индивидуальные свойства каждого студента и при планировании учебного материала учитывать особенности предыдущего «ковид-ного» этапа обучения.

Таким образом, можно говорить о том, что в сегодняшнем мире физическая активность индивида есть один из ключевых факторов поддержания здоровья в широком смысле. Пандемия c0vlD-19 стала испытанием для всей человеческой популяции, и нет никаких гарантий, что подобные всплески эпидемической напряженности не возникнут снова. Это означает, что необходимо постоянно осуществлять поиск инструментов формирования привычек здорового образа жизни у всех групп населения, в том числе и студенческой молодежи. В этой связи необходимо переосмысление опыта преодоления последствий пандемии, особенно в части преподавания дисциплины физической культуры.

Литература

1. Аветисов, Э.С. Близорукость: монография / Э.С. Аветисов. - М.: Медицина, 2004. 240 с.

2. Агеевец, А. В., Ефимов-Комаров, В. Ю., Ефимова-Комарова, Л. Б., Лебедева, Л.Ф. Порядок реализации дисциплин по физической культуре и спорту в контексте анализа изменений ФГОС на современном этапе. - Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2019. № 1 (167). С. 11-18.

3. Бердников, С. В., Гурьев, С.В. Роль физической культуры и спорта в обеспечении здоровья студенческой молодежи // Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы Региональной студенче-

ской научно-практической конференции, Екатеринбург, 11 апреля 2018 г. / ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2018. С. 15-23.

4. Борисов, И.В. Дистанционное обучение в образовательных практиках российской молодежи: автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.06 / Борисов Игорь Владимирович. - 2017. 25 с.

5. Вигарелло, Жорж. Самоощущение. История восприятия тела. (XVI-XX вв.) / Пер. С франц. Л.Б. Комиссаровой - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. 256 с.

6. Гареева И. А., Соболевская Т.В. Роль социальных барьеров в формировании стратегий поведения в отношении здоровья у студентов // Материалы секционных заседаний 56-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ: в 2 т. Т. 2. Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2016. С.127-130.

7. Демирчоглян, Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников [Текст] / Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян. -М.: Советский спорт, 2000. 160 с.

8. Добреньков, В. И., Нечаев, В.Я. Общество и образование. - М.: ИНФРА-М, 2003. 381 с.

9. Есауленко, И. Э., Попов, В. И., Т.Н. Петрова, Т.Н. Научные основы формирования здоро-вьесберегающей среды студенческой молодежи / Актуальные проблемы образования и здоровья обучающихся: монография / под ред. В.И. Стародубова, В.А. Тутельяна. - Москва: Издательство «Научная книга», 2020. С. 4359.

10. Запесоцкий, А.С. Образование: Философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. -М.: Наука. 2003. 456 с.

11. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. - М., 2019. 170 с.

12. Ковпак Д.В. Кризис и пандемия - опасности и возможности // Психологическая газета. [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/ feed/8211/ (дата обращения: 04.05.2020).

13. Либерман, Д.Е. История человеческого тела. Эволюция, здоровье и болезни / Дэниел Е. Ли-берман [Пер. С англ. Н. Подунова]. - М.: Карьера Пресс, 2018. 512 с.

14. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронави-русной инфекции на территории Российской Федерации: приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397. - URL: https://mi-nobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (дата обращения 20.03.2020).

15. Сидячева, Н. В., Зотова, Л.Э. Ситуация вынужденной самоизоляции в период пандемии: психологический и академический аспекты //

Современные наукоемкие технологии. - 2020. № 5. С. 218-225.

16. Чернышев, В. П., Строева, В.Е. Коррекция содержания занятий по физической культуре в период пандемии // Международный научно-практический журнал OlymPlus. Гуманитарная версия. 2022. № 1 (14). С. 56-59.

17. Физическая культура и спорт в воспитании здорового образа жизни подростков и молодежи: коллективная монография / под общ. ред. В.Ю. Карпова, А.С. Махова. - М.: Издательство РГСУ, 2016. 126 с.

18. Ясперс, Карл. Смысл и назначение истории: Ясперс, Карл. - пер. с нем. 2-е изд. - М.: Республика, 1994. 527 с. - (Мыслители XX в.).

METHODS OF FORMING HEALTHY LIFESTYLE HABITS IN A SOCIAL GROUP DURING AND AFTER THE PANDEMIC: ON THE EXAMPLE OF STUDENTS

Konobeyskaya A.V.

Khabarovsk Pacific state University

The article presents a sociological analysis of the past time period associated with the COVID-19 pandemics in the field of student health. Arguments are given about the need for the development of the social process in terms of the formation of health promotion habits and the formation of a healthy lifestyle of students as a special social group. The article notes that an effective tool for the formation of this process is the use of teaching tools of the discipline "Physical Culture", which, being fundamentally practice-oriented, was included in the list of subjects for the implementation of the content of which, it was necessary to quickly find new means and methods to activate the motivational potential of students. The conclusion of the work concludes that, having found themselves in an unusual environment for themselves, many students experienced a state of uncertainty and confusion, showed inability to use previously acquired knowledge in the field of physical culture independently, which in turn negatively affected the physical status of students in general, their state of health. In these conditions, the basis of this process is the need for teachers to significantly adjust the parameters of the educational material, for an effective transition in the future to traditional forms of study in the discipline "Physical Culture". The determination of the most optimal strategies for improving physical activity continues and an important aspect in it is the development of an attentive and conscious attitude of young people to their natural component.

Keywords: COVID-19 pandemic, student, healthy, lifestyle, self-isolation, physical culture, correction of discipline content.

References

1. Avetisov, E.S. Myopia: monograph / E.S. Avetisov. - M.: Medicine, 2004. - 240 p.

2. Ageevets, A.V. Efimov-Komarov, V. Yu. Efimova-Komarova L.B. Lebedeva L.F. The procedure for the implementation of disciplines in physical culture and sports in the context of the analysis of changes in the Federal State Educational Standards at the present stage. - Scientific and theoretical journal "Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft, No. 1 (167). 2019. S. 11-18.

3. Berdnikov, S. V., Guryev, S.V. The role of physical culture and sport in ensuring the health of student youth // Physical culture, sport and health of student youth in modern conditions: problems and prospects of development: materials of the Regional student scientific and practical conference, Yekaterinburg, April 11, 2018 / FSAOU VO "Ros. state Prof.-ped. un-t", 2018. -pp. 15-23.

4. Borisov, I.V. Distance learning in educational practices of Russian youth: abstract of the dissertation of the Candidate of Sociological Sciences: 22.00.06 / Borisov Igor Vladimirovich. -2017. - 25 p.

сз о

о Л о

о

сз

о в

5. Vigarello, Georges. Self-awareness. History of body perception. (XVI-XX centuries) / Per. From French L.B. Komissarova - M.: Center for Humanitarian Initiatives, 2020. - 256 p.

6. Gareeva I. A., Sobolevskaya T.V. The role of social barriers in the formation of behavioral strategies in relation to health among students // Materials of the breakout sessions of the 56th Student scientific and practical conference of TOGU: in 2 vols. 2. Khabarovsk: Publishing House of TOGU, 2016. - pp. 127-130.

7. Demirchoglian, G.G. Special physical culture for visually impaired schoolchildren [Text] / G.G. Demirchoglian, A.G. Demirchoglian. - M.: Soviet sport, 2000. - 160 p.

8. Dobrenkov V.I., Nechaev V. Ya. Society and education. - M.: INFRA-M, 2003. - 381 p.

9. Esaulenko, I. E., Popov, V. I., T.N. Petrova, T.N. Scientific foundations of the formation of a health-saving environment for students / Actual problems of education and health of students: monograph / edited by V.I. Starodubov, V.A. Tutelyan. - Moscow: Publishing House "Scientific Book", 2020. - pp. 43-59.

10. Zapesotsky A.S. Education: Philosophy, cultural studies, politics / A.S. Zapesotsky. - M.: Science. 2003. - 456 p.

11. Healthcare in Russia. 2019: Stat. sat. / Rosstat. - M., 2019. 170 p.

12. Kovpak D.V. Crisis and pandemic - dangers and opportunities // Psychological newspaper. [electronic resource]. URL: https://psy.su/feed/8211 / (accessed: 04.05.2020).

13. Lieberman D.E. History of the human body. Evolution., health and disease. / Daniel E. Lieberman [Trans. From English. N. Po-dunova]. - M.: Career Press, 2018. - 512 p.

14. On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and related additional professional programs in the context of preventing the spread of a new coronavirus infection in the territory of the Russian Federation: Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 397 dated March 14, 2020. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/ card/?id_4=1064 (accessed 20.03.2020).

15. Sidyacheva, N. V., Zotova, L.E. The situation of forced self-isolation during the pandemic: psychological and academic aspects // Modern science-intensive technologies. - 2020. - No. 5 - pp. 218-225.

16. Chernyshev, V. P., Stroeva, V.E. Correction of the content of physical education classes during the pandemic // International scientific and practical journal OlymPlus. Humanitarian version. No. 1 (14). 2022. pp. 56-59.

17. Physical culture and sport in the education of a healthy lifestyle of adolescents and youth: a collective monograph / under the general editorship of V.Y. Karpov, A.S. Makhova. - M.: Publishing House of the Russian State University, 2016. - 126 p.

18. Jaspers, Karl. The meaning and purpose of history: Jaspers, Karl. - Per. with him. 2nd ed. - M.: Respublika, 1994. - 527 p. -(Thinkers of the 20th century).

e

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.