Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ (СОЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19)'

ОСОБЕННОСТИ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ (СОЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
178
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / САМОСОХРА-НИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Конобейская Анжела Владимировна

В статье приводятся статистические данные о негативных тенденциях в состоянии здоровья молодежи. Приводятся аргументы о необходимости укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни студенческой молодежи, как важной группы, играющей особую роль в формировании трудового, репродуктивного и социального потенциала страны. Рассматриваются особенности самосохранительного поведения студентов архитектурно-строительных специальностей, находившихся в период пандемии на вынужденной самоизоляции и обучавшихся в дистанционном формате. В рамках статьи, на основе проведенного социологического исследования, делается сравнительный анализ самосохранительных установок студентов, определяется направленность их поведенческих актов по сохранению собственного здоровья. Выявляется характер основных аспектов проявления самосохранительного поведения студентов технических специальностей в период самоизоляции. По результатам исследования был сделан вывод о том, что на момент вынужденной самоизоляции наблюдалась рассогласованность внутри структуры само-сохранительного поведения, выражавшаяся в противоречии между отношением и оценкой собственного здоровья и действиями по его поддержанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SELF-PRESERVATION BEHAVIOR OF STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES DURING THE PERIOD OF SELF-ISOLATION (SOCIAL RESEARCH IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC)

The article presents statistical data on negative trends in the health of young people. Arguments are given about the need to strengthen the health and formation of a healthy lifestyle of student youth, as an important group that plays a special role in the formation of the labor, reproductive and social potential of the country. The article deals with the peculiarities of self-preservation behavior of students of architectural and construction specialties who were forced to self-isolate during the pandemic and studied in a remote format. Within the framework of the article, on the basis of the conducted sociological research, a comparative analysis of students ‘ self-preservation attitudes is made, the orientation of their behavioral acts to preserve their own health is determined. The nature of the main aspects of the self-preservation behavior of students of technical specialties during the period of self-isolation is revealed. According to the results of the study, it was concluded that at the time of forced self-isolation, there was a mismatch within the structure of self-preservation behavior, which was expressed in a contradiction between the attitude and assessment of one's own health and actions to maintain it.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ (СОЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19)»

Особенности самосохранительного поведения студентов технических специальностей в период самоизоляции (социальное исследование в условиях пандемии С0Ш-19)

Конобейская Анжела Владимировна,

аспирант кафедры социальной работы и психологии Тихоокеанского государственного университета E-mail: [email protected]

В статье приводятся статистические данные о негативных тенденциях в состоянии здоровья молодежи. Приводятся аргументы о необходимости укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни студенческой молодежи, как важной группы, играющей особую роль в формировании трудового, репродуктивного и социального потенциала страны. Рассматриваются особенности самосохранительного поведения студентов архитектурно-строительных специальностей, находившихся в период пандемии на вынужденной самоизоляции и обучавшихся в дистанционном формате. В рамках статьи, на основе проведенного социологического исследования, делается сравнительный анализ самосохранительных установок студентов, определяется направленность их поведенческих актов по сохранению собственного здоровья. Выявляется характер основных аспектов проявления самосохранительного поведения студентов технических специальностей в период самоизоляции. По результатам исследования был сделан вывод о том, что на момент вынужденной самоизоляции наблюдалась рассогласованность внутри структуры само-сохранительного поведения, выражавшаяся в противоречии между отношением и оценкой собственного здоровья и действиями по его поддержанию.

Ключевые слова: студенческая молодежь, здоровье, здоровый образ жизни, самоизоляция, самосохра-нительное поведение, мотивы.

Введение

Вопросы, связанные с обучением студентов инженерных направлений в образовательном пространстве вуза, в частности архитектурно-строительного профиля, в настоящее время вызывают определенный исследовательский интерес экспертного сообщества. Это обусловлено ростом объемов и темпов современного строительства, возможностью внедрения инновационных инженерных решений в данной области.

Между тем, имеются существенные проблемы в подготовке студентов данного направления. По имеющимся данным, это вызвано острой потребностью организаций, предприятий и учреждений в привлечении к работе молодых еще по возрасту, но уже достаточно подготовленных в профессиональном плане инженеров, квалифицированных и конкурентоспособных, готовых к креативному проектированию идей в рамках цифрового будущего и цифровой культуры. Все это говорит о важности и необходимости повышения эффективности образовательного процесса в профильных высших учебных заведения [14, с. 118; 15, с. 103; 20, с. 119].

Качество образования коррелирует с социально-бытовыми, материальными условиями, уровнем администрирования, технической оснащенностью образовательного пространства, психологическим комфортом в микро- и макро-социальной среде [20, с. 120] и другими переменными. При этом, одним из наиболее значимых факторов, детерминирующих успешность образовательного процесса, как утверждают специалисты, является уровень здоровья студентов [5, с. 111].

Федеральная служба государственной статистики констатирует, что за ко-

101

роткий период от 2002 по 2019 гг. доля населения в возрасте 10-19 лет сократилась с 23,2 млн до 14,9 млн в общей структуре населения, т.е. в 1,6 раза [4]. Отмечается неуклонный рост заболеваемости учащихся по всем классам болезней в период 2005-2018 гг. Так, если в 2005 г. среди подростков (1517 лет) впервые установленные заболевания составили 111452,9 случаев (на 100 000 населения этого же возраста), то к 2018 году эта цифра достигла 136020,6 [7].

Образовательное пространство технического университета, в частности архитектурно-строительного направления, имеет существенные особенности, связанные с большой продолжительностью процесса обучения, высокой интенсивностью нагрузок. Важным компонентом учебной деятельности студентов архитектурных специальностей является необходимость длительного ежедневного пребывания в специализированных аудиториях вуза, оборудованных мультимедийным инвентарём, а также мольбертами, кульманами. Выполнение некоторых практических работ студентами-архитекторами и дизайнерами (чертеж, рисунок, скульптура, макет) длиться не один час, что выражается в длительном сохранении однообразной статической позы, усугубляющей проблему распространения нарушений осанки у студентов, и предполагает наличие гиподинамии. А мыслительные действия повышенной сложности и продолжительности, которые характеризуют форму интеллектуального труда с высоким психоэмоциональным напряжением, нередко приводят к возникновению стресса.

Количество времени в недельном цикле, которое студенты отводят на физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, ниже всех критических пределов, определяющих нормальный, с позиций физиологических критериев, уровень жизнедеятельности. В выходные дни малоподвижный образ жизни доминирует приблизительно у 65% студентов. При этом ограниченность временного ресурса,

обусловленная выбранной специальностью, зачастую не позволяет расширить диапазон стимулирования двигательной активности, снятия нервно-эмоционального напряжения в рамках дополнительного образования или до-суговой деятельности [1, с. 144].

Авторами научных трудов отмечается прогрессивное ухудшение здоровья данной категории студентов, которое ослаблено под воздействием различных неблагоприятных факторов еще до поступления в высшие учебные заведения. Мероприятия по ранней довузовской профессионализации (художественная школа, лицей) также не предполагают создания условий для повышения двигательной активности, что отрицательно сказывается на уровне физической подготовленности и состоянии их здоровья [3, с. 59].

По разным источникам, от 45 до 60% всего студенческого контингента страдает различными хроническими заболеваниями, основные причины возникновения которых, по мнению ученых, обусловлены значительной интенсификацией учебного процесса. Попадая в образовательное пространство вуза, молодежь втягивается в массированный информационный поток. При этом нагрузки, предусмотренные современными учебными планами, часто оказываются запредельными, непомерными для молодого организма. По утверждению специалистов-медиков, это в свою очередь, нередко приводит к значительным перегрузкам центральной нервной системы, истощению адаптационных резервов различных систем организма, и как следствие, росту заболеваемости среди молодежи [19, с. 98; 20, с 121].

В структуре заболеваемости студентов архитектурных факультетов наиболее часто встречающиеся патологии - это заболевания кардио-респираторной (от 63,5% до 68,1%), пищеварительной (от 10% до 12,2%) и нервной систем (от 5,4% до 8,2%), опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки, сколиозы, плоскостопия (от 12,8% до 21%), зрительного анализатора (от 13,3% до 24%). Необходи-

102

мо отметить, что в случаях заболеваний опорно-двигательного аппарата и зрительного анализатора наблюдается тенденция ежегодного увеличения. При этом достаточный для их конкурентоспособности и адаптированности к рынку труда уровень подготовки требует создания условий для интенсивной и напряженной творческой учебной деятельности без перегрузки и переутомления, что выдвигает определенные требования к состоянию здоровья студентов, не ограничивающему последующую профессиональную реализацию [3, с. 59; 15, с. 102].

По мнению многих отечественных специалистов, среди большого числа переменных, формирующих текущее физиологическое и психологическое состояние, а также уровень заболеваемости среди студентов, одной из наиболее значимых является поведение в отношении их образа жизни. По имеющимся данным социально-медицинских исследований, от 40% до 72% студентов имеют негативные поведенческие привычки [17, с. 218]. Именно поэтому сегодня одним из важных и продуктивных направлений сохранения и укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний, является следование правилам и принципам здорового образа жизни, а также формирование позитивного типа самосохранительного поведения.

Особую актуальность данная проблема приобрела в связи с переходом на самоизоляцию в период пандемии и обучения студентов дистанционно в электронной информационно-образовательной среде. COVID-19 внес коррективы в обыденное течение жизни и процесс обучения студенческой молодежи, обнажив новые, ранее не изученные угрозы и риски. Кардинальная смена привычных практик обучения и общения с преподавателями в традиционной форме, переход к новому формату цифровой жизнедеятельности явились стрессом для участников образовательного процесса. Специалистами отмечается, что живя в режиме «вынужденной изоляции» человек попадает в состо-

яние неопределенности, которая является еще более стрессовой ситуацией, чем знание о реально ожидаемых негативных последствиях [17, с. 218]. Часто в ситуации неопределенности человек теряется: присвоенные паттерны поведения не работают, обычные логические схемы мышления рушатся, вариативность потенциальных решений пугает [8, с. 18; 10, с. 220]

Безусловно, очень важно понять, как человек в реальной, жизненной ситуации сможет противостоять кризисным воздействиям и достигнуть определенных результатов. То есть, в конкретном случае, как в условиях физического дистанцирования и социальной изоляции, требующих усилий в самоорганизации, а также необходимостью постоянного самоконтроля и самодисциплины в процессе обучения в период пандемии, студенческая молодежь, не владеющая в достаточной степени опытом преодоления сложных жизненных коллизий, сможет «выйти за пределы этой ситуации». Как сможет мобилизовать активность «многих динамических функциональных систем», от моторных действий до самых сложных - ценностей и смыслов, без ущерба для своего физического и психического здоровья [17, с. 218].

Цель

Проанализировать особенности самосохранительного поведения студентов инженерно-технических специальностей, обучающихся в Тихоокеанском государственном университете, в период вынужденной самоизоляции, связанной с пандемией COVID-19. Определить влияние самоизоляции на самооценку студентов-архитекторов и дизайнеров своего состояния здоровья и образ жизни.

Термин «самосохранительное поведение» впервые был введен в демографии в связи с осознанием того, что в современном мире значительную роль в детерминации заболеваемости, смертности и продолжительности жизни людей играет поведенческий фактор, а именно действия и отношение людей к собственному здоровью [13,

103

с. 263]. В научной литературе определение «самосохранительное (витальное, здоровьесохранительное) поведение», в классическом его понимании, определяется как «система действий, потребностей, установок и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни индивида» [6, с. 15; 8, с. 73]. Наиболее значимыми из них, по утверждению специалистов, являются бережное отношение и внимание к собственному здоровью, создание условий для профилактики возможных отклонений в его состоянии, осознанное принятие человеком здорового образа жизни и успешная реализация различных его аспектов [18, с. 103].

В основе изучения самосохрани-тельного поведения лежит исследование ценностно-мотивационных установок личности относительно своего здоровья. Осознанная потребность в здоровье, проявляясь в мотивах и установках, затем определяет целенаправленное поведение человека в отношении своего здоровья, а конкретнее - в его образе жизни: соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил, отказе от вредных привычек, здоровом питании, соблюдении режима труда и отдыха, медицинской активности, занятиях физической культурой и спортом и т.п. Только при высокой ценности здоровья человек мотивирован на исключение из жизни факторы риска заболеваний на индивидуальном уровне [18, с. 101].

С целью выявления особенностей самосохранительного поведения студентов технических специальностей Тихоокеанского государственного университета, в июне 2020 года было проведено пилотное социологическое исследование посредством опросного метода в форме раздаточного анкетирования. Выборочная совокупность была представлена студентами 1-3 курсов факультетов «Архитектура и урбанистика» и «Дизайн архитектурной среды» ТОГУ, объем составил 108 человек.

В опросе приняли участие представители разных возрастных категорий: студенты, обучавшиеся на 1 курсе, составили 26,7% от общего числа опро-

шенных, на 2 курсе - 31,2%, 3 курсе -22,5%, 4 и 5 курсах - 19,6%. По гендер-ному признаку распределение участников выглядело следующим образом: 32% мужчин и 68% женщин.

Изучение самосохранительного поведения приобретает полную информационную ценность в случае учета собственной активной позиции человека по отношению к здоровью. Для понимания того, как студенты относятся к здоровью как ценности «для себя», им было предложено ответить на вопрос «Какое место Вы отводите здоровью в Вашей жизни?».

Выяснилось, что треть респондентов согласилась с тем, что «здоровье является важной ценностью в жизни» (31,5%). Больше половины ответили, что «здоровье очень важно, но не всегда получается о нём заботиться» (58,4%), и лишь небольшая часть опрошенных (10,1%) считает, что «забота о здоровье важна наряду с учёбой, отдыхом». При этом анкетирование показало, что основная масса студентов (89,2%) осознают тот факт, что состояние их здоровья зависит, прежде всего, от них самих.

Немалый интерес в рамках данного исследования вызывает самооценка студентами своего состояния здоровья, являющаяся важным фактором мотивации самосохранительного поведения. Анализ субъективного самоощущения респондентами наличия или отсутствия отклонений в их состоянии здоровья на момент вынужденной самоизоляции, показал, что 52,2% опрошенных охарактеризовали свое здоровье как хорошее, 35,8% - как удовлетворительное, 12,0% - как слабое. При этом 67,1% студентов оценили свое здоровье только на основе собственных ощущений, 21,5% - по результатам самочувствия и медицинского обследования, и лишь 11,4% респондентов делегировали оценку своего здоровья медицинским работникам. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся проблемы со здоровьем, 66% опрошенных ответили, что заботятся о нем «когда есть время», «от случая к случаю», 13,6%

104

отметили, что «не считают нужным прилагать к этому усилия» и только 20,4% делают это систематически.

В целом, данные респондентами субъективные оценки состояния своего здоровья, носят положительный характер, что в принципе, характерно для молодого возраста.

При определении «медицинской активности» студентов-архитекторов и дизайнеров до самоизоляции, выяснилось, что 17,5% респондентов посещали медицинские учреждения самостоятельно (вне рамок обязательной диспансеризации в вузе) два раза в год и более, 38,4% опрошенных - не чаще одного раза в год. Проблемы со здоровьем предпочитали решать профилактически, используя такие меры, как периодические медицинские осмотры у специалистов, флюорографическая диагностика, вакцинация. Треть студентов (32,1%) - посещали реже одного раза в год, предпочитая «как можно меньше» обращаться за медицинской помощью, а 12,0% - обращались в медицинские учреждения лишь в случае серьезного заболевания.

Анализ частоты посещений студентами врача в период самоизоляции показал, что в случае недомогания, 60,1% из них предпочитали лечиться самостоятельно, принимая лекарства по рекомендации родных и друзей, провизора аптеки, получив информацию из интернета. Среди основных причин, по которым студенты не желали посещать медицинские учреждения, были названы тревожное настроение (32,4%) и страх (27,1%), вызванные в первую очередь опасностью заболевания коронавиру-сом. У 43,1% опрошенных это чувство возникало, когда они получали информацию о заболевших родственниках, близких или друзьях, слышали о ежедневных масштабных карантинных мерах (24,5%), количестве зараженных и погибших (20,8%).

Эти данные говорят о том, что в отношении здоровья, респонденты придерживались выжидательной тактики, не торопясь обращаться за помощью

к медицинским работникам и специалистам данной области.

Основой самосохранительного поведения человека является положительная ориентация на здоровье, заключающаяся в адекватном представлении о ЗОЖ [18, с. 103], в связи с чем, в процессе исследования были изучены представления студентов, связанные с понятием «здоровый образ жизни» (допускался выбор свыше трех предложенных ответов). У большинства опрошенных имелись четкие представления о ЗОЖ и его компонентах: отсутствие вредных привычек (72,5%), двигательная активность (68%), здоровое питание (61,5%), рациональный режим труда и отдыха (54%). Доля таких факторов сохранения здоровья, как саморазвитие, самосовершенствование (40,5%), сексуальная культура поведения (26,3%), полноценная духовная жизнь (21%), культура межличностных отношений (12,2%) была значительно меньше.

Для ведения здорового образа жизни, по утверждению опрошенных, в первую очередь важны сила воли (68,4%) и желание самого человека (46,0%), то есть внутренние потребности и мотивы. Далее по значимости были отмечены свободное время (28,1%), понимание со стороны родных и близких (16,8%). Финансовые затраты (20,3%), как условие поддержания здорового образа жизни, по мнению опрошенных, играют в этом вопросе значимую, но далеко не главную роль.

Как видим, респонденты при описании понятия «ЗОЖ» в основном уделили внимание тем его составляющим, которые необходимы им в повседневной жизни. При этом навык самоорганизации быт признан наиболее значимым для ведения здорового образа жизни.

Данные статистики ежегодно проводимых медицинских осмотров студентов вузов указывают на то, что структура причин заболеваемости молодежи определяется их образом жизни и имеет поведенческую основу. Именно поэтому, оценить, в какой степени на момент вынужденной самоизоляции сту-

105

денты придерживались норм здорового образа жизни, помогли ответы на вопрос «Насколько Ваш образ жизни соответствовал основным принципам ЗОЖ?». Полученные результаты продемонстрировали соответствие образа жизни принципам ЗОЖ у 42,7% опрошенных, однако 37,2% указали, что их образ жизни не всегда соответствовал этим принципам, а 20% респондентов вообще не считали нужным вести здоровый образ жизни.

В качестве важного показателя, характеризующего самосохранительное поведение, выделяют информированность о ЗОЖ, имеющую значение в выработке системы убеждений, ценностных ориентаций и мировоззрения человека. Опрос показал, что большая часть студентов (48,3%) не владеет в полном объеме информацией по данному вопросу. Основными источниками получения информации относительно способов сохранения здоровья в период самоизоляции, выступили интернет, теле- и радиопередачи, консультации врачей и специалистов, разговоры с родственниками,друзьями.

Таким образом, можно сделать вывод о то, что у большинства студентов оказались слабыми представления о средствах и методах сохранения и укрепления своего здоровья в сложившейся ситуации.

Правильное питание также является важным индикатором самосохрани-тельного поведения. Анализ пролонгированных установок студентов на здоровое питание показал, что большинству опрошенных (76,7%) известны его основные принципы. При этом исследования показали, что многие студенты (47,4%) были недостаточно осведомлены о рациональном наборе продуктов питания и их энергетической ценности, также оказались недостаточными представления о правильном режиме питания (23,8%), оптимальном качественном и количественном составе пищи (19,4%), 13,6% опрошенных затруднились дать ответ. Лишь 53,2% респондентов ответили, что соблюдали правильный режим питания в период са-

моизоляции. Остальные отметили, что у них «не всегда получалось питаться правильно».

На вопрос о том, чаще ли респонденты в режиме самоизоляции стали принимать пищу, утвердительно ответили 29,4%, отрицательно - 16,5%, при этом, 7,4% студентов даже отметили у себя потерю аппетита. Отметили, что чаще стали питаться «всухомятку» (25,2%) и есть фастфуд (13,7%), превалирующее же большинство (44,1%) не заметили изменений в своем режиме питания.

Двигательная активность выступает одним из значимых факторов и условий здорового образа жизни. Ее недостаток сказывается не только на физической и психической работоспособности, но и на снижении резервов здоровья. С этим согласились 84,2% респондентов, что свидетельствует о положительном образе регулярных занятий физическими упражнениями в студенческой среде.

Но, несмотря на декларацию опрошенных студентов о физических упражнениях, как важной составной части самосохранительного поведения, стоит отметить тот факт, что больше половины опрошенных студентов (62,5%) в период самоизоляции практически не занимались физкультурной деятельностью в свободное время. Систематически, не реже 2-3 раза в неделю, занимались только 11,2% респондентов, а 26,3% - игнорировали занятия спортом. Среди основных причин, мешавших заниматься физическими упражнениями регулярно, были отмечены отсутствие свободного времени (41,3%), собственная лень (24,1%), отсутствие интереса (12,6%), плохое самочувствие и слабое здоровье (10,2%) участников исследования.

Отказ от вредных привычек является одним из принципов ЗОЖ и показателем самосохранительного поведения [16, с. 88]. Ведь именно установки молодежи по отношению к вредным привычкам в дальнейшем являются индикатором соблюдения общественных норм и грамотности в данных вопросах.

106

На вопрос «Имеете ли Вы вредные привычки?» большая часть респондентов (71,6%) ответили отрицательно, что отражает достаточно высокую активность студентов в вопросах осознания роли отказа от вредных привычек и пагубности их влияния на здоровье человека. Оставшиеся 28,4% признали, что имеют зависимости разного рода, включая курение, употребление алкоголя, вредные пищевые привычки.

Еще одним важным параметром, позволяющим проанализировать особенности самосохранительного поведения молодежи в период самоизоляции, явилось выявление наиболее распространенных способов отдыха студентов. Анализ показал, что «отдых в кругу семьи» отметили 32,0% опрошенных, «ненормированный сон» - 24,6%, «отдых за компьютером» - 21,2%, «просмотр фильмов и телепередач» - 14,1%, «хобби» - 12%, «чтение книг» - 11,1%, «выполнение физических упражнений» -10,0%.

Поддержка активного образа жизни на достаточно высоком уровне, по мнению большинства респондентов (72,5%), во многом обеспечивается за счет оптимального ритма жизни, правильной организации режима дня, баланса труда и отдыха человека. Данные опроса показали, что 52,8% участников опроса пытались регулярно соблюдать режим дня, но значительные учебные нагрузки (65,1%) и домашние дела (24,8%) зачастую не позволяли 47,2% респондентов организовать свой временной режим.

Выводы

Таким образом, в процессе данного исследования была предпринята попытка анализа особенностей самосохранительного поведения студентов инженерно-технических специальностей. Согласно полученным данным, абсолютное большинство участников опроса продемонстрировали позитивную ориентацию на здоровье и здоровый образ жизни, а также достаточно высокую степень осведомленности о его составляющих.

Однако результаты нашего исследования отчетливо показали, что на момент вынужденной самоизоляции существовал дисбаланс между самосо-хранительными установками и поведенческими актами студентов. Было выявлено противоречие между оценкой собственного состояния здоровья, осознанием важности здоровья как одной из основных жизненных ценностей и фактическими действиями по его сохранению и поддержанию. Подтверждая значимость здоровья и ориентацию на ЗОЖ, большинство опрошенных отметили, что заботились о своем здоровье не систематически, «от случая к случаю», а здоровье свое воспринимали лишь на уровне отсутствия заболеваний и физического благополучия.

Это нашло подтверждение и в повседневных действиях студентов в период пандемии. Так, отдавая предпочтение активным формам сохранения здоровья, таким как физические нагрузки, физкультурно-спортивная деятельность, закаливание, треть студентов интереса к ним совсем не проявляли. Лишь немногие занималась физическими упражнениями регулярно. Кроме того, при ответе на вопросы о питании, почти половина респондентов отметили - «не всегда получалось питаться правильно и своевременно», что говорит о небрежном отношении к этому фактору ЗОЖ. Многие студенты согласились с тем, что необходимо отказаться от вредных привычек, но при этом, около трети из них допускают саму возможность курения, а также употребления алкоголя. Ответы на вопрос о «медицинской активности» продемонстрировали, что, несмотря на понимание важности своевременных обращений к специалистам-медикам, в случае недомогания, многие предпочитали лечиться самостоятельно.

Также, была выявлена недооценка студентами роли полноценного отдыха, способствующего восстановлению сил и здоровья. Результаты опроса показали, что зачастую, у респондентов не получалось организовать свой временной режим, а также планировать соотноше-

107

ние труда и отдыха. Досуг организовывался исходя из приоритетности пассивного отдыха.

В соответствии с вышеизложенными тенденциями, можно сделать вывод о том, что поведенческие установки студентов технических специальностей, а также их действия, выраженные в нарушении форм самосохранительного поведения, свидетельствуют о низкой социальной ответственности учащихся за своё здоровье.

Безусловно, необходимо менять поведение молодежи в отношении своего здоровья. Ключевыми для изменения ситуации, по нашему мнению, должны выступать меры, направленные на обучение учащихся способам самоорганизации, самоконтроля, которые помогут студентам преодолевать риски саморазрушительного поведения, и непрогнозируемые жизненные ситуации. Целесообразным является формирование таких поведенческих стратегий, которые позволят молодежи осознать необходимость поддержания здорового образа жизни, а также конкретизировать структуру их жизненных запросов и ожиданий.

Социально одобряемым должно стать ответственное отношение молодого человека к своему здоровью как одной из социально значимых характеристик индивида, которое способно сыграть важную роль в формировании трудового, репродуктивного и социального потенциала страны, стать важным компонентом общей и профессиональной культуры будущего специалиста. Мотивация самосохранительного поведения как социального феномена, являясь результатом воспитания и самовоспитания, должна способствовать ориентации молодого человека на изменение самого себя и своего отношения к здоровью, ориентации на жизненный стиль, соответствующий современным нормам здоровья [18, с. 105].

Предполагается дальнейшее всестороннее изучение особенностей самосохранительного поведения учащейся молодежи, а также поведенческих рисков, обусловливающих состояние здоровья студентов архитектурно-строительных

специальностей в условиях обучения в дистанционном формате, с целью выявления его стратегий и возможностей управления ими. Исследование может проводиться, в том числе и через качественные методы сбора данных для того, чтобы уточнить нюансы восприятия перехода на данную форму организации обучения по определенным дисциплинам и решения в дальнейшем различного рода трудностей.

Литература

1. Благих А.А. Профессиональные заболевания студентов художников и архитекторов // NOVAINFO.RU. Т. 1. № 86. 2018. С. 143-148 Ь:^:// novainfo.ru/request/

2. Гареева И. А., Соболевская Т.В. Роль социальных барьеров в формировании стратегий поведения в отношении здоровья у студентов // Материалы секционных заседаний 56-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ: в 2 т. Т. 2. Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2016. - С. 127-130.

3. Гришина Т.В. Особенности профессиональной подготовки будущих архитекторов в архитектурно-строительном вузе / Т.В. Гришина // Казанский педагогический журнал. 2019. - № 6. - С. 58-61.

4. Демографический ежегодник России. 2019: Стат.сб. / Росстат. - М., 2019. 252 с.

5. Донченко В.И. Структурная модель обучения студентов-медиков здо-ровьесберегающим технологиям // Концепт. 2015. № 10. С. 111-115.

6. Журавлева И.В. Здоровье подростка: социологический анализ / И.В. Журавлева. - М.: Издательство института социологии РАН, 2002. - 240 с.

7. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. - М., 2019. 170 с.

8. Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 3-20.

9. Калачикова О. Н., Корчагина П.С. Основные тенденции самосохра-

108

нительного поведения населения // Проблемы развития территории. 2012. Вып. 5 (61). С. 72-82.

10. Ковпак Д.В. Кризис и пандемия - опасности и возможности // Психологическая газета. [Электронный ресурс]. URL: https://psy. su/feed/8211/ (дата обращения:

04.05.2020).

11. Корчевский А. М., Токарь Е.В. Электронное обучение студентов вуза дисциплинам по физической культуре и спорту // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгаф-та. - 2020. - № 4 (182). С. 220-224.

12. Миронова Ю.Г. Особенности само-сохранительного поведения современной студенческой молодежи // Теория и практика общественного развития. 2016. № 6. URL: https:// cyberleninka.ru/artide/n/osobennosti-samosohranitelnogo-povedeniya-sovremennoy-studencheskoy-molodezhi (дата обращения:

25.03.2021).

13. Ображей О. Н., Подваль-ская В.С. Актуальность изучения самосохранительного поведения населения // Социологический альманах. 2010. - № 1. - С. 262-269

14. Петрунева Р. М., Топоркова О.В., Васильева В.Д. Актуальные направления инженерной деятельности и проблемы подготовки студентов технических вузов // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2015. Том: 20. № 2 (155). С. 118-126.

15. Покусаева Н.В. Анализ социально-личностных компетенций студентов архитектурных специальностей // Педагогика, психология, общество: актуальные вопросы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Чебоксары, 28 февр. 2020 г.) / редкол.: Ж.В. Мур-зина [и др.] - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - С. 102-104.

16. Решетников А.В., Присяжная Н.В., Решетников В.А., Литвинова Т.М. Восприятие ценности здоровья и здорового образа жизни профессорско-преподавательским

составом медицинских вузов. Социология медицины. 2017; 16(2): 82-90.

17. Сидячева Н. В., Зотова Л.Э. Ситуация вынужденной самоизоляции в период пандемии: психологический и академический аспекты // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 5 - С. 218-225.

18. Страхова И.Б. Самосохранитель-ное поведение студенческой молодежи // Интерэкспо ГЕО-Си-бирь-2017. XIII Междунар. науч. конгр., 17-21 апреля 2017 г., Новосибирск: Междунар. науч. конф. «Геопространство в социогу-манитарном дискурсе»: сб. материалов в 2 т. Т. 2 - Новосибирск: СГУ-ГиТ, 2017. - С. 100-105

19. Федорищева Е.К. Комплексная оценка здоровьесберегающего поведения студентов медицинских специальностей и направления его оптимизации // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 3 (88). С. 97-116.

20. Федорищева Е. К., Гареева И.А., Косилов К.В. Поведенческие стратегии в отношении здоровья у студентов медицинских направлений (социологический анализ) // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 2 (91). С. 118-137.

FEATURES OF SELF-PRESERVATION BEHAVIOR OF STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES DURING THE PERIOD OF SELF-ISOLATION (SOCIAL RESEARCH IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC)

Konobeyskaya A.V.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pacific state University

The article presents statistical data on negative trends in the health of young people. Arguments are given about the need to strengthen the health and formation of a healthy lifestyle of student youth, as an important group that plays a special role in the formation of the labor, reproductive and social potential of the country. The article deals with the peculiarities of self-preservation behavior of students of architectural and construction specialties who were forced to self-isolate during the pandemic and

109

studied in a remote format. Within the framework of the article, on the basis of the conducted sociological research, a comparative analysis of students ' self-preservation attitudes is made, the orientation of their behavioral acts to preserve their own health is determined. The nature of the main aspects of the self-preservation behavior of students of technical specialties during the period of self-isolation is revealed. According to the results of the study, it was concluded that at the time of forced self-isolation, there was a mismatch within the structure of self-preservation behavior, which was expressed in a contradiction between the attitude and assessment of one's own health and actions to maintain it.

Keywords: student youth, health, healthy lifestyle, self-isolation, self-preservation behavior, motives.

References

1. Blagikh A.A. Professional diseases of students of artists and architects. NOVAIN-FO.RU. Vol. 1. No. 86. 2018. pp. 143-148 https://novainfo.ru/request/

2. Gareeva I. A., Sobolevskaya T.V. The role of social barriers in the formation of strategies of behavior in relation to health among students // Materials of sectional sessions of the 56th student scientific-practical conference PNU: in 2 volumes. V. 2. Khabarovsk: PNU Publishing House, 2016, pp. 127-130.

3. Grishina T.V. Features of professional training of future architects in the architectural and construction university / T.V. Grishina / / Kazan Pedagogical Journal. 2019. -No. 6. - pp. 58-61.

4. Demographic Yearbook of Russia. 2019: Stat. sat. / Rosstat. - M., 2019. 252 p.

5. Danchenko V. I. Structural model of teaching medical students to health-saving technologies / / Concept. 2015. No. 10. pp. 111-115.

6. Zhuravleva I.V. Health of a teenager: a sociological analysis / I.V. Zhuravleva. - M.: Publishing House of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 2002. - 240 p.

7. Healthcare in Russia. 2019: Stat. sat. / Rosstat. - M., 2019. 170 p.

8. Zinchenko V.P. Tolerance to uncertainty: news or psychological tradition? // Questions of psychology. 2007. No. 6. S. 3-20.

9. Kalachikova O. N., Korchagina P.S. The main trends of self-preservation behavior of the population // Problems of territory development. 2012. Issue 5 (61). pp. 72-82.

10. Kovpak D.V. Krizis i pandemiya - perils i vozmozhnosti [Crisis and pandemic-dangers and opportunities]. [Electronic resource]. URL: https://psy.su/feed/8211/ (date of access: 04.05.2020).

11. Korchevsky A.M., Tokar E.V. E-learning of university students in disciplines of physical culture and sport / / Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University. - 2020. - № 4 (182). Pp. 220-224.

12. Mironova Yu.G. Features of self-preservation behavior of modern student youth // Theory and practice of social development. 2016. No. 6. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-samosohranitelnogo-povedeniya-sovremennoy-studencheskoy-molodezhi (accessed 25.03.2021).

13. Obrazhey O. N., Podvalskaya V.S. Relevance of the study of self-preservation behavior of the population // Sociological almanac. 2010. - No. 1. - pp. 262-269

14. Petruneva R. M., Toporkova O.V., Vasily-eva V.D. Actual directions of engineering activity and problems of training students of technical universities / / Izvestiya Volg-ogradskogo gosudarstvennogo tekhnich-eskogo universiteta. 2015. Tom: 20. No. 2 (155). pp. 118-126.

15. Pokusaeva N.V. Analysis of social and personal competencies of students of architectural specialties // Pedagogy, psychology, society: actual issues: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation (Cheboksary, February 28, 2020) / Editorial board: Zh.V. Murzina [et al.] - Cheboksary: Ed. "Wednesday", 2020. - pp. 102-104.

16. Reshetnikov A.V., Prisyazhnaya N.V., Re-shetnikov V.A., Litvinova T.M. Perception of the value of health and a healthy lifestyle by the teaching staff of medical universities. Sociology of medicine. 2017; 16(2): 82-90.

17. Sigacheva N. V., Zotova L.E. Situation of forced isolation during a pandemic: psychological and academic aspects // Modern high technologies. - 2020. - No. 5-pp. 218225.

18. Strakhova I.B. Self-preserving behavior of student youth // Interexpo GEO-Sibe-ria-2017. XIII International Scientific Congress, April 17-21, 2017, Novosibirsk: International Scientific Conference "Geospa-tial space in sociogu-manitarian discourse": collection of materials in 2 vols.t. 2-Novosi-birsk: SGUGiT, 2017. - pp. 100-105.

19. Fedorishcheva E.K. Complex assessment of health-saving behavior of students of

110

medical specialties and directions of its optimization / / Power and Management in the East of Russia. 2019. No. 3 (88). pp. 97116.

20. Fedorishcheva E. K., Gareeva I.A., Ko-silov K.V. Behavioral strategies in relation to

health among students of medical directions (sociological analysis) / / Power and management in the East of Russia. 2020. No. 2 (91). pp. 118-137

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.