Vasily Yakovlevich Shklyaruk,
Doctor of Sociology,
professor of the department of physical education and sport, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Yuriy Igorevich Vasekin,
PhD in Pedagogy,
associate professor of the department of physical education and sport, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Mikhail Mikhailovich Devyatkov,
senior lecturer of the department of physical education and sport, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Василий Яковлевич Шклярук,
доктор социологических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Юрий Игоревич Васекин,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Михаил Михайлович Девятков,
старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
УДК 316.4
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА
В статье рассматривается сохранение здоровья личности как важный фактор качественной профессиональной подготовки студенческой молодежи. Перед здравоохранением и в целом перед государством выдвигаются задачи по сохранению и укреплению здоровья населения, снижению девиантных проявлений, реализуемых в процессе формирования здоровьесберегающего поведения. Поведение личности в отношении своего здоровья определяется как самосохранитель-ное, здоровьесберегающее и характеризуется как система взглядов, отношений и последующих действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, увеличение продолжительности жизни и творческой профессиональной деятельности. Проведенный анализ результатов социологических исследований за последнее десятилетие определил проблему алкогольной и никотиновой зависимости в студенческой среде как особо острую. Дефицит знаний о самосохранительном поведении и здоровом образе жизни у населения стал результатом отсутствия концептуальных установок в средствах массовой информации. Особенно вызывают беспокойство разрушительные процессы девиации в молодежной среде, обучающейся в профтехучилищах. Итоги проведенного анализа позволяют раскрыть содержание процесса формирования самосохранительного поведения, отметить обстоятельства по формированию представлений об условиях сохранения здоровья и продолжительности жизни человека с позиции методологии самосохранения.
Ключевые слова: здоровье, самосохранение, ценности, образ жизни, девиантное поведение.
MAINTAINING HEALTHY LIFESTYLE IN MODERN SOCIETY
The article considers preservation of health as an important factor in the quality of the professional training of students. Public health services in particular and public institutions in general are given the task of preserving and improving health of the population and reducing deviant practices when it comes to health-preserving behavior. Personal attitude to one's health is defined as self-preserving, health-saving and is characterized as a system of attitudes, relationships and subsequent actions aimed at preserving and improving health, increasing life expectancy and professional creativity. Analysis of the results of sociological surveys over the past decade has identified the problem of alcohol and nicotine addiction in student community as particularly acute. The authors argue that the lack of knowledge about self-preserving behavior and healthy lifestyle among general population is the result of the lack of conceptual attitude in the media. Particularly disturbing are the devastating processes of deviant behavior among young people in vocational trade schools. The results of the analysis help to reveal the essence of the process of developing self-preserving behavior and describe ways to promote ideas about the preservation of health and improving life expectancy from the position of self-preservation methodology.
Keywords: health, self-preservation, values, lifestyle, deviant behavior.
Ряд исследователей рассматривают процесс формирования самосохранительного поведения в контексте изменения базовых демографических характеристик (пол, возраст, место проживания) и социально-экономических факторов (уровень жизни, образование, образ жизни) [7]. Дополняется данный подход концепцией девиантного поведения как фактора дестабилизации самосохранительного
поведения населения [5]. В рамках данных подходов доказывается, что девиантное поведение является источником торможения самосохранительных практик человека. Именно девиантное поведение является причиной потери духовных социальных связей, здоровьесберегающих ценностей. Последние подвержены медленному восстановлению, так как определяют факторы переоценки ценностей
ISSN 1994-5094 ♦-
175 -♦
[4, с. 112]. Несложно заметить, что в рамках данных подходов противодействие девиантному поведению рассматривается как важнейшее условие активизации процессов формирования самосохрани-тельных практик человека. Девиантность носит негативный характер: разрушает ценности, дестабилизирует самосохранительные практики, способствует развитию социальной аномии общественного воспроизводства. Девиантность - это фактор девальвации ценностей социума, инструмент деградации и разрушения социального прогресса. По сути, усложнение и рост противоречий девиант-ного поведения есть обратный процесс, определяющий торможение и разрушение практик формирования самосохранительного поведения населения. Рост девиантного поведения расширяет базу причин преступности.
Исследователи доказывают, что наиболее эффективный метод профилактики девиантного поведения связан с наполнением досуга социальными здоровьесберегательными ценностями, расширением и развитием интеллектуальных видов деятельности, реализацией программы здорового стиля поведения граждан [9, с. 390]. Жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или, как они называются научным термином, девиации, присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому необходимо уметь выявлять причины таких отклонений каждому современному человеку.
Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом. В недалеком прошлом термин «отклонение» был связан в нашем сознании только с криминальными явлениями -преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И это неслучайно, ибо они практически везде и всегда считаются отклонениями от существующих социальных норм. Между тем анализ поведенческих социальных практик в России показывает, что девиантные проявления разрушают процессы формирования самосохранительного поведения. Любой человек сам выбирает свой образ жизни [1]. Одни активно занимаются спортом, закаляются, соблюдают режим питания и сна, поддерживая свой организм, другие же предпочитают губительную политику в отношении собственного здоровья. В основе данного поведения лежат вредные привычки человека. По сути дела, привычка - это характерное проявление поведенческих практик человека. Привычка при определенном уровне бытовой и социальной среды обитания человека проявляется в виде системы потребностей и стиля потребления. Вредные (социально деструктивные) привычки оказывают негативное воздействие на стиль поведенческих практик, а значит и на организм человека, его здоровье [2]. В результате последнего разрушается жизнь отдельного человека, трудовых групп, социума в целом. Среди разрушающих здоровье человека привычек выделяют курение, употребление наркотических и алкогольных веществ, переедание. В жизни совре-
менного общества эти проблемы приобрели глобальный характер. Компанией Profi Online Research в апреле-мае 2007 г. было проведено исследование, выявляющее степень распространенности вредных привычек среди россиян (как фактор девиантного поведения) [3]. Наиболее распространенными вредными привычками жители нашей страны считают наркоманию, курение и злоупотребление алкоголем. Оказалось, что среди городского населения от 18 до 60 лет постоянно курят табак около 40%, причем больше курят мужчины.
Особенно большое распространение вредные привычки получили в среде молодежи. Среди студентов, по данным авторского исследования, курят 25,7% всех опрошенных. При этом основной причиной курения в студенческой среде является желание расслабиться. Так ответили 27,6% всех курящих студентов. Занимают этой вредной привычкой свободное время 22,4% респондентов. Для 19,4% опрошенных студентов курение является уже потребностью, так как их организм требует никотина. Пытаются получить приятные ощущения, испытываемые ими при курении, 10,2% респондентов. В то же время 5,1% всех курящих студентов курят не ради «кайфа» или занятия свободного времени, а лишь потому, что «все вокруг курят». 15,3% ответивших на данный вопрос затруднились назвать причины курения. Причем мужчины курят в основном для того, чтобы расслабиться и удовлетворить требования организма в порции никотина (по 28,6% всех опрошенных мужчин), в то время как женщины преимущественно курят, чтобы занять свободное время и расслабиться (30,6 и 26,5% соответственно). Пристрастие к данной привычке имеют 10,2% всех опрошенных девушек. Поддаются влиянию окружающих и начинают курить «за компанию» 6,1% молодых людей и 4,1% девушек, обучающихся в вузе.
Нахождение альтернативных способов получения дополнительных эмоций, наполнение досуга общественно ценными и увлекательными видами деятельности, формирование здорового образа жизни - наилучший способ профилактики девиант-ного поведения.
Взаимосвязь с негативными последствиями этого такова: увеличение общего потребления абсолютного алкоголя на 1 литр приводит примерно к 10% ежегодного прироста убийств и тяжких преступлений. То же самое можно сказать и о других видах негативных последствий. Основной причиной происходящего в нашем обществе процесса алкоголизации масс является практически отсутствие культуры распития спиртных напитков. Это усугубляется еще и тем, что среди существующих сегодня растворов алкоголя наибольшая популярность принадлежит крепким растворам, в частности водке. Крепкие типы алкоголя сильно раздражают желудок и кишечник, обеспечивая тем самым резкий приток крови к их стенкам, очень быстро всасываются в кровь, благодаря чему действуют с особой разрушительной силой, что не так актуально для более слабых видов алкоголя.
В последнее время выявилась тенденция роста употребления алкоголя. Это подтверждается результатами анализа данных авторского эмпирического исследования. Мы уточнили степень влияния различных факторов на процесс поведения человека, состояние его здоровья. При этом факторы замерялись через следующие категории: образ жизни, генетика, биология человека, внешняя среда, здравоохранение, медицинская помощь. Так, по данным анализа социологического исследования имеются проблемы с употреблением алкогольных напитков и в студенческой среде. Опрос показал, что практически половина (49%) обучающихся в университете студентов потребляют различного рода алкогольные напитки. Причем среди причин употребления алкогольных напитков в студенческой среде основной все так же является желание расслабиться. Только вот масштабы желающих расслабиться с помощью алкоголя значительно больше, чем в случае с курением (58,2% употребляющих алкоголь). Только по праздникам пьют 12,1% ответивших на данный вопрос. Чтобы испытать приятные ощущения алкоголь употребляют 11% студентов, в то время как 2,2% употребляющих алкоголь имеют от него зависимость. Пытаются занять свободное время с помощью спиртных напитков 1,1% опрошенных; 0,5% респондентов оправдывают употребление алкогольной продукции различного рода обстоятельствами; 14,8% всех употребляющих алкоголь затруднились назвать причину.
Употребляют алкоголь все студенты, независимо от пола, для того чтобы расслабиться: 65,9% мужчин и 52% женщин. При этом важно отметить, что среди опрошенных студентов курящих в равной доле как мужчин, так и женщин (49,5% и 50,5% соответственно), в то время среди употребляющих алкоголь (в разной степени) больше все-таки женщин -54,3%. Подобная тенденция настораживает, так как известно, что женский алкоголизм практически не излечим, а в столь раннем возрасте употребление алкоголя оказывает губительное влияние на репродуктивное здоровье девушек. При этом возраст студента почти не влияет на подверженность столь губительным для здоровья привычкам: количество курящих студентов в возрасте 15-19 лет, т.е. младшие курсы, и в возрасте от 20 до 24 лет практически равно (50,5 и 49,5% соответственно).
Также существует связь между наличием таких вредных привычек, как курение и употребление студентами алкоголя. Из тех, кто курит, 78,4% употребляют алкогольные напитки, а 21,6% не употребляют. В то же время среди некурящих больше не пьющих спиртные напитки студентов - 61,4%.
Как показало проведенное исследование, среди тех студентов, которые курят, 46,7% живут с родителями, 24,5% проживают на съемной квартире, но с родителями, по 10,9% живут либо в общежитиях университета, либо снимают квартиру с друзьями, 6,5% курящих студентов снимают квартиру в одиночку. При этом употребляют алкоголь 50% студентов проживающих с родителями, 18,6% снимающих жилье вместе со своей семьей, 12,4% живу-
щих на квартире с друзьями и 10,3% проживающих в общежитии.
При этом нельзя говорить о том, что студенты приобщаются к пагубным привычкам из-за безнадзорности, так как большая часть употребляющих спиртные напитки и курящих все-таки живут в собственных семьях. Большая часть респондентов даже не собираются избавляться от своих вредных привычек, утверждая, что они не мешают (29,7%); 26,5% опрошенных утверждают, что у них нет вредных привычек. Собираются, но не хватает силы воли, чтобы расстаться с вредными привычками 21,1% студентов. Пытались неоднократно избавиться от вредных привычек 8,1% респондентов. Побороли пагубные привычки лишь 8,1% опрошенных. Затруднились ответить 5,9% респондентов.
В ходе анализа было выявлено, что среди тех, кто бросил курить, 1,3% по-прежнему курят, а 7,7% продолжают употреблять алкоголь. Подобное можно объяснить тем, что при ответе на вопрос под вредными привычками респонденты понимали только курение, не считая употребление алкоголя вредной привычкой. При этом 5,2% всех курящих и 26,4% употребляющих алкоголь утверждают, что вредных привычек не имеют. 33,8% курящих респондентов данная привычка не мешает, и они даже не задумываются, чтобы бросить курить. 14,3% всех курящих отказались от затеи бросить курить после нескольких неудачных попыток; среди употребляющих алкоголь таких случаев 8,2%. Не хватает силы воли завязать с пагубными привычками, но есть желание это сделать у 39% курящих и 21,4% употребляющих алкоголь студентов.
При рассмотрении полученных данных можно заметить, что большая часть юношей считают, что им не мешают вредные привычки (28,6%) либо хотят избавиться от них, но не хватает силы воли (26,2%). Большая часть девушек не имеют вредных привычек (33,7%%) либо полагают, что вредные привычки им не мешают (30,7%). Показательно то, что хотя большинству юношей и не хватает силы воли, чтобы бросить пагубные привычки, но все же среди них вдвое больше процент избавившихся от вредных привычек, чем среди девушек (11,9 и 5% соответственно.)
Необходимо отметить, что в последние годы население России стало в целом менять отношение к своему здоровью. Согласно данным социологического исследования «Демографическое поведение населения Российской Федерации» (2011-2012 гг.), население нацелено на формирование приоритета здорового образа жизни (данные социологического исследования «Демографическое поведение населения Российской Федерации» (2011-2012 гг., анкетирование), проведено в гг. Саратове, Оренбурге (Ы = 640), случайная выборка).
В результате анализа результатов опроса нами выявлена тенденция приоритета здорового образа жизни, самосохранительного поведения как главного фактора состояния здоровья населения. Исследование показало, что около половины респондентов считают себя полностью ответственными
НБЫ1994-5094 ♦-
177 -♦
за свое здоровье, но эта ответственность в основном имеет декларативный характер. Исследования подтверждают дефицит знаний о самосохранительном поведении и здоровом образе жизни у населения, что является результатом отсутствия программных концептуальных установок на здоровый образ жизни в средствах массовой информации. Кроме антирекламы социально опасных товаров, целесообразно организовать активную пропаганду здорового образа жизни с использованием телевидения, щитовой рекламы и средств массовой информации [10].
Результаты наших исследований (2015-2016 гг.) показывают рост числа студентов первых курсов, пристрастившихся к курению электрических сигарет, кальяна (18,2% юношей, 12,7% девушек). При этом на последующих курсах обучения наблюдается снижение девиантного поведения. Этому способствует наполнение досуга общественно ценными и увлекательными видами деятельности, формирование здоровьесберегающего поведения.
Интерес к исследованию причин вариативности девиантного поведения проявился в изучении влияния современного социума на поведенческие стратегии молодежи (2017-2018 гг.). В процессе анализа полученных данных выявлено: пристрастие к курению имеют 28% юношей и 17% девушек, при этом предпочтение отдают кальяну 50% студентов третьего курса. Увлекаются распитием спиртных напитков 52% юношей и 40% девушек, что говорит о низкой культуре досуга молодежи, считающих алкоголь лучшим способом расслабления. Употребление наркотиков в молодежной среде отрицается, что не соответствует действительности. Более удручающая ситуация сложилась в молодежной среде среднего специального образования. Вчерашние девятиклассники перешли рубеж вседозволенности. Заполучив сигареты, биоэнергетики, они перешли все мыслимые границы: 92% юношей, 53% девушек курят; увлечение распитием пива может спровоцировать пивной алкоголизм. Необходимы срочные меры по снижению девиации.
Улучшить здоровье нации можно не только за счет лекарственного обеспечения, хотя это тоже важно, но и путем воспитания, пропаганды здорового образа жизни, должной заботы о подрастающем поколении и помощи тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию [11].
Таким образом, подводя исследования, необходимо раскрыть содержание процесса формирования самосохранительного поведения, отметить меры по формированию представлений об условиях сохранения здоровья и продолжительности жизни человека с позиции методологии самосохранения.
1. Формирование самосохранительного поведения представляет собой социальный процесс, осуществляющийся под воздействием социальной среды функционирования человека. Данная среда имеет двойственное проявление. С одной стороны, это непосредственная среда обитания человека -совокупность материальных и экономических условий жизнедеятельности индивида: жилье, уровень дохода, экологическая обстановка, условия и
факторы трудового взаимодействия личности. С другой стороны, это социальная среда обитания человека - социально обеспеченные места действия, социальные отношения, которые объективно обеспечивают трансформацию стиля социального поведения вообще и самосохранительного поведения в частности.
2. Формирование самосохранительного поведения представляет собой двойственный социальный процесс. С одной стороны, он включает социальные процессы поддержания социальных норм, принципов функционирования человека, обеспечивающих воспроизводство имеющегося качественного состояния самосохранительного поведения. С другой стороны, он включает в себя социальные процессы развития, обусловливающие прогрессивный переход самосохранительного поведения на качественно новый уровень. Общественные (макросоциаль-ный уровень) процессы формирования самосохра-нительного поведения осуществляются в системе реализации социально-экономических потребностей и социального потребления населения общества в целом. На данном уровне самосохранитель-ное поведение отражает содержательные основы, методы проявления, уровень потребностей граждан, характер удовлетворения социальных и социально-экономических потребностей населения. Организационные (микросоциальный уровень) процессы формирования самосохранительного поведения осуществляются в системе отдельных профессиональных групп, хозяйственных и общественных организаций, семьи, управленческих государственных структур, в сфере трудовых и образовательных отношений и взаимодействия личностей. По сути, особенности, результативность и динамика формирования самосохранительного поведения в каждом случае обусловлены непосредственной социальной средой обитания человека, реализацией определенной модели социальных, социально-экономических взаимодействий и уровнем реализации социальных программ поддержки семьи, здравоохранения, образования, культуры и спорта.
3. Формирование самосохранительного поведения осуществляется в результате активизации социального механизма, направленного на идеологическое, а также программно-целевое обеспечение активной гражданской позиции населения, создание моды на здоровье, повышение общественного престижа здорового образа жизни, физкультуры и спорта, пропаганду и социальное стимулирование творческого долголетия человека. Это предполагает не только создание соответствующих социальных программ, формирование надлежащих условий внешней среды и инфраструктуры (в том числе информационной), но и внедрение здоровьесбере-гающих технологий в деятельность хозяйственных организаций, повышение значимости экологической культуры, физкультуры и спорта в учебной, производственной и повседневной жизнедеятельности населения с учетом комплексности, интегрированного квалифицированного воздействия раз-
личных субъектов социализации (социологов, педагогов, медицинских работников, психологов, родителей, руководителей предприятий, учреждений, властных и административных структур и самого населения в целом).
4. Проблема самосохранения здоровья и продолжительности жизни человека была актуальна во все времена, актуальна она и сейчас. Форма решения этой проблемы постепенно эволюционирует в направлении все большей социализации. В частности, можно проследить следующие фазы ее эволюции: сохранение здоровья - проблема самого человека, его семьи, социальной страты, общества в целом. Методологически это детализируется в валеологи-ческом подходе, а затем - в подходе, обозначенном как формирование самосохранительного поведения.
Поэтому управленческим структурам всех ветвей власти и уровней иерархии при прогнозировании и планировании развития социально-экономических систем необходимо включать мероприятия по решению проблемы самосохранения. В бюджетах разных уровней считаем необходимым выделение отдельных статей (соответственно, средств) на комплекс мероприятий по самосохранению населения.
5. Можно сделать вывод о том, что процесс формирования самосохранительного поведения включает в себя оценку и самооценку здоровья индивидов. На наш взгляд, как раз самооценка и прогнозирование состояния здоровья человека, направленное на продление творческого долголетия, не должно носить бессистемный характер, а это должна быть одна из приоритетных задач современного здравоохранения. Формирование само-сохранительного поведения особенно важно для молодежи в целом и студенчества в частности. Однако в реальности студенты, как показали опросы, начинают думать о здоровье лишь при ухудшении своего самочувствия, внешнего вида или под давлением родителей, родственников. Лишь чуть более 40% современных студентов склонны задумываться, постоянно обеспечивать сохранение и профилактику своего здоровья.
6. В результате исследования девиантного поведения можно сделать следующие выводы. Преодоление такого поведения является важным фактором формирования самосохранительного поведения населения. Девиантные отклонения вызыва-
ют дестабилизацию системы самосохранения. Отдельные элементы девиантного поведения являются нейтральными по отношению к самосохрани-тельному поведению. Негативные формы девиантного поведения необходимо ограничивать при помощи экономических, административных и социологических средств всеми ветвями власти и управленческими структурами всех уровней социального регулирования. В противном случае девиантное поведение может негативно повлиять на процессы самосохранения населения и даже стать неким эрзацем или заменителем социально значимых норм морали и этики. При этом могут сформироваться теневые элементы субкультуры и подрываться основы системы отношений национального здоровьесберегающего менталитета.
1. Васекин Ю.И., Коновалова М.П., Шклярук В.Я. Формирование представлений о здоровье и продолжительности жизни человека // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 2 (71). С.200-204.
2. Вредные привычки. URL: http://vrednyeprivychki.ru.
3. Данные исследования «Распространение вредных привычек среди россиян». URL: http://www.volsk.info/news. php?id=160645&ot=20&ssssss=82c193c40478599391d349cd a804abd7&mm=5&gg=7.
4. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 112.
5. Ланцова Л.А., ШуруповаМ. Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. 1993. № 4. С. 122-123.
6. Лунеев В.В. Преступность в XXI веке: Методология прогноза // Социс. 1996. № 7. С. 95.
7. Назарова И.Б. Занятые на рынке труда: факторы, влияющие на здоровье // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2004. № 6-7. С. 181-201.
8. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. 1998. № 9. С. 71.
9. ПетрушинВ.И., ПетрушинаН.В. Валеология. М., 2003.
10. ЧеревишникН.Н., ЕрохинаН.А. Формирование и сохранение здоровья человека средствами физической культуры и спорта // Наука и общество. 2017. № 3 (29). С. 83-85.
11. Шклярук В.Я. Здоровье личности в условиях современных социально-экономических трансформаций // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 1. С. 179-185.
12. ШклярукВ.Я. Формирование самосохранительного поведения в условиях перехода России к расширенному воспроизводству населения. Саратов, 2015.