Научная статья на тему 'Структура ценностно-ориентированного воспитания курсантов в военном вузе'

Структура ценностно-ориентированного воспитания курсантов в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / VALUE / VALUE-FOCUSED UPBRINGING / MILITARY HIGH SCHOOL / STRUCTURE OF UPBRINGING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жежель Леонид Владимирович

Статья посвящена характеристике процесса ценностно-ориентированного воспитания курсантов в военном вузе. В ней представлены цели, принципы, методы и формы воспитания, характер взаимодействия субъектов воспитательного процесса, а также критерии и показатели его результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of value-oriented upbringing of military students at military higher education institution

The article is devoted to the characteristic of process of the value-focused education of students at military university. The purposes, principles, methods and forms of education, character of interaction of subjects of educational process, and also criteria and parameters of its productivity are presented in it.

Текст научной работы на тему «Структура ценностно-ориентированного воспитания курсантов в военном вузе»

себя и ценностная направленность на других показали выравнивание баллов - средние баллы 7,5 из 10 возможных (при этом увеличились показатели ценности самоактуализации и уменьшились иные), ценностное отношение к миру характеризовалось резким ростом - 7,2 балла. Такие же данные и у показателя стремления к воплощению ценностей в жизнь (7,2 балла).

Таким образом, высшее образование должно способствовать становлению личности, главной ценностью (смыслом жизни) которой явится наибольшее выявление своих творческих сил во имя человечества и всей планеты, живущего по законам Мироздания и ощущающего неразрывную связь с ним.

Библиографический список

1. Бабурова И.В. Воспитание ценностных отношений школьников в образовательном процес-

се: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Смоленск, 2009. - 45 с.

2. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. - 2007. - № 10. - С. 38-47.

3. Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 2. - С. 27-39.

4. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / под ред. А.В. Брушлинского. - М.: Институт психологии РАН, 1997. - 576 с.

5. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

6. Чудновский В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 6. - С. 3-14.

УДК 159.9:355

Жежель Леонид Владимирович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

kaf_cozrab@ksu.edu.ru

СТРУКТУРА ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Статья посвящена характеристике процесса ценностно-ориентированного воспитания курсантов в военном вузе. В ней представлены цели, принципы, методы и формы воспитания, характер взаимодействия субъектов воспитательного процесса, а также критерии и показатели его результативности.

Ключевые слова: ценность, ценностно-ориентированное воспитание, военный вуз, структура воспитательного процесса.

Компоненты ценностно-ориентированного воспитания курсантов в образователь-. ной среде военного вуза выделены нами на основании исследований структуры деятельности в целом, составляющих педагогической деятельности, а также компонентов ценностного ориентирования как частного вида педагогической деятельности.

Ценностно-целевой компонент воспитания отражает ценности, на принятие которых ориентирована педагогическая деятельность и которые воплощены в образовательной среде. В контексте гуманистической педагогики эти ценности включают в себя своеобразный инвариантный блок, в который входят ценности личности, свободы, образования и развития и другие, однако специфика образовательного учреждения, особенности воспитательного процесса отражаются в группе ценностей, характерных для конкретной воспитательной ситуации и условий. Так, в нашем случае, эта группа наполнится ценностями военной профессии, обоснование которых представлено во втором параграфе первой главы исследования:

- идеологический уровень - ценности, являющиеся смысловой основой профессии - патриотизм, осознанная ответственность за обеспечение безопасности Отечества, служебный долг;

- социально-структурный уровень - ценности принадлежности к профессии - чувство гордости избранной профессией, честь и достоинство офицера, уважительное отношение к традициям Вооруженных сил, органов безопасности и вуза, воинским ритуалам, товарищество, взаимопомощь;

- процессуальный уровень - ценности, определяющие существование и взаимодействие в социальной структуре пограничных органов - стремление к повышению профессионального мастерства, ответственность за подчиненных, заботливое и уважительное отношение к ним, ежедневное соблюдение этики и др.

Принципы отражают аксиологические требования к процессу ценностно-ориентированного воспитания. Исследуемый нами процесс подчиняется общим педагогическим принципам, особо среди которых мы выделяем принципы: субъектности, целостности, рефлексии, деятельности, социальной адекватности, гуманистической ориентации.

Характер взаимодействия субъектов воспитательного процесса отражает, насколько действительно декларируемые в образовательной среде ценности приняты субъектами воспитательного процесса и являются регуляторами взаимоотношений между нами. Для ситуации ценностно-ориентированного воспитания в военном вузе характер-

108

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Жежель Л.В., 2012

но сложное сочетание норм взаимодействия, характерных для педагогической среды (педагог-воспитанник) и системы военных отношений (командир-подчиненный).

На наш взгляд, оптимально, когда гуманистический характер взаимоотношений педагога и воспитанника облекается в форму ритуализированных отношений, диктуемых армейским укладом жизни. При этом ритуалы не становятся сущностью этих отношений, а воспринимаются именно как внешняя, необходимая для соблюдения дисциплины и субординации, форма. В ситуациях нуждаемости курсантов в поддержке, помощи, внешняя дистанцирован-ность должна преодолеваться, оставляя место свободному и эмоционально открытому общению.

Ценностно-ориентированное воспитание в качестве доминирующих характеристик взаимодействия предполагает активность, осознанность, целенаправленность, диалогичность, сотрудничество.

Этапы ценностно-ориентированного воспитания выделяются нами на основании динамики ценностной ориентации личности, охарактеризованной

А.В. Кирьяковой.

А.В. Кирьякова характеризует процесс ценностной ориентации как сложный, противоречивый и в то же время закономерный процесс, развивающийся «по спирали». Это такой процесс, который сам подготавливает условия для своего последующего развития и служит в некотором роде причиной собственного самодвижения.

Автор считает, что процесс ориентации представляет собой ряд фаз: I фаза - присвоение ценностей общества личностью. Она обеспечивает создание ценностного «образа мира»; II фаза - преобразование личности на основе присвоения ценностей; III фаза - прогноз, целеполагание, проектирование, что обеспечивает формирование «образа будущего» [1].

Поскольку ценностная ориентация - процесс непрерывный и развивающийся по «спиральной» логике, мы считаем, что те же фазы проходит курсант в ходе ориентации в мире ценностей будущей военной профессии.

На этой основе Д.В. Романов представляет следующую этапность формирования ценностных ориентаций в воспитывающей среде военного вуза.

Этап погружения первокурсника в ценностнонормативную среду военного вуза предполагает доминирование объектных свойств в позиции кур-санта-первокурсника. Сущность данного этапа заключается в актуализации информационных потенциалов воспитывающей среды, насыщении ее пространства смысловыми единицами, связанными с военно-патриотическими ценностями.

Этап воспроизводства ценности в собственном поведении и деятельности предполагает возрастание субъектных свойств воспитанника. Основная цель данного этапа - включение курсантов в соци-

ально-ориентированную деятельность, позволяющую приобретать опыт поведения и деятельности, регламентированных военно-патриотическими ценностями, в среде вуза и за ее рамками, рефлексировать приобретенный опыт, выявлять его ценностную и мотивационную основу.

Этап трансляции ценности предполагает организацию деятельности курсантов по передаче приобретенного опыта, трансляции ценностно-смысловой основы военной профессии. Необходимость транслировать убеждения, ценности будущей профессиональной деятельности активизирует рефлексию собственного поведения и деятельности по отношению к ним, вербальная интерпретация собственного опыта, полученного в период обучения в военном вузе, увеличивает степень осознанности целевых и ценностных приоритетов и ориентиров курсанта [2].

К основным методам ценностно-ориентированного воспитания курсантов мы относим: информационные, поисковые, дискуссионные, методы убеждения, внушение, упражнение, воспитывающие ситуации, социальные пробы, рефлексия, возвратно-оценочные методы. Кроме того, выделяются специфически методы ценностно-ориентированного воспитания: методы ценностных противоречий, этических дилемм, аксиологических сопоставлений, эмоциональных контрастов.

Ценностно-ориентированное воспитание курсантов осуществляется в разнообразных формах, среди которых лекции, семинарские занятия и практикумы, встречи с выпускниками Института и ветеранами, экскурсии, беседы, консультирование, просмотр фильмов, педагогически организованное чтение, общественная практика, стажировки на младших курсах, стажировки и практики в войсковых подразделениях и другие.

Основным результатом ценностно-ориентированного воспитания является принятие курсантом военно-профессиональной системы ценностей. Диагностика ценностных ориентаций личности может осуществляться двумя путями: используя результаты оценок и высказываний курсантов (например, методика диагностики ценностных ориентаций М. Рокича) или разделив методику диагностики на оценку знаний, отношений и деятельности курсанта. Во втором случае необходимо выделение системы критериев и показателей.

Среди критериев сформированности ценностных ориентаций курсанта мы выделяем:

- когнитивный - уровень знания системы военно-профессиональных ценностей;

- эмоциональный - интенсивность отношения к военно-профессиональным ценностям;

- деятельностный - степень реализации ценностей в поведении и деятельности.

Основываясь на этих представлениях о процессе ценностно-ориентированного воспитания курсантов в военном вузе, мы организовывали опытно-эк-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №4

109

спериментальную работу по выявлению педагогических условий повышения его эффективности в Голицынском пограничном институте ФСБ России.

Библиографический список

1. Кирьякова А.В. Теория ориентации личнос-

ти в мире ценностей: Монография. - Оренбург, 1996. - 187 с.

2. Романов Д.В. Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2009. - 226 с.

УДК 355.23

Никитин Юрий Григорьевич

Ярославский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики market@mesi-yar.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА К РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ

В данной статье рассматриваются составляющие процесса формирования готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции. Даны определения основных терминов данного процесса, а также выделены условия успешной деятельности по формированию исследуемого процесса.

Ключевые слова: готовность к деятельности, гражданское воспитание, гражданственность, гражданская позиция, курсант, критерии готовности, структурно-функциональная модель, педагогические условия.

Впсихолого-педагогической литературе по проблеме «готовности» выделились два направления, по которым идет развитие содержательной стороны понятия: функциональное и личностное. В связи с этим различные трактовки феномена готовности к деятельности обусловлены теоретической концепцией авторов, спецификой деятельности и ее особенностями и связаны с тем, на каком уровне - функциональном (состояние) или личностном (свойство) - рассматривается данная проблема.

Представители функционального направления (А.Г. Асмолов, Р. С. Гарифьянов, В.В. Гнеушев,

В.И. Григорьев, Е.С. Кузьмин, Н.Д. Левитов, Ю.Е. Мясищев, Л.С. Несисян, В.Н. Пушкин, Д.Н. Узнадзе) рассматривают готовность как фундаментальное условие для успешного выполнения любой деятельности. По их определению, готовность

- это состояние личности, включающее в себя убеждения, взгляды, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение. В рамках этого направления существует подход к рассмотрению готовности во взаимосвязи с установкой к деятельности. В данном контексте готовность включает в себя не только различного рода осознанные и неосознанные установки, но и осознание задач, модели вероятного поведения, определение оптимальных способов действия, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата. Готовность является более сложным структурным образованием. Таким образом, сторонники функционального подхода считают готовность особым психическим состоянием личности.

Сторонниками личностного подхода являются М.И. Дьяченко, И.А. Зимняя, Л.А. Кандыбович,

В.А. Крутецкий, Р. А. Назимов, В.А. Сластенин и другие. В рамках данного подхода существует определение готовности как устойчивой характеристики личности (подготовленность, устойчивая готовность). Будучи заблаговременно сформированной, эта готовность является существенной предпосылкой успешной деятельности. Исследователи данного подхода считают готовность синтезом свойств личности, определяющих ее пригодность к деятельности; интегральным свойством личности, формирование которого обусловлено знаниями, умениями, навыками; умением организовать свой труд, умением работать самостоятельно, способностью видеть перспективы развития.

Итак, согласно второму (личностному) подходу к определению сущности готовности ее связывают с личностными предпосылками к успешной деятельности и считают готовность не врожденным качеством, а целью и результатом профессиональной подготовки.

В рамках нашего исследования мы опираемся на идеи В.А. Крутецкого, представителя личностного подхода, которые отражаются в нашем рабочем определении. Готовность есть синтез свойств личности, определяющих ее пригодность к деятельности. К данным свойствам личности он относит активное, положительное отношение к деятельности; склонность заниматься ею, переходящую в страстную увлеченность; ряд характерологических черт и устойчивые интеллектуальные чувства; определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области.

В нашем исследовании феномен «готовности» наполняется содержанием понятия «гражданственность». Формирование гражданственности как качества личности является целью гражданского воспитания.

110

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Никитин Ю.Г, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.