4. Круглый стол: культура, образование, религия // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 50-63.
5. Кутьева Л.В. Библия и светская этика // Педагогика. - 1993. - № 6. - С. 46-49.
6. Кутьева Л.В. Исповедь учителя // Педагогика. - 1994. - № 4. - С. 63-68.
7. Лихачёв Б. Т. Школа и Церковь: новые отношения? // Педагогика. - 1991. - № 6. - С. 33-36.
8. Массовая культура и нравственность: «Круглый стол» в издательском отделе Московского Патриархата // Педагогика. - 1990. - № 9. - С. 61-70.
9. Мальцева В.М. Заметки православного педагога // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 55-58.
10. Метлик И.В. Религия в школе: опыт изучения
проблемы // Педагогика. - 1990. - № 12. - С. 36-42.
11. Мчедлов М.П. Религия в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. -1994. - № 5. - С. 9-13.
12. Никитин А.Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания // Педагогика. - 1993. -№ 7. - С. 32-37.
13. Попов Л.А. Воспитательный потенциал религии // Педагогика. - 1992. - № 7-8. - С. 28-32.
14. Слово Святейшего Патриарха Алексия по случаю его избрания академиком РАО // Педагогика. - 1993. - № 3. - С. 30-42.
15. ТайчиновМ.Г. Религиозная культура и воспитание // Педагогика. - 1993. - № 2. - С. 38-40.
УДК 159.9:355
Жежель Леонид Владимирович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
kaf_cozrab@ksu.edu.ru
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТЕНЦИАЛЫ СРЕДЫ ВОЕННОГО ВУЗА
Статья посвящена проблеме выявления потенциалов сред военного вуза для воспитания, основанного на военных и патриотических ценностях. В ней рассматриваются воспитательные возможности повседневной жизни в военном вузе, традиций и обычаев, специальных воспитывающих ситуаций.
Ключевые слова: ценность, ценностно-ориентированное воспитание, патриотические ценности, образовательная среда, образовательные потенциалы.
Категория среды широко исследуется многими науками и областями знания: фи. лософией, социологией, психологией, педагогикой и другими. Среда в наиболее распространенном философском толковании обозначает совокупность условий и факторов, которые окружают объект и непосредственно или косвенно воздействуют на него.
Понятие среды прочно вошло в теорию педагогики в XIX веке и положило начало отдельной области педагогического знания - педагогическому средоведению, а позже - педагогике среды. Со второй половины XX века активно используется термин образовательной среды. На сегодняшний день существует множество подходок к определению его сущности. Но, в самом широком смысле, образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования, и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности.
Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса [4].
Образовательная среда различных типов образовательных учреждений значительно различается. В рамках нашего исследования стоит задача
охарактеризовать особенности образовательной среды военного вуза и возможности ее влияния на процесс ценностно-ориентированного воспитания курсантов.
Проблемы образовательной среды вуза активно изучаются в современных педагогических работах. В вузовской среде создаются условия не только для развития профессиональной культуры специалистов, но и для гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, социализации, формирования нравственных ориентаций и образов-идеалов личности в контексте культурно-исторической психологии современного российского сознания. На основании проведенного анализа работ по этой проблематике нами выделены характеристики, объединяющие ее с другими типами образовательной среды, и специфические характеристики, особенные для нее.
Общими характеристиками являются:
- сущность среды как совокупности окружающих человека педагогизированных условий жизни;
- гуманистическая направленность, определяющая оптимальные возможности для развития личности в ней;
- диалогичность, выражающаяся в насыщенности среды различными видами взаимодействия и сотрудничества ее субъектов;
- многомерность и вариативность, состоящая в разнообразии конкретных видов деятельности, форм, методов, средств активности, развивающихся в среде и доступных для ее субъектов;
© Жежель Л.В., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
159
- динамичность, выражающаяся в изменчивости образовательной среды и взаимоизменяемость, которая состоит в том, что каждый новый субъект среды меняется под ее влиянием и одновременно меняет саму среду;
- ценностно-культурная насыщенность, определяющаяся наличием принятой многими субъектами среды системы гуманистических ценностей, норм, выражающихся в традициях, обычаях среды и др.
Специфичными характеристиками среды вуза являются:
- особенности субъектов среды (особенности студентов как довольно взрослой и социально зрелой категории обучающихся, а также преподавателей, администрации вуза как специалистов высокой профессиональной квалификации, причастных к научной деятельности и обладающих высоким уровнем общей культуры);
- особенности социальной структуры среды, которые заключаются в большом количестве формализованных и неформальных структур, в которые одновременно может быть включен студент и преподаватель;
- особенности целевого компонента среды, содержание которого определяется содержанием профессиональной подготовки, и высокими общественными требованиями к человеку с высшим образованием в целом;
- особенности ресурсной структуры среды, которая характеризуется насыщенностью, разнообразием и богатством возможностей;
- особенности технологического компонента среды, выражающиеся в многообразии образовательных технологий, использующихся в высшей школе, более интенсивным использованием активных и интерактивных форм работы;
- особенности содержательного компонента, которые состоят в высоком уровне сложности учебного материала;
- особенности поведенческого компонента среды: взаимодействие преподавателя и студента, характеризуется меньшей дистанцией, чем взаимодействие учителя и ученика, при некоторых обстоятельствах (совместной работе) они могут перейти во взаимоотношения равных, коллег и другие.
Следуя заявленной ранее логике анализа образовательной среды вуза вообще, выделим особенности образовательной среды военного вуза:
- основой образовательной среды военного вуза является ее построение по образцу армейского уклада жизни. Это, в свою очередь, порождается все особенности, которые названы ниже;
- ценностно-целевая основа среды базируется на исторически сформировавшейся системе ценностей военной профессии, которая регламентирует и пронизывает все сферы жизнедеятельности человека в ней;
- социальная структура среды значительно более формализована, чем в гражданском вузе;
- взаимодействие в образовательной среде военного вуза характеризуется высоким уровнем субординации, часто эмоциональной дистанцирован-ностью. Совместный быт и самообслуживание приводит к тому, что курсант не может избежать взаимодействия с однокурсниками;
- поведенческий компонент среды регламентирован множественными нормами и повседневными ритуалами;
- в образовательной среде военного вуза ниже степень личной свободы курсанта, повседневная жизнь которого подчиняется строгому графику и распорядку;
- в среде военного вуза значительно выше степень внешнего контроля над жизнедеятельностью личности, а также выше уровень ответственности и требований к отдельному человеку, любой поступок которого соотносится с системой армейских идеалов и ценностей;
- содержание образования в военном вузе контекстно включает систему ценностей военной профессии;
- событийно образовательная среда военного вуза основывается на ритуализированных традициях, которые эмоциально-насыщенной форме транслируют ценности военной профессии.
На основании выявленных особенностей образовательной среде военного вуза мы выделили ее потенциалы применительно к задачам ценностноориентированного воспитания:
- потенциалы «погружения», заключаются в повседневном, часто неосознанном, влиянии на личность курсанта всех имманентно присущих среде характеристик (материально-технического окружения, повседневных ритуалов и стиля взаимодействия окружающих, военной формы и символики и др.);
- потенциалы событийности, выражаются в педагогических возможностях традиционных событий, связанных с военной историей Отечества, проживая которые курсант эмоционально приобщается к системе профессиональных военных ценностей;
- потенциалы специально организованных педагогических ситуаций, заключаются в возможностях различных ценностно-ориентированных форм, методов, средств педагогической работы с курсантами, а также в аксиологическом контексте содержания и технологий образовательной деятельности.
Основной целью нашей опытно-экспериментальной работы стала актуализация этих потенциалов, «проявление» ценностей военной профессии в каждом из компонентов образовательной среды.
Библиографический список
1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы: Новый курс. - М.: Московский международный
160
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.
2. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. - М.: Госкоорцентр, 2002. - 296 с.
3. Леонтьева О.В. Культурно-образовательная среда вуза как психолого-педагогическая проблема // Образование и общество: Научный, инфор-
мационно-аналитический журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jeducation.ru/ 6_2009/106.Ыш1
4. Педагогическая психология: учебное пособие / под ред. Л. Регуш, А. Орловой. - СПб.: Питер, 2011. - 416 с.
5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. -365 с.
УДК 159.9:355
Никитин Юрий Григорьевич
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Ярославский филиал
design@iubnt.yar.ru
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ВУЗА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
В данной статье рассматриваются потенциалы военного вуза, применительно к процессу формирования готовности курсантов к реализации гражданской позиции. Также, рассматривается динамика позиции курсанта, связанная с развитием процесса самоидентификации курсанта с ролью офицера Вооруженных Сил Российской Федерации.
Ключевые слова: военный вуз, воспитательная система военного вуза, воспитательное пространство военного вуза, гражданская позиция, педагогические события, позиция курсанта, потенциалы военного вуза, событийная сеть.
В последние годы перед военной педагогикой поставлена задача разработки принципиально новых подходов к совершенствованию воспитательной системы Вооруженных Сил.
Концептуальный уровень воспитательной системы военного вуза представлен идеями о личности будущего офицера как человека, способного к самопожертвованию, принятию ответственности, деятельному служению Отечеству, сопричастного к духовной и исторической традиции воинства. Цели воспитательной деятельности в военном вузе определены Концепцией воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. В данном документе формулируются основные цели воспитания офицера: развитие стремления к повышению профессионального и педагогического мастерства, личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним.
Воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц Вооруженных Сил всех степеней.
Исходным элементом системы воспитания выступают ее цели. Основной и приоритетной целью воспитания личного состава является формирование и развитие у него качеств и отношений граж-данина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Данная общая цель призвана ориентировать командиров (начальников) на всесторонний и комплексный подход к воспитанию военнослужащих, предостерегать от ошибок в решении воспитательных задач [2].
Данная цель включает в себя следующие составные элементы:
1) определение целей воспитания, предписанных государством, Министром обороны Российской Федерации, командиром части (корабля):
- воспитание военнослужащих как граждан правового и демократического государства (общая цель);
- воспитание конкретных военнослужащих и подготовка их к различным видам профессиональной деятельности (частная цель);
- воспитание каждого военнослужащего и подготовка его к конкретной профессиональной деятельности (специфичная цель);
2) постановку дифференцированных целей воспитания различных категорий военнослужащих (генералы и адмиралы, офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы по призыву и по контракту, военнослужащие-женщины и др.);
3) учет и при необходимости корректировку личностных целей военнослужащих, как декларируемых на словах, так и реально осуществляемых во время их учебы и службы.
Данные целевые установки конкретизируются в задачах воспитания.
Основные задачи системы воспитания:
- формирование готовности беспрекословно выполнить приказ старшего начальника и ответственности за отданный приказ подчиненным;
- развитие чувства офицерского долга, чести, гордости за профессию офицера и службу в Вооруженных Силах;
© Никитин Ю.Г., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
161