Научная статья на тему 'Ценностно-ориентированное воспитание курсантов военного вуза: Опыт эмпирического исследования ценностного влияния образовательной среды'

Ценностно-ориентированное воспитание курсантов военного вуза: Опыт эмпирического исследования ценностного влияния образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ / VALUE / VALUE-FOCUSED UPBRINGING / PATRIOTIC VALUES / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL POTENTIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жежель Леонид Владимирович

Статья посвящена описанию эмпирического исследования влияния характеристик образовательной среды военного вуза на формирование ценностных ориентаций курсантов. В ней приведены количественные результаты проведенного исследования и интерпретация полученных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value-oriented upbringing of students of military higher education institution: the experience of empirical research of the valuable impact of the educational environment

The article describes the empirical research of the influence of the characteristics of the educational environment of military high school on formation of valuable orientations of students. It shows the quantitative results of the research and interpretation of the data.

Текст научной работы на тему «Ценностно-ориентированное воспитание курсантов военного вуза: Опыт эмпирического исследования ценностного влияния образовательной среды»

УДК 355.23

Жежель Леонид Владимирович

кандидат педагогических наук zhlv10@icloud.com

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Статья посвящена описанию эмпирического исследования влияния характеристик образовательной среды военного вуза на формирование ценностных ориентаций курсантов. В ней приведены количественные результаты проведенного исследования и интерпретация полученных данных.

Ключевые слова: ценность, ценностно-ориентированное воспитание, патриотические ценности, образовательная среда, образовательные потенциалы.

Воспитание курсантов военного вуза ориентировано прежде всего на принятие личностью значения и уникальной роли их будущей профессии. Профессия офицера предъявляет высокие требования к личности работающего в ней профессионала. Ее идеологической основой является исторически сформировавшаяся система военно-патриотических ценностей, которая во многом отличается от общесоциальной системы ценностей. Ее ядро составляют идеи жертвенности, героизма, доблести, ответственности за жизни и благополучие мирного населения. Цели ценностно-ориентированного воспитания заявлены во всех документах, регламентирующих воспитательную деятельность в военных вузах, однако, проведенный нами анализ опыта воспитания свидетельствует о том, что косвенные средовые технологии редко используются в практической деятельности.

Особенности образовательной среды военных вузов и ее воспитательные потенциалы изучались в ряде диссертационных исследований последних лет. Так, А.В. Межуев изучал проблему формирования готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза у курсантов младших курсов [3]. Предметом работы А.О. Куратова стало формирование социальной грамотности в информационной образовательной среде военного вуза [1]. О.И. Малахов и Д.В. Романов исследовали потенциалы воспитывающей среды военного вуза [2; 4].

В рамках нашего исследования ставился вопрос: какие средовые факторы, а, в частности, какие условия и особенности образовательной среды военного вуза, могут обеспечить интериоризацию курсантами ценностей военной профессии.

Диагностика осуществлялась в контрольной и экспериментальной группах с помощью единых диагностических методик и процедур на одинаковых этапах их обучения в вузе. Поскольку контрольная группа включала себя курсантов специальности «Психология» набора 2006 года, а экспериментальная - набора 2007 года, то в контрольной группе все диагностические мероприятия проводились на год ранее. Численный состав групп на протяжении периода опытно-эксперимен-

тальной работы менялся по причине отсева курсантов за академические задолженности и по другим причинам. Так, на начальном этапе эксперимента контрольная группа включала в себя 164 курсанта, а на завершающем этапе - 159 курсантов; экспериментальная - 179 и 156 курсантов соответственно.

Для курсантов экспериментальной группы были целенаправленно созданы педагогические условия, среди которых:

- интеграция деятельности субъектов образовательной среды военного вуза в процессе проектирования ее ценностного содержания;

- целенаправленное погружение курсантов в ценностное содержание военной профессии на протяжении всего периода обучения в вузе;

- специально организованная подготовка субъектов педагогической деятельности к решению задач ценностно-ориентированного воспитания и использование для этого возможностей среды.

Для оценки средового воздействия на курсантов мы воспользовались перечнем событий и характеристик повседневной жизни в среде военного вуза, которые были составлены в ходе исследования, проведенного Д.В. Романовым [4]. Курсанту-выпускнику было предложено оценить каждое из предложенных событий или обстоятельств повседневной жизни по 10-балльной шкале. Исследовательская гипотеза состояла в предположении о том, что курсанты экспериментальной группы будут выше оценивать события, поскольку их ценностное содержание целенаправленно актуализировалось для них, рефлексивно обрабатывалось в разных воспитательных формах (табл. 1, 2).

По результатам оценки списка событий образовательной среды военного вуза можно сделать несколько заключений:

- к высокооцениваемым событиям в обеих группах относятся: Военная присяга, Победа в ВОВ (9 мая), Дни воинской славы, Династия (эстафета поколений), Встречи с ветеранами, Войсковая стажировка, Традиции и обычаи Российских войск;

- наиболее низко оцениваются: Выступление в праздничных концертах, Выпуск молодых офицеров, Романтика военной службы;

© Жежель Л.В., 2016

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

267

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Таблица 1

События образовательной среды, приобщающие курсанта к ценностям профессии офицера

Событие Оценка экспериментальной группы Оценка контрольной группы Различие значений

Военная присяга 8,2 7,3 0,9

Участие в военных парадах 6,3 6,4 -0,1

Победа в ВОВ (9 мая) 8,3 8,1 0,2

День Вооруженных Сил РФ 5,8 5,7 0,1

Выпуск молодых офицеров 4,9 3,7 1,2

Дни воинской славы 7,6 6,1 1,5

Династия (эстафета поколений) 8,2 5,4 2,8

Встречи с ветеранами 7,3 5,4 1,9

Посещение памятников, мемориалов, музеев, церкви 5,6 3,1 2,5

Полевые выходы 6,7 4,2 2,5

Продвижение по службе 6,9 4,3 2,6

Войсковая стажировка 7,2 3,4 3,8

Награды 5,8 4,2 1,6

Престиж службы 5,4 6,1 -0,7

Пример своего командира 7,2 5,6 1,6

Выступление в праздничных концертах 3,9 3,0 0,9

Первые испытания неблагоприятными условиями (голод, погода, физ. нагрузка) 6,3 5,1 1,2

Традиции и обычаи Российских войск 7,6 6,4 1,2

Курсантские погоны 6,3 4,2 2,1

Романтика военной службы 4,7 3,9 0,8

Просмотр военно-патриотических фильмов 5,2 2,7 2,5

Работа командиров в процессе обучения 6,3 4,5 1,8

Участие в общественных мероприятиях 5,4 3,8 1,6

Опыт работы с личным составом 7,3 5,4 1,9

Беседы проводимые командованием на военные темы 5,7 3,9 1,8

Среднее значение 6,4 4,9 1,5

- в среднем курсанты экспериментальной группы выше оценивают значимость событий для формирования их ценностных предпочтений в профессиональной сфере (1,5 балла);

- больше отличия оценок тех событий, которые целенаправленно методически сопровождались и обеспечивались в ходе опытно-экспериментальной работы. Среди них: Династия (эстафета поколений), Встречи с ветеранами, Посещение памятников, мемориалов, музеев, церкви, Полевые выходы, Продвижение по службе, Войсковая стажировка, Курсантские погоны, Просмотр военно-патриотических фильмов, Опыт работы с личным составом. Разница в оценках между курсантами экспериментальной и контрольной группы составила от 1,9 до 3,8 балла;

- в среднем события образовательной среды оцениваются курсантами обеих групп более высоко, чем обстоятельства повседневной жизни. Если в первом случае средние оценки курсантов экспериментальной и контрольной групп составляют соответственно 6,4 и 4,9 балла, то во втором - 5,9 и 4,3 балла;

- разница оценок повседневных событий в экспериментальной и контрольной группах выше, чем при оценке событий образовательной среды. Она составила 1,6 балла. Это показывает важность педагогического сопровождения повседневной жизни курсантов и помощи в выявлении ценностного

содержания ежедневных обстоятельств и условий профессиональной подготовки курсантов;

- наиболее высокие оценки в обеих группах получили: Соблюдение воинских ритуалов в повседневном поведении, Коллективизм и войсковое товарищество, Военные дисциплины, Пример передовых офицеров, Умение подчиняться и командовать, Ответственность и организованность, Работа с личным составом;

- низко были оценены Единство в строевой подготовке, Самостоятельная подготовка к занятиям, Увольнение в город. Причем последнее обстоятельство получило более высокую оценку в контрольной группе (+1балл);

- наибольшая разница оценок выявлена по отношению к следующим обстоятельствам повседневной жизни курсанта: Распорядок дня и выполнение уставных требований, Соблюдение воинских ритуалов в повседневном поведении, Мероприятия воспитательной работы, Военные дисциплины, Умение подчиняться и командовать, Ответственность и организованность, Поддержание внутреннего порядка в расположении подразделения, Военный быт, Работа с личным составом. Она составила от 2,1 балла до 2, 7 балла.

Эти результаты доказывают, что целенаправленная педагогическая деятельность способна серьезно изменить отношение курсантов к событиям и повседневности в образовательной среде вуза,

268

Вестник КГУ ^ 2016

Таблица 2

Условия жизни (повседневные обстоятельства, обязанности и др.), приобщающие курсанта к ценностям профессии офицера

Обстоятельства повседневной жизни Оценка экспериментальной группы Оценка контрольной группы Разница значений

Ношение военной формы 6,4 4,5 1,9

Распорядок дня и выполнение уставных требований 5,7 3,5 2,2

Соблюдение воинских ритуалов в повседневном поведении 8,5 6,4 2,1

Ритуал вечерней поверки 3,9 2,3 1,6

Коллективизм и войсковое товарищество 7,8 5,8 2

Мероприятия воспитательной работы 6,5 3,6 2,9

Военные дисциплины 7,2 5,1 2,1

Дисциплинарные требования 4,5 3,8 0,7

Пример передовых офицеров 6,8 5,1 1,7

Умение подчиняться и командовать 7,2 4,9 2,3

Ответственность и организованность 7,4 5,2 2,2

Единство в строевой подготовке 4,6 3,4 1,2

Поддержание внутреннего порядка в расположении подразделения 6,7 4,4 2,3

Военный быт 6,2 3,5 2,7

Самостоятельная подготовка к занятиям 4,8 3,2 1,6

Полигонная практика 5,6 5,1 0,5

Стажировка на подразделениях первокурсников 5,7 4,2 1,5

Работа с личным составом 7,2 4,8 2,4

Увольнение в город 2,5 3,5 -1

Стрельбы 4,1 3,6 0,5

Правовой час 5,4 3,6 1,8

Занятие с использованием военной техники 5,4 4,1 1,3

Среднее значение 5,9 4,3 1,6

способствует развитию у курсантов способности выявлять ценностное содержание в контексте жизни в военном вузе, содействует формированию структурированной, осознанной и устойчивой системы профессиональных ценностных ориентаций будущего офицера.

Библиографический список

1. Куратов А.О. Формирование социальной грамотности у курсантов в информационной образовательной среде военного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2006. - 22 с.

2. Малахов О.И. Формирование опыта взаимодействия курсантов-представителей различных национально-этнических групп в воспитывающей среде военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2012. - 232 с.

3. Межуев А.В. Формирование готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза у курсантов младших курсов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Астрахань, 2008. - 22 с.

4. Романов Д.В. Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. -Кострома, 2009. - 226 с.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

269

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.