Научная статья на тему 'Формирование готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции'

Формирование готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
408
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / VALUE / VALUE-FOCUSED UPBRINGING / MILITARY HIGH SCHOOL / STRUCTURE OF UPBRINGING PROCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитин Юрий Григорьевич

Статья посвящена характеристике процесса ценностно-ориентированного воспитания курсантов в военном вузе. В ней представлены цели, принципы, методы и формы воспитания, характер взаимодействия субъектов воспитательного процесса, а также критерии и показатели его результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of military students' preparedness to civic position's realization

The constituents of the process of formation of military students' preparedness to civic position's realization are considered in this article. Determinations of main terms of this process are given, as well as conditions of successful activity by formation of the investigated process are revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции»

спериментальную работу по выявлению педагогических условий повышения его эффективности в Голицынском пограничном институте ФСБ России.

Библиографический список

1. Кирьякова А.В. Теория ориентации личнос-

ти в мире ценностей: Монография. - Оренбург, 1996. - 187 с.

2. Романов Д.В. Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2009. - 226 с.

УДК 355.23

Никитин Юрий Григорьевич

Ярославский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики market@mesi-yar.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА К РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ

В данной статье рассматриваются составляющие процесса формирования готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции. Даны определения основных терминов данного процесса, а также выделены условия успешной деятельности по формированию исследуемого процесса.

Ключевые слова: готовность к деятельности, гражданское воспитание, гражданственность, гражданская позиция, курсант, критерии готовности, структурно-функциональная модель, педагогические условия.

Впсихолого-педагогической литературе по проблеме «готовности» выделились два направления, по которым идет развитие содержательной стороны понятия: функциональное и личностное. В связи с этим различные трактовки феномена готовности к деятельности обусловлены теоретической концепцией авторов, спецификой деятельности и ее особенностями и связаны с тем, на каком уровне - функциональном (состояние) или личностном (свойство) - рассматривается данная проблема.

Представители функционального направления (А.Г. Асмолов, Р. С. Гарифьянов, В.В. Гнеушев, В.И. Григорьев, Е.С. Кузьмин, Н.Д. Левитов, Ю.Е. Мясищев, Л.С. Несисян, В.Н. Пушкин, Д.Н. Узнадзе) рассматривают готовность как фундаментальное условие для успешного выполнения любой деятельности. По их определению, готовность - это состояние личности, включающее в себя убеждения, взгляды, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение. В рамках этого направления существует подход к рассмотрению готовности во взаимосвязи с установкой к деятельности. В данном контексте готовность включает в себя не только различного рода осознанные и неосознанные установки, но и осознание задач, модели вероятного поведения, определение оптимальных способов действия, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата. Готовность является более сложным структурным образованием. Таким образом, сторонники функционального подхода считают готовность особым психическим состоянием личности.

Сторонниками личностного подхода являются М.И. Дьяченко, И.А. Зимняя, Л.А. Кандыбович,

В.А. Крутецкий, Р. А. Назимов, В.А. Сластенин и другие. В рамках данного подхода существует определение готовности как устойчивой характеристики личности (подготовленность, устойчивая готовность). Будучи заблаговременно сформированной, эта готовность является существенной предпосылкой успешной деятельности. Исследователи данного подхода считают готовность синтезом свойств личности, определяющих ее пригодность к деятельности; интегральным свойством личности, формирование которого обусловлено знаниями, умениями, навыками; умением организовать свой труд, умением работать самостоятельно, способностью видеть перспективы развития.

Итак, согласно второму (личностному) подходу к определению сущности готовности ее связывают с личностными предпосылками к успешной деятельности и считают готовность не врожденным качеством, а целью и результатом профессиональной подготовки.

В рамках нашего исследования мы опираемся на идеи В.А. Крутецкого, представителя личностного подхода, которые отражаются в нашем рабочем определении. Готовность есть синтез свойств личности, определяющих ее пригодность к деятельности. К данным свойствам личности он относит активное, положительное отношение к деятельности; склонность заниматься ею, переходящую в страстную увлеченность; ряд характерологических черт и устойчивые интеллектуальные чувства; определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области.

В нашем исследовании феномен «готовности» наполняется содержанием понятия «гражданственность». Формирование гражданственности как качества личности является целью гражданского воспитания.

110

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Никитин Ю.Г, 2012

Гражданское воспитание - это социально-педагогический процесс, формирующий личность как субъекта моральных, экономических, правовых и политических отношений в единстве социально-ориентированных мыслей, чувств и деятельности. Результатом гражданского воспитания является формирование гражданственности как интегративного свойства личности, которое включает в себя понимание своих прав и свобод и умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан; личную ответственность за свой выбор и свое поведение, осознание необходимых юридических и моральных обязательств перед обществом и государством; действенное и критическое отношение к социальной реальности на основе свободного личного выбора, моральных убеждений и побуждений, идеалов равноправия граждан и суверенитета народа по отношению к власти; способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями.

Для выражения поведенческой стороны понятия «гражданственность» используется термин «гражданская позиция». Гражданская позиция -общественно-личностное образование, основанное на научном мировоззрении личности и приобретенном социально-правовом опыте, выражающееся в социально-значимой направленности отношений личности к обществу, к своей деятельности, к другим людям и к самому себе (Л.Л. Хоружая) [2]. Гражданская позиция выражается в поступке, активной деятельности, направленной на утверждение передовых взглядов, идеалов.

Исходя из этого, гражданская позиция включает в себя принятие личностью ценностей и норм, действующих в обществе в качестве установок и мотивов своей деятельности.

Таким образом, готовность курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции нами определяется как интегративная личностная характеристика, определяющая ее способность к осуществлению социальной роли гражданина, которая включает в себя созидательное участие в жизни общества, активное отстаивание своих гражданских взглядов и убеждений на основе осознания и принятия ценностей данного общества.

Опираясь на анализ теоретического и практического состояния проблемы формирования готовности к деятельности, структуры готовности к деятельности и наше рабочее определение, мы выделили следующие компоненты готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции: мотивационно-установочный, когнитивный, содержательно-операциональный и оценочно-рефлексивный компоненты. Выделенный компонентный состав готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции помогает осмыслить логику, содержание и уровневую организацию исследуемого процесса.

Мотивационно-установочный компонент представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ценностных ориентаций, установок и свойств личности курсантов, отражающих позитивное отношение к реализации гражданской позиции.

Когнитивный компонент объединяет совокупность специальных знаний в области гражданского самосознания и воспитания.

Содержательно-операциональный компонент характеризует практический аспект готовности курсантов к реализации гражданской позиции, а его содержание включает в себя совокупность умений и навыков, необходимых будущему офицеру и гражданину.

Оценочно-рефлексивный компонент готовности выступает фактором оценивания курсантом своих возможностей, уровня своей подготовленности.

На основе проведенного исследования мы выявили три уровня готовности курсантов к реализации гражданской позиции: низкий (минимальный), средний (пороговый) и высокий (достаточный).

Для дифференцированного формирования и содержательного наполнения компонентов готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции необходимы разработка модели и создание педагогических условий профессиональной подготовки для процесса формирования готовности к реализации гражданской позиции.

Структурно-функциональная модель формирования готовности курсантов к реализации гражданской позиции рассматривается нами как целостная система, под которой мы понимаем некоторое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, причем порядок связи этих элементов образует внутреннюю структуру системы, а характер ее взаимодействия с окружающими условиями - ее функционирование.

Структурно-функциональная модель формирования готовности курсантов к реализации гражданской позиции представляет систему взаимосвязанных структурно-функциональных блоков, состоящих из совокупности элементов: целевой (цель, задачи, принципы), содержательный (функции, механизмы, содержание), процессуальный (педагогические условия, этапы, формы, методы и приемы), оценочно-результативный (результат и критерии его оценки, уровни) блоки и системообразующие связи между ними.

Целевой блок модели обеспечивает ориентацию на максимальное личностное и профессиональное развитие будущих офицеров. Важнейшим его элементом является цель, сформулированная нами как формирование готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции.

К принципам формирования готовности курсантов к реализации гражданской позиции мы относим: принцип субъектности, целостности, рефлексии (Н.Е. Щуркова) [3], социальной адекватности, гуманистической ориентации (М.И. Рожков) [1].

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N«4

111

Содержательный блок включает в себя функции, механизмы, содержание процесса формирования готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции.

Процессуальный блок включает педагогические условия, этапы, формы, методы и приемы формирования исследуемого процесса. Процессуальный блок реализуется через взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы формирования готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции: предварительный, формирующий, итоговый.

Предварительный этап предусматривает определение состояния готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции, подбор форм, методов и средств формирования исследуемого процесса.

Формирующий этап позволяет осуществить теоретическую, практическую подготовку курсантов к реализации гражданской позиции.

На итоговом этапе проводится оценка и интерпретация результатов готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции, подведение итогов предшествующих этапов и обобщение материалов.

Оценочно-результативный блок представляет собой критериально-оценочный аппарат исследования, позволяющий определить уровни готовности курсантов к реализации гражданской позиции.

Формирование готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции заключается в реализации разработанной модели, наполнении ее содержанием на основе выявленных педагогических условий, выборе эффективных форм, методов и средств обучения и воспитания в соответствии с современными целями высшего военного профессионального образования.

Анализ литературы, передового педагогического опыта, собственной опытно-экспериментальной работы, позволили нам выявить совокупность необходимых педагогических условий формирования готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции: во-первых, наполнение содержания образовательного процесса информацией о роли, правах, обязанностях гражданина Российской Федерации; во-вторых, ценностно-смысловая и эмоциональная насыщенность жизненных ситуаций курсантов военного вуза, связанных с реализацией гражданской позиции; в-третьих, обеспечение деятельной реализации гражданской позиции в условиях военного вуза и за его пределами.

Первое условие - наполнение содержания образовательного процесса информацией о роли, правах, обязанностях гражданина Российской Федерации, предполагает переход от авторитарной педагогики к педагогике субъект-субъектных отношений, основанной на сотрудничестве и диало-

говых формах взаимодействия, стимулирование курсантов не только к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, но и к стремлению осваивать принятые в современном российском обществе систему гражданских ценностей и правовых норм. Данное условие направлено на выявление и осознание курсантами аксиологической сущности процесса реализации гражданской позиции.

Второе условие - ценностно-смысловая и эмоциональная насыщенность жизненных ситуаций курсантов военного вуза, связанных с реализацией гражданской позиции, базируется на гуманистической сущности данного вида деятельности. Реализация гражданской позиции - один из тех видов деятельности, для которой первостепенную роль играют внутриличностные, ценностные регуляторы. Это связано, во-первых, со спецификой помогающего взаимодействия в системе «человек - человек», во-вторых, с особыми армейскими взаимоотношениями, характеризующимися жесткой субординацией, когда подчиненный находится в высокой степени зависимости от командира, часто не может критично относиться к действиям, совершаемым по отношению к нему, и, в-третьих, с тем, что жизнь курсанта в военном вузе строго регламентирована.

Данное условие основывается на понимании сущности гражданской позиции как модели поведения, при реализации которой внутренние личностные регуляторы поведения играют первичную роль относительно внешних средовых воздействий, поэтому использование потенциалов военного вуза в целях формирования готовности курсантов к реализации гражданской позиции изначально заключается в создании условий для интериоризации ее внешних влияний в личностные образования -смыслы той или иной деятельности.

Третье условие - обеспечение деятельной реализации гражданской позиции в условиях военного вуза и за его пределами основывается на процессуальном деятельностном характере развития субъектных свойств личности в деятельности, на необходимости расширения пространства социальных проб при усложнении их характеристик и приближении к реальным условиям разносторонних гражданских взаимоотношений. Курсант легче включается в социально-ориентированную деятельность, если ему предоставляется возможность получения двустороннего объект-субъектного опыта отношений.

В 2008-2010 гг., нами реализовывалась опытно-экспериментальная работа по формированию готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции на базе Ярославской военно-финансовой академии. На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы с помощью диагностических методов мы получили доказатель-

112

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

ства эффективности выявленных педагогических условий процесса формирования готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции. В результате нашей работы произошел достоверный прирост числа курсантов экспериментальной группы с высоким уровнем и уменьшение числа с низким уровнем готовности. В контрольной группе отмечена незначительная динамика показателей относительно исходного уровня.

Библиографический список

1. Рожков М.И. Теоретические основы педагогики: Учеб. пособие. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994.

2. Хоружая Л.Л. Воспитание у старшеклассников гражданской позиции в процессе изучения общественно-политической литературы. - М., 1990.

3. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

УДК 37

Шишленин Дмитрий Александрович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

D-Lenin@yandex.ru

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ВУЗА

В статье раскрывается модель социальной компетентности личности выпускника военного вуза в свете ком-петентностного подхода в образовании.

Ключевые слова: социальная компетентность, структура социальной компетентности, модель социальной компетентности.

В настоящее время модели социальной компетентности личности описаны различными исследователями, в частности, В.М. Басовой, А.В. Спириным, Д.Б. Воронцовым, И.В. Ледневой, И.Н. Сиротиным и др. Однако, структуру социальной компетентности и, соответственно, её модель авторы понимают по-разному, применительно к своей точке зрения и области исследования.

В принятой нами парадигме понимания социальной компетентности личности в соответствии со взглядами И.А. Зимней, Т.С. Серовой, В.Н. Стег-ний [2] мы опирались на пятикомпонентную структуру социальной компетентности, состоящую из компетентностей здоровьесбережения, гражданственности, социального взаимодействия, общения и информационных технологий. Однако мы понимаем, что эти компетентности являются стержневыми, общими направлениями развития личности, и внутреннее целесообразное содержание каждой из этих отдельных компетентностей в разных моделях, применимых к различным видам профессиональной деятельности, может отличаться. Мы разработали модель социальной компетентности выпускника военного вуза применительно к этим особенностям.

При этом мы подразумеваем, что главной практической задачей, которая должна быть решена при реализации данной модели на практике, должно стать исключение функциональной неграмотности выпускников, которую В.В. Гаврилюк определяет, как неспособность работника или гражданина эффективно выполнять свои профессиональные или социальные функции, несмотря на полученное образование. Функциональная грамотность, по её мнению, связана с компетентностью в таких сферах общественной жизни, как работа, государство, семья, здоровье, право, политика, культура [1]. Та-

кой подход тесно переплетается с нашими взглядами на социальную компетентность личности, и мы полагаем функциональную грамотность практическим проявлением социальной компетентности.

При составлении модели социальной компетентности военнослужащего мы учли что, занимаясь подготовкой военного специалиста в военном вузе, мы преследуем цель - обеспечение обороноспособности страны, а, значит, должны исходить из того, что наша модель будет обеспечивать в первую очередь функциональную грамотность выпускника военного вуза в профессиональной среде и соответствовать морально-нравственному облику офицера. Во вторую очередь, она должна обеспечивать интеграцию выпускника в любое социокультурное пространство и обеспечивать ему возможность соответствовать основным экспектациям общества. В третью очередь, она должна культивировать установку на непрерывное саморазвитие личности и обеспечивать успешную адаптацию в случае смены вида профессиональной деятельности, в том числе и при увольнении с военной службы.

При разработке модели социальной компетентности выпускника военного вуза мы также исходили из того, что компетенции, приобретаемые в процессе её формирования, носят характер не основных (фундаментальных), а сопутствующих знаний (согласно классификации, предложенной Г.Б. Киселёвым) [3]. Кроме того, мы учли, что социальная компетентность тесно переплетается с требованиями ГОС ВПО третьего поколения, отражаясь более чем в 50% общекультурных компетенций, отражённых в этих стандартах.

Исходя из вышеизложенного, мы представляем модель социальной компетентности выпускника военного вуза, состоящей из пяти блоков:

© Шишленин Д.А., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №4

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.