Научная статья на тему 'Модель гражданского восспитания курсантов ввуз'

Модель гражданского восспитания курсантов ввуз Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куршев А. В.

Проведен анализ исследований по проблемам военного образования как компонента процесса воспитания социально-ориентированной личности в России дает нам основание сделать вывод о существовании тенденции постепенного «вызревания» общероссийской системы гражданского воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куршев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель гражданского восспитания курсантов ввуз»

УДК 378.14(075.8)

А. В. Куршев

МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ВОССПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВВУЗ

Проведен анализ исследований по проблемам военного образования как компонента процесса воспитания социально-ориентированной личности в России дает нам основание сделать вывод о существовании тенденции постепенного «вызревания» общероссийской системы гражданского воспитания.

Модель гражданского воспитания курсантов ввуз

Целью гражданского воспитания является формирование личности молодого человека, обладающего военным достоинством, высоким военным сознанием и самосознанием; способностью к активной деятельности во имя интересов Отечества в условиях демократического и правового государства, мировой социально-политической и культурной интеграции.

Данная цель определяет комплекс задач, направленных на формирование политической, правовой, экономической, нравственной, экологической культуры курсанта ввуз в процессе учебной ивнеучебной деятельности. Представим их на трёх взаимосвязанных уровнях: когнитивном (формирование гражданского сознания и самосознания как ядра гражданского культуры); эмоционально-ценностном (формирование эмоциональноценностного, отношения к Родине, обществу и государству, соотечественникам); поведенческом (способность к военной активности и деятельности).

На когнитивном уровне необходимо:

- сформировать систему базовых политико-правовых, экономических, экологических знаний, знаний о характере взаимоотношений гражданина и государства, собственных возможностях, т.е., систему взглядов, определяющих осознанный выбор модели гражданского поведения;

- развивать «гражданское сознание», способность выйти за рамки узких корпоративных интересов;

- сформировать критическое гражданское мышление, предполагающее конструктивное недоверие к власть имущим и демократические убеждения;

- сформировать достаточный опыт для осознанного выбора жизненных ориентиров, путей и средств гражданского самоопределения и самореализации, понимания собственного места и роли в жизни своей страны;

- привить культуру взаимоотношений человека с обществом, государством, основанных на осознании личностью себя как само ценности и части этого общества; культуру бережного отношения к своему здоровью, выбор позитивного образа жизни;

- побуждение к принятию демократических ценностей в качестве мотивов поведения.

На поведенческом (деятельностном) уровне необходимо формировать:

- готовность и способность к гражданской деятельности в различных её видах и формах;

- опыт взаимодействия с другими людьми, солидарности в защите прав человека, владения способами контроля за властью;

- опыт бесконфликтного вхождения в социум, межличностного и межнационального общения, преодоления конфликтов;

- законопослушность, способность к волевому сопротивлению антигуманным, ан-

тисоциальным влияниям, способность к самовоспитанию;

- прививать навыки гражданского поведения в соответствии с общественными традициями, нормами, навыки самостоятельного принятия решений в различных областях жизни.

Для решения этих задач, в модели гражданского воспитания среди основных принципов гражданского воспитания этой категории молодежи представляется целесообразным выделить следующие:

- демократизма, означающий воспитание специалиста, способного эффективно осуществлять жизнедеятельность в условиях демократических реформ, а также демократизацию самой системы воспитания, внедрение принципов педагогического сотрудничества преподавателя и курсанта;

- гуманизма, предполагающий отношение к личности курсанта как к самоценности и направленный на формирование у нее способности к творческому саморазвитию;

- духовности, проявляющийся в необходимости формирования у курсантов смысложизненных духовных ориентаций, потребности к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали;

- патриотизма, предполагающий формирование национального сознания как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения, обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях, воспитание военних качеств и социальной ответственности;

- конкурентноспособности, который выступает специфической особенностью свободного рынка, предполагающий формирование соответствующего типа личности специалиста, способного к динамической горизонтальной и вертикальной социальной и профессиональной мобильности, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы во всех сферах жизнедеятельности;

- толерантности, предполагающий наличие плюрализма мнений, идей, воззрений, терпимость к позициям других людей, их интересам, культуре, образу жизни, поведению, не укладывающихся в рамки повседневного опыта, но не выходящие за нормативные требования законов;

- индивидуализации, заключающийся в том, что личность получает свободу проявления своих индивидуальных способностей, интересов, потребностей, и за счет этого - творческой активности. Поэтому система воспитания в ввузе, как представляется, должна быть направлена не на производство усредненной личности, а индивидуально ориентирована, учитывать задатки и возможности каждого курсанта в процессе его воспитания и социализации;

- вариативности, нацеленный не на воспроизводство личностью не только образцов опыта предшествующих поколений, а на формирование вариативного способа мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности.

Лишь при соблюдении этих принципов личность может эффективно развиваться в обществе в гармонии с теми изменениями, которые происходят сегодня в мире и с ориентацией на будущее.

Формирование гражданского самосознания личности курсанта высшего военного учебного заведения мы понимаем как процесс, посредством которого человек приобщается к определенным политическим нормам и ценностям, включает их в свой внутренний мир, формирует свое политическое сознание и культуру, объективно и субъективно готовится к политической практике и осуществляет ее на протяжении всей жизнедеятельности.

Это процесс формирования личности, умеющей отстаивать свои политические интересы и права, обладающей развитым политическим сознанием и высокой политической

культурой, активно участвующей в политической жизни.

Следует принять точку зрения Д.М.Угриновича, который подчеркивает, что сознание как социологический феномен позволяет раскрыть достаточно полную характеристику общественной формы духовной деятельности людей, в развитии той или иной общественной системы.

Содержание воспитания гражданственности курсанта в условиях высшего военного учебного заведения включает в себя: воспитание уважения и чувства гордости за свою страну, формирование правовых, политических знаний и ценностных идеалов, формирование таких качеств личности как: гражданская активность, гражданский долг, гражданская ответственность, формирование гражданского поведения, т.е. желания, потребности и психологической готовности к участию в общественной жизни, в частности, в гражданских движениях.

В соответствии с задачами гражданского воспитания на каждом из трех уровней отбор содержания, целесообразно проводить по трём основным структурным блокам: 1предметные научные знания о человеке, обществе, государстве, составляющих ядро гражданской культуры; 2- системы знаний о нормах отношений к Отечеству, государству, обществу, самому себе; 3- способы деятельности, направленной на реализацию частных и общественных интересов, умений и навыков гражданского общения.

Блок 1

а) социально-политические знания как ядро политической культуры, включающие в

себя:

- закономерности общественного развития;

- сущность, виды власти, политики, политических систем, государство, его символика, режимы, политические нормы; разделение властей;

- история политических взглядов, идей, теорий, причин и цели политической борьбы; роль политических партий, движений;

- функции гражданского общества, его отличие от демократического государства,

б) экономические знания как ядро экономической культуры:

- экономические идеи, концепции, теории общественного развития;

- экономические права и свободы, основы рыночной экономики, виды собственности, бизнеса, конкуренция;

- состояние, распределение и приумножение национального богатства;

- структура и организация налогообложения, виды ценных бумаг, банковские услуги, ответственность за экономические преступления;

- способы поведения человека в условиях рыночных отношений, способы защиты экономических прав человека;

в) правовые знания как ядро правовой культуры:

- международное и отечественное законодательство по правам человека и гражданина, права и обязанности гражданина демократического государства;

- законные средства защиты прав и свобод человека и гражданина, основы отраслей российского права;

- правовые средства поддержания правопорядка, виды юридической ответственности, средства борьбы с преступностью;

- структура, функции, специфика работы милиции и других правоохранительных органов;

г) экологические знания как основа экологической культуры:

- способы взаимодействия человека с окружающей природной средой;

- меры экологических потребностей человека; глобальные проблемы современности, пути выхода из экологического кризиса, законодательство по защите природы;

- принципы, нормы поведения личности, общества в окружающей среде, сущность стратегия демографической политики государства;

- переход на более высокий уровень культуры труда, культуры потребления.

д) морально-этические знания как ядро нравственной культуры:

- общечеловеческие и общенациональные ценности, соотношение их с идеологическими, групповыми, корпоративно-профессиональными, национально-этническими интересами;

- сущность и роль моральных понятий категорий, норм, принципов, понятие о самосовершенствовании, нравственных исканиях, поисках смысла жизни;

- взаимосвязь политики, права, религии, искусства и морали;

- нравственные нормы, условия самореализации, самоутверждения достижения личного благополучия, успеха, конкурентной борьбы.

Блок 2. Эмоционально-ценностное отношение к Родине, её истории, культуре, традициям:

а) отношение к социально-политическим сферам жизнедеятельности:

- социально-исторический оптимизм, вера в возрождение России;

- доверие к государству, почтение к государственной символике, уважение к органам власти;

- интерес к истории, культуре, традициям своей страны и народа; социальнополитическим событиям, убежденность в справедливости демократических ценностей;

- неприятие социального, идеологического и других форм насилия, свободолюбие, толерантность.

б) отношение к экономической сфере жизнедеятельности: уважение к собственности, результатам человеческой деятельности, чувство хозяина своей страны, учебного заведения, предприятия, удовлетворенность собственной полезностью, ощущение радости за достижение личного экономического успеха и успеха других людей, общества, вера в собственные возможности в достижение материального благополучия.

в) отношение к правовым нормам, законопослушность, уважение к закону, правам других людей, народов, доверие к правоохранительным органам, неприятие к проявлениям неправомерного поведения.

г) отношение к природе, окружающей среде: гуманное отношение к живой природе, окружающей культурно-исторической среде, как объекту нравственных, патриотических и военних чувств; активная заинтересованность в решении экологических проблем своего города, страны.

д) отношение к морально-этической сфере жизнедеятельности: стремление быть патриотом, гражданином своей страны; чувство сострадания к окружающим людям, потребность в любви, признании, щедрость, милосердие, нравственная свобода.

Блок 3. Сспособы деятельности как система умений и навыков:

а) социально-политическая деятельность:

- участие в гражданско направленной деятельности общественных организаций, движений;

- готовность к конструктивной критике власти; готовность к участию в курсантском самоуправлении;

- способность противостоять политическому авантюризму, конъюнктуре, волюнтаризму, умение вести демократический диалог.

б) экономической деятельности:

- основы профессиональной деятельности;

- грамотное использование документов;

- умение рационально расходовать деньги;

- владение доступными способами зарабатывания денег;

- использование банковских услуг.

в) правовой деятельности:

- соблюдение законов, правил общественного порядка;

- готовность отстаивать, защищать права человека и гражданина; нетерпимое отношение к нарушителям правопорядка.

г) деятельности в сфере экологии:

- участие в международных, государственных, региональных акциях по улучшению, среды обитания человека;

- деятельность по сохранению природы; культурно-исторических памятников, благоустройство профессионального учебного заведения, территории по месту учебы и жительства.

д) деятельность в сфере морали и нравственности:

- стремление установить добрые отношения с преподавателями, родителями, соседями;

- умение дружить, поддерживать товарищеские отношения;

- готовность к милосердию, благотворительности;

- приверженность здоровому образу жизни;

- навыки самовоспитания, самоконтроля, сопротивляемость аморальным явлениям.

Успешное формирование гражданского культуры личности курсанта высшего военного учебного заведения невозможно без активного применения методов, приемов, средств гражданского воспитания. В процессе гражданского воспитания мы предлагаем применять общепедагогические, а также специфические методы, приемы, средства, традиционно классифицируемые на методы формирования сознания, отношений и методы организации деятельности и контроля. Для формирования гражданского культуры у педагогов образовательных учреждений имеются различные средства, это, прежде всего занятия по общественным дисциплинам: граждановедению, истории, обществознанию. Изучать разные аспекты работы власти, общественных организаций, других правовых инстанций можно, приводя курсантов в политические, властные, юридические учреждения. Эффективным средством формирования гражданской культуры является вовлечение курсантов в общественную жизнь - участие в политических и иных акциях. Самоуправление курсантов можно считать отличной школой гражданственности. Наиболее актуальными методами для решения задач гражданского воспитания, на наш взгляд, являются:

- убеждение и, в частности, одно из его средств - разъяснение;

- положительный пример и, в частности, демонстрация положительной модели поведения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проблемные ситуации, ситуации достижения успеха;

- анализ конфликтов, моделей, стилей поведения, принятия решений;

- демократический диалог, состязательность;

- педагогический менеджмент;

- ролевые игры;

- педагогическое управление лидером и культивирование авторитета;

- методика коллективных творческих дел, традиций, атрибутов и символики, средств народной педагогики.

При формировании гражданского самосознания личности особо выделим метод написания «социальных биографий». Биографический метод (или метод изучения личных документов) позволяет исследовать субъективные стороны общественной жизни. Он фиксирует личные отношения человека к тем социальным процессам, социальнопсихологическим ситуациям, в которые он был включен (опосредованно или непосредственно). Отметим различные формы биографического метода: ненаправленные интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, сообщения о своей жизни в целом (о каких-то ее этапах или жизни своей семьи, кого-либо из родственников) и т.п.

Все эти формы биографического метода с разной степенью глубины и особенности позволяют выявить специфику жизненного опыта человека, характер реализации его жизненных сил в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми, при включении его в различные социальные группы. Они также способствуют определению характера, степени и специфики дистанцирования индивидов в группе, выявлению тех «точек», которые можно считать как бы «прорывом» позитивного жизненного пути индивида по отношению к проявлению его индивидуальной и социальной субъектности, и часто определяются как кризис в развитии индивида, группы, а порой и общества в целом.

При реализации основных принципов концепции воспитания немаловажную роль играют учебные предметы, успешно апробированные в высших военных учебных заведениях, с учетом изменений, непрерывно происходящих в политической действительности; «Основы политологии», «Человек и общество».

Однако важнейшим методом гражданского воспитания необходимо назвать метод беседы.

Беседа о гражданственности с подростками - это разговор коллектива идейных единомышленников. Важно, чтобы воспитатель, характеризуя высокую красоту и доблесть военных подвигов и военной жизни человека, умел как бы заглянуть в юные души уже тогда, когда только коснулся военной идеи, умел заметить тончайшие устремления юных сердец. Можно рассказать о лесничем, который своими руками посадил три тысячи гектаров леса, и этот лес люди назвали его именем, и увидеть, как в глазах подростков вспыхивают огоньки удивления или восхищения.

Главная цель беседы - вызвать у курсантов увлечение, которое нужно превратить в стремление и подвести к мыслям, что главное в жизни - оставить после себя след на земле

- извечная мечта настоящего человека.

В беседах с группой курсантов нужно довести до их сознания путеводную мысль: безгранично любя жизнь, настоящий человек видит что-то несравненно высшее, чем собственная жизнь. Это честь, слава, достоинство, могущество Отчизны. Чем глубже входит эта мысль в сердца, овладевает чувствами молодежи, тем внимательней вглядываются они в себя, тем чаще задумываются над вопросами: а какой я, для чего живу я на свете, что способен сделать, чтобы прославить Отчизну и этим утвердить свое человеческое достоинство?

Годы ранней юности (15-17-лет) - очень важный этап в формировании гражданина. Это возраст становления идейно-военной зрелости, утверждения убеждений и личных жизненных планов.

Формирование идейной зрелости — вот главнейшая цель всей воспитательной работы педагогического коллектива профессионального учебного заведения с курсантами.

Своей активной жизнью курсанты ввуз должны задавать тон всему коллективу высшего военного учебного заведения. Проблема организации активной общественной жизни курсантов - одна из самых актуальных проблем в воспитании коллектива. В последнее время общественность обеспокоена тем, что некоторая часть курсантов равнодушно относится к учебе. Нежелание учиться - результат военной незрелости, затянувшейся ребячливости.

Мы должны заботиться о том, чтобы активная общественная жизнь юношей строилась на крепкой основе идейно-политических убеждений, на стойких личных взглядах каждого воспитанника. Организованность, дисциплинированность курсантского взвода, чувство ответственности - все это зависит от того, в какой мере группа курсантов является содружеством единомышленников, насколько органично сочетается это единомыслие с поведением, работой, деятельностью. Стремление юношей к самостоятельности не только не уменьшает, а усиливает роль слова, совета, наставления, поучения педагога. В работе с курсантами ввуз важно, чтобы педагог, углубляясь в сложные идеи, вместе с тем обращался к воспитанникам непосредственно, учил их жить, предостерегал от ошибок. Беседы о гражданственности с курсантами должны вызывать у них раздумья о своей судьбе, о своем жизненном пути.

Гражданская зрелость курсантов становится реальностью только тогда, когда в годы ранней юности есть прочная идейно-гражданственная основа духовной жизни коллектива - жизнь в мире идей. Годы отрочества и ранней юности - это самый бурный, эмоциональный, самый богатый период духовного освоения моральных ценностей человечества. Жизнь в мире идей означает, прежде всего, подход курсантов к каждому жизненному явлению, в частности к своему поведению, с высшей мерой нравственности - умением осветить самого себя светом верности и преданности Родине. Мы усматриваем очень важную воспитательную цель в том, чтобы каждый юноша переживали чувство гордости оттого, что их народ, Родина - творцы бесценных нравственных богатств, а они - наследники этих богатств и могут быть счастливыми только тогда, когда они - настоящие граждане. Эти переживания - непременная предпосылка зарождения у человека долга перед коллективом.

Программа бесед о гражданственности - не сухой перечень тем. Это материал о драгоценнейшем нравственном богатстве, без осмысления и переживания которого невозможен мир идей. Идейная жизнь группы курсантов зависит от того, какой мерой меряют они все, что видят, познают, делают сами.

Говорить о военной красоте и доблести с курсантским взводом нужно так, чтобы после беседы каждому захотелось еще больше углубиться в свои мысли, читать, вновь и вновь осмысливать, познавать наивысшую меру идеального.

Формы гражданского воспитания по направлениям:

- политическое: политклубы типа «Я и моё Отечество», ССУЦ Совет курсантского самоуправления, встречи с государственными общественными деятелями, пресс центр газеты, брейнринг, агитбригады, помощь в проведении избирательных кампаний.

- экономическое: учебно-производственные практики, учебно-производственные бригады, биржи труда, ярмарки, индивидуальная трудовая деятельность курсанта.

- экологическое: встречи, экскурсии олимпиады, акции типа «Чистый берег», «Чистый пляж», благоустройство территорий, субэкологическое движение.

- правовое: встречи с сотрудниками правоохранительных органов района, города, РТ, клубы «Я-Юрист», отряды собственной безопасности, патрулирование.

- патриотическое: патриотические клубы «Отечество», военно-спортивные игры, поисковая деятельность, Вахты Памяти у монумента павших героев Великой Отечестве

войны, встречи с ветеранами Армии и Флота, шефские связи с Северным и Балтийским флотами, создание семейных летописей, празднование памятных дат, соревнования, фестивали.

Анализ показал, что условиями эффективности реализации теории гражданского воспитания являются:

- информационно-разъяснительное обеспечение - утверждение в сознании и чувствах курсантов патриотизма, конституционного долга, готовности к достойному служению своему народу в качестве важнейших духовных ценностей в неразрывной связи с интересами общества и государства, тщательный отбор программ СМИ в целях гражданского воспитания обучаемых, преодоление негативных стереотипов комплексов и штампов, ложных концепций и фальсификаций исторических завоеваний народа.

- научно-теоретическое обеспечение - активизация исследований в сфере гражданского воспитания с учетом возможностей, необходимой специфики и особенностей высшего военного учебного заведения, привлечение к этой работе курсантов (написание курсантских научных работ, сбор материалов и артефактов), использование имеющихся научных разработок в практической деятельности, обогащение содержания воспитательной работы посредством включения в нее военной темы литературы, музыки, живописи, кино, театра, архитектуры и скульптуры, критического подхода к достижениям в области социально-гуманитарных наук, а так же современной общественной мысли.

- педагогическое и методическое обеспечение - комплексное применение в учебновоспитательном процессе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ», спецкурсов, методик и специальных планов по гражданскому воспитанию с творческим использованием опыта и разнообразных форм организации и проведения этой работы, систематическое изучение государственных документов, научно-педагогической литературы, публицистики по данному направлению работы с учетом инноваций передового учебно-воспитательного опыта, регионального компонента.

- обеспечение взаимодействия субъектов гражданского воспитания курсантов достигается целенаправленным планированием, координацией, согласованностью и ответственным отношением к этой сфере деятельности государственных и общественных организаций, творческих профессиональных союзов, организаций и учреждений, и прежде всего, самих руководителей высших военных учебных заведений.

Главным результатом гражданского воспитания, по нашему мнению, является гражданская культура, которая представляет собой не только осознание гражданских прав и обязанностей, но и оценочно-эмоциональное отношение к государству, а также установку на действие во благо гражданского общества, волю к ее осуществлению и соответствующие социальные потребности.

Перечень понятий, передающих содержание гражданской культуры, обширен, приведем некоторые из них: гражданственность, гражданство, гражданское общество, военное поведение, государство, власть, демократия, права и свободы человека, правовое государство и многие другие.

В психологической структуре гражданской культуры выделены три элемента: знания, оценки-отношения, поведение.

Это значит, что сюда входят знания в области политики и права, взгляды и убеждения, сознательное отношение к общественной и политической жизни страны, стремление участвовать в политической жизни, занимать активную военную позицию, быть законопослушным гражданином, соблюдать законы страны.

Этот результат может быть выражен при помощи интегративных характеристик

«гражданское сознание», «гражданская позиция», «гражданственность», «гражданские свойства и качества», определяющие степень готовности человека к социально значимой деятельности. Как сложный социально-педагогический феномен, гражданская культура, представляет собой динамическую целостность устойчивых структур, требует адекватных средств определения её сформированности, что имеет важное значение для оценки эффективности организации воспитательного процесса в целом. Оценка военной культуры курсанта высшего военного учебного заведения требует особого выделения таких позиций как военная позиция личности и её готовность к социально-значимой деятельности.

Критерием гражданского самосознания личности является социальнополитическая компетентность, состоящая в нашем исследовании из трех блоков критериальных показателей.

1. Индивидуально-личностный - личностно-развивающие технологии на индивидуальном уровне;

2. Социологический - коммуникативные, экономические, правовые и иные военние технологии;

3. Жизненно-футурологические технологии планирования сценариев собственной жизни и своего жизненного пути.

Индивидуально-личностный блок критериальных показателей предполагает:

- умение самостоятельно строить иерархию ценностей;

- умение самостоятельно обосновывать выбор поведения на основе добровольно избранных ценностей;

- умение мыслить логично, последовательно, самостоятельно;

- владение техникой внешнего выражения мысли, языковой грамотности;

- способность к психическому самоуправлению и саморегулированию своего эмоционального состояния.

Социологический блок критериальных показателей предполагает:

- понимание ценностных основ семьи, коллектива, труда, Родины, государства, профессии;

- понимание объективности социальной реальности и действительности;

- понимание целевых назначений главных сфер общества, социальных институтов, отношений и норм;

- умение осуществлять коммуникативные, экономические, правовые и иные воен-ние технологии.

Жизненно-футурологический блок критериальных показателей предполагает:

- умение моделировать оптимальные и тупиковые сценарии жизни на основе знаний техники планирования различных вариантов профессиональной и семейной жизни.

Опытно-экспериментальная работа позволяет нам утверждать, что основным показателем наличия и степени сформированности гражданской позиции социальноориентированной личности является её гражданское самосознание, характеризующееся широтой и глубиной интериоризации, выработанной обществом системы ценностей, степенью осознания и переживания системы представлений о самом себе и своем месте в социуме, о своей социальной значимости (достоинство личности), степень понимания необходимости поиска путей согласования частных и общественных интересов. Наиболее важными показателями уровня готовности курсанта высшего военного учебного заведения к социально-значимой военной деятельности является наличие жизненных целей, интересов, потребности в их достижении, эмоционально-переживаемого единства с окружающей средой (городом, республикой, страной); владение способами достижения социально-

значимых целей, умение соотносить поведение с принятыми правовыми нормами и нормами морали; наличие устойчивых профессиональных интересов.

Все вышеизложенное позволяет выстроить структурную модель гражданского воспитания курсантов системы высшего военного образования (табл. 1).

Таблица 1 - Модель гражданского воспитания курсантов высших военных учебных заведений

Цель Формирование личности молодого человека, обладающего гражданским достоинством, высоким гражданским сознанием и самосознанием, способностью к активной деятельности во имя интересов Отечества в условиях демократического и правового государства, мировой социально-политической и культурной интеграции

Задачи - Формирование гражданского сознания и самосознания; - Формирование эмоционально-ценностного отношения к Родине, обществу, государству и соотечественникам; - Формирование способности к гражданской активности и деятельности

Принципы Демократизма, гуманизма, духовности, патриотизма, конкурентоспособности, толерантности, индивидуализации, вариативности

Содержание 1. Предметно-научные знания о человека, обществе, государстве. 2. Система знаний о нормах отношений к Отечеству, государству, обществу, самому себе. 3. Способы деятельности, направленной на реализацию частных и общественных интересов, умений и навыков гражданского общения

Методы, приемы и средства Убеждение, пример, проблемные ситуации, анализ, диалог, педагогический менеджмент, ролевые игры, управление, творческие дела, метод написания «Социальных биографий», беседа

Формы Политклубы, самоуправление, встречи с общественными деятелями, пресс-центр, избирательные кампании, агитбригады, брейн-ринг, практики, биржи труда, олимпиады, политические акции, отряды собственной безопасности, патрулирование, фестивали, соревнования, патриотические клубы

Условия - Информационно-разъяснительное обеспечение; - Научно-теоретическое обеспечение; - Педагогическое и методическое обеспечение; - Обеспечение взаимодействия субъектов гражданского воспитания курсантов

Результат Высокий уровень гражданской культуры курсантов

Критерий Социально- политическая компетентность

Показатели 1. Индивидуально-личностные. 2. Социологические. 3. Жизненно-футурологические

Анализ исследований по проблемам военного образования как компонента процесса воспитания социально-ориентированной личности в России дает нам основание сделать вывод о существовании тенденции постепенного «вызревания» общероссийской системы гражданского воспитания. Во всех звеньях системы непрерывного образования расширяются масштабы и организационные формы гражданского воспитания молодежи. Многие педагогические коллективы по желанию родителей и самих курсантов при активной методической помощи ученых-педагогов и психологов, органов управления образованием, а также инициативных профильных сообществ, ассоциаций и других объединений в числе основных учебных предметов, частично факультативов и спецкурсов вводят изучение основ государственно-правовой политики, граждановедения, обществознания, конституции страны и других законодательных актов, знакомят курсантов ввуз с элементарными основами избирательной системы, правами и обязанностями граждан, организацией работы парламента, принципами и нормам и его взаимодействия с исполнительной властью и общественными организациями. Эта профильно очерченная социопедагогическая деятельность, ориентированная на воспитание базовых начал гражданственности у курсантов ввуз, получает все более активную поддержку государственных структур, научных организаций, средств массовой информации на федеральном и региональном уровнях, что позволяет говорить о формировании целостной системы гражданского воспитания данной категории учащихся.

© А. В. Куршев - канд. пед. наук, нач. цикла, ст. преп. ФВО КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.