Научная статья на тему 'Модель социальной компетентности личности выпускника военного вуза'

Модель социальной компетентности личности выпускника военного вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
182
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / SOCIAL COMPETENCY / SOCIAL COMPETENCY STRUCTURE / SOCIAL COMPETENCY MODEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шишленин Дмитрий Александрович

В статье раскрывается модель социальной компетентности личности выпускника военного вуза в свете компетентностного подхода в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шишленин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social competency model in person of a graduate of a military higher educational institution

Social competency model in person of a graduate of a military higher educational institution in the bounds of competency approach in education is disclosed in the article.

Текст научной работы на тему «Модель социальной компетентности личности выпускника военного вуза»

ства эффективности выявленных педагогических условий процесса формирования готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции. В результате нашей работы произошел достоверный прирост числа курсантов экспериментальной группы с высоким уровнем и уменьшение числа с низким уровнем готовности. В контрольной группе отмечена незначительная динамика показателей относительно исходного уровня.

Библиографический список

1. Рожков М.И. Теоретические основы педагогики: Учеб. пособие. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994.

2. Хоружая Л.Л. Воспитание у старшеклассников гражданской позиции в процессе изучения общественно-политической литературы. - М., 1990.

3. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

УДК 37

Шишленин Дмитрий Александрович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

D-Lenin@yandex.ru

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ВУЗА

В статье раскрывается модель социальной компетентности личности выпускника военного вуза в свете ком-петентностного подхода в образовании.

Ключевые слова: социальная компетентность, структура социальной компетентности, модель социальной компетентности.

В настоящее время модели социальной компетентности личности описаны различными исследователями, в частности, В.М. Басовой, А.В. Спириным, Д.Б. Воронцовым, И.В. Ледневой, И.Н. Сиротиным и др. Однако, структуру социальной компетентности и, соответственно, её модель авторы понимают по-разному, применительно к своей точке зрения и области исследования.

В принятой нами парадигме понимания социальной компетентности личности в соответствии со взглядами И.А. Зимней, Т.С. Серовой, В.Н. Стег-ний [2] мы опирались на пятикомпонентную структуру социальной компетентности, состоящую из компетентностей здоровьесбережения, гражданственности, социального взаимодействия, общения и информационных технологий. Однако мы понимаем, что эти компетентности являются стержневыми, общими направлениями развития личности, и внутреннее целесообразное содержание каждой из этих отдельных компетентностей в разных моделях, применимых к различным видам профессиональной деятельности, может отличаться. Мы разработали модель социальной компетентности выпускника военного вуза применительно к этим особенностям.

При этом мы подразумеваем, что главной практической задачей, которая должна быть решена при реализации данной модели на практике, должно стать исключение функциональной неграмотности выпускников, которую В.В. Гаврилюк определяет, как неспособность работника или гражданина эффективно выполнять свои профессиональные или социальные функции, несмотря на полученное образование. Функциональная грамотность, по её мнению, связана с компетентностью в таких сферах общественной жизни, как работа, государство, семья, здоровье, право, политика, культура [1]. Та-

кой подход тесно переплетается с нашими взглядами на социальную компетентность личности, и мы полагаем функциональную грамотность практическим проявлением социальной компетентности.

При составлении модели социальной компетентности военнослужащего мы учли что, занимаясь подготовкой военного специалиста в военном вузе, мы преследуем цель - обеспечение обороноспособности страны, а, значит, должны исходить из того, что наша модель будет обеспечивать в первую очередь функциональную грамотность выпускника военного вуза в профессиональной среде и соответствовать морально-нравственному облику офицера. Во вторую очередь, она должна обеспечивать интеграцию выпускника в любое социокультурное пространство и обеспечивать ему возможность соответствовать основным экспектациям общества. В третью очередь, она должна культивировать установку на непрерывное саморазвитие личности и обеспечивать успешную адаптацию в случае смены вида профессиональной деятельности, в том числе и при увольнении с военной службы.

При разработке модели социальной компетентности выпускника военного вуза мы также исходили из того, что компетенции, приобретаемые в процессе её формирования, носят характер не основных (фундаментальных), а сопутствующих знаний (согласно классификации, предложенной Г.Б. Киселёвым) [3]. Кроме того, мы учли, что социальная компетентность тесно переплетается с требованиями ГОС ВПО третьего поколения, отражаясь более чем в 50% общекультурных компетенций, отражённых в этих стандартах.

Исходя из вышеизложенного, мы представляем модель социальной компетентности выпускника военного вуза, состоящей из пяти блоков:

© Шишленин Д.А., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №°4

113

- компетентность здоровьесбережения;

- компетентность гражданственности;

- компетентность социального взаимодействия;

- компетентность общения;

- компетентность информационных технологий. При этом смысловое содержание блоков следующее.

Компетентность здоровьесбережения:

1. Знание и соблюдение норм здорового образа жизни.

2. Знание и соблюдение правил личной и общественной гигиены.

3. Физическая культура.

4. Обеспечение элементарной безопасности жизнедеятельности.

5. Экологичность мышления.

6. Способность к контролю психических состояний. Компетентность гражданственности:

1. Знание истории страны.

2. Знание Конституции России.

3. Знание государственных символов России и гордость за них.

4. Знание федеративного устройства Российской Федерации.

5. Знание политической системы России.

6. Знание основных угроз национальной безопасности России и геополитических интересов страны.

7. Гражданский долг.

8. Гражданский патриотизм.

Компетентность социального взаимодействия:

1. Компетентность социального взаимодействия с обществом:

- знание порядка регистрации граждан в РФ;

- готовность к организации собственных жилищных условий;

- способность к взаимодействию с перевозчиками;

- налоговая осведомлённость;

- финансовая осведомлённость;

- пенсионная осведомлённость;

- осведомлённость о социальных гарантиях;

- юридическая осведомлённость;

- страховая осведомлённость;

- осведомлённость о возможностях дальнейшего образования;

- социальная мобильность;

- ситуативная приспособляемость.

2. Компетентность социального взаимодействия с общностью, коллективом, партнёрами:

- социальный опыт;

- соответствие статусу;

- способность к успешной самопрезентации;

- способность к социальному влиянию;

- умение принимать ответственность;

- способность к сотрудничеству;

- способность к эмпатии;

- рациональность в конфликтах;

- социальная толерантность

3. Компетентность социального взаимодействия с семьёй, друзьями:

- верность отношениям;

- высшая степень доверительности;

- подлинность;

- самоотдача;

- ответственность за партнёра.

Компетентность общения:

- компетенция личного общения;

- компетенция безличного общения;

- компетенция делового общения;

- компетенция иноязычного общения;

- компетенция гендерного общения;

- ситуативная компетенция в общении.

Компетентность информационных технологий:

1. Компетенции, основанные на понимании:

- знание способов и понимание принципов передачи информации;

- знание предназначения и понимание принципов функционирования наиболее распространённых в области информационных технологий устройств;

- владение информационной терминологией.

2. Компетенции, основанные на умении:

- способность к обращению с любыми программно-интеллектуальными устройствами;

- знание персонального компьютера;

- знание служебных программных продуктов;

- знание прикладных программных продуктов;

- Интернет-навыки;

- мотивированность на получение информации с помощью Интернет;

- электронная креативность;

- способность к самосовершенствованию в области информационных технологий.

Таким образом, модель социальной компетентности личности выпускника военного вуза мы представляем, как конструкт, состоящий из пяти ключевых компетентностей, в русле которых выделены основные необходимые компетенции, которые позволят выпускнику проявлять функциональную грамотность, успешно взаимодействовать в социуме и соответствовать основным экспектациям общества.

Библиографический список

1. Гаврилюк В.В. Нужна ли «новому поколению» социальная компетентность? // Вестник Тюменского государственного университета. - 2005. - № 3. - С. 89-96.

2. ЗимняяИ.А., Серова Т.С., СтегнийВ.Н. Оценка сформированности социальной компетентности студентов в структуре единой социально-профессиональной системы // Вестник Пермского государственного технического университета: Социальноэкономические науки. - 2009. - № 4. - С. 91-101.

3. Киселёв Г.Б. Военное воспитание офицера ВВС как процесс организации условий заданного формирования личности в современной российской армии // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2010. - Т. 3. - № 1. - С. 51-69.

114

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.