- объективность, то есть возможность оценивать исследуемый признак однозначно, не допуская противоречивых толкований;
- адекватность, валидность, то есть возможность оценивать именно то, что необходимо оценить;
- нейтральность по отношению к исследуемым явлениям [1, с. 194].
По утверждению И. В. Суколенова [2], критерием сформированности у учащихся гражданственности является наличие у них гражданской позиции, чувства внутренней свободы, гражданского и человеческого достоинства личности. Исследователь выделяет критерии, которые отражают важнейшие характеристики гражданского сознания учащихся и поведения их как личности. К ним относятся:
Интеллектуальный критерий - выражается в наличии у учащихся глубоких и прочных знаний, умения использовать их в различных ситуациях, применять знания для анализа своего поведения и поведения окружающих людей, а также в системности, глубине, устойчивости познавательных интересов, самостоятельности суждений.
Оценочно-эмоциональный критерий — включает в себя оценочные суждения, характеризующие отношение учащихся к нравственным и духовным ценностям; устойчивость, глубину и силу эмоциональных переживаний; наличие у них сформированных общечеловеческих качеств (доброты, сочувствия, милосердия, сострадания), свидетельствующих об альтруистической направленности их личности, что обеспечивает становление у воспитанников гражданских качеств.
Мировоззренческий критерий — связан с мировоззренческими установками учащихся; самостоятельностью, степенью устойчивости суждений; способностью устанавливать связь между осознаваемой целью поступка, его мотивами и средствами достижения, критическим отношением к собственным поступкам.
Поведенческий критерий - включает разнообразные отношения личности к обществу, людям, сверстникам, к самому себе, труду, а также устойчивую систему форм поведения, по месту учебы и в социуме.
В свою очередь представляет интерес исследование О. Й. Донецкой, которая в своей работе [3] утверждает, что к критериям оценки личностных качеств можно отнести:
1. Умение проникать в сущность явлений, определять истинные мотивы в действиях политиков и социальных групп,
2. Способность к выработке своего аргументированного выбора.
3. Умение вести диалог (слушать и слышать).
4. Готовность к компромиссу.
5. Способность к самоограничению и самодисциплине,
6. Участие в общественно-политической деятельности.
7. Плюрализм политических, философских, мировоззренческих взглядов личности.
8. Умение убеждать и повести за собой.
При определении критериев, определяющих уровень сформированности гражданственности, мы будем исходить из следующих положений:
1. Гражданственность личности характеризуется знаниями (пониманием того, что является гражданственным), отношением к ним (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и установок) и гражданственно-значимым поведением (в какой степени эти отношения реализуются личностью в конкретных поступках и действиях).
2. В жизни человека его знания, отношения и поступки тесно связаны между собой, образуют единство, которое выражается в некоторых личностных качествах (чувство собственного достоинства, чувство долга и т. д.).
3. Наличие у курсантов этих качеств и ироявление их в конкретной деятельности можно считать критерием сформированности гражданственности.
Социально-политический критерий, состоящий в нашем исследовании из трех блоков критериальных показателей:
1. Индивидуально-личностный - личностно-развивающие технологии на индивидуальном уровне;
2. Социологический - коммуникативные, экономические, правовые и иные военние технологии;
3. Жизненно-футурологические технологии планирования сценариев собственной жизни и своего жизненного пути.
Индивидуально-личностный блок критериальных показателей предполагает:
- умение самостоятельно строить иерархию ценностей;
- умение самостоятельно обосновывать выбор поведения на основе добровольно избранных ценностей;
- умение мыслить логично, последовательно, самостоятельно;
- владение техникой внешнего выражения мысли, языковой грамотности;
- способность к психическому самоуправлению и саморегулированию своего эмоционального состояния.
Социологический блок критериальных показателей предполагает:
- понимание ценностных основ семьи, коллектива, труда, Родины, государства, профессии;
- понимание объективности социальной реальности и действительности;
- понимание целевых назначений главных сфер общества, социальных институтов, отношений и норм;
- умение осуществлять коммуникативные, экономические, правовые и иные военние технологии.
Жизненно-футурологический блок критериальных показателей предполагает:
- умение моделировать оптимальные и тупиковые сценарии жизни на основе знаний техники планирования различных вариантов профессиональной и семейной жизни.
Опытно-экспериментальная работа позволяет нам утверждать, что основным показателем наличия и степени сформированное™ гражданской позиции социально-ориентированной личности является её гражданское самосознание, характеризующееся широтой и глубиной интериоризации, выработанной обществом системы ценностей, степенью осознания и переживания системы представлений о самом себе и своем месте в социуме, о своей социальной значимости (достоинство личности), степень понимания необходимости поиска путей согласования частных и общественных интересов. Наиболее важными показателями уровня готовности курсанта высшего военного учебного заведения к социально-значимой военной деятельности является наличие жизненных целей, интересов, потребности в их достижении, эмоционально-переживаемого единства с окружающей средой (городом, республикой, страной); владение способами достижения социально-значимых целей, умение соотносить поведение с принятыми правовыми нормами и нормами морали; наличие устойчивых профессиональных интересов.
Наиболее объективными и реально измеримыми показателями сформирован пости гражданственности являются:
Первый критерий сформированности - это уровень знаний личности о сущности, содержании и средствах проявления гражданственности. Он включает следующие показатели: необходимый по объёму и содержанию понятийный аппарат; устойчивое проявление операционных умений, таких, как умение анализировать нравственную ситуацию, умение мыслить противоречиями, подбирать аргументы, обосновывать свою точку зрения. Второй критерий - обусловленная требованиями гражданственности направленность деятельности личности. Он включает в себя: стабильность мотивов деятельности курсанта (степень сформулированности идеала гражданственности); интериоризацию требований гражданского поведения; стремление к самовоспитанию гражданственности; восприимчивость к воспитательным воздействиям.
Третий критерий - соответствие результатов деятельности личности требованиям гражданственности. К нему относятся: ценность результатов деятельности будущего офицера; инициативность его гражданской активности; адекватность эмоциональных проявлений; манера (стиль) поведения - соответствие средств и приёмов деятельности курсанта требованиям гражданского поведения.
Таким образом, каждый критерий гражданственности можно рассматривать как совокупность определённых признаков, органически взаимосвязанных между собой, взаимно дополняющих друг друга и лишь в единстве позволяющих судить об уровне развития гражданственности.
Задача выработки критериев гражданственности является достаточно сложной. Это связано со сложностью оценки нравственного облика курсанта, черты которого в той или иной мере определяют его моральную репутацию. Формирование гражданственности, как и всего комплекса качеств личности трудно поддаётся количественным измерениям. Приведённые
выше взгляды различных авторов на критерии гражданственности на наш взгляд правильные и в полной мере отражают своё предназначение определять уровни сформированности данного феномена применительно к своим социумам. Трансформировав их, нами были гипотетично определены критерии гражданственности, которые, по нашему мнению, дают представление о развитии основных характеристик и всех элементов гражданственности курсантов высших военных учебных заведений и удобны для использования в массовой воспитательной работе.
Содержание критериев гражданственности, по нашему мнению, можно представить как сложную систему групп критериев. В основе такой классификации лежат противоречия в сферах регулятивного действия гражданств енности.
Первая, интеллектуально-регулятивная группа критериев объединяет в себя те, которые характеризуют информированность личности о сущности гражданственности как качества личности, его содержании и его проявлениях в сознании и поведении личности. Она включает в себя следующие показатели: полноту этических знаний о содержании и сущности этого качества; глубину осознания жизненной необходимости овладения гражданскими качествами; устойчивое проявление операционных умений, таких, как умение анализировать нравственную ситуацию, подбирать аргументы, обосновывать свою точку зрения.
Вторая группа критериев - отношение к гражданственности. В общем плане критерии данной группы выражаются в нравственном отношении, направленном от общества к личности и зависящее главным образом от усвоения личностью норм морали: способностью считаться с общественным мнением; степенью развития чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи и уважения других людей; уровнем моральной ответственности за положение дел в коллективе; стремлением возглавить борьбу за успешное решение задач боевой готовности, укрепления воинской дисциплины и правопорядка.
Третья группа критериев - это операционно-поведенческая подготовленность личности, проявляющаяся в трудовой и общественно-политической активности курсантов, выражающаяся в их действиях в повседневной жизни, в критических ситуациях, требующих морального выбора. В неё включаются: нравственная ценность результатов деятельности курсанта; инициативность его нравственной активности; адекватность эмоциональных проявлений; манера (стиль) поведения - соответствие средств и приёмов деятельности военнослужащего требованиям гражданского поведения.
Четвёртая группа критериев - это положительная репутация в коллективе сослуживцев, среди командиров и начальников. Она объединяет в себя: степень развития потребности в общественном признании: стремление заслужить положительную оценку окружающих; осознание положительной репутации, чувства самоуважения; наличие адекватной самооценки и
позитивного отношения к себе; наличие у курсанта образа своего реального «Я».
Анализ исследований по проблемам военного образования как компонента процесса воспитания социально-ориентированной личности в России дает нам основание сделать вывод о существовании тенденции постепенного «вызревания» общероссийской системы гражданского воспитания. Во всех звеньях системы непрерывного образования расширяются масштабы и организационные формы гражданского воспитания молодежи. Многие педагогические коллективы по желанию родителей и самих курсантов при активной методической помощи ученых-педагогов и психологов, органов управления образованием, а также инициативных профильных сообществ, ассоциаций и других объединений в числе основных учебных предметов, частично факультативов и спецкурсов вводят изучение основ государственно-правовой политики, граждановедения, обществознания, конституции страны и других законодательных актов, знакомят курсантов ввуз с элементарными основами избирательной системы, правами и обязанностями граждан, организацией работы парламента, принципами и нормам и его взаимодействия с исполнительной властью и общественными организациями. Эта профильно очерченная социопедагоги ческая деятельность, ориентированная на воспитание базовых начал гражданственности у курсантов ввуз, получает все более активную поддержку государственных структур, научных организаций, средств массовой информации на федеральном и региональном уровнях, что позволяет говорить о формировании целостной системы гражданского воспитания данной категории учащихся.
Таким образом, проблема воспитания гражданственности у курсантов высших военных учебных заведений требует своей дальнейшей разработки и научного решения.
Библиографический список
1. Саранов, А. М. Инновационный поиск в современной развивающейся школе [Текст]: учеб. пособие к спецкурсу. / А. М. Саранов. - Волгоград: Перемена, 1999. - С. 194.
2. Суколенов, И. В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России (историко-педагогические аспекты) [Текст]: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2001. — 37 с.
3. Донецкая, О. И. Воспитание политико-правовой культуры и активной гражданской позиции [Текст] // Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного университета). - Казань, 2001.-С. 81-86.
УДК 378.147
Галиева Ханифа Сариевна
Соискатель кафедры военной педагогики Морской государственной академии имени адм. Ф. Ф. Ушакова, [email protected], Новороссийск
Маричев Игорь Васильевич
Докторант кафедры педагогики Кубанского государственного университета, ггтак@тЬох. ги, Новороссийск
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГРАЖДАНСКОГО ВУЗА
Galieva Hanifa Sarievna
Person working for the Candidate degree. Maritime State Academy after F. F. Ushakov, svetlanavm@list. ru, Novorossiysk
Marichev Igor Vasilievich
Person working for doctor’s degree Kuban State University, irmak@,mbox:ru, Novorossiysk
LEGAL CULTURE FORMATION OF FUTURE MILITARY SPECIALIST IN THE EDUCATIONAL SPACE OF CIVIL HIGH SCHOOL
Для обеспечения функционирования образовательного процесса должны быть предварительно созданы адекватные условия, совокупность которых представляет собой образовательное пространство. Условия должны быть глубоко продуманы, обеспечены необходимыми ресурсами, взаимно согласованы. Формирование образовательного пространства в педагогике рассматривается как «создание организационно-педагогических и экономических условий его эффективного функционирования и развития» [4, с. 7].
При построении образовательного пространства необходимо учитывать общее, особенное и единичное как в его структуре, так и в содержании его компонентов.
В построении образовательного пространства сейчас участвуют и педагоги, и учащиеся, и родители, и самые разнообразные службы.
В. И. Слободчиков пишет, что образование сейчас «становится одной из форм общественной практики, особой сферой, которая все более субъек-тивизируется в своем статусе и обретает свои интересы, цели, ценности и политику» [9, с. 178].
Состав компонентов образовательного пространства, его объектов детерминируется потребностями в условиях, предоставляющих возможности для выполнения действий, из которых складывается образовательная деятельность. Значит, эти действия зависят от природы объектов образователь-
ной деятельности. Решающей стороной ее является деятельность курсанта (учащегося и т. п.). Ее объекты разнообразны, их природа различается по огромному множеству признаков. Их классификация зависит от содержания и порядка выбора классификационных признаков. Одним из признаков, используемых в педагогике для подразделения образовательных объектов на группы первого порядка, является гностический, заключающийся в разделении их на группы материальных и идеальных объектов.
С. К. Бондырева, рассматривая социально-педагогические закономерности и механизмы интегрирования образовательного пространства, исследовала эволюцию образовательных отношений в странах СНГ и между ними. Ею выведены закономерности образовательных отношений, условия интегрирования их в единое пространство, обусловленные ими особенности единого образовательного пространства стран СНГ. Показано использование выведенных закономерностей в построении образовательного пространства вуза - созданного ею Московского психолого-социального института [2].
После создания Содружества Независимых Государств возникла проблема организации в них образования и соотношения образовательных систем, входящих в Содружество государств. Граждане разных государств должны друг друга понимать и уметь сотрудничать, а значит' - вступать в отношения. Отсюда вытекает необходимость формировать и развивать у растущего поколения некоторые общие качества, которые объединяли бы представителей разных сообществ.
Отношения возникают в социуме между субъектами. Поскольку социальные условия с возникновением СНГ существенно изменились, произошли изменения и ролей субъектов, причин вступления их в отношения. Возникли «тенденции более широкого, разностороннего и углубленного осмысления субъекта как явления многообразного (субъект федерации, субъект-индивид и т. д.) и сложного» [3, с. 242].
Рассматривая структуру культурного пространства вуза,
С. К. Бондырева выделяет: пространство знаний, пространство культуры отношений и среду обитания в вузе. Среди этих компонентов наше особое внимание привлекает пространство культуры отношений. Сформирован-ность культуры отношений предполагает и присутствие правовой культуры всех субъектов образовательного пространства.
Среди разнообразия существующих на сегодняшний день определений правовой культуры отметим только некоторые. Н. И. Азаров указывает, что «правовая культура - часть общей культуры общества. В её содержание входит состояние правовой жизни общества, уровень правовых актов и правовой деятельности, правосознание личности, поведение личности и правовая деятельность государства и др.» [1, с. 92].
Руководствуясь аналогичным подходом, А. Ф. Никитин представляет правовую культуру как систему «овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. Сюда входит само право как система
норм, правоотношения (система общественных отношений, регулируемых правом), правовые учреждения» [7, с. 74].
Комплексный подход для определения правовой культуры предлагает В. В. Лазарев, который рассматривает это явление в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) и как содержательную категории [5].
В первом случае правовая культура может быть рассмотрена как качественный уровень правовой действительности на конкретном этапе развития общества. При этом под правовой культурой общества понимается качественное состояние правовой жизни общества, которое проявляется «в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также степени свободы её поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества» [5, с. 167].
Содержательное определение правовой культуры раскрывает её как систему всех элементов, относящихся к сфере действия права и их отражение в сознании и поведении людей.
Особую актуальность правовая культура приобретает, когда речь идет о подготовке военного специалиста.
Правовое воспитание курсантов - будущих военных специалистов имеет свои особенности и отличия от воспитательного процесса на гражданских факультетов. Прежде всего, они обусловлены специфичностью целей правового воспитания, которые заключаются в подготовке курсанта как офицера - организатора, воспитателя и учителя, глубоко знающего воинские уставы, нормативно- правовые акты, сознательно исполняющего их и требующего этого от своих подчиненных, умеющего осуществлять правовое воспитание личного состава подразделений.
Особенностью правового воспитания курсантов является также то, что этот процесс осуществляется в рамках военной организации, с установленным порядком и нормами поведения, которые должны исполняться беспрекословно.
Процесс формирования правовой культуры будущих военных специалистов в образовательном пространстве гражданского вуза может быть результативным при реализации следующих социально-педагогических условий:
- направленность образовательного и воспитательного процесса на формирование гражданской позиции и правовой культуры;
- использование воспитательного потенциала общеобразовательных и специальных дисциплин в учебных заведениях;
- формирование правовой культуры в процессе практической и морально-психологической подготовки к жизни и др.
Спецификой формирования правовой культуры у курсантов выступает и тот факт, что весь комплекс воспитательных воздействий осуществляется большим коллективом военных педагогов-командиров, профессорско-пре-
подавательским составом. Присутствие военного факультета в образовательном пространстве военного вуза требует согласованности действий с преподавателями гражданских кафедр и факультетов.
Одним из способов решения поставленной задачи - формирования правовой культуры будущих военных специалистов в образовательном пространстве гражданского вуза, может выступать интеграция профессионально направленного, правового и иноязычного содержания.
Рассмотрим такое обучение на примере юридической специальности.
Социальный заказ на специалиста юридического профиля требует:
- органичного соединения потребности общества и личности в получении иноязычного образования;
- наполнения предмета «иностранный язык» конкретным профессиональным и социальным содержанием посредством моделирования будущей профессиональной деятельности;
- ведения поиска путей активизации познавательной деятельности студентов, развития их автономии;
- активного участия в разработке новых методов профессионально направленного обучения средствами иностранного языка;
- творческого применения эффективных методов обучения;
- совершения коренного поворота от массово-репродуктивного к личностно-ориентированному подходу с применением активных методов обучения;
- признания значимости использования учебно-ролевых игр профессиональной направленности в подготовке специалистов;
- разработки учебников и учебных пособий, ориентированных на профессиональное общение.
Согласно требованиям программы каждый выпускник вуза любой профессии должен владеть иностранным языком как средством профессионального общения, чего мы не имеем в действительности. Одной из причин является низкая требовательность традиционных методик обучения и, как результат, слабая мотивация.
С изменением правовой картины мира меняется Европейское правовое пространство, поэтому студентам юристам придется принять участие:
- в создании единой конституции Европы;
- в приведении Российского законодательства в соответствие с Европейскими нормами;
- в проблемах борьбы с международным терроризмом;
- в создании суда, свободного от корыстных интересов, выступающего гарантом законности и справедливости и др.
Следовательно, чтобы достичь свободного владения иностранным языком, одним из составляющих профессиональной компетенции специалиста необходимы интерактивные технологии общения, в том числе: профессионально направленные учебные ролевые игры; дискуссионное, проектное обучение и др.