УДК 340.01
СТРУКТУРА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ 1918 ГОДА
Коханец Людмила Анатольевна
Канд. ист. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ЧУ ВО «Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск
E-mail: [email protected]
STRUCTURE OF THE CONSTITUTION COUNCIL 1918
Kohanets Lyudmila
Candidate of Science, Head of the of Theory and History of State and Law Department, assistant professor of Mordovian humanitarian Institute, Saransk
E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются особенности структуры и способов формирования советской власти по конституции Конституцию РСФСР 1918 года. Акцентируется внимание на том, что выборы в высший орган власти оставались, как и в Российской империи, непрямыми и неравными (дискриминационными).
ABSTRACT
In the article features of structure and ways of formation of the Soviet power under the constitution the Constitution of RSFSR of 1918 are considered. Attention is focused on the fact that elections to the supreme authority remained, as in the Russian Empire, indirect and unequal (discriminatory).
Ключевые слова: конституция, система Советов, комбеды, большевики, депутаты, выборы, дискриминация, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК), Совет Народных Комиссаров.
Keywords: Constitution, system of Soviets, Committees; Bolsheviks; deputies; elections; discrimination; All-Russia Central Executive Committee of Soviets; Council of People's Commissars.
V Всероссийский съезд Советов, проходивший 10 июля 1918 года, принял первую Конституцию РСФСР, закрепившую структуру новой, большевистской Советской власти. Принятая конституция узаконила и определила систему Советов, созданную хаотично в 1917 году, в ходе Февральской революции, как орган революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства,
то есть «закрепила ту систему государственных органов, которая была порождена народным творчеством и установлена революцией» [3, с.168].
На высшем уровне Советы представлял Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов - высший орган власти в РСФСР. Съезды Советов рабочих и солдатских депутатов (по Конституции) окончательно объединялись со Съездами Советов крестьянских депутатов, в 1917 году проходившими раздельно.
При этом сами выборы в высший орган власти оставались, как и в Российской империи, непрямыми и неравными (дискриминационными): корпус его депутатов составлялся из представителей городских советов «по расчету 1 депутат на 25.000 избирателей, и представителей губернских Съездов Советов, по расчету 1 депутат на 125.000 жителей» [1, с.168]
Первая конституция новой России предоставила городскому пролетариату преимущество перед сельским населением, среди имевших право голоса граждан. Таким образом, прикрываясь демагогическими высказываниями о переходе власти к трудовому народу, большевики установили поистине диктаторскую власть и сделано это было специально в интересах правящей партии большевиков, так как деревенские избиратели, в силу своей близости с идеями левых эсеров, имели меньше склонности к большевизму, чем городские избиратели. Установившаяся норма стала нарушаться уже в первые годы советской власти когда в сельской местности параллельно с советами повсеместно создавались комитеты бедноты (середина 1918 - начало 1919 года). Комбеды представляли собой волостные и сельские органы советской власти в деревне. Комитеты были образованы «для реализации политики «военного коммунизма» в условиях продовольственного кризиса», а также для «консолидации социальной базы советской власти на селе».
Дискриминационный характер конституции проявлялся так же в решении лишить избирательных прав следующие категорий граждан (таким образом осуществлялся принципа диктатуры пролетариата).
Избирательных прав были лишены:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой:
ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.
С другой стороны, подобное неравное представительство возникло ещё в феврале - марте 1917 года в период острой борьбы, развернувшейся в России и знаменовавшей нерешенность и неудовлетворенность значительной части населения сложившейся политической, экономической ситуацией в стране.
Всероссийский Съезд созывался Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов (ВЦИК) не реже двух раз в год. Всероссийский Съезд Советов избирал свой постоянный орган - ВЦИК Советов не более 200 человек, несущий перед ним ответственность и являвшийся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом в период между Съездами. ВЦИК Советов образовывал подотчетное правительство - Совет Народных Комиссаров РСФСР [2, с.33].
Основополагающий принцип прогрессивных конституций: разделение властей на законодательную и исполнительную Конституцией не предусматривался: ст. 41 обязывала Совнарком представлять на «рассмотрение и утверждение» ВЦИК решения, «имеющие крупное общеполитическое значение», с правом «непосредственно» осуществлять мероприятия, требующие «неотложного выполнения». С другой стороны, ст. 33 позволяла ВЦИК рассматривать «про-
екты декретов и иных предложений» СНК и отдельных ведомств, и уполномочивала его выпускать собственные декреты.
Власть на местах была представлена областными, губернскими (окружными), уездными (районными), волостными Съездами Советов формировавшимися из представителей городских и сельских Советов депутатов (Совдепов), избиравшимися населением прямым открытым голосованием на избирательных собраниях. Кандидатские списки или отдельные кандидатуры так же могли предлагаться общественными, партийными, профессиональными организациями и отдельными гражданами. Съезды Советов и Советы депутатов формировали свои исполнительные органы для текущей работы - исполнительные комитеты (Исполкомы).
Была унифицирована также и структура Советов на местах. Попытки отдельных местных Советов проявить больше власти чем предполагалось Конституцией, например учредить собственные Совнаркомы и даже «наркоматы иностранных дел» пресекались на месте и считались незаконными: ст. 48 Конституции устанавливала, что «звание Народного Комиссара принадлежит исключительно членам Совета Народных Комиссаров, ведающего общими делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, и никаким иным представителям Советской власти, как в центре, так и на местах присвоено быть не может».
Конституция сохранила сложившуюся в 1917 году многоступенчатость выборов. Так, ст. 25 определяла, что Всероссийский Съезд избирается не напрямую, а городскими Советами и губернскими Съездами Советов. В свою очередь, согласно ст. 53 губернские Съезды Советов составлялись из представителей городских Советов и волостных Съездов Советов, а волостные Съезды - из представителей отдельных сельсоветов. Нормы представительства, численность Советов и сроки полномочий депутатов впервые с февраля 1917 года были унифицированы.
Правом избирать и быть избранным пользовались независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п. все граждане РСФСР обоего пола, достигшие 18 лет (за некоторым исключением) и добывающие средства к жизни «производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда»: рабочие, земледельцы, служащие (вышеперечисленные категории - только при условии, что они не пользуются наёмным трудом с целью извлечения прибыли), солдаты и матросы «Советской армии» и все вышеперечисленные категории граждан, если они в какой-то мере лишились своей трудоспособности. Правом избирать и быть избранными наделялись так же и иностранцы, проживающие на территории Российской Советской республики и удовлетворяющие вышеперечисленным требованиям - ничего подобного в мировой практике прежде не существовало. Видимо данная норма избирательного права должна была проиллюстрировать всему миру большевистский принцип единства мирового пролетариата в действии.
Список литературы:
1. Портнов В.П., Славин М.М. Становление и развитие конституционного законодательства Советской России (1917-1920 гг.). М., 1987.
2. Хрестоматия по истории отечественного государства и права 1917-1991 гг. - М., 1997.
3. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. - М.: "Зерцало-М", 2003 г. [Электронный ресурс]: URL: http: //constitution.garant.ru/science-work/modern/3988990/chapter/bab98b384321e6e745a56f88cbbe0486/
(дата обращения: 1.06.2018).
References:
1. Portnov V.P., Slavin M.M. Stanovlenie i razvitie konstitucionnogo zakonodatel'stva Sovetskoj Rossii (1917-1920 gg.). M., 1987.
2. Hrestomatiya po istorii otechestvennogo gosudarstva i prava 1917-1991 gg. -M., 1997.
3. Chistyakov O.I. Konstituciya RSFSR 1918 goda. - M. "Zercalo-M", 2003 g. [Elektronnyj resurs] URL: