Научная статья на тему 'Законодательное регулирование института выборов депутатов местных советов после принятия Конституции РСФСР 1925 года'

Законодательное регулирование института выборов депутатов местных советов после принятия Конституции РСФСР 1925 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
553
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМИТЕТЫ / ДЕПУТАТЫ / ОКРУЖНЫЕ СОВЕТЫ / РАЙОННЫЕ СОВЕТЫ / КОНСТИТУЦИЯ РСФСР / СЪЕЗДЫ СОВЕТОВ / LOCAL COUNCILS / EXECUTIVE COMMITTEES / DEPUTIES / COUNTY COUNCILS / REGIONAL COUNCILS / CONSTITUTION OF THE RSFSR / CONGRESSES OF COUNCILS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Подерега Сергей Владимирович

Автором проводится историко-правовой анализ законодательного регулирования выборов депутатов местных советов. Рассматриваются полномочия и порядок работы избирательных комиссий после принятия Конституции РСФСР 1925 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the institute of elections of deputies of local Councils after the adoption of the Constitution of the RSFSR in 1925

The author carries out the historical and legal analysis of legislative regulation of elections of deputies of local councils. Powers and an operating procedure of the electoral commissions after adoption of the Constitution of the RSFSR of 1925 are considered.

Текст научной работы на тему «Законодательное регулирование института выборов депутатов местных советов после принятия Конституции РСФСР 1925 года»

Подерега Сергей Владимирович

Краснодарский университет МВД России (тел.: +78612583414)

Законодательное регулирование института выборов депутатов местных Советов после принятия Конституции РСФСР 1925 года

Автором проводится историко-правовой анализ законодательного регулирования выборов депутатов местных советов. Рассматриваются полномочия и порядок работы избирательных комиссий после принятия Конституции РСФСР 1925 г.

Ключевые слова: местные советы, исполнительные комитеты, депутаты, окружные советы, районные советы, Конституция РСФСР, съезды советов.

S.V. Poderega, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583414.

Legal regulation of the institute of elections of deputies of local Councils after the adoption of the Constitution of the RSFSR in 1925

The author carries out the historical and legal analysis of legislative regulation of elections of deputies of local councils. Powers and an operating procedure of the electoral commissions after adoption of the Constitution of the RSFSR of 1925 are considered.

Key words: local councils, executive committees, deputies, county councils, regional councils, Constitution of the RSFSR, congresses of councils.

В мае 1925 г. была принята Конституция РСФСР [1], которая по многим параметрам отличалась от Конституции РСФСР 1918 г. Определенные изменения произошли и в регулировании института местных советов - этому блоку была посвящена гл. 5 «О местной власти». В частности, в ней устанавливалось, что высшей властью в крае, области, губернии, округе, уезде, районе и волости является, в границах своего ведения, соответствующий съезд советов. В съездах советов (краевых, областных, губернских, окружных, уездных, районных и волостных) принимают участие представители всех советов, находящихся на территории данной административной единицы.

В середине 1920-х гг. советская власть по-прежнему не доверяла частнособственническому крестьянству, ограничивала его избирательные права по сравнению с рабочими (пролетариатом). Согласно ст. 52 Конституции РСФСР 1925 г. «съезды советов бывают очередные и внеочередные». При этом очередные съезды советов созываются один раз в год, а внеочередные съезды советов созываются:

а) по предложению вышестоящих съездов советов или их исполнительных комитетов;

б) по почину соответствующих исполнительных комитетов или по требованию нижестоящих исполнительных комитетов советов, объединяющих не менее одной трети населения

данного района, области или края» [2]. Съезды советов избирали свои исполнительные органы (исполнительные комитеты), число членов которых для съездов советов каждой административной территориальной единицы определяется постановлениями Всероссийского центрального исполнительного комитета или его Президиума [1].

Исполнительная ветвь власти регулировалась следующим образом. Исполнительные комитеты съездов избирались съездами советов. При этом устанавливалось, что исполкомы в период между съездами имели статус высшего органа советской власти на соответствующей территории и несли ответственность перед съездами, избравшими их, и подчинены вышестоящему исполнительному комитету, ВЦИК и СНК РСФСР. Для осуществления текущей работы по управлению соответствующей территорией и реализации постановлений и декретов центральной власти исполкомы избирали президиумы, количество членов которых устанавливалось для каждой административной территориальной единицы Всероссийским центральным комитетом или его Президиумом [1].

В то же время в системе местной власти предусматривалось создание советов депутатов трудящихся. На основании ст. 59 Конституции РСФСР 1925 г. советы депутатов трудящихся образовывались: а) в городах - из расчета

193

один депутат на 1000 человек населения, но в числе не менее 50 и не более 1000 членов; б) в селениях (деревнях, селах, станицах, местечках, городах с населением менее 10000 человек населения, аулах, хуторах и проч.) - из расчета один депутат на 100 человек населения, но в числе не менее 3 и не более 50 депутатов на каждый сельский совет. Для осуществления текущей работы на постоянной основе советы депутатов в городах избирали из своей среды исполнительный орган на основаниях, установленных Всероссийским центральным исполнительным комитетом или его Президиумом. При сельском совете образовывался исполнительный комитет на основаниях, устанавливаемых Всероссийским центральным исполнительным комитетом или его Президиумом. Советы депутатов созывались исполнительным комитетом или председателем совета как по собственной инициативе, так и по требованию не менее половины членов совета. Обязанностью членов советов депутатов были регулярные отчеты перед избирателям [2].

Конституция РСФСР 1925 г. закрепила институт выборов депутатов в местные советы, а также полномочия избирательных комиссий, которые были несколько ограничены. В соответствии со ст. 71, 73 Конституции РСФСР 1925 г избирательные комиссии были обязаны составлять протокол о ходе, результатах и правильности выборов. Статья 72 Конституции закрепила положение, в соответствии с которым порядок производства выборов определялся Всероссийским центральным исполнительным комитетом и его Президиумом. Но уже в феврале 1926 г. ВЦИК утвердил Положение о Всероссийской центральной избирательной комиссии [3]. А в ноябре того же года была утверждена Инструкция о выборах городских и сельских советов и о созыве съездов советов [4]. Это был основной избирательный закон о выборах в РСФСР в 1920-е гг. Согласно ст. 5-7 Инструкции районные, волостные и соответствующие им избирательные комиссии образовывались соответствующими исполнительными комитетами в составе семи лиц: председателя, назначаемого окружным, уездным или соответствующим им исполнительным комитетом, двух представителей от районного, волостного или соответствующего им исполнительного комитета, по одному представителю: от профсоюзов, ВЛКСМ, делегатских собраний крестьянок и от крестьянских организаций (комитетов крестьянских обществ взаимопомощи, союза Кошчи (от тюрк. кошчи - пахарь - массовая организация трудящегося крестьянства в Тур-

кестанской АССР, а затем - в национальных республиках Средней Азии и Казахстане). Сельскими советами образовывались сельские избирательные комиссии в составе семи лиц: председателя, назначаемого районным, волостным или соответствующим им исполнительным комитетом, двух представителей от сельского совета, по одному представителю: от профсоюзов, ВЛКСМ, делегатских собраний крестьянок и от местных крестьянских организаций. Во всех городах и рабочих поселках, имевших городские советы, образовывались городские избирательные комиссии в составе семи лиц: председателя, утверждаемого соответствующим исполнительным комитетом, двух представителей от городского совета, по одному представителю: от профсоюзов, Красной армии, ВЛКСМ и представителя работниц, избираемого на общегородском делегатском собрании женщин-работниц [2].

Значительное внимание уделялось вопросам лишения избирательных прав (по классовому признаку) и их восстановления, избирательным собраниям и др. В целом при формировании советов применялись территориальный принцип, принцип представительства производственных коллективов и политико-организационный принцип. Избирательными инструкциями предусматривались также территориальные избирательные собрания, в которых участвовали так называемые неорганизованные избиратели (домохозяйки, безработные, кустари и т.п.). Следовательно, конституционная модель съездов советов формировалась на основе представительства территориальных и производственных коллективов. На практике эта модель дополнялась представительством политических общественных организаций. Для реализации избирательного права избиратели должны были быть внесены в списки избирателей соответствующего участка. Важной особенностью организации выборов в начальный период советской власти являлась подготовка списков лиц, лишенных избирательных прав. Порядок составления и обнародования таких списков устанавливался специальными инструкциями и положениями о выборах. Вместе с тем, не было достаточной ясности в применении норм о лишении избирательных прав, в критериях определения наемного труда, который являлся основанием для лишения избирательных прав [5, с. 53]. Голосование осуществлялось открытым способом, что, наряду с классовым принципом формирования списков избирателей и выдвижения

194

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2017 • № 2 (36)

кандидатов в депутаты, указывало на низкий уровень демократизма.

Инструкция о выборах городских и сельских советов и о созыве съездов советов была основным нормативным актом до конца 1920-х гг. Однако несмотря на то, что Инструкция была принята ВЦИК и вследствие этого имела силу закона, ее название свидетельствовало о том, что государство расценивало ее скорее как технический, вспомогательный документ. По нашему мнению, причиной этого было то обстоятельство, что уже к середине 1920-х гг. в СССР выборы стали простой формальностью, поскольку все кандидаты предварительно обсуждались в партийных организациях ВКП(б), и результаты выборов были известны заранее [2].

1. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: утв. постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г. URL: http://constitution20.ru/ documents/92

2. Эфрикян Р.А., Звягольский А.Ю. Полномочия органов местного управления по организации образовательного процесса в РСФСР (1917-1968 гг.) // Общество и право. 2014. № 1(47). С. 32-37.

3. Положение о Всероссийской центральной избирательной комиссии от 8 февр. 1926 г. URL: http://www.libussr.ru

4. Об утверждении инструкции о выборах городских и сельских советов и о созыве съездов советов: декрет ВЦИК от 4 нояб. 1926 г. URL: http://www.libussr.ru

5. Веняминова А. А. Содержание и особенности стадий избирательного процесса в первые десятилетия советской власти // Общество и право. 2008. № 3(21).

6. Положение о местных финансах: утв. постановлением 2-й сессии ЦИК СССР III созыва от 25 апр. 1926 г. URL: http://www.libussr.ru/

7. О введении в действие положения о краевых (областных), окружных и районных съездах советов и исполнительных комитетах: постановление ВЦИК от 6 апр. 1928 г. URL: http://www. libussr.ru

Структура выборов была достаточно сложной, в связи с чем возникали нарушения законности. Система нормативных правовых актов, которые регулировали порядок формирования и функционирования советов депутатов, строилась на принципе иерархии органов, обладающих правом их принятия. На всем протяжении 1920-х гг. уровень систематизации и кодификации нормативных правовых актов постепенно повышался. В качестве примера можно привести Положение о местных финансах 1926 г. [6], Положение о краевых (областных), окружных и районных съездах советов и исполнительных комитетах 1928 г. [7]. При этом необходимо отметить, что достаточно продуктивно велась работа по систематизации законодательства о местном управлении на союзном и республиканском уровнях.

1. The Constitution of the RSFSR of 1925: approved by the resolution of the XII All-Russian Congress of Soviets d.d. May 11, 1925. URL: http://constitution20.ru/documents/92

2. Efrikyan R.A., Zvyagoliskiy A.Yu. Authorities organ local management on organizations of the educational process in RSFSR (1917-1968) // Society and law. 2014. № 1(47). P. 32-37.

3. Regulation on all-Russian Central Electoral Commission d.d. Febr. 8, 1926. URL: http://www. libussr.ru/

4. Statement of Instruction on elections of city and village Councils and on convocation of the Congress Soviets: decree of the Central Executive Committee d.d. Nov. 4, 1926. URL: http://www. libussr.ru/

5. Venyaminova A.A. The content and characteristics of the stages of the votertion process in the first decades of Soviet rule //Society and law. 2008. № 3(21).

6. Regulations on local finances: approved by resolution of the 2nd session of the USSR Central Executive Committee of III convocation d.d. Apr. 25, 1926. URL: http://www.libussr.ru/

7. On the entry into force of the provisions of the regional (oblast), district and regional congresses of the councils and executive committees: resolution of the Central Executive Committee d.d. Apr. 6, 1928. URL: http://www.libussr.ru

195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.