4. Колдина, М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования / М.И. Колдина // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 2 (2).
5. Лапшова, А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования / А.В. Лапшова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 4 (8).
6. Перевозчикова, Н.Г., Смирнова, Ж.В., Трутанова, А.В. Роль тьютора в управлении самостоятельной работой обучающихся / Н.Г. Перевозчикова, Ж.В. Смирнова, А.В. Трутанова // АНИ: педагогика и психология. - 2017. - № 3 (20).
7. Психологические аспекты применения технологий дистанционного обучения / Костылев Д.С., Костылева Е.А. // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014.
8. Сазонова, З. Есть ли будущее у кураторов? // Высшее образование в России / З. Сазонова. - 2004. -№ 5. - С. 87-89.
Психология
УДК 370
магистрант Везетиу Виталий Викторович
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА - ВЫПУСКНИКА ВУЗА
Аннотация. В работе рассматриваются актуальные вопросы структуры компетентности менеджера современного предприятия. Затрагиваются и освещаются основные специфические характеристики психологической компетентности выпускника вуза, обучающегося на специальности «Менеджмент». Кроме того, освещаются вопросы общего состояния системы менеджмент-образования в России, выделяются ключевые проблемы профессиональной подготовки современного менеджера с учетом его психологической компетентности.
Ключевые слова: профессиональная компетентность менеджера, образование менеджера, профессиональная подготовка менеджера, психологическая компетентность современного менеджера.
Annotation. The paper deals with topical issues of the structure of the competence of a modern enterprise manager. The main specific characteristics of the psychological competence of a university graduate studying in the specialty "Management" are touched upon and highlighted. In addition, the issues of the general state of the management education system in Russia are highlighted, the key problems of the professional training of a modern manager are highlighted, taking into account his psychological competence.
Keywords: professional competence of a manager, education of a manager, professional training of a manager, psychological competence of a modern manager.
Введение. Профессиональная подготовка будущего менеджера носит комплексный характер и базируется на развитии у студента множества качеств, навыков и умений. Так, сегодня рынок труда изобилует рабочими местами для менеджеров, вузы стремительно и в больших количествах готовят студентов в этом направлении, а выпускников-менеджеров сегодня насчитывается наибольшее количество. Из этого вытекает противоречие между наличием большого числа рабочих мест, высокой потребности работодателей в высококвалифицированных специалистах этого направления и массой выпускников, несоответствующих требованиям рынка труда. С чем это может быть связано?
По нашему мнению, все дело в качестве профессиональной подготовки специалистов-менеджеров. Согласно ключевым тенденциям мирового высшего образования, личностно-ориентированный подход лежит в основе всего процесса образования человека, начиная от младенчества и детского сада и заканчивая непрерывным образованием, длиной во всю жизнь. Исходя из его основных положений, личность студента -важнейшее направление образования, на которое следует ориентироваться и при составлении образовательных программ, и при организации благоприятных образовательных условий. Таким образом, вуз, который осуществляет профессиональную подготовку будущего менеджера должен ориентироваться не только на формирование у него комплекса профессиональных знаний и навыков, но и внедрять в программы обучения и воспитания элементы социального, психологического и творческого планов, что позволит в дальнейшем специалисту полноценно участвовать в общественных отношениях и стать ценным профессионалом, цельной личностью и ответственным гражданином своей страны.
Именно поэтому тема настоящего исследования полностью обращена к анализу структуры психологической компетентности менеджера - выпускника вуза. Это, по нашему мнению, важнейший вопросы, требующих рассмотрения сегодня, в условиях, когда образование особенно быстро преобразовывается и гибко реагирует на тенденции, диктуемые социальными потребностями и кадровыми нуждами рынка труда.
Изложение основного материала статьи. Качественная профессиональная подготовка высококвалифицированных менеджеров занимает длительный период и требует от всех участников образовательно-воспитательного и профессионально-подготовительного процессов приложения максимума сил и возможностей. Поэтому справедливо говорить о существовании некоторых актуальных проблем в данной области. В целом в структуре управления предприятиями на сегодняшний день наблюдается тенденция к повышению эффективности применения трудовых ресурсов, которая возникла в последние десятилетия и стала одной из наиболее масштабных проблем менеджмента. Этому поспособствовали и социальные перестройки, в следствие которых все социокультурные институты встали на путь стремительного материально-технического оснащения и модернизации. Сфера образования не стала исключением [2].
Процесс управления предприятием сложен и комплексен, носит динамичный, но стабильный характер, устойчив и целостен. В нем принимают участие несколько коллективов, в связи с чем возникает
необходимость в повышении общего качества менеджмент-образования всех субъектов этих общностей. От уровня и качества профессиональной подготовки каждого их них зависит прочность профессиональных взаимоотношений, производственных мощностей и в целом производственные результаты. Наполненность программ профессиональной подготовки должна соответствовать требованиям рынка труда, управленческим канонам и правилам, ориентироваться на усиление знаний и навыков студентов-менеджеров в профессиональной области.
Следует понимать, что наполнение образовательной программы должно равномерно совмещать в себе и теоретические, и практические, и производственно-ориентированные дисциплины, позволяющие сформировать у студентов комплекс важнейших профессиональных компетенций. Некоторые компетенции имеют общий характер, некоторые - специальный. От их насыщенности и качества формирования зависит успех или неуспех выпускника на производстве, его профессиональное поведение и сформированность или несформированность профессиональной культуры.
Для понимания сущности психологической компетентности менеджера рассмотрим специфику деятельности такого специалиста в современных условиях развития индустрии управления предприятиями различного типа. Сегодня, как известно, значительно смещаются акценты, на которые следует обращать внимание специалистам данного направления деятельности [4]. Социум активно внедряет идеи гуманизма во все общественные структуры и виды деятельности, стремится к признанию человека и его внутренних целей, идей, установок, способностей и талантов главной ценностью. В связи с главенствованием такой тенденции была полностью переосмыслена сущность менеджера и сформирована новая концепция, исходя из положений которой, становится ясным, что важнейшими качествами, необходимыми специалисту такой профессии, являются:
- сформированный стабильный и целостный комплекс профессионально-психологических качеств, позволяющих менеджеру свободно взаимодействовать с людьми, разбираться в их психологии (с потребительской точки зрения), оказывать влияние на их поведение, убеждать и мотивировать их;
- личностные качества высокого порядка, ориентированные на решение организационно-управленческих задач, осуществление лидерского управления, поддержание высокого авторитета, управление собственными эмоциями и поведением, а также на развитие духовно-нравственной составляющей.
Как видно из вышесказанного, комплекс профессионально-психологических качеств достаточно обширен и представляет собой основу формирования и развития психологической компетентности менеджера. Здесь справедливо говорить о его отношениях с окружающими, о владении собой, своими эмоциями. Иными словами, его психологическая компетентность состоит из трех ключевых элементов:
- комплекса профессионально-психологических качеств;
- комплекса личностных качеств;
- комплекса социально-психологических качеств.
Говоря о последнем, следует заметить, что социально-психологическая компетентность составляет важную часть взаимодействия менеджера не только с людьми, которым он предоставляет услуги, но и с подчиненными, персоналом предприятия [1]. Эта компетентность составляет важную часть психологической - голее широкой и глобальной - компетентности. Она включает в свой состав несколько компонентов:
- непосредственно психологический, который предусматривает наличие у личности профессионально значимых и профессионально ориентированных качеств, необходимых для совершенствования производственных процессов и предотвращения производственных рисков;
- практико-исполнительский, который включает в свой состав личностные качества лидерского порядка, то есть качества, ориентированные на производственную стабильность и поддержание лидерского авторитета управленца в глазах подчиненных;
- когнитивный, в основе которого лежит коммуникативная составляющая, также направленная на осуществление верного коммуникативного взаимодействия с подчиненными.
По нашему мнению, именно такая компетентность как нельзя лучше характеризует современное состояние менеджмента и управленца в структуре социальных взаимоотношений. На основе вышеописанного можно сделать несколько заключений относительно наполнения профессионально-ориентированного обучения.
Во-первых, оно должно качественно преобразовываться, а образовательные программы должны наполняться различного рода управленческими дисциплинами.
Во-вторых, образование должно приобрести новых характер - отойти от традиционной концепции теоретического фундаментального образования и приобрести практико-ориентированные черты.
В-третьих - оно должно быть системным и комплексным, развивать и личность студента, формировать и развивать его лидерские способности.
Для достижения всех этих целей необходимо обратиться к теории наполнения психологической компетенции студента-менеджера, исходя из основных положений которой, существует несколько уровней развития психологической (а значит, и социально-психологической, и профессионально-психологической) компетентности менеджера:
- низкий уровень, характеризующийся скованностью в сфере принятия управленческих решений, стандартностью, нединамичностью и формальностью. Менеджер с низким уровнем развития такой компетентности не может своевременно и целесообразно принимать управленческие решения, ему чужда гибкость и лабильность. Он часто незаинтересован в налаживании социально-психологического контакта с окружающими и не проявляет себя в качестве лидера;
- средний уровень развития характерен для управленца, полностью вовлеченного в профессиональные процессы, способного принимать управленческие решения, перенимающего на себя лидерские позиции и заинтересованного в развитии не только предприятия, но и собственных качеств и способностей. Такой менеджер часто выдвигает собственные идеи, реализовывает их в наиболее характерном для него ключе, однако иногда они кажутся внешне противоречивыми. Кроме того, менеджер такого порядка уже способен находить выход из сложных профессиональных и социальных ситуаций, прикладывает массу сил и средств на поиск верного, более своевременного решения возникающих проблем;
- высокий уровень, связанный в первую очередь с преобладанием в деятельности менеджера динамичных действий и творческих решений. Такой менеджер устойчив и стабилен, принимает стоящие и
актуальные решения, вызывает доверие у коллектива, стабильно налаживает отношения в обществе и способен решать вдобавок и социально-психологические проблемы, выходить из социально-психологических кризисных ситуаций и кризисов. Помимо профессиональных и личностных качеств и способностей, он развивает и область социальных связей, воздействия на подчиненных с психологической точки зрения, при этом оставаясь неизменным лидером.
Как видно из вышесказанного, современный менеджер развивается постепенно и «точечно», поскольку в разные периоды своей профессиональной деятельности ориентируется на различные стороны профессионального или социального взаимодействия с окружающими. Менеджер, таким образом, приобретает совершенно новое значение для всей общественной деятельности социальных институтов [6]. Он становится многопрофильным и многоуровневым специалистом, способным не только организовать производство и наладить контакт с клиентами, но и активно вовлекаться в социокультурные изменения, оказывать влияние на коллектив, самосовершенствоваться и регулярно проявлять лидерские качества.
По нашему мнению, именно на это необходимо ориентироваться при составлении плана обучения и образовательной программы. Именно это должно учитываться при отборе абитуриентов для обучения - уже на ранних этапах профессиональной предопределенности нужно понимать и видеть потенциал человека, его способности к управленческой деятельности. Каждый студент, выходящий за пределы вуза во взрослую самостоятельную жизнь, должен метить на самый высокий пост в управлении, а следовательно, и обладать максимумом из ранее описанных качеств [3].
Исследователь данной темы на различных уровнях Е.С. Маслова разработала концепцию, достаточно схожую с нашей, однако все же несколько иную. Согласно ее концепции, психологическая компетентность современного менеджера состоит из трех ключевых блоков:
- блок самоосознания менеджером своей роли в профессиональном поле («Я - в пространстве профессии»);
- блок взаимодействия менеджера с профессиональными кадрами («Я - профессиональный найм на работу»);
- блок пополнения знаний менеджера о психологических особенностях потенциальных подчиненных («Я - кандидат на вакантное место работы») [3].
Кратко рассмотрим каждый из этих блоков для составления наиболее полной картины психологической компетентности менеджера - выпускника вуза. Первый блок характеризуется информационной грамотностью менеджера, которая позволяет ему осваивать и верно интерпретировать информацию, которая позволяет ему психологически грамотно позиционировать себя в качестве профессионального кадра, без которого процесс развития предприятия является нецелесообразным и представляется невозможным. Менеджер должен уметь выстраивать межличностную коммуникацию и конструктивно выстраивать контакты с клиентами и коллегами, руководством и напарниками. Он должен, будучи лидером, подавать пример грамотной речи и правильного отношения к общению с людьми.
Этот блок, как выходит из концепции вышеуказанного автора, носит личностный характер и подразумевает наличие у менеджера качеств в области самодиагностики, самопознания, самотворчества, включает в свой состав навыки по расширению и углублению собственного опыта выстраивания коммуникативных каналов для межличностных коммуникаций.
Второй блог состоит из множества элементов, к основным из которых можно отнести:
- выполнение менеджером всех существующих содержательных шагов по найму сотрудников на работу;
- составление им точного и лаконичного психологического портрета будущего специалиста;
- проведение процедуры психологического отбора специалистов на конкретную должность;
- налаживание первичного контакта с потенциальным работником и выявление его сильных и слабых сторон.
Третий блок более глубок и обширен, поскольку ориентируется на овладение управленцем знаний и навыков в области психологического своеобразия людей, их специфических особенностях и психологических, профессионально-психологических и социально-психологических наклонностях. Здесь менеджер выявляет потенциал подчиненного, определяет его уровни взаимодействия с окружающими и с руководством.
Здесь следует отметить, что менеджер должен четко понимать, какой специалист и на какую должность должен быть назначен, с какими личностными и социально-психологическими качествами. Такой блок формируется и развивается на основе расширения менеджером общего объема своих знаний, навыков и умений в области психологии, социальной психологии, профессиональной психологии. Кроме этого, он должен владеть профессиональными навыками и умениями для определения наличия или отсутствия их у кандидатов на должность.
Выводы. Психологическая компетентность менеджера имеет сложную структуру, а также оказывает значительное влияние на личностно-профессиональное развитие менеджера. Она лежит в основе формирование у него множества качеств, необходимых ему прежде всего как человеку и профессионалу, в связи с чем требует детального исследования и продвижения в образовательной сфере.
Такая компетентность включает в свой состав три ключевых элемента, которые разветвляются на массу более мелких частиц: личностного, профессионально-психологического и социально-психологического. В связи с этим перед системой высшего профессионального образования возникает задача подготовить студентов к профессиональной реальности, в которой им придется проявлять не только непосредственные профессиональные навыки и умения формального характера, но и взаимодействовать с людьми, их психологическими особенностями.
Литература:
1. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 111 с.
2. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М., 1996. - 168 с.
3. Маслова, Е.С. Психологическая компетентность менеджера по персоналу как детерминанта выбора стратегий найма сотрудников на работу / Е.С. Маслова // Российский психологический журнал. - 2008. - № 4
4. Никифоров, Г.С. Психология менеджмента. 2-е изд. / Г.С. Никифоров. - Харьков: Гуманитарный центр, 2002. - 9б с.
5. Никифоров, Р.О. Рекрутинговый бизнес в России / Р.О. Никифоров. - М.: ПАИМС, 2001. - 31 с.
6. Тарасов, В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров / В.К. Тарасов. - Л., 1989.
Психология
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Глузман Алина Александровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И САМОПОЗНАНИЕ В
ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация. Рассматриваются исторические аспекты проблемы самосовершенствования и самопознания личности в контексте психологической науки. Раскрываются особенности основных категорий «самосовершенствование» и «самопознание» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Сформулированы положения основных подходов к проблеме самосовершенствования и саморазвития в трудах зарубежных и отечественных психологов.
Ключевые слова: самосовершенствование, самопознание, саморазвитие, история психологии, научные подходы.
Annotation. The historical foundations of self-improvement and self-development of an individual in the context of psychological science are considered. The features of the main categories "self-improvement" and "self-knowledge" in the works of foreign and domestic scientists are revealed. The provisions of the main approaches to the problem of self-improvement and self-development in the works of foreign and domestic psychologists are formulated.
Keywords: self-improvement, self-knowledge, self-development, history of psychology, scientific approaches.
Введение. Актуальность исследуемой проблемы нашла свое отражение в положениях международных документов, связанных с развитием образования в условиях глобализации и европейской интеграции. В резолюциях Форума министров европейских стран «Европейская школа XXI столетие» (2011) и Педагогической конституции Европы, принятой на Форуме ректоров педагогических университетов европейского пространства (2013) нашли отражения положения о том, что «в условиях мирового кризиса, глобальных природных катаклизмов, техногенных катастроф, цивилизационных открытий, с ускоряющимися требованиями к существованию человечества в целом выдвигает свои концепты. Ученые, объединенные общей целью, сохранения лучших достижений современности, указывают на необходимость осмысленного существования индивида в природной среде, особо акцентируя познание личностных возможностей каждого, кто не утратил способности к здравомыслию и дальнейшему самосовершенствованию» [1, с. 6].
Цель статьи: систематизация идей о самосовершенствовании и самопознании личности в психологической науке.
Анализ научной литературы предоставляет возможность выявить значительный ресурс исследований в области личностно-профессионального самосовершенствования и самопознания в контексте психологического знания. Психологический аспект самосовершенствования и саморазвития личности обосновано в работах отечественных ученых К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского,
A.Н. Леоньева, А.А. Леоньева, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, Ю.А. Самарина. Фундаментальными для исследования проблемы личностно-профессионального самосовершенствования явились идеи зарубежных представителей гуманистической психологии (А. Адлер, А. Р. Бернс, Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) и классического психоанализа (Э. Эриксон, З. Фрейд, К. Юнг).
Личностно-профессиональное самосовершенствование, как проявление индивидуальных качеств, в последние десятилетия стало предметом исследований отечественных ученых в сфере психолого-педагогических наук, таких как В.И. Андреева, А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, К.Я. Вазиной,
B.А. Деркунской, И.А. Донцова, И.А. Зимней, В.В. Знакова, А.Г. Ковалева, И.С. Кона, Л.Н. Куликовой, Н.В. Кузьминой, В.Г. Маралова, С.А. Минюровой, Ю.М. Орлова, А.А. Реана, Л.И. Рувинского, Б.И. Сарсенбаевой, И.Н. Семенова, В.И. Слободчикова, В.В. Столина.
Изложение основного материала статьи. Идеи о самосовершенствовании и самопознании человека нашли отражение в философской, психологической и педагогической науке. В данной статье остановимся на характеристике основных положений рассматриваемой проблемы в истории психологии. Системно-исторический анализ представлений о развитии идеи самопознания и самосовершенствования человека позволяет рассматривать некоторые аспекты данного феномена с позиций общих методологических подходов к данной проблеме. Все многообразие подходов к указанной проблеме можно свести к следующим распространенным в истории психологии установкам, которые были проанализированы С.А. Минюровой [2, 3] и систематизированы и представлены нами в таблице 1: