ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 378.147
О. В. Тарбеева
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
В статье обсуждаются вопросы, связанные с профессиональной деятельностью будущих менеджеров, и рассмотрена сущность информационно-коммуникационной компетентности как основной составляющей профессиональной деятельности будущих менеджеров.
In article discusses issues related to professional activities of future managers and the essence of information and communication competence as the main component of the professional activities of future managers.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, информационно-коммуникационная компетентность, будущий менеджер.
Keywords: professional activities, professional competence, Information and communication competence, future manager.
В современных условиях в связи с проводимыми реформами в экономической, социальной, образовательной сферах российского общества все большую значимость приобретает профессиональная деятельность менеджеров, эффективность выполнения которой зависит от внешних факторов и внутренних потенциальных возможностей личности.
Профессиональная деятельность - это род труда, следствие его дифференциации. Успех профессиональной деятельности предполагает владение ее операционной, организаторской, психологической и нравственной сторонами, а также обобщенными профессиональными знаниями и готовностью к реализации оптимальных способов выполнения трудовых заданий. Трудовой опыт на производстве не всегда создает установки на приобретение тех или иных профессий. Наибольшее влияние на профессиональные намерения студентов оказывает инте-
© Тарбеева О. В., 2012 110
рес к учебным предметам. Но как бы хорошо ни была построена профессиональная подготовка, по окончании учебного заведения еще не подготовлен специалист, обладающий вполне законченной профпригодностью и профнадежностыо.
Задачи и функции управления предприятием осуществляются только через профессиональную деятельность особой категории специалистов, которых принято называть менеджерами. Функции менеджера и ситуации, в которых они реализуются, различны. Менеджер руководит работой одного, нескольких или многих сотрудников, он управляет фирмой или ее функциональным подразделением, имея определенную самостоятельность для принятия решений. Менеджер - это, прежде всего, наемный управляющий, который организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и одновременно выполняет определенные управленческие функции.
В основе профессиональной деятельности будущих менеджеров лежит профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» (G. K. Britell, R. M. Jueger, W. E. Blank) и другие не в полной мере конкретизируют содержание этого понятия [1].
Проблема профессиональной компетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [2]. В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н. С. Розов, Е. В. Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б. С. Гершунс-кий, А. Д. Щекатунова).
Профессиональная компетентность менеджера является важнейшим критерием качества управленческой деятельности и понимается как способность и готовность менеджера к управлению, ос-
О. В. Тарбееба. Информационно-коммуникационная компетентность как основа профессиональной.
нованные на профессионально значимых и личностных качествах. С точки зрения бизнес-практиков, профессиональная компетенция - это способность субъекта профессиональной деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями. Последние представляют собой задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли [3]. Данная точка зрения весьма созвучна позиции представителей британской школы психологии труда, в основном придерживающихся функционального подхода, согласно которому под профессиональными компетенциями понимается способность действовать в соответствии со стандартами выполнения работы. Данный подход сфокусирован не на личностных характеристиках, а на стандартах деятельности и основан на описании задач и ожидаемых результатов.
Поэтому в настоящее время важным ресурсом профессиональной компетентности становятся не столько специальные знания, сколько информационно-коммуникационная компетентность как основа профессиональной деятельности, обеспечивающая личностное и профессиональное развитие специалиста [4].
В связи с формированием информационного общества к перечню профессионально значимых для будущего менеджера знаний, умений, навыков, качеств и способностей добавилась информационно-коммуникационная компетентность. Чтобы подойти к пониманию сущности данного вида компетентности, необходимо освоение определенной предметной области, умение мыслить ее категориями. Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентно-стей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и т. д.
Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение и готовность самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты.
Именно информационно-коммуникационная компетентность характеризует глубокую осведомленность в предметной области знаний, личный опыт субъекта, нацеленного на перспективу в работе, на становление современного научного мировоззрения; открытого к динамичному обогащению и самосовершенствованию за счет получения, оценивания и использования информации; умеющего создавать новую информацию; способного достигать значимых результатов и высокого качества в профессиональной деятельности [5]. Таким образом, формирование информационно-коммуникационной компетентности является основной, ключевой в профессиональной деятельности будущего менеджера.
Выделим следующие функции информационно-коммуникационной компетентности в профессиональной деятельности будущего менеджера:
• информационная - стремление и способность искать, отбирать нужную информацию;
• коммуникационная - умение воспринимать и передавать информацию;
• технологическая - способность пользоваться ИКТ в процессе работы по поиску информации и представлять ее;
• организационная - умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию;
• креативная - развитие творческого мышления и творческого подхода к решению задач профессиональной деятельности с помощью ИКТ.
Исходя из функций, структура информационно-коммуникационной компетентности будущего менеджера содержит следующие компоненты:
1. Мотивационный компонент включает систему мотивов, эмоционально-волевых и ценностных отношений менеджера к деятельности, к людям, к своим способностям, их развитию, отражает личностную заинтересованность менеджера в отношении использования ИКТ в профессиональной деятельности.
2. Когнитивный компонент выражает способность владения теоретическими знаниями, умениями и навыками оперирования информацией, информационными объектами и т. д., необходимы знания способов получения, переработки и передачи информации, навыки профессионального самосовершенствования, знание истории вычислительной техники, знание межпредметных связей и т. д.
3. Деятельностный компонент представляет умение и готовность активно применять ИКТ в профессиональной деятельности как средство познания, развития и самосовершенствования.
4. Рефлексивный компонент проявляется в умении контролировать результаты своей деятельности, осуществлять анализ и самоанализ менеджером собственных навыков в области ИКТ и готовность к поиску новых средств для решения возникающих задач в профессиональной сфере.
Профессиональная подготовка будущих менеджеров осуществляется вузами и определяется в первую очередь Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения [6]. Согласно этому документу профессиональная подготовка осуществляется по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «Бакалавр»). В ФГОС ВПО выделены общекультурные и профессиональные компетенции, ряд которых можно отнести к информационно-коммуникационной:
- владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;
- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;
- способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации;
- владение методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения;
- владение средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления;
- владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способность взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы;
- умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте.
Исходя из структуры информационно-коммуникационной компетентности нами выделены следующие критерии и показатели информационно-коммуникационной компетентности будущих менеджеров (см. таблицу).
Таким образом, анализ содержания информационно-коммуникационной компетентности позволил определить ее ведущую роль в профессиональной деятельности будущего менеджера. В настоящее время информационно-коммуникационная компетентность является основой профессиональ-
Компоненты, критерии и показатели информационно-коммуникационной компетентности
будущих менеджеров
№ п/п Компоненты Критерии Показатели
Мотивационный Личная готовность и заинтересованность менеджера к использованию ИКТ в профессиональной деятельности • Стремление к формированию и развитию личных творческих возможностей и способностей использовать ИКТ в профессиональной сфере; • развитие самооценки в области ИКТ; • мотивы выбора информации в процессе профессиональной деятельности
Когнитивный Знание и владение менеджером ИКТ для работы в профессиональной деятельности • Способность к восприятию, передаче, получению, отбору, хранению, воспроизведению, представлению и интеграции информации; • навыки использования современных интерактивных телекоммуникационных технологий в условиях профессиональной деятельности (телеконференции, обучающие презентации, семинары и др.); • способность к моделированию и конструированию информационно-образовательной среды и прогнозированию результатов собственной профессиональной деятельности
Деятельностный Умение использовать и способность организовывать профессиональную деятельность на основе средств ИКТ для решения задач организации • Готовность к использованию ИКТ в условиях профессиональной деятельности в постоянно меняющемся информационном обществе; • способность применять ИКТ в профессиональной деятельности для решения специализированных задач; • готовность к освоению эффективного доступа к информации и аналитической обработке этой информации в профессииональной деятельности
Рефлексивный Способность менеджеров к освоению новых программных средств и технологий для работы в профессиональной деятельности, так как происходит непрерывный процесс их модернизации и обновления • Готовность к совместному освоению научного и социального опыта; • наличие совместной рефлексии и саморефлексии
В. В. Землянский, Ю. Н. Петров. Многоуровневая подготовка кадров с учетом требований регионального.
ной деятельности будущего специалиста, формированием которой необходимо заниматься в вузе. Это позволит будущим менеджерам применять на практике полученные знания и умения, использовать их и принимать эффективные решения в профессиональной деятельности.
Примечания
1. Аандшеер В. Концепция минимальной компетентности // Перспективы: вопросы образования. 1988. № 1. С. 32.
2. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект Пресс, 2000.
3. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2007.
4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.
5. Аебедева М. Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать // Информатика и образование. 2004. № 3. С. 95-99.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 544.
УДК 377
В. В. Землянский, Ю. Н. Петров
МНОГОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты проблемы подготовки квалифицированных кадров с учетом требований регионального рынка труда. Авторами предлагаются наиболее перспективные модели функционирования системы многоуровневого профессионального образования в регионе на основе социального партнерства.
In article theoretical and applied aspects a problem of training qualified personnel taking into account requirements of a regional labor market are considered. Authors offer the most perspective models of functioning a system of multilevel professional education in the region on the basis of social partnership.
Ключевые слова: многоуровневая подготовка кадров, региональный рынок труда, начальное и среднее профессиональное образование, социальное партнерство.
Keywords: multilevel training, regional labor market, primary and secondary professional education, social partnership.
© Землянский В. В., Петров Ю. Н., 2012
Стратегические ориентиры инновационного развития нашей страны определяют основные векторы модернизации системы профессионального образования, в том числе и на региональном уровне. Это актуализирует проблему научного обоснования целевых, содержательных, технологических и организационных аспектов непрерывной профессиональной подготовки квалифицированных кадров, отвечающей потребностям социально-экономического развития конкретного региона. Построение индивидуальных образовательных траекторий в условиях целостного образовательного пространства обеспечивает качественную подготовку будущих работников к социальной и профессиональной мобильности с учетом потребностей регионального рынка труда, процессов интеграции образования и производства.
Современная практика прогнозирования подготовки кадров демонстрирует переход от анализа потребностей национального рынка труда к анализу региональных и муниципальных рынков и даже анализу потребностей предприятий в рабочей силе. Это вызвано тем, что рынок труда реально формируется конкретными потребностями регионов, территорий, отраслей и предприятий, а также граждан и их семей в осуществлении определённой профессиональной деятельности [1].
Многоуровневая подготовка рабочих и специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями, является жизненно необходимым условием социально-экономического развития региона. Следовательно, оценка регионального рынка труда, включающая его анализ и прогноз, -это основа для определения необходимых объемов и профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров. Анализ рынка труда предполагает, с одной стороны, анализ экономической ситуации региона, состояния занятости населения и дефицита рабочей силы, с другой стороны, получение информации об образовательных учреждениях всех форм собственности и уровней профессионального образования, реализующих профессиональные образовательные услуги.
В результате появляется возможность, во-первых, выяснить соответствие квалификационного уровня выпускника учреждения профессионального образования потребностям рынка труда; во-вторых, оценить количественные потребности работодателей в кадрах определённых профессий, уровней квалификации, а также требования, предъявляемые к личностным качествам будущих специалистов.
Выявление организационно-педагогических основ многоуровневой подготовки кадров требует подойти к данному феномену с позиций регионализации образования. В связи с этим ученые (А. М. Новиков, Н. Б. Пугачева, И. П. Смирнов) справедливо отмечают, что региональная модель