ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. АКМЕОЛОГИЯ
Статья / Article
УДК / UDC 159.923.2 : 005.32
Акмеологический подход к разработке описательной модели аутопсихологической компетентности топ-менеджеров коммерческих организаций
В. В. Белов1, Е. П. Привалова2
1 Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация 2Северо-Западный Институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Эффективные методы управления, модернизация деятельности коммерческих организаций, совершенствование управленческого кадрового состава, а также запрос общества на высокий профессионализм выражаются в ожидании от топ-менеджеров стремления к саморазвитию, эффективному использованию внутреннего потенциала, сформированных акмеологических резервов, гибкости, адаптивности к изменяющимся условиям, умения находить нестандартные решения управленческих задач, творчества и новизны в подходе к управлению людьми, процессами и организацией. Одним из важнейших требований к личности топ-менеджера является умение управлять самим собой. Деятельность менеджеров коммерческих организаций - это освоение новых технологий, алгоритмов решения профессиональных задач, принятие управленческих решений, раскрытие личностного потенциала, развитие личностно-деловых качеств и т.д. Всё это обусловливает потребность в развитии аутопсихоло-гической компетентности личности топ-менеджера.
Состояние проблемы исследования определило, что в настоящий момент обучение специалистов в сфере менеджмента не направлено на развитие рефлексивных навыков. Результатом этого является недостаток развития аутопсихологической компетентности, что приводит к низкому уровню эффективности управления персоналом,
© Белов В. В., Привалова Е. П., 2020
216
процессами и организацией в целом. Одна из причин кроется в недостаточной изученности феномена «аутопсихологическая компетентность». В частности, возникает необходимость в выявлении, изучении и систематизации акмеологических инвариантов аутопсихологической компетентности.
Материалы и методы. В качестве основного теоретического подхода в исследовании был применен общенаучный метод моделирования, также использовался принцип идеализации, с помощью которых мы предприняли попытку создать идеальную описательную модель аутопсихологической компетентности топ-менеджеров коммерческих организаций.
Также нами был использован контент-анализ для количественной оценки научных текстов с целью выделения содержательных компонентов аутопсихологической компетентности.
Для разработки описательной модели аутопсихологической компетентности топ-менеджеров были проанализированы и обобщены тексты научных трудов современных акмеологов и психологов с целью выявления инвариантных структурных элементов аутопсихологической компетентности.
Результаты исследования. При разработке идеальной описательной модели нами был проведен психологический и акмеологический анализ проблемы акмеоло-гических особенностей аутопсихологической компетентности топ-менеджеров. Были выявлены следующие акмеологические особенности аутопсихологической компетентности топ-менеджеров коммерческих организаций: рефлексия, позитивное отношение к себе и окружающему миру, высокий уровень субъективного контроля, профессиональное саморазвитие, профессионально-психологическое здоровье, стрессоустой-чивость, высокий уровень интеллекта, локус контроля и т.д.
Обсуждение и выводы. Нами доказано, что аутопсихологическая компетентность, являющаяся одним из важнейших факторов актуализации потенциала личности в процессе развития акме, обусловливающая взаимосвязь феноменов акмеологии и психологии, где раскрываются проблемы личностного и профессионального роста руководителей, состоит из двух основных блоков - самопознание и самосозидание.
Ключевые слова: акмеологический подход, аутопсихологическая компетентность, аутопсихологическая компетентность топ-менеджера, акмеологические особенности деятельности топ-менеджера, описательная модель, самосозидание, самопознание.
Для цитирования: Белов В.В., Привалова Е.П. Акмеологический подход к разработке описательной модели аутопсихологической компетентности топ-менеджеров коммерческих организаций // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 4. С. 216-234.
Acmeological approach to development of descriptive model of autopsychological competence of commercial organizations' top managers
Vasilii V. Belov1, Elena P. Privalova2,
1Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation 2North-West Institute of Management under Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saint Petersburg, Russian Federation
Introduction. The efficient management methods, modernization of commercial organizations' activities, enhancement of managerial staff, as well as the demand for high professionalism involve the expectation of top managers' striving for self-development, efficient use of their internal potential, well-formed acmeological reserves, flexibility, adaptability to changing conditions, ability to find non-standard solutions to managerial problems, creativity and novelty in approaches to managing people, processes and the organization. One of the most important requirements for the top manager's personality is the ability to manage oneself. The commercial organizations managers' activities imply learning the use of new technologies and algorithms for solving professional challenges, due ability to take managerial decisions, unleashing human potential, formation of personal and business qualities, etc.; all this underlies the need for development of the top manager's personality's autopsychological competence.
The assessment of the research problem showed that currently the training of specialists in the field of management is not aimed at developing reflexive skills. This results in poor development of autopsychological competence, which entails a low level of staff management efficiency, inadequate excellence in managing routine processes and the organization as such. One of the reasons is insufficient knowledge of the "autopsychological competence" phenomenon. Therefore, this gives rise to a need to identify, explore and systematize the acmeological invariants of autopsychological competence.
Materials and methods. The main theoretical research method involved the general scientific modelling method as well as the principle of idealization using which we attempted to create an ideal descriptive model of autopsychological competence of commercial organizations' top managers.
The authors also used the content analysis for quantitative evaluation of scientific texts, aimed to highlight the content-specific components of autopsychological competence.
In order to develop a descriptive model of top managers' autopsychological competence, a number of scientific essays of modern acmeologists and psychologists were analyzed and generalized with a view to identify the invariant structural elements of autopsychological competence.
Research results. When developing an ideal descriptive model, we undertook a psychological and acmeological analysis of the issues connected with acmeological features of top managers' autopsychological competence and identified the following acmeological characteristics of autopsychological competence of commercial organizations' top managers: reflection, positive attitude towards oneself and the surrounding world, high level of judgmental control, professional self-development, personal psychological and professional health, stress resistance, high level of intelligence, locus of control, etc.
Discussion and conclusions. The authors have proved that being one of the most important factors in actualization of personal potential in the acme development process and conditioning the interrelation of acmeology - and psychology-specific phenomena, thus bringing to light the problems of personal and professional growth of top managers, autopsychological competence comprises two main blocks - self-cognition and self-realization.
Key words: acmeological approach, autopsychological competence, top manager's autopsychological competence, acmeological features of top manager's activity, descriptive model, self-realization, self-cognition.
For citing: Belov, V.V., Privalova, E.P. (2020) Akmeologicheskii podkhod k razrabotke opisatel'noi modeli autopsikhologicheskoi kompetentnosti top-menedzherov kommerch-eskikh organizatsii [Acmeological approach to development of descriptive model of autopsychological competence of commercial organizations' top managers]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. pp. 216-234. (In Russian).
Введение
Высокая эффективность деятельности коммерческой организации, так же, как и польза для самой организации, общества и страны в целом, напрямую зависит от топ-менеджеров каждого предприятия, поскольку специфика управленческой деятельности заключается в целесообразном воздействии на персонал и процессы, а также планировании, организации и принятии решений, касающихся тактических и стратегических целей предприятия [10].
Психологический подход к анализу личности топ-менеджеров показывает, что требования к профессиональной деятельности менеджера подразумевают под собой освоение новых технологий управления и алгоритмов решения профессиональных задач; принятие ответственности за кадровые решения, что невозможно без таких характеристик, как постоянное развитие личностно-деловых качеств, инициативы, организованности, стрессоустойчивости, интеллекта, раскрытия личностного потенциала и других важных качеств личности [4; 5; 14].
Однако, на наш взгляд, важнейшим конструктивным подходом, который позволяет изучать и развивать способность человека к самопознанию, самосозиданию, самосовершенствованию, самообразованию, самовыражению и т. д., является акмеологический подход, который основывается на принципе, обеспечивающем возможность достижения высшей ступени индивидуального развития, что, безусловно, невозможно без развития аутопсихологической компетентности1. Аутопсихологическая компетентность является одним из центральных критериев качества управленческой деятельности, профессиональной компетентности топ-менеджера как способности к управлению людьми, процессами и организацией, способности, основанной на личностных и профессионально значимых качествах. Как известно, успешные менеджеры - это люди, которые сделали себя сами.
Вместе с тем, несмотря на то что в большинстве научных трудов исследуется эффективность деятельности топ-менеджеров, в этих работах, как правило, личность менеджера рассматривается как ресурс с определенным набором характеристик для достижения целей предприятия. Нам же было важно выделить такие элементы, которые помогут топ-менеджеру, прежде всего как человеку, сохранить ряд жизненных составляющих, таких как благополучие в профессиональной и личной сфере, долголетие и профессионально-психологическое здоровье [14], что и предполагает исследование аутопсихологической компетентности с опорой на акмеологический подход.
Несмотря на то что по исследованию проблемы аутопсихологической компетентности в акмеологии существует довольно много публикаций, возникает необходимость уточнить ее содержание применительно к топ-менеджерам коммерческих организаций с учетом благополучия в различных сферах жизнедеятельности.
Цель исследования
На основе акмеологического подхода разработать идеальную описательную модель аутопсихологической компетентности топ-менеджеров коммерческих организаций, что обеспечит руководителям высшего звена оптимальный путь в достижении профессионального и личностного акме.
1 Калюжная Н. Б. Психолого-акмеологические предпосылки личностного самосозидания средствами когнитивной рефлексии: автореф. дис. ...канд. психол. наук. Кострома. 2015. 26 с.
Обзор литературы
На современном этапе развития научного знания особенности профессиональной деятельности топ-менеджеров изучены и выявлены, в отечественной психологии даже возникло целое направление «управленческая акмеология». Особое внимание уделяется профессионализму менеджера как субъекту управленческого труда, его роли, функциям, задачам при работе с кадрами и организационными процессами, а также делается акцент на развитии личностно-деловых и профессионально важных качеств руководителя [2; 3; 6; 13; 14]1. Управленческая акмеология направлена на изучение личности руководителей высшего звена, но, как правило, исследования проводятся с руководителями государственной службы, а научных публикаций о топ-менеджерах коммерческих организаций, на наш взгляд, недостаточно.
Разработка модели аутопсихологической компетентности опирается на акмеологический подход к профессиональной деятельности, который ориентирован на раскрытие вершинных вариантов структуры развития личности и ее профессионализма. Конструктивность данного подхода к разнообразным видам профессиональной деятельности доказана в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина.
В рамках акмеологии впервые было введено понятие «аутопсихоло-гическая компетентность» известными учёными Н.В. Кузьминой и Г.И. Ме-тельским2. В работах В.Н. Софьиной аутопсихологическая компетентность раскрывается как «осведомленность специалистов о способах самосовершенствования, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности, и о том, что и как нужно сделать, чтобы повысить качество своей работы» [11; 16]. В.Н. Софьина рассматривает аутопсихологическую компетентность как составную часть профессиональной компетентности (рис. 1).
1 Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учеб. пособие для студ. вузов. СПб.: Питер, 2003. 252 с.; Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: учеб. М.: ИНФРА-М, 2001. 220 с.; Толочек В.А. Организационная психология и стили профессиональной деятельности государственных служащих. М.: РАГС, 2003. 159 с.; Удалов Ф.Е., Алехина О.Ф., Гапонова О.С. Основы менеджмента: учеб. пособие. Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2013. 363 с.
2 Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2003. 62 с.
Исследователи Л.А. Степнова и М.Т. Алмагестова в своих работах описывают задачи руководителя как «обеспечение достижения функциональных и эмоциональных целей владельцев бизнеса» [17], т. е. управление бизнесом в целом: персоналом, процессами, стоимостью, финансами и т.д.
Л.А. Степнова, на наш взгляд, в своих исследованиях очень точно формулирует понятие аутопсихологической компетентности, где аутопси-хологическая компетентность представлена «в готовности и способности человека к ориентации и регуляции в интраиндивидном пространстве и является результатом целенаправленной психической работы по получению нового знания о себе, регуляции психических состояний и свойств, изменению личностных черт и поведенческих характеристик»1.
Применительно к исследованию личности топ-менеджера в работах Л.И. Катаевой раскрывается сущность акмеологического содержания профессиональной деятельности [9] как особенности профессионального самоопределения от начала профессиональной деятельности, так и в
1 Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2003. 62 с.
процессе; особенности саморазвития профессионала; акмеологические законы совместной деятельности, делового и межличностного общения. Можно согласиться с точкой зрения автора, в том, что суть акмеологиче-ского подхода в профессиональной деятельности - «самостоятельное преобразование профессиональной среды и себя» [9]. Детерминантами акмеологических особенностей в таком случае становятся саморазвитие, самосовершенствование, стремление к профессионализму.
На обратную связь в своем исследовании указывает Д.В. Жуина: «только с опорой на акмеологию, где в качестве предмета рассматриваются факторы личностно-профессионального становления, возможно отражение личности профессионала и его карьерной направленности» [7]. Автор в ходе эмпирического исследования приходит к выводу о том, что применение акмеологических технологий в профессиональной деятельности, изучение карьеры с точки зрения акмеологического подхода позволяет «раскрыть спектр показателей зрелости личности профессионала и рассмотреть профессионально-важные качества специалиста» [7].
Также в профессиональной деятельности проявляются акме-функ-ции. По мнению Ю.П. Зинченко, это функции, направленные на защиту организма, преодоление стрессовых реакций. О.А. Кругловым проведено исследование, где вводится понятие «развертываемость акме-функции», что означает долговременную или срочную адаптацию к стрессовой ситуации [12].
Также интерес представляет работа С. Симоненко «Исследование успешных менеджеров России «Модель компетенций 20 граней», где эта
модель представлена компетенциями топ-менеджеров и менеджеров
1 " среднего звена1: управленческими навыками, мотивацией, навыками принятия решений, индивидуальными чертами менеджеров (стрессоустойчи-вость, адаптивность, ответственность), межличностными навыками (умение работать в команде, убедительная коммуникация, построение взаимоотношений).
У разных авторов есть общее: аутопсихологическая компетентность -это набор характеристик личности руководителя, обеспечивающих качественное выполнение профессиональной деятельности.
1 Симоненко С. Исследование компетенций успешных менеджеров России. Модель «20 граней» [Электронный ресурс] http://hrm.ru/issledovanie-kompetencijj-uspeshnykh-menedzherov-v-rossii--model-20-granejj
Однако, на наш взгляд, аутопсихологическая компетентность - это комплексная характеристика, отражающая направленное воздействие самой личностью в двух направлениях - самопознании и самосозидании в её интраиндивидном поле, где цель этого воздействия заключается в повышении уровня своей плодотворности и плодотворности окружающего мира.
Материалы и методы
n w w w
В данной научной статье для создания идеальной модели аутопсихо-логической компетентности топ-менеджеров коммерческих организаций мы использовали общенаучный метод моделирования - построение моделей объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. При моделировании происходит мысленное создание идеальной модели, состоящей из нескольких структурных элементов, которые можно анализировать и синтезировать для того, чтобы модель можно было изучать и совершенствовать в дальнейшем (С.С. Захаров).
Общенаучный метод идеализации, который был применен нами вкупе с методом моделирования, призван также умозрительно конструировать идеальную модель нашего исследования, чтобы представить её научному сообществу.
В основу нашего исследования был положен метод контент-анализа для выявления инвариантных характеристик аутопсихологической компетентности в работах разных авторов. Цель использования в данном исследовании указанного метода - выделение из многообразия материала и определений элементов, относящихся по контексту к самопознанию или к самосозиданию, и дальнейшей разработки модели аутопсихологической компетентности топ-менеджеров коммерческих организаций.
Результаты и их обсуждение
С помощью контент-анализа нами был проведен частотный анализ встречаемости инвариантных характеристик аутопсихологической компетентности. Упоминания характеристик аутопсихологической компетентности в работах разных авторов стали искомыми смысловыми единицами подсчета, которые были зафиксированы в табл. 1.
Таблица 1
Сравнение характеристик аутопсихологической компетентности, представленных в работах различных авторов
Автор Компонент аутопсихологичекой компетентности
Астапенко Е.В. Аутопсихологическая компетентность представлена компонентами: аксиологическим, эмоциональным, когнитивным, регуляторным. Позитивное отношение, высокий уровень субъективного контроля, стремление к самоактуализации; развитие самоэффективности, эффективности управления временем адекватного самооценивания, формированием умения прогнозирования результатов деятельности, самоутверждением, регулированием отношений, конструированием самопрограмм профессионального развития
Деркач А.А., Секач М.Ф., Астапенко Е.В. Система характеристик, благодаря которым обеспечивается высокий уровень самоорганизации, самотворчества и саморазвития
Жуина Д.В. Зрелость личности профессионала
Зинченко Ю.П., Круглов О.А. Защита организма в преодолении стрессовых реакций, долговременная или срочная адаптация к стрессовой ситуации
Катаева Л.И. Самостоятельное преобразование профессиональной среды и себя
Круглов О.А. Самосознание, ценностные ориентации и компетенции образа как механизм аутопсихологического развертывания акме субъекта в профессиональной деятельности
Н.В. Кузьмина, В.Н. Софьина Осведомленность специалистов о способах самосовершенствования, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности, и о том, что и как нужно сделать, чтобы повысить качество своей работы
Степнова Л.А. Готовность и способность человека к ориентации и регуляции в интраиндивидном пространстве и является результатом целенаправленной психической работы по получению нового знания о себе, регуляции психических состояний и свойств, изменению личностных черт и поведенческих характеристик
Чупшева Т.А. Профессиональное самосознание, условия и факторы его развития, взаимодействие самосознания и деятельности
В работах А.А. Деркача, М.Ф. Секача, Е.В. Астапенко аутопсихологи-ческая компетентность понимается как «система характеристик, благодаря которым обеспечивается высокий уровень самоорганизации, самотворчества и саморазвития» [1]1. Таким образом, аутопсихологиче-ская компетентность является одним из факторов актуализации профессионального потенциала топ-менеджера.
С позиции субъектно-деятельностного подхода в работах Е.А. Климова мы находим ценностно-смысловую направленность деятельности как аутопсихологический признак акме субъекта [8], где ценностно-смысловая составляющая деятельности топ-менеджера определяет уровень и характер деятельности, которая представляет собой развивающую реальность и проявляется в преобразующей активности руководителя высшего звена; направленная на реализацию его субъектной позиции, раскрытие личностно-профессиональных потенциалов и ресурсов, определяя, с одной стороны, формы, способы, условия осуществления управленческой деятельности, а с другой - выступая ее источником [15].
В работе О.А. Круглова самосознание, ценностные ориентации и компетенции образа рассматриваются как механизм аутопсихологического развертывания акме субъекта в профессиональной деятельности [12].
Т.А. Чупшева в качестве аутопсихологической компетентности руководителей рассматривает профессиональное самосознание, условия и факторы его развития. Автор указывает: «Профессиональное самосознание является акмеологической категорией, где отражены типы взаимодействия самосознания и деятельности». Изучение акмеологических особенностей способствует развитию профессионального становления топ-менеджера. Т.А. Чупшева эмпирическим путем доказывает, что профессиональное самосознание менеджеров выступает в роли аутопсихо-логической компетентности и детерминанты акмеологических особенностей одновременно. «В систему критериев профессионального самосознания менеджера входят:
1) акмеологический критерий профессиональной мотивации саморазвития;
/ч\ w WW
2) критерий акмеологических знаний и опыта взаимодействия с персоналом;
1 Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учеб. пособие для студ. вузов. СПб.: Питер. 2003. 252 с.
3) акмеологический критерий профессионального мышления,
4) акмеологический критерий реализации творческого потенциала личности менеджера, и построения отношений с персоналом»1.
Е.В. Астапенко изучено влияние аутопсихологической компетентности как акмеологической детерминанты на эффективность профессиональной деятельности менеджеров [1].
Модель акмеологических особенностей аутопсихологической компетентности менеджера по результатам исследования Е.В. Астапенко включает в себя акмеологические детерминанты: позитивное отношение, высокий уровень субъективного контроля, стремление к самоактуализации; аутопсихологическая компетентность представлена компонентами: аксиологическим, эмоциональным, когнитивным, регуляторным [1].
В данной модели аутопсихологическая компетентность выполняет ряд функций, оказывая влияние на акмеологические детерминанты. Данные функции представлены развитием самоэффективности, эффективности управления временем, адекватного самооценивания, формированием умения прогнозирования результатов деятельности, самоутверждением, регулированием отношений, конструированием самопрограмм профессионального развития.
Контент-анализ вариантов понятия «аутопсихологическая компетентность», представленных в публикациях, выявил максимальную частоту встречаемости компонентов, относящихся к характеристике «Самопознание». Но слабо представлен компонент «Самосозидание». Структура этого компонента была глубоко изучена Н.Б. Калюжной, по мнению которой, самосозидание включает в себя следующие характеристики: готовность к получению нового опыта, интерес к будущему, позитивное отношение к когнитивно-рефлексивным процессам, самосознание, надси-туативную активность личности, интернальный локус контроля, рефлексивные процессы когнитивно-рефлексивного характера, обеспечивающие реализацию внутренних и внешних действий2.
1 Чупшева Т.А. Акмеологические особенности развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом: дис. ... канд. психол. наук. Ульяновск, 2004. 28 с.
2 Калюжная Н. Б. Психолого-акмеологические предпосылки личностного самосозидания средствами когнитивной рефлексии: автореф. дис. .канд. психол. наук. Кострома. 2015. 26 с.
Обобщая результаты исследования, была разработана описательная модель аутопсихологической компетентности топ-менеджеров коммерческих организаций (рис. 2).
Рис 2. Описательная модель аутопсихологической компетентности топ-менеджеров коммерческих организаций
Итак, подводя итоги, мы можем сказать, что идеальная описательная модель аутопсихологической компетентности топ-менеджеров включает в себя два основных блока «Самопознание» и «Самосозидание», которые состоят из структурных элементов, обусловливающих развитие личности
топ-менеджера в его профессиональной деятельности, его осведомленность о своих сильных и слабых сторонах [16], о способности целенаправленной работы в интраиндивидном пространстве1, а также элементов, выполняющих регуляторную и адаптивную функции при столкновении со стрессом [12; 18], выполнении управленческих функций в состоянии постоянной неопределенности, поддержании своего профессионально-психологического здоровья [14], сохранении акмеологических и психологических ресурсов.
Выводы
Обобщая результаты теоретического исследования, можно прийти к следующим выводам:
1. Акмеологический подход в анализе феномена «аутопсихологическая компетентность» является наиболее конструктивным для исследования личностного и профессионального роста топ-менеджеров коммерческих организаций. Деловой мир развивается интенсивно, чтобы не просто успевать, но и работать на опережение, при этом сохраняя личное благополучие, здоровье и профессиональное долголетие. Для топ-менеджеров аутопсихологическая компетентность является важной в достижении акме, а элементы «самопознание» и «самосозидание» являются равными по значимости.
2. Аутопсихологическая компетентность - это компонент в структуре профессиональной компетентности, состоящий из двух основных элементов «самопознание» и «самосозидание», которые в свою очередь включают в себя перечень характеристик.
3. Самопознание - это непрерывный процесс постижения личностью самой себя и окружающего мира, анализ и осмысление своих психических и физических особенностей. Этот процесс обладает такими характеристиками, как стремление к самоактуализации, ценностно-смысловые ориентации, осведомленность о способах самосовершенствования и о том, что и как нужно сделать, чтобы повысить качество своей работы; умение анализировать свои недостатки, свои деловые и личностные качества, эффективно работать с информацией, планировать личную деятель-
1 Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2003. 62 с.
ность, разрабатывать программу самосовершенствования на основе знания о себе; зрелость личности; защита организма в преодолении стрессовых реакций, долговременная или срочная адаптация к стрессовой ситуации [11; 16]1.
4. Самосозидание - это непрерывный процесс творческого воздействия человека на самого себя для улучшения качеств своей личности, повышения своей эффективности и плодотворности. Характеризуется наличием таких компонентов, как готовность к получению нового опыта, интерес к будущему, позитивное отношение к когнитивно-рефлексивным процессам, самопроектирование, надситуативная активность личности, интернальный локус контроля, рефлексивные процессы когнитивно-рефлексивного характера, обеспечивающие реализацию внутренних и внешних действий; способность к личностному и профессиональному саморазвитию и развитию своего творческого потенциала; умение устранять свои недостатки, способность развивать в лучшую сторону свои деловые и личностные качества [15; 18]2.
5. Полученная нами описательная модель позволяет провести эмпирические исследования для апробации и подтверждения прикладной значимости разработанной модели аутопсихологической компетентности топ-менеджеров коммерческих организаций.
Список литературы
1. Астапенко Е. В. Аутопсихологическая компетентность как субъективно-акмео-логическая детерминанта эффективности профессиональной деятельности менеджера // Российский психологический журнал. 2011. Вып. 8. № 2. С. 33-36.
2. Белов В.В. Акмеологический подход к формированию лидеров организации для инновационной экономики // Экономика и управление. № 6 (38). 2008. С. 70-74.
3. Белов В.В. Подходы к исследованию духовно-нравственного развития личности и воспитания созидающего организационного лидера: акмеологическая концепция: сб. материалов второй всерос. науч.-практ. конф. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2019. №3. С. 9-13.
4. Белов В.В. Проблема организационного лидерства: акмеологический подход // Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 5. № 1. С. 40-50.
1 Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2003. 62 с.
2 Калюжная Н. Б. Психолого-акмеологические предпосылки личностного самосозидания средствами когнитивной рефлексии: автореф. дис. ...канд. психол. наук. Кострома. 2015. 26 с.
5. Белов В.В. Акмеологический подход к исследованию личности лидера организации // Психология XXI века. Теория и практика современной психологии: материалы XI междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. 2016. С. 106-109.
6. Едронова В.Н., Овчаров А.О. Система методов в научных исследованиях // Экономический анализ: теория и практика. 2013. №10 (313).
7. Жуина Д.В. Психолого-акмеологическая модель карьерной направленности личности // Фундаментальные исследования. 2014. № 5. Ч. 2. С. 393-397.
8. Иванова Е.М. Субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е. А. Климова и ее научно-практическая ценность // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. №2.
9. Катаева Л.И. Акмеологические детерминанты профессионального самоопределения субъекта труда // Акмеология. 2013. №1 (45). М.: Роспечать. 2013. С. 61-65.
10. Конышев В. А. Эффективность менеджера успех деятельности предприятия // Вестник ОГУ. 2012. №2 (138).
11. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа. 1990. 119 с.
12. Круглов О. А. Предпосылки регуляции аутопсихологических акме-функций преодоления реакций в стрессовых ситуациях // Акмеология. 2013. №1 (45). М.: Роспечать. 2013. С. 113-118.
13. Никулушкин В.В. Акмеологические компетенции менеджера [Электронный ресурс] http://thsp.ru/issues/issue0511/051129.htm
14. Привалова Е.П. Проблема профессионально-психологического здоровья личности менеджеров: акмеологический подход // ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2019. №3. С. 80-82.
15. Почтарева Е. Ю. Ценностно-смысловая компонента в психологической структуре педагогической деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. №3 (28).
16. Софьина В.Н. Системный подход к анализу структуры профессиональной компетентности выпускника вуза // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №128.
17. Степнова Л.А., Алмагестова М.Т. Акмеологические технологии личностно-профессионального развития руководителей высшего управленческого звена // Ак-меология. 2013. №1 (45). М.: Роспечать. 2013. С. 21-26.
18. Sharit J., Salvendi G. Occupational stress: Review and reappraisal // Human Factors, V.24. №2. рр.129-162.
References
1. Astapenko, E.V. (2011) Autopsikhologicheskaya kompetentnost' kak sub"ektivno-akmeologicheskaya determinanta ehffektivnosti professional'noj deyatel'nosti menedzhera [Autopsychological competence as subjective - acmeological determinant of manager's professional performance]. Rossijskij psikhologicheskij zhurnal - Russian Psychological Journal. Release 8. No 2. рр. 33-36. (In Russian).
2. Belov, V.V. (2008) Akmeologicheskij podkhod k formirovaniyu liderov organizacii dlya innovacionnoj ehkonomiki [Acmeological approach to the formation of leaders of the
organization for an innovative economy]. Ehkonomika i upravlenie - Economics and management. No 6 (38). рр. 70-74. (In Russian).
3. Belov, V.V. (2019) Podkhody k issledovaniyu dukhovno-nravstvennogo razvitiya lichnosti i vospitaniya sozidayushchego organizacionnogo lidera: akmeologicheskaya kon-cepciya [Approaches to the study of the spiritual and moral development of the personality and the upbringing of a creative organizational leader: acmeological concept]. Vtoraya vse-rossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya [Second All-Russian Scientific and Practical Conference]. Conference Materials Collection. St. Peterburg: LGU im. A.S. Pushkina. No 3. рр. 9-13. (In Russian).
4. Belov, V. V. (2014) Problema organizacionnogo liderstva: akmeologicheskij podkhod [Organizational Leadership Challenge: An Acmeological Approach]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina - Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin. St. Peterburg Vol. 5. No 1. рр. 40-50. (In Russian).
5. Belov, V. V. (2016) Akmeologicheskij podkhod k issledovaniyu lichnosti lidera or-ganizacii [Acmeological approach to the research of the personality of the leader of the organization]. XI mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya molodykh uchenykh «Psikhologiya XXI veka. Teoriya i praktika sovremennoj psikhologil» [XI International Scientific and Practical Conference of Young Scientists "Psychology of the XXI Century. Theory and Practice of Modern Psychology "]. St. Peterburg. Conference Materials Collection. рр. 106-109. (In Russian).
6. Edronova, V.N., Ovcharov, A.O. (2013) Sistema metodov v nauchnykh issledo-vaniyakh [System of methods in scientific research]. Ehkonomicheskij analiz: teoriya i praktika - Economic analysis: theory and practice. No.10 (313). (In Russian).
7. Zhuina, D.V. (2014) Psikhologo-akmeologicheskaya model' kar'ernoj napravlen-nosti lichnosti [Psychological-acmeological model of career orientation of personality]. Fun-damental'nye issledovaniya - Basic researches. No 5. рр. 393-397. (In Russian).
8. Ivanova, E.M. (2010) Sub"ektno-deyatel'nostnaya koncepciya professional'nogo truda E. A. Klimova i ee nauchno-prakticheskaya cennost' [Subject-activity concept of professional labor E. A. Klimov and its scientific and practical value]. Vestnik Moskovskogo universiteta - Bulletin of Moscow University. No 2. (In Russian).
9. Kataeva, L.I. (2013) Akmeologicheskie determinanty professional'nogo samoopre-deleniya sub"ekta truda [Acmeological determinants of professional self-determination of the subject of labor]. Zhurnal Akmeologiya - Journal of Acmeology. No 1 (45). Moscow: Rospechat. рр. 61-65. (In Russian).
10. Konyshev, V.A. (2012) Ehffektivnost' menedzhera uspekh deyatel'nosti predpriya-tiya [Manager Performance Success]. Vestnik OGU - OGU Bulletin. Orenburg. No 2 (138). (In Russian).
11. Kuz'mina, N.V. (1990) Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera pro-izvodstvennogo obucheniya [Professional personality of teacher and master of industrial training]. Moscow: Higher School. 119 p. (In Russian).
12. Kruglov, O.A. (2013) Predposylki regulyacii autopsikhologicheskikh akme-funkcij preodoleniya reakcij v stressovykh situaciyakh [Prerequisites for the regulation of autopsy-chological acme functions of overcoming reactions in stressful situations]. Zhurnal Ak-meologiya - Journal of Acmeology. No 1 (45). Moscow: Rospechat. рр. 113-118. (In Russian).
13. Nikulushkin, V.V. (2012) Akmeologicheskie kompetencii menedzhera [Acmeological competencies of the manager]. Ehlektronnyj resurs - Electronic resource. http://thsp.ru/issues/issue0511/051129.htm (In Russian).
14. Privalova, E.P. (2019) Problema professional'no-psikhologicheskogo zdorov'ya lichnosti menedzherov: akmeologicheskij podkhod [The problem of the professional and psychological health of the individual managers: the acmeological approach]. Vtoraya vse-rossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya [Second All-Russian Scientific and Practical Conference]. Conference Materials Collection. St. Peterburg: LGU im. A.S. Pushkina. No 3. рр. 80-82. (In Russian).
15. Pochtareva, E. YU. (2016) Tsennostno-smyslovaya komponenta v psikholog-icheskoi strukture pedagogicheskoi deyatel'nosti [Value and meaning component in the psychological structure of teacher-teacher activity]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov - Scientific support of the system of advanced training of personnel. №3 (28). (In Russian).
16. Sof'ina, V.N. (2010) Sistemnyj podkhod k analizu struktury professional'noj kom-petentnosti vypusknika vuza [Systematic approach to the analysis of the structure of professional competence of a university graduate]. St. Petersburg: News of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. No 128. (In Russian).
17. Stepnova, L.A., Almagestova, M.T. (2013) Akmeologicheskie tekhnologii lich-nostno-professional'nogo razvitiya rukovoditelej vysshego upravlencheskogo zvena [Acme-ological technologies of personal and professional development of senior managers]. Zhurnal Akmeologiya - Journal of Acmeology. №1 (45). Moscow: Rospechat. рр. 21-26. (In Russian).
18. Sharit, J., Salvendi, G. (1982) Occupational stress: Review and reappraisal // Human Factors. V. 24. №2. рр.129-162.
Вклад соавторов
Белов В.В.: концепция и дизайн исследования; Привалова Е.П.: сбор и анализ материала, статистическая обработка данных.
Author contributions
Belov V.V.: concept and design of research; Privalova E.P.: collection and analysis of material, statistical processing of data.
Об авторах
Белов Василий Васильевич, доктор психологических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID 0000-0001-7462-9619, e-mail: [email protected]
Психология развития. Акмеология Developmental psychology. Acmeology
Елена Петровна Привалова, аспирант, Северо-Западный Институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 00000001-8478-8728, e-mail: [email protected].
About the authors
Vasilii V. Belov, Dr. Sci. (Psychol.), Associate Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0001-74б2-9б19, e-mail: [email protected].
Elena P. Privalova, Postgraduate, The North-Western Institute of Management of the Russian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saint Peters-burg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0001-8478-8728, e-mail: [email protected].
Поступила в редакцию: 20.11.2020 Received: 20 November 2020
Принята к публикации: 02.12.2020 Accepted: 02 December 2020
Опубликована: 28.12.2020 Published: 28 December 2020