АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
ACMEOLOGY AND PSYCHOLOGY OF PERSONALITY
УДК 159.9
ДИАГНОСТИКА АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ВНУТРЕННЕЙ ИНТЕГРАЦИИ
Степнова Людмила Анатольевна — доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности ИОН РАНХиГС при Президенте РФ; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
Тюрин Константин Геннадьевич — кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности ИОН РАНХиГС при Президенте РФ; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ
В статье рассматривается способность личности к внутренней интеграции за счёт преодоления негативных аспектов внутриличностных конфликтов как одно из проявлений акмеологи-ческих способностей к саморазвитию личности. Разработана методика оценки конструктивной направленности внутриличностного конфликта как средства диагностики акмеологической способности к внутренней интеграции. Выявлены два критерия — личностная автономность и продуктивность, а также показатели оценки акмеологической способности к внутренней интеграции: низкий уровень социальной фрустрирован-ности; преобладание мотивации успеха; низкий уровень личностной тревожности; позитивное самоотношение; низкий уровень конфликтности; высокий уровень адаптивности; высокий уровень аутопсихологической компетентности. Доказана взаимосвязь аутопсихологической компетентности и конструктивной направленности внутриличностного конфликта, что подтверждает сформированность акмеологической способности к внутренней интегрированности за счёт конструктивной направленности внутриличностного конфликта.
Ключевые слова: акмеологическая способность к внутренней интеграции, аутопсихоло-гическая компетентность, внутриличностный конфликт, личностная автономность, продуктивность.
ВВЕДЕНИЕ
В предыдущих публикациях было отмечено, что изучение акмеологических способностей как способностей к саморазвитию личности предполагает анализ мотивационно-личностных предпосылок и детерминант эффективного саморазвития человека [1; 2, 7]. Акмеологические способности проявляются в нестандартных ситуациях, которые требуют нестандартных решений. Это два типа ситуаций: сложные (кризисные, стрессовые) и творческие (решение инновационных, творческих, предпринимательских задач). Близкими к пониманию акмеологических способностей являются следующие понятия: способность к изменениям; способность к адаптации, установлению баланса между собой и внешним миром; способность к использованию внутреннего ресурса. В ряде исследований ставится знак равенства между акмеологическими и творческими способностями [3].
Акмеологические способности реализуются человеком, находящимся в психологическом статусе субъекта собственного развития [4]. Например, К.А. Альбуханова писала о способностях сознания личности как субъекта жизни [17]. Акмеологические способности реализуются в процессе самопреобразующей деятельности субъектом саморазвития (аналогично тому, как, например, музыкальные или управленческие способности реализуются, соответственно, субъектом музыкальной деятельности или субъектом управленческой деятельности) [5]. Понятие способностей и субъекта неразрывно связаны, так как спо-
собности всегда реализуются в процессе какой-либо деятельности субъекта. Акмеологические способности включены в реализацию деятельности саморазвития. Самопреобразующая деятельность имеет следующие функции: выявление сильных и слабых сторон индивидуально-типологических особенностей, потенциала и ресурсов саморазвития; поиск и оценка возможностей саморазвития (решения актуальных проблем саморазвития); проектирование индивидуальных траекторий саморазвития, создание аутоинновационной внешней и внутренней среды; стратегическое планирование саморазвития; операциональное планирование саморазвития; построение организационной структуры реализации саморазвития; осуществление саморазвития; контроль и корректировка процесса саморазвития [6; 8; 9].
Данная статья посвящена изучению акмеологи-ческой способности личности к обретению внутреннего единства, внутренней интеграции, целостности за счёт преодоления негативных аспектов внутри-личностных конфликтов, что позволяет осуществлять поступательное саморазвитие и преодоление себя. Способность к саморазвитию за счёт преодоления негативных последствий внутриличностного конфликта можно отнести к категории акмеологиче-ских потребностей, так как данная способность реализуется субъектом саморазвития. В качестве предмета для изучения акмеологических способностей мы рассматриваем внутриличностный конфликт с точки зрения его конструктивной развивающей функции, которая может быть реализована только при наличии активного субъекта саморазвития.
В самом общем виде внутриличностный конфликт можно рассматривать как борьбу между внутренними тенденциями личности и возможностями их удовлетворения. На сегодняшний день существуют следующие параметры внутриличностного конфликта [8]:
• Когнитивная сфера — снижение самооценки, противоречивость образа «Я», наличие проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, сложности в принятии решения, осознание личностью своего состояния как психологического тупика.
• Эмоциональная сфера — психическое эмоциональное напряжение, частые и значительные отрицательные переживания.
• Поведенческая сфера — снижение удовлетворённости своей деятельностью, снижение качества и интенсивности деятельности, отрицательный эмоциональный фон общения.
• Интегральные показатели — ухудшение механизмов адаптации, усиление психологического стресса.
Известно, что внутриличностный конфликт может иметь три вектора направленности: конструктивный, нейтральный и деструктивный [10]. Конструктивный вектор приводит к положительным изменениям в психике, способствующим её само-
развитию; деструктивный — к отрицательным изменениям в психике, способствующим нарастанию стрессогенных воздействий, деструкции и деформации личности, профессиональному, эмоциональному и личностному выгоранию; нейтральный — приводит к накоплению и застою информации, подавлению мотивационной структуры, искажению целепо-лагания личности.
Акмеологическая способность к внутренней интеграции проявляется в том, что, осознавая негативную или нейтральную направленность воздействия внутриличностного конфликта и занимая позицию активного субъекта саморазвития, человек приобретает психологическую готовность к изменению направленности внутриличностных конфликтов в конструктивном направлении. Именно сама суть направленности внутриличностных конфликтов — деструктивной, нейтральной или конструктивной природы — может влиять на всю последующую жизнь человека с точки зрения эффективности его самореализации.
Таким образом, развивающая функция внутриличностного конфликта проявляется в случае его конструктивной направленности. Конкретизируя вышеперечисленные показатели внутриличностно-го конфликта, можно предположить, что внутренняя акмеологическая способность личности к конструктивному преодолению внутриличностного конфликта может проявляться в следующих личностных показателях: низкий уровень социальной фру-стрированности; преобладание мотивации успеха; низкий уровень личностной тревожности; позитивное самоотношение; низкий уровень конфликтности; высокий уровень адаптивности; высокий уровень аутопсихологической компетентности. Исходя из данного положения, мы выдвинули основную гипотезу исследования: чем выше уровень аутопсихо-логической компетентности, тем выше уровень конструктивной направленности внутриличностного конфликта. Подтверждение этой гипотезы может служить доказательством сформированности акме-ологической способности к внутренней интегриро-ванности за счёт конструктивной направленности внутриличностного конфликта.
Для определения целостной картины направленности внутриличностных конфликтов не существует какой-либо единой методики, поэтому для реализации поставленной задачи были подобраны тестовые методики, рассматривающие различные проявления внутриличностных конфликтов1.
МЕТОДИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве тестов, используемых для проведения исследования, были выбран следующие.
1. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности (методика Л.И. Вассермана в модификации В.В. Бойко) [11].
1 Исследование проводилось совместно с Е. Пашковой, студенткой кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности ИОН РАНХиГС.
Эта методика помогает выявить уровень направленности внутриличностного конфликта с точки зрения удовлетворённости или неудовлетворённости социальными достижениями и отношения человека к данной проблеме: чем ниже уровень социальной фрустрированности, тем выше уровень конструктивной направленности внутриличностного конфликта.
2. Опросник А.А. Реана [12].
Данный опросник помогает выявить уровень направленности внутриличностного конфликта со стороны мотивационной сферы личности, относящейся к её стремлению к достижению успеха: чем выше мотивация успеха, тем выше уровень конструктивной направленности внутриличностного конфликта. Опросник помогает выявить и боязнь неудачи.
3. Опросник Спилбергера — Ханина [13].
Данный опросник диагностирует внутрилич-
ностный конфликт с точки зрения гармоничности эмоционально-личностной сферы: чем ниже уровень личностной и ситуативной тревожности, тем выше уровень конструктивной направленности внутрилич-ностного конфликта.
4. Тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) [14].
Данный тест-опросник позволяет диагностировать один из аспектов внутриличностных конфликтов, связанный с отношением человека к самому себе: чем выше уровень самоотношения и самопринятия, тем выше уровень конструктивной направленности внутриличностного конфликта.
5. Тест на конфликтность (Кноблох — Фаль-конетт) [15].
Данный тест позволяет диагностировать один из аспектов внутриличностных конфликтов, связанный с наличием внутренней конфликтности: чем ниже уровень внутренней конфликтности, тем выше уровень конструктивной направленности внутрилич-ностного конфликта.
6. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [16].
Данный опросник позволяет диагностировать один из аспектов внутриличностных конфликтов, связанный с адаптивностью: чем выше уровень адаптивности, тем выше уровень конструктивной направленности внутриличностного конфликта.
7. Тест на оценку аутопсихологической компетентности (Л.А. Степнова) [8].
Данный тест позволяет выявить: уровень развития аутопсихологической компетентности по нескольким показателям: гибкость, адаптируемость, приспособляемость; профессиональная успешность и эффективность за счёт внутренней активности и ответственности за собственное развитие; оптимальность поведения как интеграции самостоятельности и умения учитывать прошлый опыт, мнение других; способность реализовать собственный потенциал.
Эти тесты дают возможность определить эффективность проведённого исследования посредством аутопсихологического тренинга изменений показателей внутриличностного конфликта на основе установленной прямой взаимосвязи между повыше-
нием уровня конструктивности внутриличностного конфликта и повышением уровня аутопсихологической компетентности.
Программа исследования включает в себя:
1. Создание целостной методики диагностики направленности внутриличностного конфликта, состоящей из тестов и опросников, диагностирующих определённые показатели внутриличностных конфликтов (табл. 1). Для корректной обработки данных и их интерпретации были разработаны таблицы перевода баллов методик в стены.
2. Проведение диагностики, обобщение полученного массива данных, окончательная обработка, анализ и интерпретация полученных данных.
Выборка состоит из 60 человек: 37 женщин и 23 мужчины различного социального статуса. Возраст респондентов — от 18 до 61 года.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученный массив данных общей выборки был обработан с использованием пакета программ SPSS Statistics 18.0 методом корреляционного и факторного анализа. В соответствии с целями и задачами эмпирического исследования, в анализируемой выборке (n = 60) были выявлены взаимосвязи показателей социальной фрустрированности, мотивации успеха или избегания неудач, личностной и ситуативной тревожности, направленности самоотношения, внутренней конфликтности, адаптивности и уровня аутопсихологической компетентности (табл. 2). Для выявления значимых корреляций использовался критерий Пирсона.
Получены следующие корреляции: результаты, полученные по тесту 1, положительно коррелируют с ситуативной тревожностью (r = 0,664, p = 0,05), направленностью самоотношения (r = 0,665, p = 0,05), внутренней конфликтностью (r = 0,624, p = 0,05), аутопсихологической компетентностью (r = 0,673, p = 0,05).
Результаты, полученные по тесту 2, положительно коррелируют с личностной тревожностью (r = 0,645, p = 0,05), аутопсихологической компетентностью (r = 0,730, p = 0,01).
Результаты, полученные по тесту 3, положительно коррелируют с ситуативной тревожностью (r = 0,662, p = 0,05) и аутопсихологической компетентностью (r = 0,889, p = 0,05).
Результаты, полученные по тесту 4, положительно коррелируют с внутренней конфликтностью (r = 0,684, p = 0,05) и аутопсихологической компетентностью (r = 0,717, p = 0,05).
Результаты, полученные по тесту 6, положительно коррелируют с аутопсихологической компетентностью (r = 0,526, p = 0,05).
Отсутствуют корреляции результатов, полученных по тесту 6, с результатами, полученным по другим тестам, что даёт право предположить, что данная методика не улавливает тех общих тенденций, которые можно зафиксировать остальными методиками. Поэтому в дальнейших исследованиях её
Таблица 1
Методики диагностики направленности внутриличностного конфликта
Направленность внутриличностного конфликта Методика Количество стенов Интерпретация диагностики
Методика диагностики уровня социальной фрустрированности 5 Неопределённый уровень фрустрированности
Опросник А.А. Реана 4-6 Невыраженный полюс мотивации
Опросник Спилбер-гера — Ханина 5-6 Умеренная личностная и ситуативная тревожность
Нейтральная Тест-опросник самоотношения 5-6 Невыраженный полюс чувств «за» и «против» к собственной личности
Тест на конфликтность 4-6 Невыраженный полюс гармоничности/эгоцентричности личности
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) 4-6 Удовлетворительная адаптация личности, признаки акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды
Методика диагностики уровня социальной фрустрированности 1-4 Пониженный уровень фрустрированности; очень низкий уровень фрустрированности; отсутствие (или почти отсутствие) фрустрированности
Опросник А.А. Реана 0-3 Мотивация успеха
Опросник Спилбер-гера — Ханина 1-4 Низкая личностная и ситуативная тревожность
Конструктивная Тест-опросник самоотношения 0-4 Выраженный полюс чувства «за» к собственной личности
Тест на конфликтность 0-3 Гармоничность личности: спокойствие, уверенность в себе, сбалансированность желаний, стремлений, уровня притязаний. Последовательность поведения
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) 0-3 Высокий и нормальный уровни адаптации
Методика диагностики уровня социальной фрустрированности 6-10 Очень высокий уровень фрустрированности; повышенный уровень фрустрированности; умеренный уровень фрустрированности
Опросник А.А. Реана 7-10 Боязнь неудачи
Опросник Спилбер-гера — Ханина 7-10 Высокая личностная и ситуативная тревожность
Деструктивная Тест-опросник самоотношения 7-10 Выраженный полюс чувства «против» к собственной личности
Тест на конфликтность 7-10 Эгоцентричность, внутренняя конфликтность. Склонность к самообвинениям, нерешительность, неуверенность в себе. Потребность в постоянной опеке
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) 7-10 Низкий уровень адаптации. Признаки явных акцентуаций характера психопатий. Возможны нервно-психические срывы. Низкая психическая устойчивость, конфликтность, асоциальность
можно исключить из состава целостной методики, разработанной с целью диагностики направленности внутриличностного конфликта.
Таким образом, высокая сопряжённость результатов тестирования по семи методикам, исключая многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермя-
нина, позволяет использовать данный блок методик в качестве средства диагностики направленности внутриличностного конфликта, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу и решает первую поставленную в исследовании задачу.
На основе полученных данных можно также сделать вывод, что с увеличением показателей значений
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двусторон.). ** Корреляция значима на уровне 0,01 (двусторон.). Примечания: 1. Нумерация тестов приведена выше.
2. N = 10.
3. Жирным шрифтом выделены значения корреляции, превышающие 0,5.
Таблица 2
Парная корреляция между методиками исследования
VAR 00001 VAR 00002 VAR 00003 VAR 00004 VAR 00005 VAR 00006 VAR 00007 VAR 00008
VAR 00001 Корреляция Пирсона 1 0,454 0,455 0,664* 0,665* 0,624* 0,000 0,673*
Значения (двусторонние) 0,172 0,199 0,038 0,040 0,049 1 0,036
VAR 00002 Корреляция Пирсона 0,454 1 0,645* 0,238 0,112 0,067 -0,139 0,730*
Значения (двусторонние) 0,172 0,040 0,501 0,716 0,832 0,704 0,022
VAR 00003 Корреляция Пирсона 0,455 0,645* 1 0,662* 0,158 0,246 0,323 0,889**
Значения (двусторонние) 0,199 0,040 0,033 0,687 0,421 0,371 0,001
VAR 00004 Корреляция Пирсона 0,664* 0,238 0,662* 1 0,471 0,654* 0,367 0,717*
Значения (двусторонние) 0,038 0,501 0,033 0,222 0,036 0,338 0,015
VAR 00005 Корреляция Пирсона 0,665* 0,112 0,158 0,471 1 0,495 0,147 0,308
Значения (двусторонние) 0,040 0,716 0,687 0,222 0,146 0,685 0,387
VAR 00006 Корреляция Пирсона 0,624* 0,067 0,246 0,654* 0,495 1 0,405 0,525
Значения (двусторонние) 0,049 0,832 0,421 0,036 0,146 0,245 0,119
VAR 00007 Корреляция Пирсона 0,000 -0,139 0,323 0,367 0,147 0,405 1 0,439
Значения (двусторонние) 1,000 0,704 0,371 0,338 0,685 0,245 0,205
VAR 00008 Корреляция Пирсона 0,673* 0,730* 0,889** 0,717* 0,308 0,525 0,439 1
Значения (двусторонние) 0,036 0,022 0,001 0,015 0,387 0,119 0,205
ответов на тесты 1—6 увеличивается значение ответов на тест 8, что позволяет предположить, что изменение направленности внутриличностных конфликтов в сторону нейтрального и деструктивного векторов уменьшает уровень аутопсихологической компетентности. Из этого можно сделать такой вывод: аутоп-сихологическая компетентность и направленность внутриличностных конфликтов влияют друг на друга. Это подтверждает гипотезу нашего исследования. Так как аутопсихологическая компетентность является показателем развития акмеологических способностей, то полученные результаты позволяют сделать вывод о возможности диагностики акме-ологической способности к внутренней интеграции путём реализации конструктивной направленности внутриличностного конфликта с помощью разработанной методики.
Для выявления обобщённых критериев оценки направленности внутриличностного конфликта полученный массив данных был обработан с использованием пакета программ SPSS Statistics 18.0 мето-
дом факторного анализа. Были выявлены 3 фактора (табл. 3).
Рассмотрим полученные факторы.
Фактор 1. Сопряжённость результатов диагностики по тестам 1, 4, 5 и 6 выявляет взаимосвязь внешних, в том числе и ситуативных, фрустрирую-щих факторов, с самоотношением и позволяет выделить интегративный критерий оценки направленности внутриличностного конфликта, понимаемый как личностная автономность, границы которого можно обозначить как «зависимость — самодостаточность». Чем выше самодостаточность, тем выше потенциальный уровень конструктивности внутриличностного конфликта. Данный критерий отражает внутреннюю готовность, способность субъекта саморазвития к преодолению внешних фрустрирующих обстоятельств за счёт сохранения позитивного самоотношения и локальной ситуативной тревожности.
Фактор 2. Сопряжённость результатов диагностики по тестам 2 и 3 вполне очевидна и доказывает связь, с одной стороны, между мотивацией успеха
Таблица 3
Результаты факторного анализа сопряжённости методик диагностики направленности
внутриличностного конфликта
Матрица повёрнутых компонентов
Компонент (Фактор)
1 2 3
VAR 00001 0,832 0,421 -0,039
VAR 00002 0,112 0,847 -0,235 Метод выделения: анализ методом главных компонентов. Метод вращения: варимакс с нормализацией Кайзера.
VAR 00003 0,145 0,867 0,363 Вращение сошлось за 4 итерации.
VAR 00004 0,588 0,450 0,479
VAR 00005 0,857 -0,020 -0,015
VAR 00006 0,734 0,063 0,431
VAR 00007 0,053 -0,015 0,927
и отсутствием личностной тревожности и, с другой стороны, между боязнью неудачи и высоким уровнем личностной тревожности. Совокупность этих шкал позволяет выделить второй критерий оценки направленности внутриличностного конфликта — продуктивность, полюсами которого являются «пассивность — активность». Чем выше продуктивность, тем выше потенциальный уровень конструктивности внутриличностного конфликта. Данный критерий отражает внутреннюю готовность, способность субъекта саморазвития к продуктивному целепола-ганию и эмоциональной стабильности.
Фактор 3. Полученные результаты диагностики по тесту 7 свидетельствуют о том, что этот фактор диагностирует адаптивные способности индивидуумов. Но поскольку данная методика не имеет взаимосвязи с другими методиками, входящими в блок методик оценки направленности внутриличностного конфликта, то данный фактор мы не стали принимать во внимание.
На основе полученных данных можно сделать вывод, что выбранный конструкт методики оценки направленности внутриличностного конфликта, состоящий из семи методик, вполне корректен.
ВЫВОДЫ
Проведённое исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу, что позволяет сделать следующие выводы. Изучена акмеологическая способность личности к обретению внутреннего единства, внутренней интеграции, целостности за счёт преодоления негативных аспектов внутриличностных конфликтов, что позволяет осуществлять поступательное саморазвитие и преодоление себя.
Акмеологическая способность к внутренней интеграции проявляется в том, что, осознавая наличие, негативную или нейтральную направленность воз-
действия внутриличностного конфликта и занимая позицию активного субъекта саморазвития, человек приобретает психологическую готовность к изменению направленности внутриличностных конфликтов в конструктивном направлении.
Акмеологическая способность личности к конструктивному преодолению внутриличностного конфликта может проявляться в следующих личностных показателях: низкий уровень социальной фрустриро-ванности; преобладание мотивации успеха; низкий уровень личностной тревожности; позитивное самоотношение; низкий уровень конфликтности; высокий уровень аутопсихологической компетентности.
Чем выше уровень аутопсихологической компетентности, тем выше уровень конструктивной направленности внутриличностного конфликта, что может служить доказательством сформированности акмеологической способности к внутренней интег-рированности за счёт конструктивной направленности внутриличностного конфликта.
Полученная с помощью корреляционного анализа высокая сопряжённость результатов тестирования по семи методикам позволяет использовать данный блок методик в качестве методического средства диагностики направленности внутриличностного конфликта, что подтверждает гипотезу исследования и решает первую поставленную в исследовании задачу.
Аутопсихологическая компетентность и направленность внутриличностных конфликтов влияют друг на друга, что позволяет говорить о возможности диагностики акмеологической способности к внутренней интеграции путём реализации конструктивной направленности внутриличностного конфликта с помощью разработанной методики.
В результате факторного анализа были выделены два критерия оценки направленности внутриличностного конфликта: 1) личностная автономность,
границы которого можно обозначить как «зависимость — самодостаточность»; 2) продуктивность, полюсами которого являются: «пассивность — активность». Первый критерий отражает способность субъекта саморазвития к преодолению внешних фру-стрирующих обстоятельств за счёт сохранения позитивного самоотношения и локальной ситуативной тревожности. Второй критерий отражает способность субъекта саморазвития к продуктивному целепола-ганию и эмоциональной стабильности. В целом оба критерия позволят оценить акмеологическую способность к внутренней интеграции на основе использования блока методик.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Полученные по разработанной методике данные могут быть использованы для: создания программ психологической коррекции внутриличност-ных конфликтов испытуемых; создания программ психологических тренингов для смены направлен-ностей внутриличностных конфликтов и продуктивного выхода из них; развития и саморазвития аутоп-сихологической компетентности.
Дальнейшие перспективы исследования состоят в развитии методического направления разработки проблемы акмеологических способностей и в проведении дальнейших процедур валидизации полученной методики.
ССЫЛКИ
[1]. Тюрин К.Г. Акмеологические способности в контексте изучения проблемы саморазвития личности профессионала // Акмеология. 2016. № 2(58). — С. 103-107.
[2]. Тюрин К.Г. Акмеологические способности в структуре личности экспертов // Акмеология. 2015. № 3. — С. 226-227.
[3]. Зубова О.Н. Соотношение творческих и акмеологических способностей государственных служащих: Авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. — Москва, 2004.— 23 с.
[4]. Степнова Л.А. Об особенностях акмеологическо-го развития человека // Акмеология. 2016. № 1(57). — С. 36.
[5]. СтепноваЛ.А., АлмагестоваМ.Т. Акмеологические технологии личностно-профессионального развития руководителей высшего управленческого звена // Акмеология. 2013. № 1(45). — С. 21-27.
[6]. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности специалиста: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. А.А. Деркача. — М.: Изд-во: РАГС, 2007.— 156 с.
[7]. Деркач А.А., Гагарин А.В., Степнова Л.А. Ак-меология на стыке гуманитарных наук (теория, практика, перспективы развития) // Человек как предмет междисциплинарного гуманитарного познания. Сборник статей Международной конференции / Отв. ред. Е.В. Федосенко, Л.Ф. Уварова. — СПб.: НИЦ АРТ, 2015. — С. 20-27.
[8]. Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. — М.: РАГС, 2003.— 297 с.
[9]. Селезнева Е.В. Грани самоосуществления: от самоотношения к самореализации. — Москва; Берлин: Ди-рект-медиа, 2015.— 404 с.
[10]. Степнов А.П. Акмеологические детерминанты в реализации развивающей функции внутриличностно-го ценностно-смыслового конфликта // Акмеология. 2012. № 1. — C. 122-133.
[11]. ВассерманЛ.И., ИовлевБ.В., БеребинМ.А. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустированности и её практическое применение: Методические рекомендации. — СПб., 2004.— 29 с.
[12]. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002.— 432 с. (Серия «Учебник нового века»).
[13]. БрайтД., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.— 352 с.
[14]. Столин В.В., Пантелеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по общей психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалёва и др. — М., 1988.
[15]. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.— 480 с.
[16]. Маклаков А.Г. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» / А.Г. Маклаков. Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации: метод. рекомендации. — М.,1994. — С. 164-174.
[17]. Абульханова К.А. Сознание как жизненная способность личности // Психологический журнал. 2009. № 1. — С. 32-43.
DIAGNOSTICS AСMEOLOGIST ABILITY OF THE INDIVIDUAL TO THE INTERNAL INTEGRATION
Lyudmila A. Stepnova, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Ac-meology and Professional Psychology of the Institute of Public Policy Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); 84, pr. Vernadskogo, Moscow, 119606 Russia; e-mail: [email protected]
Konstantin G. Tyurin, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Acmeology and Professional Psychology of the Institute of Public Policy Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); 84, pr. Vernadskogo, Moscow, 119606 Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article deals with the ability of an individual to internal integration by overcoming the negative aspects of intrapersonal conflict as one of the manifestations of acmeological ability to self-development of personality. A method for evaluating the structural orientation of internal conflicts as a means of diagnosing acmeological capacity for internal integration was developed. Two criteria were found, personal autonomy and productivity and performance assessment of acmeological ability to internal integration: low level of social frustration, predominance of success moti-
vation, low level of personal anxiety; positive self-attitude; low level of conflict; high level of adaptability; high level of autopsychological competence. The interdependence of autopsychological competence and constructive direction of intrapersonal conflict was proved, which confirms the maturity of acmeologi-cal capacity for internal integration due to the constructive trend of intrapersonal conflict.
Keywords: acmeological ability to internal integration, autopsychological competence, intrapersonal conflict, personal autonomy, productivity.
REFERENCES
[1]. Tjurin K.G. Akmeologicheskie sposobnosti v kon-tekste izuchenija problemy samorazvitija lichnosti professional [Akmeologichesky capacity in the context of studying the problem of professional self-development] // Akmeologija [Ac-meology]. 2016 № 2 (58) — S.— 103-107.
[2]. Tyurin K.G. Akmeologicheskie sposobnosti v strukture lichnosti jekspertov [Akmeological capacity in the personality structure of experts] // Akmeologija [Acmeology]. 2015, № 3. — S. 226-227.
[3]. Zubova O.N. Sootnoshenie tvorcheskih i akmeolog-icheskih sposobnostej gosudarstvennyh sluzhashhih // Avtoref-erat na soiskanie uchenoj step. kand.psihol.nauk [Value of creative and akmeologicheskih abilities of civil servants. The thesis for the degree of Doctor of Psychological Science. Moscow] — Moscow, 2004.— 23 s.
[4]. Stepnova L.A. Ob osobennostjah akmeologichesko-go razvitija cheloveka [features akmeological human development]// Akmeologija [Acmeology] 2016 № 1 (57). — s. 36
[5]. Stepnova L.A., Almagestova M.T. Akmeologicheskie tehnologii lichnostno-professional'nogo razvitija ruk-ovoditelej vysshego upravlencheskogo zvena [Akmeological technology personal and professional development of senior management executives] // Akmeologija [Acmeology] 2013, № 1 (45). — S. 21-27.
[6]. Stepnova L.A. Razvitie autopsihologicheskoj kom-petentnosti specialista. Uchebno-metodicheskoe posobie / L.A.Stepnova; Rossijskaja akad. gos.sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii; pod obshh.red. A.A.Derkacha. [Development autopsihological competence of the expert]. Moscow, 2007.— 156 s.
[7]. Derkach A.A., Gagarin A.V., Stepnova L.A. Akmeologija na styke gumanitarnyh nauk (teorija, praktika, perspek-tivy razvitija) // Chelovek kak predmet mezhdisciplinarnogo gumanitarnogo poznanija. Sbornik statej Mezhdunarodnoj kon-ferencii / Otv. Redaktor E.V.Fedosenko, L.F.Uvarova [Psychology at the crossroads of the humanities (the theory, practice, prospects of development)] // Person as an object of interdisci-
plinary humanities knowledge. Collection of articles of the International Conference / Ed. Editor E.V.Fedosenko, L.F.Uvarova — Sankt-Peterburg, SIC ART, 2015. — S. 20-27.
[8]. DerkachA.A., StepnovaL.A. Razvitie autopsihologicheskoj kompetentnosti gosudarstvennyh sluzhashhih [Development autopsihologicheskoj competence of civil servants.]. — Moscow.: RAGS, 2003.— 297 s.
[9]. Selezneva E.V. Grani samoosushhestvlenija: ot samootnoshenija k samorealizacii [Facets of self-realization: from the self to the self-realization]: Moscow-Berlin: Di-rekt-media, 2015.— 404 s
[10]. Stepnov A.P. Akmeologicheskie determinanty v realizacii razvivajushhej funkcii vnutrilichnostnogo cennost-no-smyslovogo konflikta [Akmeological Determinants in the implementation of developmental features of the intrapersonal value-semantic conflict] // Akmeologija[Acmeology]. 2012.— № 1 S. 129-133.
[11]. Vasserman L.I., Iovlev B.V., Berebin M.A. Metodi-ka dlja psihologicheskoj diagnostiki urovnja social'noj frusti-rovannosti i ee prakticheskoe primenenie: Metodicheskie re-komendacii. [Methods for diagnosing psychological level of social frustirovannosti and its practical application: Guidelines.] — SPb., 2004.— 29 s.
[12]. Rean A. A., Bordovskaja N. V., Rozum S. I. Psi-hologija i pedagogika. [Psychology and pedagogy] — SPb.: Piter, 2002.— 432 p.: il.— (Serija «Uchebnik novogo veka»)
[13]. Brajt d., Dzhons F. Stress. Teorii, issledovanija, mify. [Stress. Theory, research, myths] — SPb.: PRAJM-EV-ROZNAK, 2003.— 352 s.
[14]. Stolin V.V., Panteleev S.R. Oprosnik samootnosh-enija//Praktikum po obshhej psihodiagnostike. Psihodiagnos-ticheskie materialy / Pod red. A.A. Bodaleva i dr. [The questionnaire of the self // Workshop on general psychodiagnostics. Psychodiagnostic materials / Ed. AA Bodaleva et al.]. Moscow., 1988.
[15]. Ovcharova R.V. Spravochnaja kniga social'nogo pedagoga. [Reference book of the social teacher.] — Moscow.: TC «Sfera», 2001.— 480 s.
[16]. MaklakovA.G. Mnogourovnevyj lichnostnyj oprosnik «Adaptivnost'» / A.G.Maklakov. Professional'nyj psiholog-icheskij otbor kandidatov v voenno-uchebnye zavedenija Min-isterstva oborony Rossijskoj Federacii: metod.rekomendacii [Multilevel personality questionnaire «Adaptability» / A.G. Maklakov. Professional psychological selection of candidates for military schools of the Russian Defence Ministry: metod. rekomendation] — Moscow, 1994. — S.164-174.
[17]. Abul'hanova K.A. Soznanie kak zhiznennaja spos-obnost' lichnosti [Consciousness as the ability of the individual life] // Psihologicheskij zhurnal [[Psychological journal] 2009. T. 30. № 1. — S. 32-43.