ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.042.018.201802.228-235
УДК 159.922-057
Ж. Г. Гаранина
Мордовский государственный университет им. Н. п. Огарёва, (Саранск, Россия), e-mail: [email protected]
РОЛЬ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ
Введение. В статье рассматривается проблема аутопсихологической компетентности студентов-психологов и ее роли в процессе профессионального саморазвития. Анализируются теоретические подходы к проблеме аутопсихологической компетентности, на основании которых выделяются рефлексивные, мотивационно-смыеловыые и регулятивные компонентыы, способствующие самопознанию и саморазвитию будущих профессионалов. Рефлексивный компонент основан на осознании себя и самоотношении к своим личностным и профессиональным качествам. Регулятивный компонент предполагает использование системы>1 самоконтроля и саморегуляции для осуществления процесса самоизменения и саморазвития. Материалы и методы. Приводятся результат экспериментального исследования аутопсихологической компетентности студентов-психологов. Используются психодиагностические методы,!, полученные эмпирические результаты обработаныi с помощью методов математической статистики - корреляционного и факторного анализа. Результаты. Выыявленыы значимые корреляционные взаимосвязи между характеристиками аутопсихологической компетентности: рефлексией, саморегуляцией, самоотношением и уровнем мотивационной готовности к самопознанию и саморазвитию студентов. Проведенный факторный анализ позволяет выделить группы факторов, в которых выявляются наиболее тесные взаимосвязи между составляющими аутопсихологической компетентности и уровнем самопознания и саморазвития. Обсуждение и заключение. Результаты исследования показывают, что самоотношение и рефлексивные качества студентов влияют на готовность к самопознанию и саморазвитию, и связаныы с аутопсихологической компетентностью студентов. На основании полученных результатов делаются выыводыы о влиянии уровня развития аутопсихологической компетентности студентов-психологов на стремление к самопознанию и саморазвитию в процессе психологического обучения в вузе.
Ключевые слова: аутопсихологическая компетентность, профессиональное саморазвитие, рефлексия, саморегуляция, самопознание.
Для цитирования: Гаранина Ж. Г. Роль аутопсихологической компетентности студентов-психологов в процессе профессионального саморазвития // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2018. - № 2. - С. 228-235. DOI: 10.15507/2078-9823.042.018.201802.228-235
© Гаранина Ж. Г., 2018
110 гуманитарии : актуальные проблемы ^
22о - я том 18, № 2, 2018
гуманитарной науки и образования ' '
Zhanna G. Garanina
National Research OgarevMordovia State University, Saransk, Russia, e-mail: [email protected]
THE ROLE OF AuuTOPSIOLOGICAL COMPETENCE
of students-psychologists IN THE PROCESS OF professional self-development
Introduction. This article discusses theoretical approaches to the problem of'autopsychological Competence. This article discusses theoretical approaches to the problem of autopsychologi-cal competence of students-psychologists. Autopsychological competence is based on reflexive, motivational-semantic and regulatory components that contribute to the self-knowledge and self-development of future professionals. The reflexive component is connected with self-awareness and attitude to one's personal and professional qualities. The regulatory component includes the use of self-control and self-regulation for self-change and self-development. Materials and methods. The results of an experimental study of the autopsychological competence of psychology students are presented. Diagnostic methods were used, processing of the data was carried out by means of cor-relation and factor analysis. Results. The significant correlation relationships between the charac-teristics of autopsychological competence such as reflection, self-regulation, self-coexistence and level of motivational readiness for self-knowledge and self-development of students are revealed. The factor analysis allowing to identify factors affecting relationships between the components of autopsychological competence and the level of self-knowledge and self-development are revealed. Discussion and Conclusions. The results of the research show the influence of self-attitudes and reflective qualities of students on readiness for self-knowledge and self-development, and are re-lated to students' autopsychological competence. Autopsychological competence affects the desire for self-knowledge and self-development of students in the process of psychological education in the university.
Keywords: autopsychological competence, professional self-development, reflection, self-regulation, self-knowledge.
For citation: Zhanna G. Garanina. The Role of Auutopsiological Competence of Students-Psychologists in the Process of Professional Self-Development. Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2018; 18(2): 228-235. (In Russ.). DOI: 10.15507/20789823.042.018.201802.228-235
Введение
На современном этапе развития российского общества большое значение приобретает формирование конкурентоспособных профессионалов, способных к противостоянию глобальным вызовам современности, к эффективному достижению целей профессиональной деятельности, к компетентному решению сложных задач. При этом ключевые компетенции современного профессионала являются главным критерием адекватного проявления социальной жизни человека в обществе, отражением особенностей профессионального взаимодействия. В связи с этим одной из важ-
ных проблем системы высшего образования является эффективное осуществление процесса профессиональной подготовки бакалавров и магистров, направленное на формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
Наибольшей значимостью для подготовки студентов-психологов обладает формирование психологической компетентности, предполагающей способность к самоорганизации и самообразованию, знание людей, умение эффективно с ними взаимодействовать.
Обзор литературы
Анализ теоретико-методологических подходов к исследованию проблемы психо-
Russian Journal of the vol 18 n° 2 2018 229
humanities vo1. 18 n° 2 2018 229
логической компетентности, сложившихся в отечественной психологии, позволяет выделить его наиболее существенные особенности. Так, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская под психологической компетентностью понимают систему психологических ресурсов, требующихся для установления эффективных коммуникаций в ситуациях межличностного взаимодействия [7; 8; 11].
Психолого-педагогический подход, проведенный И. Ф. Демидовой, Е. В. Поповой, А. К. Марковой, Н. В. Кузьминой и др., понимает под психологической компетентностью составляющие педагогического мастерства, а ее содержание основано на способности выстраивать правильные взаимоотношения с детьми и изменять их в соответствии с развитием личности обучаемых [5; 9; 10; 12].
Акмеологический подход рассматривает психологическую компетентность как высший уровень личностно-профессиональ-ного развития. А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин рассматривают психологическую компетентность как составляющую профессиональной компетентности и включают в ее структуру аутопсихологическую, социально-психологическую, социально-перцептивную коммуникативную и психолого-педагогическую компетентности [6].
С. В. Гренадерова использует понятие компетентности профессионального самосовершенствования, которое определяет успешность будущего специалиста в различных аспектах, как профессиональных, так и общекультурных, и осуществляется с помощью программ саморазвития, владение методами самообразования и самоконтроля, умение проводить самоэкспертизу профессиональной готовности [4].
Психологическая компетентность может проявляться в различных аспектах, как внешних, связанных с пониманием психологических особенностей других людей и
230
умением эффективно взаимодействовать с ними, так и внутренних, направленных на самопознание, саморегуляцию, развитие личностного и профессионального потенциала. В связи с этим мы считаем, что большое место в структуре профессиональной психологической компетентности занимает аутопсихологическая компетентность, направленная на самопознание, саморегуляцию, самоконтроль и самоуправление.
Н. В. Кузьмина и Г. И. Метельский рассматривают аутопсихологическую компетентность как систему взаимосвязанных знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту проявлять не только высокий уровень профессионального самосознания, но и умения управлять своими психическими состояниями [9]. А. С. Гусева и В. В. Лешин в структуре аутопсихологиче-ской компетентности выделяют рефлексивный, проективный, интрокоммуникатив-ный, конструктивный, организаторский и прогностический компоненты, позволяющие осознавать и оценивать свои психологические особенности, планировать и осуществлять эффективное самоуправление и саморазвитие [3].
Л. А. Степнова определяет аутопсихологическую компетентность как способность к целенаправленной психологической работе по изменению собственных личностных качеств и способов поведения [13]. Аутоп-сихологическая компетентность позволяет актуализировать внутренние резервы саморазвития, способность человека понимать себя и управлять своими психическими состояниями.
Таким образом, анализ теоретических подходов к проблеме аутопсихологической компетентности показывает, что данное качество развивается на основе стремления к самопознанию и самопониманию, осознанию и самооценки психологических особенностей, а также саморегуляции поведения, направленного на самосовер-
ГумАнитАРиЙ : актуальные проблемы ^ „„ _ „„„„
том 18, № 2, 2018
гуманитарной науки и образования ' '
шенствование и саморазвитие. Процесс саморазвития является одной из наиболее важных составляющих в структуре ау-топсихологической компетентности, поскольку он основан на сформированных представлениях о себе, целостном самоотношении, которые побуждают личность к работе над собой и дельнейшему самосовершенствованию.
На стадии профессиональной подготовки процесс личностно-профессионального саморазвития приобретает особое значение в связи с интенсивными изменениями, происходящими в структуре профессиональных и личностных качеств будущих психологов. Исследования проблемы профессионального саморазвития, проводившиеся А. И. Бондаревской, показывают, что саморазвитие - это процесс активного самопознания и самосовершенствования, сознательная работа над собой, что предполагает сформированность такого профессионального качества, как аутопсихоло-гическая компетентность [1]. В частности, А. И. Бондаревская профессионально-личностное саморазвитие рассматривает как результат взаимодействия собственных усилий личности в самоактуализации как человека и профессионала, осознании личностных и профессиональных ценностей и смыслов, владении приемами саморегуляции и самоорганизации.
На основе выделенных подходов процесс профессионального саморазвития можно рассматривать как компонент аутоп-сихологической компетентности, формирующийся на основе осознания потребностей в личностном и профессиональном росте, осознании себя и саморегуляции своего поведения и профессиональной деятельности, направленной на достижение поставленных целей [2].
Наши исследования структуры процесса профессионального саморазвития позволяют выделить несколько компонентов, кото-
рые отражают рефлексивные, регулятивные и мотивационно-смысловые особенности саморазвития [2]. Под рефлексией в психологической литературе понимаются осознание человеком своих профессиональных и личностных качеств, самоотношение и самооценка своих возможностей и ресурсов для саморазвития, с помощью которых осуществляются саморазвитие и самосовершенствование. Рефлексия включает в себя когнитивные и аффективные составляющие. Когнитивный компонент основан на самонаблюдении и самопознании, позволяющем расширить представления человека о себе, о своих личностных и профессиональных особенностях. Самопознание способствует более глубокому пониманию особенностей своей личности и повышению уровня самосознания, что в конечном счете позволяет человеку развиваться. В профессиональной сфере самопознание повышает уровень осознания своих профессиональных качеств, что создает предпосылки для профессионального саморазвития.
Практическая реализация процесса саморазвития невозможна также без участия механизмов саморегуляции, что составляет содержание регулятивного компонента в структуре саморазвития. Саморегуляция способствует повышению самоконтроля и самоуправления личности и направлена на мобилизацию внутренних усилий по самоизменению и саморазвитию.
Мотивационно-смысловой компонент определяет осознание потребностей и смысла процесса саморазвития, побуждает человека к самоизменению и самореализации. Ценности и потребности саморазвития оказывают огромное влияние на формирование процесса самоизменения, на осознание и понимание важности процессов профессионального и личностного роста.
Материалы и методы
Для изучения особенностей развития аутопсихологической компетентности сту-
Ки881аниотгааш?1Е1 18' 2,2018 231
дентов в процессе психологической подготовки в вузе нами проводилось экспериментальное исследование среди студентов 3-4-го курсов направления подготовки «Психология» МГУ им. Н. П. Огарёва. Объем выборки составил 93 человека.
Исследование проводилось с помощью психодиагностических методов: тест «Готовность к самопознанию и саморазвитию» (Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта), опросник «Способность к саморазвитию» (И. В. Зверева), опросник рефлексивности (А. В. Карпов), тест «Оценка самоконтроля в общении» (М. Снайдер), опросник «Стиль саморегуляции поведения студентов» (В. И. Моросанова), методика исследования самооценки (С. А. Будасси), тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев), тест СЖО (Д. А. Леонтьев), тест коммуникативной компетентности (В. М. Снетков), опросник коммуникативных умений (Л. Михельсон), авторский опросник личностных и профессиональных ценностей. Для обработки полученных результатов использовался корреляционный и факторный анализ.
Результаты
Исследование уровня развития рефлексии с помощью опросника А. В. Карпова показало, что средние показатели рефлексии студентов-психологов 3-го курса в целом по выборке ниже средней нормы, а уровень рефлексивности студентов 4-го курса выше средней нормы. Показатели готовности к самопознанию и саморазвитию у большинства опрошенных находятся на высоком уровне. Это означает, что у большинства испытуемых уровень рефлексии выражен недостаточно, но в целом доминирует стремление к самоанализу и саморазвитию, что позволяет развивать аутопси-хологическую компетентность в процессе психологического обучения.
Изучение самоотношения студентов с помощью опросника В. В. Столина и
232
С. Р. Пантелеева показало, что уровень самоотношения у большинства испытуемых выше среднего, уровень самооценки по опроснику С. А. Будасси - 0,425, что свидетельствует об адекватности данного показателя.
По результатам исследования смысло-жизненных ориентаций Д. А. Леонтьева выявлено, что средний показатель уровня осмысленности жизни составляет 103 балла. Это свидетельствует о высоком уровне осмысленности жизни и удовлетворенности ее процессом и результатом у большинства испытуемых. Выявленный уровень саморегуляции испытуемых составляет 28,2, а самоконтроля - 5,4, что соответствует средним показателям уровня развития данных качеств.
Корреляционный анализ полученных результатов показал, что мотивационная готовность к саморазвитию значимо связана с рефлексией (г = 0,39), саморегуляцией (г = 0,547) и самоотношением (г = 0,423). Готовность к самопознанию значимо коррелирует с таким качеством, как рефлексия (г = 0,715).
В результате проведенного факторного анализа были выявлены три фактора. Полученные результаты отражены в табл. 1.
Из табл. 1 видно, что наибольший факторный вес в первом факторе имеет самоотношение. С ним связаны такие факторные переменные, как готовность к саморазвитию, самоэффективность, саморегуляция, психологическая компетентность, что показывает центральную роль самоотношения в осуществлении процесса саморазвития.
Во втором факторе наибольшие факторные нагрузки имеют показатели саморазвития, ценности саморазвития, самоконтроля в общении, коммуникативная компетентность, готовность к самопознанию, т. е. ценностно-смысловое отношение к саморазвитию значимо связано с самоконтролем и коммуникативными качествами студентов.
ГумАнитАРиИ : актуальные проблемы ^ „„ _ „„„„
том 18, № 2, 2018
гуманитарной науки и образования
Таблица 1
Результаты факторного анализа /
Table 1
Results of factor analysis
Факторная переменная / Factor variables Фактор / Factor
1 2 3
Дисперсия, % / Variance, % 27,7 21,8 13,7
Ценность саморазвития / Value of self-development -0,169 0,782 0,468
Самоэффективность / Self-efficacy 0,769 0,453 0,006
Рефлексия / Reflexivity 0,049 0,173 0,960
Психологическая компетентность / Psychological competence 0,716 -0,003 0,080
Самоактуализация / Self-actualization 0,133 0,305 0,055
Уровень саморазвития / Level of self-development 0,301 0,780 0,019
Осмысленность жизни / Meaningfulness of life 0,107 0,125 0,122
Готовность к самопознанию / Willingness to self-knowledge 0,271 0,505 0,567
Готовность к саморазвитию / Willingness to self-development 0,914 0,154 -0,160
Коммуникативная компетентность / Communicative competence 0,427 0,671 0,083
Саморегуляция / Self-regulation 0,840 -0,172 0,425
Самоотношение / Self-attitude 0,932 0,124 0,025
Самооценка / Self-evaluation 0,130 0,197 -0,009
Самоконтроль / Self-monitoring 0,033 0,682 -0,378
Третий фактор включает в себя рефлексию, обладающую наибольшим факторным весом, готовность к самопознанию, ценность саморазвития и саморегуляцию. Рефлексия тесно связана с готовностью к самопознанию и во многом определяет способность личности осознавать себя и на этой основе стремиться к саморазвитию.
Обсуждение
Полученные результаты показывают, что такой фактор, как самоотношение, влияет на готовность испытуемых к осуществлению процессов самопознания и саморазвития, на способность регулировать свое поведение, а также связан с психологической компетентностью студентов. Это можно
объяснить тем, что студенты с выраженной мотивационной готовностью к самопознанию и саморазвитию обладают высоким уровнем самоотношения и саморегуляции, а также сформированной психологической компетентностью. Высокая мотивационно-смысловая значимость процесса саморазвития связана с таким регулятивным качеством, как самоконтроль, что может влиять на уровень развития аутопсихологической и коммуникативной компетентности. Рефлексивные качества студентов непосредственно связаны с готовностью к самопознанию и саморегуляцией, что можно объяснить влиянием аутопсихологической компетентности на процесс осознанного самопознания и самоизменения.
Russian Journal of the
humanities
Vol. 18, No. 2, 2018 233
В целом, полученные результаты показывают, что рефлексивные качества студентов, показатели самоотношения и саморегуляции в совокупности определяют уровень аутопси-хологической компетентности студентов-психологов. В свою очередь, аутопсихологиче-ская компетентность играет решающую роль в процессах самопознания и саморазвития, в стремлении к личностному росту и профессиональному самосовершенствованию.
Заключение
На основании результатов проведенного экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что аутопсихологи-ческая компетентность является одним из значимых условий профессионального саморазвития будущих психологов. Аутоп-
сихологическая компетентность представляется в виде целостной взаимосвязанной системы, состоящей из рефлексивных, регулятивных и мотивационно-смысловых компонентов. В процессе профессионального обучения студентов осуществляется осознанное самопознание, развиваются рефлексивные и регулятивные качества, формируется мотивация к самосовершенствованию, что способствует развитию аутопсихологической компетентности.
Таким образом, аутопсихологическая компетентность формируется в процессе психологического обучения в вузе и влияет на стремление студентов - будущих психологов к самопознанию и профессиональному саморазвитию.
Библиографический список
1. Бондаревская А. И. Условия профессионально-личностной самореализации студентов в культурно-образовательной среде вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2011. - № 10. - С. 178 - 184.
2. Гаранина Ж. Г. Влияние психологической компетентности на профессиональное саморазвитие будущих специалистов // Гуманитарий : актуальные проблемы науки и образования. -2015. - № 4 (32). - С. 46 - 53.
3. Гусева А. С., Лешин В. В. Развитие аутопсихологических способностей человека: методы и технологии. - М. : РАГС, 2000. - 286 с.
4. Гренадерова С. В. Особенности формирования компетентности личностного самосовершенствования // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 2. - С. 22 - 23.
5. Демидова И. Ф., Коновалова Н. В. Психологическое сопровождение как способ профессионального развития студентов среднего профессионального образования // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 18. - С. 93 - 98.
6. Деркач А. А. Акмеология : учеб. пособие. - СПб. : Питер, 2003. - 364 с.
7. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. - М. : Прогресс, 1995. - 226 с.
8. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 104 с.
9. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М. : Высш. шк., 1990. - 119 с.
10. Маркова А. К. Психология профессионального развития учителя. - М. : Знание, 1998. -308 с.
11. петровская Л. А. Компетентность в общении. - М. : Наука, 1989. - 216 с.
12. попова Е. В. Теоретические основы академического консультирования как условия профессионального развития студентов университета // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - 76. № 2. - С. 202-206.
13. Степнова Л. А. Аутопсихологическая компетентность психолога в сфере образования // Акмеология. - 2003. - № 3. - С. 53-56.
11л гуманитарии : актуальные проблемы ^
234 - я том 18, № 2, 2018
гуманитарной науки и образования
References
1. Bondarevskaya A. I. Conditions for the Professional-Personal Self-Realization of Students in the Cultural and Educational Environment of the University. Izvestia of the Southern Federal University. Pedagogical sciences = Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskiye nauki. 2011; 10: 178-184. (In Russ.).
2. GaraninaZh. G. The Influence of Psychological Competence on the Professional Self-Development of Future Specialists. Gumanitarij: aktual'nye problemy gumani-tarnoj nauki i obrazovanija = Russian Journal of the Humanities. 2015; 4 (32): 46-53. (In Russ.)
3. Guseva A. S., Leshin V. V. Development of Autopsychological Abilities of a Person: Methods and Technologies. Moscow, 2000, 286 p. (In Russ.)
4. Grenaderova S. V. Peculiarities of Forming the Competence of Personal Self-Perfection. Secondary Professional Education = Sredneye professional'noye obrazovaniye. 2009; 2: 22-23. (In Russ.)
5. Demidova I. F. Psychological Support as a Way of Professional Development of Students of Secondary Vocational Education. Proceedings of the SIC Sotsiosfera. Sborniki konferentsiy NITS Sotsiosfera. 2013; 18: 93-98. (In Russ.)
6. Derkach A. A. Acmeology: a Teaching Aid. St. Petersburg. 2003. 364 p. (In Russ.)
7. Emel'yanov YU. N. The Theory of Formation and Practice of Perfection of Communicative Competence. Moscow, 1995, 226 p. (In Russ.).
8. ZHukov YU. M. Diagnostics and Development of Competence in Communication. Moscow, 1990. 104 p. (In Russ.).
9. Kuz'mina N. V. Professionalism of the Personality of the Teacher and the Master of Industrial Training. Moscow, 1990, 119 p. (In Russ.).
10. Markova A. K. Psychology of Professional Development of the Teacher. Moscow, 1998, 308 p. (In Russ.).
11. Petrovskaya L. A. Competence in Communication. Moscow, 1989, 216 p. (In Russ.).
12. Popova E. V. Theoretical Foundations of Academic Counseling as Conditions for the Professional Development of University Students. Izvestiya Rossiyskogo State Pedagogical University. A. I. Herzen = Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2008; 76(2): 202-206. (In Russ.).
13. Stepnova L. A. Autopsychological Competence of a Psychologist in the Sphere of Education. Akmeologiya = Akmeologiya. 2003; 3: 53-56. (In Russ.).
По ступила 5 ноября 2017 г.
Сведения об авторе
Гаранина Жанна Григорьевна - кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов: психологическая компетентность, личностно-профессиональное саморазвитие. Автор более 130 научных и учебно-методических работ. ORCID: http:// orcid.org/0000-0003-1428-1213.
Тел.: 89879913688
E-mail: [email protected]
Submitted 5.11.2017
About the author
Zhana G. Garanina - Candidate of Psychology, Professor, the Department of Psychology, National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: psychological competence, personal and professional self-development. The author more than 130 science and educational publications. ORCID: http:// orcid.org/0000-0003-1428-1213. Tel.: 89879913688 E-mail: [email protected].
Russian Journal of the v , 1S N . 'joe
HUMANITIES VoL 18' N0- 2' 2018 235