Научная статья на тему 'Субъективное благополучие и аутопсихологическая компетентность личности в юности'

Субъективное благополучие и аутопсихологическая компетентность личности в юности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
249
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / SUBJECTIVE WELL-BEING / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE / АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / YOUTH / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / AUTOPSYCHOLOGICAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семеновских Татьяна Викторовна, Пестрякова Анастасия Дмитриевна

В статье рассматривается вопрос взаимосвязи субъективного благополучия личности от развитости отдельных компонентов атуопсихологической компетентности, а также развитость отдельных компонентов аутопсихологической компетентности в зависимости от курса обучения студентов педагогических специальностей. Авторы акцентируют внимание на необходимости данного исследования в связи с объективными обстоятельствами реализации педагогической деятельности в ситуации реформирования и модернизации системы начального и общего образования. Эмоциональное отношение студентов к своей жизни, ее оценка складывается исходя из условий современной социальной ситуации в России и задач профессионального образования, которые в то же время повышают роль ответственного и активного отношения их как субъектов деятельности к своему развитию. Авторы поэтапно описывают эмпирическую часть исследования. На первом и втором этапах идет обоснование выбора диагностических методик, их проведение и описание полученных результатов. В констатирующем эксперименте выявляются уровень эмоционального интеллекта и выраженность лидерских способностей в юношеском возрасте. На третьем этапе происходит количественная и качественная интерпретация результатов диагностического обследования, доказывается корреляционная зависимость между полученными показателями. В заключении авторами была установлена связь между уровнем развития субъективного благополучия и развитости компонентов аутопсихологической компетентности у представителей юношеского возраста, т. е. существует прямая зависимость от уровня развитости аутопсихологической компетентности к уровню развитости субъективного благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семеновских Татьяна Викторовна, Пестрякова Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjective well-being and autopsychological competence personality in the youth

The article deals with the relationship between the subjective well-being of the individual and the development of individual components of autopsychological competence, as well as the development of individual components of autopsychological competence, depending on the course of instruction of students of pedagogical specialties. The authors emphasize the need for this study in connection with the objective circumstances of the implementation of pedagogical activity in the situation of reforming and modernizing the system of primary and general education. Emotional attitude of students towards their life, its evaluation is formed on the basis of the conditions of the current social situation in Russia and the tasks of vocational education, which at the same time enhance the role of responsible and active attitude of them as stakeholders of their development. The authors describe step by step the empirical part of the study. At the first and second stages there is a justification for the selection of diagnostic techniques, their conduct and description of the results obtained. The ascertaining experiment reveals the level of emotional intelligence and the intensity of leadership abilities in adolescence. At the third stage, a quantitative and qualitative interpretation of the results of the diagnostic examination occurs, and a correlation between the obtained indices is proved. In conclusion, the authors established a relationship between the level of development of subjective well-being and development of components of autopsychological competence in the representatives of adolescence, i. e. there is a direct dependence on the level of development of autopsychological competence to the level of development of subjective well-being.

Текст научной работы на тему «Субъективное благополучие и аутопсихологическая компетентность личности в юности»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №2, Том 6 / 2018, No 2, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-2-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/92PSMN218.pdf

Статья поступила в редакцию 14.05.2018; опубликована 04.07.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Семеновских Т.В., Пестрякова А. Д. Субъективное благополучие и аутопсихологическая компетентность личности в юности // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2, https://mir-nauki.com/PDF/92PSMN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Semenovskikh T.V., Pestryakova A.D. (2018). Subjective well-being and autopsychological competence personality in the youth. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/92PSMN218.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.31.31

Семеновских Татьяна Викторовна

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия

Институт психологии и педагогики Доцент кафедры «Психологии и педагогики детства» Кандидат психологических наук E-mail: semenovskikh.stv@ya.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6015-7497 РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=432832

Пестрякова Анастасия Дмитриевна

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия

Институт психологии и педагогики Студент 4 курса, направление бакалавриата «Психолого-педагогическое образование»

Профиль «Психология в образовании» E-mail: pestriakova15@gmail.com

Субъективное благополучие и аутопсихологическая компетентность личности в юности

Аннотация. В статье рассматривается вопрос взаимосвязи субъективного благополучия личности от развитости отдельных компонентов атуопсихологической компетентности, а также развитость отдельных компонентов аутопсихологической компетентности в зависимости от курса обучения студентов педагогических специальностей. Авторы акцентируют внимание на необходимости данного исследования в связи с объективными обстоятельствами реализации педагогической деятельности в ситуации реформирования и модернизации системы начального и общего образования. Эмоциональное отношение студентов к своей жизни, ее оценка складывается исходя из условий современной социальной ситуации в России и задач профессионального образования, которые в то же время повышают роль ответственного и активного отношения их как субъектов деятельности к своему развитию.

Авторы поэтапно описывают эмпирическую часть исследования. На первом и втором этапах идет обоснование выбора диагностических методик, их проведение и описание полученных результатов. В констатирующем эксперименте выявляются уровень эмоционального интеллекта и выраженность лидерских способностей в юношеском возрасте.

На третьем этапе происходит количественная и качественная интерпретация результатов диагностического обследования, доказывается корреляционная зависимость между полученными показателями. В заключении авторами была установлена связь между уровнем развития субъективного благополучия и развитости компонентов аутопсихологической компетентности у представителей юношеского возраста, т. е. существует прямая зависимость от уровня развитости аутопсихологической компетентности к уровню развитости субъективного благополучия.

Ключевые слова: субъективное благополучие; психологическое благополучие; аутопсихологическая компетентность; аутопсихологические способности; психология развития; рефлексия; юношеский возраст; студенты; педагогическое образование

Введение

Проблема субъективного благополучия студентов психолого-педагогического направления в профессиональной сфере является актуальной в связи с объективными обстоятельствами реализации образовательной деятельности в ситуации реформирования и модернизации системы образования. Оценка человеком собственной жизни, его отношение к ней, складываются с учетом условий современной социальной ситуации в РФ и целей профессионального образования, которые в то же время повышают роль активного отношения его как субъекта деятельности к своему развитию и совершенствованию.

Сложившаяся динамичная ситуация социальных изменений на сегодняшний день делает недостаточным усвоение студентами знаний, умений и навыков и на арену выходит именно приобретение обучающимися компетенций. По словам П.Г. Щедровицкого: "Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно".

В контексте постоянно обновляющихся образовательных стандартов, возрастает необходимость учета общекультурных и профессиональных компетенций, среди которых особое место занимает стремление самосовершенствоваться в деятельности -аутопсихологическая компетентность. Как отмечал Е.А. Климов, ".. .профессионализм следует рассматривать и как высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, и как определенную системную организацию его психики" [1, С. 137].

Система требований, предъявляемая к личности современного педагога, складывается из нескольких составляющих, во-первых, продуктивного отношения к ресурсам (собственным возможностям), во-вторых, умению их оценивать, причем объективно, и использовать для повышения эффективности профессиональной деятельности, что в свою очередь, кристаллизуется в выражение прямого социального запроса на высокий профессионализм и компетентность выпускников вузов психолого-педагогической направленности.

Проблема исследования определяется следующими противоречиями между:

• необходимостью экспериментального изучения аутопсихологической компетентности в юности в связи с высоким влиянием ее компонентов на формирование личности будущего профессионала и отсутствием эмпирических данных в этой области;

• отсутствием данных о наличии взаимосвязи аутопсихологической компетентности и субъективного благополучии, которая могла бы быть полезна для формирования одного явления через другое, тем самым улучшая показатели в обоих сферах.

Теоретико-методологическая основа исследования:

• эвдемонистический подход к изучению субъективного благополучия К. Рифф [12];

• акмеологический подход к определению аутопсихологической компетентности [2, 7].

Теоретическая часть исследования

Тема субъективного благополучия личности в последние годы становится все более популярной и актуальной. Начнем с того, что благополучие человека - неоднозначный концепт, многие учение затрудняются дать трактовку данному явлению. У него нет общепринятого определения, но существуют различные авторские вариации и интерпретации, зачастую конкурирующие друг с другом. Зарубежные исследователи, чаще всего, отмечают моменты, относящиеся к переживанию благополучия-неблагополучия отдельным человеком. Они рассматривают его состояния и реже обращают внимание на то, что "...субъективное благополучие зависит от взаимодействия и взаимовлияния целого комплекса внутренних и внешних составляющих" [9].

Субъективное благополучие (СБ) включает в себя когнитивный (удовлетворенность жизнью) и эмоциональный (положительные и отрицательные эмоции) компоненты. В исследовании мы опираемся на понятие "субъективное благополучие", предложенное в рамках эвдемонистического подхода К. Рифф, которая характеризует его как ".интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования (личностного роста, самопринятия, управления средой, автономии, цели в жизни, позитивных отношений с окружающими), а также степени реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении удовлетворённости собой и собственной жизнью" [12, С. 725].

За рубежом в рамках эвдемонистического подхода СБ базируется на самодетерминации (E.L. Deci и R. Ryan [10, С. 183]), согласно которой благополучие индивида коррелирует с удовлетворением-неудовлетворением трех базовых психологических потребностей - в автономии (самостоятельности), компетентности и взаимосвязи с окружающими. K. Hefferon и I. Boniwell также указывают на наличие, возможно, еще одной потребности - ".в позитивной самооценке" [11, С. 129].

Итак, в целом, на основании анализа зарубежных теорий, чаще всего, под эвдемонистическим благополучием понимается: осознанное, осмысленное существование, переживание ценности собственной жизни, оптимизм по отношению к будущему, самореализация потенциала и самосовершенствование, способность справляться со своей повседневной деятельностью, вовлеченность в деятельность, понимание и принятие самого себя, позитивные взаимоотношения с людьми, спокойствие, энергичность, уверенность в собственных силах.

Рисунок 1. Структурно-функциональная схема благополучия (составлена авторами)

В отличие от проблемы субъективного благополучия, где значительный вклад в ее раскрытие совершается зарубежными авторами, аутопсихологическая компетентность исследовалась как отечественными (И.В. Алешина, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.П. Ситников и др.), так и зарубежными (У. Джеймс, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) учеными: в контексте изучения личности, детерминант успешности профессиональной деятельности, психологии саморазвития, самоактуализации и самоконтроля.

С позиции развивающейся концепции компетентностного подхода в образовании аутопсихологическая компетентность трактуется как готовность и способность личности к самосовершенствованию, целенаправленной работе по изменению собственных черт и паттернов поведения; умение личности создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния за счет приобретения, закрепления, контроля знаний, умений и навыков, преодоления непредвиденных обстоятельств, создания волевой установки на достижение значимых результатов; способность ориентироваться в интропсихическом (внутриличностном) пространстве [2, 7].

Специфика аутопсихологической компетентности (АК) заключается в понимании и осознании человеком тех стимулов, которые обеспечивают ему готовность к самореализации и

непрерывному самосовершенствованию в жизни "...такого самосубъективного отношения, в основе которого лежат гуманистические принципы единства и духовности" [7].

Формирование аутопсихологической компетентности - это в большей степени "путь интериоризации" получаемого опыта, где всё внешнее направляется на преобразование (изменение) внутреннего.

Рисунок 2. Структурно-функциональная схема аутопсихологической компетентности (модифицирована авторами)

Итак, обобщая все вышеперечисленное, мы разработали схему, в которой отразили зависимость изучаемых феноменов друг от друга (рисунок 3).

Рисунок 3. Взаимосвязь субъективного благополучия и аутопсихологической компетентности (составлена авторами)

Обращаясь к обозначенному нами возрастному периоду, юность, хотелось бы отметить, что основной его особенностью является начало построение своего будущего, с ориентацией на жизненную перспективу. Российскими психологами данный период чаще рассматривается как психологический возраст, обозначающий переход к самостоятельности, приобретению психической и гражданской зрелости, сознания и самосознания [4, 5]. Однако, большинство исследователей подразделяют юность на два этапа: раннюю - от 15 до 18 лет и позднюю - от 18 до 23 лет. В данной работе мы используем возрастной период, определенный как поздняя юность, основным новообразованием поздней юности, в норме, становится достижение социальной зрелости. Существует ли взаимосвязь между рассматриваемыми нами понятиями в позднем юношеском возрасте и различается ли она в зависимости от курса прохождения юношами и девушками обучения в высшем учебном заведении на педагогических специальностях? Ответ на данный вопрос отражен нами в следующей части исследования.

Эмпирическая часть исследования. Цель: изучение особенностей влияния аутопсихологической компетентности и субъективного благополучия личности в юности.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ, обобщение и структурирование научной литературы.

2. Эмпирические методы:

• опросник психологического благополучия личности К. Рифф (в адаптации Шевеленковой-Фесенко) [8];

• опросник "Смысложизненные ориентации" Д.А. Леонтьева [3];

92PSMN218

• опросник уровня рефлексии А.В. Карпова, В.В. Пономаревой [3].

3. Статистические методы:

• U-критерий Манна-Уитни;

• коэффициент корреляции Ч. Спирмена.

Стратегия выборки

В исследовании приняли участие 109 человек в возрасте 18-22 лет, обучающиеся в Институте психологии и педагогики, ФГАОУ ВО "Тюменского государственного университета".

Эмпирическая часть исследования проходила в несколько этапов. На первом этапе нами были выявлены уровни развитости компонентов аутопсихологической компетентности у студентов направлений "Педагогическое образование: Начальное образование" (ПОНО), "Педагогическое образование: Изобразительное искусство" (ИЗО), "Педагогическое образование: Дошкольное образование" (ПОДО). Методики для диагностирования компонентов аутопсихологической компетентности согласно выделенным уровням распределялись следующим образом.

Таблица 1

Банк диагностических методик по аутопсихологической компетентности

Уровень аутопсихологической компетентности Диагностические методики

Когнитивно-рефлексивный Методика "Опросник уровня рефлексивности" (А.В. Карпов, В.В. Пономарева)

Ко ммуникативный Методика "Опросник уровня рефлексивности", шкала рефлексии общения

Ко нструктивный Тест СЖО, шкалы: "Осмысленность жизни"; "Локус контроля-Я"

Прогностический Методика "Опросник уровня рефлексивности", шкала "Перспективная рефлексия" Тест СЖО, шкалы: "Осмысленность жизни"; "Результативность жизни", "Локус контроля-жизнь"

Организаторский Тест СЖО, шкалы: "Цели в жизни", "Локус контроля-Я'

Результатами исследования согласно проведенному опроснику "СЖО" Д.А. Леонтьева стали следующие положения: высокий уровень осмысленности жизни характерен больше для первокурсников, нежели для четвертого курса, тогда как представители с низким уровнем для этого показателя встречаются одинаково часто. Это может быть связано с нестабильным положением студентов-выпускников, т. к. вскоре им предстоит полностью изменить привычный ход жизни, найти работу (окончание социального моратория). Однако, проверка статистической значимости различий в показателях между выборками с помощью расчёта U-критерия Манна-Уитни не выявила существенных различий между группами ни по одной из шкал.

Перейдем к результатам, полученным в ходе проведения опросника уровня рефлексии А.В. Карпова, В.В. Пономаревой. Студенты первого курса чаще получали низкие баллы, чем

https://mir-nauki.com

студенты четвертого курса. Мы связываем это с особенностью обучения на педагогических специальностях, обязательным условием которого являются прохождение практик и написание отчетов, обязательной частью которых являются развернутые самоанализы различных видов деятельности, тогда как у первокурсников этот вид деятельности еще не сформирован.

Относительно проверки статистической значимости различий в показателях между выборками с помощью расчёта и-критерия Манна-Уитни показала, что между студентами 1 и 4 курса ИЗО существуют отличия в показателях развитости актуальной рефлексии, возможно, это связано с их большей отвлеченностью образами, нежели настоящей ситуацией, тогда как на четвертом курсе студент учится это совмещать. Между студентами 1 и 3 курса ПОДО выявлены значимые различия в показателях рефлексии настоящей деятельности, ретроспективной рефлексии, перспективной рефлексии, ауторефлексии, тупиковой рефлексии. Между студентами 1 и 4 курса ПОНО в уровне ауторефлексии, которая отвечает за анализ себя, своих внутренних переживаний, мотивов и целей, что можно связать с недостаточной практикой в этом отношении, большим экстернальным локусом контроля.

Завершая первый этап и проанализировав полученные данные, мы сделали следующие выводы: у студентов всех курсов выявлен средний уровень развитости аутопсихологической компетентности; самыми наименее развитыми компонентами у первокурсников выступают различные уровни рефлексии, у четвертых курсов больше западает компонент осмысленности жизни, что возможно, послужит предиктором для усложнения их интеграции в профессиональную среду.

Второй этап исследования предполагал обследование студентов с помощью опросника психологического благополучия К. Рифф (в адаптации Шевеленко-Фесенко). Мы установили, что студенты разных курсов имеют приблизительно равный уровень психологического благополучия. При качественной обработке результатов следует отметить, что у студентов первого курса направления ИЗО высоких показателей встречаются чаще, чем у четвертого курса, тогда как средний и низкий уровни СБ к завершению обучения в вузе практически находятся наравне. Мы можем связать это с надвигающимися препятствиями в виде написания дипломной работы, и высокой сензитивностью творческих людей.

После проверки статистической значимости различий, полученных показателей между выборками с помощью расчёта и-критерия Манна-Уитни не отразила существенных различий между группами ни по одной из шкал.

Подводя итоги второго этапа исследования, хочется отметить, что полученные данные позволяют сделать следующий вывод: уровень субъективного благополучия обусловлен, прежде всего, курсом обучения.

Переходя к третьему этапу, цель которого состояла в выявлении связи между компонентами субъективного благополучия и аутопсихологической компетентности у студентов, нами был применен коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Компоненты АК

Локус контроля-Я

Осмысленность жизни 0,'

Удовлетворенность самореализацией

Эмоциональная насыщенность жизни

Актуальная рефлексия

Тупиковая рефлексия

Социорефлексия

Цели в жизни

Ауторефлексия

Локус контроля-жизнь

Рефлексия общения

Рефлексия настоящей деятельности

етроспективная рефлексия

Компоненты СБ

■ Позитивные отношения

■ Управление средой

■ Автономия

■ Личностный рост

■ Цели в жизни

■ Самопринятие

■ Психологическое благополучие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перспективная рефлексия

Рисунок 4. Корреляционная связь компонентов субъективного благополучия и аутопсихологической компетентности, п = 109, р = 0,01

Проанализировав матрицу (рис. 4) мы установили несколько значимых связей:

• умеренная связь между компонентами АК: "Осмысленность жизни", "Цели в жизни", "Локус контроля-жизнь", "Рефлексия общения", "Удовлетворенность самореализацией";

• умеренная связь между компонентами СБ: "Самопринятие", "Управление средой", "Цели в жизни", "Психологическое благополучие".

После качественной и количественной обработки результатов, полученных по всем трем методикам мы можем сделать следующие выводы: субъективное благополучие находится на более высоком уровне развития у студентов первого курса, так же, как и уровень осмысленности жизни, однако, в вопросе рефлексии лидирующие позиции занимают студенты четвертых курсов. Мы связываем это с следующими факторами: 1) на данном этапе для студентов первокурсников их жизненный путь на ближайшие годы четко обозначен (получение высшего образования и определенный социальный мораторий), а студентам четвертого курса предстоит решить, куда направить свои устремления (поступить в магистратуру, устроиться на работу и т. д.) осмысленность жизни, а, соответственно, и субъективное благополучие имеют различия; 2) уровень рефлексии у обучающихся повышается в зависимости от контекстного и деятельностного обучения в вузе.

Таким образом гипотеза исследования подтвердилась частично: 1) установлено влияние развитости компонентов аутопсихологической компетентности на уровень субъективного благополучия; 2) несмотря на длительное обучение студентов на педагогических специальностях уровень аутопсихологической компетентности, а, следственно, и субъективного благополучия у четвертых курсов статистически значимо отличается от уровня первых курсов, только по показателям уровня рефлексии (который относится к когнитивно-рефлексивному, прогностическому и коммуникативному уровню аутопсихологической компетентности).

https://mir-nauki.com

Результаты

Субъективное благополучие в юности обусловлено сформированностью аутопсихологической компетентности, стремлением человека к самосовершенствованию, умением личности развивать собственные психические ресурсы для преодоления непредвиденных обстоятельств. Субъективное благополучие концепт интегральный, понимаемый нами в контексте личностного роста, самопринятия, реализации субъектом своих возможностей и осознания ощущений удовлетворенности собой и жизнью в целом.

Констатирующий эксперимент выявил различия в показателях студентов, обучающихся на разных курсах, в частности, по уровням развитости рефлексии (у выпускников наблюдаются высокие показатели). Именно в точке "рефлексии и осмысленности жизни, мы обнаружили умеренную прямую корреляционную связь с "психологическим благополучием", "самопринятием", "управлением средой" и "целями в жизни" - компонентами субъективного благополучия.

В перспективе аутопсихологическую компетентность целесообразно развивать, а значит и опосредованно воздействовать на субъективное благополучие, используя в тренинговых занятиях со студентами технологию «кайдзен», предполагающая запуск процесса непрерывного совершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Климов Е.А. Психология профессионала. - М. : Вента-Граф, 2004. - 232 с.

2. Пантелеева В.В., Голубева И.В. Структурный анализ компонентов аутопсихологической компетентности в деятельности педагогов [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2015. - № 9 (сентябрь). - С. 76-80. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15314.htm (дата обращения: 25.04.2018).

3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика [Текст]: методики и тесты. -М., 2011.

4. Семеновских Т.В., Волынец Р.И. Эмоциональный интеллект и лидерские способности в юности [Электронный ресурс]. // Интернет- журнал "Мир науки" - 2016. - Т. 4. - №5. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/23PSMN516.pdf (дата обращения: 25.04.2018).

5. Семеновских Т.В., Маслякова В.А. Влияние эмоционального интеллекта на выбор тактики самопрезентации студентами направленияподготовки "Психология" [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - Т. 20. - 2014. - С. 3486-3490. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54961.htm (дата обращения: 25.04.2018).

6. Семеновских Т.В., Пестрякова А.Д. К вопросу о субъективном благополучии и аутопсихологической компетентности в молодости // Сборник научных работ молодых ученых Института психологии и педагогики ТюмГУ [Электронный ресурс]. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2016. - С. 58-63. (дата обращения: 25.04.2018).

7. Смирнова В.М. Формирование аутопсихологической компетентности как необходимое условие профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей вуза [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2012. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-autopsihologicheskoy-kompetetnosti-kak-neobhodimoe-uslovie-professionalnoy-podgotovki-studentov-pedagogicheskih (дата обращения: 27.04.2018).

8. Шевеленкова Т.Д., Фесенко Т.П. Психологическое благополучие личности [Текст]: психологическая диагностика, 2005. - №3. - С. 95-121.

9. Ященко Е.Ф. Самоактуализация и субъективное благополучие как социально-психологические проблемы профессионального образования: студенты и преподаватели университета [Электронный ресурс]. // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2012. - №31. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ samoaktualizatsiya-i-subektivnoe-blagopoluchie-kak-sotsialno-psihologicheskie-problemy-professionalnogo-obrazovaniya-studenty-i (дата обращения: 25.04.2018).

10. Deci E., Rayan R. Self determination theory: A Macrotheory of Human Motivation, Development and Health // Canadian Psychology. - 2008. - Vol. 49. - № 3. - P. 182185.

11. Hefferon, K. Positive Psychology: Theory, Research And Applications / K. Hefferon, I. Boniwell. - McGraw-Hill Education. - 2011. - 270 с.

12. Riff C.D., Keyes C., Lee M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. № 4. - Р. 719-727.

Semenovskikh Tatiana Viktorovna

Tyumen state university, Tyumen, Russia E-mail: semenovskikh.stv@ya.ru

Pestryakova Anastasia Dmitrievna

Tyumen state university, Tyumen, Russia E-mail: pestriakova15@gmail.com

Subjective well-being and autopsychological competence personality in the youth

Abstract. The article deals with the relationship between the subjective well-being of the individual and the development of individual components of autopsychological competence, as well as the development of individual components of autopsychological competence, depending on the course of instruction of students of pedagogical specialties. The authors emphasize the need for this study in connection with the objective circumstances of the implementation of pedagogical activity in the situation of reforming and modernizing the system of primary and general education. Emotional attitude of students towards their life, its evaluation is formed on the basis of the conditions of the current social situation in Russia and the tasks of vocational education, which at the same time enhance the role of responsible and active attitude of them as stakeholders of their development.

The authors describe step by step the empirical part of the study. At the first and second stages there is a justification for the selection of diagnostic techniques, their conduct and description of the results obtained. The ascertaining experiment reveals the level of emotional intelligence and the intensity of leadership abilities in adolescence. At the third stage, a quantitative and qualitative interpretation of the results of the diagnostic examination occurs, and a correlation between the obtained indices is proved. In conclusion, the authors established a relationship between the level of development of subjective well-being and development of components of autopsychological competence in the representatives of adolescence, i. e. there is a direct dependence on the level of development of autopsychological competence to the level of development of subjective well-being.

Keywords: subjective well-being; psychological well-being; autopsychological competence; autopsychological abilities; developmental psychology; reflection; youth; students, pedagogical education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.