УДК 159.9
АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Степнова Людмила Анатольевна — доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
В рамках акмеологической концепции аутопсихологическая компетентность (АК) рассматривается как «одно из главных психолого-акмеологических условий активизации личностного потенциала человека и представляет собой систему знаний о себе, а также умений и навыков, приводящих к повышению уровня самопознания, саморегуляции и самореализации как внутреннего резерва саморазвития и самосовершенствования; способность личности развивать и использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путём изменения своего внутреннего состояния, перестраиваться при возникновении непредвиденных обстоятельств, создавать волевую установку на достижение значимых результатов. В целом аутопсихологическая компетентность обеспечивает оптимальность самоорганизации жизни и профессиональной деятельности» [19, с. 1].
Этот термин впервые был введён в «психолого-педагогических исследованиях Н.В. Кузьминой и Г.И. Метельским и определён как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих будущему профессионалу не только общепсихологические знания, но и высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своими психическими состояниями» [19, с. 3].
В дальнейшем он получил своё концептуальное развитие в работе А.А. Деркача и Л.А. Степновой [1]: сфера АК не ограничилась только «профессиональным самосознанием, умением управлять своими психическими состояниями», но была рассмотрена как характеристика субъекта саморазвития. Впервые были введены понятия «самопреобразующая деятельность», «субъект саморазвития», разработан алгоритм саморазвития, основанный на описании внутренней самопреобразующей деятельности. АК была изучена «как
один из важных факторов формирования субъектных характеристик профессионала: субъективно удобных условий деятельности (при формировании индивидуального стиля деятельности); оптимальных внутренних состояний в когнитивной, эмоциональной, поведенческой сферах; в выделении подструктур Я, отвечающих за самосовершенствование. Определён предметно-онтологический статус: она формируется на разных уровнях и этапах субъективной активности человека; участвует в процессах формирования субъекта того или иного вида деятельности; отвечает за реализацию процессов внутриличностной интеграции, целостности и внутреннего переструктурирования; обеспечивает са-
моразвитие индивида за счёт специфической самопреобразующей деятельности с децентрализованным субъектом саморазвития» [19, с. 6].
Методологическая предпосылка изучения АК с точки зрения понимания личности как саморазвивающейся системы была реализована в акмеологичес-ких (Т.Е. Егорова [4], В.А. Рощин. [17], Н.А. Кушнир [9], В.В. Лешин [11], В.Б. Нарушак [13], Н.Е. Паевская [25], В.Б. Бондарева [3]), психологических (Т.Л. Шиманская [22]) и педагогических (С.В. Круглик [6], Н.А. Леушкина [7], В.В. Чалайкин [23]) исследованиях. Ключевым теоретическим направлением развития проблемы АК явилась её разработка в русле изучения готовности
РЕЗЮМЕ
В статье рассмотрены современные подходы к изучению ауто-психологической компетентности личности профессионала. Ставится задача соотнесения общепсихологического и акмео-логического подходов к изучению аутопсихологической компетентности личности. Показано, что традиционными для психологического исследования остаются структурно-функциональный подход и выделение в его рамках различных уровней (как правило, когнитивного, ценностно-смыслового или личностного и мотивационного), что приводит к изучению различных психологических явлений на разных «этажах» психики, а затем поиск их взаимосвязей; зачастую это приводит к потере достоверного понимания самого явления. В результате теоретическая психология теряет связь с практикой, а успешные психологические практики не находят подтверждения в теоретических концепциях. Предлагается использовать новые теоретические конструкты, изначально объединяющие в себе когнитивные, мотивационные, поведенческие и другие аспекты проявления психического. Одним из таких конструктов является понятие «аутопсихологическая компетентность». Приведены результаты эмпирических исследований, подтверждающих статус аутопсихологической компетентности как внутриличностного интегративного механизма развития личности, находящейся в статусе субъекта саморазвития и осуществляющей самопреобразующую деятельность.
Ключевые слова: аутопсихологическая компетентность, самопреобразующая деятельность, субъект саморазвития, интраинди-видное (внутриличностное) пространство, саморазвитие.
и способности личности к саморазвитию. Это — исследования аутопсихологичес-ких способностей личности [14] влияния АК на формирование субъектности [16]. С точки зрения структурно-психологического подхода дано определение АК как «личностного образования, включающего в себя ценностно-смысловой, рефлексивный, проективный и конструктивный компоненты, которые обеспечивают готовность и способность личности к самопознанию и саморазвитию» [22].
Важным направлением развития проблемы АК явилась также разработка вопросов профессионализма личности: изучены аутопсихологические аспекты профессиональной креативности [18], аутопсихологическая компетентность военнослужащих [23], аутопсихологическая компетентность учащегося-музыканта [2], аутопсихологическая компетентность карьерного развития государственного служащего [3].
Методы развития аутопсихологичес-кой компетентности рассмотрены в работе Т.Е. Егоровой [4], возрастные особенности развития аутопсихологической компетентности исследовались в разрезе подросткового возраста [17; 21].
АК достаточно широко изучалась в контексте изучения проблемы психологической компетентности, в частности учителя [24], профессиональной успешности преподавателя высшей школы [10], изучены личностные детерминанты психологической компетентности менеджера [20], а также в контексте изучения проблемы акмеологической компетентности как вида личностной компетентности [12; 25].
В прикладном аспекте были «определены уровни аутопсихологической компетентности (высокий, средний, низкий) как различная степень полноты ориентации в интраиндивидном пространстве и эффективности использования интегративного внутреннего ресурса в рамках профессиональной деятельности» [19, с. 16].
Однако сегодня приходится констатировать, что термин «аутопсихологическая компетентность» пока не получил широкого использования в психологических исследованиях личности, несмотря на то, что на наличие такого явления, как процессы размышления о самом себе, естественно, приводящие к некому конкретному знанию о самом себе и некому отношению к самому себе, указывалось в работах В.В. Знакова и О.К. Тихомирова [5; 26].
Одним из существенных вопросов в изучении проблемы самопонимания является различение понятий «самосознание» и «самопонимание». В.В. Знаков в статье «Мышление, самосознание и самопонимание» цитирует О.К. Тихомирова, который писал, что «человек осознаёт и познаёт не только предметы окружающего мира, но и особенности людей, включая себя, свои психические процессы, свойства и состояния. В последнем случае речь идёт об исследованиях самого сознания и таких важных его составляющих, как самопознание и самопонимание» [5, с. 15; 26, с. 200].
Как и другие психологи, О.К. Тихомиров отмечал, что в самосознании обычно различают образный и понятийный компоненты, говорят о «Я-об-разе» и «Я-концепции» — образе себя и знании о себе. Однако он сделал ещё один шаг вперёд на пути анализа и дифференциации психологического содержания самосознания. Поскольку, писал О.К.Тихомиров, «необходимо различать мышление и знание, поэтому наряду с традиционным термином "Я-кон-цепция" мы вводим менее привычный термин "Я-мышление", имея в виду процесс выработки человеком знаний о самом себе, которые образуют (или преобразуют) его "Я-концепцию", процесс осознавания, в котором человек как личность, индивид, индивидуальность является не только субъектом, но и объектом мышления» [26, с. 201].
Термин «Я-мышление» отражает когнитивную составляющую в АК, как и теоретические конструкты «рефлексивность», «осознанность», «самопонимание», «самоотношение», разрабатываемые в русле общепсихологических исследований.
В.В. Знаков обращает внимание на «неодинаковость, нетождественность феноменов "самопознание" и "самопонимание"» [5, с. 15]. В процессе самопознания человек получает знание о себе структурно-содержательного характера: кто я. В процессе самопонимания он получает знания другого рода: зачем я, почему я это сделал и т. п. Другими словами, самопознание реализуется на когнитивном уровне, самопонимание — на ценностно-смысловом.
Традиционными для психологического исследования остаются структурно-функциональный подход и выделение в его рамках различных уровней (как правило, когнитивного, ценностно-смыслового или личностного и моти-вационного), что приводит к изучению
различных психологических явлений на разных «этажах» психики, а затем поиск их взаимосвязей. Как правило, при таком подходе трудно осуществить целостный анализ работы того или иного явления в пространстве всей психики человека. В результате такой «атомиза-ции» теряется само явление, сложность обратной «сборки» всех составляющих психологического явления зачастую приводит к потере научного понимания самого явления, выдвигаемые гипотезы о взаимосвязи «всего со всем» имеют схоластический характер. Теоретическая психология теряет связь с практикой, а успешные психологические практики не находят подтверждения в теоретических концепциях.
Так, несмотря на многочисленные и детальные исследования процессов самопонимания и самоотношения, практическая психология не имеет на сегодняшний день научно-методических рекомендаций для оптимизации этих процессов — как для взрослых, так и для детей и подростков. В лучшем случае ведётся разговор о повышении психологической компетентности тех или иных категорий профессионалов с целью оптимизации их профессиональной деятельности, и обеспечивается это чтением курсов по тем или иным разделам психологического знания.
Принимая во внимание сложный интегративный характер психического явления, представляется необходимым использование новых теоретических конструктов, изначально объединяющих в себе когнитивные, мотивационные, поведенческие и другие аспекты проявление психического. На наш взгляд, АК является одним из таких конструктов.
Исходя из понимания того, что «ау-топсихологическая компетентность является внутриличностным интегративным механизмом, создающим целостность и непротиворечивость Я-концепции, компенсирующим сформировавшиеся в онтогенезе гипертрофированные защитные механизмы, предстающие в виде акцентуаций характера» [19, с. 287], были проведены исследования, подтверждающие данный тезис.
Для оценки уровня развития АК мною была разработана диагностическая шкала «Аутопсихологическая компетентность» [19]. Была осуществлена процедура рекалькуляции вопросов системы личностно-профессионально-го мониторинга «Профессор» [27; 28], которая включала в себя приведённые ниже этапы [1; 19].
В рамках экспертной работы производились отбор вопросов и присваивание каждому вопросу количественного веса (балла) по шкале АК. Каждый их экспертов составлял свой список вопросов и присваивал баллы. В работе участвовали 5 экспертов — специалистов-психологов, занимающихся консультированием и развитием. Далее полученные списки унифицировались: оставлялись вопросы, вошедшие в каждый из 5 списков. В конечном итоге был получен список из 53 вопросов.
Для проведения процедур нормализации полученной шкалы АК и реализации факторного анализа использовалась выборка в объёме 328 госслужащих, прошедших тестирование в системе личностно-профессионального мониторинга. Критерии нормальности рассчитывались с помощью критерия Колмогорова — Смирнова. Для выделения факторов использовались критерий Кайзера и критерий каменистой осыпи — тест Кеттелла. Вращение факторов производилось по методу «варимакс» [19, с. 234]. В результате были выделены 4 фактора [19].
Фактор 1. Гибкость, адаптируемость, социальная приспособляемость. Этот фактор включает в себя следующие характеристики: готовность брать ответственность на себя (0,507); интеллектуальная гибкость (0,635); адаптируемость, гибкость (0,483); гибкость в условиях неопределённости (0,423); высокая самооценка (0,424); гибкость, позитивное мышление (0,537); оптимизм, позитивное мышление (0,479); готовность к неопределённости, гибкость (0,425); адаптируемость (0,465).
Фактор 2. Профессиональная успешность и эффективность за счёт: внутренней ответственности за собственное развитие, внутреннего локуса контроля, внутренней активности. Этот фактор включает в себя следующие характеристики: работоспособность (0,358); планирование (0,476); успешность, владение технологией карьерного роста (0,520); прогностичность (0,630).
Фактор 3. Оптимальность поведения, основанная как на умении учитывать прошлый опыт и мнение других, так и на самостоятельности. Этот фактор включает в себя следующие характеристики: планирование (0,655); готовность к получению информации о себе (0,419); способность учитывать опыт других (0,501); самостоятельность, наличие собственной точки зрения (0,393); способность учитывать мнение дру-
гих (0, 326); оптимальность поведения (0,417).
Фактор 4. Способность реализовать потенциал. Этот фактор включает в себя следующие характеристики: реализация потенциала в рамках профессии (0,798), реализация своих актуальных возможностей (0,684).
Процедура интеркорреляций шкалы АК и теста Кеттелла использовалась для проверки надёжности шкалы АК и анализа содержательных связей этой шкалы с апробированными личностными методиками [19].
«Процедура интеркорреляций проводилась с помощью коэффициента корреляции Пирсона по следующей схеме: в качестве интервальной шкалы АК использовались баллы, полученные каждым респондентом в ходе мониторингового опроса; в качестве интервальной шкалы теста Кеттелла использовалась шкала, полученная в ходе пересчёта тестовых данных по формуле. Один балл присваивался результату, попадающему в интервал 4-7 стенов (что обозначало отсутствие акцентуаций); 0 баллов присваивалось результату, попадающему в интервалы 0-2 и 7-13 стенов (что обозначало выраженность акцентуаций). Затем в процессе суммирования по каждому испытуемому подсчитыва-лась интегральная величина, обозначающая степень акцентуированности его характера.
Данные по каждой шкале (АК и Кеттелла) разбивались на три уровня: высокий (1-й), средний (2-й), низкий (3-й), и взаимные корреляции проводились между уровнями каждой шкалы, то есть ставилась задача выявления взаимозависимости между уровнем развития АК и степенью акцентуированности личности.
Получены значимые интеркорреляции на 53% выборки (174 человека). В их число вошли:
• значимые корреляции между низким уровнем развития АК (3-й уровень АК) и высокой степенью акцентуированности личности (3-й уровень Кеттел-ла) — 12,86% респондентов;
• значимые корреляции между средним уровнем развития АК (2-й уровень АК) и средним уровнем выраженности акцентуированности личности (2-й уровень Кеттелла) — 87,13% респондентов;
• значимые корреляции между первыми уровнями по обеим шкалам отсутствуют, так как испытуемых с высоким уровнем развития АК и отсутствием акцентуаций было очень мало, что
не позволило провести процедуру взаимных корреляций.
Таким образом, главным выводом проведённой процедуры расчёта взаимных корреляций между шкалами АК и Кеттелла явилось выявление следующей закономерности: люди с высокой степенью акцентуированности характера имеют низкий уровень развития АК. Данный вывод имеет как теоретическое, так и практическое значение. Экспериментально подтверждается концептуальное положение о том, что АК является внутриличностным интегративным механизмом, создающим целостность и непротиворечивость Я-концепции, компенсирующим сформировавшиеся в онтогенезе гипертрофированные защитные механизмы, предстающие в виде акцентуаций характера. В практическом плане появляется возможность опосредованной диагностики уровня развития АК по данным теста Кеттелла и наоборот. Трансформированная нами шкала Кеттелла (как замер уровня акцентуированности) может быть использована в дальнейших исследованиях» [19, с. 363-366].
Аутопсихологическая компетентность, как внутриличностный интегра-тивный механизм, позволяет объяснить и осуществить исследования закономерностей взаимодействия явлений самопознания, самопонимания, рефлексии в интраиндивидном пространстве человека как субъекта саморазвития. Мною совместно с К.Г. Тюриным (под моим научным руководством) была проведена серия исследований взаимосвязи рефлексивных, общих способностей, а также способностей к самопониманию у студентов-психологов и руководителей.
В магистерском исследовании А.С. Яковлевой была изучена взаимосвязь самопонимания и рефлексивных способностей студентов. Было выявлено, что фактор интроспекции по методике дифференцированной рефлексивности Д.А. Леонтьева [8] имеет положительную корреляцию со шкалой внутренней конфликтности методики МИС (С.Р. Пантилеев, В.В. Столин) (г = 0,491, р < 0,01). Это означает, что повышенная обращённость рефлексивных процессов на себя, а не на внешний мир приводит к развитию внутренних конфликтов, сомнений, несогласию с собой, тревожно-депрессивным состояниям, сопровождаемым переживанием чувства вины. Постоянная неудовлетворённость и споры с собой протекают
на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-либо предпринять или изменить. Чрезмерное самокопание и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причём конфликтная аутокоммуникация не только не приносит облегчения, но, наоборот, лишь усиливает негативные эмоции.
Обнаружена связь между рефлексивной способностью к интроспекции и параметром самоотношения — самообвинением (г = 0,381, р < 0,05) Повышенная обращённость рефлексивных процессов на себя, а не на внешний мир приводит к готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки, отсутствие аутосимпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, даже несмотря на высокую самооценку собственных качеств.
Выявлена связь между рефлексивной способностью к интроспекции и таким интегративным фактором самоотношения, как внутренняя неустойчивость (г = 0,593, р < 0,01). Повышенная обращённость рефлексивных процессов на себя, а не на внешний мир приводит к негативному самоотношению, не зависящему от аутосимпатии и самоуважения, что в конечном итоге ведёт к дезадаптации личности и её потребности в психологической помощи.
В магистерской диссертации М.В. Ган-зя была проверена гипотеза о зависимости развития рефлексивных способностей от общих интеллектуальных способностей. Автор предположил, что рефлексивные умения планировать, регулировать и контролировать ход своего мышления основаны на сформиро-ванности важнейших мыслительных операций, таких как анализ, синтез, оценка. Исходя из этого было сделано предположение, что у студентов существует связь общих способностей и рефлексивных способностей.
Результаты корреляционного анализа подтвердили гипотезу о наличии связи между общими и рефлексивными способностями: была обнаружена отрицательная связь между рефлексивной способностью к квазирефлекции (по методике дифференцированной рефлексивности Д.П. Леонтьева) и выраженностью общих способностей (по методике КОТ В.Н. Бузина и Э.Ф. Вандерлика) (г = -0,498, р < 0,05). Квазирефлексия характеризуется как направленность рефлексивных процессов на объект, не имеющий отношения к актуальной
жизненной ситуации и не связанный с отрывом от актуальной ситуации бытия в мире. Полученную связь общих и рефлексивных способностей студентов можно интерпретировать следующим образом: чем меньше развиты общие способности, тем менее продуктивны рефлексивные способности.
В магистерском исследовании Н.Ю. Набокиной была изучена специфика рефлексивных способностей руководителей в сфере госслужбы. Исследование строилось на гипотезе о том, что специфика профессиональной деятельности таких руководителей состоит в необходимости преодолевать противоречивость консервативной и инновационной тенденций. Для успешного преодоления этого противоречия и сохранения внутриличностной стабильности необходим высокий уровень рефлексивных способностей.
Специфика проявления рефлексивных способностей руководителя может определяться полом, возрастом, стажем управленческой деятельности, а также должностным статусом. Исследование проводилось на двух группах испытуемых: руководителях в сфере госслужбы и студентах — будущих психологах. По группе руководителей получены следующие результаты показателей рефлексивных способностей: высокий уровень рефлексивности (по опроснику Карпова); высокий уровень системной рефлексивности, средний уровень интроспекции, низкий уровень квазирефлексии — по методике дифференцированной рефлексивности Д.А. Леонтьева.
Различия результатов в группах руководителей и студентов-психологов выявлены по показателю «квазирефлексия»: у руководителей данный показатель существенно меньше, чем у студентов-психологов, что можно объяснить возрастной разницей этих групп. Высокие значения по данному показателю у студентов говорят об их склонности рефлексировать по поводу объектов, не имеющих отношения к актуальной жизненной ситуации; данный вид рефлексии связан с отрывом от актуальной ситуации бытия в мире.
Значения асимптотической значимости и-критерия Манна — Уитни по всем четырём параметрам больше критического (который равен 0,05), что, увы, говорит о том, что существенных различий в распределении данных между группами руководителей и студентов-психологов нет.
Данный результат, на наш взгляд, можно объяснить тем, что в целом уровень рефлексивности студентов-психологов высок, что связано с профессиональной спецификой их личности, склонностью к самоанализу, осведомлённостью в области психологии в целом.
Полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что специфика профессиональной деятельности руководителя в системе государственной службы состоит в необходимости преодолевать противоречивость консервативной и инновационной тенденций. Для успешного преодоления этого противоречия и сохранения внутриличност-ной стабильности необходим высокий уровень рефлексивных способностей.
Проверка другой гипотезы показала, что не выявлено статистически значимых различий в уровне развития рефлексивных способностей руководителей по половому признаку. При этом были выявлены значимые различия в выраженности рефлексивности и системной рефлексивности в зависимости от возраста, стажа работы и должностного статуса.
Так, значения асимптотической значимости И-критерия Манна — Уитни по параметрам рефлексивности и системной рефлексивности у руководителей различных возрастных групп равны критическому (р = 0,05), что показывает наличие значимых различий в выраженности рефлексивности и системной рефлексивности в зависимости от возраста. Значения асимптотической значимости И-критерия Манна — Уитни по показателям интроспекции и квазирефлексивности больше критического, что говорит о том, что существенных различий в распределении данных по этим показателям между группами нет.
Значение асимптотической значимости И-критерия Манна — Уитни по параметрам рефлексивности и системной рефлексивности у руководителей со стажем 5 лет равно критическому (р = 0,05), что показывает наличие значимых различий в выраженности рефлексивности и системной рефлексивности в зависимости от должностного статуса. Значения асимптотической значимости И-критерия Манна — Уитни по показателям интроспекции и квазирефлексивности больше критического, что говорит о том, что существенных различий в распределении данных между группами нет.
Таким образом, проведённые исследования показали, что существуют
различные конфигурации взаимовлияния внутренних способностей субъекта к самопониманию, рефлексии, их взаимосвязи с общими способностями.
Результаты данного цикла исследований подтверждают проведённые нами ранее исследования АК как интегратив-ной личностной способности, обеспечивающей оптимальную внутреннюю конфигурацию способностей личности в сфере самопонимания и самореализации.
Дальнейшие исследования будут реализованы в контексте изучения аутопсихологической компетентности как механизма интраиндивидной целостности, приводящей к оптимизации профессиональной, социальной и личностной адаптаций человека.
ССЫЛКИ
[1]. Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. — М.: Изд-во РАГС, 2003. — 550 с.
[2]. Базикова А.А. Аутопсихологическая компетентность как компонент учебно-воспитательного процесса в музыкальных учебных заведениях: Дис. ... канд. пед. наук. — Тамбов, 2002. — 170 с.
[3]. Бондарева В.Б. Аутопсихологическая компетентность как психологическая детерминанта карьерной успешности государственных служащих: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2007. — 210 с.
[4]. Егорова Т.Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 1997. — 233 с.
[5]. Знаков В.В. Мышление, самосознание и самопонимание // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. — 2008. — № 2. — С. 10-17.
[6]. Круглик С.В. Формирование аутопсихологической компетентности будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: Дис. ... канд. пед. наук. — Калининград, 2011. — 188 с.
[7]. Леушкина Н.А. Формирование аутопсихологической компетентности подростков в системе воспитывающей деятельности классного руководителя: Дис. ... канд. пед. наук. — Ульяновск, 2011 — 263 с.
[8]. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной психодиагностике // Психология. Жур-
нал Высшей школы экономики. — 2014. — Т. 11. — № 4. — С. 110-135.
[9]. Кушнир Н.А. Профессиональная идентичность в структуре аутопси-хологической компетентности государственных служащих: Дис. ... канд. пед. наук. — М., 2009. — 175 с.
[10]. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность как детерминанта профессиональной успешности преподавателя высшей школы: Дис. ... канд. психол. наук. — Ставрополь, 2008. — 187 с.
[11]. Лешин В.В. Развитие ауто-психологических способностей государственных служащих: Дис. . канд. психол. наук. — М., 2000. — 178 с.
[12]. Макаров С.В. Психолого-дидактические условия и факторы формирования акмеологической компетентности кадров управления: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2004. — 165 с.
[13]. Нарушак В.Б. Оптимизация развития аутопсихологической компетентности государственных служащих: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2004. — 236 с.
[14]. Науменко Е.А. Аутопсихологи ческие способности государственных служащих и пути их развития: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2008. — 204 с.
[15]. Паевская Н.Е. Социально-психологические механизмы развития аутопсихологической компетентности государственных служащих: Дис. . канд. психол. наук. — М., 2009. — 182 с.
[16]. Рововой В.В. Аутопсихологичес кие механизмы развития субъектности кадров управления: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2011. — 177 с.
[17]. Рощин В.А. Оптимизация процесса развития аутопсихологической компетентности суворовцев: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2005. — 173 с.
[18]. Сорокина И.О. Развитие профессиональной креативности в структуре аутопсихологической компетентности государственных служащих: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2007. — 176 с.
[19]. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: Дис. . д-ра психол. наук. — М., 2003. — 565 с.
[20]. Тамбиева Б.Р. Личностные детерминанты психологической компетентности менеджера ресторана: Дис. ... канд. психол. наук. — Сочи, 2011. — 258 с.
[21]. Токарева И.Ф. Формирование аутопсихотерапевтической компетентности подростков: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2010. — 179 с.
[22]. Шиманская Т.Л. Аутопсихоло гическая компетентность беременных женщин как фактор эффективных отношений «мать — дитя»: Дис. ... канд. психол. наук. — Омск, 2008. — 184 с.
[23]. Чалайкин В.В. Развитие аутопсихологической компетентности в организаторской деятельности у офицеров — слушателей учреждений дополнительного профессионального образования: Дис. ... канд. пед. наук. — Омск, 2006. — 168 с.
[24]. Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя: акмеологи-ческий анализ: Дис. ... д-ра психол. наук. — Ростов-на-Дону, 2006. — 504 с.
[25]. Фоминых А.Ф. Развитие акмео-логической компетентности руководителей общеобразовательных учреждений: Дис. . канд. психол. наук. — М., 2005. — 156 с.
[26]. Тихомиров О.К. Психология мышления. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 272 с.
[27]. Синягин Ю.В. Личностно-про-фессиональный опросник РАГС и его модификации. — М.: Изд-во «Эслан», 2004. — 49 с.
[28]. Акмеологическая диагностика / Под общ. ред. А.А. Деркача, Ю.В. Си-нягина. — М.: Изд-во РАГС, 2007. — 272 с.
REFERENCES
[1]. DerkachA.A., StepnovaL.A. Razvitie autopsihologicheskoj kompetentnosti gosudarstvennyh sluzhashhih [Development of autopsychological competence of civil servants] — Moscow: RAGS, 2003. — 550 p.
[2]. Bazikova A.A. Autopsihologicheskaja kompetentnost' kak komponent uchebno-vospitatel'nogo processa v muzykal'nyh uchebnyh zavedenijah [Autopsychological competence as a component of the edu-cat ional process in music schools]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2002. — 170 p.
[3].Bondareva V.B. Autopsihologicheskaja kompetentnost' kak psiho-logicheskaja determinanta kar'ernoj uspeshnosti gosudarstvennyh sluzhashhih [Autopsychological competence as a psychological determinant of the career success of civil servants]: dissertacija
na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. Moscow, 2007. — 210 p.
[4]. Egorova T.E. Formirovanie auto-psihologicheskoj kompetentnosti v uslo-vijah gruppovoj intensivnoj podgotovki [Formation of autopsychological competence in conditions of group intensive training]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. Moscow, 1997. — 233 p.
[5]. Znakov V.V. Myshlenie, samo-soznanie i samoponimanie [Thinking, self-awareness and self-understanding] // VESTN. MOSK. UN TA. SER. 14. PSIHOLOGIJa. [Bulletin of the Moscow State University Series 14 Psychology] 2008. № 2. — P. 10-17
[6]. Kruglik S.V. Formirovanie auto-psihologicheskoj kompetentnosti bu-dushhih specialistov pomogajushhih professij socionomicheskogo tipa [Bulletin of the Moscow State University Series 14 Psychology]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2011. — 188 p.
[7]. Leushkina N.A. Formirovanie autopsihologicheskoj kompetentnosti podrostkov v sisteme vospityvajushhej dejatel'nosti klassnogo rukovoditelja [Formation of autopsychological com-
petence of adolescents in the system of the upbringing activity of the class teacher]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. Ulyanovsk, 2011. — 263 p.
[8]. Leont'ev D.A., Osin E.N. Refleksija «horoshaja» i «durnaja»: ot ob#jasnitel'noj modeli k differencial'noj psihodiagnostike [Reflection "good" and "bad": from an explanatory model to differential psychodiagnostics] // Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki. [Psychology. Journal of Higher School of Economics] — 2014. — T. 11. — № 4. — P. 110-135.
[9]. Kushnir N.A. Professional'naja identichnost' v strukture autopsihologic-heskoj kompetentnosti gosudarstvennyh sluzhashhih [Professional identity in the structure of autopsychological competence of civil servants]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. Moscow, 2009. — 175 p.
[10]. Lazarenko L.A. Psihologicheskaja kompetentnost' kak determinanta pro-fessional'noj uspeshnosti prepodavatelja vysshej shkoly [Psychological competence as a determinant of the professional success of the teacher of higher education]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. Stavropol, 2008. — 187 p.
[11]. Leshin V.V. Razvitie autopsiho-logicheskih sposobnostej gosudarstvennyh sluzhashhih [Development of autopsychological abilities of civil servants]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. Moscow, 2000. — 178 p.
[12]. Makarov S.V. Psihologo-didak-ticheskie uslovija i faktory formirovanija akmeologicheskoj kompetentnosti kadrov upravlenija [Psychological and didactic conditions and factors of formation of acmeological competence of management personnel]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. Moscow, 2004. — 165 p.
[13]. Narushak V.B. Optimizacija razvitija autopsihologicheskoj kompetentnosti gosudarstvennyh sluzhashhih [Optimization of the development of autopsychological competence of civil servants]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. Moscow, 2004. — 236 p.
[14]. Naumenko E.A. Autopsihologi-cheskie sposobnosti gosudarstvennyh sluzhashhih i puti ih razvitija [Autopsychological abilities of civil servants and ways of their development]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. Moscow, 2008. — 204 p.
[15]. Paevskaja N.E. Social'no-psi-hologicheskie mehanizmy razvitija autopsihologicheskoj kompetentnosti gosudarstvennyh sluzhashhih [Socio-psychological mechanisms of development of autopsychological competence of civil servants]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. Moscow, 2009. — 182 p.
[16]. Rovovoj V.V. Autopsihologicheskie mehanizmy razvitija sub#ektnosti kadrov upravlenija [Autopsychological mechanisms of development of subjectivity of management personnel]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. Moscow, 2011. — 177 p.
[17]. Roshhin V.A. Optimizacija processa razvitija autopsihologicheskoj kompetentnosti suvorovcev [Optimization of the development process of the autopsychological competence of the Suvo-rovites]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. Moscow, 2005 — 173 p.
[18]. Sorokina I.O. Razvitie pro-fessional'noj kreativnosti v strukture autopsihologicheskoj kompetentnosti gosudarstvennyh sluzhashhih [Development of professional creativity in the structure of autopsychological competence of civil
AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE IN THE CONTEXT OF THE PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT MECHANISMS
Liudmila A. Stepnova — Doctor of Psychological Sciences, Professor, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Faculty of Psychology, Institute of Social Science of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Prospect, 84, Moscow, 119606, Russia; e-mail [email protected]
ABSTRACT
The article considers modern approaches to the study of autopsychological competence of a professional person. The task is to correlate general psychological and acmeological approaches to the study of autopsychological competence of the individual.
It is shown that the structural and functional approach, as well as specification of different levels within its frames (usually cognitive, value-semantic, or personal and motivational), remains traditional for the psychological research. This leads towards study of various psychological phenomena at different «levels» of the psyche, and after that to the search for their interrelations. This often results in the loss of reliable understanding of the phenomenon itself.
As a result, theoretical psychology loses its connection with practice, and successful psychological practices do not find confirmation in theoretical concepts.
It is proposed to use new theoretical constructs, which initially combine cognitive, motivational, behavioral and other aspects of the manifestation of the mental.
The concept of «autopsychological competence» is one of these constructs. There are presented the results of empirical studies confirming the status of autopsycho-logical competence as an intrapersonal integrative mechanism for the development of the personality, being in the status of subject of self-development and carrying out self-transforming activity.
Keywords: autopsychological competence, self-transforming activity, the subject of self-development, intra-individual (intrapersonal) space, self-development.
servants]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. Moscow, 2007. — 176 p.
[19]. Stepnova L.A. Razvitie auto-psihologicheskoj kompetentnosti gosudarstvennyh sluzhashhih [Development of autopsychological competence of civil servants]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktora psihologicheskih nauk. Moscow, 2003. — 565 p.
[20]. Tambieva B.R. Lichnostnye determinanty psihologicheskoj kompetentnosti menedzhera restorana [Personal determinants of the psychological competence of the restaurant manager]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. Sochi, 2011. — 258 p.
[21]. Tokareva I.F. Formirovanie auto-psihoterapevticheskoj kom pe ten tnosti podrostkov [Formation of autopsy-chotherapeutic competence of adolescents]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. Moscow, 2010. — 179 p.
[22]. Shimanskaja T.L. Autopsi-hologicheskaja kompetentnost' be-remennyh zhenshhin kak faktor jef-fektivnyh otnoshenij «mat' — ditja» [Autopsychological competence of pregnant women as a factor of effective mother-child relationships]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. Omsk, 2008. — 184 p.
[23]. Chalajkin V.V. Razvitie auto-psihologicheskoj kompetentnosti v organizatorskoj dejatel'nosti u oficerov-slushatelej uchrezhdenij dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija [Development of autopsychological competence in the organizational activity of officers-listeners of institutions of additional professional education]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2006. — 168 p.
[24]. Shherbakova T.N. Psihologicheskaja kompetentnost' uchitelja: akmeologicheskij analiz [Psychological competence of the
teacher: akmeological analysis]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktora psihologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2006. — 504 p.
[25]. Fominyh A.F. Razvitie akmeo-logicheskoj kompetentnosti rukovoditelej obshheobrazovatel ' nyh uchrezhdenij [Development of acmeological competence of heads of general educational institutions]: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. Moscow, 2005. — 156 p.
[26]. Tihomirov O.K. Psihologija myshlenija [Psychology of Thinking]. Moscow: MGU, 1984. — 272 p.
[27]. Sinjagin Ju.V. Lichnostno-pro-fessional'nyj oprosnik RAGS i ego modi-fikacii [Personal-professional questionnaire of the RAGS and its modifications]. Moscow.: «Jeslan», 2004. — 49 p.
[28]. Akmeologicheskaja diagnostika [Acmeological diagnostics] / Pod obshh. Red. A.A. Derkacha, Ju.V. Sinjagina. — Moscow: Izd-vo RAGS, 2007. — 272 p.