Литература
[1] Артемцева Н.Г. Феномен созависимости: психологический аспект:/ Артемцева Н.Г.: монография: Изд-во МГУДТ, 2012. - 222с.
[2] Бехтер А.А., Гончарова Е.В. Феномен антиципации в контексте акмеологического развития специалиста//Акмеология, научно-практический журнал. - № 1, 2015.С.32-39.
[3] Гагарин А.В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии//Акмеология, научно-практический журнал № 3.2013. - С. 54-59.
[4] Гагарин А.В., Бехтер А.А. Развитие копинг-стратегий будущих психологов посредством рефлексивных методов обучения//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2014.№ 3. С. 90-96.
[5] Кочеткова Т.Н. Условия, способствующие развитию субъектно-сти студентов в процессе получения высшего образования//Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 6. С. 190-195.
[6] Ткач Е.Н. Подготовка психолога: «пауза молчания»//Высшее образование в России. 2007. № 3. С. 172-173. [7] Москаленко В.Д. Зависимость. Семейная болезнь: изд-во «Панорама», Москва, 1998. - 180с. [8] Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / Перевод с английского А.Г. Чеславской - М.: Независимая фирма "Класс", 2002. - 224 с. - (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 103).
BREAKING FREE OF THE CO'DEPENDENCY OF FUTURE PSYCHOLOGIST BY AKMEOLOGICAL TRAINING
Anna A.Bekhter. - СаМ^, lector the Chair of Psychology of Far East Humanitarian University, K. - Marks street, 68, Khabarovsk, Russian. e-mail: behter2004@mail.ru.
Article describes a difficult phenomenon of the co-dependency of the personality. The author analyzes the main approaches to the co-dependency, offers its model and opens the maintenance of components of this state. A main objective of research is breaking free of the co-dependency at future psychologists through the akmeological training developed by the author. Techniques, results of research, and also the correlation analysis which is clearing up communications of the co-dependency with personal properties of future psychologists are described. It is shown how work on landmark expansion of personal resources has to be built, akmeological consciousness for overcoming of the co-dependency in professional activity of the psychologist. Keywords: co-dependency of the personality, psychologist, merge, autonomy, akmeological training.
УДК 159.9
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЯ И ИХ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ
Болсун Сергей Александрович - гипнолог, медицинский психолог. заместитель директора, декан факультета гипнологии научно-исследовательского института клинического гипноза (НИИ КГ). Ученый секретарь Национального общества гипноза РФ в составе Европейского общества гипноза (ESH) и Международного общества гипноза (ISH).
Аннотация
В статье рассматривается проблема взаимосвязи аутопсихологи-ческой и коммуникативной компетентности личности. Посредством измерения уровней развития данных видов компетенций и проведения корреляционного анализа показано, что такая взаимосвязь существует и выражается в том, что руководители с высоким уровнем аутопсихологической компетентности способны к эффективным коммуникациям и, наоборот, руководители с низким уровнем аутопсихологической компетентности не способны к эффективным деловым коммуникациям.
Ключевые слова: аутопсихологическая компетентность, коммуникативная компетентность, коммуникативные способности руководителя, организаторские способности руководителя.
Введение
Аутопсихологическая компетентность предполагает осознание индивидуумом присущих только ему черт и понимание своих действий на основе самоосознания в разнообразных ситуациях в жизни, в том числе и в профессиональной деятельности. В основании аутопсихологической компетентности лежат следующие способности личности: использование и развитие своих психических ресурсов, создание удобной для профессиональной деятельности ситуации с помощью изменения своего настроения и состояния, приобретение, закрепление, контроль, корректировка знаний и умений, перестройка при возникновении форс-мажора, создание волевой установки на значимые достижения [1,2,4,6,7-13].
Л.А. Степнова обосновала, что аутопсихологическая компетентность состоит из навыков, которые направлены на: самодиагностику (оценка, анализ самого себя, самоопределение и самоконтроль); саморазвитие (техники изменения черт личности, программирование самого себя); самомотивирование (создание образов достижения, постановка конкретных задач, выделение ресурсов на их решение); самокоррекцию (техники решения проблем личности - избавление от стрессов, комплексов, зажимов; техники изменения внутреннего состояния - самоубеждение, саморегуляция, методики контроля жизнеднятельности организма); высокоэффективную работу с информацией (усовершенствование памяти, скорочтение, техники ускоренного анализа информации); психолингвистическую компетентность (работа с текстом, формулировка фраз и понимания их скрытого смысла) [9].
Коммуникативная компетентность - это совокупность внутренних ресурсов человека, необходимых для реализации оптимальной коммуникации в некотором наборе возможностей для взаимодействия личностей.
Коммуникативная компетентность - это возможность установления и поддержания необходимых эффективных контактов между личностью и другими индивидами [3,5].
Эмпирическая часть данного исследования направлена на исследование аутопсихологической компетенции, коммуникационных способностей руководителя и взаимосвязи между ними.
Исследование проводилась с ноября по декабрь 2014 года на базе руководителей высшего и среднего звена крупного акционерного общества в области самолетостроения. В исследовании принимали участие 20 менеджеров высшего звена (руководители отделов и заместители директора) и 80 менеджеров среднего звена (заместители руководителей отделов, заместители руководителей филиалов и т.д.). Всего в исследовании приняло участие 100 человек.
Целью исследования является изучения взаимовлияния и взаимосвязи уровня аутопсихологической компетентности руководителей и уровня их деловых коммуникационных способностей.
Гипотеза исследования состояла в том, что руководители с высоким уровнем аутопсихологической компетентности способны к эффективным коммуникациям и, наоборот, руководители с низким уровнем аутопсихологической компетентности не способны к эффективным деловым коммуникациям.
Методика
В соответствии с целью эмпирического исследования был выбран следующий методический инструментарий.
Для определения уровня аутопсихологической компетентности руководителей использовалась методика «Тест на оценку аутопсихологической компетентности», разработанная Л.А. Степновой [9].
Для определения уровня коммуникативных способностей руководителя использовалась методика «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)», разработанная Н.П. Фетискиным, В.В. Козловым, Г.М. Мануйловым [14].
Для анализа результатов исследования использовались следующие методы математико-статистической обработки данных: корреляционный анализ; интерпретационный метод.
Результаты и их обсуждение
представим результаты диагностики аутопсихологической компетентности руководителей в виде табл. 1.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) 49% руководителей авиастроительной компании и 90% топ-менеджмента обладают высоким уровнем аутопсихоло-гической компетентности, то есть являются адаптивными, позитивно мыслящими, обладающими интеллектуальной гибкостью и самостоятельностью суждений;
2) 44% руководителей ОАО авиастроительной компании и 10% топ-менеджмента обладают средним уровнем аутоп-сихологической компетентности, то есть являются весьма профессиональными, активными, ответственными, самостоятельными, оно им не хватает оптимизма, гибкости, уверенности при неопределенности;
3) 7% руководителей ОАО авиастроительной компании обладают низким уровнем аутопсихологической компетентности, то есть теряются при неопределенности, являются несамостоятельными и пассивными;
4) средняя бальная оценка руководителей предприятия составляет 73.31 балла, что по шкале диагностики является уровнем аутопсихологической компетентности выше среднего, что является хорошим показателем для предприятия и по нашей стране в целом.
Таким образом, можно сказать, что руководители предприятия обладают достаточно высоким уровнем, аутопсихологи-ческой компетентности, а топ-менеджмент - очень высоким.
Представим результаты определения уровня коммуникативных способностей руководителей по методике КОС-2 в табл. 2.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) 42% руководителей и 75% топ-менеджмента обладают высшим уровнем коммуникативных способностей, то есть легко и непринужденно себя ведут в обществе, добиваются принятия и продвижения своих решений и борются за отстаивание своего мнения;
2) 29% руководителей и 25% топ-менеджмента обладают высоким уровнем проявления коммуникативных склонностей, то есть быстро находятся при новых условиях, находят друзей, инициативны в общении;
3) 23% руководителей обладают средним уровнем проявления коммуникативных склонностей, то есть пытаются отстаивать свое мнение, имеют склонность к коммуникациям в коллективе, но потенциал их коммуникационных способностей неустойчив;
4) 5% руководителей имеют коммуникативные способности ниже среднего уровня, то есть необщительны, неинициативны в общении, предпочитают уединение коммуникациям;
5) 1% руководителей обладает низким уровнем коммуникативных способностей;
6) средняя бальная оценка руководителей предприятия составляет 14.66 балла, что по шкале диагностики является высоким уровнем коммуникативных способностей.
Таким образом, можно сказать, что руководители предприятия обладают высоким уровнем коммуникативности, а топ-менеджмент - очень высоким.
Представим результаты определения уровня организаторских способностей руководителей по методике КОС-2 в табл. 3.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) 29% руководителей и 75% топ-менеджмента обладают высшим уровнем организаторских способностей, то есть являются инициативными, настойчивыми, склонными организовывать коллективные мероприятия, самостоятельными в решениях;
2) 40% руководителей и 25% топ-менеджмента обладают высоким уровнем проявления организаторских способностей, то есть способны решать проблемы в незнакомых, трудных, брать на себя ответственность за свои решения и за своих подчиненных;
3) 24% руководителей обладают средним уровнем проявления организаторских склонностей, то есть стремятся к организации людей, коллектива, однако реализация не отличается высоким уровнем;
4) 7% руководителей имеют организаторские способности ниже среднего, то есть предпочитают не отстаивать своего мнения, в чувствуют скованность в новых ситуациях, несамостоятельны и безынициативны в организации и при принятии решений;
5) средняя бальная оценка руководителей предприятия составляет 14.31 балла, что по шкале диагностики является высоким уровнем организаторских способностей.
Таблица 1
Результаты диагностики аутопсихологической компетентности руководителей
Уровни АК Количество руководителей В т.ч. топ-менеджеров
1 49 18
2 44 2
3 7 0
Всего 100 20
Таблица 2 Результаты диагностики коммуникативных способностей руководителей
Уровни коммуникативных способностей Количество руководителей В т.ч. топ-менеджеров
1 42 15
2 29 5
3 23 0
4 5 0
5 1 0
Всего 100 20
Таблица 3 Результаты диагностики организаторских способностей руководителей
Уровни организаторских способностей Количество руководителей В т.ч. топ-менеджеров
1 29 15
2 40 5
3 24 0
4 7 0
5 0 0
Всего 100 20
Таким образом, можно сказать, что руководители предприятия обладают высоким уровнем организаторских склонностей, а топ-менеджмент - очень высоким.
Теперь рассмотрим наличие взаимосвязи между уровнем аутопсихологической компетентности и уровнем развития коммуникативных способностей руководителей с помощью корреляционного анализа.
При проведении корреляционного анализы пытаются определить наличие какой-либо взаимосвязи в одной выборке между двумя показателями, и если взаимосвязь имеет место, то растет ли один показатель при увеличении другого (положительная корреляция) или уменьшается (отрицательная корреляция).
Иначе говоря, корреляционный анализ способствует определению возможности предсказывания вероятных значений одного показателя при известной величине другого.
С этой целью можно использовать метод расчета коэффициента корреляции.
Корреляционный коэффициент - это показатель, который может находиться в пределах от +1 до -1. Когда речь идет о полной положительной корреляции он равен единице, и минус единицу при полной отрицательной корреляции.
В психологии корреляцию считают сильной, если коэффициент превышает 0,70; когда он больше, чем 0,90, то корреляцию считают очень сильной. Но для того, чтобы безошибочно говорить о взаимосвязи между переменными, надо обратить внимание на объем выборки: чем больше выборка,
тем более достоверный показатель рассчитанного коэффициента корреляции.
Примем за Х - балльный показатель аутопсихологической компетентности, а за У - балльный показатель коммуникативных склонностей руководителей.
Сначала вычислим выборочные средние:
х п 100
- ЕЕ 1466 у = п = юо =1466
Тлт 112617
ху
100
1126.17
Затем рассчитаем выборочные дисперсии:
S2(x)=^- х
2l 2= ^^--73.312 = 373.55
100 22780
s^)=¥-ya= 100
- 14.662 = 12.88
Найдем среднеквадратические отклонения по формулам: S(x) = VS2(x) = ^373.55 = 19.328 S(y) = VsЩ = у/12.88 = 3.589
Рассчитаем коэффициент ковариации:
Гху = "
х • у-х . у 1126.17-73.31 • 14.66
S(x) • S(y)
19.328 • 3.589
= 0.742
H«: r
0- ixy "
tHa6n =
y/n^2
^ = 0.742^^= 10.94
Для уровня значимости а=0.05 и степеней свободы к=100-2=98 по таблице Стьюдента определяем:
1крит (п-т-1; а/2) = (98;0.025) = 1.984
Если |1набп| > tкpитич, то рассчитанная величина коэффициента корреляции статистически значима.
Поскольку |1набл| > 1крит, то гипотеза о равенстве нулю коэффициента корреляции отвергается, и коэффициент корреляции является статистически значимым.
Найдем доверительный интервал для оценки коэффициента корреляции по формуле:
(r-t4
r;r + t4
Доверительный интервал для коэффициента корреляции:
соу(х,у)= X • у- X • у = 1126.17-73.31 • 14.66 = 51.45
Определим коэффициент корреляции, который является показателем тесноты взаимосвязи и рассчитывается по формуле:
Взаимосвязь между показателями может быть сильной и слабой. Они получают оценку по шкале Чеддока: 0.1 < rxy < 0.3: слабая;
0.3 < rxy < 0.5: умеренная;
0.5 < rxy < 0.7: заметная;
0.7 < rxy < 0.9: высокая;
0.9 < rxy < 1: весьма высокая.
Таким образом, связь между уровнем аутопсихологической компетентности и уровень коммуникационных способностей руководителей высокая и прямая.
Коэффициент детерминации показывает, какая доля случаев изменения одного признака приводит к изменения уровня другого.
Коэффициент детерминации находят по формуле: R2= 0.7422 = 0.54 99
Таким образом, в 54.99% случаев при изменении уровня аутопсихологической компетентности изменится и уровень коммуникативных способностей руководителей.
Определим значимость коэффициента корреляции.
Выдвигаем гипотезы:
/1-0 7422 /1-0 7422
(0.742 - 1.984-^-^-; 0.742 + 1.984^-^-)
r(0.607;0.876)
Таким образом, мы можем на уровне значимости 95% подтвердить гипотезу о наличии тесной и прямой взаимосвязи между уровнем аутопсихологической компетентности руководителей и уровнем их коммуникационных способностей.
Проанализируем также наличие взаимосвязи между уровнем аутопсихологической компетентности руководителей и уровнем их организаторских способностей.
Рассчитаем выборочные средние:
-=1*= 7331 х п 100 /J"Î1
7^^14.31
n
100 109254
= 1092.54
ХУ - n - 100
Определим выборочные дисперсии:
82(х)=^-1Г2 = ^rL-73.312 = 373.55
82(У)=^- У2 =
100
21591 100
14.312 = 11.13
0, нет линейной взаимосвязи между перемен-
ными;
Н1: гху ф 0, есть линейная взаимосвязь между переменными;
Для проверки гипотезы о равенстве нулю коэффициента корреляции при уровне значимости а при конкурирующей гипотезе Н1 ф 0, надо вычислить наблюдаемое значение критерия (величина случайной ошибки):
Найдем среднеквадратические отклонение:
8(х) = у/Щх) = у/373.55 = 19.328
8(у) = у!Б2(У) = д/П.13 = 3.337
Рассчитаем коэффициент ковариации: соу(х,у) = X . у- ~х • У = 1092.54 - 73.31 • 14.31=43.47
Найдем коэффициент корреляции: У
X • у- X
S(x) • S (у)
1092.54-73.31 • 14.31
19.328 • 3.337
= 0.674
и по уровню значимости а и числу степеней свободы к = п - 2 в таблице распределения Стьюдента найти критическую точку 1крит двусторонней критической области. Если 1набл < 1крит нет оснований отвергнуть нулевую гипотезу. Если |£набл| > ^рит -нулевую гипотезу отвергают.
Таким образом, связь между уровнем аутопсихологиче-ской компетентности и уровень организаторских способностей руководителей заметная и прямая.
Определим значимость коэффициента корреляции.
Выдвигаем гипотезы:
H0: rxy = 0, нет линейной взаимосвязи между переменными;
H1: rxy ф 0, есть линейная взаимосвязь между переменными;
у]I -0.6742 лл„„ mr = *—ш-= 0.0746
tr =
л/98
0.674 0.0746
= 9.03
Для уровня значимости а=0.05 и степеней свободы k=100-2=98 по таблице Стьюдента определяем:
tKpHT (n-m-1; а/2) = (98;0.025) = 1.984
Поскольку |'1;набл| > t^m, то коэффициент корреляции является статистически значимым.
Найдем доверительный интервал для коэффициента корреляции:
г - Дг < г < г + Дг Аг = ±ииттг = ±1.984 • 0.0746 = 0.148 0.674-0.148 < г < 0.674 + 0.148
Доверительный интервал для коэффициента корреляции:
0.526 < г < 0.822
Заключение
Таким образом, мы можем на уровне значимости 95% подтвердить гипотезу о наличии заметной и прямой взаимосвязи между уровнем аутопсихологической компетентности руководителей и уровнем их организаторских способностей.
Однако, аутопсихологическая компетентность сильнее влияет на коммуникационные способности руководителей, и их взаимосвязь значительно более тесная.
Гипотеза исследования доказана и подтверждается. Руководители с высоким уровнем аутопсихологической компетентности способны к эффективным коммуникациям и, наоборот, руководители с низким уровнем аутопсихологиче-ской компетентности не способны к эффективным деловым коммуникациям.
Литература
[1]. Афанасьева Н.В., Степнова Л.А. Когнитивные способности в структуре аутопсихологической компетентности госслужащего // Акмеология. - 2005. - №2. - с.32-41.
[2]. Биаметова Г.Ф. Аутопсихологическая компетентность специалистов морских профессий // Психологические технологии в экстремальных видах деятельности. - Донецк, 2008.
[3]. Воронин В.В. Развитие коммуникативной компетентности специалиста: Учебное пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 138 с.
[4]. Деркач A.A., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. - 496 с.
[5]. Макаровская И.В. Коммуникативная компетентность и представления учителя о себе: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2006. - 24 с.
[6]. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности специалиста. Учебно-методическое пособие / Л. А. Степнова; Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации; под общ. ред. А. А. Деркача. Москва, 2007.
[7]. Степнова Л.А. Изучение экономического сознания методом семантического дифференциала // Социологические исследования. 1992. № 8. С. 65.
[8]. Степнова Л.А. Акмеологические технологии как средство формирования кадрового резерва на предприятиях газодобывающей отрасли. Учебно-методическое пособие / Л.А. Степнова, Т.В. Ковалёва; под общ. ред. А. А. Деркача; Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2009.
[9]. Степнова Л.А. Организация акмеологической службы в системе ин формационной безопасности предприятия / Краснов И.З., Степнова Л.А. // Акмеология. 2007. № 2. С. 68-77.
[10]. Степнова Л.А., Бруй Ю.В. Психолого-акмеологическая диагностика профессиональной компетентности кадров управления. Учебное пособие / Л.А. Степнова, Ю.В. Бруй ; под общ. ред. А. А. Деркача ; Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2010.
[11]. Степнова Л.А. Аутопсихологическая компетентность психолога в сфере образования // Акмеология. 2003. № 3. С. 53-56.
[12]. Степнова Л.А., Качановская Е.В. Профессиональная деятельность адвоката как предмет психолого-акмеологического исследования // Акмеология. 2014. № 1 (49). С. 100-104.
[13]. Степнова Л.А. Психолого-акмеологическое обеспечение профессионального развития государственных служащих // Социология власти. 2007. № 4. С. 5-14.
[14]. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 490 с.
EMPIRICAL RESEARCH OF AUTOPSYCHOLOGIGAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE MANAGER
Bolsun Sergey Aleksandrovich - hypnologist, clinical psychologist. Deputy director, dean of the faculty of hypnology of the Research institute of clinical hypnosis (RICH). Scientific secretary of the National society of hypnosis of Russian Federation, constituent society of the European society of hypnosis (ESH) and the International society of hypnosis (ISH).
Abstract
The article is devoted to the relationship of the autopsychological and communicative competences of the individual. By measuring the levels of development of these types of competencies and correlation analysis shows that such a relationship exists and is expressed in the fact that the managers with a high level of autopsychological competence are capable to effective business communication and, on the contrary, the managers of low autopsychological competence are not capable for effective communication.
Key words: autopsychological competence, communicative competence, communication skills of manager, organizational skills of manager.
УДК 159.9
АУТОАГРЕССИЯ У НАРКОЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ПСИХОАНАЛИЗА
Вашукова Екатерина Юрьевна - аспирант заочного отделения Московского Института Психоанализа. 121170 Россия, Москва, Кутузовский пр. 34. e-mail: kriya@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена анализу психоаналитических теорий формирования таких феноменов, как аутоагрессия и аддикция. В данной работе рассматриваются основные положения классического психоанализа, неофрейдистов, теории объектных отношений, раскрывающие саморазрушающее, зависимое поведение. Особое внимание уделено рассмотрению вопросов этиологии и патогенеза аутоагрессии. Как основной механизм развития аутодеструк-тивного поведения рассматривается внутриличностный конфликт и защитные механизмы. Так же рассматриваются некоторые психологические особенности аддиктов.
Ключевые слова: наркозависимость, аутоагрессия, личность, З.Фрейд, психоанализ, теория объектных отношений, внутрилич-ностный конфликт, защитный механизм.
Введение
Высокий уровень распространения наркомании в России является серьёзной медико-социальной проблемой [5]. Однако, единой теории, описывающей причины и механизм развития аддиктивного поведения в настоящий момент нет. В то же самое время, мы можем встретить множество различных гипотез, с помощью которых научные школы психологии и медицины пытаются объяснить такой феномен, как аддикция, и найти пути её преодоления. [9; 10] Необходимо отметить, что существует два вида зависимости: психическая и физическая. И если методы эффективной борьбы с физической зависимостью разработаны, то проблема психической зависимости остаётся на данный момент не разрешённой. Большой вклад в изучение аддиктивного поведения внесло психоаналитическое направление психологии.
Связь аутоагрессии и химической аддикции является неоспоримой. Она заложена уже в его метафорических определениях, таких как «суицид растянутый во времени», «пролонгированный суицид», «хронический суицид». [14] Следует