ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ
GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY
УДК 378
ББК 74.58
Г 93 Г.Н. Гузеева
Соискатель кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета; E-mail: anogalina@yandex. ru
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ понятия профессиональной компетентности, особенностей профессиональной компетентности студентов-менеджеров, специфика ее структуры. Важное место занимает коммуникативная компетентность как одна из ключевых в структуре профессиональной компетентности менеджера.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность,
профессиональная компетентность менеджера, коммуникативная компетентность менеджера.
G.N. Guzeeva
Competitor for Candidate degree of Pedagogy Department of Russian State Pedagogical University, Sankt-Petersburg; E-mail: [email protected]
FEATURES OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE FUTURE MANAGER
Abstract. The current article sets forth a theoretical analysis of the concept of professional competence, features professional competence of students - future managers, the specific points of its structure. Communicative competence is given an important place in the article as the key structure in the professional competence of the manager.
Key words and expressions: competence approach, professional competence, professional competence of the manager, the communicative competence of the manager.
Интеграция России в европейское научное и образовательное пространство вносит требования реформирования системы высшего образования. В современных условиях становление профессионала невозможно без четкого определения системы знаний, умений и навыков, профессиональных компетентностей, личностных качеств специалиста. Концепция компетентности стала одной из ведущих педагогических теорий современности. Систему образования можно считать эффективной, когда ее результатом является компетентная личность, владеющая не только знаниями, профессионализмом, высокими моральными качествами, но умеющая действовать адекватно в соответствующих обстоятельствах, применяя свои знания и беря на себя ответственность за результаты деятельности. Таким образом, основной целью образования можно считать воспитание и развитие компетентной личности именно в таком понимании.
Компетентностный подход в образовании в нашей стране связан с личностноориентированным и деятельностным подходом в обучении, поскольку касается личности учащегося и может быть реализован только в процессе выполнения им определенных действий. С начала 90-х гг. получила развитие идея о необходимости качественно нового педагогического образования, результатом которого становилось развитие способности быть
субъектом образовательного процесса, быть универсальным в освоении культуры и ее трансляции, а не только решать узкопрофессиональные задачи [1, с. 240].
В основе традиционных представлений о профессионализме специалиста лежит понятие «квалификация», которое происходит от «quality» - качество работника, профессионала. Квалификационные требования к профессиональной деятельности выступают, по сути, стандартами, которые лежат в основе подготовки специалистов. Квалификация профессиональная есть ступень профессиональной подготовленности работника, позволяющая ему выполнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности. Поэтому ключевым понятием при характеристике профессионального уровня работника выступает «умение-способность», отражением которого и является широкое использование категории «профессиональной компетентности». Именно уровень последней существенно влияет на квалификацию специалиста.
Проблеме формирования профессиональной компетентности специалистов посвящены исследования В.А. Адольф, Н.В. Бордовской и А.А. Реана, Т.Г. Браже, А.А. Вербицкого, М.К. Кабардова и Е.В. Арцишевской, В.С. Калиты, Н.В. Кузьминой, Л.И. Луценко, А.К. Марковой, О.М. Шиян и других. Ряд исследователей определяют профессиональную компетентность только через систему знаний, умений и навыков без учета мотивационно-потребностной сферы личности (А.А. Вербицкий, М.К. Кабардов и Е.В. Арцишевская, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.). По их мнению, глубокие знания, умения и навыки по выбранной специальности являются необходимым и главным компонентом профессиональной подготовки специалиста. Н.В.Кузьмина рассматривает профессиональную компетентность как уровень соответствия знаний, умений, опыта личности определенного профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых задач и решаемых проблем. Э.Ф. Зеер трактует профессиональную компетентность как совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.
Ряд ученых анализируют понятия профессионализма, профессиональной компетентности и профессионального мастерства через призму личностных характеристик специалиста, хотя по-разному описывают эту личностную составляющую (В.А. Адольф, Т.Г. Браже, Б.С. Гершунский, Г.М. Курдюмов, Н.Ф. Талызина, В.А. Ядов и др.). Большинство из них рассматривают профессиональную компетентность как многофакторное и интегративное личностное образование, которое обеспечивает успешное осуществление профессиональной деятельности и включает ценностные ориентации специалиста, мотивы его деятельности, общую культуру, стиль взаимодействия с окружающими, осознание мира вокруг себя и себя в мире, способность к самосовершенствованию и саморазвитию. В то же время профессиональная компетентность не только отражает имеющиеся потенциал и способности личности, но и формирует новые качества, которые позволяют человеку быть успешным в профессиональной деятельности.
Важным для нашего исследования считаем вывод о том, что в целом компетентного специалиста можно охарактеризовать как личность, которая владеет нормами профессии в мотивационной и операционной сферах; результативно и успешно с высокой продуктивностью осуществляет свою трудовую деятельность, следует высоким стандартам и, достигая мастерства, стремится к развитию своей личности.
В основу нашего исследования положена концепция по реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании, разработанная сотрудниками Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена в рамках программы «Развитие и совершенствование системы государственных образовательных стандартов и тестирования». Согласно основным положениям данной концепции, под профессиональной компетентностью понимаем интегральную характеристику личности, определяющую способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной
деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [1, с. 12]. Способности в данном случае рассматриваются как индивидуально-психологические особенности-свойства-качества личности, которые являются условием успешного выполнения определенного вида деятельности.
Исходя из понимания профессиональной подготовки как процесса профессионального развития и овладения опытом будущей профессиональной деятельности, можно говорить, что компетентный специалист устремлен в будущее, предвидит изменения, ориентирован на самостоятельное образование. Важной особенностью профессиональной компетентности человека является то, что компетентность реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее.
Структуру компетентности составляют ключевые, базовые и специальные компетентности. При этом ключевые приобретают сегодня особую значимость, т.к. необходимы для любой профессиональной деятельности и проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации (в том числе на иностранном языке), социально-правовых основ поведения человека в гражданском обществе. Характерными признаками ключевых компетентностей выступают многофункциональность, надпредметность, междисциплинарность, многомерность, реализация в различных видах деятельности; их обязательными характеристиками являются автономность, рефлексивность, интерактивность, функционирование в социально
гетерогенных группах.
Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т.д.) Они предполагают сформированность первоначального уровня способности к конкретной профессиональной деятельности, т.е. базовую компетенцию можно приобрести только при овладении методами конкретной работы, принятия участия в обсуждении и решении конкретных
профессиональных проблем разнообразного характера.
Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Их можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетенций в области учебного предмета, сферы профессиональной деятельности. Развитие специальной компетентности происходит через сочетание опыта работы с выполнением конкретных учебных заданий, проведением собственных тематических исследований, выполнения творческих работ и проектов, которые определяются актуальностью профессиональных проблем, затрагивающей направленность наличных и будущих интересов студентов.
Ключевые, базовые и специальные компетенции, пронизывая друг друга, проявляются в процессе решения жизненно важных задач разного уровня сложности, с использованием определенного образовательного пространства. Мы исходим из того, что базовые
компетентности должны отражать современное понимание основных задач профессиональной деятельности, а ключевые - пронизывать алгоритм их решения.
Специальные же компетентности реализуют базовые и ключевые применительно к специфике профессиональной деятельности. Все три вида компетенций взаимосвязаны и развиваются одновременно, что является основой для формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности личности, создания ее целостного образа как специалиста и, в конечном итоге, обеспечивает становление ее профессиональной компетентности [1, с. 1314].
Тема нашего исследования предполагает анализ теоретических и экспериментальных источников, посвященных профессиональной компетентности специалистов экономикоуправленческого профиля. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Финансовый менеджмент», «Экономика» и Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «080200 - Менеджмент» четко описывают должностные обязанности, необходимые знания и требования к квалификации
менеджеров.
Выпускник по данной специальности должен быть подготовлен к таким видам профессиональной деятельности, как организационно-управленческая, плановоэкономическая, проектно-экономическая, финансово-экономическая, аналитическая,
внешнеэкономическая, предпринимательская, научно-исследовательская, образовательная [2]. Исходя из этого перечня, понимаем, что менеджеры являются не просто специалистами в области экономики и экономических наук, по сути, это профессионалы, изучающие, каким образом общество распределяет различные ограниченные ресурсы, в частности, такие, как земля, трудовые ресурсы, сырье, различное оборудование и т. п., для того, чтобы производить товары и предоставлять услуги. Для этого экономисты проводят наблюдения и исследования, собирают и анализируют полученные данные, осуществляют мониторинг экономикоуправленческих тенденций и разрабатывают прогнозы. В последнее время проблема профессиональной компетентности экономистов активно исследуется в разных аспектах и представлена в работах Е.Ю. Айрапетова, Е.В. Бондарева, До Конг Чунг, Л.В. Капустина,
Н.В. Карпова, И.Н. Красоткина, Р. Марр, Н.А. Настащук, Х. Хершген, М.А. Хусаинова и др.
Особенности деятельности менеджера в современных условиях имеют социально ориентированные аспекты, раскрывающие его личностные характеристики. Учебновоспитательный процесс выступает составляющей частью процесса социализации студента, в результате которой формируются профессиональные качества делового человека, стремление к повышению успешности в деятельности, качества личности будущего профессионала. Исходя из этого, формирование компетентности будущего специалиста в данных условиях уже невозможно без учета развития его личности.
Е.В. Бондарева, изучая профессиональную компетентность будущих экономистов-менеджеров, выделяет такие ее компоненты, как мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный [3]. Мотивационно-волевой компонент включает, по мнению исследователя, мотивы, цели, потребности, ценностные ориентации, установки актуализации в профессии, стремление к творческому проявлению. Функциональный компонент имеет первоначальное значение компетентности и представляет собой систему приобретенных в высшем учебном заведении знаний с учетом их глубины, объема, стиля мышления, этических норм, социальных функций менеджера. Коммуникативный компонент компетентности, согласно Е.В. Бондаревой, включает умения ясно и четко выражать свои мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные отношения в разных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог. Рефлексивный компонент содержит умения контролировать результаты своей деятельности, уровень собственного развития и личных достижений.
Обобщив представленные материалы, считаем важным отметить, что для формирования профессиональной компетентности необходимо опираться на развитие профессионально важных качеств личности будущего менеджера:
- профессиональной самостоятельности как способности выполнять требования, выдвигаемые профессией, умения планировать, организовывать, регулировать и контролировать свою деятельность, проявлять инициативу;
- логичности, оперативности и креативности мыслительных процессов будущего специалиста, которые проявляются в умении быстро находить решения профессиональных задач, в оригинальности и нестандартности этих решений;
- профессиональной мобильности как способности к принятию быстрых рациональных решений, готовности к изменениям ситуации;
- коммуникативности, которая отражает направленность личности на общение, заинтересованность в людях, толерантность к ним;
- ответственности за свои решения и результаты своей деятельности;
- здоровья как основы сохранения и развития психических и физиологических функций, оптимальной работоспособности и социальной активности.
В последние годы в связи с интеграцией России в мировую экономику особое значение приобретают знания и умения современного менеджера организовывать сотрудничество с зарубежными партнерами. Формирование готовности студентов-менеджеров к внешнеэкономической деятельности предполагает свободное владение иностранным языком с учетом его экономико-управленческой направленности, т.е. готовность к профессиональной коммуникации.
Если обобщить требования к профессионалам-менеджерам, то их можно разделить на три большие группы: 1) фундаментальная экономическая подготовка как необходимая профессиональная база, 2) владение специальными компьютерными программами, ибо колоссальные объемы информации невозможно обработать вручную, и 3) сформированность коммуникативной компетентности с обязательным владением иностранным языком (и желательно не одним), потому что две трети компаний имеют зарубежных партнеров.
В структуре профессиональной компетентности и в перечне профессионально важных качеств представителей различных специальностей исследователи все чаще включают коммуникативные личностные качества (В.А. Адольф, Е.В. Бондарева, Е.В. Бондаревская и С.В. Кульневич, В.Н. Введенский, И.А. Зимняя, В.Г. Первутинский и другие). Такой подход отражает общие процессы глобализации, экономической интеграции и желание потенциальных деловых партнеров лучше понимать друг друга с целью эффективного сотрудничества. При этом овладению коммуникативной компетентностью отводится особая роль, так как гуманитарная составляющая общего образования, непосредственно связанная с обучением информатике, литературе, родному и иностранным языкам, обеспечивает успешную социализацию учащихся. В данном случае коммуникативная компетентность, как составляющая ключевой компетенции, определяет современное качество обучения языкам (родному и иностранным), его соответствие потребностям и ожиданиям общества [1, с. 418].
Учитывая результаты представленных научных исследований, можно сделать вывод о том, что профессиональная компетентность будущих менеджеров - это интегративная, комплексная характеристика, которая представляет собой единство знаний, умений, навыков, ценностей и личностных особенностей специалиста, руководствуясь которыми он определяет цели своей профессиональной деятельности и способен выполнять социальнопрофессиональные обязанности.
Структуру профессиональной компетентности будущих менеджеров составляют такие компетенции:
- ключевая как универсальные, межкультурные и межотраслевые знания и способности, формирующиеся и проявляющиеся в разных видах деятельности личности: социальная, коммуникативная, информационная, регулятивная и др.;
- базовая, которая отражает специфику экономико-управленческой профессиональной деятельности и предполагает сформированность первоначального уровня способности к конкретной профессиональной деятельности, а именно набор навыков для решения профессиональных задач: прогностических, проектных, методических, экспертных и др.;
- специальная (функциональная, операционно-действенная) компетенция как владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, готовность к самостоятельному и творческому выполнению профессиональной деятельности.
Примечания:
1. Отчет (о промежуточном этапе работы) Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по программе «Развитие и совершенствование системы государственных образовательных стандартов и тестирования». СПб., 2002. С. 240.
6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 080200 «Менеджмент»: проект. иЯЪ:
http:/www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/project/080200b.pdf - 25.06.2010.
7. Бондарева Е.В. Направленность на формирование профессиональной компетентности как путь совершенствования экономического образования. иЯЬ: http://www.ncstu.ru/content/_docs/pdf/conf/past/ 2003/хххй/11A3.pdf - 10.01.2009.