Научная статья на тему 'Совершенствование управленческой компетентности экономистов-менеджеров в системе дополнительного профессионального образования'

Совершенствование управленческой компетентности экономистов-менеджеров в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОНОМИСТ-МЕНЕДЖЕР / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / COMPETENCE / COMPETENCY / COMPETENCY BUILDING APPROACH / ADMINISTRATIVE COMPETENCE / ECONOMIST-MANAGER / SPHERE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морусов Александр Александрович, Черных Анатолий Иосифович

Статья посвящена проблеме формирования управленческой компетентности экономистов-менеджеров. В ней дается авторское определение понятия, раскрывается структура управленческой компетентности экономиста-менеджера, обозначена специфика процесса формирования управленческой компетентности экономиста-менеджера в системе дополнительного профессионального образования. Управленческая компетентность относится к сложным многокомпонентым системным качествам личности, обусловленным ее опытом в различных видах деятельности, особенно в профессиональной. Все компоненты управленческой компетентности взаимосвязаны; при этом сформированность операционного, мотивационного, когнитивного и регулятивного компонентов необходимое условие развитости поведенческого (деятельностного) компонента. Ядром дидактической системы формирования управленческой компетентности менеджеров в системе дополнительного образования является комплексная диагностика SWOT-анализ управленческой компетентности обучающихся. Задача педагога выявить сильные и слабые стороны управленческой компетентности обучающихся, возможности её совершенствования в системе дополнительного образования. Опытно-экспериментальная работа показала, что формирование управленческой компетентности менеджеров происходит более эффективно при соблюдении важнейших организационно-педагогических и методических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морусов Александр Александрович, Черных Анатолий Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of economist-managers administrative competence in the system of additional professional education

Article is devoted to the problem of formation of administrative competence of economists-managers. It gives author's definition of concept, the structure of administrative competence of the economist-manager is revealed, specificity of process of formation of administrative competence of the economist-manager in system of additional vocational training is designated. Administrative competence concerns to difficult many component system qualities of the person, caused by experience in various kinds of activity, especially in the professional. All components of administrative competence are interconnected; thus, formation of operational, motivational, cognitive and regulatory components a necessary condition of development of behavioral (activity) component. Kernel of didactic system of formation of administrative competence of managers in additional education system is complex diagnostics the SWOT-analysis of administrative competence of the trained. The problem of the teacher is to reveal strength and weaknesses of administrative competence of the trained, possibilities of its perfection in additional education system. Pilot testing work has shown that formation of administrative competence of managers occurs more effectively at observance of the major organizational-pedagogical and methodical conditions.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управленческой компетентности экономистов-менеджеров в системе дополнительного профессионального образования»

slalomists of national team Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 34 No. 12, pp. 45-48.

3. Novik, A. A., Matveev, Т.1. and Ionova, S.A. (2000), "Estimation of life quality of patient in medicine", Clinical medicine, No.2, pp. 10-13.

4. Roberts, R.D. Matthews, J, M. Zeidner and Lyusin, D.V. (2004), "Emotional intellect: problems of theory, measuring and applications in practice", Psychology. Journal of Higher school of economy, Vol. 1 No. 4, pp. 3-26.

Контактная информация: x903020@yandex.ru

УДК 378

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ЭКОНОМИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Александр Александрович Морусов, соискатель,

Анатолий Иосифович Черных, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, доцент, проректор по учебной работе,

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования управленческой компетентности экономистов-менеджеров. В ней дается авторское определение понятия, раскрывается структура управленческой компетентности экономиста-менеджера, обозначена специфика процесса формирования управленческой компетентности экономиста-менеджера в системе дополнительного профессионального образования. Управленческая компетентность относится к сложным многокомпонентым системным качествам личности, обусловленным ее опытом в различных видах деятельности, особенно в профессиональной. Все компоненты управленческой компетентности взаимосвязаны; при этом сформированность операционного, мотивационного, когнитивного и регулятивного компонентов -необходимое условие развитости поведенческого (деятельностного) компонента.

Ядром дидактической системы формирования управленческой компетентности менеджеров в системе дополнительного образования является комплексная диагностика - SWOT-анализ управленческой компетентности обучающихся. Задача педагога - выявить сильные и слабые стороны управленческой компетентности обучающихся, возможности её совершенствования в системе дополнительного образования. Опытно-экспериментальная работа показала, что формирование управленческой компетентности менеджеров происходит более эффективно при соблюдении важнейших организационно-педагогических и методических условий.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, управленческая компетентность, экономист-менеджер, система дополнительного профессионального образования.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p112-117 IMPROVEMENT OF ECONOMIST-MANAGERS ADMINISTRATIVE COMPETENCE IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Alexander Aleksandrovich Morusov, the competitor,

Anatoly Iosifovich Chernyh, the doctor of pedagogical sciences, candidate of technical sciences, senior lecturer, Pro-Rector in teaching work,

Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

Article is devoted to the problem of formation of administrative competence of economists-managers. It gives author's definition of concept, the structure of administrative competence of the econo-

mist-manager is revealed, specificity of process of formation of administrative competence of the econo-mist-manager in system of additional vocational training is designated. Administrative competence concerns to difficult many component system qualities of the person, caused by experience in various kinds of activity, especially in the professional. All components of administrative competence are interconnected; thus, formation of operational, motivational, cognitive and regulatory components - a necessary condition of development of behavioral (activity) component.

Kernel of didactic system of formation of administrative competence of managers in additional education system is complex diagnostics - the SWOT-analysis of administrative competence of the trained. The problem of the teacher is to reveal strength and weaknesses of administrative competence of the trained, possibilities of its perfection in additional education system. Pilot testing work has shown that formation of administrative competence of managers occurs more effectively at observance of the major organizational-pedagogical and methodical conditions.

Keywords: competence, competency, competency building approach, administrative competence, economist-manager, sphere of additional professional education.

ВВЕДЕНИЕ

Развивающаяся российская экономика ставит перед профессиональным образованием задачу подготовки менеджеров, способных к работе в сложных социальноэкономических условиях [1-3]. Современные специалисты считают одним из важнейших критериев профессионализма менеджера его управленческую компетентность - личностно-профессиональное качество, интегрирующее профессиональные экономические и управленческие знания, умения, навыки и развитые на их основе способности, реализуемые в профессиональной деятельности, позволяющие действовать самостоятельно, ответственно и эффективно [1-3]. Поэтому система подготовки экономистов-менеджеров (в т. ч. система дополнительного образования), должна быть ориентирована на формирование их управленческой компетентности.

Несмотря на то, что многие исследования в области профессионального (в т. ч. дополнительного) образования проводятся с позиций компетентностного подхода, по-прежнему управленческая компетентность менеджеров и условия её формирования изучены недостаточно. В практике дополнительного профессионального образования не всегда наблюдается комплексное развитие компонентов управленческой компетентности менеджеров.

Цель исследования: создание и обоснование модели дополнительного образования, направленного на формирование управленческой компетентности менеджеров.

Исследование проводились на базе факультета дополнительного образования Кубанского государственного технологического университета (ФДО КубГТУ). Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики подготовки менеджеров, тестирование, моделирование и педагогический эксперимент.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рассматривая модель управленческой компетентности, выделим её структурные и функциональные компоненты. Структурные компоненты - управленческие компетенции: умение работать с целями и ценностями компании; способность к эффективным внешним и внутренним коммуникациям; умение точно подбирать ключевых сотрудников компании и использовать в бизнесе их наиболее сильные стороны, производить анализ и синтез деятельности предприятия; умение эффективно организовать собственное время и время сотрудников компании, т.е. персональный и корпоративный тайм-менеджмент. Функциональные компоненты управленческой компетентности определяют сущность, строение, значение для развития качеств, свойств и возможностей личности (табл. 1).

Таблица 1

Компоненты управленческой компетентности________________________

Компонент Содержание

Когнитивный Система управленческих знаний и познавательных интересов личности, образующих ее общий и профессиональный кругозор, а также интеллектуальных способностей и качеств личности

Операционно- технологический Система управленческих умений, навыков и индивидуального комплекса технологий, а также организаторских, коммуникативных и креативных способностей и качеств личности

Мотивационно- ценностный Система убеждений, ценностных ориентаций, социальноуправленческих потребностей и установок, нравственных качеств личности

Регулятивный (рефлексивно-оценочный, диагностический) Осознание самого себя и своей управленческой компетентности; система индивидуальных норм, социально-управленческих чувств и эмоций, волевых качеств, регулирующих управленческое поведение и творческую активность специалиста в процессе управления

Поведенческий (деятельностный) Проявления управленческих знаний, умений и ценностей в профессиональной (управленческой) деятельности; активность в профессиональном саморазвитии

Из данной модели следует, что об управленческой компетентности следует судить по поведенческому компоненту: наличие остальных компонентов лишено смысла без их реализации в практике менеджмента. С другой стороны, сформированность когнитивного, операционного, мотивационного и регулятивного компонентов - важное условие для успешной управленческой деятельности (поведенческого компонента). При этом знания и умения (т.е. когнитивный и операционный компоненты) сами по себе не являются движущей силой успешной профессиональной деятельности, а получают своё воплощение через мотивационный и регулятивный компоненты. Управленческая компетентность связана со многими системными личностными и профессиональными качествами (табл. 2).

Таблица 2

Связь управленческой компетентности с иными личностно-профессиональными

качествами

Качество Его связь с управленческой компетентностью

Информационная культура личности - приобщенность к информации и информационным технологиям Современный менеджер не может рассчитывать на успех в профессиональной деятельности без умения использовать ЭВМ и информационные системы как средство управления информацией. Умение работать с экономическими информационными системами - необходимое условие успешной управленческой деятельности

Правовая культура личности - приобщенность к правовым нормам Руководитель в своей деятельности обязан следовать правовым нормам, в противном случае его деятельность будет носить антисоциальный характер

Когнитивные и творческие способности Инновации являются важным фактором развития менеджмента, а без когнитивных (особенно интеллектуальных) и творческих способностей немыслим инновационный потенциал менеджера

Коммуникативная культура личности Деятельность менеджера предполагает тесное социальнопсихологическое взаимодействие с людьми, и успешное руководство немыслимо без способности налаживать контакты, убеждать в своей точке зрения, использовать речевые средства родного и иностранного языков и т.д.

Волевые качества, дисциплинированность, ответственность и решительность Деятельность менеджера немыслима не только без постановки цели и задач, но и умения твердо добиваться их выполнения

Формирование управленческой компетентности в системе дополнительного про-

фессионального образования требует реализации следующей технологической цепочки процессов:

анализ запросов заказчика (социального заказа на подготовку менеджеров) => анализ учета ожиданий слушателей (обучающихся) => проведение исследовательских диагностических процедур и мероприятий для определения сильных и слабых сторон текущего состояния управленческой компетентности обучающихся (дидактический SWOT-анализ) => выработка оптимальной структуры и содержания образовательного процесса (отбор входящих в него дисциплин, оптимальных форм и методов учебных занятий) => реализация программы дополнительного образования => анализ результатов образовательного процесса и внесение коррекций.

Наиболее значимым звеном в этой модели является SWOT-анализ управленческой компетентности менеджеров, заключающейся в выявлении её сильных и слабых сторон для конкретного обучающегося, возможностями её развития, а также препятствия, обусловленные условиями образовательного процесса, сдерживающие формирование этого профессионального качества (табл. 3). Система послевузовского профессионального образования руководителей должна выполнять три функции. Первую можно обозначить как «обеспечение общегуманитарной и мировоззренческой подготовки». Вторая функция

- обеспечение общепрофессиональной подготовки. Третья - собственно основная управленческая подготовка руководителей. Образовательные стандарты системы дополнительного профессионального образования, в отличие от основных вузовских учебных планов и программ, должны иметь совершенно иные предметные основания.

Таблица 3

Пример SWOT-анализа управленческой компетентности менеджера

Сильные стороны Возможности для развития компетентности

1. Высокий уровень развития коммуникативной и правовой культуры личности, дисциплинированности и волевых качеств. 2. Глубокое знание современных технологий менеджмента (высокий уровень когнитивного компонента). 3. Ценностное отношение к профессии менеджера (высокий уровень мотивационного компонента). 1. Высокая квалификация преподавателей, работающих в системе дополнительного профессионального образования, позволит давать обучающимся менеджерам учебнопрофессиональные задачи, что позволит интегрировать теоретическую и практическую подготовку обучающихся. 2. Наличие электронных образовательных ресурсов и педагогических программных продуктов позволит приобщить обучающихся к современным информационным технологиям и воспитать навыки самостоятельной работы, т.е. сформировать их информационную культуру личности.

Слабые стороны Препятствия

1. Слабое владение современными информационными технологиями, в т.ч. технологиями баз данных и экономическими информационными системами. 2. Недопонимание взаимосвязи между информатизацией деятельности предприятий и реализации системы менеджмента качества согласно модели ИСО 9000. Дефицит времени, отводимый на обучение (переподготовку).

Особую роль в формировании управленческой компетентности менеджеров играют учебно-профессиональные задачи, позволяющие интегрировать их теоретическую и практическую подготовку. Как правило, учебно-профессиональные задания заключаются в теоретическом обосновании практической управленческой деятельности либо в моделировании (анализе или синтезе) деятельности предприятия, причем задания формируются на примере реальных предприятий. Коэффициентом интеграции теоретической и

N

практической подготовки назовем величину а = —, где в числителе и знаменателе -

N

задач

соответственно число учебно-профессиональных задач и общее число задач, предложенных обучающемуся. Данная величина должна закономерно возрастать, и к завершающему этапу обучения менеджера должна приближаться к 1 (100%). Анализ формирования

управленческой компетентности менеджеров в системе дополнительного образования позволил выявить организационно-педагогические и методические условия данного процесса: дополнение уже имеющихся базовых экономических и управленческих знаний; учет социально-экономической, потребностей работодателя и образовательных потребностей обучающегося (экономиста-менеджера); обеспечение вариативности, индивидуализации, дифференцированности, контекстности и интерактивности образовательного процесса; ориентация дополнительного образования, с одной стороны, на специфические ценности и мотивы, цели и задачи обучения взрослых и, с другой стороны, на ценностные ориентации управленческой и экономической деятельности; использование специфических способов контроля, оценки и диагностики (сравнительное оценивание обученности «на входе» и «на выходе», преобладание качественной оценки над количественной, самооценка и самоанализ); дополнение образовательной ценности личности, её стимулирование к профессиональному совершенствованию; тесная связь образовательного процесса с профессиональной управленческой деятельностью.

Проведенная на базе ФДО КубГТУ опытно-экспериментальная работа показала высокую эффективность предложенной модели формирования управленческой компе-

тентности менеджеров (табл. 4).

Таблица 4

_____________________Результаты педагогических экспериментов________________________

№ п/э Стадия Доля обучающихся менеджеров с уровнем управленческой компетентности, %

Очень низкий Низкий Средний Высокий

1. Начало 10 44 36 10

Завершение 0 14 46 40

2. Начало 12 48 36 4

Завершение 0 12 50 38

3. Начало 8 44 36 12

Завершение 0 6 50 44

Таким образом, правильно организованное дополнительное образование менеджеров - значимый фактор формирования управленческой компетентности как системного профессионального качества.

ВЫВОДЫ

1. Сложившаяся система дополнительного образования не всегда направлена на комплексное развитие компонентов управленческой компетентности экономистов-менеджеров.

2. Управленческая компетентность относится к сложным многокомпонентым системным качествам личности, обусловленным ее опытом в различных видах деятельности, особенно в профессиональной. Все компоненты управленческой компетентности взаимосвязаны; при этом сформированность операционного, мотивационного, когнитивного и регулятивного компонентов - необходимое условие развитости поведенческого (деятельностного) компонента.

3. Ядром дидактической системы формирования управленческой компетентности менеджеров в системе дополнительного образования является комплексная диагностика

- SWOT-анализ управленческой компетентности обучающихся. Задача педагога - выявить сильные и слабые стороны управленческой компетентности обучающихся, возможности её совершенствования в системе дополнительного образования. Опытноэкспериментальная работа показала, что формирование управленческой компетентности менеджеров происходит более эффективно при соблюдении важнейших организационнопедагогических и методических условий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лукашенко, М. А. Профессиональные компетенции руководителя [Электронный ресурс] // URL: http://www.cfin.ru/management/strategy/competit/ksao.shtml. - Дата обращения 30.01.2012.

2. Михеев, С.С. Акмеологические факторы, обеспечивающие эффективное развитие управленческой компетентности госслужащих [Электронный ресурс] // URL: htpp: // www.zpu-journal.ru/e-zpu. - Дата обращения 30.01.2012.

3. Панков, Ю.И. Профессиональная управленческая компетентность как фактор оптимизации деятельности руководителя государственной противопожарной службы: социологический анализ : дис. ... канд. социолог. наук [Текст] / Панков Ю.И. - М., 2003.

- 240 с.

REFERENCES

1. Lucadhenko, M.A. (2011), "Professional competence Manager", available at: http://www.cfin.ru/management/strategy/competit/ksao.shtml (accessed 30 January 2012).

2. Mikxeev, S.S. (2010), "Acmeological factors to ensure the effective development of managerial competence of civil servants", available at: http: // www.zpu-journal.ru/e-zpu (accessed 30 January 2012).

3. Pankov, Y.I. (2003), Professional managerial competence as the factor of optimization of activity of the head of the State fire service: a sociological analysis: Dissertation, Moscow, Russian Federation

Контактная информация: romanovda1@rambler.ru

УДК 37.037.2

ЯВЛЕНИЕ И CУБСТАНЦИАЛЬНОЕ СВОЙСТВО ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ЧЕЛОВЕКА И ВОДЫ

Мария Дмитриевна Мосунова, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Федорович Мосунов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Впервые выявлено и охарактеризовано единое по существу общественное и физическое явление «взаимоотношение человека и воды» и его субстанциальное свойство, существует и проявляется объективно, не зависит от состояния сознания. Подтверждено результатами экспериментальных исследований. Полученное знание открывает перспективные возможности дальнейшего изучения взаимоотношений человека, воды и ее физических, химических и биологических соединений от атомно-молекулярного уровня до системного, органного и целостного организма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимоотношение человека и воды есть единое целое физическое и общественное явление, формируется, развивается и проявляется пожизненно, как единое целостное качественно специфическое явление реальной действительности, не зависит от состояния сознания. Обусловлено начальной активностью взаимосвязей женских и мужских водосодержащих родительских клеток человека.

Субстанциальное свойство взаимоотношений человека и воды с ее физическими, химическими и биологическими соединениями обеспечивать целостное единение человека и воды в процессе оплодотворения, зарождения, формирования и жизни человека. Проявляется посредством реализации в системах и органах человека магнитогидродинамического течения жидкостных сред на всех функциональных и морфологических уровнях его жизненного само обеспечения: от атомно-молекулярного и системно-органного до целостного единого физического и общественного. Обусловлено возникновением объемных сил электромагнитной природы, путем преобразования механического течения жидкостных сред организма в электрическую энергию и, наоборот, преоб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.