Научная статья на тему 'К проблеме использования гуманитарных технологий как средства подготовки менеджеров профсоюзной деятельности'

К проблеме использования гуманитарных технологий как средства подготовки менеджеров профсоюзной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» / "КОМПЕТЕНТНОСТЬ" / «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» / «МЕНЕДЖЕР ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» / HUMANITY TECHNOLOGIES / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / TRADE UNION MANAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Галина Александровна

В статье раскрывается содержание понятий «гуманитарная технология», «профессиональная компетентность менеджера профсоюзной деятельности». Обосновывается ключевая роль гуманитарных технологий в подготовке менеджеров профсоюзной деятельности к выполнению социальных ролей и функций в современном обществе, в профессионально-личностном развитии и достижении профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демидова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING A PROBLEM OF HUMANITY TECHNOLOGIES USE AS A WAY OF TRAINING TRADE UNION MANAGERS

The article interprets the concepts of “humanity technology” and “professional competence of a trade union manager”. The author substantiates the key role of humanity technologies in training the trade union managers to perform social roles and functions in the modern society, in professional and personal development, and to achieve professional competence.

Текст научной работы на тему «К проблеме использования гуманитарных технологий как средства подготовки менеджеров профсоюзной деятельности»

УДК 377

Демидова Галина Александровна

заместитель директора по учебной работе Учебно-методического центра Федерации организаций профсоюзов Оренбургской области dom-hors@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ

ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Demidova Galina Aleksandrovna

Deputy Director for Studies, Training Centre of the Trade Unions Federation of the Orenburg Region dom-hors@mail.ru

CONCERNING A PROBLEM OF HUMANITY TECHNOLOGIES USE AS A WAY OF TRAINING TRADE UNION MANAGERS

Аннотация:

В статье раскрывается содержание понятий «гуманитарная технология», «профессиональная компетентность менеджера профсоюзной деятельности». Обосновывается ключевая роль гуманитарных технологий в подготовке менеджеров профсоюзной деятельности к выполнению социальных ролей и функций в современном обществе, в профессионально-личностном развитии и достижении профессиональной компетентности.

Ключевые слова:

«гуманитарные технологии», «компетентность», «профессиональная компетентность», «менеджер профсоюзной деятельности».

Summary:

The article interprets the concepts of “humanity technology” and “professional competence of a trade union manager”. The author substantiates the key role of humanity technologies in training the trade union managers to perform social roles and functions in the modern society, in professional and personal development, and to achieve professional competence.

Keywords:

humanity technologies, competence, professional competence, trade union manager.

Социокультурные и социально-экономические процессы, происходящие в российском обществе, переход от экономики потребления и распределения к экономике знаний, становление обучающего общества требуют подготовки менеджеров, владеющих инновационными технологиями, умениями интеллектуальной и деятельностной рефлексии.

Функции и задачи менеджмента осуществляются через деятельность профессионалов -менеджеров. Менеджер - специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной сфере предприятия или организации. Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность и наделен полномочиями принимать управленческие решения. Термин менеджер может употребляться применительно к профсоюзной деятельности.

Ведущими теоретиками менеджмента разработаны концепции профессиональной подготовки менеджеров, представленные в таблице № 1.

Таблица № 1 - Концепции профессиональной подготовки менеджеров

Концепции Составляющие концепции Задачи обучения Доминирующие качества менеджера

1. «Руководящие принципы программ первого образования по менеджменту в Европе» Общекультурная (ценности и установки общества) Развитие компетенций Формирование специфического типа мышления Значительный объем практической подготовки - знакомство с реальным опытом управления Умение работать в многоязычной и мультикультур-ной среде Высокая социальная ответственность Морально-нравственные качества, законопослушность Толерантность Креативность

Продолжение таблицы 1

2. «Концепция бизнес -образования» Наличие способности понимать ситуацию Наличие определенных навыков и умений в работе с информацией Наличие определенного поведения Формирование ценностной базы человека, которая сочетается с ценностной системой цивилизованного бизнеса Формирование управленческих ЗУН Развитие операционных навыков Развитие коммуникативных навыков Предвидение, прогнозирование, Способность к самосовершенствованию Мотивация к труду Коммуникативность

3. «Интегрированная модель качеств менеджера» Организационноуправленческая сфера деятельности Социальнопсихологическая сфера деятельности Производственная сфера Личностная сфера Формирование профессиональных компетенций (ЗУН) Формирование и развитие организационных качеств Развитие политической культуры Самоменеджмент Умения принимать, реализовывать и нести ответственность за управленческие решения, Социальная направленность менеджеров

Учитывая специфику задач обучения, обозначенных в концепциях профессиональной подготовки менеджеров, считаем, что для раскрытия личностно-делового потенциала менеджера профсоюзной деятельности необходим высокий уровень управленческо-гуманитарной подготовки. Следовательно, гуманитарные технологии становятся наиболее актуальными в профессиональной подготовке менеджеров профсоюзной деятельности.

Анализ исследований данного понятия показал, что проблематика гуманитарных технологий в образовании является широко обсуждаемой проблемой. Так, в работах В.Н. Панферова, В.В. Семикина гуманитарные технологии представляют собой «систему приемов и способов решения проблем социального взаимодействия людей в целях его оптимизации» [1, с. 12]. Социологи, в частности А. Тупицын, относят гуманитарные технологии к инновационной деятельности [2]: «сама идея гуманитарных технологий - это попытка отрефлексировать «естественные процессы», протекающие в обществе, и перенести их в «инженерный план». Научиться с этим работать, научиться искусственно менять эту границу, показывая, что то, что мы давно привыкли считать естественным, на самом деле сложилось на основе исторической практики и может изменяться в соответствии с нашими задачами. Инновационная деятельность нуждается в «гуманитарном обеспечении» - в первую очередь, из-за известного феномена сопротивления инновациям, который сопровождает человечество на всем протяжении его истории».

Серьезным прорывом в понимании сущности гуманитарных технологий, в контексте профессионального образования, являются научные работы Н.В. Бордовской. Нам импонирует представление ученого о сущности гуманитарных технологий как о «технологиях влияния на общество, на человека. Средствами гуманитарных технологий анализируются, отбираются, проектируются, создаются, оцениваются, корректируются, преобразуются отношения человека к окружающему миру, с окружающим миром в контексте различных условий жизнедеятельности и различных видов его социальной и индивидуальной деятельности» [3]. По мнению автора, гуманитарные технологии направлены на реализацию гуманистических ценностей в образовании и:

- «выступают средствами создания условий для определения личностного смысла всех видов деятельности и взаимоотношений в образовательной пространстве, создании возможности для актуализации потенциала и реализации человеческого ресурса;

- способны обеспечить многообразие и полноту ощущения, восприятия и понимания ценности учебной информации, предлагаемой на учебных занятиях, науки, культуры и будущей профессиональной деятельности человека и своего потенциала для успешности обучения и будущей жизнедеятельности;

- обеспечивают возможность проявить каждому субъекту свою индивидуальность и позицию, оценить жизненное значение для себя получаемых знаний и умений, осознать личностный смысл обучения;

- направлены на актуализацию и обогащение духовной сферы субъектов образовательного процесса» [4, с. 44].

В исследованиях Н.В. Бордовской сформулированы ведущие технологические принципы гуманитаризации педагогического процесса в профессиональном образовании:

- гуманизация целей образования;

- проблематизация содержания образования;

- диалогизация всех форм коммуникации субъектов образовательного процесса;

- дифференциация способов и форм организации образовательного процесса с учетом образовательных интересов и потребностей студентов;

- индивидуализация способов, последовательности и сроков освоения образовательных программам;

- личностная самореализация как основание для оценки результатов обучения.

Обобщая взгляды современных ученых, можно сделать вывод, что гуманитарные технологии в профессиональном образовании - это технологии гуманитаризации содержания, форм, методов и средств обучения, направленные на достижение объективных целей гуманизации образования. Таким образом, применение гуманитарных технологий в профессиональной подготовке менеджеров профсоюзной деятельности направлено на решение основных образовательных задач:

- актуализацию и реализацию человеческого, интеллектуально-творческого, организационно-коммуникативного потенциала;

- проявление индивидуальности и своей позиции, возможность оценить значение получаемых знаний и умений, осознать личностный смысл обучения;

- обогащение духовной сферы;

- развитие гуманитарного мышления и гуманитарной культуры;

- актуализацию и развитие ценностно-смысловой сферы, готовности и стремления к самопознанию своих интеллектуальных, профессиональных, лидерских, творческих возможностей;

- развитие сотрудничества, коллективной деятельности, сотворчества и работы в команде.

Мы разделяем точку зрения профессора Х.Т. Тхагапсоева о том, что специфика гуманитарных технологий связана с особенностями «субъект-субъектных» отношений в профессиональной деятельности социального взаимодействия. Именно это обстоятельство позволяет классифицировать «многообразие гуманитарных технологий на мотивационные, ориентированные, ролевые, эмотивные, аналитические, рефлексивные, нормативно-рефлексивные, дискурсивные и другие» [5, с. 56]. В работах Л.Б. Соколовой субъект деятельности представляет собой «сложившийся феномен, который можно интерпретировать в рамках практикоориентированных педагогических теорий. Во-первых, теория субъекта всегда связана с категорией объекта. Во-вторых, познающий субъект, или «субъект научного познания», всегда общественный субъект, осознающий это бытие в общественно-исторически сложившихся формах. В-третьих, субъект - это всегда сознательно действующее лицо, самосознание которого, по мнению С.Л. Рубинштейна, - это «осознание себя как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности - практической и теоретической, субъекта деятельности в том числе»» [6, с. 96]. В деятельности профсоюзного менеджера на месте субъектов находится человек или группа людей, что не позволяет жестко технологизировать взаимодействие с ними, так как они обладают возможностями «субъекта» к произвольной ответной реакции на воздействие субъекта профессиональной деятельности.

Таким образом, современные гуманитарные технологии, применяемые в профессиональной подготовке менеджеров профсоюзной деятельности можно представить как систему действий субъектов, связанных с достижением поставленной образовательной цели и выраженную в следующих аспектах:

1. Эмпирический аспект - процессуальная характеристика в деятельности преподавателя: совокупность операций, которые осуществляются субъектами определенным способом в определенной последовательности, что обеспечивает достижение поставленной цели. Значит, гуманитарные технологии, применяемые в подготовке менеджеров профсоюзной деятельности, раскрывают особенности целенаправленно организуемого процесса, объясняя, как должен действовать субъект, чтобы обеспечить решение поставленной цели.

2. Теоретический аспект - проект деятельности для достижения поставленной цели, разработанный на научной основе, процедуры которого эффективны для получения прогнозируемого результата на практике. Одна и та же образовательная цель может быть достигнута разными средствами и путями, то есть с применением разных технологий.

3. Единство теоретического и практического аспекта - проектирование и реализация на практике системы действий субъектов образовательного процесса, при четкой формулировке дидактических целей, обоснованности средств и этапов достижения, определения системы контроля и оценки результатов.

4. Нормативный аспект - гуманитарная технология представляет собой преобразованную теоретическую информацию в предписывающую информацию для субъекта о конкретных действиях, которые нужно произвести с целью достижения поставленной цели.

Применение гуманитарных технологий в профессиональном образовании становится базой для обретения профессиональной компетентности. Дж. Равен, один из известных зарубежных ученых в области менеджмента, на основе своих многочисленных исследований приходит к выводу, что высокая компетентность требуется сегодня от специалистов на всех уровнях управления и во всех сферах нашего общества. Не случайно, программа модернизации образования в нашей стране, одной из главных стратегических задач ставит формирование компетентности в средней и высшей школе.

Обобщая отечественные и зарубежные исследования сущности компетентности, данное понятие мы можем обозначить, как способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Следует обратить внимание на различие понятий «компетентность» и «компетенция». А.В. Хуторский и О.В. Акулова разделяют понятия «компетенция» и «компетентность» следующим образом: «компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности); компетентность -владение, обладание соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [7] .

Деятельность профсоюзного менеджера тесно связана с решением психологических задач и проблем, поэтому считаем, что компетентность менеджера профсоюзной деятельности можно определить как профессионально-психологическую компетентность. Анализ работ В.А. Козырева, А.П. Тряпицыной позволил нам выстроить структуру понятия профессиональная компетентность менеджера профсоюзной деятельности и выделить структурные компоненты данного понятия: ключевая психологическая компетентность, базовая психологическая компетентность и специальная психологическая компетентность (рис. 1).

Рис. 1 - Структура профессиональной компетентности менеджера профсоюзной деятельности

Ключевая психологическая компетентность менеджера профсоюзной деятельности - это общечеловеческая компетентность, которая выступает регулятором межличностного взаимодействия и обеспечивает успешность субъект-субъектного взаимодействия людей. Она включает в себя общепсихологические знания, комплекс умений человеческого взаимодействия с другими людьми. Развитая ключевая психологическая компетентность - необходимая составляющая профессиональной компетентности специалистов в социальной сфере.

Базовая психологическая компетентность является основой профессиональной компетентности менеджера профсоюзной деятельности как специалиста в области гуманитарных технологий. Она предполагает, с одной стороны, знание психической организации человека, с другой стороны - человеческих отношений, рассматриваемых в контексте социального взаимодействия. Менеджер, изменяя организационные условия социального взаимодействия в организации, способен оказывать воздействия на характер человеческих отношений. Следовательно, формирование базовой психологической компетентности должно составлять существенную часть профессиональной подготовки профсоюзного менеджера.

Одной из профессиональных задач для менеджера профсоюзной деятельности является задача регуляции человеческих отношений в процессе делового взаимодействия в организа-

ции. Следовательно, необходимым этапом профессиональной деятельности менеджера профсоюзной организации в работе с человеческими отношениями становится диагностика и анализ этих отношений. По мнению исследователей данной проблемы В.В. Семикина и Н.Б. Лисовской, это составляющие специальной психологической компетентности, которая проявляется во владении гуманитарными технологиями социального взаимодействия. Таким образом, мы видим, что применение гуманитарных технологий в профессиональной подготовке менеджера профсоюзной деятельности создает теоретическую площадку для обоснования компетентности как критерия качества образования.

В опытно-экспериментальной работе нашего диссертационного исследования мы доказали, что гуманитарные технологии выступают как средства подготовки менеджеров профсоюзной деятельности к выполнению социальных функций в современном обществе, а также формируют отношения:

- к содержанию, видам, формам и условиям образовательной деятельности;

- с участниками образовательного процесса: педагогами, авторами учебных

и научных текстов;

- к себе как будущему специалисту и гражданину.

В заключение следует отметить: в современных условиях, при усложнении производственных процессов, росте видов и форм деятельности, возрастании роли социальнокультурных ресурсов; именно гуманитарные технологии становятся наиболее востребованными

и, на наш взгляд, необходимыми, в профессиональной подготовке менеджеров профсоюзной деятельности к выполнению социальных ролей и функций в обществе, в достижении профессиональной компетентности.

Ссылки:

1. Панферова В.Н. Профессионально-педаго-гическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях: учебно-методическое пособие / В.Н. Панферова, В.В. Семикина, Н.Б. Лисовский. СПб., 2008.

2. Тупицын А. Новости гуманитарных технологий // «Со-Общение». 2004. № 10. URL: http://gtmarket.ru.

3. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учебное пособие. СПб., 2007.

4. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред.

H.В. Бордовской. М., 2011.

5. Глубокова Е.Н. Гуманитарные технологии в высшем образовании: научно-методические материалы / Е.Н. Глубоко-ва, И.Э. Кондракова, Л.М. Мосолова, Т.Н. Носкова, Т.Б. Павлова, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына, А.В. Тумалев, Е.А. Тумалева. СПб., 2008.

6. Соколова Л.Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя: монография. Оренбург, 2003.

7. Акулова О.В. Ключевые компетентности как цель и результат современного образования // Академические чтения / Сев.-зап. отд-ние РАО. СПб., 2002. Вып. 3: Теория и практика модернизации образования. С. 35-37.

References (transliterated):

1. Panferova V.N. Professional'no-pedagogicheskaya kompetentnost' gumanitarnykh tekhnologov v chelovecheskikh otnosheniyakh: manual / V.N. Panferova, V.V. Semikina, N.B. Lisovskiy. SPb., 2008.

2. Tupitsyn A. Novosti gumanitarnykh tekhnologiy // «So-Obshchenie». 2004. № 10. URL: http://gtmarket.ru.

3. Bordovskaya N.V. Gumanitarnye tekhnologii v vuzovskoy obrazovatel'noy praktike: teoriya i metodologiya proektirovaniya: manual. SPb., 2007.

4. Bordovskaya N.V. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: manual / authors'collective; ed. by N.V. Bordovskaya. M., 2011.

5. Glubokova E.N. Gumanitarnye tekhnologii v vysshem obrazovanii: nauchno-metodicheskie materialy / E.N. Glubokova,

I.E. Kondrakova, L.M. Mosolova, T.N. Noskova, T.B. Pavlova, S.A. Pisareva, A.P. Tryapitsyna, A.V. Tumalev, E.A. Tuma-leva. SPb., 2008.

6. Sokolova L.B. Stanovlenie kul'tury pedagogicheskoy deyatel'nosti uchitelya: monografiya. Orenburg, 2003.

7. Akulova O.V. Klyuchevye kompetentnosti kak tsel' i rezul'tat sovremennogo obrazovaniya // Akademicheskie chteniya / Sev.-zap. otd-nie RAO. SPb., 2002. Issue 3: Teoriya i praktika modernizatsii obrazovaniya. P. 35-37.

- 1З0 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.