The structure of the concept «culture», as one of metaprinciples in
pedagogy Rebenok M.
Структура понятия «культура», как одного из метапринципов в
педагогике Ребенок М. Н.
Ребенок Марина Николаевна / Rebenok Marina - аспирант, кафедра теории и методологии образования, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов
Аннотация: в статье анализируется культурная среда, которая может быть благоприятной, нейтральной или даже тепличной. Каждый раз её особенности должны учитываться педагогом или психологом, поскольку педагогическое влияние на учащегося всегда «опосредуется», то есть воспринимается им двояко: и как относительно автономным индивидом, и как субъектом вполне конкретной культурной среды.
Abstract: the article analyzes cultural environment may be favorable, neutral, or even a greenhouse. Every time its features should be considered as a teacher or psychologist because of pedagogical influence on the student is always "mediated", that is perceived in two ways: as a relatively аutonomous individual, and as the subject is quite specific cultural environment.
Ключевые слова: культура, образование, ценность, педагог, культурная среда. Keywords: culture, education, values, teacher, cultural environment.
Эффективное решение многих актуальных проблем образования, в том числе и педагогических проблем профессионального становления учащегося, его творческого развития, невозможно без глубокого понимания того, что такое культура, без разработки культурологического метапринципа в педагогике. И это не случайно, ибо даже само понятие «культура» очень близко таким основным понятиям педагогики, как образование и воспитание.
Как указывают авторы (Арнольдов А.И., Гершунский Б.С., Мид М., Орлова Э.А. и др.), культура - также набор культурных средств и технологий деятельности, передающихся из поколения в поколение, развиваемых ими; основное условие и процесс включения людей в сообщество. Культура - это и картина мира, особенности мировосприятия и мирообъяснения.
Культура, согласно определению, данному в словаре «Культурология. XX век» — совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира [5, с.37].
Понятие «культура» в современной литературе имеет чрезвычайно большое число толкований. Так, в книге А.И. Арнольдова «Введение в культурологию» отмечается, что в настоящее время в научный оборот введено более 250 различных определений понятия «культура», но это — не порок научных классификаций и не свидетельство ненадёжности критериев, а результат реального многообразия проявлений культуры: её внедрённости фактически во все проявления социальной жизни, её контекстности, многомерности и полисистемности, а значит, и высокой степени значимости для социума. Культура — явление сложное, интегрирующее многие стороны человеческой деятельности и социального бытия [1].
А.И. Арнольдов считает, что «правомерно понимание культуры как особого, специфического способа человеческой деятельности, единства многообразия
исторически выработанных форм деятельности, отражающей степень "очеловечения" природы и меру саморазвития человека» [2, с.9].
Американский культуролог Дж. Мердок в статье «Фундаментальные характеристики культуры» выделил семь основных ее особенностей [7], которые будут учтены нами в исследовании.
Понятие «культура», задавая более высокий — философский и культурологический — ранг представлениям и идеям педагогики, помогает им преодолеть узкодисциплинарный угол зрения на процесс становления студента и увидеть социокультурные реалии и особенности той среды, в которой оно происходит.
Учитывая глубинные истоки возникновения данного понятия, представим его философский аспект хотя бы одной точкой зрения. Один из основоположников культурологии, немецкий философ И.Г. Гардер определил культуру как «уровень человечности» и «второе рождение человека», так как, действительно, изначально от рождения человек не имеет того, что он получает в процессе своего вхождения в культуру, овладения опытом человечества. В дальнейшем все это позволяет нам характеризовать его как человека той или иной культуры [3].
Если обратиться к содержательному анализу понятия «культура», то оно чаще всего выступает синонимом прогрессивных духовных и материальных ценностей, как отдельной личности, так и всего человечества, как процесс самоутверждения в человеке истинно человеческих начал и качеств. Так, например, Н.А. Бердяев считал, что «...культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной духовной деятельности. Всякая культура, даже материальная, есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями».
Н.Б. Крылова предлагает следующее философское понимание: культура — это сумма духовных достижений и память человечества; творческое самовыражение людей (результат и процесс творчества); совокупность общезначимых смыслов, знаков и символов; система норм и образцов поведения, бытующих в обществе; основа социального поведения, унаследованная от предыдущих поколений (язык, теоретические идеи, повседневные культурно организованные виды деятельности); способ жизни или жизнедеятельности, а также их контекст; совокупность материальных и духовных ценностей; плотность опыта; достижения личности, приобщаемые ею и приобщающие её к сумме общечеловеческих достижений [7].
Важным, как показал анализ теории культуры (А.И. Арнольдов, П.С. Гуревич, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, Н.С. Злобин, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Н.Б. Крылова и др.), является вопрос о её основных функциях. Среди них ученые выделяют главные:
- преобразовательная, отвечающая необходимости приспосабливать природу, включая и природу самого человека, к нуждам общества;
- организационная, отвечающая необходимости создания модели будущего;
- познавательная, обеспечивающая накопление и углубление знаний об объективных законах бытия;
- ценностно-ориентационная, отвечающая необходимости консолидации общества едиными идеалами, оценками, нормами;
- коммуникативная, подразумевающая необходимость обеспечивать общение людей всеми доступными данной культуре средствами;
- социализации, отвечающая потребностям каждой социальной системы формировать людей по ее образу и подобию;
- регулирующая, позволяющая корректировать общественные отношения и поведение человека в соответствии с нормами, принятыми в данном социуме;
- гуманистическая, предполагающая формирование личности в соответствующих условиях;
- адаптивная, отвечающая необходимости устанавливать соответствие между собой и условиями внешней среды в целях самосохранения.
Мы считаем целесообразным к этим функциям добавить профессиональную, так как процесс обучения в школе и его среда определяют профессиональное становление учащегося.
Ценностями называют такие характеристики объектов и процессов, которые имеют важнейшее позитивное значение для людей. Можно разделять ценности (по их направленности и характеру) на объектные (или предметные) и субъектные, ценностные ориентации людей. Во многих культурных процессах ценности играют роль эталонов, с их помощью деятельность становится мотивированной и осмысленной. Именно эти ценности играют важную роль в профессиональном становлении студента и определяют направления развития любой среды, а также деятельность всего педагогического коллектива школы.
Как показало исследование, в рамках культурологии особое место занимает изучение теоретических основ социокультурной среды, которая представлена в науке Крыловой Н.Б., Харчевым А.Г. [8, с.150] как конкретное, непосредственно данное каждому студенту социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества и где он приобретает первый опыт самостоятельной культурной деятельности. Это — совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизни и социального (ролевого) поведения; среда его меняющихся интересов; его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми; конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума. Близко по своему содержанию и определение культурной среды в целом, которая рассматривается как уникальное проявление жизнедеятельности людей. Это — окружающее человека пространство, освоенное им и неосвоенное, предметное и знаковое, ценностное для него и нейтральное. Это - и макросреда, и непосредственное социокультурное поле общения, микросреда, где он активно действует и реализует себя как субъект культуры и где, главное, он выбирает наиболее значимое как материал самообразования и самостроительства.
В этом смысле весьма показательны рассуждения В.А. Козырева о том, что культурная среда чаще всего в том или ином виде противостояла индивиду, она была и осталась оппозицией его саморазвитию, поскольку именно в ней являются человеку все социальные противоречия, побуждающие его к выбору: либо преодолевать их и реализовать себя вопреки влияниям и воздействиям среды, либо приспособиться к противоречиям (что тоже создавало ситуацию выбора способов адаптации) [6].
Таким образом, анализ изучения проблемы показал, что культура представляет собой определенный уровень развития общества, творческих способностей человека, выраженных в деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях, что в единстве входит в состав культурной среды любого образовательного учреждения.
Литература
1. Акимова А. П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.1. - Ленинград, 1973.
2. Александрова М. В. Продуктивное взаимодействие педагогов как фактор развития школы: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2001 - 22 с.
3. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя. -Красноярск, 1998.
4. Годник С. М. Развитие субъектного потенциала личности - реальный гуманизм педагогической деятельности // Факторы и условия становления школьника и
студента в качестве субъекта образовательного процесса: Сб.статей /Под ред С.М.Годника, В.И.Хлоповских. - Воронеж: ВГУ, ВГИ МОСУ, 1999. - С. 4-12.
5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000.
6. Козырева О. А. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия // Стандарты и мониторинг №2, 2004. - С.48 - 51.
7. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998.
8. Никитин Э. М. Теоретические и организационно-педагогические основы развития федеральной системы дополнительного педагогического образования. - М., 1999.
Patriotic education of students in Russian Universities
Vasileva N.
Патриотическое воспитание студентов в вузах России Васильева Н. Б.
Васильева Наталья Борисовна / Vasileva Natalia - аспирант, факультет идейно-политического воспитания, юридическая школа, Харбинский педагогический университет, г. Харбин, Китайская Народная Республика
Аннотация: в статье рассмотрены основная цель, задачи и современные проблемы патриотического воспитания студентов в ВУЗах России.
Abstract: in the article the goal, the objectives and the current problems of students' patriotic education in Russian Universities are considered.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, цель и задачи патриотического воспитания, проблемы патриотического воспитания студентов. Keywords: patriotism, patriotic education, goal and objectives of patriotic educations, problems of students' patriotic education.
Патриотическое воспитание студентов, несомненно, является приоритетным направлением и одной из основных задач государственной политики современной России.
В 90-е годы ХХ века Россия столкнулась с коренными преобразованиями во всех сферах деятельности, включая сферу образования. Произошло полное исключение советских парадигм из образовательного процесса и практически полное исчезновение системы идейно-политического воспитания студентов в ВУЗах. Ценностная переориентация студентов повлекла за собой постановку ряда качественно новых задач, предполагающих необходимость формирования у студентов высокого уровня нравственности. Разработка нового инструментария заняло длительный период и продолжается до сих пор. Результатом затяжного процесса формирования новой социо-культурной среды и стремительного изменения поведенческих особенностей молодежи стала слабая общероссийская идентичность (гражданское самосознание).
В связи с тем, что студенчество является одной из самых уязвимых возрастных групп социально-активного населения, подверженных пропаганде различных экстремистских группировок и насаждению жизненных псевдоценностей, роль ВУЗов в формировании патриотической грамотности студентов стремительно возрастает и является существенной необходимостью.
Молодежь при бесконтрольном процессе взросления может оказаться вне общепринятых культурных ценностей. Чрезмерное принятие нетрадиционной культуры становится опасными реалиями современности. Терпимость перерастает в