УДК 37 ББК 74
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10110
Методологические подходы к формированию качеств гражданина-патриота у студентов средствами культурно-исторического наследия
Methodological Approaches to the Formation of the Qualities of a Citizen-Patriot of Students by Means of Cultural and Historical Heritage
Ольга Вячеславовна ИЛЮШИНА,
старший преподаватель кафедры композиции Московского государственного областного университета
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье раскрывается сущность методологических подходов к воспитанию гражданина-патриота средствами культурно-исторического наследия. Рассмотрены понятие, цели и задачи, функции и условия, необходимые для воспитания гражданина-патриота.
Ключевые слова: методологические подходы, патриотическое и гражданское воспитание, культурно-историческое наследие, гражданин-патриот
На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, гражданского самопознания, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания философов, общественных деятелей, ученых, педагогов. Приоритетность направления на сегодняшний день обусловлена тем, что воспитание гражданина-патриота направлено на выполнение социального заказа общества — «формирование гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать как в интересах личности, так и общества» [3].
Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Формирование гражданско-пат-риотических качеств личности студента понимается как целенаправленная деятельность, при-
Abstract. The article reveals the essence of methodological approaches to the education of a patriotic citizen through the means of cultural and historical heritage. The author of the article reveals the concept, goals and tasks, functions and conditions necessary for the education of a patriotic citizen.
Key words: methodological approaches, patriotic and civic education, cultural and historical heritage, citizen-patriot
званная формировать у молодого поколения ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Формирование гражданско-патриотических качеств личности студента — актуальная задача современного образовательного процесса. Основные функции воспитания: сохранение, передача и воспроизводство ценностей патриотизма и гражданственности у молодежи; обеспечение исторического процесса смены поколений, т.е. социализация личности; формирование морально зрелой, истинно духовной личности; проявление интереса к другим людям, процессам, происходящим в стране; способность к творческой деятельности.
Культурно-историческому наследию принадлежит важная роль. Это та почва, на которой произрастает человек, в которой черпает корни духовности, нравственности, патриотизма, гражданственности. Культурно-историческое наследие предусматривает формирование и развитие со-
циально значимых ценностей и реализуется в различных формах образовательного процесса, является объединяющим системообразующим элементом современной образовательной деятельности, способствующей целостному, гармоничному, устойчивому развитию качеств личности гражданина-патриота, способной заинтересованно воспринимать культурное и историческое наследие как части настоящего и осознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям. Кроме того, культурно-историческое наследие способствует формированию гражданско-патриотических, духовно-нравственных качеств личности студентов [7].
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью поиска наиболее эффективных современных методологических подходов к формированию гражданско-патриотичес-ких качеств личности студента средствами культурно-исторического наследия.
Подход — это определенная позиция по отношению к какой-либо проблеме или явлению. В самом общем виде подход может пониматься как теоретическое или логическое основание рассмотрения или проектирования объекта; совокупность способов и приемов осуществления деятельности на основании какой-либо идеи или принципа [4, с. 89].
Поиск путей решения проблемы формирования гражданско-патриотических качеств личности студента потребовал опоры на современные взаимодополняющие теоретико-методологические подходы: культурологический, антропологический, деятельностный, системный, лич-ностно-ориентированный. Рассмотрим каждый из подходов подробнее в контексте нашей проблемы.
Особую роль в формировании гражданско-патриотических качеств личности студента играет культурологический подход, который отражает «видение образования сквозь призму культуры, то есть проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей» [4, с. 251]. Данный подход раскрыт в наследии отечественной философской, общественной и психолого-педагогической мысли в лице таких ее представителей, как Е.В. Бонда-ревская, B.C. Библер, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, В.Г. Максимов, А.В. Мудрик, М.М. Мукамбае-ва, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, В.Н. Столетов, В.Д. Шадриков, Н.Е. Щуркова и др.
Анализируя точку зрения Е.В. Бондаревской, можно выделить наиболее важные компоненты культурологического подхода:
■ личность студента как субъект жизни, способный к культурному саморазвитию и самосовершенствованию;
■ педагог как посредник между студентом и культурой, способен ввести его в мир культуры и оказать поддержку формирующейся личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
■ образование как культурный процесс, движущая сила культурного саморазвития личности студента;
■ образовательное учреждение — целостное культурно-образовательное пространство, где происходят культурные события, осуществляются творение культуры и формирование качеств личности человека культуры [1].
Основные критерии формирования граждан-ско-патриотических качеств личности — опыт познавательной деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений и действенно-практический опыт. Данный подход предполагает организацию такой педагогической деятельности, в ходе которой формируются качества личности студента как субъекта культурно-исторического наследия, субъекта исторического процесса, собственного развития качеств личности. Важная роль отводится краеведческой деятельности, так как она обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Эффективное использование этого потенциала способствует формированию у студента патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности [7].
С точки зрения антропологического подхода в воспитании человек рассматривается как главное действующее лицо: все о человеке и все для человека. Сторонники данного подхода отводят воспитанию решающую роль в развитии личности именно потому, что они признают силу и биологических, и социальных, и духовных факторов развития.
В рамках антропологического подхода гражданственность и патриотизм рассматривается как одна из высших социокультурных ценностей, имеющих несколько характерных антропологических черт. Он раскрывается в сфере чувств, идей, поступков личности; является средством идеологического воздействия и фактором политической практики. Отношение к Отечеству является ценностью жизни и культуры, имеющей общечеловеческое содержание и значение. Гуманистический характер патриотизма составляет его основополагающий критерий [6, с. 87—92].
186
Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 2
Реализация антропологического подхода в формировании качеств личности студента гражданина-патриота требует от образовательного и воспитательного процесса организации в соответствии с возрастными особенностями студента, его жизненным опытом и реакцией на внешние воздействия.
Основные положения деятельностного подхода сформулированы в трудах Б.Г. Ананьевой, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. При реализации данного подхода личность рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности во взаимодействии с другими людьми, определяет характер данной деятельности и общения. Подготовка студентов к профессиональной деятельности рассматривается как деятельность самого студента с учетом их интересов и особенностей для создания наилучших условий для формирования профессионально-личностных качеств саморазвития, всестороннего раскрытия их потенциала.
Системный подход рассматривается как методология специального научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Методологические особенности системного подхода определяются тем, что он ориентирует исследователей на раскрытие целостности объекта, многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Системный подход определяет совокупность познавательных принципов, которые ориентируют конкретные направления исследований, позволяют ставить и решать новые задачи и определить новые предметы изучения.
В педагогических исследованиях активно используется системный подход. Его разработке посвящены исследования Б.С. Гершунского, Т.А. Ильиной, Ф.Ф. Королева, Ю.А. Конаржевс-кого, В.Д. Семенова, Ю.П. Сокольникова и др. В основе реализации данного подхода в педагогических исследованиях лежит изучение внутренних и внешних системных свойств и связей педагогических объектов, которые обусловливают их целостность. Использование системного подхода в процессе формирования гражданско-патриотических качеств личности студента средствами культурно-исторического наследия позволяет изучить внутренние и внешние системные связи и свойства педагогических процессов и сформировать целостные и оптимальные образовательные системы.
Важную роль в нашем исследовании играет личностно-ориентированный подход. Научное представление о личностно-ориентированном подходе в образовании раскрыто в трудах Л.Н. Антоновой, Е.В. Бондаревской, Е.А. Мараловой,
A.B. Хуторского, И.С. Якиманской и др. В соответствии с данным подходом личность играет приоритетную системообразующую роль, ориентируя педагога на индивидуальные особенности личности.
Личностно-ориентированный подход предполагает становление свободной, развитой, образованной, социально мобильной личности, способной принимать самостоятельные решения в различных ситуациях и нести за них ответственность, стремящейся к самообразованию в течение всей жизни. Одним из важнейших требований лично-стно-ориентированного подхода является сотрудничество субъектов учебного процесса, субъект-субъектные отношения. Поскольку личностно-ориентированный подход опирается на учет индивидуальных особенностей воспитания, он предполагает глубокие знания педагога особенностей развития качеств личности студентов [8].
Таким образом, проанализированные нами методологические подходы в ходе исследовательской работы способствуют формированию граж-данско-патриотических качеств личности молодого поколения. На наш взгляд, большой воспитательный потенциал содержат этнопедагогика, фольклор, народные традиции, являющиеся важнейшими атрибутами национальной системы образования, под влиянием которых у молодого поколения создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формирующие потребности, убеждения и жизненные идеалы.
Список литературы
1. Бондаревская Е.В. Методологическая сфера современного образования. Ростов н/Д: Изд-во Ростовск. пед. ун-та, 2000.
2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Учеб. пособие. М.-Ростов н/Д, 1999.
3. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
4. Резниченко М.Г. Формирование воспитательного пространства вуза: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.
5. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000.
6. Савченко EÀ. Антропокультурологическая парадигма: воспитание культурного человека: Монография. 2-е изд. Ярославль: Канцлер, 2016.
7. Савченко EÀ., Илюшина О.В. Духовно-нравственное воспитание, образование и культура: Науч.-метод. и практ. материалы (из опыта воспитательной работы и образовательной деятельности СПФ МГГУ им. М.А. Шолохова). Ярославль: Канцлер, 2015.
8. Смирнов CÀ. Технологии в образовании // Высшее образование в России. 1999. № 1. С. 55—62.