Научная статья на тему 'Культурологический подход как методологическая основа патриотического воспитания курсантов'

Культурологический подход как методологическая основа патриотического воспитания курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1086
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КУРСАНТ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ОТЕЧЕСТВО / ТРАДИЦИИ / ЦЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / CULTUROLOGICAL APPROACH / CADET / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / DEVELOPMENT / HOMELAND / TRADITIONS / PURPOSE / FORMATION / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калекин Андрей Анатольевич, Томилина Светлана Николаевна

История Отечества наглядное подтверждение факта, что во все тяжелые времена, патриотизм народа был и есть той мощной духовной силой, который поднимал россиян на борьбу с сильным и коварным врагом и обеспечивал в итоге полную и безапелляционную победу. Приобретение феноменом «патриотизм» статуса «национальной идеи», провозглашенной В.В. Путиным, выдвигает патриотизм на роль ведущего фактора сплочения российского социума, консолидации всех прогрессивных сил в интересах дальнейшего развития демократии в нашей стране, укреплении экономической и оборонной мощи государства. В этом плане важнейшим направлением работы в вузах является патриотическое воспитание учащихся молодого поколения, которому в ближайшем будущем предстоит принять ответственность за страну и судьбы России. Данное обстоятельство требует поиска и применения научной методологической основы исследования феномена патриотизм. В этом плане авторы предлагают применить возможности культурологического подхода. Отечественная культура обладает колоссальным педагогическим потенциалом, ее возможности в деле патриотического воспитания применены еще не в полную силу. В то же время культурологический подход как методологическое основание позволяет обогатить и разнообразить процесс патриотической деятельности, сконцентрировать усилия на действенную работу с личностью, как центральной фигуры воспитательной работы. Одновременно и сам воспитатель выступает как активный участник воспитательной деятельности, становясь партнером и наставником воспитуемого. В статье авторами на основе анализа работ отечественных ученых раскрывается сущность культурологического подхода, показана его роль в патриотическом воспитании курсантов морского вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTUROLOGICAL APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS OF PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS

The history of the Fatherland is a clear confirmation of the fact that in all the hard times, the patriotism of the people was and is that powerful spiritual force that lifted the Russians to fight with a strong and insidious enemy and provided so, the full and irrevocable victory. The acquisition of the phenomenon of "patriotism" status "national idea" proclaimed by Vladimir Putin pushes patriotism to the role of a leading factor of cohesion of the Russian society, the consolidation of all progressive forces in the interests of further development of democracy in our country, strengthening the economic and defensive might of the state. In this respect, the most important direction of work in universities is Patriotic upbringing of the young generation who in the near future will have to take responsibility for the country and the fate of Russia. This circumstance requires a search for and application of scientific methodological basis of the study of the phenomenon of patriotism. In this regard, the authors propose to use the cultural approach. National culture has an enormous pedagogical potential, its ability to the Patriotic education of the not yet applied at full strength. At the same time, the cultural studies approach as a methodological basis allows to enrich and diversify the process of Patriotic activities, to concentrate on effective work with the person as a Central figure of the educational work. At the same time, the teacher acts as an active participant in educational activities, becoming a partner and mentor to educate. The authors, based on analysis of works of domestic scientists, reveal the essence of culturological approach, showing its role in Patriotic education of cadets of the Maritime University

Текст научной работы на тему «Культурологический подход как методологическая основа патриотического воспитания курсантов»

УДК 37.035.6

13.00.00 Педагогические науки

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ

Калекин Андрей Анатольевич военнослужащий, старший лейтенант e-mail: volk2388@mail.ru г. Анапа, Россия

Томилина Светлана Николаевна Доцент кафедры Безопасность жизнедеятельности e-mail: tomilin.sania2012@yandex.ru Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия

История Отечества - наглядное подтверждение факта, что во все тяжелые времена, патриотизм народа был и есть той мощной духовной силой, который поднимал россиян на борьбу с сильным и коварным врагом и обеспечивал в итоге полную и безапелляционную победу. Приобретение феноменом «патриотизм» статуса «национальной идеи», провозглашенной В.В. Путиным, выдвигает патриотизм на роль ведущего фактора сплочения российского социума, консолидации всех прогрессивных сил в интересах дальнейшего развития демократии в нашей стране, укреплении экономической и оборонной мощи государства. В этом плане важнейшим направлением работы в вузах является патриотическое воспитание учащихся - молодого поколения, которому в ближайшем будущем предстоит принять ответственность за страну и судьбы России. Данное обстоятельство требует поиска и применения научной методологической основы исследования феномена патриотизм. В этом плане авторы предлагают применить возможности культурологического подхода. Отечественная культура обладает колоссальным педагогическим потенциалом, ее возможности в деле патриотического воспитания применены еще не в полную силу. В то же время культурологический подход как методологическое основание позволяет обогатить и разнообразить процесс патриотической деятельности, сконцентрировать усилия на действенную работу с личностью, как центральной фигуры воспитательной работы. Одновременно и сам воспитатель выступает как активный участник воспитательной деятельности, становясь партнером и наставником воспитуемого. В статье авторами на основе анализа работ отечественных ученых раскрывается сущность культурологического подхода, показана его роль в патриотическом воспитании курсантов морского вуза

UDC 37.035.6 Pedagogical sciences

CULTUROLOGICAL APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS OF PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS

Kalekin Andrey Anatolievich soldier, Lieutenant e-mail: volk2388@mail.ru Anapa, Russia

Tomilina Svetlana Nikolaevna Associate Professor of Department of life Safety e-mail: tomilin. sania2012@yandex.ru Admiral Ushakov State Maritime University, Novorossiysk, Russia

The history of the Fatherland is a clear confirmation of the fact that in all the hard times, the patriotism of the people was and is that powerful spiritual force that lifted the Russians to fight with a strong and insidious enemy and provided so, the full and irrevocable victory. The acquisition of the phenomenon of "patriotism" status "national idea" proclaimed by Vladimir Putin pushes patriotism to the role of a leading factor of cohesion of the Russian society, the consolidation of all progressive forces in the interests of further development of democracy in our country, strengthening the economic and defensive might of the state. In this respect, the most important direction of work in universities is Patriotic upbringing of the young generation who in the near future will have to take responsibility for the country and the fate of Russia. This circumstance requires a search for and application of scientific methodological basis of the study of the phenomenon of patriotism. In this regard, the authors propose to use the cultural approach. National culture has an enormous pedagogical potential, its ability to the Patriotic education of the not yet applied at full strength. At the same time, the cultural studies approach as a methodological basis allows to enrich and diversify the process of Patriotic activities, to concentrate on effective work with the person as a Central figure of the educational work. At the same time, the teacher acts as an active participant in educational activities, becoming a partner and mentor to educate. The authors, based on analysis of works of domestic scientists, reveal the essence of culturological approach, showing its role in Patriotic education of cadets of the Maritime University

Ключевые слова: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ Keywords: CULTUROLOGICAL APPROACH,

ПОДХОД, КУРСАНТ, ПАТРИОТИЗМ, CADET, PATRIOTISM, PATRIOTIC EDUCATION,

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ, DEVELOPMENT, HOMELAND, TRADITIONS,

ОТЕЧЕСТВО, ТРАДИЦИИ, ЦЕЛЬ, PURPOSE, FORMATION, VALUES ФОРМИРОВАНИЕ, ЦЕННОСТИ

Ныне, после нескольких десятилетий забвения, идея патриотизма вновь была востребована и признана потребной, и спасительной.

Патриотизм - это уникальный по своей природе и социальной ценности феномен нашей российской жизнедеятельности. Патриотизм характеризуется как специфическое личностное свойство, важнейшее качество личности гражданина-патриота, проявляющееся в любви и преданности своему Отечеству, реализуемое в поведении, учебе и профессиональной деятельности.

В отечественной педагогической науке встречаются более ста определений термина «патриотизм». Изучение сущности, структуры и особенностей воспитания патриотизма у курсантов военного вуза показывает на необходимость внимательной и всесторонней разработки теоретической и методологической базы исследования. В то же время для верного понимания и переосмысления сущности патриотизма, проведения педагогического исследования следует найти соответствующее методологическое основание. По мнению В.Ф. Исаева «в качестве обобщенной методологической основы при исследовании проблем педагогики ... и других наук выступает культурологический подход» [8].

Основы культурологического подхода в отечественной науке стали разрабатываться в 1970-1980 годы такими философами как В.С. Библер, Л.Н. Коган, А.Н. Леонтьев и др. В эти же годы подход был заимствован учеными-педагогами как исследовательский метод, «с позиций которого определяющее значение в осмыслении процессов образования и

воспитания приобретают творческие, духовно-нравственные аспекты в развитии личности, культуросообразные проявления и способы деятельности» [11].

В. С. Библер констатирует, что ныне культурологический подход стал ценностным императивом современной гуманитарной науки потому, что «культура стала основой научного мышления и вседневного бытия в их взаимоопределении. В фундаментальной ориентации современного разума и мир, и наука, и человек понимаются в сфере уникальных произведений культуры» [2, с. 282].

В педагогике теорию культурологического подхода разработали В. А. Сластенин и представители его школы [17]. Основными концептуальными идеями теории культурологического подхода В. А. Сластенина являются:

- каждый человек превращает в личностный смысл исторически концентрированный опыт;

- личность интерпретирует все богатство культуры, пропуская его через себя, свои убеждения, цели, взгляды, ценности и др.;

- педагогическая (воспитательная) деятельность связана с передачей социального опыта и культуры от поколения к поколению;

- педагог-воспитатель способствует культуроемкому развитию личности, учит созидательному действию.

Исходя из важнейших положений теории В.А. Сластенина для исследовательской и практической деятельности преподавателя современного морского вуза культурологический подход ориентирует: во-первых, на приобщение студентов к общечеловеческой культуре, а во-

вторых, в формировании собственной педагогической культуры и самореализации через профессиональную культуру.

Другой важной теорией для понимания сущности культурологического подхода является концепция Е.В. Бондаревской [5] о личностно-ориентированном образовании культурологического типа, важнейшие положения которой:

- «видение образования через призму культуры»;

- ориентация на воспитание гражданина, человека культуры и нравственности, на смыслопорождающие и охранительно-защитные функции воспитания;

- образование есть культурный процесс, осуществляемый в культуросообразной образовательной среде, «все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно

проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному

саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей» [4];

- представление личностно-ориентированного образования как целостной гуманитарной технологии открытого типа, способной влиять на становление человека, общества, культуры, как педагогический механизм социокультурного развития.

Концепция Е.В. Бондаревской определяет в качестве стержневой задачи учебно-воспитательного процесса - воспитание Человека Культуры: свободной, духовной, гуманной, творческой личности, способной к самоопределению в мире культуры и практически

подготовленной к жизни; и необходимое условие ее решения - интеграция образования в культуру и культуры в образование [5].

Это доказывает, что в образовании главной действующей фигурой является учащийся и именно здесь происходит его культурное обогащение, преобразование, развитие как интеллигентной, воспитанной личности, достойного члена общества.

Различные аспекты применения культурологического подхода исследовали такие ученые как А.Г. Асмолов, В.Н. Алексеенко, М.М. Бахтин, Е.В. Бондаревская, М.Л. Гаспаров, Е.Ю. Ежова, В.Ф. Исаев, Г.И. Козырев, А. А. Коржанова, Е. В. Кудряшова, Д. С. Лихачев, С. В. Лурье, Н.И. Монахов, Э. И. Моносзон, В.М. Розин, В.А. Сластенин, Т.К. Солодухина, Е. Н. Шиянов Э.Б. Тайлор и др.

Общим для большинства из вышеперечисленных авторов является позиция о культуросообразности педагогики, т.к. «она отражает уровень культуры общества» [8], неразрывно связана с культурой народа, содействует воспитанию культурно-развитой личности, базируется на передовых, прогрессивных, гуманистических теориях и парадигмах.

С целью изучения сущности рассматриваемого подхода выполнен контент-анализ справочной литературы, результаты которого приведены в табл. 1.

Таблица 1

Контент-анализ термина «культурологический подход»

Словарь, автор Определение

Педагогический словарь Д.Л. Львова Культурологический подход - это практико-ориентированный инструмент комплексного осмысления «функционирования социокультурного опыта».

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) В. С. Безрукова Культурологический подход к образованию - это культурно-историческая парадигма, идущая на смену развивающему образованию. Суть ее состоит в признании приоритета культуры в образовании, воспитании и общественном развитии.

Педагогический словарь: www.pedpro.ru - Педагогика 2010 В педагогической науке понятие Культурологический подход определяется как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности, имеющая своим основанием аксиологию, учение о ценностях и ценностной структуре мира; видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.

Педагогические термины и понятия Н.Э. Джумбаева Культурологический подход — общий метод познания и проектирования личностно-ориентированного образования, предписывающий поворот всех его компонентов к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию.

Из приведенных в табл. 1 определений можем установить, что культурологический подход:

- конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности;

- имеет в своей основе аксиологию, учение о ценностях и ценностной структуре мира;

- это практико-ориентированный инструмент комплексного осмысления «функционирования социокультурного опыта»;

- применим к сфере воспитания через призму культуры и понимания воспитательной деятельности как культурного процесса реализовываемого в культуросообразной воспитывающей среде, обеспечивающей личности развитие и самосовершенствование;

- целенаправлен на человека как творца и субъекта культуры, способному к культурному самовоспитанию и саморазвитию.

Рассмотрим, как трактуют сущность культурологического похода отечественные и западные ученые.

Согласно точки зрения В.Ф. Исаева культурологический поход применяемый к исследованию педагогических явлений - это «совокупность теоретико- метологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции педагогических ценностей и технологий, обеспечивающие творческую самореализацию личности учителя в профессиональной деятельности» [8]. Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневич [5] под культурологическим подходом к развитию профессиональной деятельности педагога понимают видение данного процесса сквозь призму культуры, т. е. его восприятия как культурного процесса, осуществляемого в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.

Н.Б. Крылова [9], С.Ф. Масленникова [11] под культурологическим подходом понимают совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой системы социальной и психологической жизни (в том числе сфера образования и педагогики) через призму системообразующих культурологических понятий. Г.И. Гайсина [7] придерживается мнения, что сущность исследуемого подхода заключается в осмыслении личностью основных категорий культурного наследия, совокупности связей, отношений и результатов духовного производства прошлых исторических эпох. Их преемственности, а также интериоризации ценностей культуры на основе личностно-ориентированных принципов и последующего движения к созданию новых культурных ценностей. К.Ю. Богачёв [4] отмечает: «Культурологический подход — методологическая позиция, раскрывающая единство аксиологического, деятельностного и индивидуально-творческого аспектов культуры и рассматривающая человека ее субъектом, главным действующим лицом, позволяя преодолевать сложившиеся социокультурные оппозиции, дихотомии путем интеграции, опредмечивая системный, целостный взгляд на мир».

Следовательно, все авторы понимают культурологический подход как общую методологию образования и воспитательной деятельности, что всецело относится и в воспитательно-патриотической деятельности. Согласно положениям культурологического подхода центральной фигурой образования и воспитания является учащийся, в том числе и учащийся вуза. Сущность и структура культурологического подхода наглядно показаны на рис. 1.

Рассмотрим специфику применения культурологического подхода, в процессе педагогического исследования посвященного патриотическому воспитанию курсантов морского вуза.

Изучение и анализ трудов отечественных ученых раскрывающие различные аспекты культурологического подхода, позволяет нам выбрать для проведения исследования проблемы патриотического воспитания, следующие положения культурологического подхода:

1. Подход, являясь методологическим основанием научного исследования, требует рассматривать изучаемую проблему через призму культуры «как механизма, имеющего определенную структуру и все характеристики системы (горизонтальный срез), а также исследование

проблемы (предметной области в целом) в контексте истории культуры (вертикальный срез) [3, с. 90].

Рис. 1. Структура культурологического подхода

2. Подход, требует контекстной конкретизации обобщенной характеристики патриотизма как педагогического явления. Это предполагает обстоятельного изучения исследуемой области патриотического воспитания учащихся морского вуза, исследуемого феномена как составной части, части, компонента культуры как системной целостности.

3. Центральной фигурой педагогического исследования патриотического воспитания курсантов-моряков является личность курсанта морского вуза. Это означает, что педагог-исследователь обязан:

- содействовать осознанию каждым курсантом личной культурной идентичности при принятии базовых ценностей мировой и отечественной культур;

- рассматривать курсанта как субъекта, способного к культурному самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию;

- формировать в интересах культурного развития курсанта необходимую информационно-воспитывающую среду и необходимые педагогические условия способствующие формированию и развитию у молодого человека высоких духовно-нравственных, патриотических и профессиональных качеств.

4. Курсанты в процессе учебно-воспитательной деятельности в вузе осмысливают и постигают мир, культуру, нашу цивилизацию, адаптируются к общественной и учебной среде, поведению окружающих, и, «опытным путём», осваивают культурные нормы и патриотические ценности.

В этой системе взаимоотношений сотрудничества и диалога, профессорско-преподавательский состав, командиры курсантских подразделений признаются как равноправные партнёры по учебной и воспитательно-патриотической деятельности, как благожелательные и заинтересованные организаторы поддержки юношей в интересах формирования у воспитуемых твердых патриотических убеждений, патриотической позиции, реализуемой в повседневной жизнедеятельности и последующей трудовой деятельности на судах морского транспорта.

5. Опора на культурологический подход в интересах исследования проблемы патриотического воспитания курсантов морского вуза предполагает и осуществление специального моделирования

воспитательно-патриотической деятельности с курсантами-моряками, проектирования авторской целевой программы, разработки специфической методики их реализации и оценки полученных результатов, что позволит уяснить какой реальный уровень патриотизма у участников эксперимента, что из достижений культуры и патриотических ценностей было присвоено и способствовало развитию личности курсантов.

6. Основные требования культурологического подхода основываются на формирования у личности как гражданина-патриота готовности и способности действовать в процессе жизнедеятельности на основе культурных норм и патриотических ценностей и включают:

- содержание, качество и направленность поступков человека;

- индивидуально-личностные особенности действий;

- принятие и освоение культурных норм и патриотических традиций российского социума;

- принятие общезначимых для человечества культурных образцов деятельности и поведения.

На основании выполненного анализа можем констатировать:

1. Актуализация культурологического подхода к проблеме патриотизма и патриотического воспитания курсантов военного вуза обусловлена:

- возвращением образования и воспитания личности в контекст культуры;

- осознанием культуры как центрального условия становления и развития личности воспитанника.

Рассматриваемый подход предполагает анализ феномена «культуры» в педагогическом исследовании в качестве основного в понимании и объяснении человека, его сознания и жизнедеятельности. Вариативность моделей культуры, обусловливающих содержание

культурологического метода познания, определяет многообразие его стратегий и тактик.

2. Сущность культурологического подхода в воспитании заключается в формировании и развитии человека культуры, направленного на сохранение и воспроизводство мировых культурных ценностей. Значимость подхода усиливается в поликультурном образовательно-воспитательном пространстве вуза.

3. Учащийся является центральной фигурой процесса патриотического воспитания. Одновременно педагог, воспитатель является равноправным участником, партнером процесса патриотического воспитания, воспринимаемого как наставника, заинтересованного старшего товарища, руководителя и помощника в формировании и развитии высоких патриотических качеств.

Таким образом, важнейшим направлением воспитательно-патриотической деятельности в морском вузе является опора в учебно-воспитательной работе на культурологический подход, суть которого заключается в выявлении, анализе и творческом применении культурологических аспектов патриотизма и патриотического воспитания в интересах действительного становления каждого курсанта как настоящего гражданина и патриота Отечества и морского транспорта.

Список литературы:

1. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) /В.С. Безрукова. - Екатеринбург: СОИУУ, 2000. - 937 с.

2. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры (два философских введения в ХХ1 век). - М.: Полит. литература, 1991. - С. 282.

3. Бенин В. Л. Культура. Образование. Толерантность: монография -Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. - 192 с.

4. Богачёв К. Ю. Становление и развитие культурологического подхода в российской педагогике: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /К.Ю. Богачёв. -Ростов-н/Д, 2006. - 24 с.

5. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. - 560 с.

6. Галагузов А. Н. Культурологический подход как методологическое основание образовательной деятельности // Педагогическое образование и наук. - №4. - 2011. - С. 45-50.

7. Гайсина Г. И. Культурологический подход в педагогическом исследовании: Монография. - Уфа: Вагант, 2007. - 304 с.

8. Исаев В.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя /В.Ф. Исаев. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

9. Крылова Н. Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000.

- С. 75.

10. Львова Д. Л. Педагогический словарь [Электронный ресурс]/ http://pandia.ru/text/79/190/55919.php (Дата обращения: 12.06. 2016).

11. Масленникова С. Ф. Роль культурологического подхода в воспитании студентов // Электронный научный журнал «APRIORI. Серия: Гуманитарные науки». -№1. - 2013. [Электронный ресурс]/ http://cyberleninka.ru/article/n/rol-kulturologicheskogo-podhoda-v-vospitanii-studentov (Дата обращения: 12.06. 2016).

12. Меняйлова Т. А. Возможности культурологического подхода в формировании качеств личности человека культуры у школьников [Электронный ресурс]/http://school-c.ru/dissertatsiya-ot-avtora/vozmozhnosti-kulturologicheskogo-podhoda-v-formirovanii-kachestv-lichnosti-cheloveka-kulturyi-u-shkolnikov (Дата обращения: 11.06. 2016).

13. Педагогический словарь. - М.: Педагогика, 2010. [Электронный ресурс]/http://www.pedpro.ru/termins/51 .htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Пожарова Л. Н. Культурологический подход как методологическая основа исследования формирования патриотического воспитания студенческой молодежи // Педагогическое образование и наук. - №6. - 2013. - С. 37-40.

16. Сергеева В. В. Культурологический подход к патриотизму педагогов в условиях современного социума // Сибирский педагогический журнал. - №8. - 2011. -С. 305-311.

17. Сластенин В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

References

1. Bezrukova V. S. Osnovy duhovnoj kul'tury (jenciklopedicheskij slovar' pedagoga) /V.S. Bezrukova. - Ekaterinburg: SOIUU, 2000. - 937 s.

2. Bibler V.S. Ot naukouchenija - k logike kul'tury (dva filosofskih vvedenija v HHI vek). - M.: Polit. literatura, 1991. - S. 282.

3. Benin V. l. Culture. Education. Tolerance: monograph-UFA: IZD-vo BSPU, 2011. -

192 р.

4. Bogachjov K. Ju. Stanovlenie i razvitie kul'turologicheskogo podhoda v rossijskoj pedagogike: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 /K.Ju. Bogachjov. - Rostov-n/D, 2006.

- 24 s.

5. Bondarevskaja E. V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teorijah i sistemah vospitanija / E.V. Bondarevskaja, S.V. Kul'nevich. - Rostov-na-Donu: Uchitel', 1999. - 560 s.

6. Galaguzov A. N. Kul'turologicheskij podhod kak metodologicheskoe osnovanie obrazovatel'noj dejatel'nosti // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauk. - №4. - 2011. - S. 45-50.

7. Gaisna G. I. Ups and Culturological approach to pedagogical study: monograph. -UFA: Vagant, 2007. - 304 p.

8. Isaev V.F. Professional'no-pedagogicheskaja kul'tura prepodavatelja /V.F. Isaev. Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2002. - 208 s.

9. Krylova N. B. Kul'turologija obrazovanija. - M.: Narodnoe obrazovanie, 2000. - S.

75.

10. L'vova D. L. Pedagogicheskij slovar' [Jelektronnyj resurs]/ http://pandia.ru/text/79/190/55919.php (Data obrashhenija: 12.06. 2016).

11. Maslennikova S. F. Rol' kul'turologicheskogo podhoda v vospitanii studentov // Jelektronnyj nauchnyj zhurnal «APRIORI. Serija: Gumanitarnye nauki». - №1. - 2013. [Jelektronnyj resurs]/ http://cyberleninka.ru/article/n/rol-kulturologicheskogo-podhoda-v-vospitanii-studentov (Data obrashhenija: 12.06. 2016).

12. Menjajlova T. A. Vozmozhnosti kul'turologicheskogo podhoda v formirovanii kachestv lichnosti cheloveka kul'tury u shkol'nikov [Jelektronnyj resurs]/http://school-c.ru/dissertatsiya-ot-avtora/vozmozhnosti-kulturologicheskogo-podhoda-v-formirovanii-kachestv-lichnosti-cheloveka-kulturyi-u-shkolnikov (Data obrashhenija: 11.06. 2016).

13. Pedagogicheskij slovar'. - M.: Pedagogika, 2010. [Jelektronnyj resurs]/http://www.pedpro.ru/termins/51 .htm

15. Pozharova L. N. Kul'turologicheskij podhod kak metodologicheskaja osnova issledovanija formirovanija patrioticheskogo vospitanija studencheskoj molodezhi // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauk. - №6. - 2013. - S. 37-40.

16. Sergeeva V. V. Kul'turologicheskij podhod k patriotizmu pedagogov v uslovijah sovremennogo sociuma // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. - №8. - 2011. - S. 305-311.

17. Slastenin V. A. Pedagogy / V. A. Slastenin, I. F. Isayev, A.I. Mischenko, E.N. Shiyanov. -3-ed. School Press, 2000. - 512 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.