Научная статья на тему 'Изучение сформированности патриотических качеств у студентов технического вуза'

Изучение сформированности патриотических качеств у студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTIC QUALITIES / EDUCATIONAL TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларюшкина Надежда Евгеньевна, Ларюшкина Екатерина Сергеевна

Рассматривается актуальная проблема воспитания патриотических качеств у студентов технического вуза, становления их духовно-нравственных позиций, патриотизма. Проведен анализ результатов анкетирования среди студентов, приведен перечень наиболее целесообразных средств воспитания патриотических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF FORMATION OF PATRIOTIC QUALITIES OF STUDENTS OF A TECHNICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTE

In the article a relevant problem of developing of patriotic qualities of students of a technical higher education institute, the formation of their spiritual and moral positions, and patriotism is considered. The analysis of results of survey among students is carried out.The list of the most expedient educational tools of patriotic qualities is provided.

Текст научной работы на тему «Изучение сформированности патриотических качеств у студентов технического вуза»

and professional values and goals in the professional development of the personality of the future specialist. According to the methodological data, it is suggested to look on integrity training and production process as coordinated interaction of the educational process at university and the production process in an industrial plant is proposed.

The fundamental difference between training and production process from the conventional one, is that knowledge, skills, and competences are formed within the context of development of a complex and dynamic system ofprofessional activity and thinking of the specialist. Under the conditions of market economy and competition in the market of goods and services methodological basis of training is to be the training of future specialists to work under the changing conditions of practical activities. Thus, the focal point is displaced from the formation of students' knowledge, skills, competencies to the mastering of the art of their application in accordance with production needs.

Keywords: industrial production, training, future specialist, production technology; integration of science, education and production; training and production process.

Original article submitted 26.02.2015;

Revision submitted 11.03.2005

Evgeny A. Korchagin, doctor of pedagogical sciences, professor, the Department of vocational education, pedagogy and sociology.

Rais S. Safin, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Department of professional learning, pedagogy and sociology.

УДК 378

ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Н.Е. Ларюшкина1, Е.С. Ларюшкина2

Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани 446001, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Советская, 45 1E-mail: kaf.piuss@yandex.ru 2 E-mail: katrin_93_93@bk.ru

Рассматривается актуальная проблема воспитания патриотических качеств у студентов технического вуза, становления их духовно-нравственных позиций, патриотизма. Проведен анализ результатов анкетирования среди студентов, приведен перечень наиболее целесообразных средств воспитания патриотических качеств.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотические качества, средства воспитания.

В настоящее время в современной России происходит процесс изменения разнообразных направлений общественной жизни, который сопровождается глубоким переосмыслением государственной политики в области образования. В указе Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» говорится о том, что не только общество, но и государство возлагает на учреждения профессионального образования важнейшую задачу - воспитать гражданина, обладающего со-

Надежда Евгеньевна Ларюшкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и управление социальными системами».

Екатерина Сергеевна Ларюшкина, студентка 4-го курса электротехнического факультета.

вокупностью прав и обязанностей, приверженного идеалам демократии, идеям социального партнерства, уважающего национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданина, который уважает законы государства [6].

Патриотическое воспитание является частью всестороннего, особенно нравственного, воспитания. Известно, что часть неразрывно связана с целым, как отдельный элемент с системой. По словам выдающегося советского педагога А.С. Макаренко [5], человек не воспитывается по частям. Поэтому патриотическое воспитание студентов надо осуществлять в системе нравственного воспитания, на основе выработки моральных качеств личности. Такие качества формируются посредством нравственного образа жизни: в процессе труда в личных и общественных интересах, достойного поведения в обществе, уважительного и требовательного отношения к членам своего коллектива, оказания помощи своим товарищам по работе или учебе, проявления преданности и принципиальности, выработки дисциплинированности, ответственности, активной жизненной позиции, воспитания в духе гражданского долга, чести и совести. Моральный облик человека формируется главным образом в нравственном обществе, здоровой социальной среде. Патриотизм формирует в личности студента социально-значимую направленность, помогает четко определить жизненные ориентации.

В настоящее время патриотическое воспитание студентов основывается на идее исторической преемственности и связи поколений. Поэтому организация данной работы в вузе должна предусматривать взаимодействие всех участников образовательного процесса, формировать у молодежи патриотические убеждения. Патриотическое воспитание нельзя рассматривать в отрыве от учебного процесса. Именно совместная работа преподавателей и студентов в университете является основой патриотического воспитания.

Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего социокультурными процессами, происходящими в современном обществе, которые требуют переосмысления подходов к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Сегодня патриотизм все чаще понимается как наиболее важная и значимая ценность, объединяющая социальный, духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. В современных условиях важным и первостепенным направлением является формирование системы патриотического воспитания как основы для объединения общества и укрепления государства.

Предмет исследования: воспитательные средства формирования патриотических качеств у студентов технического вуза.

Цель исследования: повышение степени сформированности патриотических качеств у студентов технического вуза с помощью различных воспитательных средств.

Методы исследования основаны на теоретическом и практическом подходах: анализе философской, педагогической, психологической и методической литературы; изучении и обобщении педагогического опыта; анкетировании, тестировании; математической обработке экспериментальных данных.

Сегодня в общественную и политическую жизнь России возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы к значимым направлениям социальной и образовательной политики отнесены такие идеалы патриотического сознания, как служение Родине, верность своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга.

Е.Е. Вяземский к системе патриотического воспитания относит формирование и развитие гражданственности и патриотизма в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, которая осуществляется и организуется различными государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других ор-

ганизаций, направленную на освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества [7].

Патриотическое воспитание, являясь общественным процессом, зависит от принятых в обществе культурных образцов поведения, а также от соответствия этих образцов представлениям о долге, верности и служении Родине. Если данные представления установлены в фундаменте базовой культуры общества, ярко выражены в ее смысловых нагрузках, образах, символах и устойчиво принимаются разными возрастными группами и поколениями, то возникает устойчивый и прочный механизм самовоспитания патриотических качеств личности [9].

В системе патриотического воспитания используются разнообразные подходы: личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический и другие. Каждый из них делает акцент на то или другое направление патриотического воспитания. Но как самостоятельное направление воспитательной работы патриотическое воспитание требует особого, целостного и комплексного подхода к реализации его целей и задач [10]. Многие исследователи (Е.Е. Вяземский, И.А. Старостина, А.В. Шлыков, Е.В. Бондаревская и другие) считают, что этот подход должен обеспечивать следующие параметры воспитательного процесса:

- ориентированность воспитательного процесса на решение крупных общественных задач, которые связаны с укреплением единства российского общества и формированием общероссийской патриотической идентичности;

- первостепенное значение формирования патриотических ценностей и идеалов;

- интегративность содержания по отношению к формированию и развитию личности и ориентирам ее коллективистского самоопределения [1].

Важно выработать такой подход к патриотическому воспитанию, который учитывал бы специфику общественно-воспитательной среды, индивидуальные особенности учащихся и студентов (их интересы, жизненный и общественный опыт, основные нравственные и моральные ценности и ориентации, способность и готовность к коллективной работе) [1].

На сегодняшний момент существует множество средств, с помощью которых можно повысить степень сформированности патриотических качеств личности. Одна из основных целей таких средств состоит в том, чтобы совершенствовать систему патриотического воспитания, формировать у студентов высокое патриотическое сознание, верность Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей [2]. Примером могут послужить конкурсы патриотических песен, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участие в мероприятиях, посвященных Великой Победе («Вахта памяти», «Парад Победы»), создание сайта «Солдаты Победы», съемки и демонстрации видеороликов, посвященных Великой Победе, организация Музея Славы, участие в городских субботниках и многое другое.

Все эти мероприятия непосредственно воспитывают молодое поколение в духе любви к Родине, уважения к ее истории, традициям, ценностям и культуре, формируют качества патриота, готового служить ее интересам, являющегося гарантом стабильного будущего нашей страны.

На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Таким образом, за относительно короткий отрезок жизни представители этой возрастной группы переживают смену своего социально-демографического статуса несколько раз, что в определенной степени влияет на специфику формирования патриотических качеств молодежи [3].

Современная жизнь складывается из постоянно меняющихся условий и обстоятельств, которые возвышаются над всеми социальными и государственными институтами, над самим человеком. Среда обитания с ее стихийными, неписаными требованиями и принципами способна сломать, видоизменить взгляды и принципы формирующейся личности, зачастую помимо ее воли сведя на нет усилия тех, кто пытается оказать на нее положительное воздействие, - родителей, педагогов, всех тех, кому небезразлична современная молодежь [4].

Для изучения патриотических качеств студентов было проведено анкетирование. Его участниками стали студенты разных курсов в возрасте от 17 до 22 лет. На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» 63 % опрошенных ответили «да», 35 % - «частично», и лишь 2 % совсем не считают себя патриотами. Причем среди юношей больше патриотов, чем среди девушек. В предыдущие годы проводилось исследование «Молодежь г. Сызрани: проблемы гражданственности и патриотизма». По его результатам лишь 27 % респондентов считали себя патриотами. Следовательно, можно сделать вывод о том, что уровень патриотизма у молодежи значительно возрос.

Также в анкете был задан вопрос «Что вызывает у вас патриотические чувства?». Лидирующие позиции заняли парад в День Победы (62 % опрошенных) и просмотр фильмов о войне (55 %). Гордость за культуру своей страны - одна из составляющих патриотизма. Поэтому далее в рейтинге позиций стоят поездки по историческим местам (48 %), песни военных лет (33 %) и чтение отечественной литературы.

Ответы на важный вопрос «Чьи имена у вас вызывают наибольшее уважение? (оцените по 5-балльной шкале)» (прилагался список фамилий) показали, что почти у всех студентов наибольшее уважение вызывают имена российских исторических личностей и современников - А.В. Суворова (100 %), Г.К. Жукова (97 %), Л.Н. Толстого (83 %) и В.В. Путина (95 %).

Молодежь принимает участие в субботниках, традиционных городских мероприятиях, присутствует на параде 9 Мая - это 73 % опрошенных. Причем юноши более активны в этих видах деятельности, чем девушки. Также 20 % респондентов интересуются историей своего города, 7 % занимаются волонтерством.

На вопрос «Какими признаками вы определяете понятие «патриотизм?» были получены следующие ответы:

- национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу - 63 %;

- любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни - 72 %;

- бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага и спасения - 57 %;

- стремление трудиться для процветания Родины - 57 %;

- интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций, народов в интересах своей Родины - 30 %;

- непримиримость к представителям других наций, народов - 0 %.

Очень интересными оказались ответы на вопрос «С каким из утверждений вы согласны в большей степени?»:

- «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный» (Н.А. Добролюбов) - 50 %;

- «Наша истинная национальность - человек» (Уэллс Джордж) - 47 %;

- «Россия для русских и по-русски» (Александр III) - 23 %;

- «Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит» (Артур Шопенгауэр) - 13 %;

- «Национализм может быть огромным. Но великим - никогда» (Станислав Ежи Лец) - 6 %.

Большинство студентов подтвердили, что наиболее эффективные средства развития патриотизма у молодого поколения - это:

- организация экскурсий по историческим местам;

- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;

- проведение конкурсов творческих работ, военно-патриотических сборов;

- создание сайта о героях Сызрани;

- съемки и демонстрации видеороликов, посвященных Великой Победе;

- организация Музея Славы Сызранского филиала Самарского государственного технического университета;

- участие в мероприятиях, посвященных Великой Победе («Вахта Памяти», Парад Победы).

По методике Рокича [8], где предлагается расставить в порядке значимости для себя ценности, были получены следующие результаты. Первые 6 позиций занимают любовь к Родине, любовь к родным и близким, здоровье, счастливая семейная жизнь, активная деятельность и материальное обеспечение. Последние 2 места - достижение власти и денег любыми способами.

Проведенное исследование показало, что период обучения в вузе является наиболее ответственным и важным в процессе формирования личности. Приобретая общие и специальные знания, студенты вырабатывают не только свои первые профессиональные знания, умения, навыки и компетенции, но и выстраивают соответствующую систему ценностей. Как социально-демографическая группа молодежь обладает рядом особенностей. Она имеет высокую социальную мобильность, является источником инноваций и наиболее восприимчива к ним.

Следовательно, современные социально-экономические преобразования в общественной и политической жизни, развитие и становление институтов гражданского общества требуют формирования активных граждан, эффективно принимающих участие в жизни общества и государства. Таким образом, в процессе патриотического воспитания необходимо делать акцент на историческую преемственность, связь поколений. Организация данной работы в вузе предусматривает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленное на воспитание студентов, формирование у них патриотических убеждений и устойчивых норм поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов н/Д, 1993. - Ч. 1. - С. 11-42.

2. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание // Педагогическая психология. - М., 1991. - 248 с.

3. Вяземский Е.Е. Лекции по гражданско-патриотическому воспитанию. - М., 2010. - 135 с.

4. Ишлинский А.Ю., Павлова Г.Е. Педагогика: Учеб. пособие. - М.: Педагогика, 2006. - 328 с.

5. МакаренкоА.С. Сочинения: в 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 567.

6. О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания: указ Президента РФ от 20 октября 2012 г. № 1416 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: Версия Проф. / ЗАО «Консультант Плюс». - Послед. обновление 26.05.2013.

7. Пашкович ИА. Патриотическое воспитание: система работы. - Волгоград, 2006. - 169 с.

8. Психологические тесты для профессионалов / Авт.-сост. Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем. шк., 2007. - 496 с.

9. Старостина И.А. Роль историко-патриотического наследия в духовном становлении молодежи // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: Версия Проф. / ЗАО «Консультант Плюс». - Послед. обновление 26.05.2013.

10. Шлыков А.В. Патриотизм и патриотическое воспитание в вузе // Молодой ученый. -2012. - № 8. - С. 368-388.

Поступила в редакцию 29.03.2015; в окончательном варианте 14.04.2015

UDC 378

STUDYING OF FORMATION OF PATRIOTIC QUALITIES OF STUDENTS OF A TECHNICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTE

N.E. Larushkina1, E.S. Larushkinaa2 Syzran Department of Samara State Technical University 45, Sovetskaya st., Syzran, 446001 1E-mail: kaf.piuss@yandex.ru 2 E-mail: katrin_93_93@bk.ru

In the article a relevant problem of developing ofpatriotic qualities of students of a technical higher education institute, the formation of their spiritual and moral positions, and patriotism is considered. The analysis of results of survey among students is carried out.The list of the most expedient educational tools of patriotic qualities is provided.

Keywords: patriotic education, patriotic qualities, educational tools.

Original article submitted 29.03.2015; revision submitted 14.04.2015

Nadezhda E. Laryushkina, candidate of pedagogical sciences, associate professor "Pedagogics and management of social systems".

Ekaterina S. Laryushkina, student 4 course of electrotechnical faculty.

УДК 378.14

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ТЕСТА ИЗ КУРСА ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЕЛЫ. ПРОИЗВОДНЫЕ»

Л.В. Лиманова1, Л.А. Муратова2

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 ^-таП: llv-1@mail.ru 2Е-таП: muratova-la@mail.ru

Проводится математическо-статистический анализ качества теста по теме «Пределы. Производные». Наиболее важными характеристиками при проверке качества теста являются надежность и валидность. Рассматриваются три способа вычисления коэффициентов надежности. В первом случае коэффициент надежности теста рассчитывается по вариации тестовых заданий по формуле KR-20. Второй способ определения коэффициента надежности теста связан с использованием среднего коэффициента корреляции всех заданий между собой; при этом применялась формула вычисления коэффициентов корреляции для дихотомических данных. Третий способ определения коэффициента надежности основан на расщеплении теста по четным и нечетным заданиям и определении коэффициента корреляции между этими группами с

Лариса Владимировна Лиманова, кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики и прикладной информатики.

Лидия Александровна Муратова, кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики и прикладной информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.