СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ЕГО ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М.П. Стародубцев, канд. пед. наук, доцент
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10052
Аннотация. Автор рассматривает проблему педагогической культуры как многогранную структуру формирования будущих педагогов. В качествеобъекта исследования в статье выступает структура педагогической культуры педагога в рамках образова-тельногопроцесса. Автор раскрывает и анализирует роль структуры в формировании культуры педагогическойдеятельности как одного из важнейших условий эффективной и качественной учебно-трудовойдеятельности педагога.
Ключевые слова: педагогическая культура, структура, профессиональнаяпедагогиче-ская деятельность, педагогическое мастерство.
Развитие педагогической культуры преподавателя является одной из актуальных проблем, стоящих перед современной педагогической наукой и практикой. Учитывая нарастающую потребность образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы повышенного уровня, в преподавателях, обладающих высоким культурным уровнем и потенциалом, данная проблема приобретает общественно-значимый характер. Теоретическое осмыслениепроблемы формирования культуры педагогической деятельности является важнойзадачей педагогической науки.
С моей точки зрения, важнейшая причина кризиса образованиязаключается в значительном снижении качества препода-ванияи, в частности, в существенном падении духовно-нравственныхкачеств, педагогического и научно-методического мастерства преподавателей.
С психологической точки зрения педагогическая культура преподавателя представляет совокупность интеллектуальных, духовных, профессионально-
педагогических качеств, эффективного стиля учебно-воспитательной деятельности, сформированных на основе общей культуры, профессиональных и психолого-педагогических знаний, опыта, позволяющая ему качественно решать учебно-воспитательные задачи.
Целенаправленное изучение профессиональной деятельности различных категорий педагогов, опыта педагогов-новаторов, а также мнений различных категорий обучаемых показывает, что педагогическая культура имеет многогранную структуру. В числе ее основных слагаемых обычно выделяют:
- профессиональную эрудицию (компетентность) преподавателя;
- высокий уровень психолого-педагогической подготовленности;
- профессионально-педагогическую направленность личности преподавателя, интерес и пристрастие к педагогическому труду;
- культуру познавательной деятельности, педагогического мышления, речи, педагогических чувств и общения;
- профессионально-этическую культуру внешнего выражения и поведения; техники работы и рабочего места;
- высокий уровень педагогического мастерства как концентрированного выражения культуры преподавателя, его педагогического менталитета.Все указанные элементы находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, обладая некоторой самостоятельностью [13-15].
Профессиональная эрудиция, компетентность преподавателя выражены в глубине и широте знаний науки или учебного предмета, который он преподает, в широкой общеметодологической и научно-
теоретической подготовке. Знания, как известно, являются составной частью мировоззрения человека, его убеждений и в значительной мере определяют профессиональный облик педагога, отношение к своему труду, «генеральную линию» поведения, его общую и педагогическую культуру. Известно, что на основе глубоких научных, объективных знаний формируются достаточно прочные педагогические, специально-профессиональные, этические и иные убеждения, которые являются внутренним стержнем педагога и, следовательно, его педагогической культуры.Для педагога знания, которыми он обладает и которые он передает ученикам, выступают и средствами педагогической деятельности. Не случайно, как показывают специальные исследования, более 70% опрошенных учащихся отличное знание своего предмета преподавателем, его компетентность поставили на одно из первых мест среди признаков, определяющих авторитет педагога[6].
Высокая педагогическая культура преподавателя базируется на глубоких знаниях смежных учебных дисциплин, специальных учебных предметов, которые формируют личность обучаемого, готовят его к дальнейшей жизни в обществе, к профессиональной деятельно-сти.Преподавателя как носителя высокой педагогической культуры выделяет и интеллигентность. Интеллигентность педагога - это не только его обширные знания, начитанность. Интеллигентность - это умение мыслить широко, изучать и понимать явления в их взаимосвязи, сочетать научный поиск с активным гуманизмом; это уважительное отношение к людям, стремление повысить их культуру.Чтобы удовлетворять растущие запросы учащихся, преподаватель должен быть увлечен передовыми идеями века, любить книги, регулярно читать газеты и журналы, уметь пользоваться компьютерной техникой, посещать кино, театр, следить за новым в науке, технике, литературе, искусстве, спорте. Интеллигентный педагог постоянно заботится об использовании имеющихся знаний в учебно-воспитательных целях.
Великое значение для проявления культуры преподавателем имеет его психолого-педагогическая подготовленности 1 ]. Глубокие и обширные знания психологии и педагогики необходимы ему для эффективного решения учебно-воспитательных задач. Педагогическая задача - это всегда, в конечном счете, практическая задача, включающая в себя знание и понимание психологии конкретного учащегося или студенческого коллектива, осознание учебных и воспитательных целей, путей их достижения, знание педагогических средств, методов, приемов воздействия, умений их эффективного применения. В процессе решения педагогической задачи усилия педагога направлены на формирование и развитие позитивного в личности учащегося, на проявление творчества в образовании новой системы знаний по предмету обучения, развитии положительных мотивов, воспитании стабильного интереса к достижениям науки, производства.[2-
5].
Педагогическая направленность личности преподавателя, интерес и пристрастие к педагогическому труду проявляются в осознанности целей по обучению и воспитанию учащихся, мотивов и потребностей, лежащих в основе педагогического труда; в постоянном стремлении творчески, ответственно, с интересом относиться к выполнению своих профессиональных обязанностей, постоянному совершенствованию своей личности как учителя и воспитателя.
Преподавателей, обладающих высокой педагогической культурой, характеризуют склонность к учебно-воспитательной деятельности, устойчивый интерес к ней, неравнодушное, внимательное отношение к студентам, постоянный поиск новых форм и методов активного обучения и воспитания, использование различных инновационных методик[12]. Педагог, глубоко осознавший общественную и личную значимость своей профессии, отличается педагогическим оптимизмом, целеустремленностью в работе, настойчивостью в достижении поставленных целей, высоким чувством ответственности за результаты
своего труда, самокритичностью к достигнутому в своей работе.
Педагогическая направленность личности преподавателя включает в себя призвание к педагогическому труду, ярко выраженное стремление и желание заниматься учебно-воспитательной работой. В призвании выражена устойчивая, основанная на внутренней убежденности направленность человека на такой вид деятельности, в сфере которой он приносит большую пользу людям, обществу и получает большую моральную удовлетворенность.
В структуре педагогической культуры как сложном явлении выделяют несколько «микрокультур». Одной из них является культура познавательной деятельности, которая выражена в высокой степени развития познавательных интересов педагога, в постоянном, целенаправленном, систематическом стремлении работать над развитием собственных познавательных способностей, накоплением необходимых навыков и умений, позволяющих квалифицированно совершенствовать учебно-познавательную деятельность обучае-мых.Познавательная деятельность непосредственно связана с культурой педагогического мышления, проявляющейся в высоком уровне овладения всей системой мыслительных операций, методов, приемов, в знании законов диалектической и формальной логики, умении их учитывать в практической деятельности. Культура педагогического мышления преподавателя на практике проявляется в умении творчески подходить к анализу различных явлений в сфере науки, общественной жизни, повседневного общения людей, выделять в них главное и основное, сравнивать, сопоставлять и делать логические, продуманные выводы.
Культура педагогического мышления человека проявляется в творческом компе-тентносномподходе к проведению учебных занятий, воспитательных мероприятий, что, в свою очередь, зависит от таких качеств ума, как глубина, широта, гибкость, логичность, быстрота, критичность, самостоятельность, активность, и др[7,9].В единстве с культурой педагогического мышления выступает культура
речи педагога. Известно, что с помощью слова и через высокоразвитый интерес он осуществляет решение основных педагогических задач: сообщает учащимся знания по предмету обучения, осуществляет руководство процессом познания учебного материала, создает проблемные ситуации и помогает их разрешить, оказывает воспитательное влияние на аудиторию и т. д.
Сущность культуры речи преподавателя представлена в ее свойствах и качествах: обширном словарном запасе; содержательности мысли и гармоничной развитости во всех ее видах (внешняя и внутренняя речь, монологическая и диалогическая, речь общения и т. д.); в высоком, моральном отношении к слову - верность данному обещанию, ответственность к соблюдению единства слова и дела; во владении эмоционально-выразительными средствами речи, что в педагогике относят к элементам педагогической техники (интонация, темп, выразительность, эмоциональность, тембр и др.)[8].
Практический опыт, наблюдения за деятельностью педагогов-мастеров показывают, что высокая культура речи помогает убеждать и доказывать, доходчиво разъяснять сложный в теоретическом плане учебный материал, делает возможным глубже влиять на сознание и эмоционально-волевое состояние учащихся, решение учебно-воспитательных задач. И, напротив, речь, построенная на штампах, грубой категоричности, невыразительности, нелогичности, а также скудность словарного запаса, убогость фраз не только создают между преподавателем и студентами (курсантами) «смысловой барьер», но и отрицательно влияют на усвоение учебного материала, на отношение по изучению предмета в целом.
Важным элементом педагогической культуры преподавателя является культура педагогических чувств. Конкретное выражение культура чувств педагога находит, прежде всего, в заинтересованности в развитии личности учащегося, внимательном, заботливом, чутком и тактичном отношении к нему, к его обучению и нравственному воспитанию[10]. Опыт убеждает, что бездушное, равнодушное отношение к
воспитанию юношей, девушек порождает адекватную реакцию или ставит серьезные препятствия для решения проблемы понимания (человека человеком).
Культура педагогических чувств имеет многоплановое функциональное значение, как и другие элементы педагогической культуры. Она выполняет мотивационную функцию, выступает побудительной силой в отношении к различным сферам жизнедеятельности преподавателя: чувству призвания к профессии педагога, гуманизму во взаимоотношениях с окружающими и в первую очередь с обучаемыми; личному достоинству, чести и совести; ответственности за профессиональную подготовку, за свои действия и поступки и др.Высокая культура чувствпреподавателя выступает и как «инструмент» педагогического воздействия: педагог влияет на эмоциональную сферу психики учащегося, вызывая у него стремления походить на наставника, заниматься самосовершенствованием, воспитанием культуры чувств у се-бя.Существенно значима культура педагогического общения преподавателя, которая является одной из важнейших сфер взаимодействия педагога с различными категориями людей, окружающих его как в учебно-воспитательном процессе, так и после работы.
Основу культуры общения педагога с обучаемыми составляют высокоразвитые личностные качества: гуманное отношение к человеку, наблюдательность, внимательность, доброжелательность, отзывчивость, тактичность, общая интеллигентность. Велика роль таких умений, как: слушать собеседника; задавать и ставить вопросы; тактично анализировать выступления учащихся; быстро установить контакт с воспитанником или коллегой; понять другого человека; четко и правильно ориентироваться в ситуации общения; установить зрительный контакт (видеть человека); заинтересовать, увлечь окружающих выступлением, рассказом; свободно владеть словом (говорить без конспекта); использовать свои внешние данные, в т. ч. мимику, улыбку и др.; передавать свое отношение к событиям ненавязчиво, без категоричности, излишнего дидактизма и т. д.
Культура педагогического общения преподавателя непосредственно связана с его профессионально-этической культурой, т. е. с усвоением системы моральных требований, принципов, норм, которые определяют уровень развития его нравственного сознания, регулируют отношение к педагогической профессии, к обучаемым, руководителям и коллегам по совместному педагогическому труду, диктуют конкретные действия и поступки. Особенно велико значение соблюдения преподавателем требований и норм профессионально-педагогической этики при решении задачи нравственного воспитания учащихся. Не случаен тот факт, что все просветители прошлого, видные педагоги (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и др.) обращали внимание на большое значение нравственной воспитанности педагога, утверждая, что доверять дело воспитания необразованному человеку, а тем более человеку плохому в нравственном отношении, ни в коем случае нельзя.Профессионально-этическая культура преподавателя при решении практических задач по обучению, воспитанию, развитию учащихся проявляется в культуре внешнего выражения личности педагога и его культуре поведе-ния[ 11] .Культура внешнего выражения личности преподавателя проявляется в культуре его внешнего вида: в чистоте, исправности и опрятности одежды, в ношении головного убора и обуви, в прическе, аккуратности, элегантности. Внимание студентов привлекают осанка, подтянутость педагога, его мимика (выражение доброжелательности, эмоциональной выразительности, строгой доброты, дружеского соучастия и т. д.), а также жесты, пантомимика (походка, движения, умение бесшумно вставать и садиться и т. п.).Культура поведения преподавателя представлена в различных навыках, умениях, привычках, отвечающих общим требованиям и нормам профессиональной морали и педагогической этики, нормативных документов. В культуре поведения, как правило, конкретно и всесторонне представлена личность педагога в целом, его облик.Внешняя культура преподавателя является отражением его культуры
внутренней, гармонии развития сознания, чие в необходимом количестве письмен-чувств, воли, профессиональных качеств и ных и канцелярских принадлежностей, способностей. бумаги для ведения записей, справочных
Элементом педагогической культуры материалов, приспособлений для сбора и является культура техники работы и места хранения информации, тематических ра-преподавателя, которая непосредственно бочих папок и полок для необходимой ли-связана с проблемой научной организации тературы, умение вести педагогический педагогического труда, с культурой учеб- дневник и т. п.).
но-воспитательной деятельности и вклю- В современных условиях все большее
чает технику организации личного време- место в работе по накоплению информа-ни, технику работы с литературными ис- ции, ее тиражированию и классификации точниками, фиксации и обработки необхо- занимает компьютерная техника, которой димой педагогической информации, тех- преподаватель должен хорошо вла-нику ее отбора и хранения, ведения карто- деть.Именно высокий уровень развития теки, ведения записей и многие другие мастерства является своеобразной мерой «мелочи» педагогической техники (нали- педагогической культуры.
Библиографический список
1. Бондаревская Е.В. Развитие педагогической культуры как фактор профессионального личностного самоопределения учителя в системе непрерывного педагогического образования. Пятигорск: СКНЦ ВШ, 1998.
2. Бондаревская Е.В., Богомолова Г.П. Педагогическая культура учителя в системе лич-ностно-ориентированного образования // Инновационная школа. 2007. - №2. - С. 81 - 85.
3. Баяндина М.Г. Современные требования к педагогу требования личностно-ориентированной парадигмы образования // Проблемы подготовки, аттестации и повышения квалификации педагогических кадров. -2007.-Вып. 1.-С. 138- 145.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб., 2000. — 299
с.
5. Самылкина Н.Н., Факторы, определяющие эффективность реформирования системы общего образования [Электроггый ресурс] / Н.Н. Самылкина. Режим доступа: http:// www.churap.ru.
6. Иваненко Т.А. Взаимосвязь педагогической культуры и педагогического мастерства / Иваненко Т.А. // Глобальный научный потенциал. 2017. № 10 (79). С. 12-15.
7. Романенко Н.В.Компетентностный подход и государственные образовательные стандарты нового поколения Романенко Н.В., Зюкин А.В., Стародубцев М.П. Актуальные проблемы физической подготовки силовых структур. 2008. № 3. С. 141-159.
8. Стародубцев М.П. Сущность и специфика педагогической деятельности преподавателя Стародубцев М.П., Стародубцева О.М. В сборнике: worldscience: problemsandinnovations сборник статей XIV Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 284-287.
9. Ткачук В.Н. Компетентностный подход как основа подготовки руководителей Ткачук В.Н., Стародубцев М.П. В сборнике: Социальные эффекты образования курсантов ВО-УВПО внутренних войск МВД России 2012. С. 45-53.
10. Стародубцев М.П. Основы педагогического мастерства и развитие профессиональной компетенции преподавателя вуза Стародубцев М.П., Петров Д.А., Кириченко Р.В., Кострыкин С.Х. Санкт-Петербург, 2014.
11. Стародубцев М.П. Педагогические технологии. XXI век Стародубцев М.П., Петров Д.А., Зюкин А.В., Кабаев И.Е. учебное пособие / Санкт-Петербургский институт внутренних войск МВД России. Санкт-Петербург, 2014.
12. Иваненко А.В. Качества творческой личности, психолого-педагогические условия их развития у преподавателя Иваненко А.В. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 3. С.
80-84.
13. Стародубцев М.П. Профессионально-личностное развитие педагога физической культуры: научно-теоретический аспект / Стародубцев М.П., Иваненко Т.А., Сапсаева Т В., Перелогов И.О., Винтовкина Н.Е. // Перспективы науки. 2018. № 5 (104). С. 102-107.
14. Астафьев В.В. Педагог высшей школы в сфере профессиональной деятельности Астафьев В.В., Перелогов И.О. В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей VII Международной научно-практической конференции: в 4 ч.. 2017. С. 100-102.
15. Асриев С.А. Сущность и специфика педагогической деятельности преподавателя Асриев С.А. В сборнике: новая наука как результат инновационного развития общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2017. С. 6-11.
THE STRUCTURE OF PEDAGOGICAL CULTURE OF THE TEACHER AS A CONDITION OF HIS CREATIVE ACTIVITY
MJ. Starodubtsev, candidate of pedagogical sciences, associate professor Mechnikov North-West state medical university (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The author considers the problem of pedagogical culture as a multifaceted structure offormation offuture teachers. The object of research in the article is the structure ofpedagogi-cal culture of the teacher within the educational process. The author reveals and analyzes the role of the structure in the formation of the culture of pedagogical activity as one of the most important conditions of effective and high-quality educational and labor activity of the teacher.
Keywords: pedagogical culture, structure, professional pedagogical activity, pedagogical skill.