УДК 378
Ажиев Магомед Вахаевич
кандидат педагогических наук Чеченский государственный университет [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
В статье рассматривается связь педагогического мастерства преподавателя и успешности адаптации студентов к условиям образовательного процесса; раскрывается сущность и содержание понятий «адаптация» и «педагогическое мастерство». Педагогическое мастерство преподавателя вуза рассматривается как сложная система, состоящая из множества взаимосвязанных компонентов, среди которых важное место занимают личностные качества педагога, наличие у него специальных педагогических способностей, высокого уровня организационной культуры и, главное, глубоких профессиональных знаний.
В статье представлена характеристика целого комплекса противоречий, существующих в образовательном процессе вуза, устранение которых позволило бы сделать процесс адаптации к обучению в вузе студентов-первокурсников менее стрессогенным. Охарактеризованы основные отличительные черты управления учебным процессом, способствующие установлению продуктивных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Представлены результаты анкетирования, проведенного автором со студентами Чеченского государственного университета. На вопрос анкеты: «Какие качества преподавателя вы считаете наиболее значимыми?», большинство респондентов наряду с профессиональными знаниями назвали такие качества как справедливость, доброта. Гуманистический стиль педагогического общения невозможен без наличия таких качеств личности как гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность.
Ключевые слова: образовательный процесс, адаптация к обучению в вузе, педагогическое мастерство преподавателя, специальные педагогические способности, адаптивные возможности.
В жизни каждого человека вне зависимости от его желания даже в самые спокойные времена возникают внешние обстоятельства, способные изменить привычную окружающую среду, налаженную систему взаимоотношений, что создает предпосылки для изменения привычного образа жизни в целом либо в одном из значимых для человека жизненных пространств. Такие обстоятельства для первокурсника - первый год обучения в вузе, когда помимо сложного процесса усвоения большого объема профессиональных знаний молодой человек включается в не менее сложный процесс адаптации к непривычным стрессогенным для него условиям образовательного процесса [7, с. 160].
Адаптация (от лат. Adaptare - приспособлять) -в широком смысле, процесс и результат приспособления к изменяющимся внешним и внутренним условиям [6, с. 11].
Анализ проблемы адаптации студентов первых курсов в вузах к процессу высшего профессионального образования показывает наличие целого комплекса противоречий:
- объективная необходимость обеспечения оптимальных условий для адаптации студентов первых курсов вступает в противоречие с недостаточной подготовленностью образовательных учреждений в теоретическом и практическом плане реализовывать педагогическую деятельность в данном направлении, учитывая при этом индивидуальные возможности студентов;
- слабые адаптивные возможности студентов первых курсов и недостаточная разработанность методик педагогического взаимодействия, способных обеспечить успешность их адаптации к условиям обучения в педагогическом вузе;
- сложившиеся традиционные формы организации образовательного процесса в средней школе и совершенно новые формы организации учебного процесса в вузе.
Указанные противоречия ждут своего разрешения, способствовать которому в полной мере могли бы педагогическое мастерство преподавателей, использование ими оптимальных форм организации и проведения занятий в системе высшего образования.
В настоящее время образование вынуждено жить в условиях перемен, затрагивающих все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и сферу образования. Тем более неправильно было бы отказаться от использования новейших технологий в образовательном процессе, к числу которых относятся мультимедийные средства обучения, информационные технологии и т.д.
Очевидно, что современное образование выходит на качественно новый уровень, становиться одним из важнейших приоритетов в жизни молодых людей, а содержание образования, выступая одним из факторов социально-экономического прогресса общества, должно соответствовать его быстро меняющимся запросам, ориентируясь на создание условий для развитие личности, стремящейся к самоопределению и самореализации в личностной и профессиональной сфере.
Курс образования должен придерживаться подготовки нового типа работника, адекватного запросу мирового сообщества по своей общей и профессиональной культуре, с высоким уровнем умственного развития, профессиональной квалификации и профессиональной компетентности» [1, с. 376]. Только тогда оно может быть привлекатель-
© Ажиев М.В., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
99
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ным, когда будет соответствовать современным достижениям науки, техники, использовать инновационные технологии в образовательном процессе.
В этой связи именно актуальное грамотное выстраивание педагогического процесса, самоорганизующаяся система в структуре личности могут считаться проявлением педагогического мастерства, которое, прежде всего, связано с личностью педагога; с целым комплексом качеств, способствующих обеспечению высокого уровня самоорганизации в процессе профессиональной деятельности, помогающим ему обеспечить на высоком творческом уровне учебно-воспитательный процесс. Важнейшими их этих качеств являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность [3, с. 13].
Что же такое педагогическое мастерство? Сначала приведём определение термина, предложенное С.И. Ожеговым и звучащее так: «Мастерство -это высокое искусство в какой-либо области». По утверждению А.С. Макаренко, ученики простят своим учителям сухость, строгость и даже придирчивость, но плохого знания дела не простят никогда. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и чёткое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, ясную мысль, знание воспитательного процесса, постоянная готовность к труду. «Я на опыте пришёл к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации» [9, с. 332].
К пониманию педагогического мастерства в педагогической науке существуют различные подходы. Одни учёные считают это связанным с природными способностями чувствовать состояние души обучаемого в сочетании с глубокими профессиональными знаниями в области преподаваемой дисциплины и на этой основе умение наладить обратную связь. Другие учёные считают, что это сплав глубоких знаний и интуиций, научного подхода в преподавательской деятельности, способности к научному анализу, воображения и фантазии. Приведём примеры авторских определений некоторых учёных, так например А.И. Щербаков считает: «Педагогическое мастерство - это синтез научных знаний, навыков, методического искусства и личных казачеств педагога». Л.А. Байкова: «Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания развития ребёнка».
Наиболее прогрессивным понимание педагогического мастерства видится нам с позиций личностно-деятельностного подхода. Так, рассматривая педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, Н.Н. Тарасевич считал, что пе-
дагогическое мастерство - это комплекс профессионально значимых качеств личности, позволяющий достичь высокого уровня самоорганизации в процессе профессиональной деятельности. К ним он относил:
- гуманистическую направленность педагогической деятельности;
- профессиональные знания;
- педагогические способности;
- педагогическую технику;
- организационно-педагогическую культуру, которая должна быть сформирована таким образом, чтобы иметь регламентированные способы взаимоотношений субъектов образовательного процесса с внешней средой и внутриорганизаци-онные связи между ее составляющими [4, с. 68].
При этом основой педагогического и фундаментом развития профессионального мастерства, дающими ему глубину, основательность, осмысленность действий, однозначно, являются профессиональные знания. Это знания, формирующие общую культуру личности педагога, относящиеся к социальной, философской, психолого-педагогической, специальной и дополнительным сферам знаний. Профессиональные знания преподавателя должны формироваться одновременно на всех уровнях (методологическом, методическом, технологическом, творческом и информационно-содержательном), становясь базой мышления и педагогического сознания. Без глубоких профессиональных знаний не может быть организован эффективный педагогический процесс. Отсутствие глубоких знаний у преподавателя способно не только лишить студентов необходимого знания, но и создать условия для их дезадаптации к образовательному процессу и стойкой потере ими мотивации к обучению.
Важное значение имеет гуманистическая направленность педагогической деятельности. Каждый педагог должен быть гуманистом, признавать в своей педагогической деятельности человека как высшую ценность, осознавать значимость личности каждого студента, учащегося, строить свои взаимоотношения со студентами на основе доверия и уважения. Использование гуманистического стиля общения в педагогическом процессе является показателем профессионального мастерства педагога.
При проведении нами анкетирования со студентами Чеченского государственного университета, на вопрос анкеты - какие качества преподавателя вы считаете наиболее значимыми, большинство респондентов наряду с профессиональными знаниями назвали такие качества как справедливость, доброта. Гуманистический стиль педагогического общения невозможен без наличия таких качеств личности как гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность.
100
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
Однако, педагогическое мастерство невозможно без наличия у педагога специальных педагогических способностей.
К педагогическим способностям относят: дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, организаторские, научно-познавательные или академические способности, творческие, эмоционально-ценностные и т.д.
Дидактические способности позволяют успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения, доступно излагать учебный материал. Используя коммуникативные способности, педагог устанавливает целесообразное общение и контакт со студентами. Перцептивные способности помогают понять внутреннее духовное состояние обучаемого, оценить его возрастные и индивидуальные способности, не нанося психологической травмы. Эмоциональные способности помогают педагогу управлять своими эмоциями, владеть собой. Экспрессивные способности позволяют преподавателю выбрать наилучшую эмоционально-волевую форму изложения материала. Организаторские способности позволяют обеспечить порядок и дисциплину в аудитории, слаженную работу во время учебных занятий. Научно-познавательные, или академические способности связаны с усвоением новых знаний, приобретением умений, навыков, желанием трудится творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и передовой опыт.
Большое значение для адаптации студентов имеет искусство педагога управлять учебным процессом. Применительно к учебному процессу управление представляет собой целенаправленное, систематическое взаимодействие преподавателя и коллектива студентов, каждого отдельного студента для достижения заданных результатов обучения. Управлять - это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а, наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.
Отличительные черты управления учебным процессом, по мнению некоторых авторов [10, с. 232], заключаются в следующем:
- сознательное и планомерное воздействие, которое всегда предпочтительнее стихийной регуляции;
- наличие причинно-следственных связей между управляющей подсистемой (преподаватель) и объектом управления (обучаемый);
- динамичность и способность управляемой подсистемы переходить из одного качественного состояния в другое, что во многом зависит от проявления воли и настойчивости обучаемых, от уровня положительной мотивации и значимости для них желаемых достижений [8, с. 180];
- надежность, т.е. способность, системы управления выполнять заданные функции при определённых условиях протекания процесса;
- устойчивость - способность системы сохранять движение по намеченной траектории, поддерживать намеченный режим функционирования, несмотря на различные внешние и внутренние возмущения.
Таким образом, успешность адаптации студента к процессу обучения в вузе зависит от множества факторов, среди которых педагогическое мастерство преподавателя и его неповторимый педагогический стиль деятельности, обязательное обладание педагогом специальными педагогическими способностями, но ведущим фактором в этом процессе остается высокая мотивация студента к достижению позитивных изменений в структуре его личности и осознание им важности учебных достижений.
Библиографический список
1. Даутмерзаева Л.М. Образование как система и процесс в историческом аспекте // Материалы II Ежегодной итоговой конференции ППС ЧГУ 2013 г. - Грозный, 2013. - С. 375-381.
2. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. - М.: Флинта, 1998. - 232 с.
3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
4. Масаева З.В. Формирование организационно-педагогической культуры в сфере образования // Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения: Материалы международной науч.-практ. конф. г. Уфа, республика Башкортостан. - Уфа, 2014. - С. 66-69.
5. Методика воспитательной работы / Л.А. Бай-кова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др. - М., 2002. - С. 64-69.
6. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - М., 1990. - С. 11.
7. СердюковаЕ.Ф. Психологическая поддержка студентов с адаптивным способом выхода из трудных жизненных ситуаций // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. -Т. 19. - № 4. - С. 160-164.
8. Сердюкова Е.Ф. Психологические особенности трансформации адаптивного стиля поведения человека в преобразующий стиль // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. -Т. 72. - № 2. - С. 180.
9. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. Педагогика. - М., 2001. - 512 с.
10. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2003 - 544 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
101