педагогическиеi
технологии!
1УДК 370.1 ББК 74.03(2)6-8
ЛИЧНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ ТВОРЧЕСТВА
Г. Н. Богомолова
Аннотация. Автор статьи отмечает, что содержательный компонент стратегии развития воспитания XXI в. может быть представлен интеграцией инновационных идей и осмыслением ценностного, позитивного опыта теории и практики отечественной педагогики. В статье рассматриваются некоторые аспекты профессиональной деятельности С. А. Шмакова (1931-2000), педагогическое наследие которого составляет золотой фонд Липецкой инновационной школы второй половины XX в.
В работе проанализирована деятельность педагога как руководителя научно-экспериментальной лаборатории «Досуг школьника», функционирующей с 1963 по 1991 г. в Липецком государственном педагогическом институте. Педагог-новатор представлен как автор педагогической технологии организации досуговой деятельности учащихся в сфере свободного времени, в которой игра является феноменом культуры, средством формирования творческого потенциала личности.
Деятельностно описаны теоретико-методологические основы профессионально-педагогического творчества, в котором игра как особая область искусства целостно формирует человека в единстве его творческих способностей и духовных потребностей. Содержательный компонент статьи доказывает, что автор игрового метода воспитания придал педагогической отечественной формации 1960-1990-х гг. целостный, системный характер. Это дает основание рассматривать творчество С. А. Шмакова как качественно новую форму педагогической деятельности, направленной на созидание ценностей, имеющих аксиологическое значение для формирования личностного субъекта общества.
Анализ деятельности педагога, владеющего феноменом профессионального мастерства, стремящегося к разработке инновационных форм, методов и приемов воспитательной работы, доказывает, что в формирующемся многополярном современном образовательном пространстве педагогическое наследие С. А. Шмакова имеет субстанциалистское значение. В педагогическую науку и практику воспитательного процесса внедрено ряд идей и фундаментальных направлений, разработанных ученым.
Ключевые слова: творчески работающий педагог, педагогическое творчество, творческий, феноменология, феномен, игра, искусство.
PERSONALITY IN THE CREATIVE ENVIRONMENT
G. N. Bogomolova
Abstract. The article considers some aspects of S. A. Shmakov's professional activity whose pedagogical heritage is included in the golden fund of Lipetsk innovative school of the second half of the XX century. The article analyses the teacher's work as the head of scientific experimental laboratory "Schoolchildren leisure" functioning in Lipetsk State Pedagogical Institute in 1963-1991. The teacher-innovator is presented as an author of the pedagogical approach to pupils' leisure organization, in which the game is viewed as a cultural phenomenon, a means to develop the person's creative potential. Giving concrete examples the author describes the theoretical methodological basis of professional ped-
agogical creativity where the game as a peculiar kind of art forms a person in the unity of his creative abilities and spiritual needs. The content component of the article proves that the author of the gaming educational technology introduced an integral systematic approach into the Russian pedagogics of the 1960-1990-s. It gives grounds for viewing S. A. Shmakov's creativity as a fundamentally new method of pedagogical work, aimed at creating values which have axiological meaning in the process of the person's development. The analysis of the work of the teacher possessing the professional skill and striving for the development of innovative educational forms, methods and techniques proves that S. A. Shmakov's pedagogical heritage has a substantive meaning in the modern multipolar educational environment. A number of ideas and fundamental directions, developed by the scholar, have been implemented into the pedagogical science and practice.
Keywords: creatively working teacher, pedagogical creativity, creative, phenomenology, phenomenon, game, art.
Посвящается 85-летию со дня рождения С. А. Шмакова
В Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию на 2016 г. отмечается: «Мы живем для будущего, для детей. Сегодня российское общество испытывает дефицит милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что во все времена исторически делало нас крепче, сильнее... Я прошу Правительство подготовить программу полноценного развития в школе современной воспитательной компоненты» [1]. Очевидной необходимостью нового столетия является повышение социального статуса института воспитания как приоритетной общенациональной государственной политики России.
В докладе Института семьи и воспитания РАО отмечается, что «снижение воспитательного потенциала российского социума, стремительный рост деструктивных явлений в детской среде, ценностная дезориентация подрастающих поколений привели к существенным потерям в нравственном, патриотическом, трудовом, эстетическом, гражданском воспитании детей. Значительная часть молодежи ориентирована на прагматические и материальные ценности, проявляющиеся в антипатриотизме и равнодушии к своей стране» [2, с. 11].
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2010 г. подчеркивалось: «Воспитание детей - это задача не только системы образования, но и отечественной культуры и общества в целом... » В связи с этим с 2010-х гг. по настоящее время происходит значительный перелом в государственной политике в сфере воспитания, наметились положительные тенденции в стратегии ее развития.
Ценностно-целевые основы общественной политики в сфере воспитания определены в ряде государственных и ведомственных документах: Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг., Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 г., Основы стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 г., государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Концепция развития дополнительного образования детей и др.
В современной инновационной школе воспитание формируется как самостоятельное направление, которое обеспечивает процесс индивидуализации и социализации личности, профилактику рисков негативного влияния на детей стихийного социума, мобилизацию личностных факторов в процессе самореализации и самовоспитания. Основой современной стратегии государственной молодежной политики являются общепризнанные российские ценности, традиции, нравственные нормы. Реализация социальной политики в отношении детей на основе Национального плана действий в интересах молодежи еще не получила необходимого развития, не затронула реальную практику жизнедеятельности учащихся.
Организационно-управленческая система процесса становления социального института воспитания находится на начальном этапе модернизации, поэтому должная интеграция семейного, общественного, государственного воспитания, эффективно противостоящая агрессивной информационной среде, не обеспечена. Мониторинг динамики воспитатель-
ной ситуации выявил ее многомерную картину: как положительную динамику (укрепление социального института воспитания; обобщение конструктивных практик; усиление воспитательного потенциала школы; создание в обществе важных предпосылок для коренных перемен в воспитании подрастающих поколений; создание новой модели воспитания в системе образования; разработка инновационной стратегии развития воспитания; определение целей, задач, содержания, форм, методов воспитательного процесса на основе требований Стратегии; совершенствование воспитательного потенциала учебных дисциплин и воспитательного компонента ФГОС и т. д.), так и реальные проблемы (формирование у детей ценностно-смысловых установок личности; гражданской идентичности; навыков противостояния идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; деформация структуры индивидуальной мотивации, системы ценностей, нравственных установок молодежи и т. д.).
В воспитательном пространстве страны отмечен дефицит разнообразных, интересных для детей социальных, трудовых, общественных це-леполаганий, позволяющих овладеть компетенциями реального социума. Президент РФ В. В. Путин отмечает: «Нужно развивать систему технического и художественного творчества, открывать кружки, секции, летние спортивные лагеря, специальные познавательные туристические маршруты для детей» [1]. Педагогические коллективы необходимо вооружить новыми технологиями воспитания, позволяющими формировать ценностные нравственные качества, необходимые гражданину России. Один из структурно-содержательных компонентов общественно-государственной системы воспитания XXI в. может быть представлен как отражение продуктивных идей и подходов воспитательной практики отечественной педагогики XX в.
Новая динамика развития Национальной стратегии воспитания связана с системным подходом к инновационным, прогрессивным идеям и осмыслением лучшего опыта воспитания, накопленного в теории и практике российской педагогики. В контексте решения проблем преодоления кризиса духовных и нравственных ценностей молодежи имеет принципиальное значение педагогическое наследие
С. А. Шмакова, педагога-новатора Липецкой школы второй половины XX в., автора игровой педагогики, разработавшего технологию организации досуговой деятельности учащихся. Такой подход отражает новый, масштабный социокультурный взгляд на развитие воспитания, предполагает формирование целостного и позитивного воспитательного пространства.
Педагогическое наследие С. А. Шмакова -золотой фонд Липецкой школы XX в. Сталь Анатольевич Шмаков - доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры и НВП, декан факультета по работе с иностранными студентами, заведующий кафедрой теории и методики воспитательной работы, заведующий кафедрой социальной работы Липецкого государственного педагогического института, академик Международной академии наук педагогического образования, председатель экспертного совета IV Конгресса Международного Содружества лагерей, председатель российского экспертного совета комитета по делам молодежи, вице-президент Международной ассоциации «Дети и общество», член редколлегии журнала «Вожатый», член президиума Международной ассоциации «Дети плюс», руководитель мастер-класса «Ее величество - игра», заведующий лабораторией досуга учащихся при АПН СССР, автор проектов Всероссийского лагеря «Орленок», круглогодичного лагеря АОО НЛМК «Прометей», научный руководитель реабилитационного Центра «Зазеркалье» (г. Сургут), руководитель досугового Центра «Созидание» (г. Новокузнецк). Научные труды опубликованы в России, Австрии, Албании, Германии, Италии, Китае, Польше, Чехии. Педагог, владеющий феноменом педагогического мастерства, имеет четыре патента в области теории воспитания, награжден более сорока правительственными и ведомственными наградами [3].
Сущностное значение своего призвания он рассматривал как педагогическое творчество -процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах, оригинальное и высокоэффективное решение учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения [4, с. 375]. Профессионально-педагогическая деятельность С. А. Шмакова -процесс творческий: 1) создание новых по за-
мыслу культурных ценностей; 2) самостоятельно создающий новое, оригинальное, созидательное [5, с. 789]. Доминирующий компонент его педагогической деятельности опирается на одно из крупнейших направлений в философии XX в. - феноменологию - учение, исследующее данные сознанию духовные сущности как независимые от реального существования и чувственного опыта; согласно феноменологии, реальностью является не то, что существует независимо от сознания, но то, на что сознание направлено [6, с. 642]. В связи с этим основным критерием технологической характеристики педагогического наследия С. А. Шмакова является феномен - 1) в идеалистической философии - субъективное содержание нашего сознания, не отражающее объективной действительности; 2) редкое, необычное, выдающееся, исключительное явление [6, с. 642]. Профессиональная деятельность педагога способствовала созданию интерактивного пространства в традиционной форме воспитания XX в. Творчество Сталя Анатольевича Шмакова следует рассматривать как качественно новую форму педагогической деятельности, направленную на созидание ценностей, имеющих аксиологическое значение для формирования личности как общественного субъекта.
С. А. Шмаков - творчески работающий педагог, стремящийся к постоянному совершенствованию инновационных форм, методов и приемов модернизации воспитательной работы; умеющий увидеть и конструктивно решить педагогическую задачу, активно включить обучаемых в содержательный самостоятельный научно-исследовательский процесс [7, с. 566]; педагог, формирующий и развивающий внутренние личностные компоненты творческой активности учащегося (мотивы, цели, мировоззрение, идеалы, ценностные установки и т. д.), -создает научную лабораторию по разработке технологии организации свободного времени учащихся.
С 1963 по 1991 г. профессорско-преподавательский коллектив Липецкого государственного педагогического института (Л. А. Затуливетер, Н. В. Климанов, В. А. Кривцова, Е. Е. Кузьмина, А. Ю. Ломоносов, Т. А. Петрова, В. К. Рвачева, Ю. Н. Таран, А. А. Фомин и др.) и педагогическое сообщество учителей средней общеобразова-
тельной школы № 24 г. Липецка РФ (В. А. Разжи-вина, М. Б. Раковский, Т. П. Романова, И. В. Третьякова, В. Т. Хальзева и др.) активно включились в деятельность научно-экспериментальной лаборатории «Досуг школьника». Под руководством педагога-новатора С. А. Шмакова на теоретическом и эмпирическом инновационном уровне разработана фундаментальная теория досуговой деятельности учащихся, проведено системное исследование игры как феномена культуры, создана гуманистическая концепция коллективной творческой деятельности обучаемых в сфере свободного времени, спроецирована модель учебных студенческих сборов; изучен структурный и содержательный компонент школьных детских каникул, совершенствована концепция субстанциалисткого взаимодействия детских и юношеских организаций со школой и личностью ребенка и т. д.
Основной объект научно-исследовательской деятельности С. А. Шмакова - теория и практика игры как источника культуры, уникального средства формирования и раскрытия духовных потребностей и творческого потенциала личности ребенка. В связи с этим категориальный аппарат интегративной характеристики деятельности С. А. Шмакова включает педагогическое понятие «игра» - 1) занятие для развлечения, отдыха, укрепления здоровья; тот или иной вид, способ занятия, основанного на известных условиях, подчиненного определенным правилам; 2) создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений с целью обучения принятию оптимальных решений [8, с. 23]. Характеризуя игру как бесконечно разнообразную, увлекательную, яркую деятельность, отражающую жизнь, выполняющую формирующую и объединяющую функцию, блестящий практик задал тем самым ее жесткие и гибкие параметры в своей докторской диссертации «Игра учащихся как педагогический феномен культуры» (1997). С. А. Шмаков, многомерно рассмотрев игру в целостном педагогическом процессе, определил ее как труд - занятие, упражнение, дело, требующее усилий, напряжения телесных и умственных сил [9, с. 436], реализуя цели и задачи которого обучаемый формируется как самобытная, уникальная, неповторимая личность. Исследуя научные труды В. А. Сухомлинского,
педагог утверждает, что игра - это конструктивная деятельность учащихся, в которой торжествует оптимизм, положительные эмоции и свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познания объективной социальной необходимости [10, т. 23, с. 84].
Философской основой педагогической технологии игры, разработанной С. А. Шмаковым, является материалистический сенсуализм - познание реального мира на основе чувственного восприятия. Опираясь на педагогическое учение выдающегося чешского педагога Я. А. Коменско-го, новатор утверждает, что ничего нет в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях, то есть категории теоретического мышления рождаются в сознании ребенка благодаря чувственному восприятию радости, положительных эмоций и позитивного настроения.
Режиссер игровой педагогики рассматривал игру не как абстрактное понятие, находящееся вне времени и пространства, а как феномен, действующий и развивающийся в среде когнитивного процесса, обусловленного целью и задачами воспитания. «Единственным крите-риумом для вещи есть сама вещь, а не наше понятие о ней» [11, с. 99]. Сталь Шмаков представил игру как одну из доминант культуры, которая обогащает и помогает личности воссоздать картину целостности бытия. Внимание исследователя длительное время (1957-1991) было сосредоточено на изучении игровой педагогики на примере деятельности пионерского детского движения (Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орленок», пионерский лагерь «Молодая Трава Суоми» (Финляндия), пионерский лагерь НЛМК «Прометей» (г. Липецк) и др.).
На примере работы летних детских лагерей педагог-новатор доказал, что игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Ученый утверждает, что имматериальный смысл игры состоит в том, чтобы через ее содержательный компонент сформировать у учащихся мотивационно-ценностное отношение к интеллектуальной деятельности, то есть деятельность, входящую в сферу досуга, Шмаков разделил на несколько взаимосвязанных групп. К первой из них относится учеба как труд - целесообразный и общественно полезный процесс, требующий умственного и физи-
ческого напряжения, усилия, направленные на достижение результата проектной деятельности [12, с. 1196].
Игры, разработанные педагогическим сообществом научной лаборатории, направлены на развитие у учащихся внимания, памяти, умения ориентироваться во времени и пространстве. Игровые технологии С. А. Шмакова помогают учащимся реализовывать свои способности, развивать различные виды деятельности, разрабатывать алгоритмы достижения поставленной цели, учиться проецировать и конструировать эволюцию развития собственного «Я». Опираясь на психолого-педагогическую концепцию Л. С. Выготского, на теоретическом и эмпирическом уровнях педагог доказал, что игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, который как универсальное педагогическое средство способствует развитию различных сфер психики (память, воображение, воля и т. д.) у гиперактивных, педагогически запущенных учащихся, а также детей, имеющих в развитии различные акцентуации характера. Однако культуру нельзя отождествлять с игрой, так как внутри ее возникают принципиальные различия между нерациональной и рациональной деятельностью, прежде всего между трудом и игрой личности.
Анализ структурного содержания досуга личности позволил С. А. Шмакову рассмотреть игру как доминирующую категорию технологии организации досуговой деятельности школьника, как объект, влияющий на развитие субъекта воспитания. В его педагогическом творчестве игра рассматривается как особая исторически сложившаяся область искусства, воспроизводящая нормы субъект-субъектного взаимодействия, овладение которыми обеспечивает формирование культуры учащегося, познание предметной и социальной действительности.
И. Кант определил игру как класс «изящных искусств», суть которого в специфической свободе игры наших познавательных способностей и в удовольствии рефлексии» [13, с. 172]. Познавательную функцию искусства у Канта следует понимать как «откровение». Сфера, открываемая искусством, - это сфера трансцендентных идей, которые не познаются концептуально, а являются сознанию вне дискурса. Посредником, осу-
ществляющим такого рода «прозревающее искусство», может быть только творческая активность личности. Идеи И. Канта и Ж. Пиаже о преобладающем влиянии искусства на развитие детского интеллекта являются практическим содержанием концепции игровой деятельности, разработанной С. А. Шмаковым, в которой искусство рассматривается как естественная активность ребенка.
Исследуя труды Е. А. Аркина, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Н. Я. Михайловского, Д. Б. Эльконина и др., в технологии организации досуговой деятельности педагог определил искусство как один из способов универсального выражения невербализуемого эстетического опыта учащихся в конкретно-чувственной и образно-символической форме. Таким образом, искусство является посредником между Универсумом и человеком, и только искусство в этом смысле может быть понято как «явление истины» (по Хайдеггеру) и как «содержание истины» (Адорно) [14, с. 164].
Следуя учению Ф. Шлейермахера, С. А. Шмаков рассматривает игру как одну из форм нравственного воспитания, тесно связанную с искусством дружбы, способствующую развитию индивидуального стиля интеллектуальной деятельности. И. Г. Фихте отмечает, что искусство, в отличие от науки и нравственности, формирует целостного человека в единстве его способностей [13, с. 172]. Опираясь на фундаментальный принцип гражданственности как интегратив-ное качество историка и теоретика русской педагогики К. Д. Ушинского: «Сделать как можно более пользы моему Отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности», - педагог представил игру как метод воспитания у молодежи любви к Родине и неразрывной духовной связи с Отечеством.
В сенсуалистической философии, разработанной Бэконом, практик и методист игровой деятельности видел путь проникновения в тайны природы развития, воспитания и обучения личности ребенка. Как основоположник концепции игрового обучения, С. А. Шмаков, желая сделать отдых детей открытием, откровением, источником радости и здоровья, в догматическую форму обучения привнес мир ярких красок, радостных звуков, сказочных героев.
Игровая форма, разработанная педагогом во второй половине ХХ в., способствовала нравственному воспитанию и художественному образованию учащихся. Многолетнее исследование игры, сравнительный анализ психолого-педагогической литературы позволил ученому представить широкий спектр ее назначения для процесса воспитания, развития и самореализации обучаемых и утверждать, что игра -это педагогический феномен формирования нравственной культуры, подлинных ценностей и высокого чувства патриотизма.
Один из главных архитекторов досуговой творческой педагогики ХХ в. С. А. Шмаков на примере работы пионерского лагеря «Прометей (г. Липецк), пионерских сборов студентов Липецкого государственного педагогического института, Елецкого государственного педагогического института, Лебедянского и Усманского педучилищ (Липецкая область), досугового Центра «Созидание» (г. Новокузнецк) и др. описал структурно-содержательную характеристику игры как педагогически организованного явления, выделил ряд ее параметров: сфера игры школьников, игровое состояние, игровая позиция учащихся, игровая ситуация, содержание и сюжет игры, соотношение социальных и досуговых ролей, правила игры, результат игровой деятельности.
С. А. Шмаков также определил воспитательные и развивающие функции игры как педагогического феномена культуры: 1) социокультурное назначение игры; 2) функция самореализации; 3) коммуникативная; 4) диагностическая; 5) игротерапевтическая; 6) коррекцион-ная. Ученый предложил систему разнообразных творческих и развивающих досуговых дел учащихся, разработал законы педагогики досуга школьников, принципы и методы организации досуговой деятельности обучаемых, что позволило ему рассмотреть досуг как часть учебного времени, которое остается у субъекта познавательного процесса после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей [10, т. 8, с. 468], в котором метод воспитания и самовоспитания - игра - рефлексия-самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями [15, с. 394].
Высокий уровень педагогического мастерства, достигнутый на основе глубоких профес-
сиональных знаний, эмпирического опыта, гибких творческих умений и навыков позволил С. А. Шмакову деятельностно представить игру как искусство, общение, открытие, спектакль, совместную деятельность в сборниках игровых миниатюр, игр-упражнений развивающего характера, ориентированных на творческое самовыражение ребенка в свободное время: «Зимний лагерь» (1957), «Лето в лагере» (1970), «Потехе час» (1975), «Волшебное слово сам» (1988), «Ее величество - игра» (1992), «От игры к самовоспитанию» (1993), «Игры-шутки, игры-минутки» (1993), «Досуг школьника» (1994), «Игры учащихся - феномен культуры» (1994), «Лето, каникулы, лагерь» (1995), «Нетрадиционные праздники в школе» (1997) и др.
С. А. Шмаков описал игру как стратегически тонко организованное культурное пространство ребенка, которое выводит за рамки непосредственного опыта, формирует навыки самобытной деятельности и помогает ему психологически адаптироваться и деятельностно реализоваться в социальном обществе. Субстанция его игры как метода есть философское понятие классической отечественной педагогики для обозначения объективной реальности воспитания в контексте ее внутреннего единства всех форм развития личности. Инновации С. А. Шмакова в теории и методике воспитания - это открытые нанотехнологии российской педагогики. Представитель Липецкой школы, проявляя талант и неординарность, придал педагогической отечественной формации 1960-1990-х гг. масштабное, целостное, системное и социально-философское осмысление.
Руководитель научной лаборатории «Досуг школьника», автор игровой педагогики дея-тельностно проявил себя как многогранная личность - ученый, педагог, воспитатель, журналист, режиссер, драматург, поэт, бард, организатор, новатор. Штрихи к творческой биографии подтверждают, что С. А. Шмаков - незаурядный лектор и оратор, талантливый педагог и специалист экстра-класса в области игры. Это генетический симбиоз компетентности, интеллигентности и нравственности. В многообразии творческих смыслов и многомерности педагогических действий С. А. Шмакова проявляется феноменальный учитель - редкий, необычный, исключительный, выдающийся по сво-
им качествам, свойствам, силе проявления,
учитель, являющийся носителем феномена педагогического мастерства [16, с. 1310].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию на 2016 год. - URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/53379 (дата обращения: 04.05.2017).
2. О состоянии и перспективах развития воспитания и социализации детей в Российской Федерации: периодический доклад / С. В. Дармодехин, И. В. Вагнер, Т. Н. Любан [и др.]. - М.: Ин-т семьи и воспитания, 2010. -152 с.
3. Сталь Шмаков: Грани личности / ред.-сост. Л. П. Шопина. - Липецк: ЛГПУ, 2005. - 576 с.
4. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. -448 с.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов. - 21-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык, 1989. - 928 с.
6. Современный словарь иностранных слов: около 20 000 слов. - 4-е изд., стер. - М.: Русский язык, 2001. - 742 с.
7. Педагогика: Большая современная энциклопедия / авт.-сост. Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. - 720 с.
8. Большой академический словарь русского языка / РАН. Ин-т лингвистических исследований. - Т. 7. - М. - СПб.: Наука, 2007. - 732 с.
9. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - Т. 4. - М.: Русский язык, 1980. - 683 с.
10. Большая Советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. - Т. 8. -1972. - 592 с.; Т. 23. - 1976. - 640 с.
11. Ушинский К. Д. О камеральном образовании // он же. Педагогические сочинения: в 6 т. -Т. 1. - М.: Педагогика, 1988. - 416 с.
12. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. - 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс: Мир и Образование, 2010. - 1360 с.
13. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / гл. ред. А. Д. Некипелов. - Т. VII (1). - М.: Энциклопедия: ИНФРА-М, 2010. - 479 с.
14. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / гл. ред. А. Д. Некипелов. - Т. VI (2). - М.: Энциклопедия: ИНФРА-М, 2010. - 479 с.
15. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: более 5 000 психологических терминов и понятий / отв. ред. Н. Дубенюк. - М.: Эксмо, 2007. - 544 с.
16. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. - Т. 16. - М.-Л.: Наука, 1964. - 1610 с.
REFERENCES
1. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii V. V. Putina Federalnomu Sobraniyu na 2016 god. Available at: http://kremlin.ru/events/president/ news/53379 (accessed: 04.05.2017).
2. Darmodekhin S. V., Vagner I. V., Lyuban T. N. (et al.). O sostoyanii i perspektivakh razvitiya vospitaniya i sotsializatsii detey v Rossiyskoy Federatsii: periodicheskiy doklad. Moscow: In-t semyi i vospitaniya, 2010. 152 p.
3. Shopina L. P. (ed., comp.) Stal Shmakov: Grani lichnosti. Lipetsk: LGPU, 2005. 576 p.
4. Mizherikov V. A. (comp.), Pidkasisty P. I. (ed.) Slovar-spravochnik po pedagogike. Moscow: TTs "Sfera", 2004. 448 p.
5. Ozhegov S. I. Slovar russkogo yazyka: 70 000 slov. Moscow: Russkiy yazyk, 1989. 928 p.
6. Sovremennyy slovar inostrannykh slov: okolo 20 000 slov. Moscow: Russkiy yazyk, 2001. 742 p.
7. Rapatsevich E. S. (ed., comp.) Pedagogika: Bolshaya sovremennaya entsiklopediya. Minsk: Sovremennoe slovo, 2005. 720 p.
8. Bolshoy akademicheskiy slovar russkogo yazyka. RAN. In-t lingvisticheskikh issledovaniy. Vol. 7. Moscow - St. Petersburg: Nauka, 2007. 732 p.
9. Dal V. I. Tolkovyy slovar zhivogo velikorussk-ogo yazyka: in 4 vol. Vol. 4. Moscow: Russkiy yazyk, 1980.683 p.
10. Prokhorov A. M. (ed.) Bolshaya Sovetskaya entsiklopediya: in 30 vol. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1969-1978. Vol. 8, 1972. 592 p.; Vol. 23, 1976. 640 p.
11. Ushinskiy K. D. O kameralnom obrazovanii. In: Pedagogicheskie sochineniya: in 6 vol. Vol. 1. Moscow: Pedagogika, 1988. 416 p.
12. Ozhegov S. I. Tolkovyy slovar russkogo yazyka: okolo 100.000 slov, terminov i frazeologiches-kikh vyrazheniy. Moscow: Oniks: Mir i Obra-zovanie, 2010. 1360 p.
13. Nekipelov A. D. (ed.) Novaya Rossiyskaya entsiklopediya: in 12 vol. Vol. VII (1). Moscow: Entsiklopediya: INFRA-M, 2010. 479 p.
14. Nekipelov A. D. (ed.) Novaya Rossiyskaya entsiklopediya: in 12 vol. Vol. VI (2). Moscow: Entsiklopediya: INFRA-M, 2010. 479 p.
15. Dubenyuk N. (ed.) Bolshaya psikhologicheska-ya entsiklopediya: samoe polnoe sovremennoe izdanie: bolee 5 000 psikhologicheskikh termi-nov i ponyatiy. Moscow: Eksmo, 2007. 544 p.
16. Slovar sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka: in 17 vol. Vol. 16. Moscow-Leningrad: Nauka, 1964. 1610 p.
Богомолова Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского», член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования
e-mail: [email protected]
Bogomolova Galina N., PhD in Education, Associate professor, Psychology, Pedagogics and Special Education Department, P. Semenov-Tyan-Shansky Lipetsk State Pedagogical University, Corresponding member, International Teacher's Training Academy of Science e-mail: [email protected]