Научная статья на тему 'Педагогическое мастерство как условие развития инновационной деятельности образовательного учреждения'

Педагогическое мастерство как условие развития инновационной деятельности образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1216
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ИННОВАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ТЕХНИКА / ТВОРЧЕСТВО / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И ЗНАНИЯ / ФЕНОМЕНЫ САМОСТИ / ART OF TEACHING / INNOVATION / CULTURE / PROFESSIONAL KNOWLEDGE / PEDAGOGICAL CULTURE / PEDAGOGICAL CAPABILITIES AND TECHNIQUES / CREATIVITY / CULTURE OF A PERSONALITY / PEDAGOGICAL SKILLS AND KNOWLEDGE / PHENOMENA OF SELFNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушева Светлана Дмитриевна

В статье анализируется проблема взаимоотношения культуры и образования, раскрываются сущностные особенности инноваций, представляющие собой комплекс взаимосвязанных процессов, направленных на практическое применение их в образовании. Обращается внимание на педагогическое мастерство, являющееся доминантой педагогического искусства, представляющее широкий спектр владения педагогическими методами и приемами, умениями и навыками, знаниями и способностями, педагогической культурой и техникой, обеспечивающее высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности как самого педагога, так и образовательного учреждения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якушева Светлана Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art of teaching as a condition of innovative activity development in an educational institution

The article regards the art of teaching as a condition of innovative activity development in an educational institution. It analyzes the interlink between culture and education. The article discloses the key qualities of innovations which are defined as a unit of interrelating processes aimed at their utilization in education. The main focus of the article is the art of teaching which is treated as an essence of pedagogical competence and which includes a big variety of pedagogical methods and techniques, skills, special knowledge, capabilities and pedagogical culture that provide the high level of professional self-organization both on the side of a teacher and an educational institution

Текст научной работы на тему «Педагогическое мастерство как условие развития инновационной деятельности образовательного учреждения»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2011. № 4

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ

РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

С.Д. Якушева

(кафедра педагогики Московского гуманитарного педагогического института;

e-mail: jawa57@mail.ru)

В статье анализируется проблема взаимоотношения культуры и образования, раскрываются сущностные особенности инноваций, представляющие собой комплекс взаимосвязанных процессов, направленных на практическое применение их в образовании. Обращается внимание на педагогическое мастерство, являющееся доминантой педагогического искусства, представляющее широкий спектр владения педагогическими методами и приемами, умениями и навыками, знаниями и способностями, педагогической культурой и техникой, обеспечивающее высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности как самого педагога, так и образовательного учреждения в целом.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, инновация, культура, профессиональные знания, педагогическая культура, педагогические способности и техника, творчество, культура личности, педагогические умения и знания, феномены самости.

В настоящее время происходит реформирование российской системы образования: формируются новые подходы, разрабатываются новые государственные образовательные стандарты, предъявляются современные требования к качеству образования. Меняющаяся концепция образования предполагает способность педагога осваивать новое содержание образования, овладевать инновационными технологиями, внедрять такие методы воспитания и обучения, которые учитывали бы социальные, культурные изменения, характерные для России XXI в.

Образование — часть культуры, оно влияет на ее сохранение и развитие, обеспечивая познание мира, развивая личность в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии, дающее возможность осваивать все богатство мировой культуры. Еще С.И. Гессен ставил актуальную и сейчас проблему взаимоотношения образования и культуры. Необходимым условием этой связи является взаимопроникновение образования в культуру и, наоборот, культуры в образование.

И.А. Зимняя выделяет основные направления, к которым относится культура:

• культура отношения и культура саморегуляции — культура личности;

• культура интеллектуальной деятельности и культура предметной деятельности — культура деятельности;

• культура поведения и культура общения — культура социального взаимодействия.

Составляющие культуры рассматриваются в рамках каждого из шести вышеназванных направлений культуры как присущие человеку, находящемуся на каждой ступени образования. В качестве таких составляющих определены: понимание мира (осмысление); знание мира и себя в нем; умение; творение и готовность человека к дальнейшему развитию [1]. Таким образом, без осознания огромной роли культуры и образования, личностно-творческой самореализации педагога невозможно развитие отечественного образования.

Развитие общеобразовательных учреждений различных типов и видов в настоящее время происходит за счет внедрения и апробации инноваций во всех аспектах образовательного процесса — организации, содержании, методике обучения и воспитания, выявлении и оценке их результатов. Новизна — один из основных критериев оценки педагогических исследований, результат нововведения. Новизна всегда относительна как в личностном, так и в объективно-временном плане [2: 26]. Новшество в образовании — это педагогическое средство, метод, методика, технология, программа и т.д. Под новшеством часто понимают целенаправленное прогрессивное изменение, т.е. определенный процесс [2: 27].

Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Новшество — нечто новое, специально спроектированное, исследованное, разработанное или случайно открытое. Это может быть новое педагогическое знание, технология, методика, прием. Нововведение — это продукт освоения и внедрения новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем как на уровне школы, так и на уровне региона, страны.

По отношению к новшествам инновационный процесс определяется как комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Новшество может быстро стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой, или, наоборот, устареть.

Новшество новшеству — рознь. Уровень нового в образовании определяется в зависимости от степени изменений, вносимых в образовательный процесс или систему образования. Перечислим уровни новшеств в образовании.

1. Усовершенствование — изменение одного или более элементов образовательного процесса; приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности.

Пример: в действующей групповой системе обучения учитель применяет новые способы создания групп.

2. Рационализация — установление нового правила использования известных педагогических средств для решения традиционных задач.

Пример: завуч составляет в старших классах расписание занятий таким образом, чтобы учащиеся имели возможность более основательного погружения в изучаемые предметы с одновременной разгрузкой домашних занятий (например, парами). В этом случае школьники ежедневно более основательно готовятся к 2—3 предметам вместо 5—7.

3. Модернизация — изменение нескольких элементов действующей образовательной системы.

Пример: изменение структуры общего среднего образования — вместо 11 лет обучения в школе предлагается 12 лет.

4. Эвристическое решение — отыскание способа решения известных педагогических проблем; создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств для решения актуальных педагогических задач.

Пример: методика опорных конспектов Шаталова — способ изучения того же объема традиционного материала за менее длительное время.

5. Педагогическое изобретение — новое средство, технология или новое сочетание известных педагогических средств для осуществления образования. Педагогическое изобретение может быть комбинацией известных средств либо совершенно новым подходом к обучению.

Пример: система "погружения" М.П. Щетинина.

6. Педагогическое открытие — постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента [2: 28].

Понятие "инновация" происходит от латинского innovatis (in — в, novus — новый) и трактуется как нововведение. В определении академика А.В. Хуторского, инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее — к практическому применению нового явления. К началу XXI в. инновационные процессы в образовательных учреждениях связаны с изучением новых технологий, процессами развития школы, практики образования (созданием педагогических новшеств; их внедрением и освоением; применением и распространением).

С инновациями в образовании связаны также следующие проблемы:

• технология подготовки педагогов и администраторов к инновационной деятельности, ее проектированию;

• зависимость распространения новшеств от особенностей данной среды;

• закономерности восприятия новшеств педагогами и учащимися;

• снятие психологических барьеров перед нововведениями;

• согласование с требованиями вузов к подготовке абитуриентов и др.

Изменения в содержании и организации деятельности образовательных учреждений, их инновационная направленность тесно связаны с изменениями в методологической и технологической подготовке педагогов и руководителей.

Очевидно, что интенсивность происходящих изменений ведет к росту потребности в новом теоретическом осмыслении сущности управления инновационными процессами на уровне как государства, так и отдельных образовательных учреждений, в разработке педагогических условий, обеспечивающих эффективное инновационное движение. Немаловажно и то, что инновационные процессы позволяют профессионально развиваться и самореализовываться самим педагогам и администраторам [2: 10—11]. Жизнь требует от современного учителя и руководителя, по мнению А.В. Хуторского, инновационного поведения, т.е. активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение — это максимальное развитие индивидуальности [2: 228].

В данной статье педагогическое мастерство мы рассматриваем как условие развития инновационной деятельности образовательного учреждения.

Педагогическое мастерство, являясь доминантой педагогического искусства, представляет широкий спектр владения педагогическими методами и приемами, педагогическими умениями и навыками. Именно они и обеспечивают практическое воплощение педагогического искусства в процесс формирования и развития личности, раскрывая индивидуальные особенности педагога, дают возможность представить собственную педагогическую систему. Акцентированное внимание к личности учителя предполагает, на наш взгляд, построение индивидуальной траектории личностно-профессионального развития мастерства педагога [3].

Сегодня вряд ли стоит кого-то убеждать, что педагогом может быть далеко не каждый. Хорошие, разные специалисты для общества одинаково весомы. Но педагога в общий ряд не поставишь — от него и только от него зависит нравственная и профессиональная состоятельность и компетентность специалиста (инженера, предпринимателя, военного, врача) [4: 225]. Ибо профессия педагога включает в себя фун-

даментальные общеобразовательные, психолого-педагогические и специальные знания, владение современными педагогическими технологиями. Важнейшей стороной профессионального совершенствования педагога является овладение педагогическим мастерством.

Педагогическое мастерство, по утверждению Г.М. Коджаспировой, это уровень совершенного владения педагогической деятельностью. Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность. Педагогическое мастерство проявляется в деятельности, но к ней не сводится. Оно характеризуется высоким уровнем развития специальных умений, но и это не главное. Главное — в позиции педагога, способности виртуозно управлять деятельностью своих учеников. Педагогическая деятельность способствует осуществлению социальной преемственности поколений, включению молодежи в существующую систему социальных связей, реализации природных возможностей человека в овладении общественным опытом.

Педагогическое мастерство начинается с гуманистической позиции и педагогического общения, создающего среду, которая окрашивает педагогическое сотрудничество и оптимизирует учебно-воспитательный процесс. В педагогической деятельности развивается и реализуется мастерство преподавателя. Мастерство обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, оно включает в себя: гуманистическую направленность, профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику.

• Педагогическое мастерство предполагает наличие гуманистической направленности, которая позволяет целесообразно, в соответствии с требованиями современного общества выстраивать образовательный процесс.

• Фундаментом развития профессионального мастерства педагога выступает профессиональное знание. Оно составляет "каркас" профессионализма в деятельности и дает возможность постоянно совершенствовать его.

• Педагогические способности — "дрожжи" мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования.

• Педагогическая техника опирается на знания, способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности.

• Профессионально-индивидуальные качества, осуществляющие развитие личностного потенциала педагога. К ним следует отнести: творчество, педагогический артистизм, самостоятельность, объективность, самообразование и др. Эти качества формируют неповторимый портрет педагога-мастера.

• Культура взаимодействия — доминанта профессиональной дея-

тельности, которая играет важнейшую роль в работе преподавателя. Основными характеристиками культуры взаимодействия является общение, речевая культура, педагогическая этика и внешность педагога.

Все эти элементы взаимосвязаны в системе педагогического мастерства. Им присуще саморазвитие, основу которого составляет синтез знаний и направленности; важным условием успешности являются способности, а средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности — умения в области педагогической техники.

Педагогическое мастерство — высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу, работающему по призванию. В педагогике существуют несколько подходов к пониманию профессионального мастерства. Прежде всего оно требует педагогической культуры. Целью культуры является человек (Ф. Шиллер); к культуре относится то, что может быть привнесено в природу человеком (А. Дистервег); культура — способ человеческой (в том числе и педагогической) деятельности (Э.С. Маркарян); характеристика творческой, созидательной деятельности человека (Л.Н. Коган); сущность культуры выявляется в процессе саморазвития человека, развертывания и реализации его творческого потенциала (Н.С. Злобин, В.М. Межуев).

Педагогическая культура — часть общечеловеческой культуры, она интегрирует сферу педагогического и историко-культурного опыта, регулирует сферу педагогического взаимодействия. Истинный смысл высокое звание "Учитель" приобретает лишь тогда, когда оно неотторжимо от понятия культуры [3: 19].

Известно, что культура есть мера развития человека, ибо она характеризует не только и не столько объем усвоенных им ценностей общественной жизнедеятельности людей на протяжении всей их истории, сколько сам способ, каким человек приобщается к этим ценностям. Культура воплощает стиль мышления и поведения человека, поскольку она охватывает все стороны общественной жизни, любой вид человеческой деятельности. Она характеризует не только образованность — широту и глубину знаний человека, но и его воспитанность, интеллигентность — умение четко выразить свою мысль, выслушать, сделать правильное встречное движение, с достоинством и в соответствии с обстановкой себя держать [5: 8—9].

К основным системным компонентам и показателям уровня сфор-мированности педагогической культуры педагога, учителя Е.В. Бонда-ревская относит следующие:

• гуманистическую позицию педагога по отношению к детям и его способность быть воспитателем;

• психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление;

5 ВМУ, педагогическое образование, № 3

• образованность в сфере преподаваемого предмета (для преподавателя, учителя) и владение педагогическими технологиями;

• опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую), способность разработать авторский образовательный проект;

• культуру профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения.

Педагогическая культура включает в себя аксиологический, технологический, эвристический и личностный компоненты [6: 104]. Разумеется, педагогическая культура и культура педагога — не тождественные понятия. Приступая к разговору о культуре педагога, нельзя не коснуться понятия "культура личности".

Культура личности понимается В.А. Мижериковым и Т.А. Юзе-фавичус в двух аспектах: во-первых, это уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований, во-вторых — совокупность компетенций:

— политических и социальных, связанных со способностью брать на себя ответственность, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в совместном принятии решений по поводу функционирования и развития демократических институтов;

— касающихся жизни в поликультурном обществе (понимание различий между представителями различных культур, языков и религий, уважительное отношение к чужим традициям, верованиям) и т.п. Культура личности формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальной среды и личной потребности в постоянном развитии и совершенствовании [4: 173].

Личный пример педагога является важным стимулом в развитии у учащихся познавательных интересов, ценностных ориентаций, эстетических воззрений, разнообразных увлечений. "Профессия есть деятельность, обладающая собственной целью, имеющая собственный продукт, нормы и средства, которые в конечном счете детерминированы социальной функцией и технологией той сферы общественной жизни, которую данная деятельность обслуживает" [7: 7]. Профессионализм человека, согласно Е.И. Рогову, — это совокупность психофизиологических и личностных изменений, происходящих в нем в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях. Формирование профессионализма, по Е.И. Рогову, идет по трем основным направлениям:

1) изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения. В ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступеням профессионального

мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности — формируется личностный стиль деятельности;

2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторике, речи, эмоциональности, формах общения), так и в соответствующих элементах профессионального сознания (профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения;

3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, что проявляется в следующих сферах:

• когнитивной — уровень информированности об объекте, степень осознания его значимости;

• эмоциональной — интерес к объекту, склонность к взаимодействию и удовлетворенность от этого взаимодействия, несмотря на трудности;

• практической — осознание своих реальных возможностей влияния на объект [7].

Профессиональная компетентность — это совокупность индивидуальных свойств личности, состоящих в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося [8: 102]. Компетентность педагога (при определенных условиях) развивается в процессе длительного выполнения деятельности. Направления становления профессионализма — это и есть направления развития компетентности учителя [8: 27].

Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий педагога, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности и в значительной мере влияют на индивидуально-психологические особенности учителя.

В целом А.И. Щербаков и А.В. Мудрик дидактические умения учителя сводят к трем основным:

1) умение переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условиях новой педагогической ситуации;

2) умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение;

3) умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые примеры решения конкретной педагогической ситуации [10].

Как показывают исследования, вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи процесс ее решения представляет со-

бой триаду "мыслить—действовать—мыслить". Модель профессиональной компетентности педагога отражает единство его теоретической и практической готовности к педагогической деятельности [4: 134]. Содержание теоретической готовности к педагогической деятельности проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у педагога аналитических, прогностических, проектных, а также рефлексивных умений [4: 135].

В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А.С. Макаренко. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями и задатками, выдающийся педагог показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, квалификации, по мнению А.С. Макаренко, — это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения — лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства. Следовательно, основы педагогического мастерства могут быть сформированы у каждого педагога, образуя базис, который даст возможность подняться на уровень мастерства.

Размышляя об учителях — мастерах своего дела — мы задумываемся о том, в чем секрет их педагогического успеха, и понимаем, что он складывается в процессе работы над самим собой. Это долгий, кропотливый труд, отточенность приемов воздействия, искусная постановка и решение разнообразных практических задач. Это специальные умения, необходимые педагогу, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Каждый знает, как важно для педагога овладеть техникой речи, голосом. Говорить грамотно, красиво и понятно, выразительно интонировать свою речь, четко выражать в слове мысли и чувства, передавать точный жест и выразительный взгляд — это верный путь к успеху.

Педагогическая техника — это комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников. Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал: "Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым... себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало" [11: 179]. Г.М. Код-жаспирова считает, что педагогическая техника — это комплекс общепедагогических умений и навыков педагога, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью, и организацию педагогически целесообразного общения, т.е. оптимальное поведение педагога и его эффективное взаимодействие с воспитанниками в различных педагогических ситуациях [12: 364].

Одним из ярчайших свойств, характеризующих мастерство педагога, является интонационное разнообразие речи. Чем многообразнее палитра голосовых оттенков, тем выразительнее и доступнее информация, сообщаемая студентам. Мелодика речи, темп и паузы в совокупности составляют интонацию. Интонация — повышение и понижение тона голоса при произношении (вопросительная, повествовательная, властная, правильная, фальшивая); манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон. Интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг другу. Каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, четким, звучным. Работая над голосом, следует обратить внимание прежде всего на освобождение его от напряжения, совершенствование его лучших качеств. Существует глубинная связь между голосом и телом, поэтому в основе работы над голосом должно лежать речевое общение.

Итак, доминантой педагогического мастерства является, по словам Ю.П. Азарова, то, что следует "вселить в каждого абсолютную уверенность в своем даровании, снять страхи и неуверенность в себе, разбудить мощную потребность творить" [13: 54]. Ораторами не рождаются, ими становятся, начиная от элементарных речевых умений, через первичные навыки устных выступлений, а затем приобретя богатый опыт публичных выступлений перед разными людьми и в разных условиях. Педагог должен управлять своим поведением, эмоциями, настроением, социально-перцептивными способностями, техникой речи; воздействовать на личность и коллектив, раскрывая технологическую сторону процесса воспитания и обучения.

Преподавание — это искусство и наука. Искусство потому, что каждое занятие неповторимо. Его ход, эмоциональная окраска, используемые средства зависят от целого ряда факторов, многие из которых трудно предсказать заранее. В этом смысле преподавание в чем-то сродни работе художника, писателя, поэта, для нее требуется глубокое знание жизни, человеческой души, умение видеть, понять и сопереживать. Но вместе с тем это и наука, в основе которой лежат объективные законы, фиксирующие существенные связи и отношения в процессе восприятия и усвоения учебного материала. Эти законы выступают в роли несущих конструкций, обеспечивающих процесс целенаправленного формирования личности и специалиста [14].

Творчество разнообразно по своим видам: интеллектуально-теоретическое, художественное, техническое. Разнообразно оно по глубине и степени интенсивности — от простой находки иного пути и способа решения задачи до создания оригинальной модели или собственного художественного произведения. Насыщенность образовательного процесса элементами творчества делает его увлекательным, захватываю-

щим, а это в свою очередь способствует формированию активно-творческого отношения к процессу познания.

Большую помощь в этом, по утверждению М.О. Цукавы, может оказать система К.С. Станиславского, рассматривающая органическую природу творчества через природу человека-творца. В этой системе впервые решается вопрос сознательного овладения подсознательным, непроизвольным процессом творчества, проявления таланта личности в деятельности. Система К.С. Станиславского — наука об актерском творчестве, а также о том, как, опираясь на объективные законы, растить, развивать, обогащать различные способности, а не только сценические. Она — способ повышать в творческой деятельности "коэффициент полезного действия" всякого дарования [15: 50].

Развитие потенциальных возможностей и внутренних ресурсов личности, интенсификация творческого начала студентов, их полноценная самореализация в будущей педагогической деятельности обусловливают необходимость изучения функциональных компонентов и средств профессионально-творческого развития личности будущего специалиста, а именно формирование артистизма, овладение актер-ско-сценическими умениями.

В педагогике не вызывает сомнения тот факт, что артистизм необходим каждому будущему специалисту. В свете этой проблемы нельзя не сказать об артистизме вообще, об актерском даровании и знаменитой отечественной артистической школе К.С. Станиславского. Разработкой проблемы педагогического артистизма занимались такие исследователи, как Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатова, Н.Н. Демьянко, В.И. Загвязин-ский, В.П. Кузовлев, А.С. Макаренко, Е. Пассов и др. В отечественной педагогике сложилось целое направление исследования проблем развития личности средствами драматического искусства. Идея использования достижений театральной педагогики в подготовке преподавателя не нова. Формирование артистизма и актерско-сценических умений нашло отражение в работах педагогов-исследователей. В частности, отдельные аспекты этой проблемы разработаны в трудах А.С. Макаренко, работах современных педагогов Ю.П. Азарова, И.А. Зязюна, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова.

Использование достижений театральной педагогики в учебно-воспитательном процессе, по утверждению Г.А. Гариповой, признано в педагогической теории перспективным. Она понимает под артистизмом целостную систему личностных качеств, способствующую свободному самовыражению личности. Г.А. Гарипова представляет его в виде совокупности комплекса взаимосвязанных структурных компонентов: психофизического, эмоционально-эстетического, художественно-логического [16].

В.И. Загвязинский считал, что артистизм — это особый, образно-

эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с Другим, "другодоминантность"; изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся "здесь и сейчас"; это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, преподаваемыми ученикам на уроке, жить искренне; это богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблемы, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы [17].

Как известно, творцом, так же как интеллектуалом, не рождаются. Очень многое зависит от того, какие возможности представит окружение для реализации личностного потенциала. Как показал анализ литературы, проведенный Ю.П. Фатневой, самообразование представляет собой специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей; непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека. Личностный и профессиональный рост напрямую зависят от процессов самообразования и самосовершенствования, что позволяет наиболее эффективно реализоваться будущему педагогу в своей деятельности, обеспечивая его развитие и саморазвитие, способствуя творческому подходу к делу [18: 340].

Воспитание и самовоспитание — две стороны единого процесса формирования личности [19: 28]. Исследования, проведенные отечественными психологами и педагогами А.А. Арет, А.Г. Ковалевым, А.И. Кочетовым, Л.И. Рувинским и др., убедительно доказали, что личность является активной силой не только в преобразовании окружающего мира, но и в собственном ее формировании. Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития [20: 226].

Согласно Н.А. Березовину, самовоспитание — это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования и совершенствования личности [21: 302-304].

По утверждению отечественного педагога Ю.К. Бабанского, процесс воспитания при его хорошей организации перерастает в процесс самовоспитания и предполагает: самостоятельное планирование деятельности (самопроектирование) по усвоению знаний, умений, навыков, способов поведения, разрешения проблемных ситуаций учебного и воспитательного характера; самоорганизацию деятельности: рациональное распределение этапов деятельности во времени, рациональное распределение усилий в ходе деятельности; саморегулирование деятельности на основе самоанализа хода ее и внесение необходимых поправок; самоконтроль в деятельности: анализ конечных результатов деятельности, сопоставление их с намеченными целями, выявление расхождений, их причин и проектирование новых перспектив и задач [19: 88]. Доминантой в самовоспитании становится формирование таких качеств, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.

Весомую роль в личностной характеристике педагога играет, по утверждению В.А. Мижерикова и Т.А. Юзефавичус, профессиональное педагогическое самосознание, в структуру которого, по А.К. Марковой, входят:

• осознание педагогом норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо, концепции педагогического труда;

• соотнесение себя с некоторыми профессиональными эталонами, идентификация;

• оценка себя другими, профессионально референтными людьми;

• самооценка, в которой выделяются: а) когнитивный аспект, осознание самого себя, своей деятельности; б) эмоциональный аспект [22].

Самообразование и самовоспитание — это внутренний процесс, происходящий в личности, являющийся необходимым условием совершенствования педагогического мастерства педагога. Самопознание невозможно без осознания и оценки педагогом, студентом своего образа жизни, самоанализа своего внутреннего мира. Работа над собой, преодоление себя, социальная активность возникают у человека из переживаний противоречия между требованиями жизни и собственным несовершенством. Но недовольство собой не может постоянно "питать" стремление к самосовершенствованию. Человек должен одновременно

и позитивно посмотреть на себя, осознать свою уникальность, отличие от окружающих, опереться на чувство собственного достоинства.

Самопознание организуется способами педагогической технологии:

— самонаблюдение (наблюдение за собой в деятельности);

— сравнение себя с другими (психологические игры), здесь важна логика: от сравнения себя с идеалом к сравнению с реальным человеком и от него к сравнению себя с самим собой по формуле "был—стал";

— самоанализ (творческая деятельность), три "Я":

• "Я" в моем представлении ("Что я знаю о себе");

• "Я" идеальное ("Каким я хочу быть?");

• "Я" зеркальное ("Что обо мне думают другие люди? ").

Эти способы осуществляются в индивидуальных и групповых беседах, тренингах [23: 308]. Ибо самопознание — это деятельность "Я" как субъекта по познанию (или созданию) образа "Я" (Я-концепции).

Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека, выступая также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Поэтому для педагога важно овладеть такими способами саморегуляции и самоуправления своей деятельностью, как самоконтроль, самоприказ, самоограничение, самостимуляция, самоодобрение, самоубеждение и самовнушение.

Профессиональное мастерство педагога предполагает наличие определенных умений и навыков, к которым относятся и феномены самости. В связи с этим самость, на наш взгляд, представляет собой интегральное качество личности. К феноменам "самости", определяющим способность профессионального развития личности педагога, относятся:

— самопознание, закрепляющее интерес к своему "Я", обучая способам познания своих личностных качеств и способностей;

— самоопределение, которое создает в различной деятельности ситуации выбора, принятия собственного решения;

— самореализация, помогающая проявить свой творческий потенциал в учебной и внеучебной деятельности;

— саморегуляция, обучающая управлению собственными желаниями, порывами, стимулированию и корректированию собственных действий [23: 89];

— самосовершенствование, которое предполагает воздействие на самого себя, опору человека на лучшее в себе, расширение этого лучшего и продвижение к собственной вершине (самосовершенству), достижение акме (греч. асме — расцвет, вершина) [24: 94].

Таким образом, личность — высшая инстанция самости, это "персонализированная, самоопределившаяся самость среди других, для дру-

гих и тем самым для себя" [25: 340]. Человек, по В.И. Слободчикову и Е.И Исаеву, должен трансцендировать внутрь, в глубины субъективности и самости, что в свою очередь предполагает самоопределение и самосовершенствование в профессиональном становлении его как педагога-мастера.

Сегодня образовательный процесс — это прежде всего взаимодействие и сотрудничество педагога и обучающегося в сфере их сотворче-ской учебной и внеучебной деятельности. Сотворчество является не результатом педагогического преобразования сферы совместной деятельности, а процессом "включения" в отношения духовного родства и взаимоответственности, сопричастности всех каждому и каждого всем. В связи с этим сотворчество мы рассматриваем в качестве основы инновационной деятельности как самого учителя, так и образовательного учреждения в целом. Ситуации и сам стиль сотрудничества, по утверждению В.И. Андреева, между учителем и учащимися — это, несомненно, один из решающих педагогических факторов развития ученика в современной школе [26: 105].

Педагогическая деятельность многофункциональна. Учителя эмоционально-методического и рассуждающе-импровизационного стилей руководства достигают высокой результативности обучения и в то же время вырабатывают у детей устойчивые навыки учения, возбуждая интерес к преподаваемому предмету. В каждом новаторском поиске и передовом опыте выявляют особенное и единичное [ 12]. Ведь именно в этом и заключается мастерство педагога. Несмотря на сложность возникающих проблем, для большинства ученых и педагогов становится очевидным, что владение педагогическим мастерством является основополагающим условием развития инновационной деятельности образовательного учреждения. Ибо главная черта инновационной деятельности образовательного учреждения — это принципиальное единство, взаимосвязь объемного и качественного содержания работы коллектива.

Список литературы

1. Зимняя И.А., Б.Н. Боденко, Т.А. Кривченко, Н.А. Морозова. Общая культура человека в системе требований ГОСТа. М.: ИЦПКПС, 1999. 67 с.

2. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М.: Издательский центр "Академия»", 2008. 256 с.

3. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. М.: Издательский центр "Академия»", 2010. 256 с.

4. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность. М.: Педагогическое общество России, 2005. 352 с.

5. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990. 144 с.

6. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону: Творческий центр "Учитель", 1999. 560 с.

7. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М.: ВЛАДОС, 1988. 494 с.

8. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 288 с.

9. Бездухов В.П., Мишина С.Е, Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара: СамГПУ, 2001. 132 с.

10. Щербаков А.И., Мудрик А.В. Психология учителя // Возрастная педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1991. 498 с.

11. МакаренкоА.С. Проблемы школьного советского воспитания // Собр. соч.: В 7 т. Т.5. М.: Учпедгиз, 1958. 179 с.

12. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2004. 352 с.

13. АзаровЮ.П. Тайны педагогического мастерства. М.; Воронеж: Изд-во МПСИ, Изд-во МОДЭК, 2004. 432 с.

14. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. М.: Высшая школа, 1990. 112 с.

15. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. 302 с.

16. Гарипова Г.А. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2002. 28 с.

17. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 59 с.

18. Фатнева Ю.П. Готовность к самообразованию как условие профессионального роста будущего специалиста в вузе // Формирование профессиональной компетентности специалистов как цель модернизации образования // Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Оренбург, 2005. С. 340.

19. Педагогика / Под ред Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.

20. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. М.: Школа-пресс, 1998. 287 с.

21. Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики. Минск.: Новое знание, 2004. 336 с.

22. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 190 с.

23. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. СПб.: Речь, 2005. 320 с.

24. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. М.: Юрайт-М, 2004. 607 с.

25. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

26. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 600 с.

ART OF TEACHING AS A CONDITION OF INNOVATIVE ACTIVITY DEVELOPMENT IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION

S.D. Yakusheva

The article regards the art of teaching as a condition of innovative activity development in an educational institution. It analyzes the interlink between culture and education. The article discloses the key qualities of innovations which are defined as a unit of interrelating processes aimed at their utilization in education. The main focus of the article is the art of teaching which is treated as an essence of pedagogical competence and which includes a big variety of pedagogical methods and techniques, skills, special knowledge, capabilities and pedagogical culture that provide the high level of professional self-organization both on the side of a teacher and an educational institution

Key words: art of teaching, innovation, culture, professional knowledge, pedagogical culture, pedagogical capabilities and techniques, creativity, culture of a personality, pedagogical skills and knowledge, phenomena of selfness.

Сведения об авторе

Якушева Светлана Дмитриевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Московского гуманитарного педагогического института. Тел. 8-919-966-64-34; e-mail: jawa57@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.