Научная статья на тему 'СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА'

СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНЖЕНЕР ПО ОХРАНЕ ТРУДА / КУЛЬТУРА ОХРАНЫ ТРУДА / КУЛЬТУРА ТРУДА / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / SAFETY CULTURE / PROFESSIONAL TRAINING / OCCUPATIONAL SAFETY AND HEALTH ENGINEER / LABOUR PROTECTION CULTURE / LABOUR CULTURE / HEALTH CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абильтарова Эльвиза Нуриевна

В статье затрагивается проблема формирования культуры безопасности профессиональной деятельности инженеров по охране труда. Автор подчеркивает важность определения структурных и содержательных компонентов культуры безопасности. Обоснованы структурные составляющие культуры безопасности профессиональной деятельности инженеров по охране труда, к которым отнесено: общая культура, культура охраны труда, культура труда, культура здоровья. Дано авторское определение следующим понятиям: общая культура, культура охраны труда, культура труда, культура здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Абильтарова Эльвиза Нуриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE CULTURE OF SAFETY OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE OCCUPATIONAL SAFETY AND HEALTH ENGINEERS

The article touches upon the problem of the formation of a culture of safety in the professional activities of occupational safety and health protection engineers. The author emphasizes the importance of defining the structural and content components of the safety culture. The work substantiates structural components of the safety culture of occupational safety engineers, which include: general culture, labour protection culture, labour culture, and health culture. The author's definition of the following concepts is given: general culture, labour protection culture, labour culture, and health culture.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА»



LH

s ^

о

LH

< et

LH

# * *

200

THE STRUCTURE OF THE CULTURE OF SAFETY OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE OCCUPA TIONAL SAFETY AND HEALTH ENGINEERS

AbHtarova Elvlza Nuriyevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of labour Protection in Mechanical Engineering and Social Sphere, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakuhov, Simferopol

The article touches upon the problem of the formation of a c ulture of safety in the professional activities of occupational safety and health protection engineers. The author emphasizes the importance of defining the structural and content components of the safety culture, The work substantiates structural components of the safety culture of occupational safety engineers, which include; general culture, labour protection culture, labour culture, and health culture. The author's definition of the following concepts is given: general culture, labour protection culture, labour culture, and health culture.

Keywords; safety culture; professional training; occupational safety and health engineer; labour protection culture; labour culture; health culture.

DO! 10.24923/2222-243X.2020-36.38

УДК378:372.8:331.4 ВАК РФ 13,00,08

5 A б иль тарова Э, Н„ 2020

СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

в статье затрагивается проблема формирования культуры безопасности профессиональной деятельности инженеров по охране труда. Автор подчеркивает важность определения структурных и содержательных компонентов культуры безопасности. Обоснованы структурные составляющие культуры безопасности профессиональной деятельности инженеров по охране труда, к которым отнесено; общая культура, культура охраны труда, культура труда, культура здоровья. Дано авторское определение следующим понятиям; общая культура, культура охраны груда, культура труда, культура здоровья.

Ключевые слова: кулыура безопасности; профессиональная подготовка; инженер по охране труда; культура охраны труда; культура труда; культура здоровья.

АБИЛЬ ТАРОВА Эльвиза Нуриевиа, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Охраны Труда в Машиностроении и социальной сфере, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь, Республика Крым

В условиях возникновения техногенных катастроф, постоянного роста производственного травматизма все больше актуальным становится формирование культуры безопасности у будущих специалистов в области охраны труда, 8 обязанности которого входит своевременное распознавание опасных ситуаций, их прогнозирование, проведение профилактических мер, направленных на повышение безопасности труда.

Анализ научно-педагогической, психологический, технической литературы свидетельствует, что проблеме формирования культуры безопасности, культуры безопасности жизнедеятельности посвящены работы В.А. Акимова, Э.Н. Аюбова, Т.В. Белых, Ю.Л. Воробьева, В.В. Гафнера, НА. Голубевой, Л.Н. Гориной, В.А, Девисилова, A.A. Дро-нова, P.A. Дурнева, В.А, Евтеева, Т.В. Зыряновой, A.B. Казьминой, П.И. Кайгородова, С.Э. Косынкиной, A.A. Михайлова, В.В. Мошкина, И.Н. Немковой, В.В, Сапронова, A.B. Снегирева, Т.В. Суворовой, H.A. Усачева. В процессе осуществления научного поиска нами была установлена важность определения сущностных характеристик и структурных компонентов культуры безопасности. Результаты анализа педагогических исследований свидетельствуют о различных подходах ученых в данном направлении. Так, в качестве компонентов формирования культуры безопасности жизнедеятельности A.A. Михайлов выделяет мотивационный (приоритет ценности

*** Статьи Раздела соответствуют отрасли - 13.00.00 Педагогические науки, по которой KANT включен в список рецензируемых журналов ВАК России.

безопасности в системе взглядов будущего педагога); когнитивный (базовый уровень и качество знаний по безопасности); деятельност-ный (способность студентов к деятельности по обеспечению собственной безопасности); рефлексивный (способность будущих педагогов к адекватной оценке себя какличности); креативный (совокупность творческих способностей,, проявляющихся в проектировании поведения в чрезвычайных ситуациях) [9], Значительный интерес для нашего исследования представляет структурная модель культуры безопасности жизнедеятельности человека, разработанной Л.Н. Гориной, составными элементами которой являются: тактический: знания (тезаурус, компетентность), умение увидеть ситуацию (опережающее отражение, анализ, синтез), умение предотвратить ситуацию (навыки безопасного труда, умение применять знания, использование средств и методов); персональный: философия безопасности (нормативность поведения, ответственность, ценностныеуста-новки), рефлексия (осознанность получаемых знаний, оценка действий, способность к самосовершенствованию и саморазвитию) [3,с 129]. Большинство исследований сходятся в описании основных компонентов культуры безопасности к таким показателям: демонстрация лидерства и приверженности принципам безопасности личным примером и действиями руководителей организации; дух справедливости и доверия в отношении формирования культуры безопасности; вовлеченность персонала на основе общих убеждений, ценностей и отношения к вопросам безопасности; обучение и коммуникации по вопросам безопасности груда в режиме диалога между работниками и руководством [5]. Систематизация и анализ научных работ показывает, что все компоненты культуры безопасности, культуры безопасностижизнедеятельности можно свети к четырем составляющим: мотивацион-но-ценностный (ценностные ориентации и установки, мотивы к осуществлению безопасности производства); гносеологический или когнитивный (знания законов, нормативов и стандартов в области охраны труда); деятель ностный или практический (умения определять и оценивать опасности и риски для безопасности и здоровья на производстве; умения предотвращать возникновение опасностей, несчастных случаев; умения определять достаточность запланированных и действующих мер защиты от опасностей и рисков; умения и навыки использования безопасных методов и средств труда); личностный или персональный

(профессионально-личностные качества, обеспечивающие безопасность профессиональной деятельности на производстве). 8 то же время необходимо отметить, что несмотря на многочисленные исследования в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности, вопросы, связзнные с составляющими культуры безопасности профессиональной деятельности инженеров по охране труда, требуют дополнительного изучения, В виду изложенных положений цель статьи- определение и обоснование структурных компонентов культуры безопасности профессиональной деятельности инженеров по охране труда.

На основе теоретического обобщения научных исследований нами в ходе научного поиска было установлено, что культура безопасности профессиональной деятельности инженера по охране труда - это интегральное качество личности специалиста, выражающееся совокупностью профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально-личностных качеств по профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; проявляющееся мотивационно-ценностным отношением к личной безопасности и безопасности всего коллектива, созданию безопасных и безвредных условий труда; характеризующейся высокой степенью ответственности, самоорганизации и саморазвития. Результаты анализа научных работ позволили нам выделить е иерархической структуре культуры безопасности профессиональной деятельности инженеров по охране труда следующие концепту-альнообразующие компоненты: общая культура, культура охраны труда, культура труда, культура здоровья. Рассмотрим более подробно содержание каждого компонента.

Базовую основу для формирования КБПД инженера по охране труда составляет общая культура. Так, М, Мыхнюк рассматривает общую культуру личности преподавателя специ-альныхдисциплинчерез образованность, воспитанность в их гармоническом единстве. По ее мнению, общая культура проявляется в широком кругозоре и эрудиции, высоком уровне духовных интересов,эстетических и моральных потребностях в общении с искусством, людьми; связана с такими понятиями, как "духовность" и "интеллигентность". [10, с. 63]. И. Зимняя считает, что определяющими характеристиками культурного человека являются: уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства; адекватность человека ситуациям бытового, про-

ш S

О ш

<

С[ ш

* * *

фессионального, общественного взаимодействия; соблюдение этносоциокультурных традиций, обычаев, норм, этикета; социальная ответственность за себя и свое поведение [6]. В литературных источниках по культурологии отмечается, что основными признаками культурного человека выступают глубокие знания, широкая эрудиция, сформированные общеинтеллектуальные и профессиональные умения и навыки, отличающиеся высоким уровнем квалификации и мастерства, нравственная и эстетическая зрелость [4, с. 13]. Основываясь на представленных взглядах ученых, мы пришли к выводу, что инженер по охране труда должен обладать общей культурой, т.е. быть высококультурным человеком, всесторонне развитой личностью, обладающей нравственными, моральными, духовными, интеллектуальными ценностями, и проявляющей воспитанность, сдержанность, самообладание, терпимость, толерантность, уважение по отношению к членам трудового коллектива, окружающему сообществу. Кроме того, инженер по охране труда как высококультурный человек, должен иметь бережное отношение к окружающей среде, обладать энергосберегающим, трудоох-ранным и здоровьесберегающим мышлением, задумываться о вреде и последствиях применения современных производственных технологий, применять безопасные для здоровья и природы методы и средства труда, использовать экологические безопасные технологии на производстве и в быту, способствовать сохранению растительного и животного мира на планете. 8 нашем исследовании энергосберегающее мышление мы рассматриваем как понимание необходимости: экономии энергии, воды, природного газа, моторного топлива, эффективного использования энергоресурсов за счет инновационных решений; целесообразного и обдуманного приобретения новых товаров и вещей, продления жизни старым ве-щям, использования экоодежды; утилизации отходов для повторного использования и сортировки мусора. Трудоохранное мышление определяется как понимание и осознание необходимости сохранения здоровья и жизни в процессе труда, знание и применение нормативных и законодательных документов в области охраны труда, осуществление профессиональной деятельности согласно стандартов по безопасности, целенаправленное использование безопасных методов и способов труда, средств индивидуальной защиты, самосовершенствование обучения по охране труда, Здоровьесберегающее мышление проявляет-

ся в способности человека к самосохранению и самопрофилактике здоровья, внутреннему самоанализу и самоуважению, позитивной мотивации к жизни и активной жизненной позиции, гармоническому развитию в обществе, готовности приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.

Вторым важным структурным компонентом для формирования КБПД инженера по охране труда является культура охраны труда, которая несет в себе профессиональную направленность и представляет собой главное звено его профессиональной компетентности и профессиональной культуры. Культура охраны труда - высокий уровень развития системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности [7, с 159]. А,И. Ширшков и группа авторов вводят оборот понятие "трудоохранная" культура, основными определяющими факторами которой являются политическая зрелость (политическая культура); знание необходимого перечня нор-мативно-правовых актов по безопасности труда (правовая культура); нравственные качества руководителей и исполнителей работ (нравственная культура); отношение между людьми в коллективе (коммуникативная культура); знания, умения, навыки в трудовой деятельности (общеобразовательная и профессиональная культура) [11 ]. На основе анализа литературных источников, нами установлено, что культура охраны труда - это интеграционное личностное образование, содержащее комплекс профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально-личностных качеств в области охраны труда, гигиены труда и производственной санитарии, производственной безопасности, пожарной безопасности, создающие предпосылки для формирования и развития позитивного отношения к проблемам безопасности и активной практической реализации мероприятий и средств, направленных на профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний, снижения уровня влияния вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте. Учитывая, что деятельность инженера по охране труда связана с организацией, разработкой, внедрением системы управления охраной труда на предприятии, основанной на принципах последовательного управления (организация - планирование и применение - оценка (контроль) - действия по совершенствованию), культура охраны труда, по нашему мнению, должна включать: пра-

вовую культуру (знание законодательных и нормативных документов в области охраны труда и их применение, определение политики в области охраны труда, нормативное обеспечение системы управления охраной труда на предприятии, разработка локальных нормативных актов предприятия); организационно-управ-ленческую культуру (организация работ по обеспечению охраны труда, включающая распределение обязанностей и ответственности по охране труда между руководителями структурных подразделений, организацию обучения по охране труда, медицинских осмотров, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; планирование, разработка и применение системы управления охраной труда); культуру профилактики производственного травматизма (анализ и оценка профессиональных рисков; разработка программ мероприятий по управлению профессиональными рисками, улучшению условий и охраны труда; разработка мероприятий по профилактике производственного травматизма, включающих проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, рационализацию режимов труда и отдыха, обеспечение работников средствами индивидуальной защить^организациюпсихологичес-ких освидетельствований, организацию обучения по охране труда; проектирование методов и способов по повышению уровня мотивации работников к безопасному труда, заинтересованности работников в упучшении условий труда); информационно-аналитическую культуру (своевременное информирование работников об опасных и вредных условиях труда на рабочем месте, о льготах и компенсациях за работу в таких условиях; сбор, анализ и обработка информации от работников, руководителей структурных подразделений, органов государственного управления охраной труда по вопросам условий и охраны труда; подготовка отчетной документации о состоянии производственного травматизма, условий и охраны труда и ее представление в органы государственного надзора за охраной труда; анализ информации, связанной с расследованием несчастных случаев и профессиональных заболеваний, анализ причин несчастных случаев, осуществление сбора и подготовки документов по расследованию несчастных случаев и профессиональных заболеваний); мониторинговую культуру (обеспечение контроля за состоянием охраны труда, предусматривающий организацию трехступенчатого контроля за охраной труда, контроль прове-

дения оценки условий труда, контроль исполнения рекомендуемых мероприятий по результатам специальной оценки условий труда и расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний).

Следующий компонент последовательного формирования КБПД инженера по охране труда является культура труда. Многими учеными культура труда рассматривается как комплексная качественная характеристика состояния труда. Ее составляющими являются: рациональная организация труда, благоприятные условия труда, использование передовых технологий, высокий профессионализм работников, партнерские отношения между участниками совместного труда. Культура труда способствует достижению следующих целей: сохранению здоровья работников; развитию чувства удовлетворенности трудом, хорошего настроения, интереса и активности при выполнении работы; росту профессиональной квалификации; профессиональной и личной самореализации; освоению рациональных приемов труда, новой техники и технологии; повышению производительности труда [7, с. 159]. Исследователи Южного федерального университета рассматривают культуру груда в качестве сложной подсистемы общей культуры личности, которая, формируясь и совершенствуясь в процессе общей трудовой и про-фессиональной деятельности человека, одновременно обогащает его социальный и духовный мир. В их понимании культура труда включает два блока: общетрудовую культуру, вырабатывающую представления о видах труда и приёмах труда, позитивное отношение к труду, личную готовность к овладению общими и профессиональными навыками; профессиональную культуру, предусматривающую овладение теоретическими знаниями и практическими умениями, организацию рабочего места, создание безопасных и безвредных условий труда (организационной компонент), поддержку и развитие творческого потенциала личности (инновационный компонент) [1]. Анализ научной литературы позволил сформулировать собственное понимание культуры труда, которое мы определяем как интегральную характеристику личности работника, выражающуюся совокупностью эргономических, инженерно-психологических, санитарно-гиги-енических, физиологических знаний, умений, личностных качеств, добросовестным отношением к выполнению задач профессиональной деятельности по соблюдению правил трудовой дисциплины и правил внутреннего трудо-

ш S

О ш

<

С[ ш

# * *

204

вого распорядка. Факторами, определяющими культуру труда являются; личностное отношение работника к труду (усиленная трудовая мотивация при длительном выполнении монотонной и однообразной работы); психологическое и функциональное состояние работника; пространственная организация и компоновка рабочего места, удобство рабочей позы с учетом антропометрических данных, направленные на охрану здоровья и развитие личности работников, участвующих в трудовой деятельности; психологический климат в коллективе; профессиональная компетентность работника и его профпригодность; предметно-пространственная производственная среда (окружение человека на рабочем месте).

Важным компонентом формирования КБПО инженера по охране труда является культура здоровья. Основными рисками для здоровья в процессе трудовой деятельности являются физические вредные и опасные производственные факторы (движущиеся части механизмов, машин, оборудования, повышенный уровень шума, повышенный уровень вибрации, загазованность и запыленность рабочей зоны, повышенная или пониженная температура воздуха, повышенная влажность воздуха, повышенные уровни электромагнитных излучений); химические вредные и опасные производственные факторы (мутагенные, раздражающие, сенсибилизирующие, мутагенные, токсичные); биологические (патогенные микроорганизмы, бактерии, вирусы, грибы); психофизиологические вредные и опасные производственные факторы (нервно-психические перегрузки, эмоциональное перенапряжение, напряженность труда, монотонность труда). В процессе жизнедеятельности человека факторами риска для здоровья являются экологические неблагоприятные условия жизни, неправильное и несбалансированное питание, наличие вредных привычек, низкая физическая активность, нарушение режимов труда и отдыха, недостаточный сон, стресс, депрессия. Всемирная организация здравоохранения причины снижения здоровья молодого поколения классифицирует на психологические, экологические, социальные и наследственные. С учётом вышеизложенных положений студенты должны иметь четкое представление о возможных угрозах здоровью и жизни в процессе труда. В виду этого актуальной является проблема формирование культуры здоровья как ключевого компонента КБЛД инженера по охране труда. Как отме-

чает Г. Кривошеева, культура здоровья - это качественное образование личности, которое проявляется в единстве духовных, биологических, психологических и социальных факторов, определяющих ее образжизни и гуманистический смысл бытия. Она обусловливает дальнейшее развитие всех разновидностей культур и предполагает формирование человека как целостного индивида, охватывая все стороны его жизни. Культура здоровья призвана превратить любую сферу деятельности людей в средство физического и духовного самосовершенствования, самооздоровления [8, с. 8]. В. Горащук определяет культуру здоровья школьника как единство физических способностей, гуманистических ценностных ориента-ций, знаний и навыков поведения. Она выражается в наличии и степени развития задатков и способностей быть здоровым: в содержании установок на оздоровительную деятельность; системе и глубине физкультурных и валеоло-гических знаний, что оказывается во владении оздоровительными технологиями; наличии высокого уровня духовности, что позволяет ориентироваться в разновидностях ценностей, формировать через механизмы гуманистических ценностных ориентаций восприятие окружающего мира; в оздоровлении себя и окружающих [2, с. 28]. Результаты анализа научно-педагогической и медицинской литературы позволили нам сформулировать собственное понимание культуры здоровья. Так, считаем, что культура здоровья - интегра-тивное личностное образование, которое характеризуется совокупностью медицинских, физиологических, валеологических, психологических знаний о методах и средствах профилактики общих и профессиональных заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности в процессе профессиональной деятельности и жизнедеятельности, и отражающее бережное отношение и сознательное стремление к сохранению и укреплению собственного здоровья.

Таким образом, обобщая и систематизируя все вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что культура безопасности профессиональной деятельности - это многогранное понятие, включающее в себя общекультурные ценности, потребности к безопасному осуществлению профессиональной деятельности, комплекс трудоохранных знаний и умений, здоровьесберегающее, рискоориентирован-ное и энергосберегающее мышление. В процессе исследования составными элементами культуры безопасности профессиональной деятельности определены: общая культура,

культура охраны труда, культура труда, культура здоровья. Перспективу научного поиска видим в проектировании содержания формирования культуры безопасности профессиональной деятельности инженеров по охране труда.

Литература:

1. Бакаева Т.Н., Толмачева Л.В. Культура труда личности как состав л тоща?! культуры безопасности жизнедеятельности // Инженерный вестник Дона [Электронный ресурс]. - 2014. - № 4. ■■ Режим доступа: Ьпр5://суЬеНептка.ги/аг{!с!е/п/1<и|{ига-Ггис{а-1кИпо5^-как-$о$1зу!узуи$сЬауа-киНигу-ШЕОрШ п 051:1 пескуа Ш п а$йЛп ё

2. Горащук В.П. ТеоретичЩ! методолопчж засади формувания культуры здоров'?) школяр1В : авто-реф. дис.... д-ра пед. наук. -- Хэрк1е, 2004. - 40 с.

3. Горина Л.И. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изо- и гомоморфизма : дис.... д-ра пед. наук. - Тольятти, 2002. - 443 с.

4. Драч Г.В., ШтомпельО.М., Штомпель/1. А., Королев В.К. Культурология : учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2014.-384 с.

5. Захаров П., Пересыпкин С. Культура безопасно-сти груда. Альпина Диджитал, 2019, - 100с.

6. Зимняя И.А. Общая культура и социально-про-фессиональная компетентность человека // Ин-

тернет-журнал "Эйдос" [.Электронный ресурс]. 2006.- Режим доступа: h ltp^/www.eido$. ru/jour па!/ 2006/054. htm.

7. Корж В.А., Фролов A.B., Шевченко A.C. Охрана труда : учебное пособие/под ред. A.B. Фролова. -М. : КНОРУС, 2018. -424 с.

8. Кривошеева Г.Л. Формування культури здоро-в'я студента ушверситету : автореф. дис, ... канд. пед. наук. - Луганськ, 2001. - 20 с.

9. Михайлов A.A. Культура безопасности жизнедеятельности в социуме студентов - будущих педагогов: компоненты и уровни сформированно-сти // Вестник Военного университета [Электронный ресурс]. - 2012. - № 2 (30). - Режим доступа https://cyberlenin ka.ru/art ¡с!е/п/ formirovame-komponeritov-kultury bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti v-sotsiume-u studentov pedagogiches код о vuza.

Ю.Михнюк M,l. Розвиток профеойно!" культури викладач!в спещальних дисциплш буд!вельного профшю : монография. - Юровоград : 1мекс ЛТД, 2015.-368C.

11. Ширшков А.И., Туев В.А., Ширшков И.А. Эстетические аспекты трудоохранной культуры в системе безопасности труда // Известия Иркутской государственной экономической академии [Электронный ресурс]. - 2011. - № 5, - Режим дос-ту п а : h ttp s ://су be И е ni n ka, ru/a rt i с! е/ n/esteti с h е s kie-aspekty-trudoohrannoy kultury v- sisteme-bezopasnosti-truda/viewer.

TOP LEVEL DECOMPOSITION APPROACH IN THE CONTEXT OF THE PROCESS OF FORMATION OF RESEARCH INDEPENDENCE OF STUDENTS

Babukhin Maxim Anatolevlch, Postgraduate student, Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk

The article discusses the effectiveness of the decomposition of the main goal in the framework of the upper level in the context of the process of formation of students' research independence. Through theoretical analysis, it was concluded that the application of the decomposition of the main goal in the framework of the upper level will contribute to the determination and achievement of the subjective goals of the lower level, and, consequently, the effective development of the research independence of students as a whole. The author's edition of the pedagogical conditions necessary for the implementation of the decomposition approach of the main goal in the context of the formation of students' research independence is presented. The structurally meaningful components of research independence are presented and disclosed.

Keywords: decomposition approach of the main goal; upper level; research independence; structurally-meaningful components; pedagogical conditions.

DO! 10.24923/2222-243X.2020-36.39

ПОДХОД ДЕКОМПОЗИЦИИ ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ В РАМКАХ удк 37.026.7 ВЕРХНЕГО УРОВНЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССА ВАК РФ 13.00.01

ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассмотрена эффективность применения подхода декомпозиции ос- ÙБабухин MA, 2020 новной цели в рамках верхнего уровня в контексте процесса формирования исследовательской самостоятельности обучающихся. Посредством теоретического анализа сделан вывод, что применение подхода декомпозиции основной цели В рамках верхнего уровня будет способствовать определению и достижению субъективных целей нижнего уровня, а следовательно, эффективному протеканию процесса формирования исследовательской самостоятельности обучающихся в целом. Представлена авторская редакция педагоги-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.