Научная статья на тему 'Эстетические аспекты трудоохранной культуры в системе безопасности труда'

Эстетические аспекты трудоохранной культуры в системе безопасности труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
278
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА / ФАКТОРЫ УСЛОВИЙ ТРУДА / ТРУДООХРАННЫЙ МОТИВ / CULTURE / LABOUR SAFETY / FACTORS OF WORK CONDITIONS / LABOUR PROTECTION MOTIVATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ширшков Александр Иванович, Туев Василий Афанасьевич, Ширшков Игорь Александрович

Рассматриваются эстетические аспекты трудоохранной культуры как составная часть безопасности труда. Приводятся эмоционально-психические воздействия эстетических элементов окружения на человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ширшков Александр Иванович, Туев Василий Афанасьевич, Ширшков Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC ASPECTS OF LABOUR PROTECTION CULTURE IN THE SYSTEM OF LABOR SAFETY

The article deals with aesthetic aspects of labour protection culture as constituent of labour safety system, and describes emotional and mental effects of aesthetic elements of work environment on the person.

Текст научной работы на тему «Эстетические аспекты трудоохранной культуры в системе безопасности труда»

О

(N

УДК 658.01(075) ББК 65.290-2я73

А.И. Ширшков В.А. Туев И.А. Ширшков

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДООХРАННОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА*

Рассматриваются эстетические аспекты трудоохранной культуры как составная часть безопасности труда. Приводятся эмоционально-психические воздействия эстетических элементов окружения на человека.

Ключевые слова: культура, безопасность труда, факторы условий труда, трудоохранный мотив.

A.I. Shirshkov V.A. Tuyev I.A. Shirshkov

AESTHETIC ASPECTS OF LABOUR PROTECTION CULTURE IN THE SYSTEM OF LABOR SAFETY

The article deals with aesthetic aspects of labour protection culture as constituent of labour safety system, and describes emotional and mental effects of aesthetic elements of work environment on the person.

Keywords: culture, labour safety, factors of work conditions, labour protection motivation.

SSI

2sê

KS г

ÉP

НА

Ой"

^ 1

І

^ Л £

« я I 8sî ЕнО а

£м§|

МО I

аи-|

нее

«

н

н

о

н

PQ

СО

Н

Культура — способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях и в совокупности общественных отношений людей. В понятие культуры входит как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности. Культура характеризует также особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни, что определяет выделение культуры труда, быта, художественной культуры и т.д. Задача статьи — выявить влияние эстетических аспектов культуры на сферу безопасности труда.

Теория культуры в зависимости от вида производства предусматривает наличие материальной культуры и духовной. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, средства труда и т.д.). Духовная культура объединяет сферу сознания и духовного производства (познание, нравственность, воспитание, право, философию, этику и т.п.). Теория культуры исходит из органического единства этих форм, причем духовным основаниям отводится определяющая роль. Основу духовной культуры составляет система взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношение

* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта Министерства образования и науки РФ «Развитие системы управления человеческими ресурсами региона при переходе к инновационной экономике» (РНП 2.1.3/1461), реализуемого в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 гг.)». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегистрации 01200902100.

© А.И. Ширшков, ВА. Туев, ИА. Ширшков, 2011

людей к природной и социальной реальности, социальные проблемы и конфликты, цели социальной деятельности.

На уровень состояния безопасности труда влияют многие факторы духовной (политической, нравственной, эстетической, профессиональной, общеобразовательной) и материальной (производственной, технологической и пр.) культур, формирующих трудоохранную культуру, которая способствует снижению травматизма и увеличению работоспособности. Примерный перечень факторов духовной культуры с позиций безопасности труда приведен в табл. 1.

Таблица 1

Примерный перечень факторов трудоохранной духовной культуры

Вид культуры Факторы

Политическая Политическая зрелость: отношения, связанные с интересом государства, в том числе отношение к здоровью трудящихся, к общественной и творческой активности по улучшению условий и состояния безопасности труда

Правовая Знание необходимого перечня нормативно-правовых актов по безопасности труда и их содержания; активное участие в формировании этих актов

Нравственная Нравственные качества руководителей и исполнителей работ

Коммуникативная культура(культура общения) как часть корпоративной культуры Социально-психологические факторы: отношение между людьми в коллективе, между исполнителем и руководителем, межгрупповые отношения в коллективе, отношения между коллективами

Общеобразовательная и профессиональная Знания, умения, навыки в трудовой деятельности, определяемые общим образованием, специальной и профессиональной подготовкой и направленные на безопасность и безвредность труда с сохранением работоспособности

Источник: [2].

«К1

Яч >

МнЗ|

«31

Ой"

^ 1

I

«Л*

«¡Г I

о

ЕнО а

£м§|

МО I

И

н

н

о

н

М

со

н

Основу духовной культуры составляет политическая культура. Ведущая функция политической культуры — управленческая. Она проявляется не только в процессе руководства обществом, но и в организаторской и воспитательной деятельности всех звеньев управления. С позиций безопасности труда качество руководства производством должно определяться знаниями медико-биологической, технолого-технической и общественной безопасности труда.

Если общественная активность и исполнительность руководителей в большей степени зависят от политической и правовой культуры, то исполнительность рабочих и служащих (в части соблюдения правил безопасности труда) зависит от трудоохранной духовной культуры, включающей в себя нравственно-личностную, а также общеобразовательную и профессиональную.

Социологические исследования показали, что две трети работников нарушают правила безопасности [1]. Чтобы работники не нарушали их, руководителю необходимо постоянно воспитывать у исполнителя нравственные качества (нравственное сознание личности, отношение личности к общественному долгу, к своим обязанностям, к своему здоровью и здоровью окружающих) и нравственные чувства (гордость за свой коллектив, предприятие, честь, совесть). В качестве рычагов нравственного воспитания по повышению трудовой дисциплины используются такие меры, как проведение бесед, собственный пример и т.п.

Нравственные качества личности способствуют созданию благоприятного психологического климата в коллективе. Психологический кли-

«К1

2нё ЯЧ г

МнЗ|

нйе

НД

ЬА

ОЙ"

^ 1

5к І

^ Л £ ё§! ь Е

« ^ I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

мат в коллективе в последние годы стал объектом изучения психологов, экономистов и социологов, поскольку от него зависят количество и качество выпускаемой продукции и другие производственные показатели. Психологический климат обусловливает также уровень состояния безопасности труда, следовательно, и показатели производственного травматизма и заболеваемости. К наиболее существенным факторам, способствующим формированию здорового социально-психологического климата, относят технолого-техническое обеспечение, обеспечение нормальными санитарно-гигиеническими условиями и т.д. В формировании здорового психологического климата велика роль традиций. Таким образом, психологический климат и другие условия труда тесно взаимосвязаны. Учитывая большую роль нравственной культуры и культуры общения в развитии благоприятного психологического климата и улучшении состояния безопасности труда, руководитель должен постоянно вести работу в области этического просвещения.

С ростом общеобразовательной и профессиональной культуры не только растет производительность труда, но и снижаются травматизм и заболеваемость, так как уровень образования сказывается на ускорении освоения новой техники и технологии. С ростом общего и профессионального образования повышается творческая активность, укрепляется трудовая дисциплина, возрастает нравственная культура. В связи с этим улучшается психологический климат в коллективе, растет (на 30-40%) производительность труда.

Данные исследования подтверждают необходимость повышения как общеобразовательного уровня культуры, так и профессионального ее уров-ня, являющихся элементами общественных условий труда.

Таким образом, потребность в комплексном улучшении условий труда в современный период требует научно обоснованного подхода к учету не только материально-вещественных, но и общественных факторов. Требуются поиск и реализация резервов улучшения общественных условий, способствующих повышению социальной безопасности и безвредности труда. Эти общественные условия слагаются не только из организационно-экономических и правовых, но и из духовно-психологических условий, в том числе эстетических компонентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Философское понятие «дух», означающее невещественное начало, часто употребляется как синоним сознания, поэтому все, что связано с сознательной деятельностью, имеет духовный аспект. С понятием «дух» созвучно понятие «душа», выражающее внутренний мир человека. Проблема души — основная тема психологической мысли античности и средних веков (Аристотель «О душе» и др.).

В экспериментальной психологии, получившей развитие с середины XIX в., понятие души в той или иной мере вытесняется понятием психики, которая стала основным предметом изучения психологии. Именно тогда на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). Это делает психологию самостоятельной дисциплиной, отличной от философии и физиологии. На рубеже Х1Х-ХХ вв. в связи с развитием научной организации труда возникает психология труда — одна из отраслей психологии. Современная психология и психология труда развиваются на основе принципов философии — общественно-исторического понимания психики, теории отражения.

Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности. Человеческая психика в отличие от психики жи-

%

Ю вотных представляет собой высшую форму отражения мира, так как она

возникла и развивалась в процессе общественно-трудовой практики людей. Формой психического отражения, свойственной только человеку, является сознание, определяющее личность индивида (личное сознание) или коллектив — ячейку общества, состоящую из людей, занятых ре-5^ шением конкретной общественной задачи (общественное сознание). Со-

знание включает в себя отношение субъекта не только к философским, научным, политическим, нравственным, эстетическим и другим ценностям, но и к самому себе, выступая тем самым в виде самосознания.

Между личным и общественным сознанием происходит постоянное взаимодействие. Исторически выработанные нормы общественного сознания становятся личными убеждениями индивида, источником нравственных предписаний, эстетических чувств и представлений. В свою очередь, личные идеи и убеждения приобретают благодаря творческой активности их носителей характер общественной ценности.

Внедряясь в разные сферы деятельности, сознание приобретает разные формы, поэтому различают экономическое, моральное, политическое, эстетическое и другие формы сознания. При этом есть основание для выделения трудоохранного общественного сознания. С позиций безопасности труда, т.е. охраны труда, личное (индивидуальное) и общественное сознание имеет направленность на повышение удовлетворенности трудом за счет трудоохранных мероприятий, на осознание необходимости рационального управления ею и использования экономических законов в практике улучшения состояния условий труда и т.д.

Психическое отражение действительности в виде сознания характеризует личность как конкретное выражение общественной сущности человека, как его индивидуальность, проявляющуюся в совокупности свойств личности: характера, темперамента, способностей, интересов и др. Определяющими в формировании личности являются конкретные §ЦЦ¥ общественные условия, в которых человек осуществляет свою практи-

18 == ческую деятельность. На стыке взаимодействия личности с окружающей

общественной средой возникают и развиваются социально-психологи-ой § ческие отношения, которые характеризуются взаимоотношением лю-

^ ^ | дей в коллективе или коллективов между собой. В частности, выявляя

^ | общественные условия, от которых зависит состояние безопасности тру-

1 да, следует особо выделить социально-психологические факторы трудо-

в^ | охранной культуры, а также факторы трудоохранной психологии.

| Отдельные из перечисленных факторов изучались социологами с по-

| зиций экономики, философами с позиций идеологии. Акцента на охрану

йо I труда никто не делал. Следует восполнить этот пробел, увязывая трудо-

к®Э охранный аспект с экономическими, идеологическими и другими качес-

твами всей системы духовно-психологических отношений.

Психика, как свойство высокоорганизованной материи, является 23 особой формой отражения действительности, результатом специфичес-

кого взаимодействия живых систем, в том числе и человека с окружающей средой. Психическое отражение действительности характеризуется семью формами: памятью, ощущениями, восприятием, мышлением, эмоциями, чувствами, волей. Если память, эмоции, ощущения присущи большинству животных, то остальные формы отражения действитель-со ности — только человеку. Все они обобщаются общепсихологической

Н категорией — «психические явления».

Психические явления позволяют своевременно выявлять опасные и вредные факторы производственной среды. Особая роль в безопасности

«К1

2нё ЯЧ г

МнЗ|

нйе

НД

ЬА

ОЙ"

^ 1

5к І

^ Л £ ё§! ь Е

« ^ I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

труда отводится эмоциям и чувствам. Эмоции — форма психического отражения, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях — изменении пульса, артериального давления и т.п. Эмоции делят на астенические и стенические, т.е. на снижающие или повышающие жизнедеятельность и активность человека. Некоторые из эмоций (страх, гнев и т.п.) могут проявляться в обеих формах. Умение учитывать эмоциональные реакции и состояния — важнейшее требование к личности руководителя в деле обеспечения безопасности труда исполнителями работ.

Чувства — еще одна особая форма психического отражения. Если эмоции в структуре личности тесно связаны с темпераментом (качеством личности, обусловленным типом нервной системы), то чувства — с характером — свойством личности, поддающимся формированию в процессе воспитания и перевоспитания. Следовательно, чувства — это социально обусловленные эмоции.

Чувства бывают интеллектуальными (любознательность, удивление и др.), моральными (патриотизм, интернационализм, долг, товарищество, сострадание, симпатии и антипатии, любовь и ненависть и др.), практическими (скука, интерес, радость, муки творчества, удовлетворение от достижения цели), а также эстетическими (переживания красоты и уродства, трагического и комического, юмора и сарказма и пр.). Эти чувства необходимо учитывать наряду с другими психическими явлениями, выражающими влияние человеческого фактора на повышение безопасности труда. Таким образом, знание форм психического отражения действительности позволяет подходить с научной точки зрения к поступкам и действиям человека в конкретных условиях, в той или иной степени отражающихся на безопасности труда.

Психология безопасности в современный период — неотъемлемая часть безопасности труда, система знаний по предупреждению несчастных случаев и заболеваний с использованием всех форм отражения действительности. Психологические вопросы безопасности по традиции связывают с психологией труда — наукой, изучающей различные виды трудовой деятельности, зависимость трудовой деятельности от общественно-исторических и конкретных производственных условий, методов трудового обучения, а также психологических свойств людей, их психических способностей и призвания, психического состояния личности и др.

Психологические проблемы безопасности присущи не только тем видам деятельности, где используется техника, но и ряду других. К факторам, обусловливающим способность человека противостоять опасности, относят:

- психобиологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции;

- факторы психофизиологического характера, определяющие особенности психического отражения (память, мышление и т.п., в том числе эмоции и чувства) и других психических явлений (потребности, внимание, психомоторика и т.д.);

- социально-психологические факторы (отношение человека к работе, мотивы трудовой деятельности и т.п.);

- социально-демографические факторы (пол, стаж работы, возраст и пр.).

Действие психобиологического фактора связано с биологическими ритмами в жизнедеятельности человека, изменяющими его биологичес-

%

Ю кую активность. Причем биологическая активность находится под вли-

янием гелиофизических воздействий.

Психофизиологическое качество личности наиболее емкое, и его влияние на безопасность изучалось многими отечественными и зарубеж-^ ными исследователями. Установлено, что травмируемым работникам

5^ присущи худшие показатели по скорости и точности действий, по сенсо-

моторной координации, по способности распределения и концентрации внимания, по наблюдательности и т.д.

Психофизиологическое качество личности зависит от состояния здоровья, степени утомления, а также воздействия стресса. Применительно к проблеме безопасности труда в настоящее время это качество личности рассматривается чаще всего как трудовой стресс. Он приводит к различным, а порой даже противоположным результатам. Например, стресс проявляется в общем адаптационном синдроме как необходимая и полезная вегетативная и соматическая реакция организма на резкое увеличение внешней нагрузки. Трудовой стресс находит выражение в росте биоэлектрической активности мозга, в повышении частоты сердцебиений, в росте артериального давления крови, расширении кровеносных сосудов, увеличении содержания лейкоцитов в крови, т.е. в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных задач (действий). Поэтому сам по себе стресс является не только эффективной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей. Однако стресс положительно влияет на результаты труда и способствует преодолению возникших в труде препятствий лишь до тех пор, пока он не превысил определенного уровня, после которого в организме развивается процесс гипермобилизации — нарушение механизма саморегуляции, ухудшение результатов деятельности отдельных органов, в том числе нервной ; системы, вплоть до срыва. Стресс, превышающий критический уро-

вень, иногда называют дистрессом. В ситуации дистресса понижается ой § точность движений, неверно оцениваются сигналы, случайно включа-

^ | ются не те агрегаты. В итоге это приводит к несчастным случаям.

^ | Социальное качество человека определяется прежде всего отношением

1 к работе, мотивами трудовой деятельности, социально-психологическими ми характеристиками. Основа мотивации заложена в производственных

§к§ отношениях. Для трудовой мотивации типична работа человека не только

| ради денег. Анализ имеющихся по этому вопросу публикаций позволяет

иоэ предложить следующую классификацию трудовых мотивов: общественно! ный, выражающий потребность в общественно значимой деятельности и в

получении удовольствия от труда; мотив достижения или нивелирования (потребность в самоутверждении — «быть не хуже других»); материаль-23 ного вознаграждения или выгоды; контакта (потребность в кооперации,

совместном труде); удобства (потребность в труде с меньшими умственными и физическими затратами). Наряду с этими традиционными мотивами следует назвать мотив красоты (потребность в эстетически благо-11^ приятном окружении) и трудоохранный мотив, или мотив безопасности

(потребность в труде без опасных и вредных факторов). со Человек — сложная саморегулирующаяся система, способная в за-

Нвисимости от сложившейся ситуации эффективно использовать свои воз-можности для достижения требуемого результата, избегая при этом

н

о

«К1

2нё ЯЧ г

МнЗ|

нйе

НД

ЬА

ОЙ"

^ 1

5к І

^ Л £ ё§! ь Е

« ^ I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м

со

Н

опасности. Если у человека, например, невысокие психофизиологические качества по противодействию опасности, то он может обеспечить требуемую безопасность за счет развития профессиональных умений, достижения высокого уровня профессиональной и моральной культуры личности. И наоборот, человек с высокими психофизиологическими и профессиональными качествами может оказаться плохо защищенным от опасности из-за низкой мотивации к безопасному труду. И здесь может прийти на помощь в повышении трудоохранной мотивации эстетически благоприятная производственная среда.

Эстетическую культуру труда составляют эстетическая организация производства рабочего места, техническая эстетика, эстетические аспекты самой деятельности и т.д. Эстетическая культура открывает возможность сопряжения пользы и красоты, знаний и устремлений, утверждение прекрасного в человеке, в природе, в продуктах труда. С развитием эстетической культуры труда получил развитие дизайн — творческая деятельность и ее продукт, направленные на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, в процессе которой достигается единство функциональных и эстетических аспектов.

Будучи видом эстетической деятельности, дизайн направлен на гуманизацию окружающей производственной среды. Основу теории дизайна составляет техническая эстетика, изучающая закономерность формирования и развития предметной среды. Техническая эстетика возникла на стыке ряда научных дисциплин — эстетики, искусствознания, социологии, экономики, инженерной психологии и технологии производства. Она ставит своей целью найти наиболее оптимальные соответствия функциональных элементов производственной среды, таких как удобство, безопасность, психофизио-логический комфорт, с эстетическими элементами. Тем самым эстетика производства непосредственно связана с безопасностью труда. В табл. 2 приводятся виды эмоционального состояния, вызванного материальными эстетическими элементами, а в табл. 3 — психологическое воздействие цвета на человека, которое учитывается охраной труда не только для обеспечения эстетического комфорта, но и для улучшения самочувствия работника с целью предупреждения несчастных случаев, связанных с преждевременным утомлением от цвета.

Таблица 2

Эмоционально-психические воздействия на человека эстетических элементов окружения

Вид воздействия Эстетические элементы

Свет Цвет Форма

Напряжение Резкий, ослепляющий, пульсирующий Интенсивный Неустойчивая, дробная, шероховатая или зазубренная поверхность

Разрядка, успокоение Мягкий Спокойный Простая, линии плавные, с горизонтальным построением композиции и конструктивной устойчивостью

Испуг Тусклый или ослепляющий, резкие вспышки Резкий Нелогичная неустойчивая с острыми выступающими элементами, ощущаемое ограничение

Возвышенность, одухотворенность Заливающий сильный и ровный Сдержанный белый, холодный пурпурный, фиолетовый Поражающие просторы, уходящие в перспективу вертикали, завершенность композиции

О

(N

Воздействие цвета на человека

Таблица 3

SS1

2нё ЯЧ г

MhSI

HSS

«Зі

Ен^ І

ой-

°i<s ^ 1

5s І

«Л*

g§!

S P I

8SI

M g! о СнО!

£м§|

МО | £И4

Н®Є

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

Цвет Характеристика воздействия цвета на функции органов и систем человека

Давление крови Пульс Дыхание Эмоциональное воздействие

Красный Увеличивает Ускоряет Учащает Возбуждает

Оранже- вый Слегка увеличивает Слегка ускоряет Слегка уменьшает Стимулирует

Желтый Не меняет Не меняет Не меняет Уравновешивает

Зеленый Слегка уменьшает Слегка учащает Слегка успокаивает Уравновешивает

Голубой Уменьшает Успокаивает Успокаивает Успокаивает

Как показала практика, на некоторых предприятиях, где проведены мероприятия, рекомендованные технической эстетикой, значительно улучшились условия труда, случаи производственного травматизма уменьшились в 2-3 раза, а в отдельных местах — в 4,5 раза [1]. Поэтому оценка уровня эстетической культуры производства с позиций безопасности труда ориентирует учитывать в планах социального развития предприятия эстетическое состояние территории и производственных помещений. Такая оценка ориентируется на использование функциональных эстетических элементов для предупреждения несчастных случаев, а также специальных средств эстетического воздействия для снятия психической напряженности.

Список использованной литературы

1. Ширшков А.И. Менеджмент охраны труда: учеб. для вузов / А.И. Ширшков. — Ростов н / Д: Феникс, 2001.

2. Ширшков А.И. Управление охраной труда: учеб. пособие / А.И. Ширшков. — 3-е изд., испр. и доп. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007.

Referenses

1. Shirshkov A.I. Menedzhment okhrany truda: ucheb. dlya vuzov / A.I. Shir-shkov. — Rostov n / D: Feniks, 2001.

2. Shirshkov A.I. Upravlenie okhranoi truda: ucheb. posobie / A.I. Shirshkov. — 3-e izd., ispr. i dop. — Irkutsk: Izd-vo BGUEP, 2007.

Информация об авторах

Ширшков Александр Иванович — кандидат технических наук, профессор, кафедра экономики труда и управления персоналом, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: shir@isea.ru.

Туев Василий Афанасьевич — доктор философских наук, профессор, кафедра философии, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: phil@isea.ru.

Ширшков Игорь Александрович — кандидат искусствоведения, профессор, Московский архитектурный институт, г. Москва, e-mail: shir@isea.ru.

Authors

Shirshkov Aleksandr Ivanovich — PhD in Technical Sciences, Professor, Chair of Labour Economy and Personnel Management, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: shir@isea.ru.

Tuyev Vasiliy Afanasyevich — Doctor of Philosophy, Professor, Chair of Philosophy, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: phil@isea.ru.

Shirshkov Igor Aleksandrovich — PhD in Art History, Professor, Moscow Institute of Architecture, Moscow, e-mail: shir@isea.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.