THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR STRUCTURING THE CONTENT OF FORMATION OF SAFETY CULTURE OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE SAFETYAND HEALTH ENGINEERS
AbHtarova Elvlza Nuriyevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Labour Protection in Mechanical Engineering and Social Sphere, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Simferopol, Republic of Crimea
The article focuses on the need to consider and substantiate the theoretical and methodological foundations of structuring the content of education which include sources and factors affecting the structuring of content, its design criteria, and the selection principles. The criteria and principles of content structuring focused on the formation of students' safety culture of professional activity are highlighted. The author's definition of the concept of "the content of formation of safety culture of professional activity of safety and health engineers" is given.
Keywords: safety culture; professional training of specialists in the field of labor protection; structuring of content-selection principles.
DOI 10.24923/2222-243X.;
37.68
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬ ТУРЫ БЕЗО ПА СНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
В статье актуализируется внимание на необходимости рассмотрения и обоснования теоретико-методологических основ структурирования содержания образования, к которым относятся: источники и факторы, влияющие на структурирование содержания, критерии его проектирования, принципы отбора. Выделены критерии и принципы структурирования содержания, ориентированные на формирование у обучающихся куль туры безопасности профессиональной деятельности. Дано авторское определение понятию "содержание формирования культуры безопасности профессиональной деятельности инженеров по охране труда".
Ключевые слова: культура безопасности; профессиональная подготовка специалистов в области охраны труда; структурирование, содержания; принципы отбора.
УДК 378:372.8:331.4 ВАК РФ 13.00.08
5 А бшль тарова Э. Н„ 2020
О ш о
OJ
-0
0-
ш <
ас et г^ zr
ел
з:
кк
s
337
Процесс обновления содержания профессиональной подготовки специалистов на основе компетентностного подхода, переориентация и совершенствование содержания на цели устойчивого развития является ключевым направлением государственной образовательной политики, а также мировых тенденций, вызванных социально-экономическим, духовным и культурным развитием общества.
Теоретические основы содержания обучения заложены Ю. Ба-банским, А. Беляевой, Н. Брюхановой, С. Гончаренко, В. Краевским, Е. Коваленко, 8. Ледневым, И. Лернером, М. Скаткиным, В. Радкевич, И. Ничкало, А. Хуторским. В педагогическом словаре содержание образования рассматривается как система знаний, умений и навыков, овладение которыми способствует развитию умственных и физических способностей учеников, формированию у них основ наук, надлежащего поведения, подготовке к жизни и труду [7, с. 211),
И, Подласый дает более обширное определение данному понятию. Так, по его мнению, содержание - это система знаний, умений, отобранных для изучения в определённом типе учебного заведения, которая содержит: знания об окружающем мире, обществе, современном производстве, культуре и искусстве; обобщенные интеллектуальные и практические умения приобретать знания и способы их использования; навыки познавательной деятельности, творческого решения теоретических и практических проблем, овладение которыми обеспечивает определённый уровень интеллектуального, социального и духовного развития учеников. Ученый в
АБИЛЬТАРОВА Эльвиза Нуриевиа, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Охраны труда в машиностроении и социальной сфере, Крыме кий инженерно педагоги ■ ческий университет имени Февзи Якубова, Симферополь, Республика Крым
ЪС >
<
ш
s
о ш
<
С1 ш
с
338
своей книге отмечает, что категория содержания образования отображает накопленный предшествующими поколениями социальный опыт (знания о природе, человеке, обществе; умения выполнять различные виды деятельности; опыт познания мира; опыт межличностных отношений), который иногда называют общей культурой [8, с. 193].
Привлекает внимание в аспекте проблемы нашего исследования позиция И. Лернера, который в структуре содержания образования выделяет следующие элементы: знания о мире (природе, обществе и технике) и способах деятельности; опыт осуществления способовдеятельности, которые воплощаются в умениях и навыках; опыт творческой, поисковой деятельности, которая выражается в готовности к решению новых проблем; опыт воспитания потребностей, мотивов и эмоций, обусловливающих отношение к миру и систему ценностей личности [6, стр. 62].
Одновременно 8. Леднев отождествляет содержание образования как комплекс триединого процесса, характеризующийся усвоением опыта предыдущих поколений, воспитанием типологических качеств личности, умственным и физическим развитием человека [5, с. 54].
Известные педагоги М. Скаткин и В. Краевс-кий содержание образования понимают как педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которой должно обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества [9, с. 34].
В контексте проводимого исследования будем опираться на определение С. Гончарен-ко, Ю. Бабанского и рассматривать содержание формирования культуры безопасности профессиональной деятельности (КБПД) инженеров по охране труда как систему научных знаний, умений, навыков, профессионально-личностных качеств,ценностей, опыта профессиональной деятельности, компетенций, овладение которыми способствует формированию всесторонне развитой личности с рискориен-тированным мышлением, направленным на профилактику и предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний; владеющей трудоохранными, здоровьесберегающими, психолого-педагоги-ческими, эргономическими технологиями по сохранению здоровья и жизни в процессе тру-
да; подготовленную к выполнению будущей профессиональной деятельности по снижению профессиональных рисков на производстве и развитию культуры безопасности у персонала.
Теоретический анализ психолого-педагоги-ческой литературы показывает, что содержание образования реализуется на 4 уровнях: на первом уровне на основе стандартов проектируется образовательно-профессиональная программа; на втором уровне осуществляется построение учебного плана подготовки специалистов; на третьем уровне проектируется содержание учебных программ дисциплин; на четвертом уровне предполагается структурирование содержания учебных модулей, разделов, тем.
Глубокое и всестороннее рассмотрение различных аспектов теории и практики проектирования содержания образования демонстрирует важность учета следующих методологических основ: источники и факторы, влияющие на структурирование содержания, критерии его проектирования, принципы отбора. В нашем исследовании источниками конструирования содержания формирования КБПД будущих инженеров по охране труда являются федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносфер-ная безопасность ПО], федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность [11]; содержание профессиональной подготовки инженеров по охране труда, отображенной в учебных планах; практический опыт подготовки инженеров по охране труда. Кроме того, содержание формирования КБПД обеспечивается комплексом дисциплин, которые должны сформировать определённые знания, умения и профессионально-личностные качества.
Многочисленные исследования показывают, что важным компонентом проектирования содержания являются факторы и критерии отбора. Анализ научной литературы свидетельствует о существовании различных подходов к критериям и факторам отбора содержания образования. Так, М. Вайнтраубом методом экспертного оценивания были определены, что доминантными факторами проектирования содержания профессиональной подготовки являются: требования производства (практики) к квалификации выпускника ПТУЗ; закономерности обучения (объем учебного материала может быть усвоенным учениками,
в темпе, какой логике и т. п.); целостная система способностей, овладение которыми обеспечивает сформированность профессиональной компетентности выпускника; унификация и дифференциация учебного материала; методы и формы организации обучения учащихся [4, с. 83].
Результаты проведенного теоретического анализа позволяют определить факторы структурирования содержания формирования К6ПД инженеров по охране труда: обязательный учет иерархии комплексных целей и заданий формирования КБПД будущих инженеров по охране труда ¡обогащение учебного материала культурологическими смысловыми значениями, мотивационно-ценностными установками к формированию культуры безопасности; организационно-педагогический возможности заведения высшего образования. Кроме того, опираясь на исследования Ю. Бабанского, И. Пидкасистого, И. Лернера,М. Скаткина, нами обособлены критерии отбора и структурирования содержания формирования КБПД инженеров по охране труда:
- критерий целостного отображения структурных компонентов КБПД (культуры охраны труда, культуры труда, культуры здоровья, общей культуры} в профессиональной подготовке инженеров по охране труда;
- критерий соответствия содержания КБПД возрастным и индивидуальным особенностям студентов;
- критерий высокой научной и практической значимости содержания учебного материала;
- критерий соответствия содержания учебного материала требованиям общественного развития и научно-технического прогресса в области использования безопасных методов и безопасных технологий;
- критерий соответствия содержания учебно-методической и материально-технической базе;
- критерий учета международных стандартов качества в области обеспечения безопасности, ориентация содержания на европейский стандарты безопасности труда и охраны здоровья;
- критерий реализации практико-ориенти-рованных заданий, направленных на всестороннее развитие личности, формирование мотивационно-ценностного отношения к культуре охраны труда, культуре здоровья, культуре труда, развитие мировоззренческих, культурологических и профессиональных ценностей в области охраны труда;
- критерий гуманистической направленности, приоритетом которого являются: общечеловеческие ценности, свободное развитие личности, уважение достоинства человека, надлежащие безопасные и здоровые условия труда, сохранение здоровья и жизни в процессе профессиональной деятельности.
Б процессе обоснования принципов отбора содержания формирования КБПД имеется острая необходимость осветить следующие требования по его структурированию:
-компоненты содержания должны соответствовать видам профессиональной деятельности инженера по охране труда, являясь самостоятельными частями и образуя при этом взаимосвязанную целостную систему;
- содержание учебного материала должно базироваться на раннее сформированных знаниях и умениях, полученных при изучении дисциплин общегуманитарной и социально-экономической подготовки: "Культурология", "Правоведение", "Химия", "Физика", "Безопасность жизнедеятельности", "Основы охраны труда";
- единство содержательной и процессуальной сторон обучения, выражающееся в практическом применении сформированных знаний в области охраны труда в профессиональной деятельности;
- учет профессионально-личностных качеств, присущих будущему инженеру по охране труда, осуществляющему процесс формирования КБПД через культуру охраны труда, культуру здоровья, культуру труда;
- готовность и мотивированность студентов к решению задач профессиональной деятельности, направленной на предупреждение травмоопасных ситуаций и сохранению здоровья и жизни в процессе труда.
Важным этапом проектирования содержания является обоснование принципов отбора. Результаты анализа научной литературы демонстрируют различные подходы ученых к классификации принципов отбора. Так, в процессе создания системы принципов построения содержания профессиональной подготовки А. Беляевой использовались общие (гуманизация, научность, систематичность, доступность) и разработаны новые (единство и взаимосвязь общего, политехнического и профессионального обучения, комплексные межпредметные связи, профессиональная мобильность, стабильность и динамичность, интеграция и дифференциация} принципы построения учебных планов, программ и пособий [2, с. 93-124]. По мнению С. Батышева, для отбо-
ра содержания обучения необходимо учитывать принцип преемственности, итеративности и модульности [1,с. 237-250]. В свое исследовании при оборе содержания А. Бородиенко опиралась на контекстность, инновацион-ность и адаптивность [3, с. 287]. Учитывая теоретические положения, в нашем исследовании определены следующие принципы отбора и ^ структурирования содержания КБПД инжене-^ ров по охране труда: принцип непрерывности, междисциплинарной интеграции, перспектив-<С ности, культурологической направленности, X Так, принцип непрерывности формирова-111 ния КБПД означает структуро-логическую схе-^Г му изложения общепрофессиональных и про-^ фессионально-ориентированных дисциплин в
0 области охраны труда, в которыхдолжны быть ^ предусмотрены содержательные компоненты
КБПД: труд о охранный, организационно-уп-
1 равленческий, правовой, эргономический, 0 здоровьесберегающий, коммуникативный. Ц- Принцип междисциплинарной интеграции ^ подразумевает процесс структурирования
учебного материала, отображающий межпред-^ мет ну (о связь между дисциплинами гуманитарной, общепрофессиональной и профессио-Ю нальной подготовки, всеаороннее изучение понятий, теорий и согласованность в обсуждении проблем в сфере безопасности с позиции различных дисциплин. Данный принцип предполагает оптимальное сочетание содержания дисциплин профессиональной подготовки инженеров по охране труда сточки зрения демонстрации единых и целостных явлений и задач профессиональной деятельности.
Принцип перспективности отбора содержания предполагает формирование у будущих инженеров по охране труда устойчивого интереса к проблемам безопасности; развитие потребностей в трудоохранных знаниях и позитивных мотивов к культуре безопасности; развитие стремления к саморазвитию и самосовершенствованию своего уровня культуры безопасности; развитие опыта рефлексии и опыта безопасного осуществления профессиональной деятельности.
Принцип культурологической направленности означает формирование системы ценностей, базирующихся на гуманистической и культурологической образовательной парадигме и направленных на профессиональное саморазвитие личности, посредством установления уважительных и равных субъект-субъек-тных отношений между участниками образовательного процесса, креативного подхода к
учебной деятельности обучающихся. В процессе структурирования содержания формирования КБПД культурологический компонент должен быть предусмотрен не только в содержании дисциплин гуманитарного характера, но и включен в учебный материал дисциплин общепрофессиональной и профессиональной подготовки. Кроме того, проектирование содержания должно предусматривать высокую степень самоорганизации познавательной деятельности обучающихся, где основой познания является осознание ценностей и мотивов, направленных на формирование культуры безопасности профессиональной деятельности.
Таким образом, установленные источники, требования, факторы, принципы и критерии отбора и структурирования содержания составляют теоретико-методологическую базу исследования и являются основой для проектирования содержания формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих инженеров по охране труда, представляющего собой взаимосвязанную систему, включающей следующие компоненты: трудоохранный, организационно-уп-равленческий, правовой, эргономический, здоровьесберегающий, коммуникативный. Перспективой исследования является дальнейшее построение специального курса "Культура безопасности профессиональной деятельности".
Литература:
1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика / под ред. С.Я. Батышева, - 2-е изд. перераб, идоп.-М. : Ассоциация "Профессиональное образование", 1999. - 904 с.
2. Беляева А.П. Дидактические принципы профес сиональной подготовки в профтехучилищах : методическое пособие. - М. : Высшая школа, 1991. -208 с.
3. Бородки ко О. В, Тс о pi я i практика роз витку про-феайио! компетентносп кертник|8 структур них Й1др0зд1Л1в тдпришств сфери зв'язку: моногра ф!я / за наук. ред. Радкевич 8.0. Kuïs : 1ПТО H АПН Украши, 2017.-422с.
4. Вайнграуб М. Проектування змкту профеай-hoï ocei ги // Науковий Bit ник ИНН НАИН Укра'жи. -2016.-№11.-С.80 81.
З.Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - 2-е перераб. изд. - M. г Высшая школа, 1991. - 223 с.
6. Лернер И.Й, Дидактические основы методов обучения. - M : Педагогика, 1981,- 185 с.
7. Педагопчний словник / за ред. Ярмаченка М.Д, - К. : Пед. Думка, 2001. - 498 с.
8. Подласый И.П. Педагогика: учебник. - М. : Выс шее образование, 2007. - 540 с.
9. Скаткин М.Н., Краевский 8.В, Содержание общего среднего образования: проблемы и перс пектиеы. М. : Знание, 1981. - 96 с.
10. Федерал ыный государственный образоват®ьншй стандарт вы сшегооб разов ания по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность [Электронный ресурс] // Приказ Министерства образовании и науки Российской Федсраци и (ЯЩ марта 2016 г. N° 246 с изменениями и дополнениями от 13 июля 2017 г, -■ Режим доступа: ЬИр://Гдо5 уо,гц/ир]оаг!П1е$/ Гдо<лгаЬ/?00:Ю1 _В_15062018.pdf»
11 .Федеральныйгосударственный образовательный стандарт высшего образования по направ лению подготовки 20.0^.01 Техносферная безопасность [Электронный ресурс] // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2015 г. № 172. - Режим доступа: http://fgosvo.FU/uploadfiies/fgosvom/ 200401.pdf,
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PERSONALITY IN THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF UPBRINGING PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF EXTRACURRICULAR SPORTS-MASS WORK OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
Abramov Dmitry Nikoiaevich, PhD of Pedagogical sciences, Senior Lecturer, Physical Training Department, Military Space Academy named after A, F. Mozhaysky, St. Petersburg
The article reveals the psychological andpedagogicalaspects ofpersonality in the pedagogical system ofupbringing the physical culture of students in the process of out-of-class sports and mass work of a higher educational institution. The main components of the proposed concept of the system of physical culture education of students of higher educational institutions in the process of out-of-class sports work are considered.
Keywords; pedagogical system; psychological and pedagogical aspects of personality; physical education.
DOI 10.24923/2222-243X.2020-37.69 -
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬ ТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
о си о
OJ
-О
0-
ш <
ас ct г^ zr
ел
з:
УДК 37.013.42 ВАК РФ 13.00.04
S
341
в статье раскрыты психолого-педагогические аспекты личности в педагоги ческой системе воспитания физической культуры студентов в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы высшего учебного заведения. Рассмотрены основные составляющие предлагаемого представления о системе воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы.
Ключевые слова: педагогическая система; психолого-педагогические аспекты личности; физическое воспитание.
*) Абрамов Д.Н., 2020
Исследованию системы внеаудиторной работы по формированию физической культуры студентов высших учебных заведений посвящены работы Г. Бреславского, И. Вачкова, С. Гончаренко, М. Дем-кова, А. Кузминского,
Л, Петровской, И. Петровой, С. Пишуна, и др. Их работы демонстрируют позиции авторов по совершенствованию различных направлений, методов, функций, средств осуществления и результатов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности студенческой молодежи, однако ни в одной из работ не представлено целостного представления о системе воспитания физической культуры студентов высших учебных заведений в процессе внеаудиторной спортивно массовой работы.
В нашем исследовании на основании представлений о педагогических системах как сложно-динамических комплексах можно утверждать, что неотъемлемыми составляющими их жизнедеятельности являются инновационные процессы. Последние характеризуют динамическое состояние системы, создают потенциал для ее развития. Инновационные процессы нацелены на решение актуальных проблем и противоречий путем разработки и освоения нового решения для конкретной системы.
АБРАМОВ Дмитрий Николаевич, кандидат педагогических наук, с тарший преподава тель кафедры физической подготовки Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского, Санкт-Пе гербур г