Научная статья на тему 'Принципы формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда'

Принципы формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ОХРАНА ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DIDACTIC PRINCIPLES OF TEACHING / SAFETY CULTURE / PROFESSIONAL TRAINING / LABOUR PROTECTION / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абильтарова Эльвиза Нуриевна

В статье затрагивается проблема формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда. Автор работы отмечает важность обеспечения безопасности труда в процессе выполнения трудовых обязанностей. Акцентируется внимание на необходимости формирования культуры безопасности у будущих специалистов по охране труда. Отмечено, что для определения стратегии профессиональной подготовки специалистов по охране труда, а также обоснования теоретической и методологической базы исследования актуальным является изучение и уточнение принципов формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда. Целью статьи является обоснование сущности специфических принципов формирования культуры безопасности у будущих специалистов по охране труда и установление их влияния на определение стратегии процесса профессиональной подготовки будущих специалистов по охране труда. В работе применены следующие методы научного исследования: анализ научно-педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, классификация и систематизация научных работ, практический опыт. В статье приведен теоретический анализ взглядов ученых относительно дидактических принципов обучения. Дальнейшее развитие получило понятие «принципы формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда». Определены специфические принципы формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда: принцип учета интеграционных процессов образования в высшей школе; принцип создания продуктивной среды обучения; принцип тесной взаимосвязи обучения и воспитания культуры безопасности; принцип включения в инновационную деятельность; принцип самостоятельного определения индивидуальной образовательной траектории формирования культуры безопасности профессиональной деятельности; принцип системной организации процесса формирования культуры безопасности профессиональной деятельности; принцип пропаганды здорового образа жизни. Представлена обобщенная характеристика указанных принципов. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке педагогических, психологических, технических наук. Предложенный подход будет интересен преподавателям высших учебных заведений в области охраны труда и безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абильтарова Эльвиза Нуриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF FORMATION OF SAFETY CULTURE OF PROFESSIONAL ACTIVITY AMONG FUTURE LABOR PROTECTION SPECIALISTS

The article touches upon the problem of formation of safety culture of professional activity among future labor protection specialists. The author of the paper notes the importance of ensuring labor safety in the process of performing employment duties. Attention is focused on the need to form the safety culture of future labor protection specialists. It is noted that the study and clarification of the principles for the formation of professional activity safety culture of future specialists in labor protection are important for determining the strategy of professional training of labor protection specialists, as well as for justifying the theoretical and methodological foundations of the given research. The purpose of the article is to substantiate the essence of the basic principles of formation of safety culture of future labor protection specialists and to determine their influence on the definition of the strategy for the process of professional training of future labor protection specialists. The following methods of scientific research are used in the work: analysis of scientific-pedagogical and psychological literature on the research problem, classification and systematization of scientific works, and practical experience. The article provides theoretical analysis of the views of various scholars on the didactic principles of education. The concept of «the principles for the formation of professional activity safety culture of future specialists in labor protection» has received its further development. The following principles for the formation of safety culture of future labor protection specialists have been determined and characterized: the principle of existence of integrative processes in higher education; the principle of creation of an effective sphere of instruction; principle of close connection between academic education and formation of safety culture; the principle of inclusion in innovative activity; the principle of independent determination of individual educational trajectory of formation of safety of professional activity; the principle of systemic organization of the process of formation of safety of professional activity; the principle of healthy lifestyle propaganda. The article contains general characteristics of the abovementioned principles. The work is of interdisciplinary nature, written at the intersection of pedagogical, psychological, and technical sciences. The suggested approach may be of interest to the pedagogues of higher education institutions in the field of labor protection and life safety.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 378.147:331.45

ББК У246р ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Абильтарова Эльвиза Нуриевна,

кандидат педагогических наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет; 295024, г. Симферополь, ул. Чора-Батыр, 56; e-mail: elviza2008@gmail.com.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дидактические принципы обучения; культура безопасности; подготовка специалистов; охрана труда; профессиональная деятельность.

АННОТАЦИЯ. В статье затрагивается проблема формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда. Автор работы отмечает важность обеспечения безопасности труда в процессе выполнения трудовых обязанностей. Акцентируется внимание на необходимости формирования культуры безопасности у будущих специалистов по охране труда. Отмечено, что для определения стратегии профессиональной подготовки специалистов по охране труда, а также обоснования теоретической и методологической базы исследования актуальным является изучение и уточнение принципов формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда.

Целью статьи является обоснование сущности специфических принципов формирования культуры безопасности у будущих специалистов по охране труда и установление их влияния на определение стратегии процесса профессиональной подготовки будущих специалистов по охране труда. В работе применены следующие методы научного исследования: анализ научно-педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, классификация и систематизация научных работ, практический опыт.

В статье приведен теоретический анализ взглядов ученых относительно дидактических принципов обучения. Дальнейшее развитие получило понятие «принципы формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда». Определены специфические принципы формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда: принцип учета интеграционных процессов образования в высшей школе; принцип создания продуктивной среды обучения; принцип тесной взаимосвязи обучения и воспитания культуры безопасности; принцип включения в инновационную деятельность; принцип самостоятельного определения индивидуальной образовательной траектории формирования культуры безопасности профессиональной деятельности; принцип системной организации процесса формирования культуры безопасности профессиональной деятельности; принцип пропаганды здорового образа жизни. Представлена обобщенная характеристика указанных принципов.

Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке педагогических, психологических, технических наук. Предложенный подход будет интересен преподавателям высших учебных заведений в области охраны труда и безопасности жизнедеятельности.

Abil'tarova El'viza Nuriyevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Labor Protection in Engineering and Social Sphere, Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol, Russia.

PRINCIPLES OF FORMATION OF SAFETY CULTURE OF PROFESSIONAL ACTIVITY AMONG FUTURE LABOR PROTECTION SPECIALISTS

KEYWORDS: didactic principles of teaching; safety culture; professional training; labour protection; professional activity.

ABSTRACT. The article touches upon the problem of formation of safety culture of professional activity among future labor protection specialists. The author of the paper notes the importance of ensuring labor safety in the process of performing employment duties. Attention is focused on the need to form the safety culture of future labor protection specialists. It is noted that the study and clarification of the principles for the formation of professional activity safety culture of future specialists in labor protection are important for determining the strategy of professional training of labor protection specialists, as well as for justifying the theoretical and methodological foundations of the given research.

The purpose of the article is to substantiate the essence of the basic principles of formation of safety culture of future labor protection specialists and to determine their influence on the definition of the strategy for the process of professional training of future labor protection specialists.

The following methods of scientific research are used in the work: analysis of scientific-pedagogical and psychological literature on the research problem, classification and systematization of scientific works, and practical experience. The article provides theoretical analysis of the views of various scholars on the didactic principles of educa-

tion. The concept of «the principles for the formation of professional activity safety culture of future specialists in labor protection» has received its further development. The following principles for the formation of safety culture of future labor protection specialists have been determined and characterized: the principle of existence of integrative processes in higher education; the principle of creation of an effective sphere of instruction; principle of close connection between academic education and formation of safety culture; the principle of inclusion in innovative activity; the principle of independent determination of individual educational trajectory of formation of safety of professional activity; the principle of systemic organization of the process of formation of safety of professional activity; the principle of healthy lifestyle propaganda. The article contains general characteristics of the abovementioned principles. The work is of interdisciplinary nature, written at the intersection of pedagogical, psychological, and technical sciences. The suggested approach may be of interest to the pedagogues of higher education institutions in the field of labor protection and life safety.

Введение

В современном обществе определяющим условием любой деятельности человека выступает безопасность, которая должна обеспечить сохранение его жизни, здоровья и работоспособности в процессе выполнения трудовых обязанностей. Ввиду этого подготовка специалистов в области охраны труда как менеджеров системы управления охраной труда на предприятии, в учреждениях, организациях является особенно актуальным. Обращаем внимание, что сегодня в рамках российского законодательства подготовка специалистов по охране труда должна осуществляться в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области охраны труда» № 524н от 4 августа 2014 г. [19], федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлению подготовки 20.03.01, 20.04.01 Техносферная безопасность № 246 от 21.03.2016 г., № 172 от 06.03.2015 г. [23; 24] соответственно. Следует отметить, что в период действия украинских законов на территории Крыма с 1997 г. по 2014 г. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» осуществляло подготовку инженеров-педагогов по направлению 6.010104, 8.01010401 «Профессиональное образование» профилю «Охрана труда». С сентября 2014 г. в связи с переходом в русло российского законодательства кафедра охраны труда в машиностроении и социальной сфере стала реализовывать две основные профессиональные образовательные программы по направлению подготовки: 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профилю подготовки «Машиностроение и материалообра-ботка» профилизации «Безопасность технологических процессов и производств» (уровень бакалавриата); 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) программе подготовки «Охрана труда и безопасность в техносфере» (уровень магистратуры). Параллельно с этим с 2016 г. ведется активная работа по разработке основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлению подготовки:

20.03.01 Техносферная безопасность профилю «Безопасность технологических процессов» (уровень бакалавриата); 20.04.01 Техносферная безопасность по магистерской программе «Техносферная безопасность. Охрана труда». В 2018 г. осуществлен прием абитуриентов по обозначенным направлениям подготовки. Многолетний опыт работы в данном аспекте дает основания утверждать, что методическая система профессиональной подготовки специалистов в области охраны труда должна быть направлена на развитие личности студента, развитие в нем безопасного типа мышления, формирование качеств личности, согласующимися с такими понятиями, как ответственность, самоорганизованность, самосознание, самоопределение. В контексте этого особую актуальность приобретает формирование культуры безопасности у будущих специалистов по охране труда. С целью определения стратегии профессиональной подготовки специалистов по охране труда, а также обоснования теоретической и методологической базы исследования возникла острая необходимость в рассмотрении принципов формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда.

Анализ научно-педагогической, психологической литературы указывает на заметное усиление интереса ученых к вопросу формирования культуры безопасности, культуры безопасности жизнедеятельности. В Российской Федерации активно в данном направлении работают В. А. Акимов, Э. Н. Аюбов, Т. В. Белых, В. В. Березуцкий, Ю. Л. Воробьев, В. В. Гафнер, И. А. Голубева, Л. Н. Горина, В. А. Девисилов, С. С. Дегтярев, А. А. Дронов, Р. А. Дурнев, В. А. Евтеев, Т. В. Зырянова, И. В. Иовенко, А. В. Казьмина, П. И. Кайгоро-дов, С. Э. Косынкина, В. Н. Кузнецов, В. А. Машин, А. А. Михайлов, Л. А. Моссоулина, В. В. Мошкин, И. Н. Немкова, Ю. В. Репин, В. В. Сапронов, А. В. Снегирев, Т. В. Суворова, Н. В. Твердохлебов, Н. А. Усачев, Ю. В. Фетисова, А. И. Ширшков. В Украине обозначенной проблемой занимаются С. В. Дембицкая, В. А. Демьянчук, А. И. Запорожец, В. В. Зацар-ный, М. А. Зорина, С. В. Клевцов, А. В. Ко-былянский, И. Н. Кобылянская, Н. В. Кула-

© Абильтарова Э. Н., 2018

лаева, Т. А. Петухова, А. В. Русаловский, У. С. Сагайдак, О. В. Третьяков, В. И. Чабан. В то же время одним из направлений нашего исследования был поиск научно -педагогических источников, в которых рассматривались специфические принципы формирования культуры безопасности жизнедеятельности, культуры здоровья, профессиональной культуры. Рассмотрим более подробно результаты теоретического анализа. Так, А. В. Казьмина основными принципами реализации модели процесса формирования в высшем учебном заведении профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности бакалавров в области защиты окружающей среды, экологии и природопользования, техносферной безопасности считает: принцип единства и преемственности социогуманитарной, естественнонаучной, психолого-педагогической, нормативно-правовой и специальной подготовки бакалавра; принцип функциональности, формирующий систему профессионально-прикладных компетенций в соответствии с квалификационными требованиями, функционалом специалиста; принцип про-гностичности, опережающего характера профессиональной подготовки бакалавра в контексте эволюции института социальной экологии и природоохранной деятельности в постиндустриальном обществе; принцип расширения социального партнерства университета [5, с. 200]. В своей научной работе «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов технического вуза» С. Э. Косынкина опиралась на следующие принципы профессионального образования студентов технического заведения: культу-рологичности; экологизации; здорового образа жизни; взаимосвязи профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности; региональности; личностный принцип [7, с. 53-55]. К числу теоретико-методологических принципов формирования культуры безопасности жизнедеятельности, применяемыми при проектировании образовательной системы подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности, Л. Н. Горина в рамках проведенного ею исследования относит принципы системности; дивергентности; изоморфизма; гомоморфизма [3, с. 838-840]. В тоже время И. А. Голубева вводит психологический принцип опосредованного влияния внешних воздействий на внутреннее психическое состояние субъекта учения; принцип устойчивости интереса; принцип осознанной активности субъекта учения; принцип системности [2, с. 93-95]. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у студентов в процессе професси-

ональной подготовки в туристическом вузе, по мнению Т. В. Зыряновой, возможно за счет реализации специфических принципов: развития самодеятельности личности; единства требований в сочетании с уважением к личности воспитанника [4, с. 196]. В. А. Евтеев в своем исследовании по формированию культуры безопасной жизнедеятельности у учащихся учреждений начального профессионального образования среди принципов современной дидактики выделяет принцип связи теории с практикой; принцип практической направленности; принцип профилированного обучения [1, с. 52-54].

Анализ научных работ показал разносторонность подходов и взглядов ученых относительно применения и обоснования дидактических принципов обучения в процессе формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Вместе с тем в педагогической науке недостаточно внимания уделяется проблеме формирования культуры безопасности профессиональной деятельности непосредственно у будущих специалистов по охране труда, ее методологическим концептам. С учетом вышеизложенного целью статьи является обоснование сущности специфических принципов формирования культуры безопасности у будущих специалистов по охране труда и установление их влияния на определение стратегии процесса профессиональной подготовки будущих специалистов по охране труда.

Результаты исследования

В философском словаре определено, что принцип (от лат. ргтаршт — начало, основа) — это первоначало, руководящая идея, основное правило поведения. Принцип рассматривали как выражение необходимости или закона явлений [25, с. 461]. В педагогической науке используется понятие «принцип дидактический», которое определяется как инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической позиции (теории), познанных законов и закономерностей, это знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в виде обязательных для исполнения регулятивных норм практики [18, с. 70]. Анализ научно-педагогической литературы дал возможность установить, что принципы формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда — это ведущие положения, нормы, которые определяют цели и задачи обучения и в соответствии с которыми должен осуществляться отбор содержания, методов, средств, форм профессиональной подготовки специалистов. Принципы — это фундамент, на котором должна

строиться методическая система подготовки будущих специалистов по охране труда, направленная на формирование у них высокого уровня культуры безопасности. В процессе теоретического исследовании нами выделены традиционные и специфические принципы формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда. К первой группе относятся принципы: научности; систематичности и последовательности; политехнический принцип; профессиональной направленности; гуманизации; культурологичности; ко второй — принцип учета интеграционных процессов образования в высшей школе; принцип создания продуктивной среды обучения; принцип тесной взаимосвязи обучения и воспитания культуры безопасности; принцип включения в инновационную деятельность; принцип самостоятельного определения индивидуальной образовательной траектории формирования культуры безопасности профессиональной деятельности; принцип системной организации процесса формирования культуры безопасности профессиональной деятельности; принцип пропаганды здорового образа жизни. В данной работе рассмотрим более подробно характеристику специфических принципов формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда.

Первый принцип, являющийся объектом повышенного внимания, — принцип учета интеграционных процессов образования в высшей школе. Термин «интеграция» рассматривается как восстановление. В общем смысле интеграция обозначает объединение, взаимопроникновение; объединение каких-либо элементов (частей) в целое; процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое раннее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости [26, с. 27]. Принцип интеграции предполагает единство целей, принципов и содержания организации педагогического процесса, результат функционирования которого — формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений [13]. Как считает М. А. Поваляева, ключевым компонентом интеграции является создание интегрированного курса, который рассматривается как учебная дисциплина, составленная из содержательных фрагментов разных предметов, а также дополнительного содержания, ранее не входившего в учебный процесс [17, с. 75]. В нашем исследовании принцип учета интеграционных процессов

образования в высшей школе предусматривает разработку интегрированного курса «Культура безопасности профессиональной деятельности», основанного на интеграции технических, правовых, психологических, педагогических знаний; знаний по безопасности и охране труда. Данный принцип требует уточнения содержания профессионально-ориентированных дисциплин по охране труда с позиции культуры безопасности. В то же время принцип учета интеграционных процессов образования в высшей школе предполагает необходимость внедрения в образовательный процесс профессиональной подготовки специалистов по охране труда интегрированных форм обучения, направленных на формирование целостной картины изучаемого объекта, предмета и установление межпредметных связей. Теоретический анализ научных исследований дал возможность установить, что данный принцип способствует формированию у будущих специалистов системного мышления, мировоззрения самосознания, гармонизации их личности.

Следующий принцип — принцип создания продуктивной среды обучения. Продуктивное обучение — организация условий для выполнения каждым учащимся в рамках учебного плана самостоятельного проекта и собственной образовательной программы, непосредственно связанных с его деятельностью на реальном рабочем месте; а также педагогическое и психологическое сопровождение учащегося в его самостоятельной учебе, развитии мотивации и заинтересованности в образовании [8, с. 5]. Один из активных участников Международной сети продуктивных школ (International Network of Productive Schools and Projects, INEPS) Н. Б. Крылова обращает внимание, что продуктивность — это обеспечение четкой нацеленности образования на реальный, конкретный, конечный продукт (проект и образовательный отчет), создаваемый учащимся в рамках его объединенной учебной, трудовой и социально значимой деятельности [9, с. 114]. Опираясь на основные идеи продуктивного образования, считаем, что использование принципа создания продуктивной среды обучения будет способствовать формированию культуры безопасности у будущих специалистов по охране труда. Согласно данному принципу в процессе профессиональной подготовки специалистов по охране труда студентов необходимо привлекать к разработке, созданию продуктов, связанных с профессиональной деятельностью специалиста в области охраны труда. Выполняя определенную учебную задачу, связанную с разработкой документов по охране труда для конкретного предприятия,

организации (например, пакета документов, связанных с обучением по охране труда в медицинском учреждении, обеспечением работников средствами индивидуальной защиты в цехе по производству пластиковых труб, организацией охраны труда в дошкольном заведении, анализом и расследованием несчастных случаев в образовательном учреждении), студенты приобщаются к будущей профессиональной деятельности.

Важным специфическим принципом обучения является принцип тесной взаимосвязи обучения и воспитания культуры безопасности. Известно, что воспитание — это социально и педагогически организованный процесс создания оптимальных условий для формирования человека как личности, а также влияние воспитателя на воспитанника с целью формирования у него желаемых социально-психических и физических качеств [10, с. 204]. В. А. Сухомлин-ский утверждал, что глубокое понимание ребенка — это и есть воспитание. Посредством воспитания учитель должен формировать у ребенка радость познания, любознательность, доброжелательное отношение к школе [14, с. 64, 70, 78]. В контексте воспитания культуры безопасности А. А. Михайлов выделяет следующие аспекты: формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), специальную теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности), психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности как основы безопасности человека и общества) [11]. Значительный вклад в педагогическую науку по проблеме воспитания культуры безопасности школьников внес В. В. Мошкин. В своей работе ученый рассматривает воспитание культуры безопасности как идеологически направленное, педагогически обоснованное, профессионально компетентное управление поведением и познанием людей с целью воспроизведения в их личности культуры безопасности [12, с. 4]. Исходя из теоретических позиций, считаем, что принцип тесной взаимосвязи обучения и воспитания культуры безопасности означает спланированный, направленный, системный и последовательный процесс воздействия на психику обучающегося с целью формирования и развития у него компетенций, ценностей и качеств личности, способной к без-

опасному существованию в окружающей среде и производственной деятельности. Данный принцип подразумевает подготовку такого специалиста, будущего профессионала, обладающего высокой степенью самоорганизованности, ответственности и глубоко осознающего необходимость соблюдения требований безопасности и сохранения здоровья в процессе труда. Для реализации принципа воспитания культуры безопасности должна быть четкая координация и согласованность действий преподавателей высших учебных заведений, кураторов академических групп, выпускающих кафедр по организации воспитательной работы. Эффективность воспитательной работы зависит от ее планирования, продуманности, а также от использования инновационных методов и форм воспитания на основе гуманистического подхода.

В современном обществе большую роль в успешности, гибкой мобильности играют инновации. В связи с этим считаем необходимым в процессе профессиональной подготовки специалистов по охране труда руководствоваться принципом включения в инновационную деятельность. В педагогическом словаре понятие «инновация» обозначается как синоним новшества, новации; улучшающие практику целенаправленные изменения; а также распространение новации, ее проникновение в практику, процесс освоения новшества, предполагающие его творческое осмысление и овладение методами его использования [16, с. 39]. Нововведение рассматривается как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям системы и способов обеспечения ее эффективности, стабильности и жизнеспособности [20, с. 12]. Как считает Н. Н. Павелко, инновационная деятельность преподавателя предполагает создание педагогических новшеств, их оценку, освоение, а также применение на практике [15, с. 322]. Принцип включения в инновационную деятельность предполагает наличие у участников инновационного процесса сформированного набора характеристик (знания, умения, личностные качества) по разработке, внедрению и распространению инноваций в педагогике и в области охраны труда. Данный принцип выражается в готовности и осуществлении инновационной деятельности педагогом и студентами. Для реализации принципа включения в инновационную деятельность должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия: педагогическое об-

щение, построенное на диалоге и демократическом стиле; открытые и доверительные отношения между преподавателем и студентом; создание творческой атмосферы; мотивация инновационной деятельности всех участников инновационного процесса; широкое использование интерактивных форм и методов обучения, инновационных процессов в области охраны труда.

В процессе теоретического исследования научной проблемы нами предложен принцип самостоятельного определения индивидуальной образовательной траектории формирования культуры безопасности профессиональной деятельности. В педагогическом словаре термин «индивидуальность» рассматривается как уникальность, своеобразность человека, совокупность только ему присущих особенностей [16]. В словаре педагогического обихода отмечено, что индивидуальность проявляется в специфике темперамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей и анатомических способностей [21, с. 6]. Кроме того, в различных научно-педагогических источниках встречается понятие «индивидуальная образовательная траектория». По мнению И. С. Каньковського, индивидуальная образовательная траектория студента высшего учебного заведения — это выбранное им по собственному желанию и под собственную ответственность движение к достижению, определенное стандартом образования, уровнем профессиональной компетентности, осуществляющееся при постоянной педагогической поддержке и контроле, в процессе которого происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом [6, с. 63]. Таким образом, можно сделать вывод, что успешное освоение будущей профессиональной деятельности студентом определяется возможностью выбора вектора своего развития, самообразования и самосовершенствования на основе собственного опыта. С этой целью процесс профессиональной подготовки будущих специалистов по охране труда должен обеспечивать условия формирования индивидуальности личности студента, а также раскрытие его творческого потенциала. В свою очередь это будет основой обеспечения высокого уровня мотивированной учебной и познавательной деятельности.

Важным специфическим принципом по формированию культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда является принцип системной организации процесса формирования культуры безопасности профессиональной деятельности. В педагогической

литературе система рассматривается как совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего по месту и функции. Педагогическая система, по мнению И. П. Подласого, — это упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов, каждый из которых в свою очередь представляет собой весьма сложное образование и может рассматриваться как самостоятельная система [18, с. 513]. Опираясь на вышеуказанные теоретические положения, принцип системной организации процесса формирования культуры безопасности профессиональной деятельности предусматривает разработку методической системы профессиональной подготовки специалистов по охране труда, включающей содержательный, материально-технический и технологический компоненты. Содержательный компонент требует включения в рабочие программы профессионально-ориентированных дисциплин по охране труда тем и вопросов культуры безопасности, а также с учетом принципа междисциплинар-ности и интеграции знаний разработку и внедрение вариативного курса «Культура безопасности профессиональной деятельности» объемом не менее двух кредитов. Материально-технический компонент предусматривает совершенствование материально-технической базы, создание учебной лаборатории по специальной оценке условий труда. Технологический компонент методической системы предусматривает разработку научно-методического обеспечения дисциплин (переработка учебного плана, разработка программы спецкурса, составление практикумов, методических рекомендаций по овладению спецкурсом). Данный принцип должен быть реализован за счет внедрения и широкого использования интерактивных, компьютерных технологий обучения.

Основой безопасного существования человека в современном мире является здоровый образ жизни. Считаем целесообразным в систему специфических принципов формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда включить принцип пропаганды здорового образа жизни. Здоровый образ жизни — оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения определенного уровня благополучия без ущерба для жизни и здоровья [22, с. 97]. В процессе теоретического и практического исследова-

ния установлено, что важным условием реализации принципа пропаганды здорового образа жизни является формирование у студентов ответственного отношения к своему здоровью, а также осознанной мотивации на ведение здорового образа жизни.

Формирование мотивации на здоровый образ жизни у обучающихся — это создание личностно-развивающей образовательной среды, формирующей систему ценностных ориентаций активной жизненной позиции, позитивной мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию, принятию ответственности за свою судьбу, заинтересованности в поддержке здорового образа жизни [27, с. 35]. Исходя из теоретических позиций, данный принцип предполагает использование в процессе подготовки будущих специалистов по охране труда здоро-вьесберегающих технологий, способствующих созданию у них устойчивых мотиваци-онных предпосылок сохранения и укрепления здоровья, а также формирования на уровне сознания установок о необходимости соблюдения требований безопасности в трудовой деятельности.

Заключение

На основе рассмотренных положений

можно сделать вывод, что эффективность профессиональной подготовки специалистов по охране труда зависит от соблюдения системы методологических принципов, являющихся вектором развития учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование культуры безопасности. Считаем, что обозначенные принципы способствуют формированию у будущих специалистов по охране труда базовых компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. В то же время данные принципы дают возможность развития гармоничной, творческой личности студента с высокой степенью ответственности, самосознания и самоорганизации, которые являются базовыми элементами культуры безопасности. Перспективу направления научного исследования видим в обосновании концептуальных подходов, которые будут заложены в основу построения модели формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евтеев В. А. Педагогические условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности у учащихся учреждений начального профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук. — М., 2008. — 205 с.

2. Голубева И. А. Учебно-игровая деятельность как средство формирования культуры безопасности жизнедеятельности у студентов вуза : дис. ... канд. пед. наук. — Ставрополь, 2011. — 220 с.

3. Горина Л. Н., Данилина Н. Е. Безопасный образовательный процесс: методология проектирования системы подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2009. — Т. 11. — № 4 (4). — С. 835-840.

4. Зырянова Т. В. Содержание и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов туристического вуза // Образование. Наука. Научные кадры. — 2011. — № 4. — С. 195-197.

5. Казьмина А. В., Гапоненко А. В. Формирование профессиональной культуры бакалавров в области защиты окружающей среды / / Социальная политика и социология. — 2012. — № 5. — С. 195-202.

6. Каньковський I. С. 1ндив1дуальт освггт траекгорн як необхвдтсть сучасного процесу професшно! подготовки фах1вця // Професшна освгга: проблеми 1 перспективи. — 2013. — Вип. 4. — С. 62-65.

7. Косынкина С. Э. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов технического вуза : дис. . канд. пед. наук. — Самара, 2006. — 244 с.

8. Крылова Н. Б. Организация продуктивного образования: содержание и формы, размышления и рекомендации [Электронный ресурс] : серия научно-методических изданий «Новые ценности образования». — М., 2008. — № 3. — 158 с. — Режим доступа: http://values-edu.ru/wp-content/uploads/ 20ll/04/INEPS_productive_learning.pdf (дата обращения: 24.05.2018).

9. Крылова Н. Б. Новые ценности образования: Антропологический, деятельностный и культурологический подходы [Электронный ресурс] : тезаурус. — М., 2005. — Вып. 5 (24). — С. 114-115. Режим доступа: http://www.values-edu.ru/wp-content/uploads/2011/04/thesaurus-2005-05.pdf (дата обращения: 24.05.2018).

10. Кузьмшський А. I. Педагогжа : подручник. — 3-те вид. — К. : Знання-Прес, 2008. — 447 с.

11. Михайлов А. А. Формирование компонентов культуры безопасности жизнедеятельности в социуме у студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Научный журнал КубГАУ. — 2011. — № 68 (04). — Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/29.pdf (дата обращения: 24.05.2018).

12. Мошкин В. Н., Калачев Г. А. Воспитание культуры безопасности как педагогическое явление [Электронный ресурс] // Педагогический университетский вестник Алтая. — 2006. — № 2. — С. 26-38. — Режим доступа: https://www.altspu.ru/Journal/vestnik/ARHIW/N2_2006/pdf/pvs/mvn1.pdf (дата обращения: 24.05.2018).

13. Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдинова Г. А. Инновационные принципы в подготовке педагогов профессионального обучения [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. — 2012. — Режим доступа: https: //cyberleninka.ru/ article/n/innovatsюnnye-printsipy-v-podgotovke-pedagogov-professionalnogo-obucheniya (дата обращения: 24.05.2018).

14. Основы, принципы и методы системы воспитания и обучения Сухомлинского. Педагогика доброты и человечности / сост. Г. Д. Глейзер. — М. : Амрита, ИД Шалвы Амонашвили, 2017. — 320 с.

15. Павелко Н. Н. Культурологическая парадигма теории профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы : дис. ... д-ра культурологических наук. — Краснодар, 2004. — 441 c.

16. Педагогический словарь / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с.

17. Поваляева М. А. Интеграция образования в высшей школе // Интеграция образования. — 2004. — № 1. — С. 75-77.

18. Подласый И. П. Педагогика : учебник. — М. : Высшее образование, 2007. — 540 с.

19. Профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда» [Электронный ресурс] // Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 524н. — Режим доступа: https: //ohranatruda.ru/ upload/medialibrary/5ac/ps_spetsialist-v-oblasti-okhrany-truda.pdf (дата обращения: 24.05.2018).

20. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М. : ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.

21. Словарь педагогического обихода / под ред. проф. Л. М. Лузиной. — Псков : ПГПИ, 2003. — 71 с.

22. Смирнов А. Т. Здоровый образ жизни и безопасность человека [Электронный ресурс] // Технологии гражданской защиты. — 2004. — С. 97-99. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovyy-obraz-zhizni-i-bezopasnost-cheloveka (дата обращения: 24.05.2018).

23. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность [Электронный ресурс] // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 марта 2016 г. № 246 с изменениями и дополнениями от 13 июля 2017 г. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/200301_B_15062018.pdf (дата обращения: 24.05.2018).

24. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность [Электронный ресурс] // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2015 г. № 172. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/200401.pdf (дата обращения: 24.05.2018).

25. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд. — М. : Издательство «Республика», 2001. — 719 с.

26. Цибизова Т. Ю. Интеграция науки и образования как элемент системы непрерывного профессионального образования // Интеграция образования. — 2011. — № 4. — С. 25-29.

27. Чудинова Л. Е. Формирование мотивации на здоровый образ жизни // Образование. Карьера. Общество. — 2013. — № 3 (39). — С. 35-36.

REFERENCES

1. Evteev V. A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kul'tury bezopasnoy zhiznedeyatel'nosti u uchashchikhsya uchrezhdeniy nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya : dis. ... kand. ped. nauk. — M., 2008. — 205 s.

2. Golubeva I. A. Uchebno-igrovaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti u studentov vuza : dis. ... kand. ped. nauk. — Stavropol', 2011. — 220 s.

3. Gorina L. N., Danilina N. E. Bezopasnyy obrazovatel'nyy protsess: metodologiya proektirovaniya sistemy podgotovki spetsialistov po bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. — 2009. — T. 11. — № 4 (4). — S. 835-840.

4. Zyryanova T. V. Soderzhanie i metody formirovaniya kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti studentov turisticheskogo vuza / / Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. — 2011. — № 4. — S. 195-197.

5. Kaz'mina A. V., Gaponenko A. V. Formirovanie professional'noy kul'tury bakalavrov v oblasti zashchity okruzhayushchey sredy // Sotsial'naya politika i sotsiologiya. — 2012. — № 5. — S. 195-202.

6. Kan'kovs'kiy I. S. Individual'ni osvitni traektorii yak neobkhidnist' suchasnogo protsesu profesiynoi pidgotovki fakhivtsya / / Profesiyna osvita: problemi i perspektivi. — 2013. — Vip. 4. — S. 62-65.

7. Kosynkina S. E. Formirovanie kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v professional'noy podgotovke studentov tekhnicheskogo vuza : dis. ... kand. ped. nauk. — Samara, 2006. — 244 s.

8. Krylova N. B. Organizatsiya produktivnogo obrazovaniya: soderzhanie i formy, razmyshleniya i rekomendatsii [Elektronnyy resurs] : seriya nauchno-metodicheskikh izdaniy «Novye tsennosti obrazovaniya». — M., 2008. — № 3. — 158 s. — Rezhim dostupa: http://values-edu.ru/wp-content/ uploads/2011/04/INEPS_productive_learning.pdf (data obrashcheniya: 24.05.2018).

9. Krylova N. B. Novye tsennosti obrazovaniya: Antropologicheskiy, deyatel'nostnyy i kul'turologicheskiy podkhody [Elektronnyy resurs] : tezaurus. — M., 2005. — Vyp. 5 (24). — S. 114-115. Rezhim dostupa: http://www.values-edu.ru/wp-content/uploads/2011/04/thesaurus-2005-05.pdf (data obrashcheniya: 24.05.2018).

10. Kuz'mins'kiy A. I. Pedagogika : pidruchnik. — 3-te vid. — K. : Znannya-Pres, 2008. — 447 s.

11. Mikhaylov A. A. Formirovanie komponentov kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v sotsiume u studentov pedagogicheskogo vuza [Elektronnyy resurs] // Nauchnyy zhurnal KubGAU. — 2011. — № 68 (04). — Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/29.pdf (data obrashcheniya: 24.05.2018).

12. Moshkin V. N., Kalachev G. A. Vospitanie kul'tury bezopasnosti kak pedagogicheskoe yavlenie [Elektronnyy resurs] / / Pedagogicheskiy universitetskiy vestnik Altaya. — 2006. — № 2. — S. 26-38. — Rezhim dostupa: https://www.altspu.ru/Journal/vestnik/ARHIW/N2_2006/pdf/pvs/mvn1.pdf (data obrashcheniya: 24.05.2018).

13. Mukhametzyanova F. Sh., Shaykhutdinova G. A. Innovatsionnye printsipy v podgotovke pedagogov professional'nogo obucheniya [Elektronnyy resurs] // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. — 2012. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-printsipy-v-podgotovke-pedagogov-professionalnogo-obucheniya (data obrashcheniya: 24.05.2018).

14. Osnovy, printsipy i metody sistemy vospitaniya i obucheniya Sukhomlinskogo. Pedagogika dobroty i chelovechnosti / sost. G. D. Gleyzer. — M. : Amrita, ID Shalvy Amonashvili, 2017. — 320 s.

15. Pavelko N. N. Kul'turologicheskaya paradigma teorii professional'no-pedagogicheskoy kul'tury prepodavatelya vysshey shkoly : dis. ... d-ra kul'turologicheskikh nauk. — Krasnodar, 2004. — 441 c.

16. Pedagogicheskiy slovar' / pod red. V. I. Zagvyazinskogo, A. F. Zakirovoy. — M. : Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2008. — 352 s.

17. Povalyaeva M. A. Integratsiya obrazovaniya v vysshey shkole // Integratsiya obrazovaniya. — 2004. — № 1. — S. 75-77. _ _ _

18. Podlasyy I. P. Pedagogika : uchebnik. — M. : Vysshee obrazovanie, 2007. — 540 s.

19. Professional'nyy standart «Spetsialist v oblasti okhrany truda» [Elektronnyy resurs] // Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 4 avgusta 2014 g. № 524П. — Rezhim dostupa: https://ohranatruda.ru/upload/medialibrary/5ac/ps_spetsialist-v-oblasti-okhrany-truda.pdf (data obrashcheniya: 24.05.2018).

20. Slastenin V. A., Podymova L. S. Pedagogika: innovatsionnaya deyatel'nost'. — M. : IChP «Izdatel'stvo Magistr», 1997. — 224 s.

21. Slovar' pedagogicheskogo obikhoda / pod red. prof. L. M. Luzinoy. — Pskov : PGPI, 2003. — 71 s.

22. Smirnov A. T. Zdorovyy obraz zhizni i bezopasnost' cheloveka [Elektronnyy resurs] // Tekhnologii grazhdanskoy zashchity. — 2004. — S. 97-99. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovyy-obraz-zhizni-i-bezopasnost-cheloveka (data obrashcheniya: 24.05.2018).

23. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 20.03.01 Tekhnosfernaya bezopasnost' [Elektronnyy resurs] // Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 21 marta 2016 g. № 246 s izmeneniyami i dopolneniyami ot 13 iyulya 2017 g. — Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/200301_B_15062018.pdf (data obrashcheniya: 24.05.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 20.04.01 Tekhnosfernaya bezopasnost' [Elektronnyy resurs] // Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 6 marta 2015 g. № 172. — Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/200401.pdf (data obrashcheniya: 24.05.2018).

25. Filosofskiy slovar' / pod red. I. T. Frolova. — 7-e izd. — M. : Izdatel'stvo «Respublika», 2001. — 719 s.

26. Tsibizova T. Yu. Integratsiya nauki i obrazovaniya kak element sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya // Integratsiya obrazovaniya. — 2011. — № 4. — S. 25-29.

27. Chudinova L. E. Formirovanie motivatsii na zdorovyy obraz zhizni / / Obrazovanie. Kar'era. Obshchestvo. — 2013. — № 3 (39). — S. 35-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.