Структура компонентов эстетического развития дошкольников
Белых С.Л.,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования МГПУ,
Москва, Россия
Якупова Э.Х.,
психолог
ГБОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 2370»,
Москва, Россия
Эстетическое развитие ребенка - сложный и многоаспектный процесс, при этом основную проблему педагогического сопровождения этого процесса представляет неполное или искаженное понимание сути этого процесса педагогами. Одна из наиболее распространенных ошибок понимания эстетического развития заключается в его очень узкой трактовке - как процесса развития способности воспринимать и понимать красоту, причем эта ошибка подкреплялась дефинициями во многих официальных источниках (напр. «Большой психологической словарь» под ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко[10]). (Очень важным моментом в построении дальнейших исследований заинтересованных ученых мы считаем прогрессивную и грамотную формулировку образовательной области «художественно-эстетическое развитие» в ФГОС дошкольного образования.) Поэтому необходимы исследования, которые на основе теоретического моделирования и эмпирических измерений позволят выявить содержательный состав эстетического развития, в нашем случае - в дошкольном возрасте. Представляется, что наиболее продуктивно будет представить модель структуры эстетического развития дошкольников через максимально полный список критериев оценивания и эмпирическое измерение изучаемого явления на основе этого списка.
Серьезные исследователи предлагают собственные модели критериев оценивания эстетического развития, причем в большинстве случаев это происходит в контексте художественного творчества и художественной одаренности. И.А.Лыковав своей авторской программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) обосновывает ключевую роль способности к созданию художественного образа[7]. А.А. Адаскина обосновала важность эмоциональности и образности в процессе восприятия действительности, подчеркивая ассоциативный характер самого механизма этого восприятия[ 1] .Кроме индивидуальных и социально обусловленных ассоциаций, влияющих на характер художественного восприятия, в научной литературе выявляются биологические основы эстетических склонностей человека[3; 6; 14], которые также невозможно игнорировать.
А.А. Мелик-Пашаев выделяет в качестве «предмета» оценивания эстетического развития духовно-нравственный аспект личности - то, с чем она подходит к эстетическому восприятию действительности, на чём строит отношения с ней[7, с.6]. Показателем наличия у ребёнка эстетического отношения к действительности у А.А. Мелик-Пашаева является эмоционально-оценочная характеристика предмета или явления, ещё не помещённого в контекст художественной задачи. У О.Л. Ивановой также характеризуется эстетическое отношение к действительности - как способность видеть в окружающей действительности «выразительное», рассматривать мир с использованием эстетических и этических категорий, вербально выражать отношение к людям, их
поступкам, вещам и явлениям. О.Л. Иванова предлагает следующие критерии оценки уровня развития эстетического отношения к действительности^, с.57]:
1) интерес к эстетически выразительным объектам действительности, вычленение их с помощью эстетических категорий, своеобразие восприятия произведений искусства;
2) проявление эмпатии, чувства сопереживания и сопричастности;
3) понимание и оценивание действительности с позиций «хорошо-плохо», «добро-зло»;
4) ценностное отношение к продуктам творческой деятельности сверстников;
5) уровень развития цветовосприятия;
6) способ построения образов восприятия.
Для Т.А. Барышевой это же качество представляет собой эстетическую эмпатию, включающую в себя все виды и аспекты этой способности: эмоциональное погружение в реальный, воображаемый мир и мир искусства, диалог с этими мирами, трансцендентное переживание[2, с.28]. В.Г. Ражников определяет данное качество как способность опознавать и переживать эстетические и художественные эмоции, вызываемые предметом или явлением[12].
К качественным критериям художественно-одарённой личности А.А. Мелик-Пашаев относит следующие признаки: повышенная эмоциональность; отсутствие безоценочных определений, описание внешних особенностей в «снятом» образном виде, внутренняя непротиворечивость; тяготение к созданию целостного образа-характера вокруг единого эмоционального стержня, законченность, независимость стратегии описания от конкретной вещи, богатство образов-ассоциаций[8].
Оценивание эстетического развития и художественной одаренности - крайне сложный процесс, в котором практически нет места традиционно понимаемой «креативности» и вообще любой стандартизированной методике. педагоги считают более объективным показателем эстетического развития экспертную оценку, соответствие одному из условно обозначенных уровней.
А.А. Никитин приводит в качестве основного общепринятого критерия оценки художественной одаренности способность к трансформации «сырой» действительности в художественный образ в конкретном материале [11].
А.А. Мелик-Пашаев, подчеркивая специфику индивидуальной художественной одаренности (в отличие от родовой или возрастной), акцентирует внимание на мотивационной составляющей, считая, что главное ее отличие «...в той ценностной значимости, которую приобретает для него художественное творчество, в котором он интуитивно предугадывает, а потом и осознает свое жизненное предназначение[9, с.57].
Исследований по оценке общего эстетического развития, вне контекста художественной одаренности, работ практически нет, а отдельные авторы, предлагая какие-то методики, высказывают сомнения в их валидности, как например, Е.М. Торшилова[13].
Поэтому мы решили максимально использовать эмпирически выявленную информацию в качестве основы содержательного анализа структуры эстетического развития.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Государственное образовательное учреждение города Москвы детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей №2370. В нашем исследовании были задействованы все воспитатели детского сада, методист, психолог, заведующая, учитель-логопед, дети всех возрастных групп - всего 252 ребенка.
На первом этапе исследования мы попросили написать всех воспитателей и педагогов, включая заведующую мини-эссе на тему: "Как проявляется эстетическое развитие ребенка на занятиях, в игровой деятельности, в общении?», уточняя в инструкции, что отвечать желательно не по книжке, не по инструкции, а так, как они считают. Уточняющие вопросы: «Какие проявления характерны для раннего детства? Для дошкольника средней
группы? Старшей? Подготовительной?» Нашей целью было выявление с помощью мнения педагогов критериев эстетического развития, проанализировать их, выделить те критерии, которые они осознанно или неосознанно заложили в свои ответы. Многие критерии повторялись у всех (например, использование знаний и умений в игре) или у многих воспитателей, а какие-то характеристики и качества есть только у отдельных педагогов.
Пример из эссе старшего воспитателя: «Дети старшего дошкольного возраста много и увлеченно рисуют, используя разные цвета, очень любят наблюдать за объектами природы, замечают красоту окружающего мира. Любят рассматривать картины, иллюстрации к книгам, общаться по поводу увиденного».
Были выделены критерии, которые наиболее характерны для определенного возраста (на основе нормативных документов и образовательных программ, а также указаний педагогов в их эссе):
1. Способность видеть красоту, воспринимать ее, чувствовать, ценить как в окружающем мире, так и в произведениях искусства, адекватное применение критериев красивого - встречается у 6 педагогов (ранний возраст)
2. Умение работать с материалами и техниками (ИЗО) и инструментами, знание основных техник изобразительного творчества, умение их выполнять - встречается у 6 педагогов (младшая группа).
3. Усвоенность, осознанность этических норм поведения, опрятность, стремление к порядку (младшая группа).
4. Звуковысотный слух, хорошие способности к подражанию (пение, танец), и играть на музыкальных инструментах (младшая группа).
5. Способность передать свои впечатления в ИЗО-деятельности, потребность выразить свои эмоциональные впечатления - встречается у 2 педагогов (средняя группа)
6. Знание азов народного творчества, понимание того, как отражается жизнь простого человека в его творчестве, в обрядах и праздниках, знание народных музыкальных инструментов, умение их использовать - встречается у 4 педагогов (средняя группа).
7. Способность использовать свои знания и умения для эстетического оформления окружающей среды, помещения и костюмов для мероприятий в ДОУ - встречается у 2 педагогов (средняя группа).
8. Способность различать музыкальные произведения по характеру эмоционального воздействия (игривая, серьезная и т.д) (средняя группа)
9. Стремление к творчеству, интерес к процессу худ. Творчества, удовольствие от творчества, потребность в самостоятельном творчестве - встречается у 5 педагогов (старшая группа).
10. Интерес к произведениям искусства, способность обсуждать воспринимаемые произведения искусства, знания о разных направлениях в искусстве, о разных жанрах, о художниках, познавательный интерес к процессу создания художником произведения искусства, потребность в создании собственных произведений, в результате, понимание предназначения произведений искусства как источников эстетического удовольствия -встречается у 4 педагогов (старшая группа).
11. Развитые этические чувства - доброта, сочувствие, восприятие, способность понимать другого человека, эмпатия - сопереживание другим - встречается у 3 педагогов (старшая группа).
12. Умение петь, танцевать, рисовать, произносить стишки - встречается у 2-х педагогов (старшая группа).
13. Потребность в оценке своего творчества, потребность к эстетическим оценкам и суждениям - встречается у 3 педагогов (подготовительная группа).
14. Придумывание (воображение) игр, сюжетов, картинок на основе полученных впечатлений, проявление воображения и творчества в игровой деятельности - встречается у 2 педагогов (подготовительная группа)
15. Охотное включение фантазии и воображения, проявление в деятельности, не связанной с художественным творчеством - встречается у 2 человек (подготовительная группа).
16. Эстетическое отношение к миру, способность к эстетической оценке окружающего мира (оценка красоты) и ближайшей окружающей среды, проявление эстетических эмоций, чувств, эстетические суждения о творчестве других детей -встречается у 4 педагогов.
17. Владение терминами, отражающими эстетическое восприятие и впечатление, эрудированность в художественной сфере - встречается у 3 педагогов.
18. Эмоциональное сопереживание в процессе восприятия окружающей действительности и произведений искусства - встречается 2 раза.
19. Высокий уровень речевого развития, наличие большого количества слов в активном словаре, отражающих эмоциональное состояние и художественный образ -встречается у двух педагогов - встречается 2 раза.
Следующим этапом эмпирического исследования была прямая оценка (прямое шкалирование) воспитателями уровня эстетического развития каждого ребенка из своей группы (без списка критериев - оценивался лишь уровень, субъективно переживаемый воспитателем относительно каждого ребенка), как выявление уровня сформированности эстетического развития детей по наблюдениям каждого воспитателя во всех возрастных группах.
Для дальнейшей идентификации полученных формулировок использовались критерии и признаки, выявленные такими учеными, как Р. Арнхейм, А.А. Адаскина, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина, Б.М. Неменский, А.А. Никитин, З.Н. Новлянская, Ю.А. Полуянов, Е.М. Торшилова, Б.П. Юсов и др., а также материалы, предлагаемые в качестве официальных требований к мониторингу эстетического развития дошкольника. Экспликация признака: каждый признак переформулировался на научный язык, в нем выделялись собственно содержательные аспекты категории «эстетического», которыми имплицитно пользовались воспитатели для оценки развития ребенка в этом направлении. Содержание категории «эстетическое» взято из нормативных (учебники) работ Ю.Б. Борева, В.В. Бычкова, О.А. Кривцуна, Д.А. Леонтьева и др. Пример: а) формулировка воспитателем своего понимания критерия эстетического развития (с учетом возрастного развития): «дети чувствуют и узнают характер музыки (грустная, весёлая, быстрая, медленная)»; б) научная формулировка этого признака: «дифференцированный эмоциональный отклик на разные произведения»; в) аспект содержания категории «эстетического», лежащий в основе признака воспитателя: «эстетическое восприятие произведений искусства, актуальность эмоциональных переживаний, заложенных в музыке».
Анализ категорий «эстетическое» и «эстетическое развитие», основанный на работах упомянутых выше авторов и на эссе воспитателей детского сада позволил нам сформулировать шесть групп признаков/критериев эстетического развития ребенка. Частотный анализ использования выделенных категорий воспитателями ДОУ показал следующий рейтинг 1) Технические умения и навыки, необходимые для художественного творчества; 2) Качества, связанные с компетентностью в сфере искусства и художественного творчества (когнитивный компонент эстетического развития). 3) Параметры общего развития (общие способности, актуальные для любого вида деятельности - интеллектуальные, речевые, двигательные, коммуникативные, исследовательские и т.д.) - качества, которые необходимы для художественного творчества, формируются благодаря занятиям художественным творчеством и которые лежат в основе эстетического развития; 4) Общая способность к художественному
творчеству, к созданию художественного образа в соответствии с замыслом; 5) Потребность ребенка в художественном творчестве (мотивационный компонент художественного творчества); 6) Эстетическое отношение к миру, эстетическое восприятие, эмоциональная реакция на мир.
Сформированный в итоге список, категоризированный нами по 6 основаниям, содержал 120критериев, по которым воспитатели на втором этапе оценили эстетическое развитие детей в каждой группе. Воспитатели могли не оценивать те параметры, которые, по их мнению, нехарактерны для данного возраста.
Полученные результаты были подвергнуты факторному и корреляционному анализу, в результате которого была получена структура компонентов эстетического развития для каждой группы детского сада и для общей выборки. Общий результат во всех выборках: в центре структуры компонентов эстетического развития дошкольников, оцениваемых педагогами детского сада, находятся преимущественно различные технические навыки и умения, а также знания об искусстве и художниках.
Литература
1. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии. - М., 1999. - №6.
2. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб., 2002. - 205 с.
3. Белых С.Л. Когнитивный анализ категорий «эстетическое» и «эстетическое развитие ребенка» // Шестая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Калининград, 23-27 июня 2014г. - Калининград, 2014. - С.154-155.
4. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М. : Гардарики, 2012. - 556 с.
5. Иванова О.Л. Рисунки, которые нас рисуют. Педагогическая диагностика художественного развития ребёнка / О.Л. Иванова. - СПб, Речь, 2009 - 96 с.
6. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / Под ред. Ренчела И., Херцбергера Б., Эпстайна Д. - М., 1995. - 336с.
7. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с.
8. Мелик-Пашаев, А.А. Некоторые проблемы детской художественной одарённости // Одарённый ребёнок. 2003. - № 5.
9. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672с.
10. Никитин, А.А. Выявление и прогнозирование детской художественнойодарённости /А.А.Никитин // Современная социальная психология:теоретические подходы и прикладные исследования. - 2010. - № 2. -С. 103121.
11. Ражников, В.Г. Структура художественного сознания с точки зрения музыкальной педагогики // Искусство и образование. -1999.- №1. с. 48-58.
12. Торшилова Е.М., Морозова Т.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 141с.
13. Эйбл-Эйбесфельд И. Биологические основы эстетики // Этология человека на пороге 21 века: новые данные и старые проблемы. / Отв. ред. М.Л. Бутовская. - М., 1999. -488 с.