Научная статья на тему 'Структура и содержание модели нравственного воспитания студентов вуза, обучающихся по специальности «Дизайн»'

Структура и содержание модели нравственного воспитания студентов вуза, обучающихся по специальности «Дизайн» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОДЕЛЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / ФУНКЦИИ И ЭТАПЫ В РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА / ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ДИЗАЙН" / MORAL EDUCATION / THE MODEL OF MORAL EDUCATION / FUNCTIONS AND THE STAGES IN THE REALIZATION OF THE MORAL EDUCATION MODEL OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTE / WITCH ARE LEARN ON THE DESIGN SPECIALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грачева Т. К.

В статье раскрываются структура и содержание модели нравственного воспитания студентов вуза, обучающихся по специальности «Дизайн», исходя из особенностей их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND THE CONTENT OF THE MORAL EDUCATION MODEL OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTE, WITCH ARE LEARN ON THE DESIGN SPECIALITY

In the article the structure and the content of the moral education model of students of higher education institute, witch are learn on the Design specialty, are revealed on the assumption of their vocational training peculiarities.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание модели нравственного воспитания студентов вуза, обучающихся по специальности «Дизайн»»

УДК 378

Т.К. Грачева, доц. ЮУПИ, г. Челябинск, E-mail: tatk.09@ mail.ru

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИЗАЙН»

В статье раскрываются структура и содержание модели нравственного воспитания студентов вуза, обучающихся по специальности «Дизайн», исходя из особенностей их профессиональной подготовки.

Ключевые слова: нравственное воспитание; модель нравственного воспитания; функции и этапы в реализации модели нравственного воспитания студентов вуза, обучающихся по специальности «Дизайн».

Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в современном обществе проявляется в изменении традиционных нравственных норм и правил морали, в нарастании стрессовых обстоятельств, в снижении устойчивости нравственных убеждений и отношений, ценности формальных институтов культурного наследования, в отчуждении целей и содержания образования от реальных потребностей личности. Это вступает в противоречие с природой развития духовности и нравственности, предполагающей включение личности молодого человека в определенный жизненный и человеческий контекст [1; 2].

В этой связи необходима целенаправленная организация нравственного воспитания студентов, поскольку нравственная культура личности, выступает обязательным компонентом профессиональной культуры специалиста, что особенно касается студентов гуманитарного вуза.

Проблема опоры нравственного воспитания на ценности является актуальной в настоящее время, что отражено в нормативных документах (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования

РФ», «Программа развития воспитания», проект «Концепции содержания непрерывного образования» и др.), где подчёркивается актуальность проблемы нравственного воспитания студентов. Так, одной из основных задач воспитания в «Национальной доктрине образования» называется воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающего права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью. В «Программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 -2010 годы» сформулированы общие цели непрерывного образования студентов, при этом одной из основных целей названо воспитание нравственного человека.

В отечественном и зарубежном научном знании накоплен значительный опыт, создающий предпосылки для исследования нравственного воспитания студентов гуманитарного вуза в процессе профессиональной подготовки. Так, проблема нравственных ценностей рассматривается в трудах Аристотеля, Н.А. Бердяева, Д. Дидро, Дж. Дьюи, О.Г. Дроб-ницкого, И. Канта, М.С. Кагана, В. Момова, Платона, В.П. Тугаринова, В. Франкла и др.

Взаимосвязь нравственного воспитания с формированием ценностных ориентаций раскрыта в научных работах В.И. Андреева, И.Ф. Исаева, А.В. Кирьяковой, С.И. Маслова, Е.Н. Шиянова и др.

Выявлению сущности духовного и нравственного воспитания как взаимосвязанных направлений посвящены работы Ш.А. Амонашвили, О.С. Богдановой, Т.И. Власовой,

В.В. Игнатовой, Б.Т. Лихачева, В.А. Сухомлинского,

К. Д. Ушинского, Н.Е. Щурковой и др.

Определение духовности, духовной, нравственной и духовно-нравственной культуры, духовно-нравственного и духовно-творческого становления личности в качестве результатов воспитания учащейся молодежи дается в трудах Е.Н. Богданова, В.Л. Бенина, Н.А. Коваль, А.З. Рахимова, М.Н. Романенко, Ю.В. Самойловой и др.

Диагностику нравственного воспитания разрабатывали и разрабатывают Л.М. Фридман, П.А. Шевандрин, Н.Е Щур-кова, Н.П. Шитякова и др.

Таким образом, исследованию подвергались основные понятия нравственного воспитания студентов. В то же время анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных работ говорит о необходимости комплексного применения научных подходов, с позиций которых изучалось данное явление, выявления общетеоретических основ нравственного воспитания студентов (научных положений, подходов, закономерностей, принципов, понятий), которые раскрывают его сущность и обеспечивают решение соответствующих задач в рамках различных направлений профессиональной подготовки.

Нравственность определяется философами, как свойство реальных общественных отношений, которые получают отражение в сознании в виде оценочных шаблонов и правил поведения [3]. Подобного мнения придерживаются В.А. Блюмкин, Г.Н. Гумницкий, Т.В. Цырпина [4]. Они определяют целью нравственного воспитания нравственное поведение личности, на основе «сочетания общественных и личных интересов», что способствует «преодолению противоречий во всех сферах общественной жизни»

Нравственное воспитание как частью целостного процесса развития личности, протекающего под влиянием трех основных факторов: наследственности, среды и воспитания. То обстоятельство, что мера воздействия этих факторов на процесс развития и становления личности постоянно является предметом дискуссий, позволяет осознать проблемность соотнесения общественного (внешнего) и индивидуального (внутреннего) при определении понятия «нравственное воспитание личности». Ценным является утверждение С.Л. Рубинштейна о том, что нравственное воспитание индивида осуществляется в повседневном нравственном опыте. Во внутренней нравственной работе заключается источник, порождающий внутренние предпосылки, которые «опосредуют отношения человека к моральным идеям, требованиям общества, те внутренние условия, от которых зависит, как решает человек моральные задачи, выдвигаемые перед ним жизнью. - «нравственность»

- интегральная личностная характеристика отражающая внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

В указанных целях нами была разработана модель нравственного воспитания студентов, обучающихся по специальности «Дизайн», в процессе их профессиональной подготовки.

Именно вузовский этап становления специалиста закладывает основы для нравственного развитие будущего специалиста, что предполагает совершенствование того, что было заложено на этапе нравственного становления в подростковом и юношеском возрасте.

Нравственное развитие в студенческом возрасте предполагает преобразование ранее сформированных нравственных качеств и установок личности, которые позволят будущим специалистам решать активные личностные проблемы перехода к выполнению профессиональной, активной, самостоятельной и ответственной социальной роли на основе сложившихся нравственных преобразований.

В возрастной периодизации человека студенческий возраст (17 - 25 лет) определяется как поздняя юность иди ранняя зрелость. Помимо интенсивного физиологического созревания организма в этот период происходят: культурное открытие своего «Я», оформление личности и мировоззрения

(Л.С. Выготский); развитие социогенных потенций

(Б.Г. Ананьев); проявление своей индивидуальности (Г.С. Абрамова); гражданское и социальное становление личности (В.В. Павловский); интенсивное развитие самопонимания (Б.В. Кайгородов); стремление к постижению ментальноконцептуальных целей своего развития (В.А. Поляков); становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я» (Л.Д. Столяренко); активное формирование индивидуального стиля деятельности (С.Д. Смирнов); профессиональное становление (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов). Это этап сознательного и целенаправленного саморазвития, определения и реализации индивидуального способа жизни, названный В.И. Слободчиковым ступенью индивидуализации.

Период обучения студента в вузе совпадает с интенсивным развитием его личностных качеств, таких как активность, целеустремленность, решительность, настойчивость, инициатива, самосознание, самоанализ, самопонимание, самооценка, самостоятельность, критичность и самокритичность, способность к самоорганизации и самореализации [5]. Студент как личность находится на таком уровне развития, на котором осуществляются значимые жизненные решения и выборы, социальная активность, усиление сознательных мотивов поведения, повышается интерес к моральным проблемам (целям, образу жизни, долгу и другим). Это время качественных перемен в жизни студента, определяющих параметры его активности как субъекта собственного развития и профессионального становления; он определяет направленность своей жизнедеятельности, стремится стать эрудированным, культурным человеком, хорошим специалистом, обладающим необходимыми профессиональными качествами.

Модель нравственного воспитания студентов, как система является целостностью трех компонентов: целеполагающего, содержательно-деятельностного и коррекционно-результативного, в составе которых отражены как основные, так и вспомогательные процессы (рис.1).

Целеполагающий компонент модели нравственного воспитания студентов включает субъектов процесса воспитания и их структуру, цель и задачи модели.

Целью реализации данной процессуальной модели является повышение нравственной воспитанности студента в процессе профессиональной подготовки в гуманитарном вузе.

Процесс целеполагания предполагает в своей реализации следующий алгоритм: показ личной и социальной значимости нравственных ценностей; педагогическое стимулирование интереса к выявлению уровня нравственности; исследование мотивов повышения уровня нравственности и его соотнесение с ожидаемым; формулирование цели и задач по повышению уровня нравственности у студентов; педагогическое обоснование вовлечения воспитанника в разные виды творческой деятельности на основе нравственных позиций [6]. Поскольку в методологическом основании модели лежат аксиологический и андрагогический подходы, то педагог и студенты являются равноправными субъектами процесса воспитания нравственности и сам процесс осуществляется в их взаимодействии. То есть процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, осуществляются организационное и целенаправленное воздействие преподавателя на студентов, с другой - организованная деятельность самих студентов [7].

Данный компонент выполняет ориентирующую функцию, то есть способствует формированию у студентов определенного отношения к уровню своей нравственности, соотнесению данного уровня с ожиданиями окружающих, выработке иерархии материальных и духовных ценностей, помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире. Реализация данного компонента содействует повышению степени выраженности критериев аксиологического компонента нравственности, поскольку предполагает эмоциональночувственное воздействие.

...,і і

Рис. 1. Модель нравственного воспитания студентов вуза, обучающихся по специальности «Дизайн» в процессе их профессиональной подготовки

Содержательно-деятельностный компонент включает в себя следующее: передача студентам нравственных знаний и социальных норм, лежащих в основе нравственных отношений людей; формирование нравственно ориентированной мотивации студентов; формирование опыта нравственного поведения студентов в социуме.

Основная функция содержательно-деятельностного компонента - обеспечение студентов знаниями о тех нравственных ценностях, которые являются наиболее актуальными.

Для достижения поставленной цели нами был разработан интегративный специализированный курс «Основы нравственности современного человека», в рамках которого на основе приобретенных ранее знаний по дисциплинам «Психология», «Философия», «Культурология», осуществлялось целостное формирование представлений студентов о роли нравственного воспитания в жизнедеятельности современного человека.

Анализ теоретических предпосылок и сложившегося опыта воспитания нравственности у студентов показал, что в большинстве исследований авторы предлагают осуществлять воспитание в творческой деятельности, в том числе и посредством дополнительного образования. Во всех исследованиях, посвящённых воспитанию нравственности как регулятору поведения личности, центральным моментом является свободный выбор (Н.М. Борытко, А.В. Кирьякова О.В. Крючкова и т.д.).

В вузе инициатором индивидуализированного воспитания является преподаватель и куратор, а в учреждении дополнительного образования - сам студент. Формами организации дополнительного образования студентов в вузе выступают: научные и художественные кружки, спортивные секции, творческие объединения и др.

Коррекционно-результативный компонент выявляет степень нравственной воспитанности студента и определяет способы ее коррекции.

Поэтому направлениями реализации содержания этого компонента являются: повторная диагностика и определение уровня воспитанности; анализ творческих работ студентов с точки зрения их нравственной характеристики; выбор методов

корректировки воспитания нравственности активизация рефлексивно-аналитических умений студентов.

Результатом проведения итоговой диагностики нравственной воспитанности ожидаемым является повышение уровня нравственности до «нравственной устойчивости», особенность которой в том, что она развивается именно в студенческом возрасте.

Разработанная нами модель выполняет следующие специфические функции:

- информационную (ее реализация дает возможность расширить круг тех знаний студентов, которые не нашли отражения в учебных программах);

- воспитывающую (способствует воспитанию у студентов нравственного отношения к окружающим людям);

- формирующую (заключается в формировании у студентов навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения).

Так же определенная ведущая функция соответствует каждому компоненту модели. Так компоненту целеполагания соответствует ориентирующая функция, содержательно-деятельностному - просветительская и воспитывающая, результативно-коррекционному - аналитическая функция.

Модель воспитания нравственности, как система, проходит в своем развитии этапы зарождения, становления, стабильного функционирования и дисгармонии.

Нами определена этапность как характеристика процесса реализации модели, отражающая особенности профессиональной подготовки в вузе студентов специальности «Дизайн». На ценностно-адаптационном этапе осуществляется выявление актуальности реализации подобной модели

Библиографический список

в студенческой среде, проектирование программы спецкурса «Основы нравственности современного человека», выбор и адаптация форм и методов нравственного воспитания посредством вовлечения в творческую деятельность. Педагогом уточняются программы дисциплин гуманитарного, социальноэкономического цикла и направления творческой деятельности, отрабатывается методика оценки уровня нравственной воспитанности студентов. Студентом эмоционально постигаются на уровне принятия или неприятия определенные нравственные ценности.

На познавательно-творческом этапе разработанная модель стабильно функционирует и корректируется. Педагогом осуществляется реализация программы специализированного курса «Основы нравственности современного человека», предусматривается необходимость корректировки содержания и форм спецкурса, направления творческой деятельности, ожидается повышение уровня нравственной воспитанности студентов.

Студентом осваиваются нравственные знания, созидается продукт творческой деятельности, происходит осознание личной и общественной значимости нравственности, познаётся реальная ценность нравственности.

Студент осознает включение или не включение нравственности в систему ценностных ориентаций на уровне эмоциональных реакций, личностной значимости, поведения

Перспективы в продолжении настоящего исследования заключаются в выявлении комплекса условий реализации рассматриваемой модели, которые могли бы отразить как сущностные характеристики параметра «нравственность», так и особенности профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Дизайн».

1. Мухутдинов, Р.Ф. Дифференцированная профессиональная подготовка дизайнера в художественном ССУЗе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 1999.

2. Нравственность в современном мире / сост.: О.В. Крючкова, О. А. Хаткевич. - Минск: Красико-Принт, 2003.

3. Гусейнов, А.А. Сослагательное наклонение морали // Вопросы философии. - 2001. - № 5.

4. Блюмкин, В.А. Нравственное воспитание: Философско-этические основы / В.А. Блюмкин, Г.Н. Гумницкий, Т.В. Цырлина. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1999.

5. Кинитаева, Д.Н. Духовно-нравственное формирование студентов в технических вузах Казахстана: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005.

6. Моделирование воспитательного процесса // Воспитательная деятельность: методология, содержание, технологии: моногафия /

Н.М. Борытко., Т.В. Воронцова, П.П. Герасев и др.; под ред. В.А. Пятина. - Астрахань, 2001.

7. Кирьякова, А.В. Взаимосвязь аксиологии и инноватики в университетском образовании // Высшее образование в России. - 2007. - № 12.

Статья поступила в редакцию 3.12.09

УДК 371.3:130.1

С.Д. Бортников, д-р культурологии, проф. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected] Т.В. Пойдина, канд. искусств., доц. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ

Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества образования на основе культурологического подхода и отражает поиски авторов в апробации современных форм и методов обучения. В статье обоснована роль культуросоставляющей основы дизайн-образования, показано значение культурологического знания в формировании профессиональных компетенций студентов - дизайнеров.

Ключевые слова: дизайн-образование, культурологический подход, межпредметные связи, интегрированные формы обучения.

Культурологический подход в образовании выступает средством и принципом приобщения личности к культурноисторическим, нравственным и эстетическим ценностям, что определяет его значение в профессиональной подготовке дизайнера. Дизайн-деятельность соприкасается с различными аспектами теории и истории культуры [1: 2]. Во-первых, дизайн своей содержательной частью вписан в культуру, при этом является выразителем определенного миропонимания, с особенностями которого он связан. Дизайнер создает и формирует предметный мир, поэтому от него во многом зависит, каким будет этот мир, результат его деятельности во многом определяет социокультурное бытие человека. Во-вторых, ди-

зайн-продукт содержит информацию о типе, модели, характере культуры: исторической, этнической, локальной.

В дизайнерской подготовке особую роль играет формирование личности проектанта, воспитание способностей генерировать творческие идеи. Поэтому историко-культурное наполнение содержания дизайн-обучения, на наш взгляд, способствует формированию духовно-эстетического начала, углублению аналитических и творческих способностей студентов, приобщению их к исследовательской работе, совершенствованию навыков проектной культуры. Культурологический подход как методологическая основа подготовки специалиста позволяет рассмотреть проблему формирования профессиональных компетенций, что напрямую связано с освоением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.