Научная статья на тему 'Исследование нравственных качеств молодежи'

Исследование нравственных качеств молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8654
1135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / СТУДЕНТЫ ВУЗА / КУРСАНТЫ / НРАВСТВЕННАЯ САМООЦЕНКА / ТЕРПИМОСТЬ / СОВЕСТЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Доронина Н. Н., Король А. И.

В данной статье представлен анализ проблемы нравственности современной молодежи. Проанализирована сущность понятия нравственности, представлена классификация нравственных качеств. Исследование проводилось на базе Белгородского государственного научного исследовательского университета и Белгородского юридического института МВД России. Студенческий возраст является особенно важным периодом в развитии нравственных качеств, тем более, что уровень нравственности молодежи сегодня заметно понижается. Исследование представляет собой сравнительный анализ выраженности нравственных качеств у студентов и курсантов. В статье описаны результаты исследования нравственной самооценки, терпимости, совестливости, смысложизненных ориентаций. Результаты свидетельствуют о значимых различиях в выраженности нравственных качеств студентов и курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование нравственных качеств молодежи»

УДК 37.015.3

ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МОЛОДЕЖИ

В данной статье представлен анализ проблемы нравственности современной молодежи. Проанализирована сущность понятия нравственности, представлена классификация нравственных качеств. Исследование проводилось на базе Белгородского государственного научного исследовательского университета и Белгородского юридического института МВД России. Студенческий возраст является особенно важным периодом в развитии нравственных качеств, тем более, что уровень нравственности молодежи сегодня заметно понижается. Исследование представляет собой сравнительный анализ выраженности нравственных качеств у студентов и курсантов. В статье описаны результаты исследования нравственной самооценки, терпимости, совестливости, смысложизненных ориентаций. Результаты свидетельствуют о значимых различиях в выраженности нравственных качеств студентов и курсантов.

Ключевые слова: нравственность, нравственные качества, студенты вуза, курсанты, нравственная самооценка, терпимость, совестливость

Введение

Проблема исследования профессионально значимых качеств личности является важной и значимой в настоящее время особенно на этапе становления вузе. Актуальность исследования обусловлена сложившейся социально-экономической обстановкой, изменениями в системе образования, психическим и физическим здоровьем молодежи и другими факторами.

На современном этапе экономического и социально-культурного развития страны важной задачей вузов является формирование у студентов и курсантов качеств, характеризующих толерантность и нравственные отношения к обществу, людям, самому себе, труду и т.д. От этого, в первую очередь, зависит успех и благополучие, как самого человека, так и всей страны. Ученые отмечают, что именно студенческий возраст является особенно важным периодом в развитии нравственных качеств.

Уровень духовности и нравственности нашей студенческой молодежи сегодня заметно понижается. Отсутствуют важные моральные принципы, появились асоциальные субкультурные молодёжные направления, которые притягивают школьников, студентов и приводят их к деградации умственной, интеллектуальной и духовной [Селезнева, 2014].

Сущность понятия нравственности

В настоящее время проблема формирования и развития нравственных качеств вызывает особый интерес, результаты ее исследования представлены в трудах таких современных исследователей, как Д.А. Бобкова, МА Бондаренко, А.Е. Воробьевой и А.Б.Купрейченко, НА Селезневой, И.С. Рыбиной, Я.И. Яковлева и др.

И.С. Рыбина отмечает, что на сегодняшний день человеку предоставляются возможности для успешной самореализации во многих сферах, но одновременно предъявляются и более высокие требования к таким нравственным качествам личности, как ответственность, честность, инициативность, предприимчивость, самостоятельность, порядочность и т. д. Невольно возникает вопрос, каким образом должно быть организовано жизненное пространство человека, способствующее самореализации из потенциальной возможности, имеющейся у каждого, стать реальностью для максимально большего количества людей [Рыбина, 2014].

В период профессионального образования происходит и личностное становление каждого человека, т. к. в данный период не только приобретаются специальные знания, но и утверждается его нравственная позиция. Так, А.Е. Воробьева, А.Б. Купрейченко в исследованиях доказали, что пик эмоциональной включенности в активное соблюдение нравственных

Н.Н. Доронина А.И. Король

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

Белгородский юридический институт МВД РФ

e-mail:

[email protected] [email protected]

норм и приверженности миросозидательной ориентации приходится именно на студенческий возраст (24-29 лет) [Воробьева, Купрейченко, 2011]. Таким образом, исследование нравственных качеств в период профессионального становления приобретает особую актуальность.

Рассмотрим сущность понятия «нравственность», которое часто в литературе сводится к правильному соблюдению моральных устоев, т. е. выполнение совокупности норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. Нравственность - внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственность, по определению И.С. Марьенко, есть «неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе и результатам труда» [Марьенко, 1985, с.7].

Рассмотрение «нравственности», как субъектного качества личности, позволяет объединить такие свойства, как доброта, порядочность, сознательность, честность, справедливость, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность. Они несут потенциальную способность выступать «внутренним регулятором поведения человека», как проявления его отношений «к миру», «к другому человеку», «к себе». Нравственность зависит и от ценностей и ценностных ориентаций, являющихся ее цементирующим началом, вокруг которого вращаются помыслы и чувства человека. Нравственность становится личностным образованием только в том случае, если у индивидуума сформированы базовые моральные ценности, то есть в том случае, если сама мораль завоевывает статус злободневной важности, смысла, идеала, немаловажной характеристики сознания и поведения индивида, целевых конструктов социальной деятельности [Бобков, 2013].

ЛА Григорович и Т.Д. Марцинковская определяют нравственность как личностную характеристику, объединяющую такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм [Григорович, Марцинковская, 2003, с. 104]. Особую актуальность на современном этапе приобретает нравственное воспитание молодежи. С этой целью, по мнению авторов, необходимо использовать созданные в культуре на разных этапах исторического развития нравственные идеалы, т.е. образцы нравственного поведения, к которому стремится человек. Л.И. Анцыферова рассматривает нравственность как системообразующее качество сферы индивидуальных потребностей и поступков субъекта [Анцыферова, 1999].

Типология нравственных качеств личности

Под нравственными качествами личности О.Г. Дробницкий понимает такие черты (свойства) ее сознания и поведения, которые имеют коллективистскую и гуманистическую направленность и основаны на добровольном выборе, на следовании общественному мнению данного класса, социальной группы [Дробницкий, 2002]. Нравственные качества личности являются системным объектом формирования, целостным результатом воспитания и развития. В отношении воспитания нравственных качеств личности необходимо указать следующие положения:

- все нравственные качества личности являются социально обусловленными, имеют конкретно-исторический, классовый характер, являются отражением в сознании и поведении личности существующих общественных отношений той социальной среды, в которой она формируется и развивается;

- нравственные качества личности - элементы ее нравственной структуры и взятые во всей своей совокупности и взаимосвязях практически исчерпывают эту структуру, раскрывая индивидуальное нравственное сознание и поведение во всем богатстве их содержания и формы.

Рассматривая типологию нравственных качеств личности, важно отметить позицию О.Г Дробницкого, который охарактеризовал данное понятие как одну из общеобязательных форм выражения морального требования [Дробницкий, 2002]. Но только в исследовании В.А Блюмкина создана единая система и типология нравственных качеств личности [Блюмкин,

1981]. На основе структурно-функционального и содержательного подходов им выделено 430 нравственных качеств личности, обоснована их система и типология. Все нравственные качества личности отнесены к четырем типам собственно нравственных качеств, обладающих наиболее явно выраженным нравственным содержанием:

1. Коллективистские качества - коллективизм, чувство солидарности и товарищества, сознание и чувство долга, развитое чувство ответственности.

2. Гуманистические качества: гуманность, благородство, доверие к людям, доброжелательность, чуткость, тактичность, чувство собственного достоинства, гордость, скромность, простота.

3. Комплексные качества, характеризующие осуществление личностью основных целей морального регулирования, - нравственная активность, включающая в себя способность к самоотверженности и готовность к подвигу во имя общего блага, справедливость, благодарность, бескорыстие, независтливость, чувство соревнования.

4. Качества, связанные с особенностями морального регулирования: чувство чести, честность, порядочность, искренность, прямота, правдивость, принципиальность, верность, развитая и чуткая совесть, моральная чистота.

Кроме того, выделены три типа несобственно нравственных качеств, которые не обладают явным нравственным содержанием, даже могут быть морально нейтральными, но в определенных связях социальной жизни приобретают нравственное содержание. Эти типы нравственных качеств личности находятся как бы на стыке морали с другими формами общественного сознания и общественной практики, а также с идеалами, мировоззрением и ценностными ориентациями:

1. Идейно-нравственные и морально-политические качества - сознательность и идейность, гражданственность, патриотизм и интернационализм.

2. Морально-деловые и морально-экономические качества - трудолюбие, дисциплинированность, обязательность, добросовестность, деловитость, организованность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, бережливость.

3. Морально-прагматические качества: мудрость, воспитанность, вежливость, общительность, умеренность, способность на большое чувство любви [Блюмкин, 1981].

Все эти типы основных нравственных качеств личности являются обязательными чертами сознания и поведения нового человека. Единая система и типология нравственных качеств личности, разработанная В.А. Блюмкиным, может служить общим ориентиром при проектировании и осуществлении нравственного воспитания личности на этапе обучения в вузе.

Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, о его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, воплощенное в устойчивых нравственных качествах - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. Когда вследствие безнадзорности, ошибок родителей и педагогов в воспитательной работе, влияния нездоровой среды, педагогическая запущенность отдельных подростков и юношей приобретает устойчивый и антиобщественный характер, перевоспитание выступает уже в качестве самостоятельной психолого-педагогической задачи, решение которой требует использования особых психолого-педагогических мер и создания специальных условий их реализации.

Все взаимоотношения студентов со взрослыми и сверстниками в коллективе и другим окружением должны быть организованы так, чтобы в них была воплощена модель нравственных качеств, которыми студенты должны овладевать: гражданственность, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, идейность, взаимопомощь и т. д. В этих качествах всегда заключается сущность нравственного отношения к людям, способность увидеть каждый свой поступок с точки зрения того, как он скажется на окружающих, послужит ли он на пользу людям или во вред им. С этой точки зрения, очень важно воспитывать у студентов умение учитывать последствия своих поступков [Алиева, 2007].

Организация исследования и характеристика методов

Целью данного исследования является изучение нравственных качеств молодежи на этапе обучения в вузе. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:

- подобрать методы исследования проблемы;

- провести опрос студентов и курсантов с использованием выбранного диагностического инструментария;

- проанализировать и сравнить полученные результаты диагностики.

Исследование проходило на базе следующих высших учебных заведений г. Белгорода:

НИУ «БелГУ» и БелЮИ МВД России. В опросе приняло участие 97 человек, среди них: 42 студента НИУ «БелГУ» направления подготовки «Сервис» и 55 курсантов факультета правоохранительной деятельности БелЮИ МВД России, специальность «Правоохранительная деятельность». Возраст опрошенных - 18-20 лет.

В качестве конкретных методик были выбраны:

- «Диагностика нравственной самооценки» (Л.Н. Колмогорцева);

- «Исследование терпимости»;

- методика «Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский);

- «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО).

Так, «Диагностика нравственной самооценки» (Колмогорцева Л.Н.) представляет собой опросник, который позволяет выявить уровень нравственной самооценки: высокий, средний или низкий. Методика «Исследование терпимости» направлена на изучение уровня выраженности терпимости человека.

«Шкала совестливости» предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Для лиц с высоким значением фактора совестливости характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокая добросовестность обычно сочетается с хорошим самоконтролем.

«Тест смысложизненных ориентаций» позволяет выявить выраженность следующих

шкал:

1. Цели в жизни характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Данная шкала отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

4. Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни).

5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни [Леонтьев, 2006].

Результаты и их обсуждение

Рассмотрим результаты диагностики, полученные в ходе проведения эксперимента в группах студентов и курсантов. Анализ «Диагностики нравственной самооценки» (Л.Н. Кол-могорцева) показал, что в группе студентов 33,3% опрошенных имеют высокий уровень данного показателя, 57,2% - средний, 9,5% - низкий. Среди курсантов большая часть опрошенных имеют высокий уровень нравственной самооценки (60%), средний уровень выражен у 40%, а низкий уровень не представлен ни у одного респондента. Следовательно, данный показатель у большей части студентов выражен на среднем уровне, у курсантов - на высоком.

Аналогичные данные были получены и при анализе выраженности совестливости. Данный показатель также у большинства студентов выражен на среднем уровне (80,9%), а у курсантов - на высоком (65,5%). Таким образом, совестливость, чувство ответственности наиболее выражено в группе курсантов.

Анализ следующей шкалы - терпимости - показал, что в обеих выборках доминирующее положение занимает средний уровень: 78,6% студентов и 65,5% курсантов. Данную группу людей можно охарактеризовать, как способных отстаивать свои убеждения. Высокий уровень отмечается у 16,7% опрошенных студентов и 34,5% - курсантов. Твердость убеждений данной категории лиц отлично сочетается c большой тонкостью и гибкостью ума. Они умеют принять любую идею собеседника, c пониманием отнесутся к его различным поступкам. Низкий уровень данного качества выражен у 4,8% студентов и не представлен ни у одного курсанта.

Для сравнения исследуемых показателей представим полученные в ходе диагностики результаты средних значений в табл. 1.

Таблица 1

Результаты исследования нравственных качеств The research results of moral qualities

Группа испытуемых Выраженность показателя, средний балл

нравственная самооценка терпимость совестливость

Студенты 32,2 10,4 7,4

Курсанты 34,1 12,1 10,7

По данным табл. 1 видно, что в группе курсантов значения выделенных параметров выше, чем в группе студентов. Полученные различия статистически доказаны. Для этого использовался t-критерий Стьюдента. Следовательно, выявлены статистические значимые различия в выраженности нравственной самооценки (t=2,3, р>0,05), терпимости (t=2,8, р>0,01), совестливости (t=7,i, р>0,01).

В завершении испытуемым был предложен «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО). В результате статистической обработки полученных данных c помощью t-критерий Стьюдента были выявлены значимые различия следующих шкал: цели в жизни (t=7,9, р>0,01), процесс жизни (интерес и эмоциональная насыщенность жизни) (t=6,2, р>0,01), результат жизни (удовлетворенность самореализацией) (t=6,7, р>0,01), локус контроля - Я (t=6,0, р>0,01), локус контроля - Жизнь (t=7,2, р>0,01), осмысленность жизни (управляемость жизни) (t=5,6, р>0,01).

Средние значения смысложизненных ориентаций, полученные в группе студентов и курсантов, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты исследования смысложизненных ориентаций The research results of life orientations

Группа испытуемых Смысложизненные ориентации, средний балл

цели в жизни процесс жизни результат жизни локус контроля - Я локус контроля -Жизнь осмысленность жизни

Студенты 27,8 27,4 22,7 19,5 28,4 98,2

Курсанты 37,7 34,1 29,8 25,3 36,6 118,3

Данные табл. 2, а также результаты статистической обработки данных свидетельствуют о различиях в смысложизненных ориентациях. Следовательно, значения смысложизненных ориентаций в группе курсантов выше, чем в группе студентов.

Заключение

Таким образом, проведенное сравнительное исследование нравственных качеств показало более высокие значения в выраженности нравственной самооценки, терпимости, совестливости и смысложизненных ориентаций в группе курсантов. По мнению Д.Г. Зубарева, адекватное отношение профессионала к морально-нравственным ценностям и смысловой сфере лич-

ности способствует правильному осознанию уровня подготовки и ведёт к успешному овладению экстремальной профессией [Зубарев, 2012].

Но несмотря на это у многих опрошенных изученные показатели представлены на недостаточном уровне. В связи c этим рекомендуется проводить соответствующую работу по развитию и воспитанию нравственных качеств молодежи на этапе обучения вузе. Данная работа является одним из важных аспектов в подготовке личности к успешной деятельности в различных профессиях.

Список литературы

1. Алиева И.Е. 2007. Воспитание активной гражданской позиции студентов. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО», 6.

2. Анцыферова Л.И. 1999. Связь морально сознания c нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы). Психологический журнал, Т. 20, 3: 5-17.

3. Блюмкин В. А. 1981. Мир моральных ценностей. М., Знание, 64.

4. Бобков ДА 2013.Критерии формирования системы нравственных ценностей у студентов-юристов. Образование и саморазвитие, 1 (35): 124-128.

5. Бондаренко М. А. 2006. Воспитание нравственных качеств у студентов вузов : Дис. ... канд. пед. наук. М., 284 с.

6. Воробьева А.Е., Купрейченко А.Б. 2011. Нравственное самоопределение разных социально-демографических групп молодежи. Психологический журнал, Т. 32, 1: 22-33.

7. Григорович ЛА Марцинковская Т.Д. 2003.Педагогика и психология. М., Гардарики, 480.

8. Дробницкий О.Г. 2002. Моральная философия. Избранные труды. М., Гардарики, 518.

9. Зубарев Д.Г. 2012. Отношение к морально-нравственным ценностям в структуре личности сотрудников полиции как профессионально значимым качествам. Социосфера, 6: 79-81.

10. Леонтьев ДА 2006. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., Смысл, 18.

11. Марьенко И.С. 1985. Нравственное становление личности школьника. М., Педагогика, 104.

12. Селезнева Н.А. 2014. О формировании нравственных качеств студента высшего профессионального образовательного учреждения. Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана, Т. 218, 2: 244-247

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Рыбина И. С. 2014. Самореализация, нравственность и профессиональное становление личности: педагогический аспект проблемных точек соприкосновения. В кн.: Теория и практика образования в современном мире. Материалы IV международной научной конференции (Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь: 167-171.

14. Яковлев Я. И., Саввинова Е. И. 2012. Формирование нравственных качеств студентов средствами национальных видов спорта. Молодой ученый. 5: 548-549.

RESEARCH FOR MORAL FEATURES OF THE YOUTH

This article presents the analysis of the problem of morals of today's youth. The authors discuss the essence of the concept of morality, and they present the classification of moral qualities. The study was based on Belgorod State National Research University, Belgorod Law Institute of the Russian Interior Ministry. The student age is an extremely important period in the development of moral qualities, as nowadays the level of morality of young people is significantly reducing. The present study is a comparative analysis of the expression of moral qualities in students and cadets. The article describes the results of a study of moral self-esteem, tolerance, conscience, life orientations. The results indicate significant differences in the expression of the moral qualities of students and cadets.

Keywords: morality, moral qualities, high school students, cadets, moral self-esteem, tolerance, conscientiousness

N.N. Doronina A.I. Korol

Belgorod State National Research University Belgorod Institute of Law

e-mail:

[email protected] [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.