Научная статья на тему 'Когнитивная и эмоциональная составляющие нравственных представлений студентов'

Когнитивная и эмоциональная составляющие нравственных представлений студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
518
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / МОРАЛЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ / СТЫД / СОВЕСТЬ / СИЛЬНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПОКОЛЕНИЯ / MORAL CONCEPTIONS / MORALITY / UNIVERSAL VALUES / MORAL CATEGORIES / SHAME / CONSCIENCE / STRONG AND NEGATIVE TRAITS OF MODERN YOUTH / EMOTIONAL AND MORAL ESTIMATION OF GENERATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ольшевская Элеонора Николаевна

Представлены результаты изучения нравственных представлений студентов, включая представление о морали, ее роли в современном обществе, универсальных ценностях, стыде, совести; выделены особенности эмоционально-нравственной оценки студентами своего поколения. Установлено, что когнитивная и эмоциональная составляющие нравственных представлений зависят от специальности обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive and Emotional Components of Students' Moral Conceptions

The results of student's moral conceptions studying are presented here. They include the conception about morality, its role in the modern society, about the universal values, shame, and conscience. The peculiarities of student's emotional and moral estimation of their generation are marked out here. It is established, that cognitive and emotional components of students' moral conceptions are depend on education speciality.

Текст научной работы на тему «Когнитивная и эмоциональная составляющие нравственных представлений студентов»

УДК 159.9

Э.Н. ОЛЬШЕВСКАЯ

Международный гуманитарно-экономический институт г. Минск, Республика Беларусь E-mail: [email protected]

Когнитивная и эмоциональная составляющие нравственных представлений студентов

Представлены результаты изучения нравственных представлений студентов, включая представление о морали, ее роли в современном обществе, универсальных ценностях, стыде, совести; выделены особенности эмоционально-нравственной оценки студентами своего поколения. Установлено, что когнитивная и эмоциональная составляющие нравственных представлений зависят от специальности обучения.

Ключевые слова: нравственные представления, мораль, универсальные ценности, нравственные категории, стыд, совесть, сильные и негативные черты современной молодежи, эмоционально-нравственная оценка поколения.

E.N. OLSHEVSKAYA Cognitive and Emotional Components of Student's Moral Conceptions

The results of student's moral conceptions studying are presented here. Are include the conception about morality, its role in the modern society, about the universal values, shame, and conscience. The peculiarities of student's emotional and moral estimation of their generation are marked out here. It is established, that cognitive and emotional components of students' moral conceptions are depend on education speciality.

Key words: moral conceptions, morality, universal values, moral categories, shame, conscience, strong and negative traits of modern youth, emotional and moral estimation of generation.

В настоящее время наблюдается рост психологических исследований в области морально-нравственного развития личности. Актуальным и перспективным, с нашей точки зрения, является исследование различных компонентов морального сознания личности современного студента в зависимости от этапа обучения в вузе и избранной специальности. Содержание профессиональной подготовки будущего специалиста включает развитие его нравственной автономности, моральной зрелости. Это относится не только к социально ориентированным профессиям (педагог, врач, юрист, психолог), но и к профессиzv менеджера-экономиста, бухгалтера, к которым предъявляются особые требования с точки зрения профессиональной этики.

Личность студента обладает определенным морально-нравственным потенциалом, который включает систему сложившихся нравственных представлений, особое эмоциональное отношение к явлениям современной социальной жизни, критическое отношение к существующим нормам морали, определенный уровень моральной само-

оценки и готовность к реализации нравственной нормы.

Цель нашего исследования - выявить общее и специфическое в содержании когнитивного и эмоционально-оценочного (аффективного) компонентов морального сознания личности студента. Специфика морально-нравственного развития студента рассматривается в зависимости от специальности обучения. Выборку составили студенты гуманитарных и экономических специальностей 1 и 4-го курсов обучения, всего 427 человек. Из них 120 человек обучается по специальности «психология», 105 - по специальности «международные отношения», 115 - по специальности «коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления», 87 -по специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Для изучения нравственных представлений студентов была использована авторская анкета, состоящая их 12 вопросов открытого характера. Первый блок вопросов анкеты был направлен на изучение когнитивной составляющей нравственных представлений (понятия морали, универсальных ценностей,

© Э.Н. Ольшевская, 2009

нравственных категорий, категорий, отражающих моральную самооценку, - стыд, совесть). Второй блок вопросов касался эмоциональной составляющей нравственных представлений (оценка своего поколения, сильных и негативных черт сверстников, отношение к морали). Количественной обработке подвергалось восемь ответов на вопросы анкеты. В результате было получено восемь дифференцированных показателей и два обобщающих, последние обозначены как «когнитивная» и «эмоциональная» составляющие нравственных представлений.

Рассмотрим более подробно ответы студентов на вопросы предложенной анкеты. Отвечая на вопрос «Можете ли вы объяснить, что такое мораль?», многозначное определение дали 35,12% студентов. Наиболее типичные ответы: «Мораль - устоявшиеся правила и нормы поведения, - нравственность»; «Мораль - это то, что не прописано ни в одном законодательном акте, но соблюдается людьми, живущими в обществе»; «Мораль -свод законов и правил, предопределяющих поведение, критерии добра и зла». 38,87% студентов понимает мораль достаточно узко, оценивая ее как урок в конкретной жизненной ситуации или воспитательную меру со стороны взрослых, общества: «Мораль - урок, помогает не повторять свои и чужие ошибки». 8% студентов высказало критическое отношение к морали, подчеркивая факт смены моральных ценностей: «Мораль - нравоучение и этические нормы поведения, она стирается или трансформируется во что-то другое».

Студенты квалифицировали мораль в терминах «сдерживающая», «ограничивающая», «направляющая», «регулирующая». Типичные ответы: «Мораль — это осознание дозволенного и недозволенного»; «Мораль -это нормы, негласные ценности»; «Мораль -сдерживающий фактор в проявлении собственных желаний»; «Мораль - чувственное и явное отношение к тому, что окружает, она сдерживает людей от плохого».

В определении морали отразился ее общественный и долженствовательный характер: «Мораль - нравственные устои, которые формируются в обществе и которым данное общество подчиняется»; «Мораль - нравственная установка, которой должны придерживаться люди»; «Мораль - это центр, от которого все должны отталкиваться».

В содержательной трактовке этого понятия наметились некоторые различия. 7% сту-

дентов отмечает существование общественной и индивидуальной морали, связывая последнюю с совестью, с областью свободных и ответственных поступков: «Мораль равна совести», «Мораль - личные ценности, понятия, устои. У каждого свое понимание морали». Такие суждения подчеркивают внутренний характер морали, существование «своих», а не навязанных критериев самооценки, оценки других и социальной жизни. Автономное отношение к ней характеризует закономерную более высокую стадию в развитии морального мышления студентов, и в целом - уровня морального развития. Типичные ответы данной группы: «Мораль - это мои собственные принципы жизни, которые соотносятся в некоторых моментах с пожеланиями других и не мешают жизни других людей»; «Мораль - внутренние принципы человека, согласно которым он живет, в настоящее время мораль навязывается обществом, в то время как внутренняя мораль почти отсутствует».

34,66% студентов отметило важную, определяющую роль морали в современном обществе: «Мораль играет большую роль, мораль - совокупное проявление нравственных принципов большинства общества»; «Всегда играла и играет важную роль. Это - поведение человека, его ценности, предпочтения»; «Мораль стоит на первом месте. Мораль -неписаные законы, по которым человек должен стремится жить».

41,92% студентов неоднозначно оценило роль морали в современном обществе, отмечая, что она играет незначительную роль, отходит на второй план, в то же время они дали этому процессу негативную оценку.

23,41% студентов высказало мнение о том, что мораль не имеет никакого значения в современном обществе: «Морали нет, она испарилась»; «На данный момент морали не существует».

Изучение представлений о морали выявило ее многогранное, неоднозначное определение, разграничение понятий морали (общепринятая норма) и нравственности (область свободных и ответственных поступков).

При ответе на вопрос анкеты «Какие ценности, с вашей точки зрения, являются универсальными, общечеловеческими?» респонденты назвали гуманизм, свободу, справедливость и другие нравственные ценности (300 человек, что составило 70,25%).

Иные ценности, включая интеллектуальные и отражающие активность личности, составили 18,26%. Часть студентов - 11,47% - выделила только прагматические ценности или оставила вопрос без ответа.

Всего студентами было выделено 1273 универсальные, общечеловеческие ценности, среди них первые ранговые места (в порядке их предпочтения) заняли такие, как доброта, честность, любовь, уважение к другим, семейные ценности. Самый большой удельный вес в студенческих ответах занимает ценность «доброта», которая в совокупности с «доброжелательностью» составила 14% от всех названных универсальных ценностей. Это отражает характерную особенность нравственных представлений, выявленную в ряде других исследований: более значимым, положительным и предпочтительным осознается то качество, ценность которого в реальной жизни снизилась, девальвировалась. Респондентами было выделено 20 универсальных ценностей (табл. 1).

Результаты изучения универсальных ценностей соотносятся с выводами современных исследований в области жизненных ори-ентаций студентов, где также показано, что на первом месте стоят такие ориентации, как доброта, любовь и уважение, в минимальной

степени представлены ценностное отношение к вещам, материальные ценности1.

Далее мы попросили студентов назвать основные нравственные категории. В результате были получены следующие ответы: 20,6% студентов обозначило среди нравственных категорий честь, долг, совесть, справедливость, добро, зло, достоинство. В то же время ряд категорий был расширен за счет включения понятий, отражающих нравственные качества личности: доброта (на первом месте), порядочность, любовь, уважение, понимание, доброжелательность, отзывчивость (41,45%). Показательным является то, что 37,93% студентов не смогло ответить на этот вопрос.

При ответе на вопрос «Можете ли вы объяснить, что такое "стыд" и "совесть"?» 55,97% студентов разграничило эти понятия. Стыд в понимании студентов - это нарушение общепринятой нормы, стыд перед другими, чувство, возникающее при совершении неблаговидного проступка. Главный критерий стыда - это осуждение другими. Совесть как эквивалент нравственности рассматривается студентами как внутренний стыд, эмоциональная реакция на нарушение собственной внутренней нормы. Типичные ответы студентов: «Стыд - это сделал то, что в обществе не приветствуется, за что будут судить, со-

Таблица 1

Сильная черта Количество,человек Удельный вес, % Ранг

Доброта 181 14,22 1

Честность 92 7,23 2

Любовь 85 6,68 3

Уважение к другим 57 4,48 4

Семья, семейное благополучие, близкие 54 4,24 5

Искренность 50 3,93 6

Дружба, друзья, дружелюбие 44 3,46 7

Понимание 39 3,06 8

Помощь, поддержка 38 2,98 9

Отзывчивость 37 2,91 10

Гуманность, человеколюбие, человек 29 2,27 11

Забота о людях 29 2,28 12

Альтруизм, бескорыстие 24 1,88 13

Сочувствие 24 1,88 14

Справедливость 24 1,88 15

Сострадание, сопереживание 23 1,81 16

Трудолюбие 21 1,65 17

Совестливость 18 1,41 18

Жизнь других (право на жизнь) 17 1,33 19

Культура, искусство, творчество, красота 15 1,18 20

Иерархия универсальных общечеловеческих ценностей

весть - мера душевного состояния, которая отгораживает людей от плохих поступков»; «Стыд - чувство неправомерного, антиобщественного, антиморального».

Уровень автономной морали отражает определение стыда как общественной оценки поступков, а совести - как стыда перед собой: «Стыд - сожаление о своих каких-то действиях (бездействии). Он присущ только человеку в обществе, так как стыдно обычно перед кем-то, а не перед собой. Совесть -внутренний стыд, стыд перед самим собой».

В определениях совести и стыда у студентов отражены особенности совести как бессознательного компонента личности, а стыда - как осознаваемой реакции на уже совершенные поступки. Типичные рассуждения студентов о совести и стыде: «Стыд - способность понять свои неправильные действия по отношению к кому-либо, совесть - не смогу сформулировать (скорее, рационально не понимаемое)»; «Совесть - то, что подсказывает, где мы поступаем неправильно, стыд - сознательное нежелание нарушать устоявшиеся принципы, отвращение»; «Стыд - чувство осознания своей неправоты, понимание, что неправильно что-то сделал, сказал. Совесть -бессознательное состояние души, которое и определяет наши взгляды на жизнь, наше отношение к другим людям».

29,27% студентов нечетко разграничивает понятия стыда и совести: «Стыд - чувство вины, навязанное обществом, совесть - совокупность норм, навязанных обществом»; «Стыд - чувство, когда человек внутренне раскаивается, осуждает себя, делает из своих ошибок выводы, относится к себе критично. Совесть - когда человек реально оценивает моральные принципы, это качество обрабатывать информацию и делать из нее выводы».

14,75% студентов отказалось отвечать на поставленный вопрос или отрицает наличие стыда и совести, считая их пережитками прошлого, отголосками умершей морали: «Это то, что было свойственно первобытному обществу»; «Совесть умерла, когда я родилась (только мое мнение). Стыд - это когда ты идешь по улице грязный и пьяный. Вот это считаю стыдно, а все остальное - ерунда».

Анализ студенческих рассуждений о стыде указывает на него как на процесс и результат этого процесса, при этом он носит не только эмоциональный, но и рациональный характер. Стыд - «понимание», «осознание»,

«рациональная оценка», «терзания», «сожаление», «эмоциональная реакция», «чувство», «переживание», «результат содеянного». Совесть - «мера душевного состояния», «мораль по отношению к себе», «внутренний стыд», «индикатор нарушения морали», «рубеж между добром и злом», «чувство собственного достоинства», «нравственный барьер», «внутренний регулятор», «моральная способность».

Рассуждения студентов на тему стыда и совести - самый развернутый, обоснованный и в то же время самый точный, лаконичный, индивидуализированный ответ по сравнению с ответами на другие вопросы анкеты. Выявленные представления о совести и стыде представляют собой моментальный срез бессознательного, обогащенного жизненным опытом, являются презентацией внутреннего мира студентов через формы моральной самооценки. Сравним три ответа студентов для иллюстрации уникального прочтения данных понятий: 1 ) «Стыдно может быть в определенных условиях, месте и времени; совесть -это особый голос, который время от времени тебя навещает»; 2) «Стыд - свойство признавать свою ошибку, совесть - свойство чувствовать свою неправоту, раскаиваться в содеянном»; 3) «Совесть - это разговор с самим собой, разбирательство в своем поведении, в своих мыслях и словах. Стыд -чувство совести за содеянное».

Содержательный анализ студенческих рассуждений о стыде и совести соотносится с предположением М.Д. Хаузера о том, что все люди обладают моральной способностью - способностью, которая позволяет подсознательно, автоматически оценивать безграничное разнообразие действий, диктует то, что допустимо, обязательно или за-прещено2. На наш взгляд, такая моральная способность выступает в виде совести как интуитивного механизма оценивания допустимого и недопустимого в неоднозначных моральных ситуациях.

При ответе на вопрос «Что вы думаете о своем поколении, нравится ли оно вам?» 171 студент (40,04%) оценил свое поколение по нравственным критериям, указав на наличие или отсутствие определенных моральных характеристик. Большинство оценок - негативные, указно на утрату моральных ориентиров, нравственных качеств. Типичные ответы данной группы студентов: 1) «Не совсем меня оно устраивает. Присутствуют эгоизм,

расчетливость, зависть, у поколения наших родителей была духовность»; 2) «Я не в восторге от своего поколения, так как люди стали циничными, эгоистичными, злыми, непонимающими, но я не жила 100 лет назад и не могу ощутить то время и тех людей».

В оценке своего поколения у данной группы сделан акцент на обезличенность, потерю индивидуальности при осознании ложной уникальности и исключительности, например: «В целом очень развязное поколение, нет уважения друг к другу, к старшим; каждый думает только о себе. Появилось много нетрадиционных и агрессивных культур, наркотики, беспорядочные половые связи, люди забывают об этике и морали. Парадокс в том, что каждый мнит себя личностью, а попадая в массу, не замечает, что становится таким как все».

Во многих ответах проявилась амбивалентность в оценке своего поколения: «И да, и нет. Нравится раскрепощенность, целеустремленность, независимость. Однако чрезмерная борьба, соревнование с обществом и самим собой приводит к потере многих качеств, которые были у старшего поколения, -дружбы, самоотверженности».

240 студентов (56,2%) оценили свое поколение, исходя из характеристик, не несущих нравственной нагрузки, т.е. по его активности, креативности, инструментальным, деловым и иным характеристикам. Типичные примеры оценок данной группы студентов: 1) «Да, оно образованно, умно, напористо, упрямо»; 2) «Мое поколение - это поколение

жизнерадостности, счастья, разноцветных красок. Оно очень яркое и веселое»; 3) «В общем, да, больше чем предыдущее. Мы сами заботимся о своем будущем, думаем о своем здоровье и стараемся решать проблемы правильно».

Эмоциональная оценка своего поколения содержала следующие особенности: наличие амбивалентного отношения к своим сверстникам, преобладание независимых от нравственных критериев оценок, критическая оценка негативных нравственных качеств.

Содержательные ответы были получены на вопрос анкеты «Какие черты современной молодежи вы считаете наиболее сильными? В чем, по вашему мнению, это проявляется?». В постановке этого вопроса мы сознательно избегали указания на позитивные черты сверстников, с тем чтобы в сильных чертах выявить собственно нравственные, положительные.

Всего было выделено 115 качеств, которые были сгруппированы (табл. 2). Общий массив составили 834 качества, охарактеризованных студентами как сильные черты современной молодежи.

Сильные черты современной молодежи, выделенные студентами, можно сгруппировать в следующие более крупные блоки:

1) инструментальные качества (46,04%). Самую многочисленную группу составили качества, отражающие проявление активности и саморегуляции личности. Выделенные черты можно рассматривать с точки зрения их направленности и отнести к инструментальным качествам, которые при отсутствии

Таблица 2

Группы выделенных сильных черт Количество, человек Удельный вес, %

1 Инструментальные качества (целеустремленность, напористость, уверенность, решительность, стремление к свободе, продвинутость, активность и др.) 384 46,04

2 Качества, отражающие индивидуальность и стремление к самореализации (оригинальность, индивидуальность, творчество, креативность, жизнерадостность, образованность и др.) 184 22,06

3 Нравственные положительные качества (доброта, дружелюбие, искренность, открытость, честность, чуткость, сочувствие и др.) 108 12,95

4 Негативные черты, имеющие нравственный характер и реализуемые в общении (грубость, жадность, зависть, замкнутость, злопамятность, корысть, ложь, наглость, недоброжелательность, недоверие, нетерпимость, хамство, черствость, эгоизм, агрессия, злость, жестокость и др.) 102 12,23

5 Качества, отражающие инфантильность, неприспособленность, зависимость (беззаботность, легкомыслие, пассивность, подражательность и др.) 44 5,28

Другие качества, отражающие стремление к лучшей жизни, патриотизм и политическую активность 12 1,44

Итого 834 100

Сильные черты сверстников

подкрепления нравственными принципами могут быть негативными;

2) качества, отражающие проявление индивидуальности, самореализации (22,06%). Данную группу составили такие качества, как стремление к новому, оригинальность, индивидуальность, творчество, креативность, жизнерадостность;

3) нравственные положительные качества (12,95%) - такие как доброта, дружелюбие, искренность, открытость, честность, чуткость, совестливость, сочувствие и др.;

4) четвертая группа качеств - это негативные черты, имеющие нравственный характер и реализуемые в общении (12,23%). Они, наряду со стремлением выжить и стремлением к материальным ценностям, выражают волевую активность личности, направленную на самоутверждение любой ценой;

5) качества, отражающие инфантильность, неприспособленность, зависимость и подражательность (5,28%). Сюда мы отнесли такие, как беззаботность, легкомыслие, беспечность, утрата цели, ориентация на западные ценности.

В структуре личностных черт современной молодежи, отмеченных студентами, в наибольшей степени представлены инструментальные качества и те, которые отражают независимость и индивидуальность личности. Они связаны со стремлением к самоутверждению и предполагают развитие креативности, прогрессивность, информированность в области новых технологий, а

также проявление целеустремленности, напористости, решительности.

При ответе на вопрос «Какие черты у своих сверстников вы расцениваете как негативные?» 80,56% студентов выделило черты, имеющие негативный нравственный характер, безотносительно нравственных критериев было выделено 13,81% черт, их иерархия представлена по группам (табл. 3).

Было выделено, по оценке студентов, 7 групп качеств, отражающих негативные тенденции в развитии молодежи:

1) список негативных черт сверстников открывают эгоистические и индивидуалистические качества (31,35%). Их можно объединить в одну большую группу, связанную с завышенной самооценкой;

2) вторую, такую же многочисленную группу составили безнравственные качества, проявляемые в межличностных отношениях (27,66%);

3) третья группа связана с распространенными агрессивными тенденциями, проявлением жестокости, грубости в поведении (16,09%);

4) студенты отметили как негативные поведенческие проявления невоспитанность, низкую культуру поведения (14,08%);

5) инфантилизм молодежи, ее зависимость, в том числе подражательство Западу, как отрицательные выделены немногими (3,44%);

6) качества, отражающие отсутствие воли, пассивность, составили 3,10%;

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Негативные черты сверстников

Группы выделенных негативных черт Количество, человек Удельный вес, %

1 Эгоистические и индивидуалистические качества (эгоизм, равнодушие к другим, высокое самомнение, самодовольство, высокомерие, амбициозность, тщеславие и др.) 374 31,35

2 Безнравственность, проявляемая в межличностных отношениях (нечестность, ложь, обман, лицемерие, жадность, трусость, наглость, гордость, непонимание, неуважение и др.) 330 27,66

3 Агрессивные тенденции, проявление жестокости в поведении (агрессия, зло, озлобленность, ненависть, враждебность, вредительство и др.) 192 16,09

4 Поведенческие проявления невоспитанности, низкой культуры поведения (распущенность, развязность, бесстыдство, бесцеремонность, хвастливость, позерство, пустозвонство, снобизм, вычурность, хамство и др.) 168 14,08

5 Инфантилизм молодежи, ее зависимость, подражательство Западу (конформизм, неуверенность) 41 3,44

6 Качества, отражающие отсутствие воли, пассивность 37 3,10

7 Вредные привычки (пьянство, употребление наркотиков, курение) 28 2,35

Другие качества (ограниченность, расизм, стремление рано вступить в брак, неаккуратность, имущественное расслоение, оппозиционные настроения, альтруизм) 23 1,93

Итого 1193 100

7) вредные привычки составили от всех выделенных негативных черт 2,35%.

Самую немногочисленную группу составили качества, отражающие низкие интеллектуальные способности, сюда же вошли такие, как неромантичность, расизм, стремление рано вступить в брак, неаккуратность, имущественное расслоение, оппозиционные настроения, альтруизм (1,93%).

На основе рассмотренных вопросов анкеты и соответствующих студенческих ответов было выделено два обобщенных показателя - развитие когнитивной и эмоциональной составляющих нравственных представлений студентов. Анализ корреляционных связей между выделенными параметрами когнитивного и эмоционального компонентов морального сознания указывает на положительную связь между ними. Так, например, установлена тесная прямая связь представления о морали с оценкой ее значимости (г = 0,66; р < 0,05), умеренная прямая связь отношения к своему поколению с оценкой его сильных черт (г = 0,40; р < 0,05).

Для выявления специфических особенностей эмоциональной и когнитивной составляющих нравственных представлений студентов был осуществлен однофакторный дисперсионный анализ.

Влияние фактора «специальность» на когнитивную составляющую нравственных представлений.

Студенты специальности «международные отношения» отличаются развернутым и многоаспектным понятием морали по сравнению со студентами специальности «коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления» (р < 0,05), более адекватным выделением нравственных категорией по сравнению со студентами специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит» (р < 0,05). Студенты специальности «психология» выделили больше нравственных категорий по сравнению со студентами специальности «коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления» (р < 0,05) и студентами специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит» (р < 0,05).

Представление о нравственных ценностях студентов-психологов отличается от аналогичных студентов других специальностей: в структуре их ценностей в меньшей степени представлены нравственные (р < 0,05). По данным анкетирования, ценности, не связанные с нравственными (материальные, стрем-

ление к хорошей жизни, самоутверждение, наука, наглость), составили 10,42% в структуре универсальных ценностей студентов-психологов. У студентов-бухгалтеров их удельный вес составил 5,15% (здоровье, культура, традиции).

Определение понятий «совесть», «стыд» носит более развернутый и автономный характер у студентов специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит» по сравнению с тем, которое дали студенты специальности «коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления» (р < 0,05).

Влияние фактора «специальность» на эмоционально-оценочную составляющую нравственных представлений.

Критическое отношение к своему поколению у студентов-психологов выражено меньше, чем у студентов, обучающихся по специальностям «коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления» (р < 0,05) и «международные отношения» (р < 0,01). Студенты-психологи более критично оценивают проявление негативных черт у современной молодежи по сравнению с обучающимися по специальности «международные отношения» (р < 0,05). Студенты специальности «коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления» менее критичны по отношению к своему поколению по сравнению со студентами-«международниками» (р < 0,05). У последних в большей степени выражена оценка сильных черт современной молодежи по нравственным критериям по сравнению со студентами специальностей «психология» (р < 0,05), «коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления» (р < 0,001), «бухгалтерский учет, анализ и аудит» (р < 0,01).

В заключение можно сделать выводы. Эмоциональная составляющая нравственных представлений студентов включает отношение к своему поколению, оценку сильных и негативных черт сверстников, а также оценку значимости морали. В отношении к поколению доминирует преобладание оценок по инструментальным качествам, нравственные критерии носят критический характер. При оценке сильных черт современной молодежи лидируют качества инструментальные и отражающие проявление индивидуальности личности. Среди негативных черт сверстников выделены (на первом месте) качества, отражающие завышенную самооценку, эгоистические и индивидуалистические.

Когнитивная составляющая нравственных представлений включает определение понятий «мораль», «универсальные ценности», «нравственные категории», «стыд», «совесть». Часть студентов рассматривает мораль как некодифициро-ванную систему общепринятых норм, традиций и правил поведения, как «совокупность представлений о добре и зле», «ценностный критерий определения правильности поступков». В структуре универсальных, общечеловеческих ценностей преобладают нравственные ценности. Первые ранговые места занимают такие ценности, как доброта, честность, любовь, уважение к другим, семья.

Среди нравственных категорий студентами справедливо были обозначены честь, долг, совесть, справедливость, добро, зло, достоинство. Ряд категорий был расширен за счет включения понятий, отражающих нравственные качества личности. Большинство студентов разграничило понятия стыда как эквивалента морали («стыд перед другими») и совести как эквивалента нравственности («внутренний стыд»).

Тесные корреляционные связи внутри когнитивной и эмоциональной составляю-

щих нравственных представлений студентов, а также между представлениями о понятии морали и оценкой ее значимости свидетельствуют о единстве когнитивных и аффективных оценок в области моральных представлений студентов.

Выявлены различия в когнитивной и эмоциональной составляющей нравственных представлений студентов в зависимости от фактора «специальность». Студенты специальности «международные отношения» отличаются более высоким уровнем понимания морали по сравнению со студентами специальности «коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления», у первых в большей степени выражена оценка сильных черт современной молодежи по нравственным критериям по сравнению со студентами других специальностей.

У студентов-психологов более представлены нравственные категории по сравнению со студентами специальности «коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления» и «бухгалтерский учет, анализ и аудит». В то же время у них в меньшей степени выражено критичное отношение к своему поколению.

Примечания

1 См.: НизовскихН.А. Жизненные принципы и ценностные ориентации студенческих групп // Вопр. психол. 2008. № 5. С. 73-82.

2 См.: Хаузер М.Д. Мораль и разум: как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла // Под ред. Ю.А. Александрова. М., 2008.

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.017.922

В.С. ЛОГИНОВА

Педагогический институт Саратовского государственно университета E-mail: [email protected]

Личностный образец: содержание понятия и место в педагогическом терминологическом аппарате

В статье сделана попытка систематизации некоторых научных позиций отечественных ученых, содержащих отдельные аспекты методологического исследования социокультурной динамики образования. В историко-педаго-гическом контексте рассматривается понятие «личностного образца» как носителя культуры, цели и ориентира образовании, раскрывается его содержание и определяется методологическое значение в системе «культура - образование», показано его место в педагогическом терминологическом инструментарии и соотношение с понятиями «цель образования», «педагогический идеал».

Ключевые слова: образование, ценности образования, цель образования, содержание образования, дифференциация образования, цель, личность, образец, личностный образец, идеал, педагогический идеал, социокультура, культура, субкультура.

V.S. LOGINOVA Personality Image: Content of the Concept and its Place in the Pedagogical Terminology Inventory

The article is focused on the concept «personality image» in historical and pedagogical context. The concept includes some qualities of an advocate of the ideals of culture and goals of education. Its content and methodological significance in the system «culture-education», its place in the pedagogical terminology inventory and correlation with the concepts «goal of education», «pedagogical ideal» are under analysis in the article.

Key words: education, educational values, goal of education, content of education, differentiation of education, goal, personality, image, personality image, ideal, pedagogical ideal, socioculture, culture, subculture.

На протяжении всей истории цивилизованного человеческого общества социокультурные детерминанты образования находили и находят свою реализацию в присущем конкретному обществу типе человека, на формирование которого направлен образовательный процесс. Выявление «заказа» общества на тот или иной тип личности может быть осуществлено через понятие «личностный образец», в котором в разное время фокусировались определенные социальные требования к личности. Именно в личностном

образце и в его ценностях образование находит общественно необходимые целевые, содержательные, нравственные, структурно-управленческие и иные ориентиры и в итоге - ответы на главные вопросы образования, кого, чему и для чего учить. Проведенный анализ научных изысканий отечественных ученых и просветителей прошлых столетий (В.Г. Белинский, П.Ф. Каптерев, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский и др.), современных исследователей (А.П. Булкин, Д.С. Лихачев, Б.Ф. Ломов, М. Оссовская и др.) показал, что

© В.С. Логинова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.