Психологическое содержание когнитивного и эмоционального компонентов морального сознания личности студента
Э. Н. Ольшевская
В статье раскрыто психологическое содержание когнитивного и эмоционального компонентов морального сознания студентов, показано влияние специальности и этапа обучения на их развитие. Выделены наиболее существенные различия в психологическом содержании компонентов морального сознания студентов гуманитарной специальности «Психология» и студентов экономической специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Ключевые слова: мораль, нравственность, когнитивный и эмоциональный компоненты морального сознания, нравственные представления, тип моральных суждений.
Psychological Content of Cognitive and Attitudinal Components of Student's Moral Consciousness
E. N. Olshevskaya
The article describes psychological content of cognitive and attitudinal components of student's moral consciousness, it points out the influence of student's speciality and educational grade on these components. Also the article singles out essential differences between psychological content of components of student who major in Psychology and those who major in accounting, bookkeeping analysis and auditing.
Key words: morals, morality, cognitive and attitudinal components of moral consciousness, moral conceptions, type of moral judgment.
Современный этап развития психологической науки характеризуется сближением психологии и этики, что нашло свое отражение в таких понятиях, как «нравственная психология» (Б. С. Бра-тусь), «психология нравственности» (В. В. Давыдов). Психология связана с этикой через способ отношения к другому человеку (А. В. Брушлин-ский, С. Л. Рубинштейн). Сама личность понимается как моральная категория (Л. М. Архангельский, В. И. Слободчиков), а нравственная ориентация - как критерий и отражение личностного здоровья (В. Д. Шадриков).
Важным этапом в моральном развитии лично -сти является студенческий возраст. Анализ исследований, посвященных изучению морального сознания студентов, показал, что оно отличается прагматизацией ценностей и ценностных ориен-таций (Д. С. Леденцов) [7], их незрелостью и ориентацией на внешнюю оценку, несформиро-ванностью внутреннего плана нравственных представлений (Т. А. Сучкова) [8]. Моральное развитие студентов тесно соотносится с уровнем интеллектуального развития (А. А. Гайворон-ская) [5], в ситуации морального выбора происходит актуализация специфических ценностей студентов. Указанные авторы отмечают основную причину прагматизации морального сознания студентов: конфликт между стремлением к самоопределению и доминирующими «рыночными ценностями». Таким образом, речь идет о высокой степени рассогласованности идеальных
представлений студентов с реальностью социальной жизни.
Необходимо отметить, что психологические исследования развития личности студента, включая его моральное развитие, редко соотносятся с особенностями его профессионального становления, этапом обучения и специальностью. Исследования, посвященные развитию морального сознания студентов различных специальностей, малочисленны и в основном касаются студентов-педагогов, студентов-психологов.
В связи с этим цель исследования - выявление общего и специфического в психологическом содержании когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов морального сознания студентов гуманитарных и экономических специальностей.
Основные задачи заключались в изучении 1) психологического содержания когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов морального сознания студентов; 2) влияния специальности и этапа обучения на психологическое содержание изученных компонентов морального сознания студентов.
Теоретические аспекты проблемы Анализ подходов к проблеме морали, содержанию и структуре морального сознания содержится в работах Л. Н. Антилоговой, А. М. Архангельского, Б. С. Братуся, Е. К. Веселовой, А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, В. В. Знако-ва, В. В. Столина, А. А. Титаренко, А. А. Хвосто-
ва. Авторы определяют моральное сознание через моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, совести и чести, справедливости (О. Г. Дробницкий) [4]; через моральную рефлексию (Л. М. Архангельский) [2], систему осознанных общих смысловых образований личности (Б. С. Братусь) [3], рассматривают его как основу морально-нравственной регуляции (Л. Н. Антилогова). Обобщенное определение морального сознания дано Л. Н. Антилоговой: это интегральное психологическое образование, регулирующее поведение человека на основе общепринятых и усвоенных им моральных норм. Отличительной особенностью морального сознания признается способность личности осуществлять свободный и ответственный выбор своих поступков, подвергать их анализу и оценке с позиций добра и зла [1, с. 59].
В структуре морального сознания личности выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный компонент включает нравственные представления, знания, понятия, принципы, суждения, ценности, степень осознаваемых личностью собственных моральных качеств и нравственных представлений. Эмоциональный компонент предполагает положительное или отрицательное чувство к объекту, эмоционально-ценностное отношение к нормам морали, отношение к себе (включая самоуважение), моральную самооценку, эмоциональную оценку межличностных отношений. Поведенческий компонент содержит готовность к определенному образу действий, личную ответственность за поведение.
Предмет нашего исследования - когнитивный и эмоциональный компоненты морального сознания личности студента.
Методы исследования
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы: метод анкетирования; тест Т. Лири в модификации Н. Л. Соб-чик; методика С. А. Будаси (модифицированный вариант); метод постановки моральных дилемм Л. Кольберга; метод семантического дифференциала на определение эмоционально-личностного отношения к понятию «мораль»; математико-статистические методы анализа и обработки эмпирических данных: факторный и дисперсионный анализ.
Эмпирическая база исследования
Выборку составили студенты гуманитарных и экономических специальностей 1 и 4-го курсов обучения, всего 427 человек (г. Минск, Республика Беларусь). Из них - 120 студентов, обучаю-
щихся по специальности «Психология», 105 -специальности «Международные отношения», 115 - специальности «Коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления», 87 - специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Результаты исследования и их обсуждение
1. Выявлены факторы развития когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов морального сознания студентов, описание которых дано ниже.
- Первый фактор обозначен как «Нравственные представления» (факторный вес 4,141) и включает четыре компонента: «когнитивная составляющая нравственных представлений» (0,945), «понятие морали» (0,757), «понятие стыда, совести» (0,656), «значимость морали» (0,652), «понимание нравственных категорий» (0,565). Нравственные представления отличаются высокой согласованностью между собой.
- Второй фактор «Доброжелательность» (факторный вес 3,161) включает «индекс доброжелательности» (0,904), а также октанты Т. Лири: «сотрудничающий - конвенциональный» (0,8503), «ответственный - великодушный» (0,757), «зависимый - послушный» (0,542). Содержательно данный фактор отражает стремление студентов к сотрудничеству, а также проявление таких нравственных качеств, как вежливость, доверчивость, ответственность, доброта, сострадательность, желание и способность проявить симпатию, заботу, бескорыстие в отношениях с другими людьми.
- Третий фактор «Эгоистичность» (факторный вес 2,566) включает следующие компоненты: «независимый - доминирующий» (0,848), «властный - лидирующий» (0,836), «прямолинейный -агрессивный» (0,698). Содержательно данный фактор может быть описан через следующие характеристики: уверенность в себе, упорство и настойчивость, независимость, эгоистическая направленность, стремление к соперничеству.
- Четвертый фактор «Эмоционально-нравственная оценка своего поколения» (факторный вес 1,855) включает обобщающий показатель «эмоциональная составляющая нравственных представлений» (0,872), «отношение к своему поколению» (0,742), «сильные черты современной молодежи» (0,778).
- Пятый фактор «Морально-нравственный тип суждений» (факторный вес 1,672) объединяет общий показатель «морально-нравственный тип суждений» (0,955) и его составляющие «морально-ориентированный тип суждений» (0,833), «нравственно-автономный тип суждений» (0,524),
Психологическое содержание когнитивного и эмоционального компонентов морального сознания личности студента
выделенные в ходе решения студентами моральной дилеммы.
- Шестой фактор «Зависимость» (факторный вес 1,514) объединяет компоненты, отражающие октанты теста Т. Лири: «покорный - застенчивый» (0,775), «недоверчивый - скептический» (0,645), «зависимый - послушный» (0,5906). Содержательно данный фактор может быть описан через следующие характеристики: застенчивость, склонность к подчинению, стремление брать на себя чужие обязательства, реалистичность суждений, критичность по отношению к социальным нормам, вежливость, доверчивость, потребность в помощи.
Таким образом, психологическое содержание когнитивного компонента морального сознания студента представлено уровнем развития нравственных представлений, типом морального суждения. Психологическое содержание эмоционального компонента морального сознания студентов обусловлено эмоционально-нравственной оценкой своего поколения, а также эмоционально-нравственной самооценкой межличностных отношений.
2. Результаты дисперсионного анализа показали, что психологическое содержание когнитивного и эмоционального компонентов морального сознания студентов различно для выделенных специальностей и зависит от этапа обучения. Исследованием выявлено, что тип моральных суждений меняется в зависимости от специальности обучения: у студентов специальности «Психология» больше личностно значимых суждений, по сравнению со студентами специальности «Коммерческая деятельность» (р<0,02), а студентами специальности «Международные отношения» (р<0,05). У студентов-психологов преобладают социально ориентированные суждения, по сравнению со студентами-международниками (р<0,02). Студенты-бухгалтеры отличаются преобладанием социально ориентированных суждений, по сравнению со студентами специальности «Международные отношения» (р<0,01).
— Седьмой фактор представлен «личностно-ориентированным типом суждений» (0,631) и «социально-ориентированным типом суждений» (0,516) и обозначен нами как «Личностно значимый и социально ориентированный тип суждений» (факторный вес 1,207). Уровень социального понимания рождается через личный интерес, постепенно преодолевается эгоистическая направленность и признается важность социальных, правовых норм в ситуациях морального выбора.
Выделенные факторы составили когнитивный и эмоциональный компоненты морального сознания личности студента (см. табл. 1).
Таблица 1
Установлено, что тип моральных суждений меняется в зависимости от курса обучения: на 1-м курсе больше личностно значимых (р<0,01), нравственно автономных (р<0,01) и морально-нравственных суждений в целом (р<0,05) по сравнению с 4-м курсом.
Выявлены различия в когнитивной составляющей нравственных представлений: студенты-психологи выделяют больше нравственных категорий по сравнению со студентами-экономистами (р<0,02), но в структуре их ценностей в меньшей степени представлены нравственные, по сравнению с остальными специальностями (р<0,05). Понятия «совесть», «стыд» более высоко осознаны студентами-бухгалтерами, по сравнению со студентами специальности «Коммерческая деятельность» (р<0,05). Среди универсальных общечеловеческих ценностей нравственных больше на 4-м курсе (р<0,01), но студенты 1-го курса лучше ориентируются в понятии «нравственные категории» (р<0,01).
Существенные различия были выявлены в эмоционально-нравственной самооценке межличностных отношений в зависимости от специальности обучения. Наиболее выражены различия в эмоционально-нравственной самооценке межличностных отношений между студентами социально-ориентированной специальности «Психология» и студентами специальности «Бухгалтерский учет,
Факторы когнитивного и эмоционального компонентов морального сознания студентов
Когнитивный Эмоциональный
1 Фактор Факторный вес Фактор Факторный вес
2 Нравственные представления 4,141 Доброжелательность 3,161
3 Морально-нравственные суждения 1,672 Эгоистичность 2,566
4 Личностно значимые и социально-ориентированные суждения 1,207 Эмоционально-нравственная оценка своего поколения 1,855
5 Зависимость 1,514
Итого 7,02 Итого 9,09
анализ и аудит», ориентированной на работу со знаковой информацией. Студенты специальности «Психология» имеют более высокие показатели по следующим октантам опросника Т. Лири: «прямолинейный - агрессивный» (р<0,05), «недоверчивый - скептический» (р<0,02), «покорный - застенчивый» (р<0,01), «зависимый - послушный» (р<0,01), «сотрудничающий - конвенциальный» (р<0,01), «ответственный - великодушный» (р<0,01), по сравнению со студентами специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
В эмоционально-нравственной самооценке межличностных отношений студенты специальности «Психология» характеризуют себя как более искренних, открытых, что иногда переходит в недружелюбие и несдержанность. Студентов-психологов характеризует готовность помогать окружающим, у них более развито чувство ответственности, иногда доходящей до сверхобязательности, преобладания гиперсоциальных установок и подчеркнутого альтруизма. У студентов-психологов проявляется компромиссное поведение, несдержанность в излиянии своего дружелюбия. Студенты-бухгалтеры, по сравнению со студентами-психологами, в меньшей степени покорны, склонны брать на себя чужие обязательства и испытывать чувство вины, у них менее проявляется потребность в помощи со стороны окружающих. В целом студенты-бухгалтеры оценивают себя как более закрытых и независимых в межличностных отношениях.
Таким образом, будущих психологов характеризует личностно значимый тип моральных суждений, более высокий уровень развития нравственных представлений, альтруизм, тесное сотрудничество с референтной группой. Студенты-бухгалтеры отличаются социально ориентированным типом моральных суждений, закрытостью в межличностных контактах, более низким уровнем развития нравственных представлений. Выявленные различия показывают нравственную направленность профессии психолога как социально ориентированной.
Выводы
1. Нравственные представления студентов определяют содержание когнитивного компонента, а эмоционально-нравственная самооценка отношений с другими людьми - содержание эмоционально-оценочного компонента морального сознания студентов.
2. Психологическое содержание когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов морального сознания студентов обусловлено специ-
альностью и этапом обучения. Установлено, что специальность обучения определяет психологическое содержание эмоционально-оценочного компонента морального сознания студентов, этап обучения в большей степени оказывает влияние на содержание нравственных представлений и тип моральных суждений.
3. Наиболее выражены различия в психологическом содержании компонентов морального сознания между студентами гуманитарной специальности «Психология» и студентами экономической специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Библиографический список
1. Антилогова, Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности [Текст] : дис. ... д-ра. психол. наук / Л. Н. Антилогова. - Новосибирск, 1999. - 434 с.
2. Архангельский, Л. М. Социально-этические проблемы теории личности [Текст] / Л. М. Архангельский. - М.: Мысль, 1974. - 221 с.
3. Братусь, Б. С. Смысловая сфера личности [Текст] / Б. С. Братусь // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. -СПб.: Питер, 2000. - 480 с.
4. Дробницкий, О. Г. Понятие морали. Историко-критический очерк [Текст] / О. Г. Дробницкий. - М.: Наука, 1974. - 387 с.
5. Гайворонская, А. А. Интеллектуальный уровень как фактор содержания нравственных представлений студентов [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. А. Гайворонская. - М., 2009. - 23 с.
6. Кузнецова, И. В. Профессиональное развитие студентов педагогического вуза [Текст] : учебное пособие / И. В. Кузнецова, Ю. П. Поваренков. - Сыктывкар: Коми пединститут, 2003. - 128 с.
7. Леденцов, Д. С. Ценности как фактор смысло-жизненных ориентаций современного российского студенчества и их динамика (на примере технических вузов города Иркутска) [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Д. С. Леденцов. - Иркутск, 2007. - 24 с.
8. Сучкова, Т. В. Нравственная сфера личности студентов как субъектов учебно-профессиональной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. В. Сучкова. - Казань, 2008. - 23 с.
9. Токарева, В. А. Психология нравственного развития студента: феноменология, типология, закономерности [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук / В. А. Токарева. - М., 1991.
10. Шадриков, В. Д. Психологическое описание нормального человека (идеологические, теоретические и методологические проблемы) [Текст] / В. Д. Шадриков // Психология. Вестник Высшей школы экономики. Том 5. - 2008. - № 2. - С. 3-24.
Психологическое содержание когнитивного и эмоционального компонентов морального сознания личности студента