УДК 378.18 ББК Ч448.00
ИЗМЕРЕНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
М.А. Волкова Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)
В условиях информационного противоборства, осуществляемого в духовной сфере современного российского общества, повышается роль организаций высшего образования в формировании нравственной культуры высококвалифицированных кадров. При измерении и оценивании нравственной культуры студентов предлагается рассматривать ее как систему, состоящую из четырех компонентов: когнитивного, потребностно-мотивационного, эмоционально-чувственного, поведенческо-волевого. Представлены критерии и показатели для определения нравственной культуры студентов. Охарактеризованы уровни нравственной культуры студентов. Для определения уровня нравственной культуры студентов предлагается использовать метод экспертных оценок, результаты рейтинга студентов, отражающие их участие в жизни факультета и университета, и метод письменного опроса.
Ключевые слова: нравственная культура, студенты, учебно-педагогическое взаимодействие, уровни, критерии, показатели, измерение и оценивание.
Актуальность проблемы подготовки в организациях высшего профессионального образования бакалавров, магистров и специалистов, обладающих высоким уровнем нравственной культуры, отражена в документах, формулирующих политику государства в сфере образования. Так, в главе 69 закона «Об образовании в РФ» в качестве цели подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности называется «обеспечение подготовки в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии...» [7, гл. 69, п. 1].
Данные цели нашли отражение в содержании ФГОС третьего поколения. Проиллюстрируем данное утверждение типичным примером. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению 010200 Математика и компьютерные науки (квалификация «бакалавр») отражены следующие общекультурные компетенции, присвоение которых направлено на формирование нравственной культуры студентов:
- умение работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчинять личные интересы общей цели (ОК-1);
- обладание знаниями правовых и этических норм и использованием их в профессиональной деятельности (ОК-2);
- способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-4) [14].
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по тому же направлению подготовки 010200 Математика и компьютерные науки (квалификация «магистр») также представлены общекультурные компетенции, присвоение которых направлено на формирование нравственной культуры студентов: «углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов» (ОК-4) [15].
Подготовка высококвалифицированных кадров, обладающих высоким уровнем нравственной культуры, осуществляется в обществе, где существуют разнонаправленные тенденции, оказывающие влияние на формирование нравственности конкретной личности. С одной стороны, формирование нравственной культуры молодежи, в том числе студенческой, осуществляется под влиянием нацио-
нальной и мировой культуры, приобщение к которой целенаправленно осуществляется в образовательных организациях, в том числе высшего профессионального образования, в учреждениях культуры; в ходе участия молодежи в процессах формирования и развития гражданского общества, базирующегося на традиционных ценностях российской культуры, идеалах социальной справедливости, ценности прав и свобод личности. Эти процессы в последнее десятилетие активно поддерживаются на государственном уровне, молодежь вовлекается в активную общественную жизнь. Кроме того, в современном обществе формирование нравственной культуры ряда студентов осуществляется под влиянием такого социального института, как церковь.
С другой стороны, достаточно сильным остается влияние массовой культуры, являющейся носителем деструктивных социальных элементов. Вследствие агрессивной политики ряда СМИ, широко использующих для этого возможности интернета, а также деятельности ряда учреждений сферы досуга, делающих бизнес на культивировании низменных потребностей человека, современной молодежи, в том числе студенческой, навязываются ложные ценности [2].
В сентябре 2012 г. на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодёжи в г. Краснодаре президент РФ В.В. Путин в своем выступлении подчеркнул, что информационное противоборство в духовной сфере направлено на ослабление, а в дальнейшем на уничтожение государства: «Как показывает . исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды - это сфера жёсткой конкуренции, порой - объект открытого информационного противоборства. искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств». «Нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом „каждый - сам за себя“, следуя примитивным инстинктам нетерпимости, эгоизма и иждивенчества» [10].
Все это является отражением социального заказа общества сфере образования, в том числе высшего, по формированию в ходе учебно-педагогического взаимодействия выпускников, обладающих высоким уровнем нравственной культуры.
Именно образовательные организации оказываются ключевым элементом системы, направленной на формирование культуры личности, в том числе нравственной. Для большинства молодежи студенческого возраста в качестве такой организации выступает высшая школа.
Нравственная культура является своего рода духовной предпосылкой любого вида деятельности, в том числе учебной, трудовой, общения, определяет содержание и форму взаимоотношений с окружающими, отношение к духовным и материальным ценностям [12]. Повышение уровня нравственной культуры невозможно без приобщения к высшим человеческим ценностям, выработки фундаментальных нравственных понятий, чувств, определяющих способность индивида жить нравственно, согласно законам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о том, как надо жить, воплощаются в повседневных поступках и поведении.
Анализ работ, посвященных проблеме формирования нравственной культуры студентов, представлен в нашей статье [5]. Он позволил выделить следующие педагогические условия формирования нравственной культуры студентов в ходе учебно-педагогического взаимодействия: во-первых, информирование студента о содержании понятия нравственной культуры личности как системы (организация информационного обеспечения); во-вторых, актуализация положительного отношения к моральным нормам (организация моделирования студентом своей личности с позиции нравственного идеала); в-третьих, развитие нравственных чувств (гуманистическое ориентирование личности); в-четвертых, обогащение нравственного опыта студента (включение в деятельность, направленную на нравственное самосовершенствование, самовоспитание и помощь тем, кто в ней нуждается). Реализация выделенных педагогических условий способствует получению студентами знаний по теории и практике становления и развития нравственной культуры, позитивному отношению к соблюдению норм морали, в том числе при осуществлении профессиональной деятельности, творческому подходу к осуществлению нравственного самосовершенствования, самовоспитания, помощи тем, кто в ней нуждается.
Существует ряд исследований, представляющих характеристики уровней нравственной
культуры личности. Так, в работе В.П. Большакова [4] дана подробная характеристика трех уровней нравственной культуры личности. На основании этой развернутой характеристики нам представляется возможным выделить такие показатели, как доминирующие потребности (ценности), отношение к требованиям морали и нравственности, отношение к окружающим, отношение к прекрасному (к эстетическим ценностям).
Если давать краткую характеристику личности, находящейся на низшем уровне нравственной культуры, необходимо отметить, что главными в ее жизни являются потребности (и ценности) «материально-вещного существования и комфорта». Для такой личности нормы морали не превратились в нравственные нормы и носят характер внешних ограничителей его поведения и деятельности. Если общество, в котором живет данная личность, поощряет добро и старается блокировать проявления зла, то, прагматически относясь к требованием морали и желая сохранить уважение окружающих, она (личность) будет делать выбор в пользу нравственного поведения. Если же референтная для данной личности группа выбирает ценности псевдокультуры, такая личность также становится на путь саморазрушения. Личность, находящаяся на низшем уровне нравственной культуры, безразлична к эстетической стороне жизни.
Для личности, стоящей на более высоком уровне нравственной культуры, «высшими ценностями жизни и культуры могут выступить именно нравственные ценности. Для человека этого уровня характерно развитое нравственное сознание. И свое поведение, и поведение других людей нравственно оцениваются» [4]. Однако такая личность склонна абсолютизировать нормы морали. То есть, как нам представляется, средство (нормы морали и нравственности) нередко превращается в цель (соблюдать нормы морали и нравственности). На самом деле целью является человек (окружающие, близкие, с нашей точки зрения, и сама осуществляющая нравственную рефлексию личность). Между нравственными и эстетическими ценностями у такой личности зачастую возникают противоречия, доходящие иногда до рассмотрения их как взаимоисключающих.
Наконец, для человека высокого уровня нравственной культуры доминирующей цен-
ностью является человек, добавим - его жизнь и здоровье. Помня о своем нравственном несовершенстве и не осуждая окружающих, такая личность осуждает зло и противодействует ему. Отсутствует противопоставление нравственных и эстетических ценностей, добро и красота воспринимаются в их органическом единстве. Присутствует «настроенность и высокая степень умения отличать в конкретностях бытия культуру от ... псевдокультуры, антикультуры» [4].
Г.А. Омарова, воспользовавшись терминологией, предложенной Р.М. Салимовой, выделяет следующие уровни духовно-нравственной воспитанности студента вуза: ду-ховно-пробудившиеся - высокий уровень, духовно-ищущие - средний уровень, духовнопассивные - низкий уровень. Данный автор рассматривает в качестве критериев для определения уровня духовно-нравственной воспитанности студентов духовно-нравственную осознанность; психическую зрелость, эмоциональную устойчивость; практику общечеловеческих ценностей в жизни; умение применять знания в профессиональной деятельности [8].
Базируясь на данных работах, а также ряде психолого-педагогических источников [1, 3, 6, 8, 11, 12], считаем целесообразным при измерении и оценивании уровня нравственной культуры студентов рассматривать последнюю как систему, состоящую из четырех компонентов.
Первый компонент - когнитивный -включает в себя знания о нравственной культуре личности, т. е. понимание содержания таких категориях, как добро, зло, справедливость, совесть, долг, смысл жизни, счастье, любовь, сформированность представлений о моральных нормах; способность к нравственным суждениям, т. е. умение оценить свой собственный поступок или поступок других людей с точки зрения морали; способность к осознанию мотивов этих поступков, что в дальнейшем трансформируется в нравственные убеждения человека.
Влияние на когнитивный компонент нравственной культуры студента осуществляется благодаря нравственному просвещению, направленному на развитие нравственного сознания и нравственных убеждений.
Второй компонент нравственной культуры студента - потребностно-мотивационный, представляет собой систему доминирующих
нравственных потребностей, мотивов деятельности и поведения личности. Именно этот компонент определяет ориентацию личности (например, альтруистическую или эгоистическую).
Третий компонент - эмоционально-чувственный, предполагает формирование характера нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатия, стыд и др.
По мнению Т.П. Гавриловой, нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему моральное сознание, знание норм и правил поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Учебнопедагогическое взаимодействие, игнорирующее эмоциональную сферу, оказывает слабое воздействие, не способствует формированию внутренних стимулов и побуждений к нравственным поступкам [6].
Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства.
О сформированности у студента общественно-ценного нравственного отношения к жизни и нравственного поведения можно говорить тогда, когда нравственное чувство и сознание превращаются во внутреннего контролера, не позволяющего переступить через нравственный закон. Развиваясь на прочном фундаменте потребностно-эмоциональной
сферы, сознание студента постепенно превращается в нравственную сущностную силу, дающую ему возможность посильного участия в управлении своими влечениями, желаниями, интересами, страстями. В основе направленности личности студента лежат ее потребности, предполагающие дальнейшее удовлетворение и поэтому порождающие влечения, желания, стремления, эмоциональные состояния, которые заставляют студента проявлять активность. Результативность деятельности студента в значительной степени определяется уровнем развития нравственных потребностей (в познании, труде, творчестве, самореализации, достижении, признании,
одобрении, доверии, социальной включенности, понимании и осмыслении собственного пути и так далее). Особую значимость имеет потребность в общении, которая способствует установлению многообразных связей, партнерских отношений, сотрудничества, умения работать в коллективе, подчинять свои интересы его требованиям для достижения общей цели, стимулирует обмен знаниями, опытом и так далее [1, 3].
Четвертый компонент нравственной культуры личности - поведенческо-волевой - выражает степень сформированности нравственной устойчивости и нравственного поведения.
Именно в студенческом возрасте развивается нравственная устойчивость личности. В своем поведении студент все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.
Нравственная устойчивость появляется тогда, когда сам студент начинает работать над собой под влиянием собственных внутренних побуждений, осознавая имеющиеся недостатки или стремясь достичь более высокого уровня нравственной культуры.
О нравственной культуре человека судят по его поведению, и его единице - поступку. Нравственный поступок - это осознанная, побуждаемая нравственными мотивами форма поведения человека, в которой он проявляет себя как нравственная личность в отношении к другому человеку, себе самому, обществу и миру в целом. В основе поступков лежат нравственные мотивы, действия, регулируемые общественными нормами морали и собственной совестью человека.
Нравственная культура формируется в ходе осуществления нравственной деятельности. Нравственная деятельность предполагает самовоспитание и самосовершенствование как целенаправленную активность по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств, что невозможно без должного уровня развития волевых качеств.
Элементами системы самовоспитания личности являются глубоко осознанные цели и задачи, выработанные и принятые челове-
ком жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования; глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъявляемые к деятельности и личности; наличие внутреннего самосознания, способности к объективной критической оценке своего поведения; определенную степень совершенствования волевых качеств и наличие привычек эмоционального саморегулирования, особенно в трудных и сложных ситуациях, экстремальных условиях.
В ходе учебно-педагогического взаимодействия, направленного на становление нравственной культуры личности, студенты ставят перед собой цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и действуют в соответствии с ними, а также с собственными способностями и интересами и индивидуальными психофизиологическими возможностями.
Развернутая характеристика компонентов нравственной культуры личности позволяет предложить критерии и их показатели, дать уровневую характеристику нравственной культуры студентов.
Представляется целесообразным
выделить следующие критерии для измерения и оценивания уровня нравственной культуры студентов.
1. Наличие фундаментальных этических знаний и представлений, навыков взаимодействия с окружающими людьми, умений использовать эти знания при оценке собственных действий и действий других людей.
2. Высокая степень развитости нравственных чувств, особенно ярко проявляющуюся в отношениях с другими людьми - в проявлении милосердия, уважения, желания помочь нуждающимся, взять на себя заботу о них.
3. Способность устанавливать взаимоотношения с окружающими на основе доверия, взаимовыручки, доброжелательности, уважения личного достоинства других.
4. Осознанное участие в общественной работе, иной социально одобряемой деятельности на благо окружающих, осознанная подготовка к будущей профессиональной деятельности.
Ярко выраженные один или несколько из названных критериев еще не характеризуют высокий уровень нравственной культуры студента. Только при максимально возможном для каждой личности одновременном наличии всех или большинства предложенных крите-
риев можно говорить о высоком уровне нравственной культуры.
При измерении и оценивании уровня нравственной культуры студентов в ходе учебно-педагогического взаимодействия
предлагается использовать следующие показатели: знания в области нравственной культуры (I), потребность в проявлении нравственных чувств (II), активное проявление нравственных качеств (III), стабильность нравственного выбора (IV), свидетельствующие, соответственно, о направленности личности:
- на приобретение этических знаний; выработку нравственных представлений (I);
- внутреннюю потребность руководствоваться нравственными нормами (II);
- превращение этических знаний в убеждения, установки, выработка привычек нравственного поведения (III);
- осуществление устойчивого нравственного выбора, умение взять на себя ответственность за совершенный поступок при выполнении любого вида деятельности (IV).
Предлагаем использовать 3-балльную шкалу оценки каждого из выделенных выше показателей нравственной культуры студента, выделяя три уровня - высокий, средний и низкий (см. таблицу).
I. Знания в области морали и нравственности (этические знания).
Низкий уровень (А) - наличие фрагментарных нравственных представлений и этических знаний, которые не реализуются в повседневной жизни, отсутствие стремления к самосовершенствованию.
Средний уровень (Б) - означает наличие интереса к вопросам морали и нравственности, представлений в области морали и нравственности, понимание важности соблюдения норм и принципов морали.
Высокий уровень (В) - предполагает единство знаний, интересов, представлений в области морали и нравственности и их реализацию в повседневной жизни.
II. Потребность руководствоваться нравственными нормами.
Низкий уровень (А) - характеризуется слабо выраженным стремлением руководствоваться нравственными нормами в жизнедеятельности, нормы морали не превратились в нравственные нормы и носят характер внешних ограничителей поведения и деятельности.
Средний уровень (Б) - характеризуется наличием определенной степени стремления руководствоваться нравственными нормами в жизнедеятельности. И свое поведение, и поведение других людей нравственно оцениваются, однако такая личность склонна абсолютизировать нормы морали, то есть средство (нормы морали и нравственности) нередко превращается в цель (соблюдать нормы морали и нравственности).
Высокий уровень (В) - характеризуется наличием активного стремления руководствоваться нравственными нормами. Помня о своем нравственном несовершенстве и не осуждая окружающих, такая личность осуждает зло и противодействует ему.
III. Активное проявление нравственных качеств.
Низкий уровень (А) - означает недостаточную убежденность в необходимости руководствоваться в жизни нравственными установками, отсутствие гуманистической ориентированности личности.
Средний уровень (Б) - предполагает наличие убеждений, адекватных этическим знаниям и нравственным представлениям, взаимообусловленность ценностных ориентаций и установок, которые, однако, не всегда реализуются в поступках.
Высокий уровень (В) - характеризуется сформированностью системы убеждений,
ценностных ориентаций и установок, побуждающих овладевать новыми нравственными знаниями и реализовывать их в деятельности, основанной на гуманном отношении к человеку.
IV. Стабильность нравственного выбора.
Низкий уровень (А) - означает нежелание личности действовать в соответствии с полученными знаниями, отсутствие осознанной оценки в своих действиях.
Средний уровень (Б) - характеризуется достаточно активным желанием личности действовать в соответствии с полученными знаниями, проявлением активной позиции личности в соответствии с нравственными убеждениями, ценностями, установками.
Высокий уровень (В) - сформированность мотивационно-целевого компонента в структуре личности, умение давать оценку нравственным качествам собственной личности.
Комбинации всех этих уровней дают, соответственно, низкий, средний или высокий уровни нравственной культуры студентов.
Для определения уровня нравственной культуры студентов предлагаем использовать: метод экспертных оценок (где в качестве экспертов выступают куратор, преподаватели, руководители практик), результаты рейтинга студентов, отражающие их участие в жизни факультета и университета (культурно-массовая, спортивная, гражданско-патриотическая,
Оценка уровня нравственной культуры студентов
Уровень нравственной воспитанности Знания в области морали и нравственности (I) Потребность в проявлении нравственных чувств (II) Активное проявление нравственных качеств (III) Стабильность нравственного выбора (IV)
А А А А
Низкий Б Б А А
А А Б А
А Б А Б
Б Б Б А
А Б Б Б
Средний Б Б Б Б
В Б Б А
В А В А
Б Б В Б
В В Б Б
В В В Б
Высокий
Б Б В В
В В Б В
В В В В
учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность, трудовые дела, профориентационная работа студентов со школьниками, участие в социальных акциях: «Рука помощи» - работа с подшефными из детских домов, «День донора» и др.), а также метод письменного опроса по методике [13], адаптированной для студенческого возраста.
Литература
1. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л.М. Архангельский. - М. : Знание, 1973. - 63 с.
2. Безносюк, Е.В. Психопатология совре-
менной культуры / Е.В. Безносюк, М.Л. Князева. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/
Psihol/Article/Bez_PsSovKult.php.
3. Белова, Д.Н. К вопросу о коммуникации и нравственной культуре / Д.Н. Белова // Вестник МГИМО-Университета. - 2012. -№ 4. - С. 204-209.
4. Большаков, В.П. Культура как форма человечности: учеб. пособие /В.П. Большаков. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 92 с. - http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Culture/Bolsch/03.php.
5. Волкова, М.А. Развитие нравственной культуры студентов в образовательном процессе /М.А. Волкова // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование. Педагогические науки». - 2010. -Вып. 9. - № 23 (199). - С. 82-88.
6. Гаврилова, Т.П. О воспитании нравственных чувств / Т.П. Гаврилова. - М. : Просвещение, 1984. - 256 с.
7. Закон «Об образовании в РФ». -http://минобрнауки.рф.
8. Омарова, Г.А. Духовно-нравственное
воспитание студентов вузов на основе общечеловеческих ценностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук /Г. А. Омарова. - Алматы, 2010. - 23 с.
9. Павлов, В.И. Духовно-нравственная культура и проблема ее формирования у студентов / В.И. Павлов // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И.Я. Яковлева. -2010. - № 1. -С. 117-123.
10. Путин: на культурное самосознание нации пытаются влиять извне, это форма конкурентной борьбы // Газета. Ям. - 2012. -12 сент. - http://www.gazeta.ru/politics/news/ 2012/09/12/п 2526629^Ыт1
11. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека /Г.Н. Сериков. - М. : Мнемозина, 2002. - 416 с.
12. Франц, А.С. Нравственная культура человека как ресурс совершенствования / А.С. Франц // Образование и наука. - 2005. -№ 4. - С. 106-113.
13. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Книга для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М. : Просвещение, 1988. -207 с.
14. Федеральный государственный об-
разовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 010200 Математика и компьютерные науки (квалификация «бакалавр»). - http://www.
edu.ru/db-mon/mo/Data/d 10^^374-1^4/.
15. Федеральный государственный об-
разовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 010200 Математика и компьютерные науки (квалификация «магистр»). - http://www.
edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm760-1.pdf.
Волкова Милена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности», Южно-Уральский государственный университет, уша63@ inbox.ru.
Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Pedagogy” _____________2013, vol. 5, no. 3, pp. 114-121
MEASUREMENT AND ASSESMENT OF STUDENTS’ MORAL CULTURE IN THE EDUCATION AND PEDAGOGIC INTERACTION
M^. Volkova
Under information confrontation taking place in the spiritual area of modern Russian society the role of higher education institutions in forming the moral culture of highly-qualified specialists increases. To measure and assess the students’ moral culture
it is suggested to consider it as a system consisting of four components: cognitive component, needs and motivational component, emotional and sensitive component, behavioral and willed component. The criteria and indicators to define the level of students’ moral culture are presented. The levels of moral culture are characterized. To define the level of students’ moral culture it is offered to use the expert evaluation method, written questionnaire, the results of students’ ranking, showing their activity in department life and in university life.
Keywords: moral culture, students, education and pedagogic interaction, levels, criteria, indicators, measurement and assessment.
Volkova Milena Alexandrovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Life Safety Chair, South Ural State University ( Chelyabinsk), [email protected].
Поступила в редакцию 15 мая 2013 г.