DOI: 10.12731/2218-7405-2017-1-6-17 УДК 378.03.015
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДА САХА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ
Борисова Т.М.
Статья посвящена актуальной, в условиях совершенствования системы образования в России, политико-экономической реальности, теме нравственного воспитания будущих педагогов посредством духовной культуры народа саха.
Цель. Предметом анализа выступают педагогические условия воспитания нравственных ценностей посредством духовной культуры народа саха. Автор ставит целью раскрыть значение духовной культуры народа в воспитании нравственных ценностей у будущих педагогов.
Метод и методология проведения работы. Основу исследования образуют теоретико-методологический анализ, анализ собственного и передового педагогического опыта, диагностические методы.
Результаты. Результаты работы заключаются в том, что автор отмечает значительное повышение уровня сформированности нравственных ценностей у студентов экспериментальной группы.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены учителями, преподавателями в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: ценности; нравственность; духовная культура; педагоги; студенты.
FORMATION OF MORAL VALUES OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL INSTITUTES
Borisova T.M.
Purpose. The article is devoted, in terms of improving the education system in Russia, political and economic reality, the subject of moral
education offuture teachers. The subject of analysis are the pedagogical conditions of education of moral values. The author aims to reveal the value of the spiritual culture of the people in the education of moral values at the future teachers.
Methodology. The basis of the research form the theoretical and methodological analysis, equity and advanced pedagogical experience, diagnostic methods.
Results. The results concluded that the author notes a significant increase in the level offormation of moral values in students of the experimental group.
Practical implications. The proposed system of pedagogical conditions, technologies, forms and methods as a holistic innovation process can be used in the work of teachers and educators of secondary schools, employees of institutions of additional education.
Keywords: value; moral; spiritual culture; teachers; students.
Современное российское общество продолжает переживать переходный период, характеризующийся сложностью и противоречивостью социально-экономических, политических и культурных процессов. Происходящий в стране глубокий системный кризис вызвал толчок к конфликту ценностей, а значит, и их переоценки, что повлекло за собой такие явления как бездуховность, безразличие некоторой части молодежи к этническим и общечеловеческим ценностям. Возникает противоречие между потребностью, желанием в нравственном самосовершенствовании молодежи и проявлением форм девиантного поведения некоторой части молодежи (преступность, терроризм, межнациональные конфликты, алкоголизм, наркомания и т.д.).
Педагог, которого сегодня ждет школа, должен быть высокодуховной личностью, обладающей обширными знаниями в области морали, имеющей твердые нравственные принципы, способной на самостоятельные нравственные решения и поступки. Для студентов педагогического института духовная культура - это личностно и профессионально значимое качество, так как педагог есть воспитатель, призванный быть носителем общечеловеческих ценностей,
образцом высоконравственного поведения и высокой культуры межличностного общения. Исходя из вышеизложенного, актуализируется ряд факторов, среди которых: необходимость в разработке и внедрении педагогических условий, систем и технологий, обеспечивающих достижение высокого уровня сформированности нравственных ценностей у студентов; использование воспитывающего потенциала духовной культуры народа, как эффективного средства нравственного воспитания молодежи; решение противоречия между потребностью в формировании нравственных ценностей у студентов и недостаточной разработанностью его содержательного и методического аспектов в традиционной системе нравственного воспитания.
«Ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим ценностям, таким, как человек, жизнь, общество, труд, познание, но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как совесть, справедливость, равенство, когда само отношение выступает в качестве ценности» [120, с. 427]. Общим для ученых, разрабатывающих это направление в образовании, является обращение к общественной морали, признание ее роли в воспитании нравственности: «Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести» [94, с. 269]. Кроме общественной морали для нравственного развития личности огромную роль играет ее собственные ошибки и решения. Выдающийся ученый В.Г. Иванов пишет: «Для нравственного развития личности плодотворнее самому совершить ошибку, ее пережить, прочувствовать и исправить, чем взять готовое, правильное, но не пережитое в собственном опыте решение» [63, с. 127].
«Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности» [6, с. 107]. В центре внимания нравственных ценностей находятся такие базовые ценности, как истина, добро, красота, чувство долга, совесть. Особенно примечательны здесь слова выдающегося педаго-
га В.А. Сухомлинского, который писал: «Воспитание - это прежде всего человековедение» [137, с. 8]. Эту же концепцию утверждает и великий философ И. Кант, который излагал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» [78, с. 35]. Излагая свою этическую концепцию в «Метафизике нравов», Кант рассматривал моральное чувство как восприимчивость к удивлению и неудовольствию, соотносил его с законом долга.
Приводим следующие основные положения работы:
Первое: Модель педагогической технологии по формированию нравственных ценностей у студентов на основе духовной культуры народа саха в дополнительном образовании, представляющая собой совокупность условий, средств, способов и приемов как целостный педагогический процесс.
Второе: Система педагогических условий, обеспечивающая формирование нравственных ценностей у студентов в дополнительном образовании на основе духовной культуры народа саха (рациональное сочетание этнического и общечеловеческого в формировании личности, педагогический потенциал духовной культуры народа саха, педагогическая технология).
Третье: Критериально-диагностирующий инструментарий по определению сформированности нравственных ценностей у студентов физкультурного вуза в дополнительном образовании на основе духовной культуры народа саха.
По первому положению, нами рассматривается организация, содержание и методика опытно-экспериментального исследования по формированию нравственных ценностей у студентов на основе духовной культуры народа саха. Опытно-экспериментальная работа имела целью доказать, что внедрение педагогического потенциала духовной культуры народа саха в образовательный процесс в значительной мере способствует формированию нравственных ценностей у студентов физкультурного вуза.
Развитию потребности студентов в нравственных ценностях способствовало содержание экспериментальной программы по курсу
«Духовно-нравственное воспитание». Основными промежуточными задачами второго этапа эксперимента являлись: воспитание у студентов установки на доброжелательное отношение друг к другу, развивать отношения сотрудничества, сплоченности, коллективизма. Реализация поставленных задач основывалась на мотивации студентов и их заинтересованности в личностном культурном росте в процессе формирования нравственных ценностей на основе духовной культуры народа саха. В основу изучения духовной культуры народа саха легли следующие принципиальные положения: процесс изучения духовной культуры создает возможности для формирования мировоззрения, взглядов, убеждений и нравственных ценностей, необходимых современному человеку, будущему педагогу; духовно-нравственный потенциал произведений якутских писателей, поэтов, художников, музыкантов порождает особую систему гуманистических ценностей-убеждений; в процессе изучения духовной культуры народа саха формируются такие ценности, как терпимость, честность, патриотизм, познавательная потребность, чуткость, активная жизненная позиция и др.; нравственные категории общения являются более важными, чем учебно-теоретические задачи; личность преподавателя оказывает непосредственное влияние на формирование ценностного сознания студента; основополагающим методом общения между людьми как в учебной, так и во всякой иной сфере деятельности является духовный контакт и диалог; формирование духовного аспекта личности - важнейшая задача воспитательного процесса; развитие рефлексивно-оценочных свойств личности, направленных на самооценку, самовыражение, самосовершенствование и самопознание становится важнейшей частью воспитания; процесс формирования нравственных ценностей является системным, непрерывным, непрекращающимся с получением высшего образования.
Ключевая ценность программы - попытка подготавливать студентов правильно строить свою жизнь, привитие понятия «собственная жизнь зависит от самих себя», к выбору жизненной дороги в границах культуры. Наивысшие ценности жизни в качестве пред— 10 —
мета осмысления включены в программу как система. Вся система программы концентрируется на понятии «витагенная педагогика». «(vita - по-латински «жизнь») обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях» [75, с. 87]. Система программы строится по блокам. Такое введение неслучайно, ибо проблемы жизни, которые вечно решает каждый человек, напрямую связаны с отношением, в первую очередь, именно к этим наивысшим ценностям: «человек», «жизнь», «мораль», «духовный мир», «самосовершенствование». Наивысшие ценности стягивают в единый узел всю совокупность жизненных задач, разрешаемых человеком.
По второму положению прослеживался процесс реализации модели педагогической технологии и поэтапное изложение ее влияния на духовно-нравственное становление личности студентов. Этому способствовало систематическое проведение занятий по специально разработанной модели педагогической технологии. Это - занятия-диспуты, которые повысили интерес студентов к духовной культуре родного народа, развивали их умение анализировать, высказывать свое мнение, определять свои потребности в нравственных ценностях. Модель педагогической технологии содержит четыре компонента: информационно-содержательный, организационно-деятель-ностный, коммуникативно-творческий и рефлексивно-оценочный.
Нами была разработана и введена в практику педагогическая модель по формированию нравственных ценностей у студентов на основе духовной культуры народа саха. Понятие модели мы понимаем в инструментальном значении как план осуществления учебно-воспитательного процесса, основу, которую составляет совместная деятельность студентов и преподавателя. Педагогическая модель содержится внутри программы и включает описание принципов, схему обоснования процесса формирования нравственных ценностей у студентов на основе духовной культуры народа саха, технологические компоненты данного процесса. Педагогическая модель отражает закономерности и условия формирования «духовно
красивого человека». В ней предусмотрены педагогические условия и механизмы формирования нравственных ценностей у студентов через структурные компоненты.
Для обеспечения результативности педагогической модели по формированию нравственных ценностей на основе духовной культуры народа саха, мы считаем необходимым предусмотреть четыре компонента:
1. Информационно-содержательный (экспериментальная программа витагенная информация).
2. Организационно-деятельностный (формы организации, средства, методы, приемы).
3. Коммуникативно-творческий (диалог, дискуссия, рисование -выражение красками, изображением своих чувств, воображений).
4. Рефлексивно-мотивационный (рефлексия, анализ, интерио-ризация).
Так, формирование нравственных ценностей у студентов института на основе духовной культуры народа саха представляло собой относительно самостоятельную педагогическую систему. В эксперименте исследование осуществлялось поэтапно.
Первый этап экспериментальной работы - этап актуализации процесса формирования нравственных ценностей был направлен на развитие мотивационного компонента. Второй этап - этап усвоения сущности влияния духовной культуры народа саха на формирование нравственных ценностей способствовал развитию содержательного компонента. Третий этап - этап практического применения нравственных ценностей обеспечил формирование деятельностного компонента.
По третьему положению, нами выделяются четыре критерия сформированности нравственных ценностей у студентов: когнитивный, чувственно-эмоциональный, мотивационно-рефлексивный и деятельностный. Показателем когнитивного критерия является наличие знаний о нравственных ценностях, их осознанность, полнота, системность, конкретность, прочность. Показателем
эмоционально-чувственного критерия является позитивное отношение к человеку, моральным нормам общества, принятие их как своих собственных и потребность следовать им. Показателем мотивационно-рефлексивного критерия является способность к самоанализу, самовоспитанию и самосовершенствованию. Показателем четвертого - деятельностно-поведенческого критерия является устойчивость и активность нравственного поведения во всех жизненных ситуациях, использование нравственных ценностей в процессе жизнедеятельности.
К концу эксперимента были выявлены различия студентов контрольной и экспериментальной групп по уровням развития ценностных ориентаций. Сравнение ценностных ориентаций студентов по опытно-экспериментальной программе выявило следующие качественные отличия. Студенты, изучающие курс «Духовно-нравственное воспитание» по экспериментальной программе, показали не только широкую гуманитарную образованность, но и более устойчивые духовно-нравственные приоритеты, им свойственно брать на себя ответственность, проявлять такие ценности, как гражданственность, патриотизм, гуманизм и нетерпимость к злу и насилию. Отличает их и большая уверенность в завтрашнем дне, а также ориентация на созидание.
Итоговые замеры уровня сформированности нравственных ценностей в контрольных и экспериментальных группах были произведены с использованием тех же методик, что и на этапе констатирующего эксперимента. Как видно из приведенных в таблице данных, в экспериментальных группах на конец исследования фиксируется значительное качественное изменение уровня сформированности нравственных ценностей: в 3,5 раза увеличилось число студентов с высоким уровнем, количество студентов с низким уровнем сократилось в 5 раз, тогда как в контрольных группах эти изменения весьма незначительны. Сравнение этих результатов дает основание говорить об устойчивой положительной динамике формирования нравственных ценностей у студентов экспериментальных групп. В частности, значительно изменилось нравственное сознание мотивов
учебной деятельности, мотивов получения высшего образования. Материальные ценности - высокий доход, богатство назвали в числе приоритетных жизненных целей 15,62% опрошенных (против 53,8% на начало эксперимента). Одновременно с уменьшением данного показателя в экспериментальных группах значительно возрос показатель осознания общественной ценности профессии педагога и собственного служения на благо людям, он составил 73,4% против 41,02% в начале эксперимента. Далее, наблюдается повышение уровня сформированности нравственных ценностей у студентов экспериментальных групп по всем четырем критериям в среднем на 25%, тогда как в контрольных группах этот рост составляет 5 %. Таким образом, эксперимент подтвердил эффективность предлагаемой нами модели педагогической технологии, воспитывающего потенциала духовной культуры народа саха и реализации системы педагогических условий, обеспечивающих формирование у студентов нравственных ценностей.
В заключении мы приходим следующим основным выводам:
1. Экспериментально проверена эффективность модели педагогической технологии по формированию нравственных ценностей у студентов на основе духовной культуры народа саха.
2. В качестве критериев и показателей сформированности нравственных ценностей у студентов были выделены когнитивный, эмоционально-чувственный, мотивационно-рефлексивный и де-ятельностно-поведенческий критерии. Основными показателями сформированности нравственных ценностей были определены: знания, познавательные интересы, развитость нравственных чувств, гуманистическая ориентированность личности, самопознание, самосовершенствование и моральный самоконтроль, устойчивый нравственный выбор ценностей, осознание нравственного значения общественной и профессиональной деятельности, интерес к духовной культуре родного народа, понимание ее роли в формировании нравственного сознания молодого поколения и отдельной личности.
3. Обоснованы педагогические условия формирования нравственных ценностей у студентов на основе духовной культуры народа
саха (экспериментальная программа, педагогическая технология, литературный кружок, курс по выбору).
4. Качественные и количественные показатели, полученные в ходе проведенного опытно-экспериментального исследования, дают основание утверждать, что выдвинутая нами гипотеза правомерна, а полученные результаты являются следствием разработанной нами экспериментальной программы по формированию нравственных ценностей у студентов на основе духовной культуры народа саха.
5. В интересах повышения эффективности нравственного воспитания студентов в массовой педагогической практике нами разработаны научно-практические рекомендации, ориентирующие на вариативное использование полученных результатов.
Список литературы
1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. Субъективные факторы становления авторитета учителя. М: Академия, 1999. 107 с.
2. Амонашвили Ш.А Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. 560 с.
3. Абрамова М. Гуманистические представления в культуре народов Якутии. М.: Академия, 2003. 215
4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Р/на Дону: Издательского Ростовского педагогического университета. 2000. 352 с.
5. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. 432 с.
6. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 256 с.
7. Иванов В.Г. Этика: Воспитательная функция морали. М.: Питер, 2006. 127 с.
8. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России, 2001. 224 с.
9. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. Ростов-на-Дону, 2006. С.34-56.
10. Лихачев Б.Т. Педагогика: Мораль как форма общественного сознания, воздействия и воспитания. М.: Юрайт, 1996. 269 с.
11. Пидкасистый П.И. Педагогика: Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса. М.: Педагогическое общество России, 1998. 427 с.
12. Петрова В.И. Азбука нравственного взросления. СПб: Питер, 2007. 304 с.
13. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Текст]: Школа радости. Киев: Радянська школа, 1972. С. 8.
14. Rokeach M. The nature of human values. New York Free Press, 1973. P. 6.
References
1. Andriadi I.P. Osnovypedagogicheskogo masterstva. Sub"ektivnye faktory stanovleniya avtoriteta uchitelya [Basics of pedagogical skills. Subjective factors of becoming a teacher authority]. Moscow, 1999, 107 p.
2. Amonashvili Sh.A. Lichnostno-gumannaya osnova pedagogicheskogo processa [A personal-humane basis of the pedagogical process]. Mn.: Universitetskoe, 1990, 560 p.
3. Abramova M. Gumanisticheskie predstavleniya v kul'ture narodov YAkutii [Humanistic representations in the culture of the peoples of Yakutia]. Moscow: Akademiya, 2003, 215 p.
4. Bondarevskaya E.V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Theory and practice of student-centered education]. R/na Donu: Izdatel'skogo Rostovskogo pedagogicheskogo universiteta, 2000, 352 p.
5. Gershunskij B.S. Filosofiya obrazovaniya [Education Philosophy]. M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, Flinta, 1998, 432 p.
6. Emel'yanova I.N Teoriya i metodika vospitaniya [Theory and Methods of Education]. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008, 256 p.
7. Ivanov V.G. EHtika: Vospitatel'naya funkciya morali [The educational function of morality]. M.: Piter, 2006, 127 p.
8. Ksenzova G.YU. Perspektivnyeshkol'nye tekhnologii [Prospective school technology]. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2001, 224 p.
9. Kukushin, V. S. Obshchie osnovypedagogiki [General principles of pedagogy]. Rostov-na-Donu, 2006, pp. 34-56.
10. Lihachev B.T. Pedagogika: Moral' kakforma obshchestvennogo soznani-ya, vozdejstviya i vospitaniya [Pedagogy: Morality as a form of social consciousness, influence and upbringing]. M.: YUrajt, 1996, 269 p.
11. Pidkasistyj P.I. Pedagogika: Cennostnye otnosheniya kak soderzhanie vospitatel'nogo processa [Pedagogy: Value relations as the content of educational protsessa]. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 1998, 427 p.
12. Petrova V.I. Azbuka nravstvennogo vzrosleniya [Moral ABCs of growing up] SPb: Piter, 2007, 304 p.
13. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam: SHkolaradosti [Heart is given to children: the joy of school]. Kiev: Radyans'ka shkola, 1972, P. 8.
14. Rokeach M. The nature of human values. New York Free Press, 1973. P. 6.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Борисова Татьяна Михайловна, доцент кафедры начального образования, кандидат педагогических наук Северо-Восточный федеральный университет ул. Белинского, 58, г. Якутск, 677000, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR Borisova Tatiana Mikhaylovna, Associate Professor of Elementary Education, Ph.D.
North-Eastern Federal University
58, Belinsky Str., Yakutsk, 677000, Russian Federation