Научная статья на тему 'Развитие нравственной культуры студентов в образовательном процессе'

Развитие нравственной культуры студентов в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2433
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ / MORAL CULTURE / CONTENT OF EDUCATION / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / VALUE ATTITUDE TO LIFE AND HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Милена Александровна

Определена взаимосвязь нравственной культуры личности и ее ценностного отношения к жизни и здоровью; развитие нравственной культуры студентов рассмотрено как одна из главных задач дисциплин социально-гуманитарного цикла; охарактеризовано содержание учебного материала этих дисциплин, направленное на повышение нравственной культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' moral culture development in educational process

The correlation between person's moral culture and value attitude to life and health of a person is defined. The development of students' moral culture is considered to be one of the main tasks of social and humanitarian academic disciplines. The content of training material of these subjects is described. It is aimed at students' moral culture improvement.

Текст научной работы на тему «Развитие нравственной культуры студентов в образовательном процессе»

УДК 387.017 ББК 4481.352

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

М.А. Волкова

Южно-Уральский государственный университет

STUDENTS’ MORAL CULTURE DEVELOPMENT IN EDUCATIONAL PROCESS

M. Volkova South Ural State University

Определена взаимосвязь нравственной культуры личности и ее ценностного отношения к жизни и здоровью; развитие нравственной культуры студентов рассмотрено как одна из главных задач дисциплин социально-гуманитарного цикла; охарактеризовано содержание учебного материала этих дисциплин, направленное на повышение нравственной культуры личности.

Ключевые слова: нравственная культура, содержание образования, высшее профессиональное образование, ценностное отношение к жизни и здоровью.

The correlation between person’s moral culture and value attitude to life and health of a person is defined. The development of students’ moral culture is considered to be one of the main tasks of social and humanitarian academic disciplines. The content of training material of these subjects is described. It is aimed at students’ moral culture improvement.

Keywords: moral culture, content of education, higher vocational education, value attitude to life and health.

Проблема воспитания нравственной культуры подрастающего поколения, студенческой молодежи становится все более актуальной. Радикальная смена ценностных систем, культурных норм и идеалов привела к тому, что за последние десятилетия изменились обоснованные и систематизированные представления о социальных ценностях, изменился рейтинг значений, которые придаются тем или иным национальным, экономическим, политическим и частным событиям и явлениям. Все это в полной мере ощутила на себе студенческая молодежь [7, 8, 17].

В 2007 г. в послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность..., и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров...» [14].

Как отмечается в проекте «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в российском обществе ощущается «недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения», а также дает о себе знать «отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни» [11].

Изменение традиционных нравственных норм и правил морали, нарастание стрессовых обстоятельств, снижение устойчивости нравственных убеждений и отношений приводят к нежелательным последствиям в нравственном становлении подрастающего поколения России: наблюдается слабая мотивация к нравственному самосовершенствованию; размытость критериев добра и зла; низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы личности.

Нравственное становление в студенческом возрасте особенно значимо. В ходе преобразования и развития сформированных ра-

нее нравственных качеств и мотивов личности закладывается основа будущей самореализации специалиста в профессиональной, общественной, досуговой, бытовой и иных сферах на основе сложившихся нравственных представлений, отношений, ценностей.

У ряда студентов развитие нравственной культуры идет в русле духовного развития под влиянием имеющихся у них религиозных взглядов. Но студенты, не вписанные в контекст религиозной жизни, оказываются в основном под влиянием двух разнородных воздействий: с одной стороны, культуры (национальной и мировой), приобщение к которой целенаправленно осуществляется в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального образования, с другой стороны - массовой культуры, являющейся носителем деструктивных социальных элементов. Вследствие агрессивной политики средств массовой информации, широко использующих возможности Интернета, а также деятельности ряда учреждений сферы досуга, делающих бизнес на культивировании низменных потребностей человека, современной молодежи, в том числе студенческой, навязываются ложные ценности, принятие которых угрожает жизни и здоровью, в частности провоцирует нервно-психические расстройства. К таким расстройствам относят асоциальное поведение, курение, употребление алкоголя, психоактивных веществ, рискованные формы сексуального поведения, компьютерозависи-мость. Показательна статистика, свидетельствующая, что среди юношей призывного возраста самая распространенная патология -нервно-психические расстройства, которым подвержен каждый 20-й молодой человек, причем каждый 9-й из этого числа страдает алкогольной, наркотической или токсикологической зависимостью [15].

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России рассматриваются как «ключевой фактор развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности».

Все это свидетельствует о наличии социального заказа к сфере образования: развитие нравственной культуры молодежи, применительно к высшему профессиональному образованию - студенческой молодежи, является основанием для формирования нравственно,

психически, физически здорового члена общества - специалиста, профессионала, гражданина, семьянина, патриота.

Требованием современности является формирование гуманной личности, творчески воспринимающей и преобразующей окружающую действительность в соответствии с общечеловеческими ценностями.

В этой связи приобретает особую значимость развитие нравственной культуры студентов, предусматривающее включение учащихся в позитивные нравственные отношения; формирование нравственных знаний и представлений; обогащение опыта социально одобряемого поведения; развитие способности к рефлексии и нравственному развитию личности.

Однако, по мнению ряда авторов, воспитание, в ходе которого осуществляется развитие нравственной культуры, еще не стало необходимой органичной составляющей педагогической деятельности преподавателя, а недостаточный воспитательный потенциал высшей школы в значительной степени обусловлен неподготовленностью кадров к работе в новых условиях, утратой частью преподавателей четкого и адекватного представления о своем месте и роли в процессе воспитания будущего специалиста. Многие из них рассматривают воспитание как второстепенную деятельность, проявляют пассивность, неумение влиять на сознание и чувства студенческой молодежи [8].

Сегодня педагогическим сообществом отчетливо осознается необходимость внесения в образовательный процесс учреждений высшего профессионального образования изменений, отвечающих современным социально-экономическим, политическим и нравственным условиям жизни молодого поколения, в том числе студенчества.

Значимость изучения проблемы нравственного воспитания, направленного на повышение уровня нравственной культуры, подтверждена анализом литературы. В работах исследователей данной проблемы представлены воспитательные системы вузов, охарактеризован образовательный процесс, в том числе с точки зрения эффективности имеющихся воспитательных систем [5, 7, 8, 12, 15-17].

Однако, несмотря на значительное количество работ по проблеме организации образовательного процесса в учреждениях высшего профессионального образования, следует отметить недостаточную освещенность в на-

учных исследованиях проблемы развития нравственной культуры студентов. Признавая жизненную необходимость последней для полноценного и гармоничного «бытия» молодежи в обществе, ученые тем не менее не предлагают конкретных способов достижения этой цели на этапе получения высшего профессионального образования.

Анализ литературы по проблеме исследования позволяет обнаружить противоречия на следующих уровнях:

1) социально-педагогическом: между потребностью общества в воспитании нравственной личности, обладающей высоким уровнем нравственной культуры, и недостаточным уровнем осуществления нравственного воспитания в учреждениях высшего профессионального образования;

2) научно-педагогическом: между разработанными положениями теории нравственного воспитания и недостаточной их направленностью на современную социально-педагогическую действительность;

3) научно-практическом: между осознанием педагогами необходимости развития нравственной культуры студентов и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по осуществлению данной деятельности в ходе образовательного процесса в условиях современной высшей школы.

Эти противоречия могут быть разрешены при такой организации образовательного процесса в учреждениях высшего профессионального образования, который был бы направлен на развитие нравственной культуры студентов.

Именно нравственная культура позволяет личности давать оценку явлений действительности с позиций присвоенной человеком морали, другими словами, с позиций нравственности. В системе человеческих ценностей нравственность занимает совершенно особое место. Нравственные представления человека, формировавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как добро, зло, справедливость, совесть, долг, смысл жизни, счастье, любовь, в моральных нормах и принципах, регулирующих отношения людей. Нравственный критерий применим в качестве оценочного основания ко всем областям человеческой деятельности, в том числе деятельности по сохранению жизни и здоровья. Нравственность - это качество, которое проявляется в умении оценивать те или иные общественные явления, например, как добро и зло, а также осознавать и применять эти поня-

тия в практике собственной жизни; это отношение к тому, что является проявлением добра, как к норме и следование этой норме. Все это «работает» на сохранение жизни и здоровья личности. Умение студентов различать добро и зло, рассмотрение добра как ценности, превращение абстрактного понятия «добро» в ценностную ориентацию студентов мы определяем как показатель нравственной культуры студента.

Глубокий анализ влияния современной псевдокультуры на формирование личности дан в статье Е.В. Безносюк и М.Л. Князевой [2]. Противостоять такому деструктивному влиянию псевдокультуры может только системная и целенаправленная работа по повышению нравственной культуры студентов в ходе реализации образовательного процесса.

В контексте нашего исследования представляет значительный интерес классификация личностей по уровням нравственной культуры, приведенная в работе В.П. Большакова [3]. Автором дана подробная характеристика трех уровней нравственной культуры личности. В этих характеристиках нам представляется возможным выделить такие показатели, как доминирующие потребности (ценности), отношение к требованиям морали и нравственности, отношение к окружающим, отношение к прекрасному (к эстетическим ценностям).

Если давать краткую характеристику личности, находящейся на низшем уровне нравственной культуры, необходимо отметить, что главными в ее жизни являются потребности (и ценности) «материально-вещного существования и комфорта». Для такой личности нормы морали не превратились в нравственные нормы и носят характер внешних ограничителей его поведения и деятельности. Если общество, в котором живет данная личность, поощряет добро и старается блокировать проявления зла, то, прагматически относясь к требованием морали и желая сохранить уважение окружающих, она (личность) будет делать выбор в пользу нравственного поведения. Если же референтная для данной личности группа выбирает ценности псевдокультуры, такая личность также становится на путь саморазрушения. Личность, находящаяся на низшем уровне нравственной культуры, безразлична к эстетической стороне жизни.

Для личности, стоящей на более высоком уровне нравственной культуры, «высшими ценностями жизни и культуры могут выступить именно нравственные ценности. Для человека

этого уровня характерно развитое нравственное сознание. И свое поведение, и поведение других людей нравственно оцениваются» [3]. Однако такая личность склонна абсолютизировать нормы морали. То есть, как нам представляется, средство (нормы морали и нравственности) нередко превращается в цель (соблюдать нормы морали и нравственности). На самом деле целью является человек (окружающие, близкие, с нашей точки зрения, и сама осуществляющая нравственную рефлексию личность). Между нравственными и эстетическими ценностями у такой личности зачастую возникают противоречия, доходящие иногда до рассмотрения их как взаимоисключающих.

Наконец, для человека высокого уровня нравственной культуры доминирующей ценностью является человек, добавим - его жизнь и здоровье. Помня о своем нравственном несовершенстве и не осуждая окружающих, такая личность осуждает зло и противодействует ему. Отсутствует противопоставление нравственных и эстетических ценностей, добро и красота воспринимаются в их органическом единстве. Присутствует «настроенность и высокая степень умения отличать в конкретностях бытия культуру от ... псевдокультуры, антикультуры» [3].

Возникает вопрос о процентном соотношении среди студенческой молодежи представителей охарактеризованных уровней нравственной культуры. В проанализированных источниках нам удалось найти лишь косвенный ответ на данный вопрос. Выделенные уровни нравственной культуры можно соотнести с уровнями нравственности, представленными в работах Л. Кольберга. В своих трудах Коль-берг опирался на идеи Ж. Пиаже в области изучения нравственных суждений детей. Он предпринял исследование, в ходе которого ставил своих испытуемых (детей, подростков, а впоследствии и взрослых) перед моральными дилеммами. С целью уточнения своей теории Кольберг предпринял с первой обследованной им группой (48 мальчиков) двадцатилетнее лонгитюдное исследование, интервьюируя всех участников эксперимента каждые четыре года с целью определения уровня моральных суждений опрашиваемых. К концу 70-х гг. прошлого века это исследование практически исчерпало себя, полностью подтвердив гипотезы Кольберга. Данный автор выделяет три уровня (преднравственный, конвенциональный и постконвенциональный) и шесть стадий раз-

вития нравственности. На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью - независимо от его законности или мнения других людей. Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10 % людей в возрасте 16 лет и старше [13].

Важно подчеркнуть, что именно в высшей школе формируется жизненная программа личности, строится в виде проекта биография, профессиональная и личностная, ориентированная либо на приобщение к подлинной культуре, в том числе нравственной и физической, либо к псевдокультуре с ее ложными ценностями.

Среди ключевых ценностей личности высокой нравственной культуры - ценности «жизнь» и «здоровье». Рассматривая формирование нравственной культуры студентов в качестве стратегической задачи образовательного процесса, мы «работаем» на поддержание здоровья молодежи. Поддержание здоровья населения является важнейшей целью государственной политики, ведь здоровье рассматривается как важнейший стратегический ресурс общества, определяющий социальное, экономическое и политическое благополучие страны. Особая роль в этом принадлежит молодежи. Молодежь, в частности студенческая молодежь, представляет собой потенциал социального развития и основу воспроизводства нации. Здоровье сегодняшнего студента - качественная предпосылка его будущей самореализации в профессиональной, общественно-политической, семейной, бытовой и иных сферах.

Вопросам формирования здорового образа жизни уделено значительное внимание в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года». Одним из приоритетных направлений государственной демографической политики названо «сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни» [10, с. 29].

Положения новой доктрины социального управления о поддержании здоровья населения нашли свое отражение и в содержании образования. Так, «готовность организовать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни» в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по-

следнего поколения рассматривается как общекультурная компетенция [6]. Однако для формирования готовности соблюдение правил здорового образа жизни, основанных на соответствующих знаниях, необходимо воспитание ценностного отношения к жизни и здоровью, в частности в ходе реализации образовательного процесса в вузе, органической и неотъемлемой составляющей которого является воспитание нравственной культуры студентов [4, 5].

Повышение уровня нравственной культуры невозможно без приобщения к высшим человеческим ценностям, выработки фундаментальных нравственных понятий, чувств, определяющих способность индивида жить нравственно, согласно законам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о том, как надо жить, воплощаются в повседневных поступках и поведении [1].

Источниками нравственного воспитания являются природные предпосылки, социальные условия и целенаправленное приобщение к подлинной культуре. Мы разделяем взгляд

О.Г. Кирилюк: «Выбор образа жизни, с одной стороны, объективно задан доминирующими в данном обществе социальными, экологическими, культурными и другими условиями, с другой - определяется субъективным набором жизненных ценностей индивида» [9, с. 12].

Поскольку современное общество, находящееся в состоянии кризиса, захватившего не только экономику, идеологию, но и сферу человеческих отношений, не может оказать позитивное влияние на нравственное становление подрастающего поколения, трудно переоценить роль образования, которое выполняет «компенсаторную» функцию применительно к воспитанию нравственности.

В этой связи необходима организация образовательного процесса, предусматривающая включение студентов в позитивные нравственные отношения, формирование нравственных знаний и представлений, обогащение опыта социально одобряемого поведения, развитие способности к рефлексии и нравственному развитию личности.

Содержание образования в целом, в том числе высшей школы, дает определенные возможности для формирования нравственной культуры личности.

Значительные возможности для повышения уровня нравственной культуры студентов технических специальностей и направлений подготовки предоставляют такие дисциплины

гуманитарного цикла, как «Философия», «Социология», «Основы медицинских знаний», «Психология и педагогика».

В частности, в ходе изучения дисциплины «Философия» рассматриваются следующие темы, посвященные вопросам нравственности: «Мораль, справедливость, право», «Нравственные ценности», «Представления о совершенном человеке в различных культурах», «Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни». Содержание дисциплины «Культурология» предусматривает изучение темы «Культура: сущность, формы и типы». В ходе изучения дисциплины «Этика» студенты изучают такие темы, как «Этико-философская теория морали», «Происхождение нравственности», «Сущность морали», «Моральное сознание и моральная деятельность», «Основные понятия морального сознания», «Нравственное становление личности». Психология раскрывает становление морального сознания и нравственного поведения. Тема нравственности и нравственного воспитания личности пронизывает все разделы педагогики.

Представляется, что в качестве одной из задач преподавания данных дисциплин целесообразно рассматривать повышение нравственной культуры студентов.

Ставя перед собой соответствующую задачу, преподаватели данных курсов, без сомнения, расставят необходимые акценты в содержании конкретной дисциплины, в частности имея в виду разницу понятий «культура» и «массовая культура» («псевдокультура»).

Без сомнения, при формировании ценностных ориентаций студентов важна не только направленность содержания образования на осознание студентами последствий принятия ложных ценностей современной псевдокультуры, имеющей деструктивный характер и разрушающей нравственное здоровье личности. Важно создать условия для проведения студентами глубокого анализа путей сохранения собственного здоровья, в том числе нравственного, осуществления осознанного выбора жизни и здоровья как ценности, а также определения путей реализации собственного нравственного выбора. Как известно, «благоговение перед жизнью» в большей степени практика, чем теория. Представляется, что, следуя Швейцеру, рациональнее сместить акценты: переместить внимание со зла на добро и активно поддерживать (организовывать) всякое действие, направленное на поддержание нравственной жизни, фиксируя в сознании

человека положительные моменты и как бы не замечая (и этим отрицая) негативные [18].

С этой целью нам представляется рациональным выделение в содержании дисциплины «Психология и педагогика» тематического блока «Нравственная культура современного человека». Целью введения данного блока является повышение уровня нравственной культуры студентов, одним из результатов которого является формирование ценностного отношения к жизни и здоровью, следствием -приобщение к здоровому образу жизни. Введение данного блока, во-первых, будет способствовать (при активном использовании межпредметных связей с названными выше дисциплинами) формированию интегрированного знания о нравственной культуре личности, предполагающего ценностное отношение к жизни и здоровью; во-вторых, актуализации положительного отношения к моральным нормам (организации моделирования студентом своей личности с позиций нравственного идеала); в-третьих, развитию нравственных чувств (в том числе, чувства ответственности за собственную жизнь и здоровье); в-четвертых, обогащению нравственного опыта студента (благодаря включению в деятельность, направленную на нравственное самосовершенствование и самовоспитание).

В рамках данного тематического блока предполагается выполнение студентами заданий, ориентированных на углубленную самостоятельную работу, способных стимулировать процесс осмысления своего «Я» в пространстве этического знания.

Реализация данного тематического блока, с нашей точки зрения, будет способствовать развитию всех компонентов личности студента: когнитивного, потребностно-мотива-ционного, эмоционально-чувственного, пове-денчески-волевого.

Влияние на когнитивный компонент осуществляется благодаря осмыслению содержания понятий (этика, мораль, нравственность, культура, ценности, ценностное отношение, жизнь, здоровье, здоровый образ жизни)-, формированию представлений о моральных нормах; развитию способности к нравственным суждениям, т. е. умению оценить свой собственный поступок или поступки других людей с точки зрения морали; способности к осознанию мотивов этих поступков, что в дальнейшем трансформируется в нравственные убеждения человека.

Другими словами, когнитивный компо-

нент предполагает нравственное просвещение, направленное на развитие нравственного сознания и нравственных убеждений.

Воспитание нравственных привычек и превращение их в устойчивые качества личности возможно лишь при наличии у студентов соответствующих мотивов поведения. Влияние на потребностно-мотивационную сферу личности студента связано с выработкой положительного отношения к определенным формам поведения, которые должны впоследствии стать привычными и превратиться в устойчивые качества личности.

Влияние на эмоционально-чувственную сферу личности предполагает формирование нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства.

О сформированности нравственного отношения к жизни и нравственного поведения можно говорить тогда, когда нравственное чувство и сознание превращаются в нравственную сущностную силу, дающую личности возможность посильного участия в управлении своими влечениями, желаниями, интересами, страстями.

Влияние на поведенчески-волевой компонент личности выражается в повышении уровня сформированности нравственной устойчивости и нравственного поведения.

Как известно, в студенческом возрасте личность все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в сознании студента в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Нравственная устойчивость появляется тогда, когда сам студент начинает работать над собой под влиянием собственных внутренних побуждений, осознавая имеющиеся недостатки и стремясь достичь более высокого уровня нравственной культуры. Другими словами, данный тематический блок содействует самовоспитанию студентов. Одним из результатов этого процесса является формирование ценностного отношения к жизни и здоровью и следование здоровому образу жизни.

Таким образом, представляется целесообразным в качестве задач преподавания ряда дисциплин гуманитарного цикла рассматривать повышение нравственной культуры личности. Наряду с другими мерами, направленными на повышение уровня нравственной культуры личности, этому может способствовать введение в дисциплину «Психология и педагогика» содержательного блока «Основы нравственной культуры современного человека».

Литература

1. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л.М. Архангельский. -М.: Знание, 1973- 63 с.

2. Безносюк, Е.В. Психопатология современной культуры / Е.В. Безносюк, М.Л. Князева. — http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Psihol/Article/BezJPsSovKult.php

3. Большаков, В.П. Культура как форма человечности: учеб. пособие /В.П. Большаков. — Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. — 92 с. — http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Culture/Bolsch/03.php

4. Волкова, М.А. Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов технического факультета университета / М.А. Волкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». — 2007. - Вып. 13. -№ 26 (98). - С. 108-115.

5. Добротворская, С.Г. Проектирование и реализация системы педагогической ориентации студентов на здоровый образ жизни: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С.Г. Добротворская. — Казань, 2002. - 49 с.

6. ГОС ВПО по направлению 036000 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере (квалификация (степень) «магистр». — http:// www. edu. ru/db-mon/mo/Data/d_l 0/prm50-l .pdf

7. Зимняя, И.А. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути решения) / И.А. Зимняя, Б.Н. Боден-ко, H.A. Морозова. - М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 82 с.

8. Кагерманьян, B.C. Концептуальные ос-

новы воспитания студентов // Тез. докл. Меж-дунар. науч.-практич. конф. «XXI век: духовнонравственное и социальное здоровье человека» /B.C. Кагерманьян, Л.И. Коханович. - М.: МГУКИ, 2001. - 246 с.

9. Кирилюк, ОТ. Социальная ценность здорового образа жизни студенческой молодежи в современном российском обществ: автореф. дис. ... канд. социолог, наук / ОТ. Кирилюк. -Пенза, 2007. - 36 с.

10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. - http://www. govemment.ru/content/governmentactivity/rfgove mmentdecisions/archive/2008/l 1/17/2982752.htm

П.Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Вестник образования. - 2009. - N° 17. - Сентябрь. -www. vestnik. edu. ru/proect.html

12. Котлярова, И.О. Методологические основы гуманно ориентированного научно-образовательного процесса / И.О. Котлярова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2004. -Вып. 3.-№ 2 (31 ). - С. 40-46.

13. Крэйг, Г. Психология развития/Г. Крэйг. -СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 992 с.

14. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года. - http:// www. gov. karelia. ru/gov/Leader/Work/posl2007. html

15. Силуянова, ИВ. Духовно-нравственное и физическое здоровье: параметры взаимозависимости / ИВ. Силуянова. — http://www. portal-slovo. ru/pedagogy/38067.php

16. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. — М.: Мнемозина, 2002. -416 с.

17. Чернов, В. Воспитание в вузе: роль гуманитарных дисциплин / В. Чернов // Высшее образование в России. - 2006. - № 9. -С. 147-149.

18. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью/А. Швейцер. - М.: Прогресс, 1992. -573 с.

Поступила в редакцию 11 января 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.