корректировки воспитания нравственности активизация рефлексивно-аналитических умений студентов.
Результатом проведения итоговой диагностики нравственной воспитанности ожидаемым является повышение уровня нравственности до «нравственной устойчивости», особенность которой в том, что она развивается именно в студенческом возрасте.
Разработанная нами модель выполняет следующие специфические функции:
- информационную (ее реализация дает возможность расширить круг тех знаний студентов, которые не нашли отражения в учебных программах);
- воспитывающую (способствует воспитанию у студентов нравственного отношения к окружающим людям);
- формирующую (заключается в формировании у студентов навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения).
Так же определенная ведущая функция соответствует каждому компоненту модели. Так компоненту целеполагания соответствует ориентирующая функция, содержательно-деятельностному - просветительская и воспитывающая, результативно-коррекционному - аналитическая функция.
Модель воспитания нравственности, как система, проходит в своем развитии этапы зарождения, становления, стабильного функционирования и дисгармонии.
Нами определена этапность как характеристика процесса реализации модели, отражающая особенности профессиональной подготовки в вузе студентов специальности «Дизайн». На ценностно-адаптационном этапе осуществляется выявление актуальности реализации подобной модели
Библиографический список
в студенческой среде, проектирование программы спецкурса «Основы нравственности современного человека», выбор и адаптация форм и методов нравственного воспитания посредством вовлечения в творческую деятельность. Педагогом уточняются программы дисциплин гуманитарного, социальноэкономического цикла и направления творческой деятельности, отрабатывается методика оценки уровня нравственной воспитанности студентов. Студентом эмоционально постигаются на уровне принятия или неприятия определенные нравственные ценности.
На познавательно-творческом этапе разработанная модель стабильно функционирует и корректируется. Педагогом осуществляется реализация программы специализированного курса «Основы нравственности современного человека», предусматривается необходимость корректировки содержания и форм спецкурса, направления творческой деятельности, ожидается повышение уровня нравственной воспитанности студентов.
Студентом осваиваются нравственные знания, созидается продукт творческой деятельности, происходит осознание личной и общественной значимости нравственности, познаётся реальная ценность нравственности.
Студент осознает включение или не включение нравственности в систему ценностных ориентаций на уровне эмоциональных реакций, личностной значимости, поведения
Перспективы в продолжении настоящего исследования заключаются в выявлении комплекса условий реализации рассматриваемой модели, которые могли бы отразить как сущностные характеристики параметра «нравственность», так и особенности профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Дизайн».
1. Мухутдинов, Р.Ф. Дифференцированная профессиональная подготовка дизайнера в художественном ССУЗе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 1999.
2. Нравственность в современном мире / сост.: О.В. Крючкова, О. А. Хаткевич. - Минск: Красико-Принт, 2003.
3. Гусейнов, А.А. Сослагательное наклонение морали // Вопросы философии. - 2001. - № 5.
4. Блюмкин, В.А. Нравственное воспитание: Философско-этические основы / В.А. Блюмкин, Г.Н. Гумницкий, Т.В. Цырлина. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1999.
5. Кинитаева, Д.Н. Духовно-нравственное формирование студентов в технических вузах Казахстана: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005.
6. Моделирование воспитательного процесса // Воспитательная деятельность: методология, содержание, технологии: моногафия /
Н.М. Борытко., Т.В. Воронцова, П.П. Герасев и др.; под ред. В.А. Пятина. - Астрахань, 2001.
7. Кирьякова, А.В. Взаимосвязь аксиологии и инноватики в университетском образовании // Высшее образование в России. - 2007. - № 12.
Статья поступила в редакцию 3.12.09
УДК 371.3:130.1
С.Д. Бортников, д-р культурологии, проф. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected] Т.В. Пойдина, канд. искусств., доц. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества образования на основе культурологического подхода и отражает поиски авторов в апробации современных форм и методов обучения. В статье обоснована роль культуросоставляющей основы дизайн-образования, показано значение культурологического знания в формировании профессиональных компетенций студентов - дизайнеров.
Ключевые слова: дизайн-образование, культурологический подход, межпредметные связи, интегрированные формы обучения.
Культурологический подход в образовании выступает средством и принципом приобщения личности к культурноисторическим, нравственным и эстетическим ценностям, что определяет его значение в профессиональной подготовке дизайнера. Дизайн-деятельность соприкасается с различными аспектами теории и истории культуры [1: 2]. Во-первых, дизайн своей содержательной частью вписан в культуру, при этом является выразителем определенного миропонимания, с особенностями которого он связан. Дизайнер создает и формирует предметный мир, поэтому от него во многом зависит, каким будет этот мир, результат его деятельности во многом определяет социокультурное бытие человека. Во-вторых, ди-
зайн-продукт содержит информацию о типе, модели, характере культуры: исторической, этнической, локальной.
В дизайнерской подготовке особую роль играет формирование личности проектанта, воспитание способностей генерировать творческие идеи. Поэтому историко-культурное наполнение содержания дизайн-обучения, на наш взгляд, способствует формированию духовно-эстетического начала, углублению аналитических и творческих способностей студентов, приобщению их к исследовательской работе, совершенствованию навыков проектной культуры. Культурологический подход как методологическая основа подготовки специалиста позволяет рассмотреть проблему формирования профессиональных компетенций, что напрямую связано с освоением
культурных ценностей и ориентации специалиста в социокультурной среде. Общая культура студента, его знания по теоретической и прикладной культурологии, истории искусства становятся источником темы, смысла и образности его проектов [1]. Поэтому одним из приоритетных направлений становится повышение культуроведческой компетенции сту-дентов-дизайнеров.
Другой аспект усиления роли культуросоставляющей дизайн-образования связан с возрастанием интегративных процессов в науке, что в свою очередь актуализирует роль межпредметных связей в системе обучения в высшей школе. Культурно-исторический и культурологический подходы в данном случае выступают базой интегрированного обучения, реализации межпредметных связей в дизайнерской подготовке. Культурология оперирует не только фактами, сколько целостными эпохальными моделями. При этом она опирается на достижения и методику работы ряда смежных дисциплин, таких как семиотика, семантика, лингвистика, мифология, фольклористика и др. Выделение универсальных символических моделей (архетипы, мифологемы, культурные коды) обеспечивает своеобразную вертикальную «сшивку» содержания дисциплины «Культурология» как внутри предмета, так и на междисциплинарном уровне.
Кафедра «Дизайн и архитектура» АлтГАКИ, формируя профессиональные компетентности будущего дизайнера на основе системного подхода, внедряет интегрированные формы обучения, в частности по дисциплинам общепрофессионального и общественного циклов. В рамках изучения курсов «Основы теории и методологии проектирования среды» и «Культурология» апробирована практика интегрированной лекции по теме «Семантика городской среды: история и теория». В концепции данного занятия интегративные связи базировались на том, что понятие «среда», средовое проектирование связаны с системным представлением в науке, их философским осмыслением. Предметно-пространственная среда - специфический объект дизайнерского проектирования. С позиции средового подхода в дизайне объектом проектирования является материальное окружение, включающее в себя человека не как пассивного потребителя, но всей ему присущей эмоциональной, культурной осваивающей деятельности. Поэтому цель интегрированного занятия заключается в том, чтобы показать студентам, что полноценная работа с пространством - это, прежде всего, погружение в ситуацию, результатом которого становится многослойное ощущение «духа места», и природо - и местообразность принимаемых решений. В задачи входило показать, что дизайнер среды проектными средствами моделирует «средовую атмосферу», формируя то эмоционально-психическое состояние, которое предметно-пространственная среда должна будет вызвать у погруженного в нее субъекта. Имея представление об особенностях средового восприятия, об отличии его от преимущественно рационального, критического, дизайнер может запланировать и задать в проекте содержание и силу такого воздействия. Исходя из этого предлагается следующая структура интегрированной лекции.
В вводной части занятия актуализируются знания по теме «Семиотика культуры», изучаемые в курсе «Культурология». Изучение с культурологических позиций семантики как науки о значении и процессе семиозиса обеспечивает формирование понятия семантики среды, формирования представления о визуально-коммуникационной концепции в теории дизайна, а также значении системы визуальных коммуникаций в современной среде.
Логика изложения учебного материала выстраивается на том основании, что среда оказывает влияние на эмоциональную сферу. Но для того чтобы в процессе проектирования дизайнер имел возможность соотнести себя со «средовым субъектом», ощутить его ожидания необходимо понимать источник своеобразия восприятия среды, а именно эмоционально - чувственное восприятие, а также механизмы переживания среды. Культурологическая проблематизация и моделирование в этом случае дает основы понимания того, что в
сознании современного человека сохраняются некоторые особенности мифологического мышления наряду с элементами философского и научного знания. Поэтому ключевой идеей темы становится позиция, что эмоционально включенный в среду человек, переживает ее как естественное продолжение самого себя, что распространяется на восприятии среды. В основе средового восприятия, - подчеркивает И.А. Розенсон,
- лежит мифологический тип сознания, до сегодняшнего дня сохраняющий свою актуальность [2, с. 107] . Отсюда следует, что особые свойства мифологического мышления помогают дизайнеру понять особенности восприятия человеком предметно-пространственной среды. Этим обусловлено изучение вопроса «Структурные особенности мифопоэтической модели мира». В ходе изложения материала с культурологической позиции раскрываются такие фундаментальные категории как время и пространство, имеющие значение для проектировщиков средовых объектов.
Мифопоэтическая модель мира содержит множество первообразов, обладающих сильным эмоциональным потенциалом. Этим оправдано изучение вопроса «Мифологемы средового восприятия». Студенту - дизайнеру полезно знать наиболее яркие из структурных единиц концентрированного смысла мифа, которые могут быть включены в палитру выразительных средств формирования предметно-пространственной среды. Это пространственные образы символы: Путь, Горизонталь, Вертикаль, Поворот, Развилка, Вход (Арка), Порог, Мост; природные образы символы: Вода, Дерево, Гора. Знание устойчивых мифологем поможет студентам сконструировать на занятиях необходимый ракурс для новых перспектив осмысления явлений искусства и реалий быта, и накопления опыта для собственного творчества.
Особое направление в профессиональной деятельности составляет дизайн городской среды (урбодизайн). Городская предметно-созидательная среда конкретна. В ходе изучения современных задач проектирования и использования монументально-декоративных форм в современных средовых ситуациях студенты должны иметь представление, что «средо-вое высказывание» каждый раз соотносится с какой-либо определенной культурной моделью. Существенную роль играет обоснование, что, различаясь выразительными средствами, эти «высказывания» обладают устойчивой языковой структурой. К ним относятся мифологемы города и отдельных его элементов, память стилей, понимаемые как культурные модели. Ю.М Лотман в анализе «петербургских» образов выделяет две основные сферы городской семиотики: город как Пространство и город как Миф. Поэтому целесообразным является включение вопроса «Мифологемы и архетипы Петербурга». Изложение данного вопроса базируется на том, что в образе конкретного города лежат общекультурные мифологемы, воздействующие на восприятие его среды, и у каждого из них складывается и своя мифология. С историко-культурной позиции рассматриваются образы-символы Вода и Камень, узловые темы местной мифологии «Северная Пальмира», «Окно в Европу». Таким образом, в ходе лекционного занятия студенты получают синтетическое знание о вневременном содержании основных мифологем (первообразов), участвующих в формировании и в переживании предметнопространственной среды, особенностей эмоционально-чувственного переживания городской среды. Студентам также напоминается, что многие исторические места Барнаула практически напоминают Петербург.
Спецификой подготовки студента специальности 07.06.01 «Дизайн» является некоторая универсальность знаний и умений, поскольку дизайнер среды работает хотя и в разных, но все же близких, смежных областях проектного творчества. Предмет средового проектирования - средовые объекты и системы - представляет собой чрезвычайно сложные по природе, динамические комплексные образования. Это требует при обучении технологии дизайн - проектирования, с одной стороны, максимального использования арсенала приемов и методов архитектурного творчества, с другой - приобретения теоретических и практических знаний о собственно
художественном конструировании вещных, предметных ансамблей и о специальных способах формирования визуальных характеристик среды. Важное место в развитии проектной культуры студента занимает учебная дисциплина «Дизайн и монументально-декоративное искусство в формировании среды», призванный обеспечить теоретическую подготовку студентов. Программа дисциплины нацелена на освоение приемов использования монументально-декоративных средств в комплексном формировании пространственной структуры и предметного наполнения средовых объектов. Структурирование учебного материала исходит из того, что в процессе изучения курса студенты должны усвоить как современные, так и традиционные средства декоративных решений среды и уметь применять их в практической деятельности. Курс носит междисциплинарный характер: его теоретический базис позволяет студенту синтезировать знания видов и форм визуальных коммуникаций и произведений монументальнодекоративного искусства и их роли в формировании среды на основе искусствознания, истории и теории дизайна, архитектурно-дизайнерского проектирования. Интегральный
принцип построения программы курса «Дизайн и монументально-декоративное искусство в формировании среды» открывает широкие возможности обеспечения эффективной реализации культурологического подхода в обучении. Через него регулируются все аспекты деятельностного постижения основ курса, проблематизации и выхода на уровень задачного подхода с последующим решением проблемы на основе знаний культурологических моделей, реалии истории искусства и методов искусствоведческого анализа (сравнительно-
исторического, иконографического, семантического).
Современный уровень проектирования требует от автора широкого культурного и профессионального кругозора (образ, ансамбль, стиль, творческий почерк), развитой творческой интуиции, что сводится не только к узкопрофессиональным интересам. Поэтому центральным в обучении дисциплины является обращение к категориям «монументальность» и «декоративность», «архитектурно-художественный синтез» в теории искусства, а также произведениям монументальнодекоративной живописи в архитектурно-пространственном ансамбле, их значении в создании целостного художественного образа. Особая роль отводится изучению образцов архитектурно-пространственного синтеза в истории отечественного и зарубежного искусства, анализу художественных поисков использования монументально-декоративных композиций в дизайне среды и тенденций их развития. Отсюда стержне-
вым вопросом в формировании дизайнерского мышления студентов становится понимание средового творчества как новой формы синтеза искусств, выявление закономерностей гармонизации в едином средовом ансамбле функционально противоречивых и визуально несогласованных компонентов: предметных, пространственных и декоративных составляющих современного образа жизни. Особая роль в процессе изучения курса отводится анализу видов и форм визуальных коммуникаций как специфического средства формирования среды. В этом отношении студентов важно познакомить с методологией сравнительного анализа.
Сравнительно-исторический метод основывается, с одной стороны, на сравнении - простейшей познавательной операции выявления сходства или различия объектов, а с другой -на принципах историзма, согласно которым действительность рассматривается в перспективе постоянного изменения во времени. Он очень продуктивен в науке. С его помощью в истории искусства можно выявить общее и особенное эпох и стилей, различные ступени их развития, зафиксировать происшедшие изменения, выявить происхождение и тенденции развития культурных феноменов. Основными формами сравнительно-исторического метода являются: сравнительно-
сопоставительный анализ, историко-типологическое и историко-генетическое сравнение, выяснение сходства на основе взаимовлияния, сравнение разных видов искусства и их выразительных возможностей. Такой тип сравнения нацелен на выявление крупных, глубинных проблем. Применение в преподавании данного курса методов сравнительно-исторического анализа способствует значительному повышению общего интеллектуального уровня студентов, развитию подвижности и пластичности их мышления. Данный подход динамизирует процесс обучения, но это возможно при наличии определенных знаний и подготовки, в результате реализуются межпредметные связи с дисциплиной «История культуры и искусства».
Таким образом, эффективными формами повышения качества обучения является установление межпредметных связей в форме интегрированных лекций, обогащение содержания общепрофессиональных дисциплин материалами и методами искусствоведения, культурологии, семиотики, истории. Культуросоставляющая база обучения позволяет расширить общий социально-культурный кругозор студента, способствуя становлению его профессионального и человеческого мировоззрения.
Библиографический список
1. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование: основы теории. - М.: Архитектура-С, 2004.
2. Розенсон, И. А. Основы теории дизайна. - СПб.: Питер, 2006.
Статья поступила в редакцию 11.11.09
УДК 373.1.02: 372.8
Т.В. Маколкина, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected] О ФОРМИРОВАНИИ ЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ
В данной статье проводится анализ логической подготовки в курсе математики в 5-6 классах и делается вывод, что в современных условиях актуально рассматривать логическую подготовку с позиций компетентностного подхода.
Ключевые слова: логическая подготовка, логическая компетенция, логическая грамотность.
Образование на современном этапе характеризуется усилением внимания к ученику, к его саморазвитию, самопознанию. Главное в новой педагогической парадигме - личностноориентированное обучение, которое, по мнению педагогов, должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения
представляет возможность каждому ученику реализовать себя
в познании, учебной деятельности, поведении, опираясь на собственные способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт.
С учетом гуманизации и гуманитаризации образования обновляются его цели и задачи. Одной из центральных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой, является создание единой системы умственного развития школьников [1, с. 38]. В свою очередь, одной из важнейших задач школы становится интеллектуальное развитие уча-