Научная статья на тему 'Структура и основные элементы профессионально-педагогической деятельности педагога физической культуры'

Структура и основные элементы профессионально-педагогической деятельности педагога физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мастерство / педагог / педагогическая культура / профессионализм / физическая культура

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воротилова Н.Н., Волкова А.С., Туркин А.А.

В настоящем исследовании была представлена авторская точка зрения касательно вопроса возрастания роли педагога физической культуры в условиях цифровизации общества, которое ведет к малоподвижному образу жизни граждан. Авторы отмечают ключевую роль педагога в прививании обучающимся внутренней мотивации к занятию физической культурой и спортом в связи с благотворным влиянием активности как на когнитивные функции и здоровье, так и на общее эмоциональное состояние человека. Исходя из этого, в работе рассматривается структура профессионально-педагогической деятельности педагога физической культуры в условиях новой реальности. Были произведены анализ и обобщение данных психолого-педагогической и методической литературы по проблеме профессионализма и мастерства в педагогической деятельности педагога физической культуры. На основе полученных результатов были сделаны соответствующие выводы о том, что такое профессиональная культура педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воротилова Н.Н., Волкова А.С., Туркин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура и основные элементы профессионально-педагогической деятельности педагога физической культуры»

www.careerjourney.ru

УДК 378.1

Воротилова Н.Н., Волкова А.С., Туркин А.А.

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.

Чернышевского, Саратов, Россия

Структура и основные элементы профессионально-педагогической деятельности педагога физической культуры

Аннотация. В настоящем исследовании была представлена авторская точка зрения касательно вопроса возрастания роли педагога физической культуры в условиях цифровизации общества, которое ведет к малоподвижному образу жизни граждан. Авторы отмечают ключевую роль педагога в прививании обучающимся внутренней мотивации к занятию физической культурой и спортом в связи с благотворным влиянием активности как на когнитивные функции и здоровье, так и на общее эмоциональное состояние человека. Исходя из этого, в работе рассматривается структура профессионально-педагогической деятельности педагога физической культуры в условиях новой реальности. Были произведены анализ и обобщение данных психолого-педагогической и методической литературы по проблеме профессионализма и мастерства в педагогической деятельности педагога физической культуры. На основе полученных результатов были сделаны соответствующие выводы о том, что такое профессиональная культура педагога. Ключевые слова: мастерство, педагог, педагогическая культура, профессионализм, физическая культура.

Vorotilova N.N., Volkova A.S., Turkin A.A. The structure and main elements of the professional and pedagogical activity of a physical education teacher

Abstract. In this study, the author's point of view was presented regarding the issue of increasing the role of a physical education teacher in the context of digitalization of society, which leads to a sedentary lifestyle of citizens. The authors note the key role of the teacher in instilling in students internal motivation to engage in physical culture and sports in connection with the beneficial effect of activity on both cognitive functions and health, as well as on the general emotional state of a person. Based on this, the work examines the structure of professional and pedagogical activity of a physical education teacher in the context of a new reality. The analysis and generalization of data from psychological, pedagogical and methodological literature on the problem of professionalism and skill in the pedagogical activity of a physical education teacher were carried out. Based on the results obtained, appropriate conclusions were drawn about what the professional culture of a teacher is.

Keywords: mastery, teacher, pedagogical culture, professionalism, physical culture.

Социально-экономические изменения России, присущие последнему десятилетию, привели к значительному пересмотру роли физической культуры в жизни студентов. Физическая культура непосредственно и косвенно абсорбирует свойства и направления личности, которые позволяют ей гармонично развиваться и соединяться с культурой

общества. Действия, переживания и коммуникация, как физические, так и духовные, используются для разрешения дилеммы между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным измерениями. Достижение подобной гармонии со стороны индивида обеспечивает социальную стабильность, а продуктивное интегрирование в жизнь и труд создают ему психологический комфорт.

В университетской среде физическая культура приобретает статус важнейшей и неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Те, кто постоянно уклоняется от участия в подобных занятиях, оправдываясь состоянием здоровья, в первую очередь подвергают риску собственное физическое благосостояние. Однако, если ограничения по здоровью реальны, для таких индивидов могут быть созданы специализированные программы восстановления здоровья [10].

Создание здорового молодого поколения представляет собой крайне важную задачу перед университетами страны, что находит отражение в образовательных стандартах и учебных программах. Помимо всего прочего, исследования показывают, что существует взаимосвязь между когнитивными функциями людей и физической активностью. Занятия физической культурой позволяют увеличить приток к мозгу насыщенной кислородом крови, что ведет к росту новых клеток мозга и повышает способности человека к запоминанию, восприниманию, изучению и пониманию внешней информации. Также, физическая активность позволяет увеличить производство таких гормонов как дофамин и серотонин, которые участвуют в непосредственной регуляции настроения, обучения и памяти [8].

В условиях развития цифровых технологий, дистанционной занятости, популяризации пассивного отдыха в ущерб активному, развитию сервисов по доставке еды и иных товаров на дом, существенным образом обостряется проблема малоподвижного образа жизни [2]. Именно поэтому в настоящее время роль педагога физической культуры значительно возрастает. Появляется острая необходимость в том, чтобы сформировать в студентах внутреннюю мотивацию к занятию физической активностью и сделать так, чтобы она сохранялась не только на протяжении обучения в образовательном учреждении, но и уже во взрослой жизни.

В наше время происходит значительное изменение в сфере профессиональной подготовки в области физической культуры и спорта. Эти изменения обусловлены новой политической обстановкой в российском обществе. В контексте текущей ситуации одной из ключевых задач реформы является создание инновационной системы профессионального развития профессорско-преподавательского состава

высших учебных заведений, которая строится на расширении их педагогического мастерства.

Современные требования к высшему образованию настаивают на модернизации, переходе от информационной парадигмы к развивающейся и от ориентации на педагогику к ориентации на личность. Эти изменения вынуждают формировать среди преподавателей новую профессиональную педагогическую культуру, ориентированную не только на учебный процесс, но и на другие важные аспекты. Важными аспектами являются не только сам процесс обучения, но и его конечный результат, а также влияние на развитие интеллектуальных, личностных и профессиональных качеств учащихся [7].

Специалист по физической культуре и спорту занимается разнообразными аспектами своей профессиональной деятельности, включая физическую культуру, спорт (детский и юношеский, массовый, профессиональный), спортивно-оздоровительный туризм, двигательный отдых и реабилитацию, а также мероприятия по улучшению здоровья населения через физическую культуру и спорт. В этом контексте взаимодействие между преподавателями и учащимися рассматривается как согласованная деятельность с целью достижения общих целей, представляя собой один из ключевых механизмов по достижению личностного развития студентов в процессе обучения.

Одной из ключевых задач, которая стоит перед преподавателем физической культуры, является индивидуализация - внедрение таких методик обучения, которые могли бы вовлекать каждого студента в выполнение физических упражнений в зависимости от его особенностей. Однако успешная реализация этой задачи в значительной степени зависит от уровня квалификации и опыта преподавателя. Эффективность учителя физкультуры, спортивного тренера или преподавателя физкультуры напрямую связана с уровнем его профессионализма.

Согласно научной литературе, выделяют две основные модели профессиональной культуры преподавателей: традиционную и инновационную. Традиционная модель заключается в использовании традиционных методов в образовательной системе, где студенты рассматриваются как объекты педагогического воздействия. В то время как инновационная модель строится на когнитивно-развивающей парадигме образования, призванной развивать у студентов активность, креативность, критичность и рефлексивность, являющиеся основой для их когнитивной независимости. Эта инновационная модель ориентирована на развитие способностей учащихся, способствуя их когнитивной самостоятельности [7].

Такие ученые как В.В. Беляева и Ю.В. Борисов в своих работах сравнивают различные подходы к оценке профессионального мастерства.

Они делают вывод, что даже при различных наборах составных частей педагогического мастерства все же просматриваются некоторые общие элементы, которые определяют структуру мастерства. К таковым они относят личностные качества, методические технологии, общие и специальные знания, а также профессиональные умения. В свою очередь ученый А.А. Наин в своих трудах определяет такие критерии мастерства педагога физической культуры как: знания в области физической культуры, чувство нового в работе, педагогический такт. Особый акцент исследователь делает на умении настоящего мастера обеспечивать индивидуальный подход в обучении и воспитании, а также на умении развивать у учащихся навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Главными структурными компонентами педагогической деятельности считается конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический, а в работе педагога физической культуры еще и двигательный компоненты. Конструктивная деятельность опытных педагогов в области физической культуры и спорта направлена на стимуляцию познавательной и двигательной активности учащихся, и планирование при этом подчиняется этой задаче. Менее опытные преподаватели зачастую уделяют больше внимания планированию содержания учебного процесса и методам, опытные педагоги акцентируют внимание на учащихся, их возможностях и потребностях. Педагогическая деятельность в этой области представляет собой сложное и ответственное занятие. Внедрение и коррекция проектов конструктивной деятельности приобретают продуктивный и творческий характер, включая организацию образовательного процесса, проведение физкультурных занятий и формирование поведенческих навыков педагогов.

Грамотный преподаватель физической культуры должен уметь четко определять конкретные цели занятия. Более того, ему необходимо обладать навыками раскрытия смысла той или иной темы. Не стоит забывать и о том, что педагог должен на своем примере демонстрировать физические упражнения, а также ему стоит активно поддерживать учащихся в процессе выполнения тех или иных приемов. Организация внимания, выбор тона и голоса, а также контроль над своими действиями являются важными навыками для эффективного преподавателя, который также отличается высокой степенью организованности.

Коммуникативная деятельность преподавателя физкультуры не менее важна. Урок воспринимается как взаимная работа преподавателя и студента, где успех зависит от качества отношений между ними. Умение поддерживать деловые, но в то же время доверительные взаимоотношения с учащимися - это важный элемент профессиональной практики преподавателя физической культуры.

Также, рассматривая работу педагога физической культуры, нельзя недооценивать значение гностической деятельности в работе. Эта деятельность включает в себя не только знание содержания учебного предмета "физическое воспитание", но и понимание закономерностей физического и умственного развития учащихся, а также постоянное самосовершенствование на протяжении всей карьеры.

Специфика деятельности преподавателя физической культуры тесно связана с двигательной активностью, которая определяется содержанием предмета в различных формах, включая как курсовые занятия, так и внеучебные мероприятия. Для эффективной работы в этой области, преподаватель должен обладать разносторонними навыками, включая выбор правильного места для занятий, владение приемами физических упражнений, техниками помощи и страхования, а также умение проводить ремонт и изготавливать спортивный инвентарь, подготавливать площадки и дорожки. Изобретательность, критичность, остроумие и ясная, доступная речь являются ключевыми характеристиками успешного преподавателя физической культуры. При этом важно, чтобы студенты чувствовали проявление этих качеств в словах педагога.

Оценка профессиональных качеств преподавателя включает разнообразные элементы, такие как ощущение новизны в работе, проявление педагогического такта, обширные знания в области учебного предмета. Также, важными аспектами являются способность преподавателя развивать мышление, волю и эмоции студента, налаживать отношения со студентами, прививать моральные и гуманитарные ценности, а также развивать у студентов навыки, необходимые для самостоятельного обучения и проведения занятий по физическим упражнениям.

Одним из важных аспектов является способность преподавателя вызывать интерес к физическому воспитанию и предлагать индивидуальный подход в обучении и воспитании. Это требует не только хороших педагогических навыков, но и умения строить доверительные отношения со студентами, что способствует успешной реализации образовательного процесса в области физической культуры и спорта.

В области физического воспитания роль преподавателя предстает как специалиста, чья задача заключается в определении места и функций учащихся, направленных на реализацию педагогических и воспитательных целей. Основой образовательного процесса здесь является педагогическое взаимодействие, которое предполагает взаимное развитие личностных качеств как преподавателя, так и учащихся, строящееся на принципах равенства и партнерства в совместной деятельности. Координированное взаимодействие преподавателей и студентов рассматривается как ключевой механизм для достижения общих образовательных целей.

Взаимодействие с преподавателем в этом контексте считается одним из основных способов стимулирования личностного развития учащихся в ходе обучения.

Взаимодействие в контексте образования не ограничивается обменом информацией, оно также представляет собой важный аспект установления связей и отношений, определяющих эффективность совместной деятельности и стимулирующих интерес учащихся к обучению и их общему развитию. Для преподавателя (тренера) важен анализ этих взаимоотношений для корректного выбора форм и методов работы с группой учащихся, учитывая личностные качества и особенности, формирующиеся в ходе внутриколлективных отношений. Педагогическое общение представляет собой процесс взаимодействия, направленный на успешное обучение, обмен информацией, создание благоприятного психологического климата и эмоционального контакта. Помимо создания требований при взаимодействии с обучающимися, преподаватель должен организовывать их выполнение в надлежащей форме.

Подводя итоги, необходимо отметить, что профессиональную культуру педагога не следует считать простым набором неких компонентов, поскольку это комплексная характеристика личности, в которой целостно проявляются его индивидуально-творческие особенности и весь культурно-образовательный, научно-творческий, социальный и педагогический опыт.

Библиографический список

1. Багаутдинов, З. М. Концептуальная модель развития профессионализма учителя физической культуры / З. М. Багаутдинов // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 1(50). - С. 22-25.

2. Воротилова, Н. Н. Малоподвижный образ жизни и необходимость занятий физической культурой в условиях меняющейся реальности / Н. Н. Воротилова, А. С. Волкова, А. А. Туркин // Гуманитарный научный журнал. - 2023. - № 4-1. - С. 107-112.

3. Востриков, В. А. Общая характеристика и основные направления деятельности преподавателя физической культуры / В. А. Востриков // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 3. - С. 36-39.

4. Малоземов, О. Ю. Культурно-педагогические особенности личности преподавателя физической культуры в свете компетентностного подхода / О. Ю. Малоземов // Развитие высшего профессионального психолого-педагогического образования: тенденции и перспективы. - Ялта : Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2018. -С. 117-123.

5. Недобывайло В.П. Педагогическое мастерство - высший уровень профессионализма педагога. - М.: МГПУ ПИФК, 2007. - 115 с.

6. Омаров, О. М. Формирование дидактической культуры педагога в структуре вузовской подготовки бакалавров в области физической культуры и спорта / О. М.

Омаров, Б. М. Борлакова, Н. Б. Новикова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). - С. 50-59. - DOI 10.24412/1991-5497-2023-3100-50-59.

7. Самыгин С. И. Социальная педагогика для бакалавров: учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 336 с.

8. Соболь, Ю. В. Влияние физической культуры на когнитивные способности студентов / Ю. В. Соболь, С. А. Покало // Вызовы глобализации и развитие цифрового общества в условиях новой реальности : Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Москва, 24 апреля 2023 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство АЛЕФ", 2023. - С. 189-192.

9. Стрельченко, В. Ф. О профессиональной деятельности учителя физической культуры / В. Ф. Стрельченко, Л. Н. Коваль, Е. Н. Алексеева // Научно-исследовательские публикации. - 2014. - № 9(13). - С. 34-39.

10. Физическая культура в вузе и мотивация студентов / М. Ю. Точигин, С. Ю. Витько, И. Н. Моторин, И. М. Точигин // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 1. - С. 105-110.

Информация об авторах:

Воротилова Нина Николаевна, доцент, ФГБОУ ВО "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", Саратов, Россия Волкова Анастасия Сергеевна, студент, ФГБОУ ВО "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", Саратов, Россия Туркин Андрей Алексеевич, студент, ФГБОУ ВО "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", Саратов, Россия Information about the authors:

Vorotilova Nina Nikolaevna, Associate Professor, Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia

Volkova Anastasia Sergeevna, student, Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia

Turkin Andrey Alekseevich, student, Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.